Главная
страница 1страница 2 ... страница 7страница 8

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ


Кафедра экономики и управления







УПРАВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ПРОДУКТА




Типовая рабочая программа

Направление подготовки бакалавра 080200.62 «Менеджмент»


Профиль Производственный менеджмент (АПК)


Абакан 2013

Типовая программа для каждой дисциплины индивидуальная (отсканированная картинкой (четкого воспроизведения) или отредактированная).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра экономики и прикладной математики

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ПИ ЮФУ

проф. Мареев В.И.

"_____"__________________2010 г.

Рабочая программа дисциплины
Управление разработкой и внедрением нового продукта

Направление подготовки


080200 – «МЕНЕДЖМЕНТ»

Профиль подготовки

«Производственный менеджмент»

Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
г. Ростов-на-Дону

2010
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Управление разработкой и внедрением нового продукта» являются:





  • Развитие системного мышления студентов бакалавриата путем ознакомления с современным концепциями разработки и внедрения нового продукта.

  • Дать целостное представление об экономическом развитии как чередовании технологических укладов, основных понятиях теории инноватики.

  • Детализировать знания об этапах процесса НИОКР (Research & Development).

  • Расширить знания о ценностном аспекте нововведений при обосновании инвестиций в инновационные процессы в условиях конкуренции.

  • Изложить особенности управления стратегиями вывода на рынок нового продукта.

  • Дать навыки продвижения новшеств для инновационных фирм.

Раскрыть комплексный характер совокупности организационных форм, взаимосвязанных друг с другом, обеспечивающих возможность внедрения нового продукта на предприятии

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Управление разработкой и внедрением нового продукта» входит в цикл профессиональных дисциплин (Б3.В15); данная дисциплина опирается на предшествующие ей дисциплины «Маркетинг», «Инновационный менеджмент на предприятии», «Управление экономическими и производственными рисками», «Стратегический менеджмент». Для изучения этой дисциплины студент должен получить навыки управления созданием нового продукта и внедрением его в производственный процесс, знать основные функции и инструменты управления нововведениями, уметь проводить анализ маркетинговой информации.

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, должны быть использованы в процессе изучения последующих дисциплин по учебному плану, при подготовке дипломной работы.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление разработкой и внедрением нового продукта».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  • содержание инновационной концепции управления;

  • современные методы управления НИОКР (R&D);

  • методы управления внедрением нового продукта в производстве;

Уметь:

  • выполнять задания, предусмотренные программой;

  • свободно и адекватно использовать специальные термины;

  • ориентироваться в современном операционном поле управления разработкой и внедрением новой продукции;

  • применять знания в учебной и практической профессиональной деятельности.

Владеть:

  • умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

  • способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

  • умением управлять разработкой нового продукта и его внедрением в производственную деятельность на предприятиях отрасли (ПКПМ-14).


4. Структура и содержание дисциплины «Управление разработкой и внедрением нового продукта»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц 144 часа.






п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)













Лекции

Практ. занятия

Контроль

самостоят.

работы


Самостоя

тельная


работа







Всего:







36

36




72







МОДУЛЬ 1. Управление Research & Development

1

Комплекс мероприятий НИОКР

(Research & Development (R&D))

8

1,2

4

4




8

У0-1, УО-2, ТС-3, ПР-4

2

Законодательно-правовая база регламентирующая управление разработкой нового продукта

8

2,3

4

4




8

У0-1, УО-2 , ТС-3, ПР-4

3

Маркетинговые аспекты управления разработкой нового продукта

8

3,4

4

4




8

У0-1, УО-2, ТС-2, ПР-4

4

Технико-экономический и функционально-стоимостной анализ нового продукта

8

4,5

4

4




8

У0-1, УО-2, ТС-2, ПР-4




МОДУЛЬ 2. Управление внедрением нового продукта

1

Жизненный цикл продукта с учетом развития технологии

8

5,6

4

4




8

У0-1, УО-2, ТС-3 , ПР-4

2

Экономическая оценка инвестиций в R&D

8

6,7

4

4



8

У0-1, УО-2, ИС-3, ПР-4


3

Оценка производственных возможностей предприятия при внедрении нового продукта

8

7,8

4

4




8

У0-1, УО-2, ИС-3 , ПР-4

4

Оценка рисков внедрения нового продукта

8

8,9

4

4




8

У0-1, УО-2, ТС-3, ПР-4

5

Брэндинг. Стратегии выхода на рынок

8

9,10

4

4




8

У0-1, УО-2, ИС-3, ТС-3, УО-3


5. Образовательные технологии
В рамках курса предусмотрено использование проблемных технологий:


  • презентация лекций и иллюстративного материала;

  • проведение практических работ с использованием Ecxel;

  • проведение практических занятий в форме решения тематических заданий в рамках изучения отдельных модулей;

  • работа с электронными базами данных: Федеральных агенств; экономической аналитики «Росбизнес консалтинг»;

  • проведение семинарских занятий в форме коллоквиумов и дискуссий на основе самостоятельной подготовки студентов

  • проведение мастер-классов представителей произдвства Ростовской области.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1 ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
МОДУЛЬ 1. Управление Research & Development
Тема 1. Комплекс мероприятий НИОКР (Research & Development (R&D))
Программа практического занятия
1.Закрепить основные понятия.

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.

3. Дискуссия по материалам

Johansson B., Lööf H. The Impact of Firm’s R&D Strategy on Profit and Productivity

http://cesis.abe.kth.se/documents/WP156.pdf

ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ
Задания для самостоятельного изучения


  1. Работа в интернет с электронными базами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru/wps/portal/

  2. Изучение возможностей работы с базами сайта «Гост-эксперт» http://www.gostexpert.ru/

  3. Составить словарь основных дефиниций по теме.

  4. Подготовить теоретический ответ по пройденному лекционному материалу



Тема 2. Законодательно-правовая база регламентирующая управление разработкой

Программа практического занятия

1.Закрепить основные понятия. Опрос по пройденному материалу

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.

3. Закрепить навыки решением задач: Заполнить договор исключительной лицензии на использование объекта промышленной собственности


Задания для самостоятельного изучения


  1. Работа в интернет с электронными базами Федерального агентства по науке и инновациям http://www.fasi.gov.ru/

  2. Ознакомиться на практике с обзорами сайта «Инновации и предпринимательство» http://www.innovbusiness.ru/

  3. Составить словарь основных дефиниций по теме.

  4. Подготовить теоретический ответ по пройденному лекционному материалу

Тема 3. Маркетинговые аспекты управления разработкой нового продукта

Программа практического занятия
1.Закрепить основные понятия.

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.

3. Закрепить навыки решением задач:

Задание 1. Предложите мероприятия по разработке товара и выводу его на рынок; оцените качество товара (по Вашему выбору) экспертным путем с помощью десятибалльной шкалы.

Примечание. Каждому свойству товара экспертным путем присвойте ранг (весовой коэффициент), соответствующий значению данного свойства в принятии решения на покупку; сумма рангов должна быть равна 1 (см. Приложение).

Задание 2. Оцените потребительскую привлекательность продукта (по Вашему выбору) по десятибалльной шкале исходя из следующих критериев:

а) назначение (функциональность, многофункциональность) и степень полезности товара;

б) качество материала, из которого изготовлен продукт (натуральный продукт, заменитель и т.д.);

в) эстетичность и дизайн продукта;

г) соответствие моде, престижность;

д) удобство в использовании и уходе (хранении);

е) соответствие цены качеству товара, доступность цен.

Задание 3. Классифицируйте степень новизны товара (по Вашему выбору) по следующим критериям:

а) товар удовлетворяет качественно новые потребности, является результатом НТП (пионерный товар);

б) у товара появились новые функции (модернизация);

в) свойства товара изменились незначительно, изменился внешний вид товара (модификация);

г) товар является новым только для данного рынка (товар рыночной новизны);

д) изменилась только упаковка (косметическое обновление).



Задания для самостоятельного изучения


  1. Работа в интернет с электронными базами Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

  2. Ознакомиться на практике с обзорами рынков на сайте http://www.rbc.ru/reviews/

  3. Составить словарь основных дефиниций по теме.

