Главная
страница 1страница 2 ... страница 13страница 14


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Е.В.Матусевич, С.Г.Паречина

Под общ. ред. профессора С.Н.Князева
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:
В помощь идеологическому активу

МИНСК 2005

УДК 320.01 (476)

ББК 66.0


М 34
Матусевич Е.В.

М 34 Идеологическая работа в Республике Беларусь: в помощь идеологическому активу: пособие / Е.В. Матусевич, С.Г. Паречина; под общ. ред. проф. С.Н. Князева. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.


ISNB 985–457–570–5


Рассмотрены основные формы, методы и принципы проведения идеологической работы в современных условиях. Обобщен опыт проведения идеологической работы в райисполкомах страны. Содержится ряд приложений, имеющих важное практическое значение.

Работа имеет научно-практическое значение. Рекомендуется политикам, государственным деятелям, представителям органов местного управления, всем тем, кто интересуется вопросами идеологической работы.



ISNB 985–457–570–5 ISNB УДК 320.01 (476)

ББК 66.0



© Матусевич Е.В.,

Паречина С.Г., 2006
© Академия управления при Президенте

Республики Беларусь, 2006

СОДЕРЖАНИЕ




  1. СПЕЦИФИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  2. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВЕРТИКАЛИ

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ

    2. ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНЫХ ДНЕЙ ИНФОРМИРОВАНИЯ

    3. ПАТРИОТИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    4. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

    5. УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ: МЕСТО И РОЛЬ В ИДЕОЛОГИЧСЕКОЙ РАБОТЕ С НАСЕЛЕНИЕМ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

2. РЕФЕРЕНДУМ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАРОДА

3. ВЫБОРЫ КАК ФОРМА ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАНИНА В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

4. БЕЛАРУСЬ И ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА


5. ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


6. УКРЕПЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАВОПОРЯДКА, УТВЕРЖДЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА

7. ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА В АГИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

8. СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ – ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

10. ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

об управлении идеологической работы облисполкома

(Минского горисполкома)

11. ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

об отделе идеологической работы райисполкома (горисполкома)


ПРЕДИСЛОВИЕ

Духовно-практическая природа идеологии породила такой вид общественной деятельности, как идеологическая работа. Она способ и форма существования идеологии. Поэтому столь остра потребность в идеологической работе. Совершенство идеологической работы – одно из определяющих условий формирования политических норм, ценностей, образцов поведения, других элементов политической культуры граждан в целях их адаптации к политической сфере и использования ее механизмов для защиты и эффективной реализации возникших потребностей и интересов.

Идеологическая работа является одним из важнейших направлений деятельности государственных органов республики на современном этапе развития белорусского общества и государства.

Поворотным моментом, сыгравшим огромную роль в формировании новой парадигмы идеологической работы в стране, явился прошедший в марте 2003 года с участием Президента Республики Беларусь постоянно действующий семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию».

Президентом нашего государства был издан ряд нормативных актов, результатом реализации которых стало создание в стране идеологической вертикали, системы подготовки идеологических кадров, а также появление в стране качественно новых научных изданий, учебников и учебных пособий, раскрывающих все важнейшие аспекты идеологии белорусского государства.

Вместе с тем несмотря на проделанную огромную работу по повышению качества идеологической работы деятельность идеологической вертикали пока еще не в полной мере соответствует тем требованиям, которые диктуют современные реалии. Многие проблемные вопросы были затронуты в ходе прошедшего в апреле 2005 года республиканского семинара-совещания, посвященного проблемам совершенствования системы идеологической работы.

Как показала практика, одним из проблемных моментов являются ограниченные возможности для обмена опытом между членами идеологического актива страны, а также недостаточное количество методической литературы, практических рекомендаций и другой информации раскрывающей различные аспекты практической деятельности идеологов и пропагандистов.

Данное издание призвано восполнить существующий пробел. В его основу положен обширный материал, основанный на реальной работе идеологической вертикали в различных регионах республики. В частности, в книге обобщена практика организации информационно-идеологической работы с населением, подготовки и проведения единых дней информирования, патриотического воспитания как основного направления идеологической работы, а также показаны место и роль учреждений культуры и образования в идеологической работе с населением. Книга также содержит ряд приложений, имеющих важное практическое значение.

