Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет


СОГЛАСОВАНО

Декан ФТК

__________________ Черноруцкий И.Г.

«_____» ___________ _____ г.



УТВЕРЖДАЮ

Декан ФТК

__________________ Черноруцкий И.Г.

«_____» ___________ _____ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Управление качеством

Кафедра-разработчик

Системный анализ и управление

Направление (специальность) подготовки

220100 Системный анализ и управление

Наименование ООП

Квалификация (степень) выпускника

Образовательный стандарт

Федеральный ГОС

Форма обучения

очная


СОГЛАСОВАНО

__________________

«_____» ___________ _____ г.


Соответствует ФГОС ВПО.

Утверждена кафедрой САиУ

(протокол №  от 17.05.2011)

Зав. кафедрой САиУ

______________ В.Н. Козлов


Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали:




доцент




 

В.Е. Магер



1. Цели и результаты изучения дисциплины

1.1. Цели изучения дисциплины

Управление качеством в современных условиях международной конкуренции является востребованным на всех уровнях управления, от государственного и до уровня руководства деятельностью конкретных коллективов исполнителей.



Цель изучения дисциплины – получение студентами знаний, умений и навыков по применению принципов и методологии всеобщего управления качеством для руководства проектами и процессами деятельности организаций, использованию методов мотивации персонала и моделей систем менеджмента качества (СМК) в совершенствовании деятельности организаций, проведению анализа и представлению интегрированной информацию по качеству деятельности для принятия управленческих решений.
1.2. Результаты обучения (компетенции) выпускника, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины

Код

Результат обучения (компетенция) выпускника ООП

ОК-1

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-2

способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности

ОК-4

способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом

ОК-7

способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы)

ОК-8

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ПК-1

способностью вскрыть математическую, естественнонаучную и техническую сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, провести их качественно-количественный анализ

ПК-2

способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, интерпретировать и представлять результаты исследований

ПК-4

способностью оформить, представить и доложить результаты выполненной работы

ПК-5

способностью разработать практические рекомендации по использованию результатов научных исследований


1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Управление качеством» студент должен:

знать

  • историю развития методологии менеджмента качества;

  • концепции и принципы формирования моделей СМК;

  • процедуры аудита и сертификации СМК на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000;

  • процедуру самооценки по модели критериев Премии по качеству – «Business Excellence»;

  • методы организации процессов групповой выработки принятия управленческих решений;

  • методы мотивации персонала;

уметь

  • структурировать процессы деятельности организации;

  • проводить анализ первичной информации по качеству процессов деятельности;

  • представлять интегрированную информацию по качеству для принятия управленческих решений;

  • организовать групповую работу по выявлению, структурированию и устранению проблем;

владеть

  • методологией Всеобщего управления качеством (TQM);

  • навыками по сбору, обработке и представлению информации для анализа;

  • пониманием процедур внедрения СМК в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 и других моделей систем менеджмента качества.


2. Место дисциплины в ООП

Дисциплина «Управление качеством» согласно ФГОС ВПО 220100 «Системный анализ и управление» (степень: магистр) является дисциплиной учебного цикла М2.В преподается в 9 семестре.

Изучение дисциплины «Управление качеством» базируется на результатах освоение следующих дисциплин: «Иностранный язык», «Философия», «Теория управления», «Системный анализ и управления», «Экономика», «Основы менеджмента», «Математическая статистика»

Результаты изучения дисциплины «Управление качеством» используется при изучении следующих дисциплин: «Управление инновациями», «Системный анализ инновационной деятельности», «Проектирование инновационно-управляющих систем».


3. Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы

3.1. Виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость

ач/нед

ач/сем

Лекции

1

18

Лабораторные занятия





Практические занятия, семинары

2

36

в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме





Самостоятельная работа



14

в том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа



8

Экзамены (подготовка во время сессии, сдача)



40

Общая трудоемкость освоения дисциплины

в академических часах: 

 

в зачетных единицах: 




108

3.00


3.2. Формы контроля

Формы контроля

Количество

Текущий контроль

Контрольные работы (КРаб), шт.



Коллоквиумы (Кк), шт.

5

Расчетно графические работы (РГР), шт.



Рефераты (Реф), шт.



Курсовые проекты (КП), шт.



Курсовые работы (КР), шт.



Промежуточная аттестация

Зачёты (З), шт.



