Главная
страница 1
Календарно-тематическое планирование.

№ урока.

Дата.


Разделы примерной программы (стандарты второго поколения).

Тема урока.





Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид и

формы контроля



УУД

Чтение-34ч


1

Самое великое чудо на свете 2ч. Рукописные книги Древней Руси.

Урок изучения нового материала.

Научно-популярный текст. Монолог как форма речевого высказывания. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Находить необходимую информацию в книге.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.

Теку-щий.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему):логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.




Первопечатник Иван Фёдоров.

Урок изучения нового материала.

Фотографии, рисунки, текст-объекты для получения необходимой информации.

Монолог как форма речевого высказывания Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка достижений.



Находить необходимую информацию в книге.

Готовить сообщение о первопечатнике Иване Фёдорове.

Теку-щий.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

2

Устное народное творчество

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.



Урок изуче-ния нового материала.

Жанровое разнообразие произведения для чтения: малые формы (колыбельные песенки, потешки, пословицы и поговорки, загадки).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.



Различать виды устного народного творчества.

Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

Теку-щий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Сравнивать малые фольклорные жанры.







Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Урок изучения нового материала.

Отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания.

Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).



Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок.

Теку-щий

Сравнивать малые фольклорные жанры.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентовать устное сочинение.




Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Комби-нированный урок.

Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные.

Называть виды прикладного искусства.

Теку-щий

Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.

Объяснять смысл заглавия произведения.

3

Русская народная сказка.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.



Урок изучения нового материала.

Жанры произведений: сказки. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.

Делить текст на

части.


Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.

Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.

Называть основные черты характера героев.

Характеризовать героев произведения.

Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.

Теку-щий.

Читать вслух, про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Участвовать в драматизации.



4

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».

Особенности волшебной сказки.



Урок изуче-ния нового материала.

Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик. Иллюстрации к сказке В Васнецова и И.Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.

Теку-щий.




Русская народная сказка.

«Сивка-Бурка».

Особенности волшебной сказки.


Урок изучения нового материала.

Жанры произведений: сказки. Тема произведения. Главная мысль произведения. Развитие действия (сюжетная линия текста. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В Васнецова. Сравнение художественного и живописного текстов.

Теку-щий.

5

Поэтическая тетрадь 1 – 3ч

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.

Русские поэты 19-20 веков.


Урок изуче-ния нового материала.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения. Подробный (передача основных мыслей текста) пересказ научно-популярного текста.


Прогнозировать содержание раздела.

Пересказывать научно-популярный текст.

Теку-щий.

Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения.




Ф.И.Тютчев

«Весенняя гроза». «Листья».

Звукопись, её художественно-выразительное значение.


Урок изуче-ния нового материала.

Чтение художественного произведения с переходом на выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Олицетворение –средство художественной выразительности.

Выразительное чтение стихотворных произведений.

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворений.



Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Теку-щий

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

6

Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

Урок развития речи.

Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования.

Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.


Теку-щий.

Создавать письменный текст: определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать).

Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.







Картины природы. А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь над жаркой нивой…»


Урок изуче-ния нового материала.

Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворений.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определять различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Теку-щий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.

7

Подвижные картины природы.

И.С.Никитин «Полно, сиепьмоя…». «Встреча зимы». Заголовок стихотворения.



Урок изуче-ния нового материала.

Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя).
Олицетворение- как прием создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».

Теку-щий.




И.З.Суриков «Детство». «Зима». Сравнение.

Урок изучения нового материала.

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Теку-щий.

8

Великие русские писатели - 7ч

А.С.Пушкин.

«Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».


Урок изуче-ния нового материала.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

Составлять связное высказывание по тексту учебника.

Теку-щий.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) с учетом особенностей слушателей.




Лирические стихотворения.

«Уж небо осенью дышало»; «В тот год осенняя погода»; «Опрятней модного паркета».


«Зимнее утро».
«Зимний вечер».

Урок изучен-ия нового материала.

Выразительное чтение стихотворных произведений.

Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Прием контраста как средство создания картин.



Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Теку-щий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.

9

Внеклассное чтение.

Времена года. Стихотворения русских поэтов.




Комби-нированный урок.

Типы книг (изданий):

книга-сборник. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации.

Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в библиотеке.


Находить книгу в школьной библиотеке.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу

(с помощью

учителя).


Текущий.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку).

10

А.С.Пушкин.

«Сказка о царе Салтане».



Урок изучения нового, закрепления изученного, обобщения материала.

Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

Знать особенности литературной сказки.

Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.

Определять нравственный смысл литературной сказки.

Сравнивать произведения живописи и литературы.

Давать характеристику героев литературной сказки.



Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Теку-щий.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.




11

И.А. Крылов.

Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.



Урок изучения нового материала.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка.

Подготовка сообщения на основе статьи учебника, книг.

Скульптурный портрет И.А.Крылову.


Составлять связное высказывание по тексту учебника.

Теку-щий.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) с учетом особенностей слушателей.










Басни И.А. Крылова.

«Мартышка и очки».

«Зеркало и обезьяна».

«Ворона и лисица».



Урок изучения нового материала.

Большие фольклорные формы- басни.

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков.



Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах.

Представлять героев басни.

Характеризовать героев басни на основе их поступков.

Инсценировать басню.

Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл.

Теку-щий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты); намечать мизансцены.




12

М.Ю.Лермонтов.

Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.



Урок изучения нового материала.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка.

Подготовка сообщения на основе статьи учебника.



Составлять связное высказывание по тексту учебника.

Теку-щий.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) с учетом особенностей слушателей.









Лирические стихотворения.

«Горные вершины»;

«На севере диком…»;

«Утёс»; «Осень».





Урок изучения нового материала.

Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.



Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Теку-щий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Ориентироваться в литературоведче-ских понятиях и терминах (в рамках изученного).




13

Л.Н.Толстой.

Детство Л.Н.Толстого.

Из воспоминаний писателя.


Урок изучения нового материала.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка.

Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

Монолог как форма речевого высказывания.

Определение главной мысли высказывания на заданную тему.




Составлять связное высказывание по тексту учебника.

Теку-щий.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) с учетом особенностей слушателей.



14

Рассказы Л.Н.Толстого.

«Акула».
«Прыжок».


«Лев и собачка».
«Какая бывает роса на траве».

«Куда девается вода из моря».



Урок изучения нового материала.

Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои).

Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста – описания.

Оценка достижений.


Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.

Составлять рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

Теку-щий.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения самостоятельно.

15

Поэтическая тетрадь 2. -

Н.А.Некрасов.

«Славная осень!».

«Не ветер бушует над бором».

Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы»


Урок изуче-ния нового материала.

Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Прогнозирование содержания раздела. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.



Различать лирическое и прозаическое произведения.

Называть отличительные особенности стихотворного текста.

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).

Теку-щий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Ориентироваться в литературоведче-ских понятиях и терминах (в рамках изученного).

16

Внеклассное чтение.

И.А.Крылов. Басни.

«Волк и журавль». «Квартет».


Комби-нированный урок.

Типы книг (изданий): книга-сборник.

Виды информации: художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка.


Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу

(с помощью

учителя).


Текущий.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку).







К.Д.Бальмонт.

«Золотое слово».

И.А.Бунин. «Детство».

«Полевые цветы».

«Густой зеленый ельник у дороги».


Урок изучения нового материала.

Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя). Создание словесных картин. Оценка достижений.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.

Теку-щий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Ориентироваться в литературоведче-ских понятиях и терминах (в рамках изученного).



17

Литературные сказки – 2ч

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка.

«Сказка прохраброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».


Урок изучения (закрепления) материала.

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». Прогнозирование содержания раздела.

Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.



Воспринимать на слух

тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.



Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.

Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.



Теку-щий.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

18

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Урок изучения, закрепления изученного.

Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

Теку-щий.




В.Ф. Одоевский

«Мороз Иванович».