Издание адресуется профессиональным политикам, специалистам идеологам, а также всем тем, кто интересуется идеологическими процессами, происходящими в современном белорусском обществе и государстве.

При подготовке издания использовались материалы выпускных работ слушателей Института высших управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь: Бабичевой Т.Н., начальника отдела идеологической работы Славгородского райисполкома; Беляцкого А.В., начальника отдела идеологической работы Горецкого райисполкома Могилевской области; Богдана А.И., начальника отдела идеологической работы Солигорского райисполкома; Болтак Н.И., начальника отдела идеологической работы Мостовского райисполкома; Власова В.Н., начальника отдела идеологической работы Ивацевичского райисполкома; Глинской Л.С., начальника отдела идеологической работы Крупского райисполкома; Деруго С.М., начальника отдела идеологической работы Вилейского райисполкома; Добровольской Л.Г., заведующей отделом идеологической работы Слуцкого райисполкома; Долгова Д.А., главного специалиста отдела идеологической работы Полоцкого райисполкома; Жытко Т.Н., начальника отдела идеологической работы Барановичского горисполкома; Костюк Л.И., заведующей отделом идеологической работы Мстиславского райисполкома; Куликова Ю.В., заведующего отделом идеологической работы Зельвенского райисполкома; Лукьянова Ю.Н., начальника отдела идеологической работы администрации Первомайского района г. Бобруйска; Пиванова В.А., начальника отдела идеологической работы Краснополького райисполкома; Прокопчик М.А., заведующей отделом идеологической работы Климовичского райисполкома; Романик А.Н., начальника отдела идеологической работы Берестовицкого райисполкома; Себруковича Ю.П., заведующего отделом идеологической работы Бобруйского райисполкома; Сушковой А.М., начальника отдела идеологической работы Могилевского горисполкома; Урбан И.Г., начальника отдела идеологической работы Лепельского горисполкома.

1. СПЕЦИФИКА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

За последнее десятилетие со дня приобретения независимости наше общество вполне осознало новое положение Беларуси в изменившемся мире и сумело во многом эмпирическим путем проб и ошибок выстроить систему национальных ценностей и ориентиров, ставшую фактическим прообразом государственной идеологии.

Формирование основных ценностей и приоритетов развития Республики Беларусь выступает основной целью современной идеологии. Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям»1.

Воплощение в жизнь концептуальных основ идеологии белорусского государства, превращение их в инструмент деятельности и действия является важнейшей задачей идеологической работы в стране.

Следует отметить, что в республике начинает меняться отношение наших граждан к идеологии и идеологической работе. Слово «идеология» уже не вызывает неприятных ассоциаций, а воспринимается как составной элемент политики белорусского государства. В обществе сформировался социальный заказ на проведение идеологической работы. Это лишний раз подтверждает правильность и своевременность обозначенной Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко необходимости формирования идеологии белорусского государства.

В целях повышения эффективности идеологической работы Главой государства подписан Указ № 111 от 20 февраля 2004 г. «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь». В рамках реализации данного Указа в республике сформирована идеологическая вертикаль, созданы организационно-методические и материально-технические предпосылки для идеологической работы.

Однако актуальными остаются вопросы укомплектования данной структуры профессиональными кадрами, обучения идеологов, организации взаимодействия между отделами идеологической работы гор- и райисполакомов, управлениями идеологической работы облисполкомов и всех государственных и общественных организаций, связанных с управлением общественной жизнью и воспитанием белорусских граждан.

Сегодня очевидно, что повышение эффективности идеологической работы – задача политическая, поскольку непременным условием успешного функционирования системы государственного управления является разъяснение гражданам Республики Беларусь значимых проблем белорусского государства. На этапе укрепления государственного суверенитета формирование общественного мнения по важнейшим вопросам жизни страны приобретает особое значение.

Новые вызовы времени требуют особых подходов к организации и проведению идеологической работы. В условиях свободы слова и печати на территории Беларуси беспрепятственно циркулируют мощнейшие информационные потоки. Это приводит к распространению недостоверной или умышленно искаженной информации. Данные действия направлены на разрушение общественного согласия, подрыв духовных и нравственных устоев белорусского общества, расшатывание государственного строя. При этом активно используются давно апробированные методы манипулирования сознанием – беспредельная ложь, подтасовка фактов, привлечение к пропаганде «новых» идей представителей «пятой колонны».

