Главная
страница 1
Л.С. Колмогорова

Барнаул, БГПУ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
Инновационные стратегии организации образовательной деятельности предполагают учет реальных перемен в общественном прогрессе. Информатизация образования существенно изменила многие подходы и технологии педагогической деятельности. К современным образовательным технологиям, раскрывающим новые возможности в организации образовательной деятельности, относится создание электронных учебно-методических комплексов.

Потребность в углублении общей и профессиональной подготовки на основе принципов дифференциации и вариативности образования была и остается актуальной.

В педвузе студенты впервые приступают к изучению ряда наук, к которым относится, в частности, психология. Педагогическое образование предъявляет высокие требования к уровню психологической культуры специалиста. Различный уровень довузовского знакомства с психологией и поэтому неравный исходный уровень студентов создают определенные трудности в организации учебного процесса.

Вместе с тем, значительная часть студентов в самом начале изучения учебных курсов испытывает повышенный интерес к области психологии, а существующие учебные пособия не удовлетворяют их образовательные, познавательные интересы. В основном, вузовские учебники дают академические знания, в них слабо выражена практическая направленность. В то же время актуальные психологические проблемы юношеского возраста недостаточно отражены в учебных курсах (личные взаимоотношения и общение, самопознание, самоактуализация, самоопределение, саморегуляция и др.). Возможности студентов в самостоятельном получении знаний по интересующим их вопросам ограничены тем, что научно-популярная, практически ориентированная литература по психологии в небольшом объеме представлены в библиотеке, а в магазинах она недоступна большинству студентов из-за высокой стоимости.

Изучение образовательных, познавательных потребностей выпускников школ № 42, №53 г. Барнаула в 1999 г. показало, что в классах гуманитарного профиля интерес к области "Человекознание" наиболее выражен по сравнению с пятью другими областями ("Техника", "Литература, искусство", "Политика, обществознание", "Спорт", "Естествознание". По отношению к каждой области был задан вопрос об основных источниках получения интересующих знаний, умений, информации (средства массовой информации -СМИ, самообразование на основе чтения литературы, общение вне школы, школьные учебные предметы, школьные кружкии и секции). Были получены интересные результаты: в области человекознания учащиеся наиболее удовлетворены самообразованием, работой с книгами и таким источником, как СМИ. Возможно, это связано с тем, что в школе недостаточно внимания уделяется изучению человека, самого себя. Этот факт также свидетельствует об актуальности проблемы эффективного обеспечения самообразовательной деятельности.

Таким образом, анализируя названные сложности учебного процесса на первом курсе ВУЗа, а также образовательные потребности выпускников школ, мы пришли к необходимости создания электронного учебно-методического комплекса (УМК) по психологии, который может быть использован старшеклассниками, студентами, а также педагогами, психологами и всеми, кто интересуется проблемами психологии.



Целью создания УМК является обеспечение информационно-методической поддержки общего гуманитарного образования и, в частности, психологического.

УМК решает следующие задачи:



  • обеспечение условий для удовлетворения образовательных потребностей учащейся молодежи в области психологии и, в целом, человекознания;

  • выравнивание исходного уровня студентов-первокурсников по психологической грамотности;

  • помощь юношам и девушкам в организации процессов самопознания, самообразования, самосовершенствования.

В настоящее время в компьютерной сети Internet увеличился объем доступной информации по психологии. В то же время предлагаемая информация либо носит рекламный характер, либо дана в малом объеме. Она недостаточна для осуществления систематического самообразования.

На основе изучения образовательных потребностей студентов и ориентируясь на уровень выпускника общеобразовательной средней школы мы разработали УМК , состоящий из следующих блоков: хрестоматия, аннотации по психологической литературе, словарь, персоналии, методики диагностики уровня психологической культуры.

Мы также используем УМК в работе со старшеклассниками в рамках интегрированного курса "Человекознание", включающего, в основном, психологический, этический и валеологический аспекты. Поэтому в отборе материала мы также руководствовались нашей программой этого курса, в которой выделены следующие разделы:


  1. Человек и окружающий мир. Сущность, природа, происхождение человека.

  2. Культура общения и взаимоотношений.

  3. Психические процессы. Культура познавательной деятельности, эмоций и чувств.

  4. Поведение человека в различных ситуациях (обычных, экстремальных и т. д.). Культура поведения. Культура личной безопасности.

  5. Нравственные основы жизни человека.

  6. Здоровье и здоровый образ жизни.

  7. Культура самоопределения, выбор жизненного пути.

