Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Техника и тактика применения передвижений в многолетнем

спортивном совершенствовании (на примере фехтования на рапирах)


Для оценки динамики переноса типовых приемов передвижений, рекомендуемых в программах ДЮСШ, в условия боев на официальных соревнованиях, потребовалось ее научное обоснование. И, в результате исследований установлено, что система передвижений у юных фехтовальщиков на рапирах основана на постоянном применении лишь четырех способов перемещения в поединках по фехтовальной дорожке. Среди этих основных приемов – шаги вперед и шаги назад, нападения в выпаде и нападения с использованием шага (скачка) вперед и выпада (рис.6). При этом количественные данные об использовании шагов меняются по возрастным этапам незначительно, а достоверные отличия (p<0,05) зарегистрированы лишь в объемах применения шагов назад по отношению к шагам вперед, которые возрастают от этапа начальной специализации к этапу углубленной тренировки. Выдвинутое положение характеризует наличие проблем в формировании тактической активности у юных фехтовальщиков при ведении поединков, несмотря на накопление некоторого опыта участия в соревнованиях.

Условные обозначения: 1 – выпад; 2 – шаг (скачок) вперед и выпад; 3 – «стрела»;

4 – шаг вперед; 5 – шаг назад; 6 – скачки вперед (назад); 7 – бег вперед (назад);

8 – комбинации приемов нападения и приемов маневрирования.


Рис. 6. Объемы применения разновидностей приемов передвижений у юных фехтовальщиков на рапирах по этапам многолетней тренировки (%)
Маневрирование применением скачков вперед и скачков назад, бега вперед и бега назад, скрестных шагов имеет вспомогательные функции. Лишь скачки становятся востребованными на этапе спортивного совершенствования, видимо, в связи с возросшими двигательными возможностями при достижении возраста 15-16 лет.

Среди показателей применения приемов передвижений у квалифицированных фехтовальщиков с различным уровнем спортивной подготовленности и стажем занятий привлекают внимание данные о том, что если объемы шагов вперед достоверно снижаются (p<0,05) при достижении уровня мастера спорта (стаж занятий 9-10 лет и более), то количество шагов назад, имея неоднозначную динамику по этапам спортивной подготовленности, сохраняется в объемах, существенно превышающих применение шагов вперед (p<0,05). При этом нетиповые приемы маневрирования (скачки, бег, скрестные шаги) сохраняются в небольших пределах и их количественные изменения незначительны.

Таким образом, в динамике спортивного совершенствования и накопления соревновательного опыта имеет место оптимизация количественных соотношений между типовыми приемами, предназначенных для реализации наступательных тактических намерений, которыми являются шаг (скачок) вперед и выпада, отдельный выпад и комбинации приемов нападения и приемов маневрирования.

Методики тренировки передвижений у фехтовальщиков

Программа педагогических исследований была ориентирована на опорные признаки, определяющие уровень сформированности системы передвижений, имеющих три самостоятельных направления. Учитывались особенности воздействия объективных факторов на процесс специализирования и индивидуализации технико-тактической подготовленности в спортивном фехтовании.

По этапам апробации оценивалась эффективность разработанных методик совершенствования оснащенности испытуемых приемами нападения и приемами маневрирования, внедряемых комбинаций приемов в структуру построения их технико-тактического совершенствования, направленного на достижение результатов международного класса.


  1. Оптимизация состава и длины выполнения разновидностей приемов передвижений и их комбинаций в многолетней тренировке фехтовальщиков на основе преимущественного применения нападений в шаге (скачке) вперед и выпаде, комбинаций приемов нападения и приемов маневрирования, шагов назад, присущих сильнейшим спортсменам мира.

Анализ динамики показателей применения разновидностей приемов нападения и приемов маневрирования по этапам педагогических исследований позволяет констатировать достоверные изменения объемов важнейших способов передвижений в тренировочных поединках и в официальных соревнованиях у испытуемых. Имеет место и существенное увеличение дистанции начала схваток, приближение длины выполнения типовых и нетиповых комбинаций приемов нападения и приемов маневрирования к уровням, характеризующим мастерство сильнейших в мире фехтовальщиков (табл. 9). Приведенные данные, отражающие возросшую технику передвижений испытуемых, совпадают с позитивной динамикой результатов их выступлений в крупных соревнованиях.