Урок изучения, закрепления изученного.

Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений.

Теку-щий.

19

Были – небылицы –

М. Горький.

«Случай с Евсейкой».


Урок изучения нового материала.

Знакомство с названием раздела «Были-небылицы». Прогнозирование содержания раздела.

Прием сравнения-основной прием описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.



Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план для краткого и полного е. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.



Теку-щий.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения самостоятельно.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) с учетом особенностей слушателей.




К.Г. Паустовский.

«Растрёпанный воробей».



Урок изучения нового материала.

Определение жанра произведения.

Герои произведения. Характеристика героя.



Теку-щий.




А.И. Куприн. «Слон».

Урок изуче-ниянового материала.

Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Оценка достижений.



Теку-щий.

20

Поэтическая тетрадь 1. – 1ч

Саша Черный.

«Что ты тискаешь утенка?».

«Воробей». «Слон».



Урок изуче-ния нового материала.

Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Стихи о животных. Авторское отношение к изображаемому.



Находить в словах яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.


Теку-щий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Ориентироваться в литературоведче-ских понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.




А.А.Блок.

«Ветхая избушка». «Сны». «Ворона».



Урок изуче-ния нового материала.

Средства выразительности. Выделение их в тексте. Определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.



Теку-щий.




С.А. Есенин.

«Черемуха».



Урок изучения нового материала.

Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений.

Текущий.

21

Люби живое – 6 ч М.Пришвин.

Моя Родина.



Урок изучения нового материала.

Понимание заглавия произведения. Цель и назначение заглавия произведения. Прогнозирование содержания раздела.

Заголовок - «входная дверь» в текст. Основная мысль текста.



Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл текста.

Определять основную мысль рассказа.

Текущий.

Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.


22

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Урок изучения, закрепления материала.

Характеристика героя по предложенному плану. Определение главной мысли текста.

Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек- главный герой произведения.

Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.


Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

Текущий.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения самостоятельно.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).







Сочинение на основе художественного текста

И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».



Урок развития речи.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему.

Определять основную мысль рассказа.

Составлять план текста.

Придумывать свои рассказы о животных.

Теку-щий.

Создавать письменный текст: определять тему своего будущего письменного высказывания (о чем бы я хотел сказать).

Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.




23

Внеклассное чтение.

В.В.Бианки.

«Оранжевое горлышко. «Мурзук».


Комби-нированный урок.

Типы книг (изданий): книга произведение, книга-сборник. Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка.



Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу

(с помощью

учителя).


Текущий.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки.

24

В.И.Белов

«Малька провинилась». «Ещё про Мальку».



Урок изуче-ния нового материала.

Высказывание своего отношения к художественному произведению. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по констрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт. Подробный (краткий) пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту.



Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов.

Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

Текущий.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения самостоятельно.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ) с учетом особенностей слушателей.

25

В.В.Бианки «Мышонок Пик».




Б.С.Житков

«Про обезьянку».






В.П.Астафьев

«Капалуха».



26

В.Л.Дуров

«Наша Жучка».

Нравственный смысл рассказа.








В.Ю. Драгунский

«Он живой и светится».

Нравственный смысл рассказа.





Теку-щий.




27

Поэтическая тетрадь 2 –

С.Я. Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной…»






Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы. Цель и назначение заглавия произведения. Выразительное чтение.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Заучивать стихи наизусть.




Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Ориентироваться в литературоведче-ских понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.

28

Внеклассное чтение.

А.Лингрен «Малыш и Карлсон».



Комби-нированный урок.

Типы книг (изданий): книга произведение.

Виды информации: художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Выходные данные; структура книги: автор, заглавие, оглавление, иллюстрации.

Выбор книг на основе рекомендованного списка.


Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.

Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу

(с помощью

учителя).


Текущий.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке) по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки.

29

А.Л. Барто

«Разлука».

«В театре»


Урок изучения нового материала.

Выразительное чтение стихотворных произведений.

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворений.


Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Заучивать стихи наизусть.

