Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Отделение Дизайн Программа дисциплины "Художественно-техническое редактирование" для специальности 070601.65 «Дизайн», квалификация «Графический дизайн», подготовки специалиста 5 курс Авторы программы: Шерифзянов Рустам Шамильевич, доцент
rsherifzyanov@hse.ru Платова Ольга Георгиевна, старший преподаватель oplatova@hse.ru Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г. Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета «___»_____________2012 г. Ученый секретарь ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 070601.65 "Дизайн", специализация "Графический дизайн", для подготовки бакалавра 2 курса по дисциплине "Проектирование". Программа разработана в соответствии с: - ГОС ВПО по направлению подготовки 072500 ДИЗАЙН: - Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки для направления 070601.62 "Дизайн" специализация «Графический дизайн» утвержденным в 2012 г.
2. Цели освоения дисциплиныI. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Учебная дисциплина «Художественно-техническое редактирование» относится к основным базовым дисциплинам по специальности 052400 «Дизайн» в блоке специальных дисциплин федерального компонента, по специализации 01 «дизайн графический». Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста высшего профессионального образования по специальности 052400 «Дизайн». В области графического дизайна необходимы специалисты, способные не только осмысливать и воплощать печатное издание как целостное художественное явление, конструктивно работать с текстом и художественным образом, но чётко представлять художественную и техническую стороны издательского процесса. При составлении учебной программы автор опирался на основные задачи оформления и параметры предпечатной подготовки полиграфической продукции, с воплощением которых в дальнейшем будут сталкиваться студенты. Эти задачи решаются как художественными, так и технико-полиграфическими средствами. Отсюда распространённое в издательской практике деление оформления на художественное и техническое, т. е. разделение работы по оформлению между двумя отделами – художественной и технической редакциями. Однако, важно отметить, что художественное и техническое оформление тесно переплетаются и неразрывно связаны между собой. Именно поэтому настоящий курс призван дать студентам представление не только о художественных особенностях оформления печатных изданий, о взаимоотношениях текста и визуального образа, о специфике работы книжного дизайнера, но дать знания о технических параметрах и технологических требованиях в производстве печатной продукции. Отталкиваясь от полученных студентами общих представлений о специфике издательского процесса, о технических, экономических и организационных моментах, автор, в конечном итоге, обращает их внимание на подготовку издания как на целостный продукт художественного творчества.
Главной целью изучения данной дисциплины являются: - приобретение студентами теоретических и практических знаний по вопросам оформления и иллюстрирования книг, журналов, газет и другой печатной продукции, умения и навыков в области внешнего и внутреннего оформления книжных изданий; - привить студентам знания в сфере методики художественного и технического редактирования, определить роли редактора и дизайнера в организационной и технологической цепочке издательско-полиграфического производства в процессе издания печатной продукции. 2. Задачи дисциплины. Из основных целей вытекает решение следующих задач: - изучение внутренних, внешних элементов и средств оформления печатных изданий, ознакомление с конструкцией, пространственной структурой, динамическими свойствами печатного издания, формирование у студентов навыков дизайна и макетирования с целью создания композиций внутреннего и внешнего оформления многостраничных изданий; - знание методов и приемов шрифтового и не шрифтового оформления печатной продукции; - формирование практических навыков оформления различных типов зданий и художественных критериев выбора полиграфических материалов и технологий; - знакомство с основными форматами изданий; - ознакомление с классификацией шрифтов, понятиями удобочитаемости шрифтов и пр.; - ознакомление с типами иллюстраций, элементами декоративного оформления; - ознакомление с видами и элементами текстовых полос, их оформлением, возможностями и путями художественной интерпретации текста; - ознакомление с методикой художественного и технического редактирования; - изучение компьютерных технологии в оформлении изданий.
