Главная
страница 1
ЗАКОН УКРАИНЫ

Об обеспечении ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Целью этого Закона является достижение паритетного положения женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности общества путем правового обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин, ликвидации дискриминации за признаком пола и применения специальных временных мероприятий, направленных на устранение дисбаланса между возможностями женщин и мужчин реализовывать ровные права, предоставленные им Конституцией и законами Украины.
Раздел И. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение сроков
В этом Законе нижеприведенные сроки употребляются в таком значении:
ровные права женщин и мужчин - отсутствие ограничений или привилегий за признаком пола;
равные возможности женщин и мужчин - ровные условия для реализации ровных прав женщин и мужчин;
дискриминация за признаком пола - действия или бездеятельность, что выражают какое-нибудь различение, исключение или привилегии за признаком пола, если они направлены на ограничение или делают невозможным признание, пользования или осуществления на ровных основаниях прав и свобод человека для женщин и мужчин;
позитивные действия - специальные временные мероприятия, направленные на устранение дисбаланса между возможностями женщин и мужчин реализовывать ровные права, предоставленные им Конституцией и законами Украины;
сексуальные домогательства - действия сексуального характера, выраженные словесно (угрозы, запугивания, неприличные замечания) или физически (доторкання, похлопывание), что унижают или будут обижать лиц, которые находятся в отношениях трудового, служебного, материального или другого подчинения;
ґендерна равенство - ровный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, что позволяет лицам обоего пола принимать ровное участие во всех сферах жизнедеятельности общества;
ґендерно-правовая экспертиза - анализ действующего законодательства, проектов правовых нормативно актов, результатом которого является предоставление вывода относительно их соответствия принципа обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
Статья 2. Законодательство по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Законодательство по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин состоит из Конституции Украины, этого Закона и других правовых нормативно актов.
Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, чем те, что предусмотрены этим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные направления государственной политики относительно обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Государственная политика относительно обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин направлена на:
утверждение ґендерної равенства;
недопущение дискриминации за признаком пола;
применение позитивных действий;
обеспечение ровного участия женщин и мужчин в принятии общественно важных решений;
обеспечение равных возможностей женщинам и мужчинам относительно сочетания профессиональных и семейных обязанностей;
поддержку семьи, формирование ответственного материнства и отцовства;
воспитание и пропаганду среди населения Украины культуры ґендерної равенства, распространения просветительской деятельности в этой сфере;
защита общества от информации, направленной на дискриминацию за признаком пола.
Статья 4. Ґендерно-правовая экспертиза
Действующее законодательство подлежит ґендерно-правовой экспертизе. В случае установления несоответствия правового нормативно акта принципа обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин вывод ґендерно-правовой экспертизы посылается в орган, который принял такой правовой нормативно акт.
Разработка проектов правовых нормативно актов осуществляется с обязательным учетом принципа обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
Проекты правовых нормативно актов подлежат ґендерно-правовой экспертизе. Вывод ґендерно-правовой экспертизы является обязательной составляющей пакета документов, которые подаются вместе с проектом правового нормативно акта к рассмотрению.
Порядок проведения ґендерно-правовой экспертизы определяет Кабинет Министров Украины.
Статья 5. Отображение органами государственной статистики показателей положения женщин и мужчин во всех сферах жизни общества
Центральный орган исполнительной власти в отрасли статистики обеспечивает сбор, проработку, анализ, распространение, сохранение, защиту и использование статистических данных относительно показателей положения женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, группируя их за статями.
Статистические данные, отмеченные в части первой этой статьи, являются неотъемлемой составляющей государственной статистической отчетности.
Статья 6. Запрещение дискриминации за признаком пола
Дискриминация за признаком пола запрещается.
Не считаются дискриминацией за признаком пола:
специальная защита женщин во время беременности, родов и грудного выкармливания ребенка;
обязательная срочная военная служба для мужчин, предусмотренная законом;
разница в пенсионном возрасте для женщин и мужчин, предусмотренная законом;
особенные требования относительно охраны труда женщин и мужчин, связанные с охраной их репродуктивного здоровья;
позитивные действия.
Раздел II. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН

Статья 7. Органы, учреждения и организации, наделенные полномочиями в сфере обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Органами, учреждениями и организациями, наделенными полномочиями в сфере обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин, есть:
Верховная Рада Украины;
Уполномочен Верховной Рады Украины по правам человека;
Кабинет Министров Украины;
специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, определенные в их составе уполномоченные лица (координаторы) по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
объединение граждан.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, организации и учреждения, объединения граждан способствуют сбалансированному представительству статей в управлении и принятии решений. Для достижения цели этого Закона в своей деятельности они могут применять позитивные действия.
Статья 8. Полномочие Верховной Рады Украины в сфере обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Верховная Рада Украины:
определяет основные принципы ґендерної политики государства;
применяет в законодательной деятельности принцип обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
в границах, предусмотренных Конституцией Украины, осуществляет парламентский контроль за выполнением законодательных актов по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
Статья 9. Полномочие Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека в сфере обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Уполномочен Верховной Рады Украины по правам человека:
в рамках осуществления контроля за сдерживанием прав и свобод человека и гражданина осуществляет контроль за соблюдением ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
рассматривает жалобы на случаи дискриминации за признаком пола;
в ежегодном докладе освещает вопрос соблюдения ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
Статья 10. Полномочие Кабинета Министров Украины в сфере обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Кабинет Министров Украины:
обеспечивает проведение единой государственной политики, направленной на достижение ровных прав и равных возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества;
принимает Национальный план действий относительно внедрения ґендерної равенства и обеспечивает его выполнение;
разрабатывает и реализовывает государственные целевые программы относительно обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти относительно обеспечения ґендерної равенства;
организует подготовку государственного доклада о выполнении в Украине Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации относительно женщин;
учитывает принцип ґендерної равенства при принятии правовых нормативно актов;
утверждает порядок проведения ґендерно-правовой экспертизы;
осуществляет другие полномочия в этой сфере, предусмотренные законодательством Украины.
Статья 11. Полномочие специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин:
принимает участие в формировании и реализации государственной политики относительно обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
осуществляет координацию мероприятий министерств и других центральных органов исполнительной власти, направленных на внедрение ґендерної равенства;
проводит разъяснительную информационно работу в средствах массовой информации, организует проведение просветительских мероприятий по вопросам обеспечения ґендерної равенства;
осуществляет разработку мероприятий, направленных на реализацию обеспечения равенства прав и возможностей женщин и мужчин во всех сферах жизни общества;
формирует Национальный план действий относительно внедрения ґендерної равенства;
осуществляет контроль за соблюдением ґендерної равенства при решении кадровых вопросов в центральных и местных органах исполнительной власти;
организует учебу государственных служащих по вопросам реализации ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
вместе с другими центральными органами исполнительной власти осуществляет подготовку научно обґрунтованих предложений по вопросам обеспечения ґендерної равенства;
осуществляет организацию научных и экспертных исследований по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
вносит предложения относительно применения позитивных действий и их прекращения;
осуществляет мониторинг и обобщает результаты обеспечения ровных прав и возможностей в разных сферах жизнедеятельности;
обобщает выполнение государственных программ по вопросам ґендерної равенства;
рассматривает обращение граждан по вопросам дискриминации за признаком пола;
ведет учет и обобщает случаи дискриминации за признаком пола и вносит предложения относительно их устранения;
осуществляет сотрудничество с международными организациями, соответствующими органами зарубежных стран по вопросам статуса женщин и соблюдения международных стандартов ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
Статья 12. Обеспечение ровных прав и возможностей женщин и мужчин органами исполнительной власти и органами местного самоуправления
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
обеспечивают предоставление женщинам и мужчинам ровных прав и возможностей;
осуществляют выполнение общегосударственных и региональных программ по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
создают условия для сочетания женщинами и мужчинами профессиональных и семейных обязанностей;
обеспечивают доступные социально-бытовые услуги, включая уход за малолетними детьми, организацию дошкольного воспитания и обеспечение детского досуга;
осуществляют просветительскую деятельность по вопросам ґендерної равенства;
сотрудничают с объединениями граждан относительно обеспечения равенства прав и возможностей женщин и мужчин;
подают предложения относительно совершенствования законодательства по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
способствуют научным разработкам в сфере ґендерних исследований;
придерживаются принципа обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин в своей деятельности;
осуществляют позитивные действия.
В органах исполнительной власти определяется уполномоченное лицо (координатор) по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
Выполнение обязанностей уполномоченного лица (координатора) возлагается на одного из заместителей министра, заместителя руководителя другого органа исполнительной власти.
Органы исполнительной власти могут образовывать совещательные научно ко органы, назначать советников по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
По решению соответствующего местного совета в составе исполнительного органа соответствующего совета может определяться уполномоченное лицо (координатор) по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
Статья 13. Полномочие уполномоченных лиц (координаторов) по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления
Уполномоченные лица (координаторы), на которых возложены функции относительно обеспечения равенства прав и возможностей женщин и мужчин, в пределах своих полномочий организуют работу соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в направлении:
учет принципа ровных прав и возможностей женщин и мужчин в соответствующей сфере деятельности;
проведение анализа состояния обеспечения ґендерної равенства и изучения целесообразности применения позитивных действий с целью преодоления асимметрии, дисбаланса, что складываются на соответствующей территории или в отрасли;
сотрудничества с объединениями граждан, обобщения информации, которая поступает от них относительно мониторинга состояния соблюдения равенства женщин и мужчин, и общей выработки путей устранения дискриминации за признаком пола;
осуществление постоянной пропагандистской информационно деятельности относительно ликвидации всех форм дискриминации за признаком пола;
употребление мероприятий, направленных на формирование ґендерної культуры населения;
организации приема граждан по вопросам дискриминации за признаком пола;
рассмотрения и анализа обращений граждан по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин, изучения причин, что их предопределяют;
учеба работников центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам ґендерної проблематика;
употребление мероприятий по устранению проявлений дискриминации за признаком пола.
Статья 14. Права объединений граждан в обеспечении ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Объединения граждан могут:
принимать участие в разработке решений, которые принимаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам ґендерної равенства;
принимать участие в реализации общегосударственных и региональных программ;
делегировать своих представителей в состав совещательных научно ко органов, которые создаются при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления;
проводить мониторинг по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин;
осуществлять другую деятельность в соответствии со своим уставом и законодательством Украины относительно обеспечения ґендерної равенства.
Раздел III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Статья 15. Обеспечение ровных прав и возможностей женщин и мужчин в избирательном процессе
Ровные избирательные права и возможности женщин и мужчин обеспечиваются законодательством Украины.
Политические партии, избирательные блоки во время выдвижения кандидатов в народные депутаты Украины во многомандатном общегосударственном избирательном округе предусматривают представительство женщин и мужчин в соответствующих избирательных списках.
Контроль за этим требованием осуществляют избирательные комиссии.
Статья 16. Обеспечение ровных прав и возможностей женщин и мужчин в сфере государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Назначение на государственную службу и службу в органы местного самоуправления осуществляется с соблюдением представительства кандидатур каждого пола.
Дискриминация за признаком пола при принятии на государственную службу и службу в органы местного самоуправления и во время ее прохождения запрещается.
Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны обеспечить равный доступ граждан к государственной службе и службе в органах местного самоуправления в соответствии с квалификацией и профессиональной подготовкой независимо от пола претендента.
Формирование кадрового резерва для замещения должностей государственных служащих и должностей в органах местного самоуправления, продвижение их по службе осуществляется с обеспечением ровных прав и возможностей для женщин и мужчин.
Позволяется применение позитивных действий с целью достижения сбалансированного представительства женщин и мужчин на государственной службе и службе в органах местного самоуправления с учетом категорий должностей служащих.
Раздел IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Статья 17. Обеспечение ровных прав и возможностей женщин и мужчин в труде и получении вознаграждения за нее
Женщинам и мужчинам обеспечиваются ровные права и возможности в трудоустройстве, продвижении по работе, повышении квалификации и переподготовке.
Работодатель обязан:
создавать условия труда, которые позволяли бы женщинам и мужчинам осуществлять трудовую деятельность на ровной основе;
обеспечивать женщинам и мужчинам возможность совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями;
осуществлять ровную оплату труда женщин и мужчин при одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда;
принимать меры относительно создания безопасных для жизни и здоровья условий труда;
принимать меры относительно делания невозможным случаев сексуальных домогательств.
Работодателям запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях предлагать работу лишь женщинам или лишь мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола, выдвигать разные требования, давая преимущество одной из статей, требовать от лиц, которые устраиваются на работу, сведения об их личной жизни, планах относительно рождения детей.
Работодатели могут осуществлять позитивные действия, направленные на достижение сбалансированного соотношения женщин и мужчин в разных сферах трудовой деятельности, а также среди разных категорий работников.
Статья 18. Обеспечение равных возможностей во время заключения коллективных договоров и соглашений
В случае договорной коллективно регуляции трудовых социально отношений (генеральное соглашение, региональные и отраслевые соглашения, коллективные договоры) соглашения (договоры) должны включать положения, которые обеспечивают ровные права и возможности женщин и мужчин, с указанием сроков реализации соответствующих положений.
При этом коллективные соглашения (договоры) должны предусматривать:
возложение обязанностей уполномоченного с ґендерних вопросов - советника руководителя предприятия учреждения и организации, их структурных подразделений на одного из работников на общественных началах;
комплектование кадрами и продвижение работников по работе с соблюдением принципа предоставления преимущества лицу того пола, относительно которой в них существует дисбаланс;
устранение неравенства при ее наличии в оплате труда женщин и мужчин как в разных отраслях хозяйства, так и в одной отрасли на базе общего социального норматива оплаты труда в бюджетной и других сферах, а также на основе профессиональной подготовки (переподготовки) кадров.
Статья 19. Обеспечение ровных прав и возможностей женщин и мужчин в сфере предпринимательства
Государство обеспечивает женщинам и мужчинам ровные права и возможности в осуществлении предпринимательской деятельности.
На государственном и региональном уровнях с учетом статистических показателей могут осуществляться позитивные действия для устранения дисбаланса в предпринимательской деятельности женщин и мужчин путем поощрения предпринимательской деятельности, предоставления льготных кредитов, проведения тренингов бизнеса и других мероприятий.
Статья 20. Обеспечение ровных прав и возможностей женщин и мужчин в сфере социальной защиты
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации ровной мерой учитывают интересы женщин и мужчин во время осуществления мероприятий по их социальной защите.
Ухудшение положения лиц какого-нибудь пола в случае применения системы социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной помощи является недопустимым.
Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 21. Обеспечение ровных прав и возможностей женщин и мужчин в получении образования и профессиональной подготовке
Государство обеспечивает ровные права и возможности женщин и мужчин в получении образования.
Учебные заведения обеспечивают:
ровные условия для женщин и мужчин при поступлении в учебные заведения, оценку знаний, предоставления грантов, ссуд студентам;
подготовку и издание учебников, учебных пособий, свободных от стереотипных представлений о роли женщины и мужчины;
воспитание культуры ґендерної равенства, ровного распределения профессиональных и семейных обязанностей.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам образования и науки обеспечивает проведение экспертизы учебных программ, учебников и учебных пособий для учебных заведений относительно соответствия принципа обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин.
К учебным программам более высших учебных заведений, курсов переподготовки кадров включаются дисциплины, которые изучают вопрос обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин, и факультативное изучение правовых основ ґендерної равенства на основе гармонизации национального и международного законодательства.
Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ Об ОБЕСПЕЧЕНИИ РОВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН

Статья 22. Обжалование дискриминации за признаком пола и сексуальных домогательств
Лицо, которое считает, что относительно нее была применена дискриминация за признаком пола или она стала объектом сексуальных домогательств, имеет право обратиться с жалобой к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам ровных прав и возможностей женщин и мужчин, уполномоченных лиц (координаторов) по вопросам обеспечения ровных прав и возможностей женщин и мужчин в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, правоохранительных органов государства и суда.
Лица какого-нибудь пола или группы лиц имеют право посылать сообщение о нарушении равенства прав и возможностей женщин и мужчин к Комитету ООН по ликвидации дискриминации относительно женщин в случае, если исчерпанные внутренние средства правовой защиты или если применение таких средств защиты неоправданно затягивается.
Статья 23. Возмещение материальных убытков и морального вреда, нанесенных в результате дискриминации за признаком пола или сексуальных домогательств
Лицо имеет право на возмещение материальных убытков и морального вреда, нанесенных ей в результате дискриминации за признаком пола или сексуальных домогательств. Моральный вред возмещается независимо от материальных убытков, которые подлежат возмещению, и не связана с их размером.
Порядок возмещения материальных убытков и морального вреда, нанесенных в результате дискриминации за признаком пола или сексуальных домогательств, определяется законом.
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства об обеспечении ровных прав и возможностей женщин и мужчин
Лица, виновные в нарушении требований законодательства об обеспечении ровных прав и возможностей женщин и мужчин, несут гражданскую, административную и криминальную ответственность согласно с законом.
Раздел VII. ОКОНЕЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Этот Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
2. Кабинета Министров Украины в трехмесячный срок:
подать на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения относительно внесения к законам Украины изменений, которые выплывают из этого Закона;
привести свои правовые нормативно акты в соответствие с этим Законом;
обеспечить принятие правовых нормативно актов, которые выплывают из этого Закона;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими центральными органами исполнительной власти принятых ими правовых нормативно актов, которые противоречат требованиям этого Закона.

