Главная
страница 1
Всероссийский конкурс

Профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

Васильева Татьяна Викторовна

учитель физической культуры МОУСОШ №3 г.Апшеронск

«Урок футбола в общеобразовательной школе»

Пояснительная записка

Опросы школьников во многих регионах страны показывают, что 58% детей ратуют за то, чтобы большую часть учебного времени было отдано на раздел «Спортивные игры». Многие учащиеся высказались за то, чтобы на уроках физической культуры помимо основного вида (например, баскетбола, волейбола) можно было бы познакомиться и с другими играми (футболом, гандболом). Департаментом образования и науки Краснодарского края (приказ № 470-242/07-16 от 19.03.2009) было принято улучшить работу в общеобразовательных учреждениях края по развитию таких видов спорта как гандбол и футбол. При разработке содержания урока использовалась «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М: Просвещение, 2008; учебники: 1)Лебедева Е.И. Садыкова С.Л. Физическая культура. 1-11 классы: Подвижные игры на уроках и во внеурочное время. Учитель, 2008. 2) Виленский М.Я., Туревский И.М., Торчкова Т.Ю. Физическая культура. Учебник для 5-7 классов. Просвещение, 2008.

Правильно организованная игровая деятельность помогает воспитывать у школьников чувство товарищества, взаимопомощи, морально-волевые качества, ответственность. Участвуя в совместной игровой деятельности, школьники учатся управлять своим эмоциональным состоянием, правильно реагировать на успех и неудачу, проявлять этичное отношение к соперникам и партнерам по команде. Игровая деятельность, регламентированная правилами игры, способствует воспитанию сознательной дисциплины, выдержки, умения признавать свои ошибки. Быстро меняющиеся игровые ситуации, необходимость реагирования на перемещающийся мяч, соперников и партнёров по команде предъявляют высокие требования к уровню развития психических процессов.

Для проведения уроков по футболу необходимо оборудовать простейшее футбольное поле. Оно может быть небольших размеров, однако должно иметь ровную поверхность. Желательно, чтобы почва её была достаточно упругой и мягкой (по возможности с травяным покрытием). Из оборудования в каждой школе, особенно там, где нет стандартного футбольного поля, рекомендуется иметь гандбольные ворота, несколько малых ворот различных размеров, отражающую стенку, а также 8-12 стоек для проведения упражнений с ведением мяча. В школах, имеющих ограниченную территорию, можно оборудовать специальную площадку для футбола, которая ограждается заградительной сеткой. Его покрытием могут служить различные синтетические материалы, которые укладываются на утрамбованный грунт или асфальтированное основание. Систематическое применение игр в занятиях с детьми значительно расширяет двигательные возможности, способствует более активному развитию физических качеств, совершенствует восприятие и реагирование, развивает способность к анализу и принятию решений. Кроме того, подвижные игры служат эффективным фактором воспитания у занимающихся положительных морально-волевых качеств, оказывают большое оздоровительное воздействие. Выбор подвижных игр всецело зависит от конкретных задач урока, имеющихся условий, возраста и степени подготовленности учащихся. Включая какую-либо игру в урок, необходимо позаботиться о соответствии её конкретной части урока. Например, во вводную часть можно включать игры на развитие ориентировки, быстроты реакции, внимания. Такие игры не должны быть продолжительными, так как в противном случае наступление преждевременной усталости будет препятствовать освоению занимающимися учебного материала основной части урока. В основной части урока целесообразно использовать игры способствующие закреплению и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в них может быть больше, чем в других частях урока. При этом игры, как правило, располагаются в конце основной части урока. В заключительной части проводятся игры на внимание. Следует отметить, что ни одну игру нельзя рассматривать как средство развития одного вида физических качеств, речь можно вести о преимущественной направленности игры. Одни игры направлены на развитие физических качеств, другие на создание представления о технических и тактических действиях с мячом. Мною предлагается игровой урок футбола в 6-м классе с применением подвижных игр. В приложениях представлены материалы по методическому обеспечению педагогической технологии.



План-конспект урока физической культуры

Задачи урока:

  1. обучение технике: ведения, удара и остановки мяча;

  2. развитие выносливости, координации, скоростно-силовых качеств;

  3. воспитание трудолюбия, коллективизма.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: индивидуальный, групповой, поточный, игровой.

Продолжительность: 40 минут.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: футбольные мячи, стойки или флажки, набивные мячи.

Часть урока

Содержание

Дозировка

ОМУ

(организационно-методические указания)

I

Вводная

9 мин.







  1. Построение, сообщение задач

1 мин.

