Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 Справка. С 2008 года в России 8 июля стали отмечать День семьи, любви и верности, ведущий свое происхождение от Дня Святых Петра и Февронии, православных покровителей семьи и брака. Петр и Феврония были канонизированы в 1547 году, а культ их как местных муромских святых оформился уже к середине XV века. III. «1. Поучение отца сыну Благословляю я, грешный (имярек) и поучаю, и вразумляю, и наказываю единственному сыну своему (имярек), и его жене (имярек), и детям их, и домочадцам быть в христианском законе, жить с чистой совестью и по правде, с верой соблюдая волю Божию, хранить заповеди Его, себя утверждая в страхе Божием и в законном жительстве, жену поучая и домочадцев своих понуждая – не неволей, не битьем, не работой тяжкой, а будут тебе как дети: всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и благоустроены. Вручаю вам христианского жительства описание, на память и вразумление вам и чадам вашим. 19. Как воспитывать детей своих в поучениях разных и в страхе божьем <…>Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. 22. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем <…> Чада, послушайте заповедь Господню: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им по Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. Этим очистите грехи свои, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет вовеки, и наследуете сыновей сынам своим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто злословит или оскорбляет родителей своих, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителями». («Домострой», XVI в., авторство приписывается священнику Сильвестру) IV. «Таже с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится – скользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, – на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем». <…> Таже в русские грады приплыл и уразумел о церкви, яко ничто ж успевает, но паче молва бывает. Опечаляся, сидя, рассуждаю: что сотворю? проповедаю ли слово божие или скроюся где? Понеже жена и дети связали меня. И виде меня печальна, протопопица моя приступи ко мне со опрятством и рече ми: «что, господине, опечалился еси?» Аз же ей подробну известих: «жена, что сотворю? зима еретическая на дворе; говорить ли мне или молчать? – связали вы меня!» Она же мне говорит: «господи помилуй! что ты, Петровичь, говоришь? Слыхала я, – ты же читал, – апостольскую речь: «привязался еси жене, не ищи разрешения; егда отрешишися, тогда не ищи жены». Аз тя и с детьми благословляю: дерзай проповедати слово божие попрежнему, а о нас не тужи; дондеже Бог изволит, живем вместе; а егда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай; силен Христос и нас не покинуть! Поди, поди в церковь, Петровичь, – обличай блудню еретическую!» Я-су ей за то челом и, отрясше от себя печальную слепоту, начах попрежнему слово божие проповедати и учити по градом и везде, еще же и ересь никониянскую со дерзновением обличал». («Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», XVII в.)
«В памяти нации протопоп Аввакум существует как символ – символ старообрядческого движения и старообрядческого протеста. Почему «национальная память» выбрала именно этого человека? Аввакум был мученик. Из шестидесяти с небольшим лет его жизни почти половина пришлась на ссылки и тюрьмы. Аввакум был бунтовщик. Он бесстрашно боролся со светскими и церковными властями, с самим царем… Аввакум был народный заступник. Он защищал не одну старую веру; он защищал также угнетенных и униженных «простецов». «Не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду… подобает душа своя положить». <…> <…> Но при начале раскола и страдальцев и воителей были тысячи. Отчего Россия всем им предпочла Аввакума? Оттого, что он обладал замечательным даром слова и был на голову выше своих современников как проповедник, как «человек пера», как стилист. Из писателей XVII в., вообще весьма богатого литературными талантами, только Аввакуму пристал эпитет «гениальный»». Можно остановиться только на текстовых фрагментах II, III, IV и повести разговор о семейных ценностях.
актуален?
