Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Западное окружное управление образования ГОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением области знаний «Искусство» № 324 «Проектирование Центра образования «Жар-птица» как культурно-образовательного комплекса района Проспект Вернадского» Третья программа развития - 2006-2010 гг.
Москва 2007 год Символом нашей школы является сказочная Жар-птица. Она живёт в нашем гимне, на флаге, грамотах и даже на нашей школьной печати. Почему именно Жар-птица? Ответ можно найти в школьном гимне, слова и музыку которого сочинила учитель нашей школы Боброва Н.А.. В 2006 году гимну исполнилось 10 лет. Школьный гимн «Жар-птица»
Все школьные советы запомним навсегда. Мы жизни современной должны законы знать И честь любимой школы достойно защищать. 2. Со школьного порога судьбу свою вершим! Пусть испытаний много - дойдем мы до вершин. И будем мы стремиться не ползать, а летать. Прекрасная Жар-птица нам будет помогать.
Жар-птица – это краски для сердца и ума, И для души, что рвется в неведомый полет, Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.
ГОУ школа №324 Западного округа г. Москвы была открыта в 1963 году на улице Лобачевского, дом 54 (район «Проспект Вернадского», квартал 34-35), телефон: (495)431-19-87, факс: (495)432-97-11, e-mail: school324@mail.ru, сайт: www.s324@mail.ru. Директор школы – Зотова Елена Борисовна, кандидат педагогических наук. В апреле 2003 года школа была аккредитована на новый статус ГОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением области знаний «Искусство» №324. В настоящее время в 19 классах обучаются 455 учащихся. Учебный план помимо традиционных предметов включает сольфеджио, хор, ритмику, музыкальную литературу, вокал, музыкальный инструмент. Учащиеся изучают два иностранных языка – английский и французский. Один из этих языков преподается на базовом уровне, второй – в рамках дополнительного образования. С 1 класса изучается информатика. В старшей школе открыты профильные классы. Гуманитарный класс профилирован на МПГУ, МГПУ, РГПИ и АТиСО, физико-математический - на МИРЭА и МГТУ им. Баумана. В 1975 году был открыт Музей Боевой славы Второй гвардейской Краснознаменной танковой армии, который стал основой гражданско-патриотического воспитания. С 1990 года в школе проводится экспериментальная работа. В настоящее время школа является ресурсным центром - площадкой второго уровня двух городских экспериментальных проектов. Среди учителей двое имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 7 награждены званием "Отличник народного просвещения", 5 – «Почетный работник общего образования РФ»; 2 – грант Мэра, 3 – имеют кандидатскую степень, один докторскую степень, четверо обучаются в аспирантуре. В последние годы в школу пришло много молодых учителей (16%). Содержание Программы развития
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты. И тогда наш труд оправдан». Г. Нейгауз Ключевая проектная идея направлена на создание Центра образования «Жар-птица», как культурно-образовательного комплекса района Проспект Вернадского, вокруг которого начинает формироваться новое образовательное пространство. Центр образования «Жар-птица» будет включать:
Задачами проекта являются:
Идея создания Центра образования прорабатывалась и обсуждалась различными структурами:
1.2. Приоритетные цели, ожидаемые результаты С 1998 года в районе Проспект Вернадского, в котором располагается школа №324, начала развиваться программа «Переселения пятиэтажек». Основной контингент учащихся проживает в домах, подлежащих сносу и переселению в район Тропарево-Никулино, а также в Солнцево и Южное Бутово. В течение 7 лет происходит смена состава учащихся школы. К сожалению, новые дома строятся очень медленно, а те, что построены, уже несколько лет не заселяются. По плану развития района строительство внешкольных учреждений не предусмотрено. Превращение района в довольно большую стройплощадку и отсутствие детских досугово-культурных центров может привести к негативным социальным последствиям. В связи с этим Центру образования «Жар-птица» необходимо занять активную позицию в социуме. Построение эффективной системы управления, применение новых методов и технологий работы с учащимися, создание оптимального учебного плана Центра образования, на основе системной интеграции базового и дополнительного образования и в целом успешная реализация данного проекта, позволит нам:
2. Содержательная часть программы 2.1. Аналитическая часть 2.1.1. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа Под социальным заказом на образование мы понимаем всю совокупность образовательных потребностей, запросов, ожиданий, надежд, чаяний, требований, спроса, которые предъявляются или могут быть предъявлены системе образования, школе любыми социальными субъектами в самых различных формах и с самой разной степенью требовательности. В отличие от однообразного технократического образования, которое существовало до начала 90-х годов, общество постепенно сформировало новый социальный заказ для школы. Приоритетами развития школы стали:
Если рассматривать гуманизацию образования как процесс, как результат развития и самоутверждения личности, то новый подход к формированию «человека культуры» обусловливает принципиально иной подход к формированию целей и содержания образования. Наметившаяся тенденция развития экономики, социальной и культурной сферы, потребует формирования и развития «человека культуры», то есть высокообразованного человека в таких понятиях культуры, как «нравственная культура», «эстетическая культура», «информационная культура», «гуманитарная культура», «техническая культура» и т.д. Сравнивая требования основных социальных заказчиков – родителей будущих первоклассников, мы видим, что если всего десять лет назад, многие родители не задумывались в какую школу отдавать ребенка, то теперь современные родители выдвигают к школе определённые требования: высокий уровень качества образования, возможность изучать английский язык с первого класса, наличие хорошего материально-технического оснащения, возможность получения дополнительного образования непосредственно в школе (хореография, изобразительное искусство, обучение игре на музыкальном инструменте, спортивные секции), эстетическое оформление школьного пространства. Значительно уменьшился процент родителей, обучающих своих детей в специализированных музыкальных, художественных школах, учреждениях дополнительного образования в связи с занятостью родителей, отсутствием возможности водить ребенка в другое учебное заведение в течение дня. 2.1.2. Анализ исходного состояния Главное, для чего существует школа как социальная и социально ответственная организация - ее социально значимые результаты. Они являются следствием успешной или неудачной реализации школой ее функций по отношению к учащимся, социуму, учителям и тех процессов, которые школа организует для выполнения своих функций. К таким социально значимым результатам относятся следующие: 1. «продукт школы» - выпускник школы с его уровнем образования; 2. суммарные результаты работы школы - общее количество выпуска учащихся с учетом сохранности контингента, число школьников, продолжающих образование или трудоустроенных в различные структуры; 3. социальный вклад школы и социальные последствия ее работы - опосредованные и отсроченные результаты работы школы, проявляющиеся в обществе через выпускников во всех областях жизни. Эти результаты намного труднее изучить и измерить. Некоторые из вышеперечисленных результатов можно увидеть сразу, а некоторые позитивные последствия работы школы мы можем только прогнозировать. И все-таки, в жизни школы есть постоянные результаты, которые можно увидеть. Самые значительные из них называют достижениями. Иногда эти достижения охватывают весь коллектив, иногда это заслуга небольшой группы, но они не становятся от этого менее значимыми. Наиболее характерными достижениями нашей школы являются следующие:
Однако существуют и слабые стороны образовательной практики, которые при успешной реализации проекта могут быть минимизированы:
2.1.3. Анализ инновационного потенциала школы Общий инновационный процесс в школе складывается из совокупности процессов обновления ее различных участков – отдельных инновационных процессов – (нововведений). В течение нескольких лет коллектив школы работает в 4-х режимах, которые взаимосвязаны между собой, и разделить их можно весьма условно:
2. Экспериментальный - изучение и освоение новых технологий обучения, внедрение информационных технологий в предметные области и управление, мониторинг образовательной системы, создание интегрированных курсов, общешкольных проектов. В течение десяти лет мы являемся экспериментальной площадкой кафедры «Гуманитарного образования» АПКиПРО. Результаты экспериментальной работы представляются как в самой школе на семинарах, конференциях, так и на окружных и городских семинарах, выставках, конференциях, круглых столах. 3. Режим развития или инновационный. В настоящее время мы являемся ресурсным центром - площадкой второго уровня двух сетевых городских проектов:
В экспериментальном режиме решаются актуальные проблемы содержания образования, создание оптимального плана профильной школы, разработки системной модели, которая позволяет четко представить и осмыслить сущность и сложившиеся на данный момент взаимосвязи социальной, организационной и образовательной подсистем школы. 4. Внедренческий режим - перенос результатов предыдущей экспериментальной деятельности в практику массовой школы. Ежегодно проводятся 2-3 семинара, открытые уроки и мастер-классы для учителей Москвы и России; индивидуальные консультации по вопросам управления. 2.1.4. Анализ системы внутришкольного управления Проблемам управления школой мы уделяем особое внимание. Это связанно со сложной организационной системой управления нашей моделью школы. Под системой управления школой мы понимаем «…совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции». Основное предназначение системы внутришкольного управления – обеспечение успеха школы, достижение важнейших результатов жизнедеятельности в виде определенных характеристик выпускников, их жизнеустройства после школы, социального признания школы, ее востребованности. Достижение таких результатов школы возможно только на основе обеспечения соответствующих характеристик строения, функционирования и развития школы, которые рассматриваются как важнейший результат управления. Изучение эффективности модели системы управления нашей школой проводилось в 2003 и 2004 году. На основании проведённого мониторинга были выявлены специфические черты нашей школы как объекта управления, значимые для управления особенности и определены задачи, расставлены приоритеты (Зотова Е.