Экзамены (Э), шт.

1


4. Содержание и результаты обучения

4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы




Темы

Л

ПЗ

СРС

Э

1

1. Термины и определения. Эволюция управления качеством




1.1. Термины управления качеством

1

2

7

0

2

2. Сущность качества и управления качеством. Философия TQM,концепции управления качеством




2.1. Сущность качества и управления качеством.

1

2

7

0

3

3. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Роль и методы квалиметрии




3.1. Методы сбора и представления информации

2

4

5

0

4

4. Стандарты ИСО серии 9000. Сферы приложения методов управления качеством




4.1. Стандарты ИСО серии 9000

2

4

5

0

5

5. Документирование системы менеджмента качества




5.1. Состав и иерархия документов по СМК

2

4

5

0

6

6. Методы выработки управленческих решений




6.1. Методы выработки управленческих решений

2

4

1

0

7

7. Инвариантные модели систем менеджмента качества




7.1. Инвариантные модели СМК

2

4

5

0

8

8. Внутренние аудиты СМК




8.1. Внутренние аудиты

2

4

5

0

9

9. Обобщенный цикл управления качеством




9.1. Цикл управления качеством

2

4

7

0

10

10. Основы теории мотивации




10.1. Мотивация в управлении качеством

2

4

7

0




Итого по видам учебной работы:

18

36

54

0




Общая трудоемкость освоения: ач/зет














4.2. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины

Темы, разделы

Результаты освоения дисциплины

1. Термины и определения. Эволюция управления качеством




1.1. Термины управления качеством

Основополагающие понятия, связанные с рыночной стратегией и направленностью всеобщего управления качеством на повышение прибыльности организации. Групповая работа по терминам «Заказчик», «Поставщик». Определение ресурсов организации. Роль и функции высшего руководства в деятельности организации и обеспечении качества. Универсальный процесс производства от «заказа» до «послепродажного обслуживания». Этапы процесса в плане их представленности в международных стандартах ИСО серии 9000. Участвующие и ответственные подразделения организации. Контрольные точки процесса. Процессный подход стандартов ИСО серии 9000. Экономия затрат по принципу «предотвратить, а не исправлять». Развитие методологии от цехового контроля до Всеобщего управления качеством. Этапы эволюции подходов, связь с сопутствующими науками, развитием экономики, техники и технологий. Различие управления и контроля. Определение качества с философских и «индустриальных» позиций.



Знание истории развития методологии управления качеством

2. Сущность качества и управления качеством. Философия TQM,концепции управления качеством




2.1. Сущность качества и управления качеством.

Основные концепции, на основе которых разработаны современные методы и подходы Всеобщего управления качеством. Философия Фейгенбаума, Кросби, Деминга, Джурана, Исикавы, Тагути и др. Японская «революция» в области качества. Затраты на качество и экономика качества. Обоснованность разработки моделей систем качества. Роль мотивации и участия высшего руководства во внедрении управления качеством в любой организации. Стили и методы руководства – «заяц и черепаха». Методы определения качества деятельности организации. Системы качества, разработанные в СССР. Отличие западных подходов и внешней среды. Определяющая роль заказчика. 8 принципов TQM



Владение методологией Всеобщего управления качеством (TQM)

3. Методы сбора и представления информации о качестве процессов. Роль и методы квалиметрии




3.1. Методы сбора и представления информации

Информация как единственный источник для выработки и принятия управленческих решений. Известные способы сбора информации (контрольные листы, графики, проверочные листы выполнения заданий). Базы данных по качеству, их рубрикация. Методы предварительной обработки и представления информации. Построение гистограмм, метод «6 сигма», анализ контрольных графиков, приоритизация, построение диаграмм Парето, анализ причинности и повторяемости. Роль контроля как метода получения информации с управленческой (мотивационной) точек зрения. Квалиметрия как наука, ее методы. Место квалиметрии среди методов обработки и представления информации.



Способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами

4. Стандарты ИСО серии 9000. Сферы приложения методов управления качеством




4.1. Стандарты ИСО серии 9000

История создания и развития стандартов ИСО серии 9000. Состав стандартов. Мето-дика работы со стандартами. Формальный и неформальный аспекты внедрения систем каче-ства в соответствии со стандартами ИСО серии 9000. Разъяснение разделов ИСО 9001. Сфе-ры приложения. Соответствие содержания стандартов универсальному процессу производ-ства продукции и/или услуг. Параллельность и взаимозависимость процессов. Процесс под-готовки к аудиту системы менеджмента качества. Органы по сертификации, их выбор. Про-цесс сертификации СМК третьей стороной. Действенность и подтверждение сертификата.



Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

5. Документирование системы менеджмента качества




5.1. Состав и иерархия документов по СМК

Иерархия и состав документации на систему менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Обоснование необходимости документирования системы. Итерационный процесс разработки документации на систему менеджмента качества в любой организации. Типовой сетевой график (диаграмма Гантта) процесса внедрения и сертификации системы качества в организации. Роль и место документов нижнего уровня. Примеры «Политики в области качества». Состав и содержание «Руководства по качеству». Взаимосвязь документации на систему качества с базой данных по качеству. Роль автоматизированных систем в создании СМК. Обзор существующих программных продуктов, их возможности



Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

6. Методы выработки управленческих решений




6.1. Методы выработки управленческих решений

Групповая работа. «Кружки качества» - история возникновения и преимущества работы в группах. Привлечение к групповой работе представителей перекрестных подразделений. Мозговая атака как главный метод достижения консенсуса в группе. Причинно-следственная диаграмма. Матрицы приоритизации. Гистограмма. Диаграмма Парето. Причинно-следственная диаграмма. Диаграмма противостояния как результат SWOT-анализа. Роль высшего руководства в организации групповой работы.



Способность принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия

7. Инвариантные модели систем менеджмента качества




7.1. Инвариантные модели СМК

Модель системы качества на базе критериев Премии по качеству. Отличие от модели ИСО 9000. Разница в подходах к оценке системы. Опыт применения критериев Премии по качеству в России и за рубежом. Инвариантность модели. Альтернативные модели систем качества, применяемые в специфических областях производства.



Понимание процедур внедрения СМК в соответствии с требованиями между-народных стандартов ИСО серии 9000 и других моделей систем менеджмента качества

8. Внутренние аудиты СМК




8.1. Внутренние аудиты

Обоснование необходимости проведения внутренних аудитов для повышения конкурентоспособности. Принципы проведения аудита и требования стандарта ИСО 19011-2002. Статус внутренних аудиторов. Личные качества внутренних аудиторов. Методика аудита и отчетность. Обратная связь по результатам внутреннего аудита.



Умение проводить анализ первичной информации по качеству процессов деятельности и представлять интегрированную информацию для принятия управленческих решений

9. Обобщенный цикл управления качеством




9.1. Цикл управления качеством

Методика решений проблем. Приоритизация проблем и роль мотивации. Генерация решений. Бенчмаркинг как инструмент поиска решений. Внедрение инноваций – метод совершенствования процессов деятельности. Создание временных коллективов и реализация проектов по улучшениям. Документирование результатов изменений. Анализ результатов. Спираль качества по Д. Джурану.



Способность разрабатывать программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию

10. Основы теории мотивации




10.1. Мотивация в управлении качеством

Мотивы поведения человека в производственной среде. Индивидуальная мотивация. Мотивация групп и её взаимосвязь с индивидуальной. Контроль и интерпретация его в со-временном видении. Роли руководителей разного уровня. Влияние руководства на мотивацию персонала. Необходимость обучения всех уровней организации.



Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями


5. Образовательные технологии

Практические занятия реализуются в форме семинаров на основе интерактивной работы со студентами и по тематике, которую они в ряде случаев сами выбирают для обсуждения.

Занятия, связанные с освоением разделов «Документирование системы качества», «Методы выработки управленческих решений», «Инвариантные модели систем качества» проводятся в компьютерном классе.
Занятия в активной и интерактивной формах


Занятия в интерактивной форме

Объём, ач


6. Лабораторный практикум

Лабораторный практикум развернутым учебным планом не предусмотрен


7. Практические занятия

Занятие № 1.

Мозговая атака. Методика проведения. Роль и функции ведущего. Определение понятия «качество». Генерация и группирование предложений. Достижение консенсуса группы. Формирование общего понимания термина.



Занятие № 2.

Построение гистограммы по заданному массиву исходных данных. Правила группирования данных. Выбор верхних и нижних границ интервалов. Кластеризация данных. Формирование таблицы частот. Построение гистограммы. Анализ на основе полученного статистического распределения.



Занятие № 3.

