Главная
страница 1
Классный час по теме « С малой родины начинается Россия».

Сценарий классного часа в 5, 7 классах.

Родина – высокое понятье,

Но и в малом есть её отсвет.

Главное – ценить, любить и знать бы

Те места, явился, где на свет.

Цель:

- формирование представлений учащихся о малой родине.



Задачи:

-раскрыть смысл понятия « малая родина»;

- способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, любви к своей стране и малой родине;

- развивать мышление, устную речь, творческие способности;

- привлечь внимание к творчеству местных поэтов и композиторов.



Форма: заочное путешествие по родному краю.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Подготовка:

Учащиеся:

- под руководством учителя русского языка и литературы пишут сочинения по теме « Любимый уголок моей малой Родины»;

-изображают (рисуют или подбирают картинку) самый важный, по их мнению, объект любимого уголка;

- учат стихи, подготовленные классным руководителем.

Классный руководитель:

- подбирает фотографии по содержанию сочинений и классного часа;

- рисует карту- схему путешествия;

- подбирает фонограммы песен.

Ход классного часа:

На экране 1слайд – фотография с изображением природы родного края. Звучит фонограмма песни «Земля моя» на слова Сергея Краснова в исполнении вокального ансамбля «Ностальгия».

Классный руководитель: Тема нашего классного часа - «С малой родины начинается Россия» (на экране второй слайд- тема классного часа). Малой родиной мы называем место, где мы родились, где наш дом, наши друзья.

Родина – высокое понятье,

Но и в малом есть её отсвет.

Главное – ценить, любить и знать бы

Те места, явился, где на свет.

И в этих местах у каждого из нас есть заповедный уголок, любимый его сердцу. Сегодня мы побываем в этих местах, совершив заочное путешествие по родному краю. Карту- схему путешествия мы разместили на доске. Итак, первый населённый пункт нашего маршрута – село Яковцево,(на экране фотография пруда) о котором нам расскажет Белозёрова Аня ( Аня выходит к доске , прикрепляет к карте свою картинку и читает своё сочинение).



Классный руководитель: Любимым уголком Коткова Даниила является сад (на экране – фотография цветущего сада), о нём - его рассказ.

( Даниил выходит к доске , прикрепляет к карте свою картинку и читает своё сочинение).



Классный руководитель: С какой стороны мы бы не приближались к нашему селу – издалека видно купола церкви ( на экране – фотография Яковцевской церкви Покрова Пресвятой богородицы), о которой написал в своей работе Царегородцев Вячеслав.( Слава выходит к доске , прикрепляет к карте свою картинку и читает своё сочинение).

Классный руководитель: Наше село богато народными талантами: самодеятельными певцами и поэтами. Вот какие стихи написала о родном селе Дувакина Вера Александровна, которая здесь родилась и живет в настоящее время (на экране фотография с изображением села)

Ученик читает стихотворение:

Яковцево милое, село моё родное

В Вачском ты районе из покон веков

Славилось садами, тучными хлебами

И душистым сеном за Окой.

Люблю прудов твоих спокойное величье,

Журчанье твоего проворного ручья

И звонкий детский смех, и щебетанье птичье,

И пенье чародея соловья.

Тебе, село моё, от всей души желаю,

Чтоб слава твоя добрая во все века жила.

Пусть люди улыбаются и песни распеваются

И в храме пусть звонят колокола.

Классный руководитель: К теме малой родины очень часто обращаются поэты и писатели. Послушайте стихотворение нашего земляка Венедикта Ивановича Черепнина «Разве можно смотреть без волнения!» (на экране фотография весеннего пейзажа):

Ученик читает стихотворение.

Утро раннее, утро весеннее!

Край березовых рощ и лугов.

Жаворонков весёлое пение,

Над полями несущих любовь…

Разве можно смотреть без волнения

И не видеть такой красоты!

На планете иной, без сомнения,

Не отыщешь красивей, чем ты!

Заскользит солнца луч ослепительно,

Вспыхнут нити весенних ручьёв.

И стекают толпою стремительной

В реки, полные до краёв.

Жаворонки, собравшись над тропками,

Без умолку о счастье поют,

Чтобы не были встречи короткими,

Что влюбленные с трепетом ждут.

Утро раннее, утро весеннее!

Край березовых рощ и лугов!

Не сумею смотреть без волнения

На тебя я во веки веков.

Классный руководитель: Если бы у вас сейчас были краски, чтобы вы нарисовали, прослушав это стихотворение?- ответы детей.

Классный руководитель: Поэтесса из Ветлуги Ирина Князева так описывает свой любимый уголок (на экране фотография родника):

Ученик читает стихотворение:

От полянки, спустившись по круче,

Где кустарник растёт молодой,

Мимо сосен шагаем на ключик

За живой родниковой водой.

Чьи- то, видимо, добрые руки

Путь ключа оградили трубой,

И почти половина Ветлуги

Нынче ходят к нему за водой.

На откосах цветёт земляника,

Белый ландыш, лесной гравилат,

Голубеет в траве вероника,

Удивленно ромашки глядят.

