Главная
страница 1
Класс: 3

Тема: Образ ветра в искусстве

Цель: Рассмотреть образ ветра в произведениях искусства: литературе ( поэзии), живописи, музыке

Задачи:


- развивать навыки выразительного чтения, коммуникативные навыки, творческое воображение;

- продолжить работу над анализом художественных произведений

- создать положительную мотивацию на уроке;

- обогатить словарный запас;

- выяснить, какие художественные приёмы и средства помогают авторам создать образ ветра;

- воспитывать уважение к мастерам слова и любовь к родной природе.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент. Создание положительной мотивации




- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро птицам и солнцу!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

- Пусть добрым будет день у вас!


Приветствуют учителя.




2.Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 2

1)Бежал по тропке луговой -


Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Вся речка сделалась рябой.

2) Без рук, без ног,

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет.

3)Летит, а не птица,

Воет, а не зверь,

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поёт да свищет.


на доске слово «ветер»

О чём мы сегодня будем с вами говорить, вы назовёте сами, отгадав загадки.

Прочитайте самостоятельно. Что это?

- Правильно, это ветер.

-А что такое ветер?

-а откуда вы это знаете?

-Как выдумаете, а почему мы будем говорить о ветре на лит. чтении?

0казывается ветер может быть героем лит. произведений.

-А как можно по-другому сказать ?

-Сегодня мы посвятим урок образу ветра.

-Где можно встретить образ ветра?

-Что вы знаете о ветре?

-А литература, картины, музыка –как всё это назвать одним словом?


Ветер – это движение воздуха.

_Из урока окружающий мир.

-Образ.


- О ветре.

-Искусство.



Познавательные: анализировать(выделять главное, составные части)

Коммуникативные: излагать своё мнение

Регулятивные: определять цель, планировать деятельность


3. Восприятие темы.

1) Развитие воображения.






Закройте глаза.( звучит музыка ветра)

- Представьте ветер. Расскажите о своём ветре.

- Что легче: представить ветер, т.е. мысленно нарисовать картину или рассказать о своём ветре словами.


Слушают музыку, закрыв глаза.

Нам не всегда хватает слов, умения выразить свои мысли.



Коммуникативныве: излагать своё мнение







Аполлон Майков «Колыбельная»

Читаю стихотворение наизусть.

-Что хочется сказать?

-Прочитай самостоятельно.

-Сколько нянек позвала мать к сыну? ( три)

-Кого? ( солнце, ветер, орла)

- А почему три?

(3 –волшебное число)

-Где вы уже встречали число 3 в литературе?

-Почему в песне больше говориться о ветре?

( ветер – самая мощная стихия, ветер – самая хорошая няня, убаюкивающая, успокаивающая)

-А можно ли спеть эту колыбельную?(Можно, она мелодична).

-Кто желает выразительно прочитать «Колыбельную»

- Какой образ ветра создаёт поэт? Найдите среди табличек на доске

(добрый, ласковый, заботливый)

Что делал ветер?

-А кто может это делать?

-Как называется такой приём в литературе?( олицетворение)

--Докажите строчками из стихотворения.

-Опишите ветер из этого стихотворения(добрый, ласковый, заботливый, внимательный нежный.)

-Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы мы почувствовали такой ветер.


Читают текст в учебнике

-Отвечают на вопросы учителя по содержанию произведения

-Читают строки из стихотворении.

Один учащийся читает стихотворение вслух выразительно.






Физминутка




-Подойдите к окну, понаблюдайте.

Что вы там видите? Когда я хлопну три раза. Вернитесь на своё место.

-Что вы увидели. Что почувствовали, услышали?


Подходят к окну и наблюдают.

Познавательные: устанавливать аналогии

Коммуникативные: слушать мнение дркгих






Слайд 5

Портрет М. Исаковского

Михаил Исаковский

Ветер


Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.

Слайд 6


Понятие «пожурить»

Слайд 7


Иллюстрация к сказке

Слайд 8


Отрывок из фильма «Сказка о мёртвой

царевне и семи богатырях»

слайд 9

Портрет А.С. Пушкина

Слайд 10

отрывок из сказки

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.


Михаил Исаковский увидел из своего окна такой образ ветра.

Читает наизусть.