V. «Вначале собралось не очень много монахов – не больше двенадцати человек; среди них был некий старец Василий, по прозванию Сухой, который одним из первых пришел с верховьев Дубны; другой – по имени Иаков, по прозванию Якута, он был за посыльного, его всегда отправляли по делам, за особенно нужными вещами, без которых нельзя обойтись; еще один, по имени Онисим, диакон, и отец диакона, по имени Елисей. Когда келлии были срублены и обнесены невысоким забором, у ворот поставили привратника. Преподобный трудился на всех монастырских послушаниях: носил на плечах дрова и, наколов и разрубив на поленья, разносил по келлиям. Но зачем я вспоминаю о дровах? Поистине удивителен был вид обители в то время: лес стоял от нее недалеко – не так, как теперь, но над строящимися и уже поставленными келлиями, осеняя их, шумели деревья. Вокруг церкви повсюду были видны колоды и пни, здесь же сажали различные семена и выращивали огородные овощи. Но вернемся к прерванному повествованию о подвиге Преподобного Сергия, о том, как он усердно служил братии, как купленный раб: колол для всех дрова, как было сказано, толок и молол жерновами зерно, пек хлеб, варил еду и заготавливал другие съестные припасы для братии, кроил и шил обувь и одежду и, зачерпнув воду в бывшем неподалеку источнике, носил ее в двух ведрах на своих плечах в гору и ставил у келлии каждого брата». («Житие Преподобного Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым, XIV в.) VI. «Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу». («Житие Александра Невского», XIII в., авторство приписывается митрополиту Кириллу). VII. «В это же время в городе началась эпидемия чумы. В Херсоне был установлен карантин. Все команды были выведены в степь. Не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. В результате энергичных действий благоверного Феодора в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. В самое тяжелое по напряженности время эпидемии он никого не посылал в госпиталь, переполненный больными, и спас от смерти многих, пользуя их при команде. Здесь проявились, конечно, его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь его к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения. <…> Воздав благодарение Богу, адмирал продолжил выполнение возложенных на него задач. Требовалось образовать на освобожденных островах новую государственность, и адмирал, как полномочный представитель России, в сложнейшей политической обстановке, когда необходимо было учитывать интересы многих, сумел, не поступившись своими христианскими убеждениями, создать на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу мир, тишину и спокойствие. «Люди всех сословий и наций, – обращался он к жителям островов, – чтите властное предназначение человечности. Да прекратятся раздоры, да умолкнет дух вендетты, да воцарится мир, добрый порядок и общее согласие!..» Благоверный Феодор, будучи верным слугой Царю и Отечеству, ревностно отстаивал интересы русской политики на Средиземном море и Балканах, и в то же время, как христианин, как человек доброты необыкновенной – он движим был искренним желанием дать греческому населению, как друзьям России, как единоверцам, недавним соратникам в освобождении островов «от зловредных и безбожных французов», – спокойствие и благополучие. Благоверный Феодор, показавший здесь себя великим сыном России, говорил впоследствии, что «имел счастие освобождать оные острова от неприятелей, установлять правительства и содержать в них мир, согласие, тишину и спокойствие...» («Житие святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, Непобедимого», XX век ) При обсуждении предложенных литературных фрагментов учащиеся акцентируют внимание на таких нравственных ценностях как вера, доброта, терпение, самообладание, кротость, любовь, патриотизм, трудолюбие, самопожертвование. Заключение. Появление книги и литературы в жизни народа решительно меняет его историческое и нравственное самосознание. Первые нравственные сочинения, сочинения общественно-политические, уточняют социальные нормы поведения, позволяют шире распространять идеи ответственности каждого за судьбу народа и страны, воспитывают патриотизм и одновременно уважение к другим народам. В древнерусской литературе мы находим произведения изумительные по точности и выразительности своего языка, мы находим высоконравственные идеи – идеи, не утратившие своего значения и для нас. Приложения 1. Темы проектов и рефератов по истории книги и книжного дела в России
2. Мудрые мысли о книгах и чтении Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство. (Н. А. Рубакин) Всякого рода грубость тает, словно в огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. (В. Гюго) Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное. (Ф. М. Достоевский) Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг и наставник. (П. А. Павленко) Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным. (Ф. Бэкон) Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро) Чтение для ума – это то же, что физическое упражнение для тела. (Д. Аддисон) Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. (Вольтер) Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.
Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает. (Д. Дидро) Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает. (Э. Лабуле) Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало. (Вольтер) В хорошей книге больше истин, чем хотел вложить в нее автор. (М. Эбнер-Эшенбах) Мы, в сущности, учимся у тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, о которой мы можем судить, следовало бы учиться у нас. (И. В. Гете) 3. Пословицы и поговорки о книгах и чтении Не красна книга письмом, а красна умом. Книга хороша, да начетчики плохи. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Книга – друг человека. Кто много читает, тот много знает. Одна книга тысячу людей учит. Читай, книгочей, не жалей очей. Книга книгой, да и своим умом двигай. Книги читать – не в ладушки играть. Хлеб питает тело, а книга – разум. Ум без книги, как птица без крыльев. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Золото добывают из земли, а знания из книг. Испокон века книга растит человека. Прочел новую книгу – встретился с другом. 4. Тезаурус1 Апокрифы – (греч. apokryphos – тайный, сокровенный), соч., которые не принимаются церковью как из-за того, что их содержание (прежде всего богословское) вызывает у религиозных авторитетов подозрения, так и из-за того, что само их происхождение неясно. В самом широком смысле этот термин употребляется для обозначения всех книг, исключенных из Священного Писания. «Апостол» – первая книга, отпечатанная Иваном Фёдоровым (1564), содержала часть Нового завета (Деяния и Послания апостолов) и Апокалипсис. Берестяные грамоты – письма, записки, документы 11-15 вв.на березовой коре (бересте). Ее снимали со ствола ровной полоской, варили в соленой воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писалом (острый костяной или металлический стержень с навершием в виде лопаточки для подправки или стирания текста) процарапывали или продавливали тексты. Возможность использования бересты в качестве материала для письма была известна многим народам. Первые берестяные грамоты найдены в Новгороде в 1951 археологической экспедицией под руководством А. В. Арциховского. В настоящее время дошло около тысячи берестяных грамот. Содержание их различно: это записи о хозяйственных делах, письма членов семьи друг другу и даже детские каракули и рисунки Библия – ( греч. biblia, букв. – книги) собрание разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (были записаны на протяжении XIIIв. до н. э. – II в. н. э), которые провозглашаются иудаизмом и христианством священными. Первый перевод Священного Писания на старославянский (церковнославянский) язык был выполнен в IX в. свв. Кириллом и Мефодием, «равноапостольными просветителями славян». Глаголица – (ст.-сл. глагол, «слово») – одна их двух слявянских азбук. Отличается от кириллицы формой букв, более сложных для написания. Предположительно создана Кириллом и Мефодием в IX в.. Была распространена в X-XI вв . в Болгарии и Моравии. В Хорватии существовала до конца XVIII в. «Домострой» – XVI в. Свод житейских правили наставлений на основе патриархальных порядков ис беспрекословным подчиненим главе семьи. Автор – духовник Ивана IV Сильвестр. «Домострой» состоит из четырех частей. Первая часть, 45 глав, посвящена нравственным основам семейной жизни (Как любить Господа, как чтить отца духовного, как врачевать, как в церкви молиться, как детей воспитывать, как дочерей замуж выдавать, как наказывать и пр.). Во второй части даются советы по хозяйству (как платье кроить, пиво варить, продукты хранить, за слугами следить, как двор строить и т.д.). В третьей части (кулинарной) – какие яства на стол подавать. Четвертая часть содержит предписания, что есть в Великий пост и в другие дни. Евангелие (греч. evangelion- «благовествование», «добрая весть») – общее название первых 4 книг новозаветной части Библии, повествующих о земной жизни Иисуса Христа, его крестной смерти и воскресении). «Задонщина» («Слово Софония Рязанца о великом князе Дмитрии Ивановиче и брате его Владимире Андреевиче») – одно из крупнейших произведений, повествующих о Куликовской битве. Создано в конце XIV или начале XV в. Известны 6 списков произведения, большинство из которых неполные, и две редакции. Предполагаемый автор «Задонщины» – Софоний – брянский боярин, ставший позднее священником в Рязани. При создании произведения Софоний использовал ряд исторических источников: летописную повесть, устные народные предания о Куликовской битве и «Слово о полку Игореве», особенно сильно повлиявшее на «Задонщину». Если «Слово о полку о полку Игореве» призывает к объединению князей со «степью», то «Задонщина» – к объединению для борьбы с монгольскими захватчиками. Произведение проникнуто радостным чувством освобождения, любви к Родине, пафосом победы. «Изборник» – вторая по времени точно датированной древнерусская книга Она написана на пергамене кириллицей. По-видимому, книга задумывалась как государственная реликвия. Закончен во время княжения Святослава в 1073 г. Изборник одна из самых больших по величине древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Изборник имеет энциклопедическое содержание. В нем обсуждаются проблемы христианского богословия, разъясняются положения Библии применительно к событиям повседневной жизни, приводятся сведения по астрономии и астрологии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и философии, грамматике, этике и логике. Книга написана двумя писцами, имя одного известно – дьяк Иоанн. Очевидно, он занимал в великокняжеской книгописной мастерской высокое положение, имел доступ к государевой библиотеке для чтения и изучения интересующих его материалов. В результате этой работы (кроме Иоанна, в ней участвовал еще один писец) появилась третья точно датированная рукопись – Изборник 1076 г. В конце книги Иоанн сделал приписку, что она составлена «из многих книг княжьих». По внешнему виду Изборник 1076 г. резко отличается от торжественного, парадного Изборника 1073 г. Он относится к типу обиходной книги небольшого размера, без цветных иллюстраций. Изборник 1076 г. в отличие от Изборника Святослава, текст которого приближен к греческим и болгарским оригиналам, является в определенной степени переложением, включающим стилистическую и лингвистическую правку древнерусского составителя. Иоанн русифицировал текст, вводя в него отдельные слова и выражения, отражающие древнерусский быт. Киево-Печерской патерик – памятник древнерусской литературы, сборник рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря и его истории. Основу сборника составили послания, написанные в 20-х гг. 13 в. суздальским епископом Симоном и печерским монахом Поликарпом. В дальнейшем, вплоть до 17 в., сборник неоднократно пополнялся в различных его списках. В 1661 был напечатан в типографии Киево-Печерской лавры. Многие сюжеты и образы сборника восходят к