Главная
страница 1
В. А. МОЦАРТ

ХОР №15 из оперы «ИДОМЕНЕЙ»
Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет. Несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время очень много произведений. Композитором написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты, «Реквием» и другие произведения различных жанров.

Опираясь на достижения Гайдна в области сонатно-симфонической Музыки, Моцарт внес и много нового, оригинального. Огромную художественную ценность представляют и его оперы. «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» [проверить написание!], «Волшебная флейта» пользуются неизменным успехом уже не одно столетие. Точно так же и в других жанрах Моцарт сказал свое слово, слово музыкального гения.

Поразительный талант Моцарта и его ранняя смерть привлекли внимание не только современников композитора. А. С. Пушкин написал маленькую трагедию "Моцарт и Сальери", а Н. А. Римский-Корсаков по этой трагедии создал оперу.

В наши дни музыка Моцарта звучит в концертах, оперных театрах, по радио. Произведения Моцарта обязательны в программах музыкальных училищ, консерваторий, всесоюзных и международных конкурсов. О Моцарте пишут книги, статьи, стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт родился в городе Зальцбурге в 1756 г. Его отец, серьёзный музыкант и педагог рано обнаружил у сына талант и стал с ним заниматься. В 6 лет Моцарт поехал на свои первые гастроли. В 10 лет он написал свои первые крупные сочинения: сонату для скрипки с клавиром и симфонии. Маленький виртуоз и композитор покорил всю Европу.

В 1769-1771 гг. Моцарт концертирует по Италии, совершенствуя своё мастерство. Он был избран членом Болонской академии. В Италии он написал оперы «Митридат, царь Понтийский», «Луций Сулла». По возвращении в родной город у Моцарта не сложились отношения с новым правителем Зальцбурга, властным и жестоким человеком. Положение слуги Моцарта оскорбляло. В 1781 он поселился в Вене. Это был период высшего расцвета творчества Моцарта. Написаны: оперы («Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» [то же], «Волшебная флейта»), три свои лучшие – последние – симфонии, много инструментальной музыки, в которой чувствуется влияние Гайдна (в 1786 состоялось знакомство Моцарта с Гайдном).

Последним произведением Моцарта был «Реквием», который отнял у композитора последние силы. Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков.
Хор №15 – это хор из оперы «Идоменей» – яркий образец эпического произведения, для которого характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух древних событий. Это бытовая сцена на берегу моря, выдержана в прозрачных светлых тонах и полна безмятежного покоя.

Хор написан в простой трехчастной форме. Основная тональность E-dur.

1 часть – господство главной тональности. Склад аккордовый с элементами полифонии. Сначала все голоса поют вертикально синхронизировано, затем с элементами переклички.

2 часть – сольная партия Электры. Практически сразу отклонение в H-dur. Основная тональность возвращается только в третей части. Звучит в том же характере, что подчеркивает стиль этого произведения. Изменяется фактура аккомпанемента, становится подвижней. Это выделяет вторую часть делает ее более значимой, более колоритной.

3 часть – полная реприза первой части.

Размер сложный – 6/8. Темп Andantino (несколько скорее, чем Andante = не спеша).



Произведение написано для смешанного хора (сопрано, альты, тенора, басы) и солистки (судя по диапазону сопрано).
У сопрано использован весь диапазон. Звук сильный, яркий, серебристый, но на нижних нотах слабый и почти бестембреный.

Альты поют в основном в среднем регистре. Звук сильный, яркий по тембру, полный, густой.

Тенора также поют в среднем регистре. В основном звук сочный, достаточно сильный.

Басы тоже используют среднюю часть своего диапазона. Звук сочный, насыщенный.



У хора трудностей практически нет. Дирижерскую трудность составляет показ вступления голосов в перекличке.


Смотрите также:
В. А. Моцарт хор №15 из оперы
29.7kb.
1 стр.
Вагнер об использовании хора и ансамбля в опере Глава I освоение традиции
197.85kb.
1 стр.
«евгений онегин»
305.62kb.
1 стр.
Хор девушек из второго акта оперы Дж. Верди
29.67kb.
1 стр.
Весь материал взят в «Музыкальном словаре» Михеевой
624.85kb.
4 стр.
Увертюра оперы «Руслан и Людмила»
74.72kb.
1 стр.
Хроника концертной жизни триумф «сотворения мира»
56.7kb.
1 стр.
Вольфганг Амадей Моцарт ­
293.12kb.
1 стр.
Вольфганг Амадей Моцарт
327.96kb.
1 стр.
Какую музыку должны слушать младенцы?
16.66kb.
1 стр.
В. А. Моцарт «вечерний час»
24.79kb.
1 стр.
Н. В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина
57.35kb.
1 стр.