Главная
страница 1



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Проектирование» для специальности 070601.62 «Дизайн» подготовки бакалавра.





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Отделение Дизайн

Программа дисциплины "Художественно-техническое редактирование"
для специальности 070601.65 «Дизайн», квалификация «Графический дизайн», подготовки специалиста 5 курс

Авторы программы:

Шерифзянов Рустам Шамильевич,

доцент


rsherifzyanov@hse.ru

Платова Ольга Георгиевна,

старший преподаватель

oplatova@hse.ru

Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г.

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь ________________________ [подпись]


Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 070601.65 "Дизайн", специализация "Графический дизайн", для подготовки бакалавра 2 курса по дисциплине "Проектирование".


Программа разработана в соответствии с:

- ГОС ВПО по направлению подготовки 072500 ДИЗАЙН:

- Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 070601.62 "Дизайн" специализация «Графический дизайн» утвержденным в 2012 г.

2. Цели освоения дисциплины


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Художественно-техническое редактирование» относится к основным базовым дисциплинам по специальности 052400 «Дизайн» в блоке специальных дисциплин федерального компонента, по специализации 01 «дизайн графический».

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста высшего профессионального образования по специальности 052400 «Дизайн».

В области графического дизайна необходимы специалисты, способные не только осмысливать и воплощать печатное издание как целостное художественное явление, конструктивно работать с текстом и художественным образом, но чётко представлять художественную и техническую стороны издательского процесса. При составлении учебной программы автор опирался на основные задачи оформления и параметры предпечатной подготовки полиграфической продукции, с воплощением которых в дальнейшем будут сталкиваться студенты. Эти задачи решаются как художественными, так и технико-полиграфическими средствами. Отсюда распространённое в издательской практике деление оформления на художественное и техническое, т. е. разделение работы по оформлению между двумя отделами – художественной и технической редакциями. Однако, важно отметить, что художественное и техническое оформление тесно переплетаются и неразрывно связаны между собой. Именно поэтому настоящий курс призван дать студентам представление не только о художественных особенностях оформления печатных изданий, о взаимоотношениях текста и визуального образа, о специфике работы книжного дизайнера, но дать знания о технических параметрах и технологических требованиях в производстве печатной продукции. Отталкиваясь от полученных студентами общих представлений о специфике издательского процесса, о технических, экономических и организационных моментах, автор, в конечном итоге, обращает их внимание на подготовку издания как на целостный продукт художественного творчества.
1. Цель дисциплины.

Главной целью изучения данной дисциплины являются:

- приобретение студентами теоретических и практических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книг, журналов, газет и другой печатной продукции, умения и навыков в области внешнего и внутреннего оформления книжных изданий;

- привить студентам знания в сфере методики художественного и технического редактирования, определить роли редактора и дизайнера в организационной и технологической цепочке издательско-полиграфического производства в процессе издания печатной продукции.


2. Задачи дисциплины.

Из основных целей вытекает решение следующих задач:

- изучение внутренних, внешних элементов и средств оформления печатных изданий, ознакомление с конструкцией, пространственной структурой, динамическими свойствами печатного издания, формирование у студентов навыков дизайна и макетирования с целью создания композиций внутреннего и внешнего оформления многостраничных изданий;

- знание методов и приемов шрифтового и не шрифтового оформления печатной продукции;

- формирование практических навыков оформления различных типов зданий и художественных критериев выбора полиграфических материалов и технологий;

- знакомство с основными форматами изданий;

- ознакомление с классификацией шрифтов, понятиями удобочитаемости шрифтов и пр.;

- ознакомление с типами иллюстраций, элементами декоративного оформления;

- ознакомление с видами и элементами текстовых полос, их оформлением, возможностями и путями художественной интерпретации текста;

- ознакомление с методикой художественного и технического редактирования;

- изучение компьютерных технологии в оформлении изданий.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения курса студент должен:

- знать основные задачи макетирования, конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, владеть представлениями о задачах, решаемых в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий;

- знать основные форматы изданий, основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов;

- знать классификацию печатной продукции

- знать схему издательского процесса.