А внизу среди пышной осоки

Возле таволги кружат шмели.

Родников животворные соки

Там питают всю флору земли.

А в оврагах прохлада, приволье,

Где росинки стекают с листа

И для «тихой охоты» раздолье,

И такие грибные места!

По откосу сбегают ступени,

Сокращая к источнику путь.

Мы проходим, не ведая лени,

И встаём перед ним на колени,

Чтоб целебной воды зачерпнуть.



Классный руководитель: А у нас есть такое место? – ответы учащихся, классный руководитель обобщает эти ответы: Правильно - это родник «Нечаянная радость»,на который мы сейчас и отправляемся вместе с Лидой Морланг (на экране – фотография родника «Нечаянная радость», Лида читает своё сочинение и прикрепляет к карте изображение родника).

Классный руководитель: Кто из вас ещё был на нашем ключике ««Нечаянная радость»? Какие у вас были ощущения после его посещения? Как вы думаете, почему вода в этом роднике целебная? Что общего между словами «Родина» и «родник»? - дети отвечают, классный руководитель обобщает их ответы: «После посещения родника действительно чувствуешь себя легко и возвышенно, как будто прикоснулся к святыне, вода целебная потому, что берёт начало в родной земле и именно это наделяет её такими свойствами, а у слов «родина», «родник», «родная» (земля) общий корень- «род», что обращает нас к историческим глубинам души русского человека; здесь сосредоточие любви, добра, красоты, того, что составляет духовные начала жизни.

Звучит фонограмма песни « Родники» в исполнении мужского хора « Тембр»

Ученик читает стихотворение Сергея Краснова «Родники»:

Среди просторов родных, бесконечных,

Среди полей, среди гор и лесов

Я готов слушать всюду и вечно

Тихий шёпот святых родников.

А вода - как прозрачное небо,

И нектара божественный вкус,

Где б на грешной земле я бы не был,

К родникам, как к истокам, вернусь.

Чтоб душа переполнилась силой,

Я холодной водицы напьюсь.

И пока родники будут живы,

Будет жить и великая Русь.

Классный руководитель: Все вы знаете, что родники питают небольшие речки, а те в свою очередь впадают в реки. В стародавние времена Россию называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которой она течет меж берегов. Русь- страна рек и озер и наша следующая остановка – берег реки Ока , где находится любимый уголок Папина Андрея( на экране фотографии реки, Андрей зачитывает своё сочинение и прикрепляет к карте картинку.

Звучит фонограмма песни на слова В. И. Черепнина «Как пойду я на быструю речку» в исполнении вокального ансамбля «Тембр».

Классный руководитель: Только ли красивыми местами славится наша Родина?- ответы учащихся, классный руководитель обобщает: Наша земля издавна славится людьми, которые на ней живут.

Ученик читает стихотворение В. И. Черепнина «Россия моя»:

Мне ты кажешься самой красивой,

Вот гляжу и не нагляжусь.

На леса, на озёра на нивы,

На тебя, несравненная Русь.

Что ни парень – то дуб коренастый,

Что ни девушка – пламя зари.

И мечты, и улыбки, и страсти,

И печали у нас свои.

И безмерно огромна та радость,

И великая гордость моя,

Что со всеми я вместе, я рядом,

Что частица Россия, твоя,

Все, что есть и что сделать в силах,

Я готов до конца отдавать.

И пока кровь течет в моих жилах,

Я с тобою, Россия моя.

Классный руководитель: Почему поэт называет Русь несравненной? Зачем, по– вашему, нужно отдавать себя до конца?- ответы детей, классный руководитель обобщает ответы: Несравненная – значит не сравнимая ни с какой другой страной, единственная и неповторимая. Отдавая себя другим, ты становишься богаче душой. О главной достопримечательности нашей округи нам расскажет Тюрин Александр( на экране фотография окрестности села Жайск, Саша зачитывает свое сочинение, прикрепляет изображение своего любимого уголка).

Классный руководитель: Послушайте стихотворение « Песня России», которое написал Сергей Краснов, проживающий в нашем районном посёлке (на экране слайд с изображением утреннего пейзажа).

Ученик читает стихотворение:

В тишине, поутру, на восходе,

Когда солнце коснется небес,

Когда белый туман только сходит

И вздыхает проснувшийся лес,

Вдруг в душе твоей песня проснется,

Песнь России о детях своих,

И бальзамом на сердце прольётся

Этот ласковой музыки стих.

Про любовь, про терпенье и веру

Ты услышишь слова в тишине,

И поймешь ты впервые, наверно,

Как сильны твои чувства к стране.

И по- русски,с широкой душою,

Ты России споешь о любви!

В тишине, предрассветной порою

Ты поймёшь: лучше нету земли!