византийским источникам, однако в целом он отличается художественной оригинальностью, живо и реалистично рисуя быт и нравы монастырской братии, сообщая ценные исторические факты. Кириллица – одна их двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана в конце IX – начале X в. на основе греческого уставного письма с добавление нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и вероятно западных славян. Включала 43 буквы (от «ФЗ», «буки» до «ижицы»). Буквы кириллицы по своему начертанию не совсем походили на современные. От названия «аз» – а и «буки» – произошло слово «азбука». При Петре I кириллица была реформирована и легла в основу русского алфавита Летопись – вид повествовательной литературы на Руси в XI-XVII вв. Состояла из погодных записей («лето» – год), либо представляла собой свод, включавший летописные записи, повести, сказания, поучения, родословные, предания и др. Первые фрагментарные летописные записи появились вскоре после изобретения славянской письменности Кириллом и Мефодием. Они относятся ко времени княжения Аскольда (867-875гг.). Обнаруженная вторичная языческая летопись, описывающая княжение Игоря и Ольги, относится к 912-946 гг. Последний период языческой летописи охватывает 946-980 гг. и в основном относится к княжению Святослава и Ярополка Святославича. В нем отмечались основные события того времени: приезд посольство, отношения с печенегами, необычные природные явления и др. При Ярославе Мудром по его и инициативе был создан летописный свод 1039 г. Содержание свода постепенно разрасталось и к началу XII в. составило обширный систематический рассказ. Летописи были общерусскими (например, «Повесть Временных лет») и местными (например, новгородские). Месяцеслов — церковный календарь с указанием праздников, постов и дней памяти святых в порядке чисел каждого месяца. Православный Мемяцеслов начинается 1 сентября по юлианскому календарю (церковное новолетие) и заканчивается 31 августа, охватывая неподвижный (иначе – месяцесловный) литургический годовой цикл (отсюда и его название). Моление Даниила Заточника – памятник древнерусской литературы 13 в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают «Моление...» первым опытом древнерусской дворянской публицистики. Для стиля «Моления...» характерны сочетание цитат из библейских книг, летописи и других литературных сочинений с образами живой речи, элементы сатиры, направленной против бояр и духовенства. Октоих – (греч. восемь глас) – богослужебная гимнографическая книга, содержащая церковные песнопения .Песнопения каждого из дней недели (седмицы) посвящены важнейшим аспектам Священной истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник – служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник – в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу – воспоминание страданий и смерти Господа. В субботу – воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших. «Остромирово Евангелие» – самая древняя рукописная книга, написанная дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. (первая датированная древнерусская книга). Состоит из 294 листов большого формата, написана на пергамене, крупным уставом, украшена миниатюрами, заставками. Хранилась в Новгородском Софийском Соборе Палеография – (греч palaios – древний и grafo - пишу) – наука, изучающая историю письма, изменение его графики, материалы и орудия письма. Палеографический анализ старинных рукописей позволяет установить дату событий, о которых рассказывается в них Панегирик – (греческое panēgyrikós, - всенародное торжество) – похвальная речь, произносимая публично при каком-либо торжеств, случае (похвала царям, богам, городам), речи приветственные, поздравительные, утешительные и др .Выделяют различные мотивы панегириков. (например, в восхваляемом человеке отдельно разбирались качества телесные и духовные, врожденные и благоприобретенные, действия на войне и в мире, в суде и в совете и т. д.). «Повесть временных лет» – летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1112-1115 гг. В основу «Повести временных лет» легли летописные своды XI в., русско-византийские договоры X в., византийские хроники, тексты Священного писания, «Сказание о грамоте словенской», предания о восточнославянских племенах, их взаимоотношениях с соседями, о первых русских князьях и т.д. В своем труде Нестор связал историю восточных славян с историей соседних народов. Труд Нестора дошел до нас с переделками и дополнениями других летописцев. Вторую редакцию «ПВЛ» составил монах Сильвестр (1116 г.) и включен в Лаврентьевскую летопись(XIV в.). Первоначальный текст «ПВЛ» Сильвестр дополнил легендой о посещении Корсуня апостолом Андреем. Третья редакция «ПВЛ» создана в 118 г. в Костроме при сыне Владимира Мономаха Мстиславе и содержится в Ипатьевской летописи (XVв.). В ней впервые появилась вставка о призвании варягов на княжение. «Повесть о новгородском белом клобуке» – новгородская повесть. В основе этой повести лежит легендарное, религиозно-мифологическое осмысление реального исторического события. Дело в том, что в середине XIV века новгородскому архиепископу Василию Калике константинопольский патриарх прислал монашеский головной убор - белый клобук. Постепенно вокруг этого факта сложилось легендарное предание о том, что своим происхождением белый клобук обязан императору Константину (306–337), который почитается как первый римский император, придавший христианству государственный статус. Константин вручил белый клобук римскому папе Сильвестру как символ высшей церковной власти. Через несколько столетий, один из римских пап, побужденный чудесным явлением, переслал белый клобук в Константинополь. Константинопольский патриарх Филофей, опять же под влиянием чудесного откровения, отослал его в Новгород. В «Повести о белом клобуке» Россия названа «Третьим Римом». В ней говорится, что после падения «ветхого» Рима и «нового» Рима (Константинополя) «только в третьем Риме, то есть на Русской земле, Благодать Святого Духа воссияет». Более того, «все