- владеть методикой и знать основные этапы процесса редактирования

- знать систему типометрии в полиграфии;

- иметь навык работы со знаками разметки и корректуры;

- уметь грамотно оформить и подготовить оригинал-макет печатного издания.



II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный процесс по дисциплине строится в соответствии с учебным планом и осуществляется в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов.
Всего на изучение данной дисциплины отводится 132 ч.. Из них 78 часов самостоятельной работы и 54 часа аудиторных занятий – 46 лекций, 8 часов практических занятий.

Итоговой формой отчёта является экзамен.

Во время занятий в качестве иллюстраций студентам демонстрируются разные по типу, стилю, конструкции и художественной задаче издания, дается возможность самостоятельно сравнивать различные решения, делать выводы о правомерности и органичности тех или иных технологических и художественных средств.

Лекционный материал закрепляется в ходе практической и самостоятельной работы студентов по основным темам курса. При изучении дисциплины выполняемой студентами именно самостоятельной работе отводится значительная роль. С целью активизировать изучение дополнительных материалов, в конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы.


Экзамен целесообразно проводить в форме ответов по билетам и просмотра учебно-творческих заданий за истекший период.
Изучение материала по курсу «Художественно-техническое редактирование» ведётся таким образом, что бы логически освоить цели и задачи художественного оформления и подготовки оригинал-макетов для печатной продукции. Главным образом, темы отрабатываются на примере основных принципов художественно-технического оформления и редактирования книги.
Введение даёт определение понятию «художественно-техническое редактирования» изданий, раскрывает основные принципы организации издательского дела. В ведении объясняется место и роль художественного редактора и дизайнера в издательском процессе и технологической цепочке производства полиграфической продукции, система типометрии в полиграфии. Рассматриваются основные задачи оформления изданий и виды печатной продукции

Раздел 1 раскрывает общие вопросы оформления печатной продукции. Рассматривается типовое строение издательской продукции. Даётся обзор традиционным видам печати, полиграфической и издательской технике, программному обеспечению. Даётся типология объектов графического дизайна и классификация печатной продукции. Рассматривается понятие формата издания, доли бумажного листа, полосы набора, формата страницы, размеры полей и их взаимоотношение.



Раздел 2 посвящен типографскому шрифту, его начертаниям, семействам, современному ассортименту и применению для оформления различных видов текста и типов печатных изданий. Даются требования к качеству набора текста.

Раздел 3 рассматривает особенности композиции печатных изданий. Даются основные сведения о природе композиции, о внешней и внутренней структуре изданий. Рассматриваются принципы композиции отдельных видов текстовых форм, начальных, концевых, рядовых полос набора и иллюстрационных разворотов. Раскрывается понятие модульной сетки. Виды рубрик, принципы их шрифтового оформления и расположения в различных типах изданий.

Раздел 4 определяет назначение и роль иллюстраций и фотографии в иллюстрировании различных типах изданий, их взаимосвязь изображений и текста в книге. Даются типы изображений в печатных изданиях, классификация иллюстраций и возможность применения тех и других решений для одного издания. Рассматривается вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати. Даются типовые схемы расположения иллюстраций на развороте.

Раздел 5 раскрывает особенности композиции внутренних элементов и внешнего оформления печатных изданий.



Раздел 6 раскрывает методику оформительской работы, последовательность и содержание основных этапов работы над созданием печатного издания. Даются знаки разметки и корректуры. Определяются условия и требования по созданию оригинал-макета издания.

III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

1.1.1Всего часов


В том числе

1.1.2Самостоятельная работа студента

1.1.3Лекции


Семинары

Практ. занятия.

1

2

3

4

5

6

Введение.

Раздел 1. Общие вопросы оформления печатной продукции

Тема 1.1 Вид литературы и типизация оформления.
















Тема 1.2 История печати и традиционные виды печати.
















Тема 1.3 Типология объектов графического дизайна. Печатная продукция и ее классификация
















Тема 1.4 Формат и их взаимодействие
















Раздел 2. Наборные шрифты.