Б. «Система управления общеобразовательной школой музыкально-эстетической направленности», диссертационное исследование). 2.1.5. Анализ образовательной системы школы В течение трёх лет коллектив школы работал в городской инновационной сети «Развитие школьных образовательных систем». За этот период времени были завершены экспериментальные проекты: Экспертиза образовательной среды школы 2003-2004 гг.; Мониторинг образовательной системы школы 2004-2005 гг. Проведенная экспертиза выявила, с одной стороны, высокую степень комплиментарности между организационной моделью школы в целом и образовательной моделью «музыкальной» кафедры. С другой стороны, обнаружен «ряд разрывов» в построении системы управления, несоответствие между образовательными моделями других кафедр, существенное «отставание» общеобразовательной подсистемы от инновационных возможностей, которые заключены в высоко эффективной организационной структуре школы («Заключение по итогам системной психолого-педагогической экспертизы школы №324» Центра экспертизы и проектирования образовательных систем). Проведённые по итогам мониторинга педсоветы, тренинги, мероприятия были направлены на решение целого ряда проблем, а мониторинг 2007 года станет основой для построения стратегии развития образовательной системы Центра образования. 2.2. Стратегия программы развития 2.2.1. Миссия и ценностные установки Центра образования Мы видим основную и особую миссию нашего Центра образования, прежде всего в сохранении огромного наследия Российской и мировой культуры, в воспитании в детях духовности, любви и уважения к Отечеству, традициям народа, в подготовке выпускников школы с высоким уровнем интеллекта и культуры, активных проводников культуры.
Исходя из этого основными для Центра образования «Жар-птица» являются такие функции:
2.2.2. Основные целевые устремления, модель выпускника Ребёнок является главной ценностью, а ведущими целевыми устремлениями становятся такие:
Выпускника нашего Центра образования мы видим:
2.2.3. Стратегия развития школьной внутренней среды, общего фона жизнедеятельности. Принципиальной особенностью Центра образования «Жар-птица» является признание приоритетной роли внутренней среды школы, в которой интегрируются науки и искусства. Причем такой подход мы рассматриваем с точки зрения «экологии культуры». Поскольку для человека «важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности» (Д.С.Лихачев). Основными характеристиками внутренней среды мы считаем разнообразие, богатство возможностей, открытость, комфортность, диалогичность, недирективность, духовная и эмоциональная насыщенность, толерантность, естественность, востребованность творчества, наличие свободных зон развития и клубного пространства, сохранение и культивирование традиций. Предполагается, что таким образом организованная среда будет действовать «в унисон» с основными линиями образовательного процесса. К числу наиболее важных компонентов внутренней среды школы как объекта управления мы относим прежде всего такие: 1.) образовательную подсистему школы (как единство обучающей и воспитательной составляющих), в которой осуществляется главный для школы - образовательный процесс; 2.) обеспечивающую подсистему школы (как единство ресурсного обеспечения образовательного процесса и общего жизнеобеспечения школы), в которой осуществляются процессы получения, производства, распределения, использования, сопровождения, развития перечисленных выше ресурсов; 3.) коллектив школы (школьное сообщество как единство взрослого и детского коллективов), который осуществляет все основные процессы жизнедеятельности школы; 4.) организационную структуру школы, то есть внутреннюю организацию школы, набор школьных подразделений, должностных постов, формальных функциональных обязанностей и полномочий, сеть вертикальных и горизонтальных связей, связанный с ними набор правил, процедур, официальных регламентов жизни школы. 5.) Внутренний ситуационный фон школьной жизни, то есть такое реальное пространство, которое рождается в результате взаимодействия людей в школе и внешних влияний на нее, на фоне которого происходят все события школьной жизни. То, что мы называем укладом жизни школы, организационной культурой, социально-психологическим климатом, общественным настроением и общественным мнением и т.д., а также о взаимодействии между формальной и неформальной сторонами школы как организации. Важную роль в организационной культуре играет атрибутика школы. Прежде всего, она объединяет весь коллектив. Принципиальным для нас стал выбор символа школы, гимна, флага, школьной печати. 6.) Подсистему внешних связей, необходимых для успешной работы школы. 7.) Управляющую подсистему школы, в которой осуществляются управленческие процессы и объектом которой являются все вышеперечисленные подсистемы, а также и ее собственная управленческая деятельность. Взаимодействие всех этих подсистем и процессов между собой и порождает уникальный внутришкольный контекст, неповторимую внутреннюю среду школы, образует определенный уровень возможностей - потенциал школы. На основании проведённого мониторинга по изучению эффективности модели системы управления были выявлены специфические черты нашей школы как объекта управления, значимые для управления особенности и определены задачи и выделены ключевые свойства управляющей системы Центра образования.