2. Оптимизация соотношений между объемами применения приемов нападения и приемов маневрирования, в ходе которой традиционные подготавливающие средства (сближения шагами и скачками, угрозы оружием, перемены позиций, нападения с выпадом), были в основном заменены нападениями – шаг (скачок) вперед и выпад, а также комбинациями – выпад и шаг (скачок) вперед и выпад, скачок вперед и выпад и повторный выпад, шаг вперед и выпад и серия шагов вперед и выпад.

В исследованиях по проверке эффективности методик повышения объемов применения приемов нападения по отношению к приемам маневрирования положительные сдвиги имелись у всей группы испытуемых, при достоверном росте (p<0,05) объемов нападений у пяти спортсменов.

Таблица 6

Объемы применения и пространственные характеристики важнейших приемов передвижений у фехтовальщиков на саблях высшей квалификации в многолетней тренировки по этапам педагогических исследований


Ф.И.

Этапы исследова-ний (годичные циклы тренировки)

Основные приемы

передвижений (%)



Другие типовые
приемы
(%)

Комбина-ции приемов

Шаг (скачок) вперед и выпад

Шаги назад

П.Г.

1981

27,6

17,5

15,2

39,7

1983

38,7

28,8

21,8

10,7

Дост. разл.

р<0,001

р<0,001

р<0,001

р<0,001

Ц.Е.

1981

32,2

20,3

20,4

27,1

1983

41,0

26,7

23,2

9,1

Дост. разл.

р<0,01

р<0,001

р>0,05

р<0,001

М.А.

1981

20,6

18,4

13,1

47,9

1983

28,3

23,4

24,5

22,8

Дост. разл.

р<0,01

р<0,01

р<0,001

р<0,001

Ф.И.

Этапы исследова-ний (годичные циклы тренировки)

Дистанция начала схваток,
длина комбинаций приемов (см)




Дистан-

ция начала схваток



Типовые комбинации приемов

Нетип. комб.
приемов

Шаг (скачок) вперед и выпад

Скачок вперед, выпад и повторная «стрела»

Скачок вперед, выпад и повторный выпад

П.Г.

1981

271

196

310

237

714

1983

377

204

419

303

853

Дост. разл.

р<0,001

р>0,05

р<0,05

р<0,001

р>0,05

Ц.Е.

1981

290

217

358

285

805

1983

382

210

415

337

872

Дост. разл.

р<0,001

р<0,05

р>0,05

р<0,001

р>0,05

М.А.

1981

276

187

341

234

530

1983

354

198

393

286

837

Дост. разл.

р<0,001

р>0,05

р>0,05

р<0,01

р<0,001

Результатом проведенных педагогических исследований может служить и положение о том, что использованные методики совершенствования состава и пространственных характеристик выполнения приемов передвижений успешно сочетаемы с составом боевых действий и методиками повышения общего уровня технико-тактической подготовленности, совокупность использования которых обеспечивает рост достижений в соревнованиях, вплоть до мирового класса.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.
Методика обучения и совершенствования техники игры (гандбол)
119.38kb.
1 стр.
Особенности исторического фехтования
85.91kb.
1 стр.
Управление состоянием соревновательной готовности высококвалифицированных баскетболистов в процессе многолетней спортивной подготовки 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
552.17kb.
4 стр.
Методика проведения экскурсий (на примере приморского края и г. Владивостока)
85.59kb.
1 стр.
Олимпийский и профессиональный спорт
524.76kb.
4 стр.
Оптимизация методики подготовки юных бегунов на средние дистанции на основе совершенствования скоростно-силовых способностей 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
516.65kb.
3 стр.
Интегрированный урок по истории и информатике в 6 а классе по теме
159.65kb.
1 стр.
М. П. Попова Теория и методика воспитания
1048.49kb.
9 стр.
Методическая система формирования обобщенных методов проведения физических экспериментальных исследований у студентов физико-математического направления подготовки 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (физика)
871.46kb.
5 стр.
Методика проведения экскурсий
276.57kb.
1 стр.
История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века
2749.7kb.
19 стр.