Тема 2.1 Роль шрифта в раскрытии содержания книги.
















Тема 2.2 Важнейшие исторические семейства и основные типологические группы шрифтов.
















Тема 2.3 Применение шрифтов различного кегля.
















Раздел 3. Особенности композиции печатных изданий (на примере книги)

Тема 3.1 Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре.
















Тема 3.2 Основной и дополнительный тексты.
















Тема 3.3 Композиция полос набора, модульная сетка.
















Тема 3.4 Рубрикация книги и ее оформление.
















Раздел 4. Иллюстрирование изданий

Тема 4.1 Назначение иллюстраций
















Тема 4.2 Типы изображений и их применение в печатных изданиях
















Тема 4.3 Виды иллюстраций и их воспроизведение в печати
















Раздел 5. Композиция внутренних элементов и внешнее оформление изданий

Тема 5.1 Оформление титульных и внешних элементов книги.
















Тема 5.2 Внешнее оформление книги. Типы обложек и переплетов.
















Тема 5.3 Композиционное и художественное целое при оформлении печатного издания
















Раздел 6. Методика оформительской работы и участие редактора в создании печатного издания

Тема 6.1 Последовательность этапов работы над созданием печатного издания
















Тема 6.2 Основные звенья издательского процесса
















Тема 6.3 Редактирование изданий
















Тема 6.4 Макетирование изданий и подготовка оригинал-макета
















Всего на дисциплину:

132

46

-

8

78

IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Лекция №1. Определение понятия «художественно-техническое редактирование» изданий. Основные принципы организации издательского дела. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству. Место и роль художественного редактора и графического дизайнера в издательском процессе и технологической цепочке тиражирования и производства полиграфической продукции. Основные виды издательской продукции, ее классификация и типология объектов графического дизайна.
Цель занятия: определить роль графического дизайнера в издательском процессе;

Контрольные вопросы:

1. Какова роль художественного редактора и графического дизайнера в издательском процессе и технологической цепочке тиражирования?

2. Каковы основные задачи оформления изданий и требования к их качеству?
Литература:

1. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Основные стандарты по издательскому делу – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2010.


2. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
3. Адамов Е.Б. и др. Рукопись-Художественный редактор – М.: Книга, 1985.

Задание для самостоятельной работы и форма отчетности: представьте основные виды и классификацию издательской продукции в виде распечатанного списка с краткой аннотацией.
Раздел 1. Общие вопросы оформления печатной продукции.
Тема 1.1 Вид литературы и типизация оформления.
Лекция №2. Типовое строение на примере книги, вариации типового строения книжной структуры в зависимости от содержания книги, условий пользования ею, целевой установки, читательского адреса. Роль изобразительного начала в печатном издании.
Тема 1.2 История печати и традиционные виды печати.
Лекция №3. Полиграфическая и издательская техника и материалы, современные технологии и программное обеспечение. Цветоделение. Типометрия в полиграфии.
Цель работы: изучить основные способы печати.

Контрольные вопросы:

1. Как происходит перенос краски при высокой и глубокой печати.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3.
Полиграфические материалы и оформление издания
Цель работы: финальное задание, закрепляющее пройденные темы. Изучить основные полиграфические материалы.

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается офсетная бумага от мелованной.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3.
Цель работы: понять роль полиграфического исполнения в оформлении издания, различать две стороны вопроса – правильность выбора полиграфической техники и качество полиграфических работ.

Контрольные вопросы:

1. Начало книгопечатания и типографского дела в Европе.

2. Начало книгопечатания и типографского дела в России.

3. Технологическая схема издательского процесса.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Pablish. Журнал о полиграфии и дизайне.

Задание для самостоятельной работы и формаотчетности: представте классификацию периодических изданий.
Цель работы: понять роль полиграфического исполнения в оформлении издания, различать две стороны вопроса – правильность выбора полиграфической техники и качество полиграфических работ.
Контрольные вопросы:

1. Начало книгопечатания и типографского дела в Европе.

2. Начало книгопечатания и типографского дела в России.

3. Технологическая схема издательского процесса.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.