  4. Подготовить теоретический ответ по пройденному лекционному материалу.


Тема 4. Технико-экономический и функционально-стоимостной анализ нового продукта

Программа практического занятия

1.Закрепить основные понятия.

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.

3. Закрепить навыки решением задач:


Задача 1. На технически сложный товар X необходимо назначить конкурентоспособную цену. Аналогичный товар Y основного конкурента успешно продается по цене 2 тыс. руб./ед. Группа экспертов провела сравнительное тестирование основных свойств этих товаров, а также ранжировала их по важности для потребления, приняв за единицу наименее важное свойство (табл. 1.4):
Таблица 1.4


Свойства

a

b

c

d

Ранг важности (баллы)

1

2

3

4

Оценка товаров

X

4

2

4

4

в баллах

Y

4

4

3

5

Определите цену товара X.

Задание 4. Определите для товара по Вашему выбору:

  • полную коммерческую себестоимость;

  • планируемую прибыль;

  • производственную цену; цену спроса;

  • тип рынка; цену с учетом типа рынка;

  • критический объем производства;

  • оптимальный объем производства.


Задания для самостоятельного изучения
4.Работа в интернет с электронными базами Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

  1. Ознакомиться на практике с обзорами рынков на сайте http://www.rbc.ru/reviews/

  2. Составить словарь основных дефиниций по теме.


МОДУЛЬ 2. Управление внедрением нового продукта
Тема 1. Жизненный цикл продукта с учетом развития технологии

Программа практического занятия

1.Закрепить основные понятия.

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.

Задания для самостоятельного изучения


  1. Работа в интернет с электронными базами Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

  2. Ознакомиться на практике с обзорами рынков на сайте http://www.rbc.ru/reviews/

  3. Составить словарь основных дефиниций по теме.

  4. Подготовить теоретический ответ по пройденному лекционному материалу.



Тема 2. Экономическая оценка инвестиций в R&D
Программа практического занятия

1.Закрепить основные понятия. Опрос по пройденному материалу.

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.

Ситуация 1.


Компания, которая вкладывает большие средства в создание новых продуктов, вовлечена в два вида деятельности ("два бизнеса"): основную деятельность, определенную целями корпорации и направленную на удовлетворение рыночных потребностей; неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой являются новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями корпорации.

Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована посредством продажи документации, лицензий, "ноу-хау", инжениринговых услуг. В отдельных случаях на основе полученных результатов может быть произведена диверсификация деятельности компании. Концепция двойного бизнеса иллюстрируется рис.



Оценить связи и управляющие воздействия опираясь на предложенную систему отношений.

Бизнес 1 предполагает выделение ресурсов на НИОКР, большая часть которых расходуется на выполнение проектов, непосредственно связанных с реализацией стратегии корпорации (проекты 1-6). Часть средств выделяется на усмотрение руководителя НИОКР и используется для финансирования индивидуальных или неясных по результатам исследований. Проекты X, Y, Z - расширение формальной программы НИОКР или новые неожиданные возможности, появившиеся в ходе выполнения основной программы. Проекты А-Д возникают как результат исследований по дополнительным фондам.

Задания для самостоятельного изучения


  1. Работа в интернет с электронными базами Федерального агентства по науке и инновациям http://www.fasi.gov.ru/

  2. Ознакомиться на практике с обзорами сайта «Инновации и предпринимательство» http://www.innovbusiness.ru/

  3. Составить словарь основных дефиниций по теме.

  4. Подготовить теоретический ответ по пройденному лекционному материалу.


Тема 3. Оценка производственных возможностей предприятия при внедрении нового продукта

Программа практического занятия

1.Закрепить основные понятия.

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.

3. Закрепить навыки решением задач:


Задача 1. Анализ продуктовой программы предприятия

Предприятие производит уже несколько лет галогенные лампы для автомобильного рынка. Для анализа сбытовой программы имеется следующая информация (табл. 1..):

Таблица 1


Тип

изделия

Объем продаж, шт.

Цена за 1 шт. СЕ *

Пер. затр. на 1 шт. СЕ

Мощность ** мин.

Доля рынка, %

Число клиентов, ед.