Дежурный сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку. Обратить внимание на внешний вид учащихся, их подготовку и соответствие спортивной формы предстоящим задачам урока. Поставить задачи урока так, чтобы их выполнение было понятно занимающимся.




  1. Общеразвивающие упражнения:

  1. Построение в одну шеренгу, перестроение из одной шеренги в две. Выполнение строевых команд по сигналу и без сигнала.

  2. Ходьба с изменением направления и темпа движений, с пятки на носок, спортивная.

  3. Бег по кругу в чередовании с ходьбой.

Общеразвивающие упражнения с набивными мячами:

  1. И.П. –стойка ноги врозь, мяч внизу; поднять мяч вперёд- вверх - вдох, опуская –выдох;

  2. И.П. - основная стойка, мяч впереди; сгибая руки в локтях, коснуться мячом груди; вытягивая руки вперёд, и.п.;

  3. И.П. – стойка ноги врозь, мяч вверху - вдох; не сгибая ног, наклониться вперёд и положить мяч на пол - выдох; выпрямляясь, руки – вдох и опуская руки через стороны вниз, наклониться и взять мяч - выдох; поднять мяч вверх - вдох;

  4. И.П.- основная стойка, мяч внизу; приседая, коснуться пола;

  5. И.П. –стойка ноги врозь; мяч поддерживается на голове руками, согнутыми в локтевых суставах; повороты туловища направо; и.п. – то же в другую сторону;

  6. И.П. – основная стойка, мяч на полу впереди; прыжки на обеих ногах вокруг мяча, чередуя 8 прыжков вправо и влево. Ходьба на месте.

8 мин.
1 мин.

1-2 мин.
150-200 м

6 раз

6 раз


6 раз

6 раз


3-4 раза

2 повтора



Во время выполнения упражнений в движении обратить внимание учащихся на соблюдение дистанции.

Обратить внимание на осанку при выполнении упражнений



II

Основная часть

23 мин.







1.Эстафеты с элементами футбола:

А) - эстафета с ведением мяча ногой, остановкой в заданной точке и передачей партнёру;

Б) - ведение мяча с изменением направления «змейкой»: правой ногой; левой ногой;

2. Подвижная игра «Во встречных колоннах».

3. Подвижная игра на «Отбери мяч»


10 минут

5 минут
8 минут



Данные эстафеты проводятся для обучения и закрепления техники ведения мяча внутренней и внешней частью подъёма. Необходимо наблюдать за выполнением упражнений и при необходимости оказывать ученикам помощь.
Описание подвижных игр приведено в приложении 1.

III

Заключительная часть

8 минут







1. Упражнения на расслабление

5 мин.







2. Проверка домашнего задания

2 мин.







3. Построение, подведение итогов

1 мин.





Приложение 1.

Подвижные игры.

1. «Во встречных колоннах» - соревнуются одновременно несколько команд. В каждой игроки рассчитываются по порядку номеров. Чётные и нечётные номера строятся во встречные колонны на расстоянии 8-10 метров друг от друга. По сигналу первые номера команд передают мяч в противоположную колонну, а само устремляются в сторону этой колонны и встают там последними. Вторые номера останавливают мяч и передают обратно, но уже третьим номерам, а сами делают перебежку в конец этой колонны и т.д. Команда заканчивает игру, когда все игроки окажутся на первоначальных местах.



2. «Отбери мяч» - из числа занимающихся назначаются два-три водящих, которые занимают место в круге. Остальные игроки становятся за кругом. По сигналу они начинают передавать мяч друг-другу, стараясь, чтобы его не перехватили водящие. Преподаватель считает сколько раз водящие смогли перехватить мяч, затем по истечении условленного времени меняет на других учащихся. Побеждают те водящие, которые больше всех перехватили мяч.

Приложение 2.

Примерные вопросы викторины V—VII классы.

  1. Кто написал книгу «Вратарь республики»? (Лев Кассиль.)

  2. Какой мяч легче: футбольный, мини-футболь­ный, волейбольный? (Волейбольный.)

  3. На протяжении скольких секунд вратарь в
    мини-футболе может владеть мячом на своей поло­вине поля? (4 сек.)

  4. Где обозначается отметка для пробития мини-футбольного пенальти? (В 6 м от ворот.)

  5. Проводятся ли чемпионаты мира по мини-фут­болу? (Проводятся.)

  6. Какая команда стала первым чемпионом мира по мини-футболу? (Сборная Бразилии.)

  7. Проводятся ли чемпионаты Европы по мини-футболу? (Проводятся.)