2. Pablish. Журнал о полиграфии и дизайне.


Задание для самостоятельной работы: составить схему производственного процесса.
Тема 1.3 Типология объектов графического дизайна. Печатная продукция и ее классификация
Практическое занятия №2: классифицировать предложенные шрифты по исторической классификации.
Цель работы: привить навыки ориентации в «океане» шрифтовых гарнитур, запоминание шрифтовых терминов.

Цель работы: понять роль полиграфического исполнения в оформлении издания, различать две стороны вопроса – правильность выбора полиграфической техники и качество полиграфических работ.

Контрольные вопросы:

1. Начало книгопечатания и типографского дела в Европе.

2. Начало книгопечатания и типографского дела в России.

3. Технологическая схема издательского процесса.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Pablish. Журнал о полиграфии и дизайне.

Задание для самостоятельной работы: составить схему производственного процесса.
Тема 1.4 Формат издания.
Цель работы: особенно важные знания, любой проект начинается с выбора формата.

Контрольные вопросы:

1. Как выбрать формат издания.


2. Полоса набора и экономика издания.

Литература:
1. Гелинсон П.Г. Справочник художественного и технического редактора. – М.: Книга, 1988.

2.Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.


Задание для самостоятельной работы: Выбрать формат издания, формат набора и формат полосы набора в вашем проекте. Кроме понятия «Формат издания», определить понятия «Формат набора» (длина наборной строки в квадратах) и «Формат полосы набора» (размер полосы по ширине и высоте в квадратах).
Раздел 2. Типографский шрифт.
Тема 2.1 Роль шрифта в раскрытии содержания книги.
Лекция №4. Начертания и размеры шрифта. Основные требования к шрифту. Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий.
Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Типографские шрифты различаются и по своему основному рисунку, и по начертаниям, и по размеру. Совокупность шрифтов различного начертания и размера, объединенных общностью основного рисунка, образует шрифтовую гарнитуру. Важнейшие графические элементы из которых строятся шрифтовые знаки. Шрифты рисованные и наборные. Удобочитаемость гарнитур в текстовом наборе. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Художественные требования к шрифту, технологичность, экономичность или убористость шрифтовых гарнитур.

Цель работы: определение шрифтовых терминов, главная тема – шрифт основное изобразительное средство в графическом дизайне.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «петит и нонпарель».


2. Чем обусловлена удобочитаемость.

Литература:
1 Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. В 2 т. – М.: Слово, 2000.
2. Ю. Ярмола. Компьютерные шрифты. BHV. СПб, 1994.
Задание для самостоятельной работы: выбрать шрифт для двух различных изданий.

Тема 2.2 Важнейшие исторические семейства и основные типологические группы шрифтов.
Лекция №5. Современный шрифтовой ассортимент. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов.
Историческая классификация шрифтов: ренессансная антиква, новая антиква, брусковые и гротески и т.д.

Необходимо рассказать об отечественных и зарубежных художниках шрифта.



Цель работы: привить навыки ориентации в «океане» шрифтовых гарнитур, запоминание шрифтовых терминов

Контрольные вопросы:

1. Что такое новая антиква.


2. Лазурский, что и кто это.

Литература:
1 Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. В 2 т. – М.: Слово, 2000.
2. Ю. Ярмола. Компьютерные шрифты. BHV. СПб, 1994.
Задание для самостоятельной работы: классифицировать предложенные шрифты по исторической классификации
Тема 2.3 Применение шрифтов различного кегля.
Лекция №6. Наборное оформление различных видов текста. Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д.
Цель работы: ознакомление с необходимостью оформления текста для полного раскрытия характера изданий, определение терминов, основных задач в оформлении изданий.

Контрольные вопросы:

1. Как используется интерлиньяж при оформлении различных текстов


2. Какова соподчиненность начертаний.
Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. В 2 т. – М.: Слово, 2000.
3. Адамов Е.Б. и Калинин Художественному редактору

Задание для самостоятельной работы: показать пять вариантов наборных текстовых выделений.

Раздел 3. Особенности композиции печатных изданий
(на примере книжной композиции).