MS-110 (1)

20.000

38

35,60

28.800

3,00

28

MS-115 (2)

42.750

40

39,50

17.280

6,75

8

MS-118 (3)

6.080

62,50

61,70

46.080

1,50

32

MS-100 (4)

19.000

50

42,80

23.040

3,75

12

Сумма

87.830







115.200

15,00

80

Примечания:

*) СЕ - стоимостные единицы.

**) Мощность в данной задаче представляет собой трудоемкость фактического выпуска каждой группы продукции в минутах.
Общая сумма постоянных издержек предприятия равна 195.350 СЕ

Общий объем рынка составляет 25.333 млн. СЕ

Производство ориентируется исключительно на поступление заказов (т.е. объем производства равен объему сбыта, предусмотренного заказами; складских запасов готовой продукции на предприятии нет).

а) Постройте профиль оборота фирмы и интерпретируйте результаты

б) Постройте профиль потребителей предприятия и оцените зависимость фирмы от данного круга потребителей

в) Сравните полученные результаты анализа оборота и структуры сумм покрытия и обоснуйте необходимые изменения в продуктовой программе предприятия

Данные для построения профиля оборота и потребителей занести в табл. 2

Таблица 2




Тип

изделия

Оборот,

СЕ

Оборот,

%

Мощность,

%

Клиенты,

%

Доли рынка, %

1
















2
















3
















4
















Всего
















Данные для построения профиля сумм покрытия и определения прибыльности изделий занести в табл. 3

Таблица 3




Тип

изд.

Объем

продаж,

шт.

Оборот,

СЕ

Перемен.

затраты,

СЕ

Суммы

покрытия (СП), СЕ

Постоян.

затраты,

СЕ

Доля

СП,

%

Прибыль/

убыток,

СЕ

1






















2






















3






















4






















Всего






















Данные для расчетов критических объемов производства и сбыта продукции занести в табл. 4

Таблица 4





Тип

изд.


Суммы

покрытия,


Объем

продаж,


СП на

1 шт.,


Постоянные

затраты,


Критич.

прогр.,

Отклонение от факт. программы




СЕ

шт. (факт)

СЕ

СЕ

шт. (КПр)

шт.

%

1






















2






















3






















4














































Сводные данные для принятия управленческих решений занести в табл. 5
Таблица 5


Тип

изд.

Оборот,

%

Мощность,

%

Клиенты,

%

Доли

рынка

Доля

СП, %

СП на

1 шт., СЕ

Откл. от

КПр.,%

1






















2






















3






















4















































Задания для самостоятельного изучения


  1. Работа в интернет с электронными базами Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

  2. Ознакомиться на практике с обзорами рынков на сайте http://www.rbc.ru/reviews/

  3. Составить словарь основных дефиниций по теме.

  4. Подготовить теоретический ответ по пройденному лекционному материалу.

Тема 3. Оценка рисков внедрения нового продукта

Программа практического занятия
1.Закрепить основные понятия.

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.



Кейс: О внедрении элементов менеджмента риска в интегрированные системы менеджмента1
Краткое содержание:
Рассматриваются вопросы внедрения элементов менеджмента риска в интегрированные системы менеджмента на основе стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001.
Менеджмент риска — быстро развивающееся направление совершенствования деятельности предприятий. Стандартизация в этой области началась относительно недавно и, на сегодняшний день, на международном уровне утверждена исключительно терминология в области менеджмента риска (ISO/IEC Guide 73), в то время как общие требования к содержанию процессов менеджмента, их структура и состав определены лишь в национальных стандартах ряда стран (Австралия и Новая Зеландия, Канада, Япония и др.) и специализированных документах некоторых отраслей (QS 9000, HACCP и др.).

В интегрированных системах менеджмента предприятий на основе стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 вопросы менеджмента риска подробно рассмотрены только в области профессиональной безопасности и охраны труда (OHSAS 18001). В остальных, они либо рекомендуются (ISO 9004), либо упоминаются вскользь (ISO 14004).