христианские царства придут к своему концу, и сойдутся в едином царстве Русском на благо всему православию». Полуустав — второй из 3-х последовательно сменявших друг друга почерков кириллического письма, представленных в русских средневековых. рукописях. Полуустав приходит на смену уставу во 2-й половине. XIV в., параллельно со сменой пергамена бумагой. Возникновение полуустава было связано с ускорением письма: буквы полуустава мельче уставных, допускается кривизна прямых линий, появляется наклон, выносные буквы (над строкой), слитные написания. В целом полуустав. по сравнению с уставом – письмо менее торжественное, отчетливое, более беглое. Уже в XIV в. в рукописях, писанных полууставом, начинают появляться особенности, характерные для скорописи, которая к XVI в. сменяет полуустав в деловой письменности. Однако в книжной письменности XVI в. развивается особая разновидность полуустава – каллиграфический полуустав. «Поучение Владимира Мономаха» – литературное произведение, принадлежащее перу Владимира Мономаха. Найдено в составе Лаврентьевского списка «Повесть Временных лет» под 1096 год. Его можно разделить на три части: 1) собственно поучение детям; 2) автобиография; 3) письмо Олегу Святославичу. Содержание «Поучения» – нравственное политическое завещание умудренного долгим и трудным, жизненным и государственным опытом великого князя детям. Мономах создает образ идеального правителя, борющегося против княжеских усобиц, за единство родной земли, смелого в военных походах и на охоте человека, радушного и рачительного хозяина, не полагающегося на воевод и тиунов, а вникающего во все лично. В первой части автор учит своих детей не лениться и самим трудиться, не полагаться на слуг, быть добрыми и гостеприимными, любить мир, не гордиться, защищать слабых, веровать в бога и проявлять веру добрыми делами: покаянием, слезами, милостынею. На войне не лениться, быть бдительными, всегда при оружии. Во второй части Владимир Мономах рассказывает о т рудах своих и походах протии вятичей, половцев и в другие земли. В третьей части содержится письмо князю Олегу Святославичу, после гибели в битве с ним сына Владимира Мономаха – Изяслава. Потрясенный гибелью сына, Мономах обращается к Олегу со словами мира и страдания, предлагая не губить Русскую землю, положить конец кровопролитию и договориться о всех взаимных обидах «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – написана русским писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом в второй половине XVI в. В повести рассказывается история любви князя и крестьянки. Автор сочувствует героине, восхищается ее умом и благородством в борьбе против бояр и вельмож. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому, корыстному поведению ее высокородных противников. В произведении с необычайной силой прославляется сила и красота женской любви, которая способна преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью. В повести отсутствуют описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия, ореолом святости окружается не аскетическое монашество, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. После канонизации Петра и Февронии на соборе 1547 это произведение получило распространение как Житие. Псалтирь – одна из книг Ветхого Завета, причисляемая к разряду учительных. Называется так, потому что большая часть содержащихся в ней псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу. Скоропись – третий по времени появления почерк (вид) кириллического письма, который в XV в. пришел на смену уставу и полууставу. Представляет собой еще более быстрое и значительно менее отчетливое письмо, чем полуустав. По сравнению с последним в скорописи увеличивается количество выносных букв и слитных написаний, появляются многообразные начертания одной и той же буквы в зависимости от удобства пера. Отличается от полуустава и устава не только начертанием букв, но также составом букв и орфографией. Скоропись начала XVIII в. в несколько переработанном виде была положена при Петре I в основу русcкого гражданского шрифта. «Слово о Законе и Благодати» – было произнесено, по-видимому, в Киевском Софийском соборе в присутствии князя Ярослава Мудрого и его семьи. «Слово» – образец жанра торжественного красноречия, пришедшего на Русь через византийскую традицию. «Слово» отвечает на вопрос, в чем исторический смысл Крещения Руси. Приняв христианство позже многих других народов, Русь становилась равноправной им, и ее история т. о. оказывалась частью истории мировой. «Закон» – это символ иудейской религии, исповедуемой одним богоизбранным народом – древними евреями, «Благодать» же — символ христианства, в котором равны все народы, принявшие его, поэтому оно является новой, высшей ступенью познания истины. Христианство не навязано Руси греками, но добровольно выбрано ею. «Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Ольгова») – самый известный памятник древнерусской литературы В основе сюжета – неудачный поход 1185 года русских князй на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII века вскоре после описываемого события (часто тем же 1185 годом реже одним-двумя годами позже). Проникнутое мотивами славянской народной поэзии и языческой мифологии, по своему художественному языку «Слово» резко выделяется на фоне древнерусской литературы и стоит в ряду крупнейших достижений европейского средневекового эпоса. Служебник – церковная книга, содержащая главные церковные службы - литургии и руководство к совершению богослужений. «Степенная книга» – систематическое изложение русской истории от Владимира I Святославича до Ивана IV включительно по материалам летописей, хронографов, родословных книг и др. Составлена в 1560-1563 гг. духовником царя Ивана IV Васильевича Андреем (позднее – митрополит Афанасий). «Стоглав» – сборник решений Стоглавого собора 1551 г. Состоит из 100 глав, отсюда название. Кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством. Столбец – форма приказного делопроизводства в государственных учреждениях России XVI-XVII вв., при которой документы хранились в виде склеенных свитков. Текст на них писался поперек по узкой стороне, оборот листа оставался чистым (для помет, адресов и т.