Важнейшей задачей молодого белорусского государства является борьба с манипуляцией общественным мнением, навязыванием ему чуждой (западной) идеологии и морали. Ведущая роль в данном вопросе принадлежит государственным СМИ, которые должны эффективно противостоять информационному прессингу со стороны иностранных информационных ресурсов и формировать положительный имидж страны. Их функцией является не только отражение, но и формирование общественного мнения. Поэтому необходимо вывести белорусские СМИ (телевидение, радиовещание, печатные издания) на качественно новый уровень, более активно использовать Интернет для распространения объективной информации о Беларуси.

СМИ призваны способствовать приобщению каждого человека к духовным ценностям и национальным традициям, участию в общественных делах. Белорусские СМИ должны стать эффективным инструментом поддержания постоянной взаимосвязи между обществом и властью. Недопустимо использование телевидения, радио и печати для манипуляции общественным сознанием, насаждения реакционных взглядов, дискредитации белорусских властей.

Газетным материалам, передачам по телевидению и радио порой не хватает убедительности и серьезных обобщений, они бывают перегружены общими фразами. Много сложилось штампов, «обкатанных» выражений. Некоторые публикации и передачи поднимают важные вопросы, но так сухи и бесстрастны, что не привлекают внимания читателей и слушателей, а иной раз вызывают и прямо негативное отношение. Обзорность, яркость, выразительность языка против многословия и штампов – главное условие повышения действенности выступлений государственных СМИ.

Надлежит увеличить объем белорусского вещания, долю отечественных передач на национальных каналах, повысить их конкурентоспособность с российскими аналогами. В республике пока слабое влияние государства на формирование общественного мнения Интернет-пользователей. Выходом из сложившейся ситуации является создание пропрезидентских сетевых СМИ, которые смогут прекратить доминирование «оппозиции» в важном секторе национального информационного пространства.

Особое внимание следует обратить на улучшение деятельности районных газет. Многие районные газеты бывают перегружены официальными материалами, очень мало публикуют писем читателей. Актуальные проблемы порой освещаются поверхностно, по давно сложившемуся шаблону. На страницах ряда газет низким остается уровень критики деструктивных политических сил. Нередко газетные страницы содержат длиннющие статьи. Многие журналисты все еще забывают старую истину: писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

Наша пресса - важнейший участок идеологического фронта. Это та трибуна, с которой ведется повседневный разговор с широкими массами трудящихся. Идеологическая вертикаль обязана уделять средствам массовой информации и пропаганды повседневное внимание, оказывать им помощь и поддержку. Каждый номер газеты, каждая радио- и телепередача должны быть глубоко продуманными, нести заряд высокой идейности, формировать здоровое общественное настроение.

Ведущая роль в формировании мировоззрения белорусских граждан принадлежит системе культуры и образования. Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, «во всем мире система образования формирует не только специалиста, но и гражданина с определенными моральными устоями»2. Беларусь нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и на благо общества, гражданине-патриоте, испытывающем чувство гордости за свою Родину.

Белорусской культуре следует избавляться от ложных ценностей псевдокультуры, замешанной на коммерции, способствовать приобщению граждан к богатствам мировой и отечественной классики, содействовать возрождению национальных традиций. Изображение «героев нашего времени», совершающих ежедневно гражданские и трудовые подвиги на благо Родины и государства – вот основная цель современной белорусской культуры.

Особое место в системе идеологической работы отводится Белорусскому республиканскому союзу молодежи, который призван формировании духовно-нравственных качеств молодых граждан Беларуси. БРСМ должен разработать эффективную систему нравственно-патриотического воспитания молодежи, уделив особое внимание проблемам формирования активной жизненной позиции, положительных социальных ценностей и идеалов, гражданственности.