 



Председатель Верховной Рады

Украины 

 

В. ЛИТВИН 




г. Киев

8 сентября 2005 года

N 2866-IV 

  




 


Смотрите также:
Закон украины об обеспечении ровных прав и возможностей женщин и мужчин
180.55kb.
1 стр.
Политические права женщин: канадский опыт реализации положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
51.62kb.
1 стр.
Особенности психического развития личности взрослого человека
496.62kb.
2 стр.
Закон об обеспечении конституционных прав граждан
1010.02kb.
6 стр.
Доклад о соблюдении прав женщин на территории Архангельской области
415.28kb.
2 стр.
Руководство по продвижению и защите гендерного равенства посредством закона
1231.65kb.
15 стр.
Закон волгоградской области об обеспечении прав на отдых и оздоровление
118.86kb.
1 стр.
Программа 25 января 2010 года «Механизмы защиты женщин от трудовой дискриминации: зарубежный опыт и российская практика»
17.55kb.
1 стр.
Закон об обеспечении чистоты и порядка
586.22kb.
4 стр.
Характеристика адвокатуры Украины
75.04kb.
1 стр.
Закон «О государственном пенсионном обеспечении»
47.6kb.
1 стр.
Динамика численности женщин и мужчин и их естественного движения
1040.31kb.
3 стр.