Система управления Центра должна быть: адаптивной, ценностно-ориентированной (первичность ценностей и ценностного самоопределения по отношению к целеполаганию); мягкой (главное не приказы и администрирование, а договоренности и соглашения в коллективе); гуманной (взаимодействие человека с человеком, учителя с учеником, руководителя педагога и родителя; искренняя обеспокоенность самочувствием в школьной среде); рефлексивной (стремящейся к самопознанию и познанию школы не только как учебной организации, но и как сложного саморазвивающегося организма); ориентированной на достижение и поддержание успеха; инициативной; лидерской (предполагающей наличие лидеров и культивирование роста лидеров из среды учителей и учащихся); сочетающей демократичность и единоначалие (по принципу сообщество и лидер); целеустремленной (направленной на развитие и выращивание выпускника соответствующей модели); адаптирующей (умеющей не только приспособиться или использовать возможности современной ситуации в обществе, но и воздействующей на внешнюю среду). В управляющей системе школы особое значение имеет ориентация на качество исполнения значимых видов деятельности школьного сообщества, а также на социальные последствия деятельности. Между всеми субъектами управления должны быть согласованы следующие представления:
Задача администрации школы:
2.2.5. Перспективы развития организационно-образовательной системы На основании проведённого исследования организационно-образовательной системы было выявлено, что логика стратегического развития Центра образования может предполагать построение интегративно-матричной модели организационной системы школы с элементами инновационно-модульной образовательно-организационной модели. На рисунке приведена организационно-образовательная модель школы. ![]() Из модели видно, что для достижения поставленных целей необходима
Очень коротко мы остановимся на тех инновационных процессах, над которыми работаем в настоящее время и продолжим работать в дальнейшем.
2.2.7. Стратегия развития образовательной системы Основными принципами образовательного процесса Центра образования «Жар-птица» являются:
Одна из задач образования – социализация личности, которую можно представить как осуществляемый в деятельности процесс вхождения ребёнка в общество, процесс социальной адаптации личности. Средством социализации в школе становится включение ребёнка в различные виды деятельности. Построение системы непрерывного образования и развития Организация подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе осуществляется в детских дошкольных учреждениях №213, №215, №272, №463, с коллективами которых администрацией школы заключены договора о сотрудничестве. Совместная работа, основанная на здоровьесберегающих технологиях и учитывающая особенности развития ребенка, позволяет детям успешнее адаптироваться в школе. Непосредственно в школе открыты дошкольные группы раннего эстетического развития «Почемучка» для детей, не посещающих детский сад.
В нашей школе с углубленным изучением области искусства профильное образование начинается с 1 ступени. Так как сенситивным периодом развития музыкальных способностей является возраст ребёнка 3-7 лет, наиболее оптимальным становится включение ребенка в активную музыкально-эстетическую деятельность с первого класса, в возрасте 6-7 лет. В учебный план базовой инвариантной части помимо основных предметов включаются музыкальные: сольфеджио, развитие голоса, хор, ритмика с элементами хореографии. Уже на первых этапах обучения ребёнок погружается в активную музыкальную деятельность. Игорь Стравинский подчеркивал, что стремительный прогресс в распространении музыки механическими способами, неслыханная легкость знакомства с музыкальными произведениями безо всяких усилий развивает в людях лень и равнодушие… «Ибо в музыке, более чем в какой-либо другой области искусства, понимание дается лишь тем, кто совершает какое-то действенное усилие. Одного пассивного восприятия недостаточно…, ибо можно слушать, но не слышать, смотреть и не видеть». Средняя школа продолжает развитие ребёнка, используя новые подходы и технологии, в соответствии с личностно-возрастными особенностями учащихся. В нашей модели школы особая роль отводится гуманитарно-эстетическому образованию. Основные направления работы кафедры гуманитарных наук:
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. В 2006-2008 гг. планируется:
Профильное обучение является одним из приоритетных направлений модернизации образования. Каждая школа создает свою оптимальную модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. В старшей школе, начиная с 9 класса, где учащиеся начинают определяться в выборе будущей профессии, происходит специальное формирование профильных классов. Многие элективные курсы основываются на творческой деятельности учащихся и создаются под определённый творческий проект. Ребята одновременно могут выбирать разные спецкурсы, иногда даже из разных профилей. Художественно-эстетический профиль предполагает ознакомление с профессиями, связанными с различными направлениями искусства и отражающими связь «человек – художественный образ», а также расширение и углубление знаний в области различных искусств, овладении новыми умениями и навыками. Данный профиль включает предметы и спецкурсы: вокал, актёрское мастерство, сценическое движение, фортепиано, хор, вокальный ансамбль, сольфеджио, хореография. Помимо художественно-эстетического и гуманитарного профиля в 9-ом классе на основе результатов профориентационной и анкетной диагностики формируется физико-математический профиль, который ориентирован на дальнейшее обучение в технических ВУЗах (с МИРЭА школа имеет договорные отношения 9 лет). Спецкурсы данного профиля – углублённое изучение физики, математики, программирования. Многие выпускники физико-математического класса продолжают образование и в других технических ВУЗах: МВТУ им. Баумана, МЭСИ, МЭИ, МГУ и др. Кафедры естественно-математического цикла в течение 2007-2008 гг. планируют сконцентрировать свои усилия на следующих направлениях:
Учебный план Центра образования «Жар-птица» составляется на основе федерального и регионального базисного учебного плана, в плане соблюдаются нормативы максимальной аудиторной нагрузки, нормативы базового и регионального компонентов. При этом большая роль в учебном процессе отводится дополнительному образованию. В Центре образования помимо реализации на уроках дополнительное образование будет представлено следующим образом:
Именно в дополнительном образовании возможен путь погружения в культуру через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнёрство рождает особый спектр отношений, задаёт определённую специфику образования. Такой широкий спектр направлений дополнительного образования диктует необходимость разработки программ, сценариев, изыскания дополнительных ресурсов (кадры, помещения, материально-техническая база) и самое главное развитой организационной культуры, продуманной системы событий - праздников, творческих дел, игровых мероприятий как для отдельного класса, так и для всей школы. Программа дополнительного образования Центра включает четыре основных направления: художественно-эстетическое, патриотическое, научно-техническое, спортивно-оздоровительное. 2.3. Основные этапы, сроки, ответственные Календарный план реализации (Приложение 1) разработан на 2006-2010гг. по следующим программам: Программа качества образования, Программа профильного образования, Программа внедрения ИКТ, «По ступенькам мастерства», «Передаём опыт», «Обобщаем опыт», «Общешкольный проект», «Здоровье и безопасность», Программа новых возможностей развития (разработана с учётом запланированного строительства нового здания в 2008-2009 гг.). 2.4. Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата В течение нескольких лет отрабатывался механизм проведения экспертизы и мониторинга. Созданы диагностические методики, анкеты, которые проводят психологи и учителя под руководством научного руководителя д.пс.н. Ясвина В.А.. По итогам диагностики проводятся тренинги, а также обсуждения на педсоветах, кафедрах. Данная работа будет продолжена и при реализации новой программы развития. Экспертиза и мониторинг проводятся на основе методики оценки, организационной культуры К. Камерона и Р. Куинна, адаптированной для школьной организации. Исследуются измерения модальности типа среды на уроках и на занятиях в рамках дополнительного образования, экспертиза образовательной среды конкретного педагога. Модальность образовательной среды измеряется в следующих показателях: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, мобильность и устойчивость. С целью изучения эффективности модели системы управления, были использованы методики Моисеева А.М., Хавроничева В.Н., Рожковой Н. И. Созданы механизмы измерения качества образования по каждому направлению работы. Индикаторами качества образования являются такие:
2.5. Риски и минимизация их влиянияПредусмотрена минимизация рисков, так как постоянно фиксируются и отслеживаются проблемные зоны и точки «разрыва» между запланированными и проводимыми проектами. Среди рисков могут быть:
2.6. Финансовый план реализации программы Финансовый план программы разработан на 2007 год (Приложение 2.) Смотрите также: Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
120.17kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
313.47kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
70.13kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
1337.17kb.
9 стр.
Департамент образования города Москвы Юго-Западное окружное управление образования
807.23kb.
6 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
1235.78kb.
7 стр.
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования
355.55kb.
1 стр.
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования
38.38kb.
1 стр.
Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования
47.91kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
19.66kb.
1 стр.
Департамент образования г. Москвы Западное окружное управление образования Департамента образования
55.31kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования 57.54kb.
1 стр.
|