п.). Документы, формировавшиеся в одну единицу хранения по какому-либо признаку, подклеивались друг за другом и образовывали длинную ленту, которая затем сворачивалась в рулон – столбец. Подписи подьячих, скреплявших дела, состоящие из нескольких листов, делались на оборотной стороне по склейкам. В тех случаях, когда в состав одного столбца входило несколько обособленных дел, каждое из них называлось столбиком или столпиком. Типография – заведение для книгопечатания Типографское дело слагается из двух главнейших операций: набора и печатания. Шрифт раскладывается в кассах (ящики, разгороженные на клетки по числу литер и родам типографских материалов), из которых наборщик выбирает нужные литеры, составляя из них слова, строки, гранки и страницы. С набора оттискивают на ручных печатных станках пробные листы для корректуры. Выправленные гранки верстаются в страницы, после чего готовы для печатания. Для ускорения набора изобретены наборные машины, в которых при помощи сложных клавишных механизмов литеры собираются в строки, или же тотчас отливается целая строка. Печатание производится с самого набора. Титулярник – справочная книга, содержащая перечни титулов русских и иностранных царствующих лиц, которые составлялись с конца 15 до начала XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке. В 1672 составлен Царский титулярник – «Большая государева книга, или Корень российских государей», который включал краткие сведения по русской истории, портреты князей и царей, а также изображения гербов и печатей (над оформлением работали лучшие художники Оружейной палаты и Посольского приказа). Требник – богослужебная книга, по которой отправляются требы, т.е. богослужебный обряд, совершаемый по нужде одного или нескольких верующих (например: Таинство Крещения, Таинство венчания, освящение помещения, отпевание и т. п.). Триодь постная – богослужебные тексты представлены в русском переводе и на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями. Устав – древнейший из трех последовательно сменявших друг друга почерков (полуустав, скоропись) или видов кириллического письма. Устав. XI-XIII вв., представленный в пергаментных рукописях, – это медленное, торжественное письмо в границах двух параллельных линеек, причем буквы писались прямо, перпендикулярно строке. В XI в. буквы устава более квадратные, чем в XIII в., когда они вытягиваются вверх. Устав со 2-й половины XIV в. сменяется полууставом, сохраняясь, однако, до XVI в. в торжественно оформленных богослужебных рукописях. «Хождение за три моря» – памятник древнерусской литературы XV в., записки тверского купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию (1466 – 1472). Первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Путешественник описывал природу Индии, ее политическое устройство, торговлю, сельское хозяйство, обычаи, обряды; автор — горячий патриот своей родины; для своего времени был хорошо образован. Произведение насыщено лирическими отступлениями и автобиографическими зарисовками; язык его близок к разговорной и деловой московской речи. Памятник переведён на многие языки мира. Хронографы – средневековые исторические сочинения, в которых систематически от «сотворения мира» излагались основные этапы всемирной истории. Источниками были библейские книги, сочинения античных авторов и отцов церкви, церковные истории, жития и апокрифы, хроники и т.п. Включали сведения исторического, литературного, географического характера. В Западной Европе сочинения типа Хронографов известны с VII в., в Византии – с VI по XV вв. В последней, кроме обычных, существовали краткие, так называемые пасхальные Хронографы, предназначенные для учебных заведений, и др. Часослов (Часовник) – богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия суточного круга богослужения. Свое название получила от служб суточного круга – часов. Состав Часослова складывался постепенно, и говорить о конкретном составителе этой книги мы не можем, хотя традиция приписывает его составление св. Савве. На Руси первые Часословы появились, вероятно, вместе с полным комплектом богослужебных книг, переведенных с греческого. Русских списков Часослова XI и XII вв. не сохранилось. Самые ранние русcкие списки относятся к XIII в. Четьи-Минеи – сборник житий святых православной церкви. В XVI в. митрополит Макарий составил Великие Четьи-Минеи расположенные по дням церковного чествования святых с приложением торжественных, похвальных и поучительных слов, извлечений из светских сочинений; в них собраны почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней. Руси 5. Именной указатель1 Афанасий Никитин (?-1474/75 гг.) – тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1471 -1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» - ценный историко-литературный памятник. Боян (Баян) – древнерусский. поэт-певец, семь раз упоминаемый в «Слове о полку Игореве». «Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы...» Личности Бояна и характеристике его творчества посвящена обширная исследовательская литература. Большинство исследователей признает историческую реальность Бояна. Характер его творчества реконструируется на основе тех фрагментов «Слова», которые рассматриваются как цитаты из произведений Бояна. Владимир I Святой (980-1015 гг.) – великий князь киевский. Младший сын Святослава. Покорил вятичей, радимичей и ятвягов, воевал с печенегами, Волжской Булгарией, Византией и Польшей. При нем сооружены оборонительные рубежи на южных и юго-западных границах. Около 988 г. ввел в качестве государственной религии христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета, усилился международный авторитет Руси. В русских былинах его называли Красное Солнышко. Канонизирован Русской православной церковью. Владимир Мономах (1113-1125 гг.) – князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал устав, ограничивавший произвол ростовщиков. Написал «Поучение детям», в котором призывал сыновей укреплять единство Руси. Содержит список военных походов Владимира Мономаха, сведения о политической ситуации на Руси, о семейной и частной жизни князей. Даниил Заточник (XII или XIII век) – уроженец Переяславля, писатель, биографические данные о нём отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция – «Слово Даниила Заточника», вторая – «Моление Даниила Заточника». Даниил Заточник упоминается в Симеоновской летописи (1387), где рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды «с мешком зелия» и сосланном Юрием Долгоруким на озеро Лача (Архангельская область), «идеже бе Данило Заточник». Само слово «Заточник», возможно, было прозвищем и могло означать заключенного, сосланного человека (в таком случае можно предположить и его «заточение» на Лаче-озере, тем более что это озеро также упоминается в тексте «Моления…») или человека «заложившегося» – согласившегося на подневольную работу. Иван IV Грозный (1530-1584 гг.) – сын Василия III, с 1533 г. великий князь «всея Руси», с 1547 г. первый русский царь. С конца 40-х гг. XVI в. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г. Проведены реформы управления, суда и другие реформы. В 1565 г. им была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553 г.), создана первая типография в Москве (1553 г.). Покорены Казанское (1552 г.) и Астраханское (1556 г.) ханства. В 1558-1583гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581 г.). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. В то же время он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он был автором многочисленных посланий (например, к А. Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Иван Федоров (Иван Феодорович, Иван Феодорович Москвитин, Иоанн Федорович друкарь Москвитин, Иван Федоров сын Москвитин, Иоанн Феодорович печатник из Москвы) (ок. 1520 – 5 (15) декабря 1583, Львов) – первый известный русский (московский) книгопечатник, выходец из белорусских земель Великого княжества Литовского; считается также основателем книгопечатания на Украине (в городах Львов и Острог). Илларион, митрополит – биографических сведений об Илларионе сохранилось немного. В летописном сказании о начале Печерского монастыря сообщается, что Илларион, родом «русин», «муж благ и книжен и постник», до поставления в митрополиты был священником церкви св. Апостолов в с. Берестове под Киевом (в этом селе находился великокняжеский дворец): из Берестова он ходил молиться к Днепру на холм, покрытый лесом, где выкопал небольшую пещеру и сделался на Руси родоначальником пещерного иноческого подвига. Сочетая незаурядный ум, широкую образованность с обретенными в подвигах поста и молитвы христианскими добродетелями, Илларион выделялся среди современного ему духовенства. В 1051 г. Ярослав Мудрый, собрав епископов, возвел его в Софии Киевской на митрополичий престол. О деятельности Иллариона как митрополита достоверно известно следующее: во-первых, он был соавтором Ярослава Мудрого в составлении церковного Устава, во-вторых, как сообщается в проложном «Сказании об освящении церкви Георгия в Киеве пред вратами св. Софии», освящение было совершено митрополитом Илларионом. Сопоставление «Слова о законе и благодати» с Начальной летописью показывает, что митрополит Илларион принимал участие в летописании, но мера и характер этого участия пока не выяснены. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 – 14 сентября 407 г.) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя Словенские – славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в начале 869 – Константин) (около 827 – 14.2.869 гг.) и его старший брат Мефодий (около 815 – 6.4.885 гг.) родились в г. Фессалоники (Солунь) в семье военачальника. Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище «Философ»). Мефодий рано поступил на военную службу. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Затем удалился в монастырь. В 60-х гг., отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказанию помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевел с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.). В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл – глаголицу или кириллицу (большинство учёных считают, что глаголицу). Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства. Кирилл и Мефодий были обвинены в ереси. В 866 (или 867) Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд. Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения. После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящен в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 г. возвратился из Рима в Паннонию. Немецкое духовенство, стремившееся расправиться с Мефодием, путем интриг добилось его заключения в темницу; после освобождения из тюрьмы Мефодий продолжал свою деятельность в Моравии. В 882 – 884 гг. жил в Византии. В середине 884 г. Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью святые равноапостольные Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Курбский Андрей Михайлович (1528–1583 гг.) – русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик. Участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в Ливонской войне. Опасаясь «неправедной» опалы Ивана IV Грозного, бежал в Литву в 1564 г.; член рады Речи Посполитой; участник войны с Россией. Написал мемуарный памфлет «История о великом князе Московском» (1573 г.) и 3 обличительных послания «лютому самодержцу» (составивших вместе с 2 ответами Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики о пределах царской власти и о ее верности «пресветлому православию»). Логофет Пахомий (Пахомий Серб) (?–1480-е гг.) – русский ученый, монах, писатель XV века. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых. Макарий (1482-1563 гг.) – русский митрополит, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 г. добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил церковными соборами 1553-1554 гг. против еретиков. Редактор «Четей-Миней» и «Степенной книги». Максим Грек (настоящие имя и фамилия – Михаил Триволис) (около 1475 г., Арта, Греция, – 1556 г., Троице-Сергиев монастырь, ныне Сергиев Посад Московской области), публицист, писатель, переводчик. Долгое время учился в Италии, где слушал проповеди Савонаролы. Около 10 лет жил в Ватопедском монастыре на Афоне, откуда по приглашению великого князя Василия III Ивановича в 1518 прибыл в Русское государство для перевода церковных книг. В Москве принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Будучи аскетом по убеждениям, резко критиковал быт русского духовенства, выступал против эксплуатации крестьянства духовными феодалами, против системы местного управления – так называемых «кормлений». Оставил обширное литературное наследство (свыше 150 названий): проповеди, публицистические статьи, философские и богословские рассуждения, переводы и т.д. Мстиславец Петр Тимофеевич (XVI в.) – типограф. По некоторым данным родился в белорусском г. Мстиславле. Первое время работал совместно с первопечатником Иваном Федоровым, напечатав с ним в Москве «Апостол» (1564) и два издания «Часовника» (1565). После переезда в Литву Федоров и Мстиславец основали типографию в Заблудове, в которой напечатали «Учительное Евангелие» (1568–69). После этого они разошлись, и началась самостоятельная, независимая от Федорова работа Мстиславца. Переехав в Вильно в 1570 г., он встретил там поддержку со стороны богатых и просвещенных православных горожан – Мамоничей, которые помогли ему организовать типографию. В ней были напечатаны «Четвероевангелие» (1575) и «Псалтирь» (1576) и недатированный «Часовник». В 1576 г. Мстиславец разорвал отношения с Мамоничами, и по приговору городского суда в Вильне книги, напечатанные им, были переданы Мамоничам, а типографкое оборудование оставлено Мстиславцу. По некоторым сведениям, он увез свое типографское имущество из Вильны в Острог, большая часть его материала обнаруживается в двух острожских изданиях – «Книге о постничестве» (1596) и «Часослове» (1602). Нестор – древнерусский писатель, летописец, конец XI – начало XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113г.). Никон (Минов Никита) (1605-1681 гг.) – русский Патриарх с 1652 г. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. В 1658 г. оставил патриаршество. Собор 1666-1667 гг. снял с него сан патриарха. Сам святейший Никон был сослан на Север. Палицын Авраамий (?-1627 гг.) – келарь Троице-Сергиева монастыря в 1608-1619 гг., организатор его обороны (1618 г.), писатель. Историческое сочинение «Сказание» – ценный источник по истории России начала XVII в., в том числе о «смутном времени». Симеон Полоцкий (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-1680 гг.) – белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель, проповедник, поэт. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Организовал в Кремле типографию. Один из зачинателей русской силлабической поэзии (сборники «Вертоград многоцветный», написан в 1678 г., «Рифмологион», написан в 1678-1680 гг.) и драматургии. Скорина Франциск (до 1490 г., Полоцк, – до 1541 г., Прага), белорусский первопечатник и просветитель. В 1504 учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра философии. В 1512 С. в Падуанском университете сдал экзамен на степень доктора медицины. Издательская деятельность Скорины началась в Праге. В 1517 он выпустил «Псалтирь» на славянском языке (известны 2 экз.; хранятся в Историческом музее в Москве и Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде). За 1517 – 1519 гг. издал в Праге 19 отдельных книг Библии; в одной из них помещен титульный лист ко всем книгам – первый титульный лист славянской книги кирилловского шрифта. В начале 20-х гг., переехал в Вильнюс, где основал первую типографию. В 1522 г. выпустил «Малую подорожную книжицу», а в 1525 г. – «Апостол» на славянском языке. С именем Скорины связано становление белорусского литературного языка и развитие белорусской письменности. Последние годы жизни провёл в Праге в должности личного врача и садовника короля Фердинанда. Филофей – русский религиозный писатель, публицист начала XVI века. В письмах к Василию III отстаивал теорию «Москва – третий Рим», по которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (первого и второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян. Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.) – великий князь киевский. Сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1025 г., в 1036 г. После смерти Мстислава вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов «Русская правда». 6. Интернет-ресурсы Смотрите также: Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги
1522.02kb.
7 стр.
Методические рекомендации по проведению единых уроков, классных часов и внеклассных мероприятиях посвященных Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств
150.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
314.13kb.
1 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Проведения мероприятий, посвященных Дню православной книги и приуроченных к памятной исторической дате выпуску первой на Руси печатной книги диакона Ивана Федорова "Апостол"
334.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных 70-летию воздушной трассы «Аляска Сибирь»
329.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации в помощь проведению мероприятий, посвященных Году российской истории Омск 2012 (571. 13)
698.17kb.
3 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Методические рекомендации по проведению в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Единых уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
120.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков, посвященных Отечественной войне 1812 года
133.93kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
287.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению уроков мужества, посвящённых 70-летию сталинградской битвы в образовательных учреждениях 476.11kb.
3 стр.
|