Тема 3.1 Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре.
Лекция №7. Элементы композиционного комплекса. Общие понятия о построении книжного пространства и о его связи с проблемами времени, ритма и книжной фактуры. Понятие «арихитектоники» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге. Модульная система верстки.

Тема 3.2 Основной и дополнительный тексты. Композиция внутренних элементов книги
Лекция №8. Композиция отдельных видов текстовых форм. Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения. Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги.
Цель работы: привить навыки компоновать текст упорядочено и удобно располагать весь неоднородный материал книги для читателя. Логически выстраивать рубрикацию.

Контрольные вопросы:

1. Разновидности полос набора и особенности их композиции.


2. Виды рубрик и их оформление.
Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3. Гелинсон П.Г. Справочник художественного и технического редактора. – М.: Книга, 1988.
Задание для самостоятельной работы: разделить текст по иерархии на части главы, параграфы, общие и частные элементы. Определить в верстке дизайн заголовка, подзаголовка, подпись под иллюстрацией. Верстка различных видов текста. Верстка текста с иллюстрациями
Тема 3.3 Композиция полос набора различных по функциям.
Лекция №9. Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос. Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов. Модульная система верстки.

Цель работы: показать, что модульная система верстки - это основа, при помощи которой можно создать и типовую схему верстки, и ее различные варианты, соответствующие особенностям помеща­емого на той или другой полосе материала.

Контрольные вопросы:

1. Как практически осуществляется модульный метод верстки.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг (пер. с англ.). — М., 1984.

4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186.


Задание для самостоятельной работы: выявить модуль построения книжной полосы на примере нескольких изданий.
Цель работы: рассказать об основных правилах соблюдаемых при верстке изданий.

Контрольные вопросы:

1. Что такое «висячая строка».

2. Верстка иллюстраций в оборку, что это значит.
Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг (пер. с англ.). — М., 1984.

4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186.


Задание для самостоятельной работы: скомпоновать несколько вариантов полосы набора с различной заверсткой иллюстраций

Тема 3.4 Рубрикация книги и ее оформление.
Лекция №10. Рубрикация книги как выражение ее логического плана. Виды рубрик: шрифтовые, немые, с помощью графических элементов, нумерационные и т.д. Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли) для выражения их логического значения в произведении. Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями и компендиумом. Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий. Использование изображений и цвета в оформлении рубрик.
Раздел 4. Иллюстрирование изданий
Тема 4.1 Назначение иллюстраций.
Лекция №11. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д.
Цель работы: ознакомление с необходимостью оформления текста и иллюстрации в единую композицию, для полного раскрытия характера издания, определение терминов, основных задач в оформлении изданий.

Контрольные вопросы:

1. Функция иллюстраций в книге и журнале.


2. Роль фотографии в иллюстрировании книги и журналов.
Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3. Гелинсон П.Г. Справочник художественного и технического редактора. – М.: Книга, 1988.
Задание для самостоятельной работы: Выбор состава иллюстраций. Разработка решений о способах и формах оформления иллюстраций
Тема 4.1 Назначение иллюстраций.
Лекция №12. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д.
Цель работы: ответить на вопрос об иллюстрировании произведений художественной литературы.

Контрольные вопросы:

1. Как влияет иллюстрация в книге на ее восприятие.


2. Может ли художник быть соавтором литературного прозведения.
Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3. Гелинсон П.Г. Справочник художественного и технического редактора. – М.: Книга, 1988.
Задание для самостоятельной работы: назвать известные работы художников иллюстраторов.
Тема 4.2 Типы изображений в печатных изданиях.
Лекция №13. Иллюстрирование научно познавательных изданий, художественной литературы. Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача - эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения. Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания.­
Тема 4.3 Вид иллюстраций.
Лекция №14. Вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати. Типовые схемы расположения иллюстраций на развороте по отношению к тексту (схемы верстки: открытая, закрытая, глухая и т.д.).
Раздел 5. Композиция внутренних элементов
и внешнее оформление на примере книги

Тема 5.1 Оформление титульных и внешних элементов книги.
Лекция №15. Титульные элементы книги Назначение, виды титульных и внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления. Титульный лист, его виды, элементы, основные композиционные задачи.
Контрольные вопросы:

1. Что такое шмуцтитул.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг (пер. с англ.). — М., 1984.