Построение диаграммы Парето по заданным или выбираемым студентами проблемам. Проведение мозговой атаки по ранжированию причин возникновения проблемы. Формирование таблицы процентного соотношения значимости (весомости или стоимости) причин. Построение диаграммы. Анализ. Повторяемость и воспроизводимость. Требования к сборы первичных данных.



Занятие № 4.

Диаграмма Исикавы (причинно-следственные зависимости). Правила построения. Состав основных причинных категорий. Выбор проблемы (по согласованию со студентами). Поиск причин с последовательным углублением. Метод «5 почему». Отражение результатов анализа на диаграмме. Приоритизация причин. Нахождение корневых и основных причин возникновения проблемы. Выводы. Возможности воспроизведения.



Занятие № 5.

Диграф взаимозависимостей. Цели и правила построения. Выбор проблемы (по согласованию со студентами). Мозговая атака по определению основных причин возникновения проблемы. Формирование «костяка» диаграммы. Мозговая атака по нахождению сильных и слабых взаимозависимостей. Анализ результатов. Определение главного мотива и его следствия в возникновении проблемы.


8. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  1. Деминг У.Э. Выход из кризиса. – Тверь: Альба, 1994. – 498 с.

  2. Зверев В.В,, Козлов В.Н., Магер В.Е. и др. Анализ мирового и российского опыта создания систем управления качеством / СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2006, 114 с. (Управление качеством в современном вузе. Вып. 1).

  3. Иняц Н. Малая энциклопедия качества. В трех частях. Часть 3. Современная история качества / Под общей ред. Ю.В. Василькова и Н.Н. Аниськиной / Пер. с хорватского Л.Н. Белинькой. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 224 с.

  4. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер.
    с англ. / Под. ред. А.В. Гличева. – М.: Экономика, 1988. – 215 с.

  5. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы / Под ред. Дж. Джурана. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 208 с.

  6. Маслов Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM – М.: Стандарты и качество, 2008. – 152 с.

  7. Нив Г. Пространство доктора Деминга. В 2-х кн. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

  8. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-х т. – СПб.: Наука, 2007. – 1 том – 505 с., 2 том — 654 с.

  9. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. — СПб.: ИВЭСЭП, 2005. – 317 с.

  10. Управление качеством: учебник для вузов // Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.

  11. Федюкин В.К., Дурнев В.Д., Лебедев В.Г. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с.

  12. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: Сокр. пер. с англ. /Автор предисловия и науч. ред. Н. В. Гличев. – М.: Экономика, 1996. – 98 с.

  13. Харрингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр.пер. с англ. – М.: Экономика, 2009. – 531 с.

  14. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы / Пер. с англ. А. Раскина / Науч. ред. Ю.П. Адлер и С.Е. Щепетова. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. – 232 с.

  15. DETRIE Philippe. Conduire Une Demarche Qualite. – Editions d'Organisation, 2001. – 416 p.

  16. FREYSSINET Muriel, PEREZ Juan-Jose. Etapes Pour Reussir Votre Certification. AFNOR, 2001. – 172 p.

  17. J.M. Juran. F.M.Gruna. «Juran’s Quality Control Handbook». Forth Edition. McGraw-Hill Inc., 1993.

  18. MITONNEAU Henri. ISO 9000 Version 2000. Qualite references. – DUNOD, 2001. –
    198 p.

  19. CATTAN Michel, IDRISSI Nathalie, KNOCKA-ERRT Patrick. Maitriser Les Processus De l'Entreprise, GUIDE OPERATIONNEL. – Editions d'Organisation, 2001. – 285 p.

  20. MASSOT Pierre, LAGARDE Didier, NASIADKA Philippe, BELLAICHE Michel. Mode d'Emploi Pour Les PME ISO 9001. – AFNOR, 2001. – 282 p.


Примерное распределение времени самостоятельной работы студентов

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Адрес сайта курса

http://saiu.ftk.spbstu.ru


9.2. Рекомендуемая литература

Основная литература



Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания

Год изд.

К-во экз.