Классный руководитель: Как вы думаете, что значит любить Россию?- ответы детей, классный руководитель обобщает ответы: Любить Родину – значит не просто говорить об этом, а подтверждать слова делами - заботится о её благосостоянии, трудиться на её благо, беречь природу и окружающую среду. Наша следующая остановка – деревня Высоково, где живёт Верхолётов Максим (на экране фотография пруда, Максим зачитывает свою работу и прикрепляет свою картинку к карте).

Звучит фонограмма песни «Верба» на стихи Константина Константиновича Туманова ,уроженца д.Высоково, в исполнении вокального ансамбля «Ностальгия».

Классный руководитель: Объясните, как вы понимаете следующие строчки стихотворения В. И. Черепнина:

Россия – чудо русской речи,

Россия – это стар и млад.

Она не только от берёзок,

Которым душу отдаёт.

Россия – добрый смех и слезы.

Россия – мой родимый дом.

- ответы детей, классный руководитель обобщает ответы: Родимый – дорогой, близкий нашему сердцу, народ – высочайшее проявление рода и направленное слияние судеб, рожденных под одной крышей Отчизны, Родина – родимый край, милая сердцу сторона. А мы с вами приблизились к окрестностям деревни Жекино ( на экране фотография ,отражающая тему сочинения Коткова Дениса, который выходит к доске прикрепляет свою картинку к карте и зачитывает своё сочинение) .

Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, какое дерево считается символом России? - ответы детей, классный руководитель обобщает ответы: Символом нашей родины является береза. ( на экране – фотография березовой рощи)

Ученик читает стихотворение В. И. Черепнина « Берёзы белые»:

Стоят, белея берестою

По косогору, вдоль дорог,

Как братство, собранное к бою

В час испытаний и тревог.

Стоят могучею стеною,

Готовые прикрыть весь мир

И все величие земное,

Что мир веками накопил.

И не сдержать их доброй силы,

Кто пожелает людям зла:

Как раньше ворога косили,

Так и сейчас сметут дотла.

Березы, русские душою,

И кровью праведной в Христа,

Всегда дышали добротою,

Историю перелистав

Под сенью их потомки наши,

Как и ушедшие в века,

Спасибо им душевно скажут

И будут ввек оберегать.

Они бегут по косогору

И через речку босиком

По необъятному простору,

Оберегая отчий дом.

Не рассчитав лихого бега,

И упоенные весной,

С обрыва кинулись со смехом

В овраг отчаянной гурьбой.

И встали белым изваяньем,

Вершины в небо устремив,

Смутив святое мирозданье

Напором родниковых сил.

А рядом тоненький подлесок

Глазами добрыми глядит.

И, как малыш, играя ветром,



Большую начинает жизнь…

Классный руководитель: Наша следующая остановка находится возле березовой рощи у деревни Новинки ( На экране фотография окрестностей деревни Новинки, к доске выходит Сельков Лёня, зачитывает своё сочинение и прикрепляет к карте картинку).

Классный руководитель ( подводит итоги классного часа): Вот и подошло к концу наше путешествие и мы возвратились домой. Что нового для себя вы сегодня узнали? - ответы детей, классный руководитель обобщает их: Родина, Россия. Это край, где мы живем, это все, что нас окружает: речка, где первый раз купался, лес, где растут деревья и кустарники, небо, дающее нам возможность дышать, земля, рожающая хлеб, солнце, согревающее нас своим теплом. Я думаю, что вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её, беречь и охранять родную природу. Так же я надеюсь, что вы будете помнить о своей малой Родине, и куда бы вас не увела судьба, с удовольствием возвращаться в родные места.

Звучит фонограмма песни « Славься» на слова К. Бреднева. в исполнении вокального ансамбля «Тембр».

Список использованной литературы:

  1. Васильева Е. В. Души прекрасные порывы.- Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Жильцов В. И., Шамшурин В. А. Живи, родник- Н. Н.:Вектор- ТиС, 2003.

  3. Краснов С .В поисках чуда- Н. Н.:Бикаир, 2011.

  4. Черепнин В. И. От Оки до Серёжи.-Вача: Вачская газета,2010.





Смотрите также:
Классный час по теме «С малой родины начинается Россия»
115.11kb.
1 стр.
Классный час в 6,7 классе по теме «Твои герои, Курская дуга»
97.8kb.
1 стр.
«С малой Родины моей начинается Россия»
99.77kb.
1 стр.
Классный час «Кубань мой край родной»
99.09kb.
1 стр.
«Символы малой родины»
85.89kb.
1 стр.
Классный час по теме: «Как не стать жертвой преступления»
101.68kb.
1 стр.
Классный час в 1 классе россия родина моя цели:- развивать познавательный интерес к истории своей Родины, родного края
122.12kb.
1 стр.
Классный час «С чего начинается Родина?»
97.28kb.
1 стр.
Классный час «Космос начинается с Алтая»
76.28kb.
1 стр.
Классный час по теме: «Моя Мордовия»
55.73kb.
1 стр.
Жемчужина Поволжья
44.53kb.
1 стр.
Классный час в 7 классе. Классный Вовк Л. Е. Цель: воспитывать бережное отношение к историче­
152.48kb.
1 стр.