Терминологической основой создания системы менеджмента риска на предприятии может стать выпущенный в 2002 году и гармонизированный с ISO/IEC Guide 73 стандарт ГОСТ Р 51897-2002 "Менеджмент риска. Термины и определения" [1]. Согласно его терминам и примечаниям структура и взаимосвязь процессов менеджмента риска может быть представлена следующим образом

Рис. 1. Структура и взаимосвязь процессов менеджмента риска согласно ГОСТ Р 51897-2002




Эта структура требует уточнений, для повышения верифицируемости этапов менеджмента риска и упрощения на практике их разработки, выполнения и автоматизации. Суть необходимых изменений можно сформулировать следующим образом:

- процесс идентификации источников необходимо расширить до идентификации риска и выделить из оценки;

- принятие решения необходимо включить в процесс оценки и интегрировать с оцениванием, а, в свою очередь, принятие риска рассматривать как одну из стратегий действия в отношении риска;

- коммуникацию риска необходимо рассматривать отдельно как поддерживающий процесс а не основной.



Задания для самостоятельного изучения


  1. Ознакомиться на практике с обзорами рынков на сайте http://www.rbc.ru/reviews/

  2. Составить словарь основных дефиниций по теме.

  3. Подготовить теоретический ответ по пройденному лекционному материалу.


Тема 4. Брэндинг. Стратегии выхода на рынок
Программа практического занятия
1.Закрепить основные понятия.

2. Применить теоретические знания к ситуационному анализу.



Ситуация 1

Используя материалы сайта компании «Роствертол» охарактеризуйте рыночною стратегию этого предприятия http://www.rostvertolplc.ru/RUS/index1.htm



Ситуация 2

Используя материалы сайта компании «Глория ДЖинс» охарактеризуйте брэндинговые мероприятия компании http://www.gloria-jeans.ru/

.

Ситуация 3
Найдите по литературным источникам примеры по истории возникновения известных брендов. Приведите примеры слабых и сильных брендов.

Задания для самостоятельного изучения


  1. Ознакомиться на практике с обзорами рынков на сайте http://www.rbc.ru/reviews/

  2. Составить словарь основных дефиниций по теме.

  3. Подготовить теоретический ответ по пройденному лекционному материалу.


Вопросы для самоконтроля


  1. Понятие нового товара в маркетинге.

  2. Причины неудач новых товаров при выведении на рынок.

  3. Товарный ассортимент, его характеристики и принципы форми­рования.

  4. Рыночная атрибутика товара (товарный знак, маркировка, упаковка).

  5. Понятие товара в маркетинге.

  6. Три уровня товара.

  7. Качество товара в маркетинге.

  8. Этапы жизненного цикла товара.

  9. Стратегия маркетинга на каждом этапе ЖЦТ.

  10. Внутреннее конкурентное преимущества.

  11. Внешнее конкурентное преимущества.

  12. Цена продажи в маркетинге.

  13. Факторы ценообразования и их характеристика.

  14. Взаимосвязь сервиса и вида товара.

  15. Основные стратегии ценообразования в маркетинге.

  16. Товарные знаки. Закон о «Товарных знаках».



Контрольные задания


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины Управление разработкой и внедрением нового продукта Направление подготовки 080200 «менеджмент»
1364.01kb.
8 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
Программа дисциплины Стратегии в менеджменте: современные проблемы менеджмента и проектного управления для направления 080200. 68 Менеджмент подготовки магистра Магистерская программа «Управление проектами: проектный анализ, инвестиции
405.45kb.
6 стр.
Программа дисциплины Основы менеджмента  для направления 080200. 68 «Менеджмент», для магистерской программы «Менеджмент»
422.08kb.
5 стр.
Программа научный семинар подготовки магистров по программе "Финансовый менеджмент» " направление 080200. 68 «Менеджмент»
1010.13kb.
5 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование социально-экономических процессов» Направление 080500 Менеджмент
272.37kb.
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080200. 62 «Менеджмент»
214.24kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа для студентов направления 080200 «Менеджмент» профилей «Производственный менеджмент»
378.56kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Психология» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
468.29kb.
3 стр.
Программа дисциплины Отечественная история для направления 080200 Менеджмент подготовки бакалавра
373.52kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Регионалистика: особенности развития регионов России»
794.85kb.
5 стр.