-Поделитесь мнением.

-Прочитайте про себя.

Были ли в тексте непонятные слова?

-Пожурил – Журить – слегка бранить.

Что вы увидели, услышали, почувствовали?

Что делает ветер?

-как называется такой приём?

-А теперь прочитаем выразительно вслух.

Чтение учителя

-Из какого произведения?

(« Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

-Давайте посмотрим отрывок из фильма.

-продолжите работу со словами

Вижу


Слышу

Чувствую


-А здесь автор использует приём олицетворения? Как?

-Прочитаем хором с экрана.

-Сравнивая все образы ветра, что интересного заметили? ( ветер разный)

-Какой один и тот же приём использовали авторы? ( олицетворение)

-Приём один и тот же, а образы разные. Почему?

-Все чувствуют и воспринимают мир по- разному.

Все образы ветра созданы при помощи одного инструмента. Какого? ( слова)

-Слово – инструмент, какого вида искусства? ( литература)




-Слушают чтение учителя.

Делятся своими мыслями.

Читают вслух с экрана.





2).Восприятие произведение живописи


Слайд 11

картина Вениамина Попова. «Осень в Карелии».

Репродукции картин, фотографии


А теперь обратимся к произведениям художников

-Почему именно эту репродукцию я предлагаю вам рассмотреть? ( создаёт образ ветра)

-Эта картина Вениамина Попова. «Осень в Карелии». Данную картину можно увидеть в Музее Изобразительного искусства Петрозаводска.

Что видите, слышите, чувствуете?

Чувствуем какой ветер? (мы ощущаем присутствие ветра резкого, сильного. Тонкие деревья качаются, сгибаются). На воде большие волны.

Какими красками передал автор ветреную погоду?

-Как художники достигли нужного эффекта? ( красками, кистью)

-Краски, кисть – это инструменты какого искусства?( живопись)

-Работа в группах

У вас картины иллюстрации и определения

Выберите нужные определения и приклейте на лист.


Рассматривают репродукцию.

Работают в группе: подбирают определения ветра к репродукциям и фотографиям.



Познавательные: анализировать произведения живописи

Познавательные: устанавливать аналогии

Коммуникативные: работать в группе, участвовать в выработке решения


.3)Восприятие музыкального образа

Слайд 12

Портрет Клода Дебюсси

Фрагмент музыкального произведения


-Я хочу вам показать, как ещё можно изобразить ветер.

Звучит музыка.

Это прелюдия «Что видел западный ветер»

Что он видел?

-Какой вид искусства? (музыка)

Какое средство используется? ( звуки)

-Значит и музыкальными звуками можно создать образ ветра.

- -А вы попробуйте создать с помощью звуков ветер.



Отвечают на вопросы.

Слушают музыку.



Познавательные: анализировать, сравнивать

3.Рефлексия

Ножницы, бумага.

Слайд 13, 14



А теперь я предлагаю вам создать свой образ ветра с помощью бумаги и ножниц.

-Спасибо за урок. Желаю, чтобы ваш ветер был всегда попутным.

Продолжите фразу.


Вырезают из бумаги свой образ ветра.

-Продолжают фразу со слайда.



Личностные: оценивать свои и чужие поступки

Познавательные: обобщать, делать выводы




Смотрите также:
Образ ветра в искусстве
78.94kb.
1 стр.
«Образ Мадонны в мировом искусстве»
369.19kb.
1 стр.
Конспект урока «Образ человека в творчестве Леонардо»
94.55kb.
1 стр.
Открытое мероприятие, посвящённое Дню Матери «Образ Богородицы в искусстве»
150.79kb.
1 стр.
«Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
77.77kb.
1 стр.
Урок музыки в 5-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
58.22kb.
1 стр.
Образ женщины в искусстве
124.5kb.
1 стр.
«Образ женщины в искусстве Возрождения»
64.37kb.
1 стр.
Иконы Божьей Матери Казанская
127.92kb.
1 стр.
Алекс Родин
1771.25kb.
13 стр.
№ урока Раздел Тема Планируемый и контрольный результат Основные термины и понятия Кол -во часов
207.41kb.
1 стр.
Харуки Мураками Слепая ива и спящая девушка
164.4kb.
1 стр.