В результате изучения курса студент должен: - знать основные задачи макетирования, конструирования, оформления и иллюстрирования печатных изданий, владеть представлениями о задачах, решаемых в процессе оформления и иллюстрирования печатных изданий; - знать основные форматы изданий, основные правила набора и верстки разных видов текста, основные правила верстки иллюстраций, основные гарнитуры шрифтов; - знать классификацию печатной продукции - знать схему издательского процесса. - владеть методикой и знать основные этапы процесса редактирования - знать систему типометрии в полиграфии; - иметь навык работы со знаками разметки и корректуры; - уметь грамотно оформить и подготовить оригинал-макет печатного издания. II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Учебный процесс по дисциплине строится в соответствии с учебным планом и осуществляется в форме лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов. Всего на изучение данной дисциплины отводится 132 ч.. Из них 78 часов самостоятельной работы и 54 часа аудиторных занятий – 46 лекций, 8 часов практических занятий. Итоговой формой отчёта является экзамен. Во время занятий в качестве иллюстраций студентам демонстрируются разные по типу, стилю, конструкции и художественной задаче издания, дается возможность самостоятельно сравнивать различные решения, делать выводы о правомерности и органичности тех или иных технологических и художественных средств. Лекционный материал закрепляется в ходе практической и самостоятельной работы студентов по основным темам курса. При изучении дисциплины выполняемой студентами именно самостоятельной работе отводится значительная роль. С целью активизировать изучение дополнительных материалов, в конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы. Экзамен целесообразно проводить в форме ответов по билетам и просмотра учебно-творческих заданий за истекший период. Изучение материала по курсу «Художественно-техническое редактирование» ведётся таким образом, что бы логически освоить цели и задачи художественного оформления и подготовки оригинал-макетов для печатной продукции. Главным образом, темы отрабатываются на примере основных принципов художественно-технического оформления и редактирования книги. Введение даёт определение понятию «художественно-техническое редактирования» изданий, раскрывает основные принципы организации издательского дела. В ведении объясняется место и роль художественного редактора и дизайнера в издательском процессе и технологической цепочке производства полиграфической продукции, система типометрии в полиграфии. Рассматриваются основные задачи оформления изданий и виды печатной продукции Раздел 1 раскрывает общие вопросы оформления печатной продукции. Рассматривается типовое строение издательской продукции. Даётся обзор традиционным видам печати, полиграфической и издательской технике, программному обеспечению. Даётся типология объектов графического дизайна и классификация печатной продукции. Рассматривается понятие формата издания, доли бумажного листа, полосы набора, формата страницы, размеры полей и их взаимоотношение. Раздел 2 посвящен типографскому шрифту, его начертаниям, семействам, современному ассортименту и применению для оформления различных видов текста и типов печатных изданий. Даются требования к качеству набора текста. Раздел 3 рассматривает особенности композиции печатных изданий. Даются основные сведения о природе композиции, о внешней и внутренней структуре изданий. Рассматриваются принципы композиции отдельных видов текстовых форм, начальных, концевых, рядовых полос набора и иллюстрационных разворотов. Раскрывается понятие модульной сетки. Виды рубрик, принципы их шрифтового оформления и расположения в различных типах изданий. Раздел 4 определяет назначение и роль иллюстраций и фотографии в иллюстрировании различных типах изданий, их взаимосвязь изображений и текста в книге. Даются типы изображений в печатных изданиях, классификация иллюстраций и возможность применения тех и других решений для одного издания. Рассматривается вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати. Даются типовые схемы расположения иллюстраций на развороте. Раздел 5 раскрывает особенности композиции внутренних элементов и внешнего оформления печатных изданий. Раздел 6 раскрывает методику оформительской работы, последовательность и содержание основных этапов работы над созданием печатного издания. Даются знаки разметки и корректуры. Определяются условия и требования по созданию оригинал-макета издания. III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Лекция №1. Определение понятия «художественно-техническое редактирование» изданий. Основные принципы организации издательского дела. Основные задачи оформления изданий и требования к его качеству. Место и роль художественного редактора и графического дизайнера в издательском процессе и технологической цепочке тиражирования и производства полиграфической продукции. Основные виды издательской продукции, ее классификация и типология объектов графического дизайна. Цель занятия: определить роль графического дизайнера в издательском процессе; Контрольные вопросы: 1. Какова роль художественного редактора и графического дизайнера в издательском процессе и технологической цепочке тиражирования? 2. Каковы основные задачи оформления изданий и требования к их качеству?
1. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Основные стандарты по издательскому делу – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2010. 2. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 3. Адамов Е.Б. и др. Рукопись-Художественный редактор – М.: Книга, 1985. Задание для самостоятельной работы и форма отчетности: представьте основные виды и классификацию издательской продукции в виде распечатанного списка с краткой аннотацией. Раздел 1. Общие вопросы оформления печатной продукции. Тема 1.1 Вид литературы и типизация оформления. Лекция №2. Типовое строение на примере книги, вариации типового строения книжной структуры в зависимости от содержания книги, условий пользования ею, целевой установки, читательского адреса. Роль изобразительного начала в печатном издании. Тема 1.2 История печати и традиционные виды печати. Лекция №3. Полиграфическая и издательская техника и материалы, современные технологии и программное обеспечение. Цветоделение. Типометрия в полиграфии. Цель работы: изучить основные способы печати. Контрольные вопросы: 1. Как происходит перенос краски при высокой и глубокой печати. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Полиграфические материалы и оформление издания Цель работы: финальное задание, закрепляющее пройденные темы. Изучить основные полиграфические материалы. Контрольные вопросы: 1. Чем отличается офсетная бумага от мелованной. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Цель работы: понять роль полиграфического исполнения в оформлении издания, различать две стороны вопроса – правильность выбора полиграфической техники и качество полиграфических работ. Контрольные вопросы: 1. Начало книгопечатания и типографского дела в Европе. 2. Начало книгопечатания и типографского дела в России. 3. Технологическая схема издательского процесса. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Pablish. Журнал о полиграфии и дизайне. Задание для самостоятельной работы и формаотчетности: представте классификацию периодических изданий. Цель работы: понять роль полиграфического исполнения в оформлении издания, различать две стороны вопроса – правильность выбора полиграфической техники и качество полиграфических работ. Контрольные вопросы: 1. Начало книгопечатания и типографского дела в Европе. 2. Начало книгопечатания и типографского дела в России. 3. Технологическая схема издательского процесса. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Pablish. Журнал о полиграфии и дизайне. Задание для самостоятельной работы: составить схему производственного процесса. Тема 1.3 Типология объектов графического дизайна. Печатная продукция и ее классификация Практическое занятия №2: классифицировать предложенные шрифты по исторической классификации. Цель работы: привить навыки ориентации в «океане» шрифтовых гарнитур, запоминание шрифтовых терминов. Цель работы: понять роль полиграфического исполнения в оформлении издания, различать две стороны вопроса – правильность выбора полиграфической техники и качество полиграфических работ. Контрольные вопросы: 1. Начало книгопечатания и типографского дела в Европе. 2. Начало книгопечатания и типографского дела в России. 3. Технологическая схема издательского процесса. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Pablish. Журнал о полиграфии и дизайне. Задание для самостоятельной работы: составить схему производственного процесса. Тема 1.4 Формат издания. Цель работы: особенно важные знания, любой проект начинается с выбора формата. Контрольные вопросы: 1. Как выбрать формат издания. 2. Полоса набора и экономика издания. Литература: 1. Гелинсон П.Г. Справочник художественного и технического редактора. – М.: Книга, 1988. 2.Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. Задание для самостоятельной работы: Выбрать формат издания, формат набора и формат полосы набора в вашем проекте. Кроме понятия «Формат издания», определить понятия «Формат набора» (длина наборной строки в квадратах) и «Формат полосы набора» (размер полосы по ширине и высоте в квадратах). Раздел 2. Типографский шрифт. Тема 2.1 Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Лекция №4. Начертания и размеры шрифта. Основные требования к шрифту. Удобочитаемость гарнитур и текста. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Выбор шрифтов для различных типов печатных изданий. Роль шрифта в раскрытии содержания книги. Типографские шрифты различаются и по своему основному рисунку, и по начертаниям, и по размеру. Совокупность шрифтов различного начертания и размера, объединенных общностью основного рисунка, образует шрифтовую гарнитуру. Важнейшие графические элементы из которых строятся шрифтовые знаки. Шрифты рисованные и наборные. Удобочитаемость гарнитур в текстовом наборе. Кегль шрифта, длина строки и удобочитаемость. Художественные требования к шрифту, технологичность, экономичность или убористость шрифтовых гарнитур. Цель работы: определение шрифтовых терминов, главная тема – шрифт основное изобразительное средство в графическом дизайне. Контрольные вопросы: 1. Что такое «петит и нонпарель». 