текущий.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Ориентироваться в литературоведче-ских понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, эпитеты.





С.В.Михалков

«Если».





Е.А.Благинина

«Кукушка». «Котенок».






30

Собирай по ягодке – наберешь кузовок - Б.В.Шергин

«Собирай по ягодке- наберёшь кузовок».



Урок изучения нового материала.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Понимание заглавия произведения. Высказывание своего отношения к художественному произведению. Соотнесение пословицы и содержания произведения.



Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев.




Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст. Объяснять смысл заглавия произведения, выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.




А.П.Платонов

«Цветок на земле».

«Ещё мама».


Урок изучения нового материала.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе авторских помет. Определение фрагмента для чтения по ролям.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностью речи героев.

Текущий.

Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

31

М.М.Зощенко

«Золотые слова». «Великие путешественники».



Урок изучения нового материала.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения;

Особенности юмористического рассказа. Восстановление порядка событий.

Определение фрагмента для чтения по ролям.


Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Текущий.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.






Н.Н.Носов.

«Федина задача». «Телефон».

«Друг детства».


Урок изучения нового материала.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе авторских помет. Определение фрагмента для чтения по ролям.

Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н. Носова.

Определение темы и главной мысли устного высказывания. Презентация устного высказывания.


Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Текущий.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

Презентовать устное сочинение.

32

По страницам детских журналов – 1ч

«Мурзилка» и «Веселые картинки»

Ю. Ермолаев.

«Проговорился». «Воспитатели».



Урок изучения нового материала.

Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

Подробный (краткий, выборочный) пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания).



Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Текущий.

Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).








Г.Остер.

«Вредные советы».

«Как получаются легенды».

Р.Сеф. «Веселые стихи».



Урок изучения нового материала.

Создание собственного сборника вредных советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего города.

Выразительное чтение стихотворения. Оценка достижений.



Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Текущий.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).


Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

33

Зарубежная литература – 2ч. Древнегреческий миф.

«Храбрый Персей»



Урок изучения нового материала.

Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги.


Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.


Текущий.

Наблюдать: выделять особенности разных художественных произведений.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).


34

Ганс- Христиан Андерсен.

«Гадкий утенок».



Урок изучения нового материала.

Выборочный пересказ текста. Подбор соответствующего фрагмента к иллюстрации. Характеристика героя произведения.

Рассказ о герое по коллективно составленному плану.

Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщений о великом сказочнике. Оценка достижений.


Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).



Текущий.

Пересказывать текст выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).


Сравнивать темы произведений авторов- представителей разных народов России. Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.



Смотрите также:
№ урока. Дата. Разделы примерной программы (стандарты второго поколения). Тема урока. Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся
372.49kb.
1 стр.
Тематическое планирование (5 класс) № Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся Вид контроля
258.43kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Тип урока Элементы содержания или основные понятия урока Виды деятельности
333.36kb.
3 стр.
Тематическое планирование № п/п Наименование раздела программы Тема урока Количество часов Тип урока Элементы содержания урока
1666.28kb.
17 стр.
Урока Тема урока Государство на берегах Нила Тип урока Комбинированный Дата урока
186.33kb.
1 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
Календарно тематическое планирование по литературе 11 класс № Уро ка Тема урока Колич часов Тип урока Элементы содержания
89.03kb.
1 стр.
№ Урока Дата проведения Тема раздела, урока Тип обучения Педагогическая технология Тип урока Объект и форма контроля
205.42kb.
1 стр.
№ урока № урока по теме Тип урока Тема урока Практические работы оборудование Основные понятия подготовка к егэ домашнее задание
223.64kb.
1 стр.
№ урока в четверти, № в году, дата Тема урока Основное содержание урока Материал урока Домашнее задание
217.83kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
Урока английского языка в 5 классе. ( март 2012г.) Тип урока нетрадиционный. Форма урока урок-концерт. Тема урока: «Mother`s Day». Аспект программы обучения : культурные традиции Англии и России
78.39kb.
1 стр.