Главная
страница 1
Энергетическое измерение развития ШОС

А.И. Громов
Институт энергетической стратегии

Энергетика – объективно одно и из самых важных и перспективных направлений сотрудничества в рамках ШОС, однако парадокс первых десяти лет существования организации состоит в том, что на практике его интеграционные процессы затрагивают любые другие сферы, кроме энергетики. Вместе с тем, сегодня, когда перед ШОС стоит задача перехода от геополитической повестки дня к экономической, энергетическое измерение может стать наиболее естественной и приоритетной основой экономической интеграции.

Предпосылками к этому являются:



  • возможность создания системы внутрирегиональных энерготранспортных потоков без участия третьих стран, что позволит оптимизировать инвестиции для поставщиков и минимизировать будущие риски Китая, связанные с использованием морских коммуникаций и возможным срывом или ограничением поставок из стран Ближнего Востока и Африки;

  • сбалансированный характер ШОС, а именно примерно равное представительство стран нетто-экспортеров и нетто-импортеров энергии, что позволяет учитывать интересы обеих сторон (в отличие от ОЭСР, ОПЕК, МЭА и других организаций);

  • наличие огромных энергетических ресурсов (25% мировых запасов нефти, более 50% мировых запасов газа, 35% угля, около 50% запасов урана) вкупе со стремительным ростом потребления энергии со стороны Китая и Индии (как потенциально полноценного участника ШОС);

  • необходимость обеспечения сотрудничества, а не соперничества Россия и Китая в регионе, что в значительной мере определяет весь смысл существования ШОС. В энергетическом измерении это предполагает, прежде всего, оптимальное для всех стран ШОС решение проблемы выхода энергетических (особенно газовых) ресурсов Центральной Азии на мировой рынок.

Общей целью энергетической интеграции является превращение ШОС в самодостаточную энергетическую систему, обладающую ведущей ролью в мировой энергетике.

В настоящее время в регионе уже реализуется ряд крупных энергетических проектов, однако большинство из них ограничены строительством нефте- и газопроводов и связанными с ними инвестициями в разведку и добычу углеводородных ресурсов в странах Центральной Азии. Среди таких проектов можно отметить Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), нефтепроводы Атасу-Алашанькоу, «Восточная Сибирь – Тихий океан» с отводом в Китай; газопроводы Туркмения–Узбекистан-Казахстан-Китай и проектируемый газопровод Якутия-Хабаровск-Владивосток с возможным отводом в Китай (2016 г.) и др. При этом все указанные проекты не имеют никакого отношения к ШОС как интеграционному институту и осуществляются либо на двусторонней основе, либо на многосторонней основе, осуществленной на других переговорных площадках. Следствием этого является рассогласованность проектов, и, зачастую, их конкуренция.

Впрочем, существует вполне объективные препятствия к энергетической и шире экономической интеграции в рамках ШОС. Среди них:


  • отсутствие согласованной общеэкономической стратегии ШОС, прежде всего, как следствие различия экономических интересов стран-участниц (в большинстве случаев Китая, с одной стороны, и постсоветских государств, с другой);

  • принципиальная неравнозначность экономических потенциалов стран-участниц, что создает веские опасения со стороны России и стран Центральной Азии в отношении угрозы торгового и финансового доминирования и инвестиционной активности Китая;

  • активное развитие альтернативных интеграционных проектов (Таможенный союз, Евразийское экономическое пространство и др.) без участия Китая, благодаря чему многие вопросы, которые могли бы войти в круг энергетических интересов ШОС, находят решения за пределами организации.

Поиск решения этих и других проблем должен стать содержанием работы «Энергетического клуба» ШОС, который мы рассматриваем, прежде всего, как координационный и аналитический центр ШОС в области энергетики. При этом речь идет не о создании замкнутого элитного клуба, а о формировании открытой структуры, готовой к прямому взаимодействию со странами, не входящими в ШОС, международными организациями и бизнес-сообществами.

В задачи «Энергетического клуба» могут войти следующие насущные вопросы:



  • гармонизация энергетической политики и координация разработок долгосрочных программ энергетического развития стран-членов и стран-наблюдателей ШОС и их партнеров;

  • выработка и осуществление мер коллективной энергетической безопасности;

  • развитие общей для стран ШОС системы транспортных энергокоммуникаций;

  • разработка общего экономического механизма реализации энергетической политики стран-членов;

  • координация инвестиционных планов стран-членов;

  • информационное сотрудничество;

  • выработка согласованных действий на мировом энергетическом рынке.

