Главная
страница 1


Политические права женщин:

канадский опыт реализации положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин имеет непреходящую ценность для обеспечения равенства прав и возможностей мужчин и женщин во всех сферах деятельности. Особенно это касается политических прав, т.к. участие и мужчин, и женщин в управлении делами государства позволяет (например, путем участия в правотворческой деятельности, в выработке управленческих решений) оказывать непосредственное влияние на положение представителей обоих полов.

Статьи 7 и 8 Конвенции устанавливают, что женщины имеют право голосовать и избираться на всех выборах, участвовать в осуществлении политики правительства, занимать государственные посты на всех уровнях управления, участвовать в общественных объединениях. Однако практическая реализация этих норм пока далека от идеала во многих государствах, ратифицировавших Конвенцию. Однако, постоянная работа и внимание к проблемам равного представительства мужчин и женщин в органах власти, которая проводится в ряде стран, свидетельствует о возможности достижения позитивных результатов в обеспечении гендерного равенства в области государственного управления. Одной из таких стран является Канада.

Канада прошла непростой путь продвижения идей гендерного равенства в общество и, главное, - в политику органов государственной власти. И сейчас эта проблема еще не решена до конца.

Как известно, количество женщин-парламентариев должно составлять, как минимум, 30% от общего числа членов парламента1. На 31 июля 2008 г. в парламентах мира женщин было лишь 18,2% от общего числа депутатов; а процент женщин, занимающих должности уровня не ниже члена Кабинета министров, составлял 16%. На данный момент в Канаде 22,1% от общего количество мест в Палате общин занято женщинами (это 45-ое место в мире). Вместе с тем – это результат успешной гендерной политики, т.к. в 1984 году женщин в Палате общин было всего 9,6%, после выборов 1988 года уже 13,3% и далее от выборов к выборам (периодичность 4 года) количество женщин постепенно увеличивалось.

При этом представительство женщин в муниципальных собраниях (23.4%)2 и законодательных собраниях провинций/территорий Канады (23%)3 на сегодняшний день выше, чем в федеральном парламенте.

В Канаде были проведены исследования с целью выяснить, почему не удается достичь необходимого представительства женщин в органах государственной власти?

В числе причин были отмечены следующие:

- по-прежнему высокий уровень домашних обязанностей, лежащих именно на женщинах и не позволяющий им полноценно строить политическую карьеру;

- наличие дискриминационного по признаку пола подхода при выборе кандидатов;

- представление о политике как о неженском деле, укоренившееся как в умах избирателей (в том числе и многих женщин), и политиков.

Для преодоления этих стереотипов были созданы ряд некоммерческих общественных избирательных школ для обучения и наставничества женщин, в частности, Избирательная школа, учрежденная группой «Женщины, политика и демократия» в Квебеке; Женская избирательная школа, учрежденная Канадским конгрессом женщин-избирателей в Британской Колумбии и ряд других.

Вторым направлением деятельности стало стимулирование политических партий для выдвижения большего числа кандидатов. Большинство политических партий в Канаде добровольно реализует меры для привлечения и поддержки женщин-кандидатов. К ним относятся, в частности, создание специальных фондов, помогающих баллотирующимся женщинам компенсировать расходы на предвыборную кампанию, а также установление минимального необходимого количества женщин-кандидатов от каждой политической партии.

Речь не идет об установлении в законах квот для женщин, по этому вопросу ведутся активные дискуссии, а о добровольном квотировании мест для женщин - кандидатов самими партиями. Тем более что в ходе других исследований было установлено, что вероятность избрания женщин на выборах лишь незначительно меньше вероятности избрания мужчин. Так 64 женщины, избранные в январе 2006 года в Палату общин в Канаде, составили 17% от общего числа женщин-кандидатов, участвовавших в тех выборах, и этот показатель успешности незначительно хуже показателя в 19% у мужчин-кандидатов.

В этой связи в настоящее время в Канаде идет дискуссия о возможности изменения избирательной системы на выборах. Сейчас это мажоритарная система, выборы в парламент федерации проводятся по одномандатным округам. Такая система, по мнению ряда канадских экспертов, дискредитирует женщин, которым сложнее пробиться в кандидаты, а затем и в депутаты, по причинам, о которых упоминалось выше.