  8. В каком году сборная команда России стала чемпионом Европы? (В 1999 г.)

  9. Засчитывается ли гол, если мяч остановился между стойками на линии ворот? (Не засчитывает­ся.)

  10. Засчитывается ли гол, если он забит в ворота непосредственно с начального удара? (Засчитывает­ся.)

  11. В какую сторону должен быть направлен мяч при начальном ударе? (В сторону ворот соперников.)

  12. Что означают аббревиатуры ЦСКА, ДЮСШ, МФК? (Центральный спортивный клуб армии; детско-юношеская спортивная школа; мини-футбольный клуб.)

  13. Разрешается ли в мини-футболе при отборе мяча использовать толчок соперника плечом в плечо? (Не разрешается.)

  14. Через сколько лет проводятся чемпионаты мира по мини-футболу? (Через каждые 4 года.)

  15. Засчитывается ли гол, за­битый в ворота непосредственно с углового удара? (Засчитывается.)

  16. Разрешается ли в спортивном зале играть в мини-футбол в бутсах с шипами? (Не разрешает­ся.)

  17. Как наказывается игрок за подножку соперни­ку в своей штрафной площади? (Назначается пеналь­ти — 6-метровый удар.)

  18. Что означает жест судьи «Поднятая вверх рука»? (Свободный удар.)

  19. Засчитывается ли гол, забитый в ворота со­перников непосредственно со свободного удара? (Не засчитывается.)

  20. Засчитывается ли гол, забитый в ворота со­перников непосредственно со штрафного удара? (Засчитывается.)

  21. Как наказывается игрок за опасную игру? (На­значается свободный удар в сторону провинившейся команды.)

  22. Как наказывается игрок за опасное нападение на соперника за пределами своей штрафной площа­ди? (Назначается штрафной удар в сторону прови­нившейся команды.)

  23. Как наказывается игрок за опасное нападение на соперника в пределах своей штрафной площади? (Назначается пенальти — 6-метровый удар в сторону провинившейся команды.)

  24. Может ли игрок, выполняющий штрафной удар, коснуться мяча дважды подряд? (Не может.)

  25. Какое решение должен принять судья, если мяч вышел за линию ворот от игрока обороняющейся команды? (Назначается угловой удар.)

  26. Как называется ложное движение, применяе­мое игроком в целях введения соперника в заблуж­дение? (Финт.)

  27. Где должны располагаться игроки соревну­ющихся команд при начальном ударе? (Только на своей половине поля.)

  28. Сколько игроков в каждой мини-футбольной команде играют на поле? (По пять игроков.) [Андреев С.Н. Футбол в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986г. С.-139-143].

Соревнования по элементам техники и физической подготовленности.

Упражнение №1.

Ведение мяча с заключительным ударом по воротам. М.У. На 11-метровой отметке (в штрафной площади) и далее с интервалом 3 м (по направлению к центру поля) устанавливается 3 стойки. Игрок любой ногой ведёт мяч от угла штрафной площади, обводит змейкой стойки и правой ногой посылает мяч в ворота. Затем тоже самое, только с другого угла штрафной площади, и мяч в ворота должен быть послан с левой ноги.

Упражнение №2.

Удары по воротам на точность. М.У. против каждой боковой линии площади ворот, в 13 м от линии ворот устанавливаются 3 мяча: один на 11-метровую отметку, 2 других- на расстоянии 3м от каждой стойки в направлении к угловому флагу. Игрок стартует с угла штрафной площади и, обегая, стойки со стороны поля должен направить в ворота правой ногой, поочерёдно, 3 мяча. Затем он выполняет это же упражнение, но с другого угла штрафной площади и должен забить 3 мяча левой ногой.

Упражнение №3.

Вбрасывание мяча на дальность по коридору в 3 метра. Из 2-х попыток засчитывается лучшая.

Упражнение №4.

Ведение мяча. Мяч ведётся по отметке центрального круга поля, с внешней стороны. Вначале мяч ведётся вправо, а затем влево. Время ведения с одной попытки, в каждую сторону суммируется.

Упражнение №5.

Удары по мячу в цель. Футбольные ворота разделены лентами на квадраты. Попадание мячом в соответствующие квадраты определяет число очков за упражнение. Удары по неподвижному мячу, зачёт по сумме очков.

Упражнение №6.

Для вратаря. Бросок мяча рукой и удары ногой на дальность и точность. Зачёт по раздельному результату бросков и ударов (две попытки).

Упражнение№7.

Эстафета встречная 11x15м. (с ведением мяча).

Организационно-методические указания к проведению соревнований по технике игры в футбол.