При этом энергетическая интеграция должна следовать главной цели общей Евразийской интеграции, а именно становлению нового вида социопространственной организации региона, нацеленной на его переход от технологического донорства – к интеллектуальному лидерству. В энергетическом измерении достижение этой цели предусматривает, прежде всего, создание инновационных и энергоэффективных кластеров, совместные инновационные проекты (оптимизация инвестиций, человеческих и технических ресурсов), модернизацию действующих энергетических мощностей и сетей и организацию совместной работы по подготовке и повышению квалификации специалистов в области энергетики, включая поддержку фундаментальных научных исследований. Также интеграция включает в себя согласованное развитие энерготранспортной инфраструктуры, совместное освоение новых месторождений углеводородов с учетом постоянного повышения технологического уровня и экономической эффективности проектов, создание условий для взаимного доступа на рынки энергоресурсов (прежде всего, электроэнергии) и их транзита.

В электроэнергетике частными, но важными задачами интеграции являются разрешение гидроэнергетических противоречий Киргизии, Таджикистана и Узбекистана и организация поставок гидроэнергии Памира в Индию и Китай; оптимизация размещения генерирующих мощностей (между Россией, Казахстаном и Китаем). В газовой отрасли к насущным задачам относятся: комплексное решение проблемы сбыта газовых ресурсов Центральной Азии (развитие поставок в Пакистан, Индию, Китай и пр.), избежание острой и деструктивной конкуренции России, Казахстана, Узбекистана и Туркмении на рынке Китая (потенциал координации) и совместное развитие газоперерабатывающего и газохимического производства. В нефтяной отрасли - координация нефтеэкспортной политики России и стран Центральной Азии с учетом интересов Индии и Китая и совместная модернизация НПЗ.

Одним из наиболее дискуссионных и часто задаваемых сегодня вопросов является соотношение и возможная взаимосвязь развития энергетического измерения ШОС и Единого экономического пространства. Ответ на этот вопрос не является однозначным.

С одной стороны, в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства отрабатываются практические формы и механизмы интеграции, которые могут быть впоследствии использованы в ШОС, т.е. эти интеграционные проекты грают роль экспериментальной площадки.

С другой стороны, региональная интеграция является принципиально разноформатной, и один формат не противоречит другому, но, по крайней мере, в теории дополняет его, в результате чего создается облачная структура, в которой границы одного облака наслаиваются на границы соседних облаков. Важно при этом осознавать, что интеграция России, Белоруссии и Казахстана и, в перспективе, стран Средней Азии при любом развитии ШОС будет значительно более глубокой, открытой и многосторонней, чем их двусторонняя и многосторонняя интеграция с Китаем, что обуславливаются их более однородной социально-экономической и культурной средой (наследие единого государства), значительно меньшего потенциала противоречий, большей общности интересов.

В целом, энергетическое сотрудничество является на сегодняшний день наиболее актуальной и реальной основой всего экономического сотрудничества в рамках ШОС. Ключевой внутренней возможностью ШОС в энергетике выступает устранение взаимных и многосторонних противоречий и координация энергетических проектов и направлений развития. Ключевой внешней возможностью является формирование собственной повестки дня для глобальной энергетической политики вместо следования политике, формируемой сегодня без участия стран ШОС, в ЕС и США.



Избежать долгосрочного соперничества России и Китая в регионе, в т.ч. в энергетической сфере, невозможно, но вполне по силам – устранить его наиболее деструктивные формы и поставить во главу угла не то, что их разъединяет, а то, что объединяет не только их, но и все страны ШОС.




Смотрите также:
Энергетическое измерение развития шос
59.15kb.
1 стр.
Международных исследований
143.31kb.
1 стр.
«в москву и Пекин за знаниями»
14.5kb.
1 стр.
Программа Совещания министров транспорта государств-членов шос
114.91kb.
1 стр.
Фрадков предложил создать антинаркотический центр шос
298.35kb.
1 стр.
Измерение преступности в относительных величинах
272.93kb.
1 стр.
Программа форума международная конференция «Высокие технологии: стратегия сотрудничества на пространстве шос»
41.61kb.
1 стр.
Обороноспособность россии: финансово-экономическое измерение
188.05kb.
1 стр.
Н. В. Ковалева, кандидат экономических наук Е. Г. Нечаева
268.9kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Гендерное измерение в политике
301.47kb.
1 стр.
Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Время. Измерение времени. Часы
127.46kb.
1 стр.
Военно-политическое измерение обсе: состояние и тенденции развития
230.63kb.
1 стр.