  8. Мир семьи. Культура семейных отношений.

  9. Саморегуляция, самоорганизация, самореализация, самосовершенствование.

  10. Таинственныеи загадочные явления, связанные с человеком.

Согласно этому содержанию курса «Человекознание» нами были выделены 10 разделов хрестоматии. В настоящее время подобрано около 80 текстов по различным психологическим проблемам. В перспективе планируется дополнение разделов, в том числе по смежным с психологией аспектам человекознания ( этическим, педагогическим, философским, валеологическим и др.), по некоторым из них только начат подбор материалов. В основу отбора содержания были положены следующие принципы:

  • практическая ориентированность текстов, материалы которых могут быть использованы в собственной жизни, при решении собственных проблем;

  • доступность текстов в сочетании с их научностью, т. е. уровень сложности должен отвечать уровню подготовленности молодежи, информация должна быть научно обоснованной, достоверной; в некоторых случаях в хрестоматию включены художественные тексты, наиболее ярко иллюстрирующие какое-либо психическое явление;

  • лаконичность, краткость текстов при условии раскрытия в них необходимой информации, существенных аспектов изучаемого явления.

Блок "Аннотации" содержит аннотированный список литературы по выделенным выше 10-ти разделам и включает как источники, цитируемые в хрестоматии, так и другие, в том числе, новинки научно-популярной литературы.

В блоке «Словарь» кратко, доступно раскрывается значение более 200 терминов и понятий из трёх областей человекознания: психологии, этики, валеологии. .

В блоке «Персоналии» представляется краткая информация о более 50-ти выдающихся психологах, философах, психотерапевтах, педагогах, внесших значительный вклад в человекознание.

Работа с УМК может осуществляться двумя путями: под руководством преподавателя и самостоятельно. В любом случае пользователю УМК полезно вначале выявить собственный уровень психологической грамотности и психологической культуры в целом. Для этого и в целом, для самопознания, служит блок «Диагностика психологической культуры личности», содержащий тесты из различных разделов психологии.

Диагностические методики направлены на изучение психологической грамотности и компетентности, мотивационно-потребностной сферы личности, самосознания. Студентами-дипломниками под руководством преподавателя Д.В. Каширского подготовлены оригинальные компьютерные программы по тестам "Психологическая грамотность", "Коммуникативная компетентность", " Смысложизненные ориентации" и другие, вошедшие в этот блок. Психология относится к классу рефлексивных наук, поэтому начинать изучение психических феноменов целесообразно с себя: "Какая у меня память?", "Какой у меня уровень мышления?" На эти и другие вопросы позволят ответить методики, направленные на изучение собственных психических процессов.

При самостоятельной работе с УМК любой пользователь, имеющий доступ к серверу БГПУ, может самостоятельно выбирать интересующую его информацию и разрабатывать собственную траекторию самообразования. Возможность самостоятельной работы обеспечивается при помощи указателей и ссылок. Представление УМК на экране в удобном для пользователей виде было осуществлено посредством стандартного языка НТМL, предназначенного для создания гипертекстовых документов в среде WЕВ. Компьютерная программа подготовлена студентками математического ф-та Т. Алексеенко и И. Комлевой под нашим руководством.



Подготовленные материалы являются средством обеспечения дифференцированного подхода к учащимся и студентам, они периодически пополняются. По желанию для работы со студентами, старшеклассниками преподавателем используются также тексты, распечатанные на принтере.

Работа по дополнению УМК будет продолжена в дальнейшем. Планируется более полная представленность таких областей человекознания как философия, этика, педагогика, валеология, психотерапия.


Смотрите также:
Структура и содержание электронного учебно-методического комплекса по психологии для студентов-первокурсников
58.81kb.
1 стр.
А. С. Кремлев,С. А. Вражевский, В. В. Струкова
70.53kb.
1 стр.
Учебно методический комплекс по дисциплине
743.56kb.
7 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине ситуационный практикум по налогообложению
593.81kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоги и налогообложение» Специальность 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
1640.95kb.
10 стр.
Вопросы к экзамену по психологии у студентов 2 курса специальности фтт
34.53kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерская мысль и балансоведение Специальность 08109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
946.24kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине таможенное дело специальность -080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
903.17kb.
4 стр.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5,6,7 классов
522.54kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов очной формы обучения
423.74kb.
6 стр.
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» для студентов дневного факультета Тема основные вопросы общей и социальной психологии 4 часа
497.51kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Интернет-технологии" для студентов заочной формы обучения
184.81kb.
1 стр.