4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186.


Тема 5.2 Внешнее оформление книги. Типы обложек и переплетов.
Лекция №16. Область их применения. Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический. Обложка, суперобложка, форзац, переплет, футляр - их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий.
Цель работы: правильный выбор типа обложек и переплетов

Контрольные вопросы:

1. Способ крытья (скрепления) внакидку – рассказать о нем.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг (пер. с англ.). — М., 1984.

4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186.



Оформление обложки и переплёта. Суперобложка, форзац, футляр.

Цель работы: изучить необходимые идеологические, эстетические, технологические и экономические требования предъявляемые к внешнему оформлению изданий.

Контрольные вопросы:

1. Какую нагрузку несут на себе форзацы.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971.
3.
Тема 5.3 Композиционное и художественное целое при оформлении печатного издания.
Лекция №17. Основные задачи оформления изданий и требования к их качеству. Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий.
Раздел 6. Методика оформительской работы и участие
редактора в создании печатного издания (на примере книжной продукции)

Тема 6.1 Последовательность этапов работы над созданием печатного издания.
Лекция №17. Последовательность и содержание основных этапов работы над созданием печатного издания: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами.
Цель работы: ознакомление «с должностными полномочиями» и введение в область издательской деятельности, определение терминов, основных задач в оформлении изданий и технических требований.
Контрольные вопросы:

1. Понятие о художественно-техническом редактировании при оформлении издания.


2. Последовательность и содержание основных этапов оформительной работы.


Литература:
1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985.
2. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. В 2 т. – М.: Слово, 2000.
3. Адамов Е.Б. и Калинин Художественному редактору
Задание для самостоятельной работы: составить схему прохождения заказа.
Тема 6.2 Основные звенья издательского и творческого процесса .
Лекция №18. Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии.
Тема 6.3 Редактирование изданий.
Лекция №19. Редактирование издания как звено в процессе издательского формирования книги. Задачи художественного и литературного редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы. Художественная редакция - роль редактора, художника, дизайнера, оператора компьютерной верстки в создании оформления издания и подготовки оригинал-макета. Знаки разметки и корректуры.
Тема 6.4 Макетирование изданий.
Лекция №19. Макетирование изданий, его сущность, разновидности форм, условия их применения, приемы исполнения. Подготовка оригинал-макета к печати и воспроизведение изобразительного материала. Виды издательских оригиналов, требования, предъявляемые к ним.

Список литературы по курсу 
"Художественно-техническое редактирование"

М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, А.Г. Шицгал Книжный шрифт, М.: Книга, 1964
М. В. Большаков. Декор и орнамент в книге, М., Книга, 1990
Водич С.С. Эстетика книжных пропорций. — М., 1997.
Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. — М., 2003.
Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: Учеб. пособие / С.И. Галкин. — М.: Аспект Пресс, 2005. —215
Ю.Я.Герчук История графики и искусства книги. Учебное пособие для студентов ВУЗов М.: Аспект-Пресс, 2ооо
Ю.Я.Герчук Художественная структура книги. М., Книга, 1984
Гиленсон П.Г. Справочник технического редактора. — М., Книга, 1972. — 311 с.
Гусман Г. О книге. М., Книга, 1982
Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М, Книга, 1985. — 208 с.
Книга как художественный предмет. Часть вторая. Формат, цвет, конструкция, композиция. — М., Книга, 1990. — 400 с.
Книгопечатание как искусство. — М.: Книга, 1987.—384 с.