Вместе с тем предложение о введении смешанной избирательной системы, где, например, половина депутатов будет избираться по пропорциональной системе, а в списках кандидатов каждая партия согласно установленной квоте должна будет заявить определенное число женщин-кандидатов, имеет достаточно много противников, отмечающих (и вполне обоснованно), что депутаты должны избираться не по признаку пола, а исходя из уровня профессионализма и умения представлять и защищать интересы избирателей. И с этим трудно не согласиться. Поэтому пока в Канаде преобладает мнение о необходимости поддержки женщин-кандидатов в процессе выдвижения, проведения избирательной кампании, но при равных шансах на избрание с мужчинами при мажоритарной системе.

Третьим направлением политики обеспечения гендерного равенства в вопросах участия в управлении государством является обеспечение удобства как для мужчин, так и особенно для женщин в работе в органах государственной власти.

О том, как наилучшим способом приспособить парламенты к потребностям женщин, ведутся дискуссии в Комиссии по правам женщин ООН и в парламентских ассоциациях, таких как Межпарламентский союз4. В частности, предполагается, что парламенты могли бы в своей работе быть более восприимчивыми к вопросам гендерного разнообразия – например, ввести семейные часы, завершать работу парламента в разумное время, реорганизовывать графики работ с учетом «семейных дней» или распределять рабочее время парламента на большее количество более коротких дней.

Например, 11 декабря 2007 года законодательное собрание провинции Онтарио выдвинуло предложение создать «общепартийный совет … для разработки рекомендаций для Спикера по вопросам учета потребностей семьи при организации работы парламентариев провинции в законодательном собрании Онтарио».



Работа по этим трем направлениям (поддержка политической активности женщин, исследование возможностей изменения избирательной системы с целью обеспечения равного представительства мужчин и женщин и создание благоприятных условий для работы в органах государственной власти для обоих полов) является одной из важных составляющих государственной политики Канады. Эту деятельность можно рассматривать как позитивный пример реализации положений Конвенции, о которой мы сегодня говорим, в части обеспечения политических прав женщин.

1 Этот показатель используется Межпарламентским союзом и ООН.

2 Сводные таблицы на основании статистики Федерации канадских муниципалитетов, Статистика соотношения мужчин и женщин в муниципалитетах в 2007 году, http://www.fcm.ca//CMFiles/wstats1UDB-3262008-3961.pdf.

3 Библиотека парламента ведет статистику участия женщин в работе законодательных собраний провинций и территорий на своем веб-сайте. Адрес в Интернет: http://www2.parl.gc.ca/Parlinfo/compilations/ProvinceTerritory/PartyStandingsAndLeaders.aspx?Language=E.

4 См. Джули Баллингтон, «Институциональные изменения: парламенты, восприимчивые к вопросам гендерного разнообразия», Равенство в политике: Исследование женщин и мужчин в парламентах, Межпарламентский союз, 2008, http://www.ipu.org/PDF/publications/equality08-e.pdf.



Смотрите также:
Политические права женщин: канадский опыт реализации положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
51.62kb.
1 стр.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
1964.27kb.
9 стр.
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
93.21kb.
1 стр.
О выполнении положений международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
1866.19kb.
11 стр.
8 декабря 2009 г. Анонсы: Круглый стол «Пять лет интернет-ресурсу «Белорусская женская сеть»
43.1kb.
1 стр.
Программа 25 января 2010 года «Механизмы защиты женщин от трудовой дискриминации: зарубежный опыт и российская практика»
17.55kb.
1 стр.
Доклад республики узбекистан по выполнению положений международной конвенции
2643.53kb.
14 стр.
Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации
433.31kb.
3 стр.
Информация о мерах по выполнению положений
117.31kb.
1 стр.
Женсоветы за трудовые права женщин
87.59kb.
1 стр.
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей Преамбула
632.77kb.
3 стр.
Шестой и седьмой сводный периодический докладо выполнении Республикой Казахстан Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
2012.06kb.
11 стр.