Усилия следует направить на пропаганду здорового образа жизни, привлечение молодежи к занятиям физкультурой и спортом, искоренение пьянства, наркомании, проституции, на контрпропаганду западного «общества потребления». Воспитание молодого поколения необходимо строить не на боевиках и эротике, пропагандирующих культ насилия и свободной любви, а на ценностях своей страны, где высокая мораль, уважение к духовным и общечеловеческим ценностям, Родине, семье, людям старшего поколения являются традиционными устоями.

Большое значение имеет комплексный подход к идеологической работе, осознание единства идеологической, хозяйственной и организаторской деятельности, слова и дела, усиление ее практической направленности, кон­кретное отражение в содержании задач, решаемых трудовым коллективом, регионом, республикой в целом, а в методах – освоение путей их осуществления, осмысление роли и от­ветственности в этом процессе каждого человека. Во всей идеологической деятельности необходимо учитывать особенности общественного развития, влияние научно-технического прогресса.

Центр тяжести идеологической работы необходимо перенести в исполкомы, на места, на предприятия, в трудовые коллективы. Идеологической вертикали, руководящим кадрам следует учитывать воспитательные последствия производственной деятельности, организации труда, быта людей, создавать здоровый микроклимат в коллективах.

В фокусе внимания всей идеологической вертикали должны быть вопросы улучшения работы с людьми на местах, анализ и прогнозирование ее результатов. «Работники идеологических управлений республиканских структур, облисполкомов, отделов гор-, райисполкомов должны бывать на предприятиях и в организациях. Встречаться с жителями городов и сел, изучать их настроения, проблемы, информировать об этом руководство для оперативного решения наболевших вопросов. Только заботой о людях, активностью, последовательностью, профессионализмом идеолог может завоевать авторитет и уважение»3.

Задача идеологических работников – повсеместно создать такую атмосферу, чтобы в каждом коллективе хорошо знали, кто и как трудится. Каждый трудящийся должен ясно осознавать общественную значимость своего труда, свою роль в выполнении народнохозяйственных планов. Людям нужна полная ясность в этих вопросах, уверенность, что хороший труд, достойное поведение всегда получат признание и оценку, уважение и благодарность сотрудников. Заработная плата, как и премия, должна быть повсюду заработанной. Каждый работник должен чувствовать ее прямую зависимость от своего вклада в общественно-полезный труд. В то же время к нарушителям трудовой дисциплины снисхождения нет и не будет.

В белорусском обществе сильны традиции коллективизма, важное значение для трудящихся имеет микроклимат в коллективе. Главная роль в этом вопросе принадлежит профсоюзам, которые ответственны за создание атмосферы партнерства и взаимопомощи. Профсоюзы призваны содействовать развитию таких качеств, как бережливость, трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, ответственность; бороться с пьянством и хищениями на производстве; способствовать привлечению трудящихся к управлению предприятиями.



Сегодня во главу угла должны быть поставлены вопросы дисциплины, порядка и ответственности как в производственной, социальной, культурной, так и в управленческой сферах. Это необходимое условие не только повышения производительности труда, но и достижения намеченных результатов социально-экономического развития.

Идеологическая работа не должна быть сведена к разовым кампаниям «по промывке мозгов» накануне каких-либо политических событий. Глава государства высказал твердую убежденность в том, что в идеологической работе необходимо идти «от жизни», работать с конкретным человеком, членом общества, гражданином: «Дойти до души и сознания каждого – это, конечно же, искусство, большой сложный труд, и люди здесь должны быть высочайшей квалификации, иметь соответствующую специальность»4.

В современных условиях необходим высокий уровень пропагандистского мастерства, знания жизни, реальных проблем людей, умения доходить до сердца и ума человека. Как подчеркнул Александр Лукашенко, «формализм, равно как и какой-либо фанатизм, в идеологической работе недопустимы. И показать пример здесь должны именно работники государственных органов»5.

Повышаются требования к идеологическим кадрам страны. Современный идеологический работник – это убежденный человек, обладающий специфическими знаниями не только в сфере политики, экономики, но и в сфере социальной психологии. Данные качества позволяют успешно налаживать контакты с любой аудиторией, в совершенстве владеть методами пропаганды и контрпропаганды.

