Главная
страница 1
Родительское собрание

Деятельность школьного психолога

по сохранению психологического здоровья

участников образовательного процесса

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.




  • «Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т, Фролов).



Притча
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.

И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!»



здоровье зависит:

  • 50–55 % от образа жизни : малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.

  • 20–25 % от влияния окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 порцентов детей рождаются здоровыми).

  • 20 % – от наследственности (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).

  • 5 % зависит от медицины.


Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя, родителя.



Вопрос

Да

Нет

Считаешь ли ты себя здоровым человеком?

88 %

12 %

Занимаешься ли ты по утрам зарядкой?

56 %

44 %

Занимаешься ли ты бегом по утрам?

28 %

72 %


Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.

Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.

Значение сна для детей

Особое место в режиме дня отводится сну. Школьники много времени проводят в школе, они подвижны, легко возбудимы, поэтому им требуется полноценный сон. Первоклассникам надо спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.

Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость, раздражительность, плаксивость.

И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.


Сколько часов вы спите?

6 часов

21 %

7 часов

47 %

8 - 9 часов

32 %


Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.

Уроки следует выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. Первая фаза это – врабатывание, она длится до 7 минут. Затем работоспособность начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по 5 минут каждая.


В какое время делают уроки?

С 15 ч. до 18 ч.

74 %

С 19 ч до 23 ч.

26 %

Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка, обществознания, обучения грамоте.

В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается. Самые низкие её показатели отмечены в понедельник.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Целью моей деятельности является содействие сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, развивающую деятельность, просветительско-профилактическую работу, консультирование.



Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Главней всего погода в школе..
Психологическая атмосфера в классном коллективе

Класс очень дружный

Класс дружный

Иногда бывают ссоры

Частые ссоры

14 %

52 %

27 %

7 %

Эмоциональное состояние учащихся в школе

Отличное

хорошее

нормальное

плохое

55 %

34 %

9 %

2 %

Особенности эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе. Высокая тревожность в целом является характеристикой психологического неблагополучия личности.


Восемь причин школьной тревожности

1.Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка.

2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние на фоне которого развиваются его социальные контакты(прежде всего со сверстниками).

3. Фрустация потребности в достижении успеха- неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе.

4.Страх самовыражения.

5. Страх ситуации проверки знаний.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Уровень школьной тревожности у учащихся 5-х классов


Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

59 %

20 %

21 %

Фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся старших классов, – экзаменационный стресс. Особое внимание к этому вопросу связано с введением Единого Государственного экзамена. Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование – уже маленький стресс. И хотя, контроль знаний – очень ответственная пора, вред здоровью ученика может нанести не любой экзамен, а лишь такой, где процедура проверки знаний не соблюдается.


Основные требования к ведению ЕГЭ: соблюдение психолого-педагогических и этических норм, атмосфера справедливости и доброжелательности, принятие во внимание индивидуальных особенностей экзаменующегося.
В связи с этим вытекает одно из направлений работы «Психологическое сопровождение учащихся во время ЕГЭ. Основной целью данного направления является снижение стрессоопасных состояний; оказание действенной помощи участникам учебно-воспитательного процесса при подготовке к экзаменам. В ходе работы проводилось психодиагностическое обследование школьной тревожности или стрессового состояния. В конце каждого занятия учащимся предлагаются практические рекомендации (в письменной и устной форме) и тренировочные упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения в экзаменационный период.
Уровень школьной тревожности у учащихся 11-х классов



Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Дата проведения замера

82 %

18 %

0

19.09.08

67 %

25 %

8 %

23.01.09

85 %

12 %

3 %

17.04.09













По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.

Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.

Трудности неизменно встречаются в жизни любого человека. Их возникновение естественно. У детей трудные ситуации возникают не реже, чем у взрослых! Трудная ситуация характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет и тем, что он может. Ребенок постоянно с этим сталкивается. То, что для взрослого естественно, для ребенка может быть трудно и сложно.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Но только ли неблагоприятные? Ведь препятствия, помехи – нормальные явления жизни, они вызывают активность, направленную на их преодоление.