Соревнования проводятся на футбольном поле с воротами обычного размера.

На соревнования по элементам техники команды согласно жребию выставляют по одному игроку в каждом упражнении (кроме 7-го), а всего 11 человек утверждённых в командной заявке.

В упражнении №5 участвует 2 игрока.

В упражнении №6 участвует только вратарь.

В упражнении №1 №2 и также №7: а) фиксируется время по секундомеру с момента старта до пересечения мячом линии ворот;

б) в случае нарушения порядка обводки стоек или пробивания мячом (№2) игрок возвращается для повторения упражнения с места нарушения, причём отсчет времени продолжается.

Если после удара мяч не пересёк линию ворот, упражнение считается невыполненным и игроку начисляется штрафные очки по наименьшему счёту.

Соревнования лично-командные. В завершении матч между двумя командами два тайма по 8 минут уменьшёнными составами.

В ходе подготовки уроков-соревнований желательно придерживаться следующих методических рекомендаций.

При определении содержания ориентироваться на материал школьной программы. При подборе эстафет и игровых заданий предусмотреть участие всех учеников. Исключением могут быть отдельные задания для капитанов команды. Количество заданий ограничивается рамками школьного урока, но программа должна быть оптимально насыщенной, обеспечивающей высокую моторную плотность. Очерёдность заданий определяется с учётом логики развёртывания физиологических и психических процессов в уроке, т.е. с постепенным нарастанием нагрузки и сложности двигательных действий и их снижением к концу урока. Перед отдельными игровыми заданиями по указанию учителя целесообразно опробования основного задания. Тщательно продумывается организация урока, так как «любая мелочь» может свести на нет учебно-воспитательный эффект этой сложной формы занятий: разметка, размещение и движение участников, сигналы начала и окончания выполнения заданий, размещение и выдача инвентаря, система зачёта. Заблаговременно инструктируется судейская бригада- ученики, освобождённые от физической культуры на этот период. Чёткая организация подготовки проведения соревнований в ходе самого урока, включая: деление класса на команды; краткое и понятное объяснение заданий (многие из них могут и должны быть изучены заранее на предыдущих уроках); строгий контроль за соблюдением правил; объективную оценку результатов; анализ и подведение итогов в конце урока.

Приложение 3.

Оценка технической подготовленности школьников:



  1. Обводка. Пять препятствий в виде стоек высотой 1,5 м устанавливаются по прямой на расстоянии 1,5 м одно от другого. Очки за технику, скорость и быстроту обработки мяча по шкале «отлично» - не задел ни одного – 10 баллов; «хорошо» - 7-9 баллов; «среднее выполнение» - 4-6 баллов; «неудовлетворительно» - 0-3 балла.

  2. Удары. Две стойки устанавливаются на линии 180 см друг от друга. Расстояние до стоек 14 м. Цель–поразить данные ворота. 3 точных удара – 10 баллов; 2 точных удара – 5 баллов; 1- 3 балла; близко к цели – 1балл и 2 балла.

  3. Остановка и передачи мяча. За 6 остановок и столько же удачных передач партнёру – 10 баллов; 5 удачных попыток – 8 баллов; 3-4 – 6 баллов; за 2 – 4 балла; хорошая попытка – 1балл и 3 балла. Следует отметить, что расстояние между партнёрами 14 метров.


Смотрите также:
Конкурс Профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
129.02kb.
1 стр.
Конкурс профессионального мастерства педагогов «мой лучший урок с использованием икт»
67.17kb.
1 стр.
Знание законов- правовая культура гражданина
110.4kb.
1 стр.
Конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии»
19.8kb.
1 стр.
Конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» Номинация конкурса «Лучший машинист локомотива»
99.72kb.
1 стр.
Конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» мини-диорама «исчезнувший мир мезозоя»
119.59kb.
1 стр.
Муниципальный конкурс педагогов «Мой лучший урок» Тема родовой и исторической памяти в повести И. С. Шмелёва «Лето Господне»
111.24kb.
1 стр.
Конкурс профессионального мастерства «Лучший воспитатель 2012 года»
190.83kb.
1 стр.
Конкурс журналистского мастерства
48.92kb.
1 стр.
Информация о проведении городского конкурса профессионального мастерства водителей трамвая
30.53kb.
1 стр.
Конкурс педагогического мастерства по применению эор в образовательном процессе «Формула будущего 2011» г. Москва
20.51kb.
1 стр.
Конкурс профессионального мастерства среди руководителей и специалистов культурно-досуговых учреждений «Формула успеха»
18.48kb.
1 стр.