От работников идеологической вертикали требуются новые подходы к идеологической работе. Необходимо сочетать компетентность и энергию, деловитость и государственное мышление, высокий профессиональный уровень и морально-нравственные качества. Следует решительно изживать примитивизм, сухость, бесстрастность. Освещать сложные проблемы нашей жизни простым, понятным языком, пропагандировать выступления Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Нынешние условия выдвигают на первый план следующие направления идеологической работы:


  • информационное обеспечение государственных органов и проведения крупномасштабных республиканских мероприятий (выборов, референдумов, т. д.);

  • разъяснение политики, проводимой руководством белорусского государства, роли государственных институтов в идеологических процессах;

  • пропаганда основных целей и приоритетов развития Республики Беларусь;

  • внедрение современных информационных технологий (Интернет);

  • формирование у граждан установок на здоровый образ жизни, поддержание дисциплины и правопорядка.

Немаловажное значение для эффективной пропаганды государственной идеологии имеет совершенствование и обновление форм и методов идеологической работы. В современных условиях следует шире использовать «круглые столы», дебаты, научно-практические семинары, популярные телевизионные шоу, массовые акции с участием молодежи, Интернет-сайты. При проведении идеологической работы необходимо проявлять инициативу и творческий подход.

Разработка и применение новых форм и методов идеологической работы должны вестись с учетом особенностей и проблем трудового коллектива, отрасли и региона. Это позволит вовлечь граждан страны в управление общественными делами.

Одно из главных требований Главы государства к повышению эффективности идейно-воспитательной работы – улучшение руководства, управления идеологическими процессами. Возрастает требовательность к идейно-нравственным качествам руководителей, к их умению подойти к людям, быть примером в труде и личной жизни, усиление ответственности руководящих кадров за состояние дисциплины и порядка в коллективах.

На трудящихся оказывают влияние стиль и методы работы руководителей, их личные качества. Сегодня руководитель должен знать заботы и чаяния людей, быть хорошим педагогом и психологом. Хороший руководитель – это, прежде всего, идеолог, а также хороший организатор, обладающий высокими нравственными качествами, принимающий активное участие в воспитательной работе, глубоко анализирующий настроения и проблемы трудящихся. Там, где есть хороший руководитель, там успешно выполняются прогнозные показатели, сокращается количество нарушений дисциплины, уменьшается текучесть кадров.

Обеспечить высокий научный уровень идейно-воспитательной работы – одна из актуальных задач, стоящих перед идеологической вертикалью. Относиться к пропаганде и агитации следует как к науке и искусству и овладевать ими со всей серьезностью. Пропаганда и агитация призваны разъяснять цели развития белорусского общества, методы решения поставленных задач социально-экономического, политического и культурного развития Беларуси, содействовать укреплению белорусской государственности. Целью является яркий показ достижений белорусского государства в социально-экономической сфере, убедительное, на конкретных фактах раскрытие сущности белорусского пути развития. Наша пропаганда призвана вносить в сознание белорусских граждан высокую одухотворенность, помогать людям чувствовать себя активными строителями сильной и процветающей Беларуси.



следующая страница >>
Смотрите также:
Академия управления при президенте республики беларусь е. В. Матусевич, С. Г. Паречина Под общ ред профессора С. Н. Князева идеологическая работа в республике беларусь
2150.06kb.
14 стр.
Академия управления при президенте республики беларусь
32.06kb.
1 стр.
Академия управления при президенте республики беларусь
348.87kb.
1 стр.
Сборник «Научные труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь»
34.18kb.
1 стр.
Академия управления при президенте республики беларусь
194.24kb.
1 стр.
Академия управления при президенте республики беларусь
300.98kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 4 января 2010 г. №108-з о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года
922.33kb.
3 стр.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь положение
93.2kb.
1 стр.
Основы современного естествознания
5157.33kb.
39 стр.
Программа проведения работ по лесной сертификации в Республике Беларусь на 2009 -2011 годы Минск 2009
304kb.
1 стр.
Закон Республики Беларусь от 05. 07. 2004 n 300-з (ред от 13. 07. 2012) "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь"
1338.63kb.
6 стр.
Справка об этноконфессиональной ситуации в Республике Беларусь и сотрудничестве с соотечественниками за рубежом в 2011 году
154.58kb.
1 стр.