Место хранения

1

Управление качеством / В. Е. Магер — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010

2010

7

Библиотека

или










Управление качеством / Козловский В. А. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007

2007

55

Библиотека

Дополнительная литература

  1. Статистические методы в управлении предприятием: доступно всем / Васильков Ю.В., Иняц Н — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008

  1. Электрон. версия печ. публикации. – Доступ из локальной сети ФБ СПбГПУ / ftp://ftp.unilib.neva.ru/dl/local/646.pdf


9.3. Технические средства обеспечения дисциплины

Технические средства освоения дисциплины включают:



  • компьютерную презентацию материала;

  • тесты.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает специализированный класс для проведения практических занятий, имеющий следующее оборудование:



  • мультимедиа-проектор;

  • проекционный экран;

  • лазерная указка;

портативный компьютер (notebook)
11. Критерии оценивания и оценочные средства

11.1. Критерии оценивания

Итоговый контроль по окончании курса в форме экзамена по билетам


11.2. Оценочные средства

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

1) Термины управления качеством. «Заказчик», «Поставщик». Виды поставщиков.

2) «Руководство». Функции руководства.

3) «Ресурсы». Состав ресурсов.

4) Универсальный процесс производства продукции и/или услуги. Последовательность действий. Составляющие процессы деятельности.

5)Ответственные подразделения организации.

6) Контрольные точки процесса. Виды контроля.

7) Обратные связи. Обоснование главной концепции управления качеством.

8) Предприятие и его окружение. Двусторонние взаимодействия. Выводы.

9) История управления качеством. Определения понятия «качество» как философской категории.

10) Определения понятия «качество» в индустриальном аспекте.

11) Исторические этапы эволюции: от цехового контроля к управлению качеством процессов. Место квалиметрии.

12) Виды контроля в индустриальном представлении. Их различия.

13) Роль и место стандартов ИСО серии 9000. История создания стандартов.

14) Сравнение концепций ИСО 9000, западных подходов и систем, разработанных


в СССР.

15) Философия управления качеством. Эдвардс Деминг – 3 аксиомы, 14 постулатов.

16). Филипп Кросби – концепция «Zero Defects».

17). Филипп Кросби – решетка зрелости, 14 шагов к совершенству.

18) Джозеф Джуран – непрерывное улучшение.

19). Каору Исикава – 4 положения японской философии управления качеством.

20) Генити Тагути – 7 положений концепции «инжиниринг качества».

21) Причины успеха Японии в вопросах мировой конкуренции. Различия в подходах


к управлению качеством в США, странах Западной Европы и Японии.

22) 8 принципов Всеобщего управления качеством.

23) Методы генерации идей, сбора и представления данных. Мозговая атака.

24) Контрольные карты Шухарта.

25). Контрольные листы.

26) Гистограмма.

27) Диаграмма Парето.

28) Причинно-следственная диаграмма.

29) Диграф взаимозависимостей.

30) Управление качеством. Определение и основные положения системы менеджмента качества (СМК).

31) Состав документации на СМК.

32) Внедрение СМК – формальный и неформальный аспекты.

33) Методика поиска и решения проблем (обобщенный цикл управления качеством).

34) Сертификация систем менеджмента качества. Понятие сертификации. Различия в сертификации продукции и СМК. Сферы приложения.

35) Органы сертификации и вопросы признания сертификатов.

36) Процедура сертификации. Ответственность сторон.

37) Модель премии Правительства РФ в области качества. Отличие процесса оценки СМК от аудита по ИСО 9001.

38) Мотивация. Основные положения индивидуальной мотивации.

39) Способы мотивации.

40) Контроль. Положения, порождающие отрицательное отношение к контролю.


12. Методические рекомендации по организации изучения дисцииплины

Преподавание дисциплины «Управление качеством» как в форме лекций, так и в форме практических занятий насыщено конкретными примерами из отечественного и зарубежного опыта.


Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины управление качеством Кафедра-разработчик Системный анализ и управление
231.73kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Сертификация систем качества» Специальность: 220501- управление качеством
107.13kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины теоретическая механика Кафедра-разработчик Теоретическая механика
338.13kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование социально-экономических процессов» Направление 080500 Менеджмент
272.37kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления/ специальности [220501. 65 Управление качеством], подготовки специалиста
385.39kb.
3 стр.
«Системный анализ, управление и обработка информации»
49.73kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины профессионально-ориентированный перевод
205.39kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика и управление приборостроительным производством»
167.43kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа дисциплины «биржевое дело»
84.45kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Кафедра государственно-правовых дисциплин рабочая программа учебной дисциплины финансовое право
892.98kb.
4 стр.
Адаптивное управление качеством строительной продукции
370.13kb.
1 стр.