Главная
страница 1
Тема: ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО?

 Цели: Ознакомить учащихся с понятием «толерантность»; стимулировать их воображение в поисках собственного понимания толерантности; дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Ход классного часа

учитель:


Я собака- всего лишь собака!

В голове у меня- пустота.

Но другую собаку, однако.

Никогда не приму за кота!


Не нужны ни условные знаки.

Ни слова- потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!


Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку на никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...


Мы вступаем и в драки, и в браки.

Неизменную веру храня:

Что бы ни было- все мы собаки.

Все мы- братья, все мы родня.


Вы же, умные, вашего брата

Распознать неспособны никак...

Сразу видно- чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.


Если брат ваш- не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части.

Словно он вам уже и не брат...

Борис Заходер


  1. Дискуссия (изучение различных определений понятия «толерантность»).

Толерантность( Терпимость)

1.Принятие различных представлений: понятие отличающихся представлений других людей, например, в религиозных или политических вопросах, и справедливости к людям, проводящим эти различные представления.

2.Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния).

3.Способность противостоять крайностям: способность организма выжить в чрезвычайных условиях( состояниях).

4. Это личная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

5. Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.

6. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятное воздействие.

7. Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.

- Проанализируйте эти определения. Что в них общего в чем, на ваш взгляд, их отличия?

- какой термин- «толерантность» или «терпимость» имеет, по вашему мнению, более широкое значение и почему?



  1. Тест «Насколько вы толерантны?»

Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумывайтесь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

а) да

б) нет


2. вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3.Спокойно ли вы воспринимаете неприятную для вас новость?

а) да

б) нет


4.Раздрожают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

б)мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а)мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.


  1. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

а) да

б) нет


8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) мен, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отключено от меня.

б) я лишь радуюсь за него (Нее)

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

а) уйдете подальше под благовидным предлогом;

б) вступите в спор.

А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы:1б,2б,3а,4а,5б,6б,7б,8б,9а.

Анализ результатов

от 0-4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим во что бы ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6-12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?

От14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично считается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с понимание отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.


  1. Выполнение упражнений.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности самовыражения.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: бумага, цветные карандаши. Фломастеры, ножницы, скотч.

Учащимся предлагается самостоятельно нарисовать такую эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках. Политических документах. Национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы учащиеся рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). Затем учащиеся могут разбиться на группы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый из них самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение-3-5 мин). Заключительный этап упражнения- презентация эмблем каждой подгруппы.

Упр. «Пантомима толерантности»

Цель: развивать фантазию, экспрессивные способности самовыражения.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги определения толерантности; все, что может пригодится для пантомимы,- моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения: все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимические изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы -5 мин.



Обсуждение: учитель задает следующие вопросы:

    1. какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

    2. С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

  1. Подведение итогов.



 


Смотрите также:
Толерантность: что это?
58.08kb.
1 стр.
ФантЛабораторная работа Толерантность с насморком. 18+
143.1kb.
1 стр.
Программа «Толерантность»
88.95kb.
1 стр.
О смыслах понятия «толерантность»
149.41kb.
1 стр.
Классный час: Проблема насилия и ненасилия в современном мире. Толерантность
117.47kb.
1 стр.
А. М. Байбаков, Е. В. Байбакова, В. В. Гордеева толерантность: что это?
50.74kb.
1 стр.
Роль семьи в формировании религиозной идентичности в бикультурном обществе
57.65kb.
1 стр.
«Region plus». 2009.№24(92). S. 26-30. Европейская «Толерантность»
78.2kb.
1 стр.
Религиозная толерантность историческое и политическое измерения
4412.14kb.
31 стр.
Цели: Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся; Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности познакомить детей с понятием «толерантность»
147.06kb.
1 стр.
Толерантность как категория социальности
233.63kb.
1 стр.
В поисках чёрной кошки
256.5kb.
1 стр.