2. Чем обусловлена удобочитаемость. Литература: 1 Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. В 2 т. – М.: Слово, 2000. 2. Ю. Ярмола. Компьютерные шрифты. BHV. СПб, 1994. Задание для самостоятельной работы: выбрать шрифт для двух различных изданий. Тема 2.2 Важнейшие исторические семейства и основные типологические группы шрифтов. Лекция №5. Современный шрифтовой ассортимент. Графические элементы различных наборных шрифтов. Гарнитуры наборных шрифтов и разновидности начертаний в них. Классификация шрифтов по их графическим признакам и стандартный ассортимент наборных шрифтов. Историческая классификация шрифтов: ренессансная антиква, новая антиква, брусковые и гротески и т.д. Необходимо рассказать об отечественных и зарубежных художниках шрифта. Цель работы: привить навыки ориентации в «океане» шрифтовых гарнитур, запоминание шрифтовых терминов Контрольные вопросы: 1. Что такое новая антиква. 2. Лазурский, что и кто это. Литература: 1 Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. В 2 т. – М.: Слово, 2000. 2. Ю. Ярмола. Компьютерные шрифты. BHV. СПб, 1994. Задание для самостоятельной работы: классифицировать предложенные шрифты по исторической классификации Тема 2.3 Применение шрифтов различного кегля. Лекция №6. Наборное оформление различных видов текста. Требования к качеству набора текста: выверенность пробелов между словами, грамотное решение абзацных отступов, переносов, акцентировок и выделений и т.д. Цель работы: ознакомление с необходимостью оформления текста для полного раскрытия характера изданий, определение терминов, основных задач в оформлении изданий. Контрольные вопросы: 1. Как используется интерлиньяж при оформлении различных текстов 2. Какова соподчиненность начертаний. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. В 2 т. – М.: Слово, 2000. 3. Адамов Е.Б. и Калинин Художественному редактору Задание для самостоятельной работы: показать пять вариантов наборных текстовых выделений. Раздел 3. Особенности композиции печатных изданий (на примере книжной композиции). Тема 3.1 Основные сведения об особой природе композиции в книге, о ее внешней и внутренней структуре. Лекция №7. Элементы композиционного комплекса. Общие понятия о построении книжного пространства и о его связи с проблемами времени, ритма и книжной фактуры. Понятие «арихитектоники» книги. Цельность и единство принципов композиционных построений в книге. Модульная система верстки. Тема 3.2 Основной и дополнительный тексты. Композиция внутренних элементов книги Лекция №8. Композиция отдельных видов текстовых форм. Виды текстов (основные, дополнительные, справочно-вспомогательные) и их роль в раскрытии содержания произведения; приемы их логического разграничения. Принципы оформления и композиционного построения простых, усложненных, смешанных, титульных, формульных и табличных текстов и удобочитаемость книги. Цель работы: привить навыки компоновать текст упорядочено и удобно располагать весь неоднородный материал книги для читателя. Логически выстраивать рубрикацию. Контрольные вопросы: 1. Разновидности полос набора и особенности их композиции. 2. Виды рубрик и их оформление. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Гелинсон П.Г. Справочник художественного и технического редактора. – М.: Книга, 1988. Задание для самостоятельной работы: разделить текст по иерархии на части главы, параграфы, общие и частные элементы. Определить в верстке дизайн заголовка, подзаголовка, подпись под иллюстрацией. Верстка различных видов текста. Верстка текста с иллюстрациями Тема 3.3 Композиция полос набора различных по функциям. Лекция №9. Разновидности полос набора в зависимости от их назначения и роли в книге. Основной принцип композиции полос в книге и общие требования к качеству их построения. Особенности композиции начальных, концевых и рядовых полос. Композиция чисто текстовых полос, иллюстрированных, с таблицами, с формулами, другими видами справочно-вспомогательных элементов. Композиция иллюстрационных разворотов. Модульная система верстки. Цель работы: показать, что модульная система верстки - это основа, при помощи которой можно создать и типовую схему верстки, и ее различные варианты, соответствующие особенностям помещаемого на той или другой полосе материала. Контрольные вопросы: 1. Как практически осуществляется модульный метод верстки. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг (пер. с англ.). — М., 1984. 4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186. Задание для самостоятельной работы: выявить модуль построения книжной полосы на примере нескольких изданий. Цель работы: рассказать об основных правилах соблюдаемых при верстке изданий. Контрольные вопросы: 1. Что такое «висячая строка». 2. Верстка иллюстраций в оборку, что это значит.
