Главная
страница 1
Конспект урока окружающего мира

Тема: Ноябрь - зиме родной брат.

Сюжетно-ролевая игра « Курортники».

Учебник « Окружающий мир»,

1 класс


Автор: Н.Ф. Виноградова, Москва, «Вентана - Граф»,2006 г.
Открытый урок, данный в рамках практического семинара с ЛОИРО «Реализация ОЛ «Классическая начальная школа».

МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа» №5

Учитель: Кохович Н.К.

2006год.
Цели урока:



Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с осенним месяцем - ноябрём, его природными особенностями.

  2. Обобщить знания учащихся о подготовке животных к зиме.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любителей природы.

  2. Формировать у учащихся доброе отношение к окружающей среде, чувства милосердия и сострадания к животным в любое время года.

Развивающие:

  1. Развивать творческие способности учащихся.

  2. Учить актёрскому мастерству.

  3. Развивать сценическую речь.

  4. Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать в паре.


Оборудование: картинки и плакаты с изображением животных лесной полосы (возможно использование презентации по теме «Мир леса»), сигналы-светофоры, учебник «Окружающий мир» (автор Н.Ф. Виноградова), рабочая тетрадь, рассказ Н.Сладкова «Курорт «Сосулька».
Ход урока:

1. Организация класса.

-Подравнялись и тихо сели.



2. Речевая разминка: погода в ноябре.

а) игровой момент

-Ребята, сегодня к нам в школу пришло письмо, да не простое, а звуковое.

-Давайте посмотрим, что в нём.

(звучит аудиозапись)

ПИСЬМО СОРОКИ.

Вот и осени конец. Семь погод на дню: то сеет, то веет, то крутит, то рвёт, то снизу льёт. Дождь идёт. Сижу на суку. Лужи по утрам уже покрываются первым хрупким льдом. Пора, пора и зиму встречать. Кто её метельную, да вьюжную тёплой шубкой, кто полными кладовыми, а кто от неё морозной - в тёплые края улетает. Пора, пора, кому в нору, кому в дупло, а кому и в берлогу…

б) беседа по тексту. Самостоятельная работа №1.

-Ребята, а вы догадались, кто бы это мог нам прислать вести из лесу? (сорока)

-А почему сорока? (трещит, стрекочет, по лесу все новости разносит)

-Рассмотрите иллюстрации. Кто изображён? (птицы)

Голубь (1.) сорока (2) ворона(3)

-Найдите на иллюстрации сороку и покажите на веере номер, под которым она находится. (2)

-Что вы можете рассказать о сороке?

-Как вы определили, что это сорока?


  • по внешнему виду

  • методом исключения


в) Работа с учебником.

-Откройте учебник с.40

-Прочитайте внизу страницы ещё раз, что сообщила нам сорока.

а) чтение про себя

б) чтение вслух



В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, рвёт, то сверху льёт, то снизу метёт.

-О каком времени года идёт речь?

-Докажите. Найдите строки в тексте.

-Как вы понимаете эту поговорку?

-В каком осеннем месяце это чаще всего бывает?

г) Сообщение темы урока.

-Прочитайте вверху страницы тему сегодняшнего урока.

НОЯБРЬ – ЗИМЕ РОДНОЙ БРАТ (на доске)

-А как вы это понимаете?

-Послушайте сообщения наших ребят о ноябре и запомните всё новое, что вы узнали.



д) Дополнительные сообщения о ноябре.

1человек:

В ноябре зима с осенью борется. Выпадает первый снег, но очень быстро тает. «Первый снежок – не лежок»,- говорит поговорка. Полежал снег немного, да и растаял. Оставил после себя слякоть и грязь.

-Что нового вы узнали?


2 человек:

Ноябрь ещё называют предзимьем, потому что природа погружается в зимний сон. Одна река ещё сопротивляется, не хочет покрываться льдом. Но вот однажды в зимнюю ночь и её покроет мороз толстым льдом…

-Что нового узнали?

-Как же называют ноябрь в народе? Почему?

-Где ещё можно узнать о толковании слов?

(телепередачи, книги, в словаре, в Интернете)

-А ещё ноябрь называют зазимок. Как думаете почему? (зазывает зиму, приглашает её вступить в права)

е) Самостоятельная работа № 2 «Признаки ненастья»

-Прочитайте вверху страницы признаки, выберите среди них только те, которые соответствуют ноябрю.

Проверка: сигналы – светофоры.


  • солнечно (учитель называет, а дети показывают сигналом)

  • грязно

  • ветрено

  • слякотно

  • сыро

  • дождливо

  • безоблачно.

-Как вы понимаете, что значит безоблачно?

-Закрыли учебники.

ИТОГ: - Какие изменения происходят в неживой природе? На что они влияют? (на живую природу)

3. Физкультминутка.

4. Новый материал.

Живая природа

-Посмотрите на доску (картинки). На какие группы можно разделить представителей живой природы? (голубь -1, ворона -3, ёж -4, заяц -5, белка -6)



Птицы звери

а) Самостоятельная работа №3

-Покажите на веере № птиц.(1,3)Что вы заметили?