Постепенно преодолевая мелкие трудности, ребенок готовится ко взрослой жизни. Необходимо, чтобы у него развивалась потребность поиска решений, способность противостоять неблагоприятным воздействиям.

Целенаправленное обучение детей способам преодоления трудных ситуаций.

Что могут сделать родители?

Понаблюдать за поведением своего ребенка в трудных для него ситуациях.

Проанализировать с ребенком возможные способы преодоления трудностей в обыденной жизни, которые могут встретиться.

Обратитесь к собственному опыту поведения в трудных ситуациях, оцените эффективность своих действий, обсудить это с ребенком.

Обучить ребенка элементам аутотренинга (умение расслабляться, досчитав до десяти);



  1. Услышьте проблему ребенка, позвольте ему проговорить ее. После того как ребенок убедится, что вы слышите его проблему, он готов услышать и вашу, а также принять участие в поисках решения.

  2. Начинайте с вопроса: «Как же нам быть?». После этого надо обязательно дать возможность ребенку предложить решение первым и только затем предложить свои варианты. При этом ни одно, даже самое неподходящее с вашей точки зрения предложение не отвергается .

  3. Оценка предложенных решений и выбор наилучшего. Каждый вариант решения обсуждается совместно.

  4. Выполнение решения. Контроль. На первых порах возможны и срывы. Не стоит пенять при каждой неудаче, лучше подождать несколько дней. В удобный момент, можно спросить: «Ну, как у нас идут дела? Получается ли?». Лучше, если о неудачах скажет сам ребенок. Что здесь требует особого внимания? Прежде всего надо, чтобы вы действительно хотели идти навстречу интересам ребенка!

Предложенная «техника» лишь облегчает появление этого желания, но не заменяет его. Ваш главный помощник – активное слушание. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта отпадает. То, что вначале казалось «простым упрямством», становится заслуживающей внимания проблемой. И возникает готовность пойти навстречу.

Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье можно воспитать поистине здоровое потомство.



Ассоциации

  • Если семья – это постройка, то это дом, особняк, общежитие, домяра, дача.

  • Если семья – это цвет, то красный, белый, желтый, голубой, нежно-розовый, зеленый.




  • Если семья – это песня, то это Гимн России, «Главней всего погода в доме», «Дождливая песня», «Дружба крепкая».

  • Если семья – это геометрическая фигура, то это круг, многоугольник, пирамида, квадрат, треугольник.

  • Если семья – это фильм, то это - «Тарас Бульба», «Санта Барбара», «Мужики», «7 жизней», «Отцы и дети», «Человек паук», «Однажды будет любовь», «Любовь и голуби», «Остаться в живых».

  • Если семья – это настроение, то это радость.

Любите, понимайте,

Общайтесь и играйте!

Целуйте, обнимайте,

Таким и принимайте,

А личность уважайте,

и главное – не предавайте!



Смотрите также:
Родительское собрание Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
97kb.
1 стр.
Урок для родителей «Путешествие по Австралии»
57.76kb.
1 стр.
Информация о проделанной работе по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса в Стремуткинской средней общеобразовательной школе за 2008 – 2009 учебный год
45.52kb.
1 стр.
Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников. «Концепция модернизации российского образования»
86.28kb.
1 стр.
Доклад подготовлен в соответствии с «Положением об Уполномоченном по правам участников образовательного процесса»
61.82kb.
1 стр.
Конкурс уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в учреждениях общего образования
93.16kb.
1 стр.
Лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»
334.72kb.
1 стр.
Родительское собрание «Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников»
159.1kb.
1 стр.
Публичный доклад образовательного учреждения
422.7kb.
4 стр.
Публичный доклад образовательного учреждения
499.92kb.
3 стр.
Родительское собрание: «Дети и деньги»
200.88kb.
1 стр.
Программа проведения занятий фитнес-аэробикой в спортивно-оздоровительных группах для детей дошкольного и младшего школьного возраста
57.44kb.
1 стр.