4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186. Задание для самостоятельной работы: скомпоновать несколько вариантов полосы набора с различной заверсткой иллюстраций Тема 3.4 Рубрикация книги и ее оформление. Лекция №10. Рубрикация книги как выражение ее логического плана. Виды рубрик: шрифтовые, немые, с помощью графических элементов, нумерационные и т.д. Принципы шрифтового оформления рубрик (гарнитуры шрифта, кегли) для выражения их логического значения в произведении. Раскрытие архитектоники книги композиционными приемами: шмуцтитул, начальная полоса, заголовки шапкой и на спуске, рубрики вразрез текста, форточкой, в подбор, маргиналиями и компендиумом. Принципы их построения и расположения, целесообразность применения в различных типах изданий. Использование изображений и цвета в оформлении рубрик. Раздел 4. Иллюстрирование изданий Тема 4.1 Назначение иллюстраций. Лекция №11. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д. Цель работы: ознакомление с необходимостью оформления текста и иллюстрации в единую композицию, для полного раскрытия характера издания, определение терминов, основных задач в оформлении изданий. Контрольные вопросы: 1. Функция иллюстраций в книге и журнале. 2. Роль фотографии в иллюстрировании книги и журналов. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Гелинсон П.Г. Справочник художественного и технического редактора. – М.: Книга, 1988. Задание для самостоятельной работы: Выбор состава иллюстраций. Разработка решений о способах и формах оформления иллюстраций Тема 4.1 Назначение иллюстраций. Лекция №12. Роль иллюстраций в различных типах изданий. Роль фотографии в иллюстрировании современной литературы. Взаимосвязи изображений и текста в книге: смысловые, эмоциональные, композиционные и т.д. Цель работы: ответить на вопрос об иллюстрировании произведений художественной литературы. Контрольные вопросы: 1. Как влияет иллюстрация в книге на ее восприятие. 2. Может ли художник быть соавтором литературного прозведения. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Гелинсон П.Г. Справочник художественного и технического редактора. – М.: Книга, 1988. Задание для самостоятельной работы: назвать известные работы художников иллюстраторов. Тема 4.2 Типы изображений в печатных изданиях. Лекция №13. Иллюстрирование научно познавательных изданий, художественной литературы. Типы изображений в печатных изданиях: познавательные, художественно-образные, декоративные. Познавательные изображения и их роль в научных, технических и учебных изданиях. Художественно-образные иллюстрации и их главная задача - эмоциональное выражение смысла литературного произведения и его формы. Декоративные изображения, область их применения. Классификация иллюстраций: иллюстрации предметные, действия, состояния; отражающие сюжет и иллюстрации, раскрывающие подтекст. Возможность применения тех и других решений для одного издания. Тема 4.3 Вид иллюстраций. Лекция №14. Вид иллюстраций по творческому методу их создания, по технике исполнения оригиналов и по способам полиграфического воспроизведения в печати. Типовые схемы расположения иллюстраций на развороте по отношению к тексту (схемы верстки: открытая, закрытая, глухая и т.д.). Раздел 5. Композиция внутренних элементов и внешнее оформление на примере книги Тема 5.1 Оформление титульных и внешних элементов книги. Лекция №15. Титульные элементы книги Назначение, виды титульных и внешних элементов оформления книг. Соотношение утилитарных и эстетических функций в элементах внешнего оформления. Титульный лист, его виды, элементы, основные композиционные задачи. Контрольные вопросы: 1. Что такое шмуцтитул. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг (пер. с англ.). — М., 1984. 4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186. Тема 5.2 Внешнее оформление книги. Типы обложек и переплетов. Лекция №16. Область их применения. Типы оформления внешних элементов книги: шрифтовой, орнаментально-декоративный, предметно-тематический, символический, сюжетно-тематический. Обложка, суперобложка, форзац, переплет, футляр - их виды, особенности оформления и использования в различных типах изданий. Цель работы: правильный выбор типа обложек и переплетов Контрольные вопросы: 1. Способ крытья (скрепления) внакидку – рассказать о нем. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Херлберт А. Сетка: Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг (пер. с англ.). — М., 1984. 4. Чихольд Я. Свободные от произвола соотношения размеров книжной страницы и наборной полосы. Пер. В. Лазурского — В: Искусство книги. 68/69. Вып. 8. — М., Книга, 1975. — с. 172-186. Оформление обложки и переплёта. Суперобложка, форзац, футляр. Цель работы: изучить необходимые идеологические, эстетические, технологические и экономические требования предъявляемые к внешнему оформлению изданий. Контрольные вопросы: 1. Какую нагрузку несут на себе форзацы. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Адамов Е.Б. и др. Художественное конструирование и оформление книги. – М.: Книга, 1971. 3. Тема 5.3 Композиционное и художественное целое при оформлении печатного издания. Лекция №17. Основные задачи оформления изданий и требования к их качеству. Проблема создания единого композиционного и художественного целого при оформлении внешних и внутренних элементов изданий. Раздел 6. Методика оформительской работы и участие редактора в создании печатного издания (на примере книжной продукции) Тема 6.1 Последовательность этапов работы над созданием печатного издания. Лекция №17. Последовательность и содержание основных этапов работы над созданием печатного издания: план оформления книги, обработка оригиналов для полиграфии, гранки набора и пробные оттиски с репродукций, верстка книги, работа над сигнальными и контрольными экземплярами. Цель работы: ознакомление «с должностными полномочиями» и введение в область издательской деятельности, определение терминов, основных задач в оформлении изданий и технических требований. Контрольные вопросы: 1. Понятие о художественно-техническом редактировании при оформлении издания. 2. Последовательность и содержание основных этапов оформительной работы. Литература: 1. Добкин С.Д. Оформление книги. Редактору и автору. – М.: Книга, 1985. 2. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах. В 2 т. – М.: Слово, 2000. 3. Адамов Е.Б. и Калинин Художественному редактору Задание для самостоятельной работы: составить схему прохождения заказа. Тема 6.2 Основные звенья издательского и творческого процесса . Лекция №18. Основные звенья издательского и творческого процесса создания книги: анализ содержания и формы литературного произведения, определение потребительских требований к изданию, замысел оформления как разработка функциональной структуры издания; построение образно-пространственной формы книги средствами графики и полиграфии. Тема 6.3 Редактирование изданий. Лекция №19. Редактирование издания как звено в процессе издательского формирования книги. Задачи художественного и литературного редакторов: определение общей идеи организации книги, руководство издательским циклом ее разработки, редактирование изобразительных оригиналов, контакты с художниками и полиграфистами в процессе работы. Художественная редакция - роль редактора, художника, дизайнера, оператора компьютерной верстки в создании оформления издания и подготовки оригинал-макета. Знаки разметки и корректуры. Тема 6.4 Макетирование изданий. Лекция №19. Макетирование изданий, его сущность, разновидности форм, условия их применения, приемы исполнения. Подготовка оригинал-макета к печати и воспроизведение изобразительного материала. Виды издательских оригиналов, требования, предъявляемые к ним. Список литературы по курсу "Художественно-техническое редактирование" М.В. Большаков, Г.В. Гречихо, А.Г. Шицгал Книжный шрифт, М.: Книга, 1964 М. В. Большаков. Декор и орнамент в книге, М., Книга, 1990 Водич С.С. Эстетика книжных пропорций. — М., 1997. Волкова В.В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. — М., 2003. Галкин С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: Учеб. пособие / С.И. Галкин. — М.: Аспект Пресс, 2005. —215 Ю.Я.Герчук История графики и искусства книги. Учебное пособие для студентов ВУЗов М.: Аспект-Пресс, 2ооо Ю.Я.Герчук Художественная структура книги. М., Книга, 1984 Гиленсон П.Г. Справочник технического редактора. — М., Книга, 1972. — 311 с. Гусман Г. О книге. М., Книга, 1982 Добкин С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору. Изд. 2-е, перераб. и дополн. М, Книга, 1985. — 208 с. Книга как художественный предмет. Часть вторая. Формат, цвет, конструкция, композиция. — М., Книга, 1990. — 400 с. Книгопечатание как искусство. — М.: Книга, 1987.—384 с. Кричевский В. От модерна до ежовщины: 107 замечательных обложек. — М.: Контакт-Культура, 2006. — 128 с. Кузьмин Н.В. Заметки об иллюстрации. В: Кузьмин Н.В. Художник и книга. Заметки об искусстве иллюстрирования. — М.: Детская литература, 1985. — 191 с., ил. — с. 23–51. В.В.Лазурский Альд и альдины. М.: Книга, 1977 Лаптев В.В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. — М.: РИП-холдинг, 2007. — 204 с., ил. Мильчин А. Э. Культура издания или Как не надо и как надо делать книги. — М.: Логос, 2002.—224 с. Е. Л. Немировский Мир книги. С древнейших времён до начала XX века. М.: Книга, 1986 Оформление периодических изданий / Под ред. А.П. Киселева. — М., 1988. Пахомов В.В. Книжное искусство. Книга первая. Замысел оформления. — М., 1961. — 424 с. СанПиН 1.2.1253-03 Стандарты по издательскому делу. — М., Юристъ, 1998. — 376 с.