-Какие это птицы? Каких ещё зимующих птиц вы знаете? (плакат «Зимующие птицы».) Почему их так называют? Как называют птиц, которые не остаются зимовать?

Зимующие перелётные

-А как мы можем помочь птицам зимой? (плакат «Кормушки для птиц»)



б) Работа в тетради

-Найдите перелётных птиц и отметьте их фишкой.

Проверка: (фронтально)

-Назовите этих птиц (ласточка, журавль)



в) Сюжетно – ролевая игра «Курортники»

-Ребята, оказывается, к нам прилетают зимовать некоторые птицы с Севера. О таких птицах ребята приготовили сценку. Усаживайтесь поудобнее и запоминайте всё новое, что услышите.

( по рассказу Н.Сладкова «Курорт «Сосулька»)

- Вы запомнили этих птиц? Проверим.



г) Загадки (читают хорошо читающие учащиеся)

  • Чернокрылый, красногрудый

Он везде найдёт приют,

С первым снегом тут как тут ( снегирь)

  • Мы с Севера летели,

Рябинку углядели,

Встречайте, прилетели,

Зовут нас…….(свиристели)

  • Ночная хищница по лесу летает

Мышей и зайцев подъедает… ( сова )

  • Белая курочка в зимнем лесу живёт,

Почки и ягодки клюёт… (куропатка)

-Какого героя нашей сценки мы не назвали? Почему? (сорока- птица нашего края, она живёт в нашей природной зоне).



д) Итог: - Что мы узнали о птицах?

-Как человек может им помочь в зимние холода?



е) Животные в ноябре.

-Посмотрите на доску.

-Назовите зверей (ёж, заяц, белка)

-Как они готовятся к зиме?



  • Готовят запасы

  • линяют

  • накапливают жир

и залегают в спячку

(слова-опоры на доске)

-Отгадайте загадку



  • Маленькая рыжая хозяюшка

Грибочек сорвёт и в дупло отнесёт.

Кто это?


-Как вы догадались? Как белка готовится к зиме?

-Назовите зверей, которые линяют?(заяц, лиса, куница и др.) Которые делают запасы?(белка)

-Что ещё спасает белку от хищников? (быстрые цепкие лапки)


  • Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.

-Кто это? Докажите.

-Что знаете о медведе?

-Назовите зверей, которые накапливают жир и залегают в спячку ( медведь, ёж, барсук)



Сообщение учителя (новая информация)

-Ребята, ёж тоже накапливает жир и залегает в спячку. Но если вы осенью встретите в лесу или возле дома маленького ежонка, то его можно на зиму взять домой, потому что родившиеся в конце лета ежата не успели накопить к зиме нужного количества жира, а значит, могут зимой во время сильных морозов погибнуть. Весной же ежа нужно выпустить в лес - помните об этом.

-Каких зверей наших лесов вы знаете?

-Как они готовятся к зиме?



  • Серовато, зубовато, по лесу рыщет,

Добычу ищет.

-Готовятся ли волки к зиме? (сбиваются в стаи, чтобы легче было выслеживать и охотиться на дичь)

-Какие ещё звери сбиваются в стаи, чтобы пережить суровую зиму? Почему?


  • Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось)

-Сбрасывают рога, но мощные сильные ноги, дружба и сплочённость помогают отбиться от хищников. Ведь в дружбе сила! Будьте дружны и вы, тогда никакая беда вам нипочём.

-А как человек может зимой помочь лесным животным? (помочь лесничеству в заготовке сена, а так же в изготовлении специальных кормушек)

(плакат «Подкормка диких животных зимой»)
Итог (самооценка):

-Ребята, поднимите руки, кому понравился урок?

-Хотите ещё узнать, что-то новое о животных?

-А где можно получить новую информацию о животных? (телепередачи, Интернет, книги,

справочники, др.)

5. Творческое домашнее задание.

-Подготовить материал о том, как зимуют животные водоёмов (т.е. раки, моллюски, рыбы, лягушки)



6. Итог: Какие изменения происходят в живой и в неживой природе поздней осенью?


Смотрите также:
Ноябрь зиме родной брат
62.02kb.
1 стр.
Чулпанибратское отношение в героиню телепроекта влюблен родной брат Чулпан Хаматовой
26.13kb.
1 стр.
Ноябрь 2012 Время: Прибалтика, Украина папочка – Новый сериал
15.12kb.
1 стр.
Благословит тебя Бог, брат
814.11kb.
5 стр.
Великомученик георгий победоносец. М
85.57kb.
1 стр.
Ноябрь! Ему мы очень рады, Идёт он по земле родной. И снова мы встречаем праздник
29.63kb.
1 стр.
-
962.3kb.
6 стр.
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! (В. Брюсов) я родилась и живу в России, мой родной язык русский
24.44kb.
1 стр.
Леонид Шифман
112.69kb.
1 стр.
Выбирай родной товар, да оглянись на историю свою, родной!
453.82kb.
1 стр.
Программы
267.28kb.
1 стр.
Стихотворения о родной природе
185.58kb.
1 стр.