Кричевский В. От модерна до ежовщины: 107 замечательных обложек. — М.: Контакт-Культура, 2006. — 128 с.
Кузьмин Н.В. Заметки об иллюстрации. В: Кузьмин Н.В. Художник и книга. Заметки об искусстве иллюстрирования. — М.: Детская литература, 1985. — 191 с., ил. — с. 23–51.
В.В.Лазурский Альд и альдины. М.: Книга, 1977
Лаптев В.В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. — М.: РИП-холдинг, 2007. — 204 с., ил.
Мильчин А. Э. Культура издания или Как не надо и как надо делать книги. — М.: Логос, 2002.—224 с.
Е. Л. Немировский Мир книги. С древнейших времён до начала XX века. М.: Книга, 1986
Оформление периодических изданий / Под ред. А.П. Киселева. — М., 1988.
Пахомов В.В. Книжное искусство. Книга первая. Замысел оформления. — М., 1961. — 424 с.

СанПиН 1.2.1253-03

Стандарты по издательскому делу. — М., Юристъ, 1998. — 376 с.
Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. — М., Книга, 1986. — 240 с.
Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг (пер. с англ.). — М., 1984.
Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186.

Книгопечатание как искусство.

Типографы и издатели XVIИ-XX веков о секретах своего

ремесла

М.: Книга, 1987


Книга как художественный предмет. Часть первая.

Набор. Фактура. Ритм

М.: Книга, 1988

Книга как художественный предмет. Часть вторая.

Формат. Цвет. Конструкция. Композиция

М.: Книга, 1990
Паратайп 1989-2004. Цифровые шрифты.

ParaType Originals. Каталог

М.: ПараТайп,2ОО4
А. Г. Шицгал

Русский гражданский шрифт 1708-1958

М.: Искусство, 1959
А. Г. Шицгал

Русский типографский шрифт. Вопросы истории

и практика применения

М.: Книга, 1985


Эрик Шпикерман

О шрифте (перевод с английского)

М.:ПараТайп,2ОО5
М. И. Щелкунов

История. Техника. Искусство книгопечатания

М.:огиз,1926

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Основные стандарты по издательскому делу – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2010.

1. Проектирование и конструирование различных типов изданий: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2000.

2. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах: В 2 т. - М.: Слово, 2000.

3. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций. - М.: МГТУ, 1997.

4. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998.

5. Адамов Е.Б. и др. Рукопись-Художественный редактор – М.: Книга, 1985.

5. О`Квин Донни Допечатная подготовка Руководство дизайнера – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.


Дополнительная литература

Энциклопедия книжного дела / Под ред. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчина и др. — М.: Юристъ, 1998

1. Гончаров А.Д. Художник и книга. - М., 1964.

2. Валуенко В.В. Архитектура книги. - Киев, 1977.

3. Гилексон П.Г. Справочник технического редактора. - М.: Книга, 1978

4. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над иллюстрациями. - М.: Книга, 1968.

5. Добкин С.Ф. Редактору и автору об оформлении книги. - М.: Книга, 1986.

6. Адамов Е.Б., Бельчиков И.Ф. и др. Художественное конструирование и оформление книги. - М.: Книга, 1971.

7. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. - М.: Высшая школа, 1965.

8. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. - М.: Книга, 1971.



9. Пахомов В.В. Книжное искусство. Т. 1, 2. - М., 1961-1962.

Пикок Дж. Издательское дело. Книга — от замысла до упаковки. — М.: ЭКОМ, 1998.




Смотрите также:
Программа дисциплины «Проектирование»
292.82kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Моделирование и проектирование электронных приборов»
118.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины проектирование программных систем
97.32kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 05 «Проектирование горных машин» (по выбору) Красноярск 2012
316.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Математика. Уравнения математической физики»
99.84kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины "Проектирование корпоративных информационных систем" для подготовки
207.94kb.
1 стр.
Аннотация программы учебной дисциплины
41.24kb.
1 стр.
Аннотация программы учебной дисциплины
46.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины Проектирование и архитектуры программных систем для направления 231000. 68 Программная инженерия подготовки магистра
288.37kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплина: Почвенно-л андшафтное проектирование Направление подготовки : почвоведение
205.22kb.
1 стр.
Программа дисциплины археология Цикл дс
234.55kb.
1 стр.
Программа дисциплины антропология. Цикл дс
120.21kb.
1 стр.