Типографы и издатели XVIИ-XX веков о секретах своего ремесла М.: Книга, 1987 Книга как художественный предмет. Часть первая. Набор. Фактура. Ритм М.: Книга, 1988
Формат. Цвет. Конструкция. Композиция М.: Книга, 1990
ParaType Originals. Каталог М.: ПараТайп,2ОО4
Русский гражданский шрифт 1708-1958 М.: Искусство, 1959
Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практика применения М.: Книга, 1985 Эрик Шпикерман О шрифте (перевод с английского) М.:ПараТайп,2ОО5
История. Техника. Искусство книгопечатания М.:огиз,1926
1. Джиго А.А., Калинин С.Ю. Основные стандарты по издательскому делу – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2010. 1. Проектирование и конструирование различных типов изданий: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2000. 2. Кричевский В.Г. Типографика в терминах и образах: В 2 т. - М.: Слово, 2000. 3. Водчиц С.С. Эстетика книжных пропорций. - М.: МГТУ, 1997. 4. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. - М.: Юристъ, 1998. 5. Адамов Е.Б. и др. Рукопись-Художественный редактор – М.: Книга, 1985. 5. О`Квин Донни Допечатная подготовка Руководство дизайнера – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. Дополнительная литература Энциклопедия книжного дела / Под ред. Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчина и др. — М.: Юристъ, 1998 1. Гончаров А.Д. Художник и книга. - М., 1964. 2. Валуенко В.В. Архитектура книги. - Киев, 1977. 3. Гилексон П.Г. Справочник технического редактора. - М.: Книга, 1978 4. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над иллюстрациями. - М.: Книга, 1968. 5. Добкин С.Ф. Редактору и автору об оформлении книги. - М.: Книга, 1986. 6. Адамов Е.Б., Бельчиков И.Ф. и др. Художественное конструирование и оформление книги. - М.: Книга, 1971. 7. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции. - М.: Высшая школа, 1965. 8. Ляхов В.Н. Очерки теории искусства книги. - М.: Книга, 1971. 9. Пахомов В.В. Книжное искусство. Т. 1, 2. - М., 1961-1962. Пикок Дж. Издательское дело. Книга — от замысла до упаковки. — М.: ЭКОМ, 1998. Смотрите также: Программа дисциплины «Проектирование»
292.82kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Моделирование и проектирование электронных приборов»
118.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины проектирование программных систем
97.32kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины дисциплина од. А. 05 «Проектирование горных машин» (по выбору) Красноярск 2012
316.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Математика. Уравнения математической физики»
99.84kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины "Проектирование корпоративных информационных систем" для подготовки
207.94kb.
1 стр.
Аннотация программы учебной дисциплины
41.24kb.
1 стр.
Аннотация программы учебной дисциплины
46.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины Проектирование и архитектуры программных систем для направления 231000. 68 Программная инженерия подготовки магистра
288.37kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплина: Почвенно-л андшафтное проектирование Направление подготовки : почвоведение
205.22kb.
1 стр.
Программа дисциплины археология Цикл дс
234.55kb.
1 стр.
Программа дисциплины антропология. Цикл дс 120.21kb.
1 стр.
|