Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5

Василий Гнедовский

Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы


"Проблемы, существующие в мире сегодня, не могут быть разрешены
на том уровне мышления, на котором они возникли".

Альберт Эйнштейн


Введение


В течение последних пяти лет в свет вышло множество публикаций, посвященных развитию так называемых «креативных индустрий» (creative industries), которые формируют сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний и информации. В некоторых работах этот сектор также называют «четвертичным сектором экономики». Наибольшее внимание авторы этих работ уделяют новым, наиболее динамичным и достигшим сегодня наивысшего уровня капитализации высокотехнологичным отраслям, особенно интернет-технологиям и производству программного обеспечения. Однако в один ряд с ними ставят и такие традиционные отрасли, как театральная и издательская деятельность, архитектура и дизайн.

В Великобритании в 1998 году было даже создано специальное государственное агентство при Департаменте культуры, медиа и спорта, реализующее государственную политику по развитию креативных индустрий. Этот департамент выделяет ряд субсекторов (отраслей) в креативном секторе экономики:



  • Реклама

    Креативные индустрии — это "…деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности". (Определение Правительства Соединенного Королевства, Департамент культуры, медиа и спорта, См.: [5]).


  • Архитектура

  • Ремесла, дизайн мебели

  • Моделирование (дизайн) одежды

  • Кино и видео

  • Графический дизайн

  • Развлекательное программное обеспечение (компьютерные игры)

  • Живая и записанная музыка

  • Исполнительское искусство

  • Телевидение, радио и интернет

  • Визуальное (изобразительное) искусство и антиквариат

  • Писательское и издательское дело

  • Музеи и наследие (См.: [4], [5]).[1]

Много работ по этой теме публикуют также американские ученые. В отличие от британцев, они включают в креативные индустрии научные исследования и разработки, считают США мировым лидером в развитии креативных индустрий и связывают высокие показатели роста американской экономики в целом именно с опережающим развитием четвертичного сектора. (См.: [8], [10], [16]). Однако если до 2002 года американские специалисты были единодушны в оценках причин и последствий этого роста, то сегодня здесь наметилась острая полемика. Любопытно, что ведущая роль в обсуждении проблем креативной экономики и постиндустриального общества перешла от экономистов к географам и урбанистам. Самая острая дискуссия развернулась вокруг географических факторов развития четвертичного сектора, его пространственной локализации и ее последствий для конкретных городов и регионов. В данной работе мы постараемся обрисовать эту весьма интенсивную дискуссию, которая продолжается и поныне, а также рассмотреть вполне самобытные и развитые представления о креативных индустриях, сложившиеся по другую сторону Атлантики, в Западной Европе.

Предмет дискуссии


Причиной и предметом дискуссии, развернувшейся на страницах американских СМИ и научных журналов, стала теория, предложенная в книге «Возвышение креативного класса. Как он преобразует сферу труда, отдыха, сообщества и повседневность». (См.: [13]). Эта книга американского географа Ричарда Флориды, изданная в 2002 году, предлагает новое представление о мире, в котором мы живем: новую трактовку постиндустриального общества, зародившегося в развитых странах около 25 лет назад. Как считает автор, это общество уже прошло стадию зародыша и сейчас, на наших глазах, определяются важнейшие его формы, законы и направления развития. Постиндустриальное общество созрело для серьезного осмысления, для формирования политики регулирования и поддержания его роста, доминирующего положения в экономическом, социальном и культурном развитии.

Книга Флориды является попыткой осмысления происходящих изменений с позиций социологии, психологии и географии. Автор объясняет фундаментальные перемены в нашем мире ростом значимости творческого начала во всех видах деятельности и соответствующим разделением людей на тех, кто занимается творческим трудом (творческих профессионалов) и тех, кто работает по заданным алгоритмам. Причем, доля творческих профессионалов за последние 25 лет в США выросла более чем в полтора раза: с 18% до более чем 30% занятых в экономике. (В 2002 году по подсчетам Флориды более 38 млн. американцев работало на творческих работах).[2]

Для оценки ситуации в целом важен и тот факт, что творческие профессионалы зарабатывают в полтора раза больше, чем средний американец, что увеличивает значимость этого кластера до 46% потребления в рамках США. Креативные отрасли экономики (в широком диапазоне от театральной и издательской деятельности до производства компьютерного обеспечения и дизайна одежды) дают высочайшие показатели роста в мировой экономике (10-25%) и вносят максимальный вклад в общий прирост ВВП развитых стран. (См.: [8], [16]).

Основой книги послужила более чем десятилетняя исследовательская деятельность большой группы специалистов, включавшая рассмотрение и разработку статистических показателей, тысячи социологических исследований (в основном интервью в фокус-группах). Результатом стал подробный анализ структуры трудовых отношений креативного класса и его работодателей из соответствующих отраслей, стиля и образа жизни творческих профессионалов, их предпочтений в способах использования свободного времени.

Особое место в книге занимают наблюдения Ричарда Флориды как географа. Он выделяет целый ряд успешных мест (городов в США), которые смогли привлечь и мобилизовать творческих профессионалов на благо развития региона, а также мест, для которых характерно существенное отставание в различных «индексах креативности». Полученная картина сильнейшим образом коррелирует с общими показателями экономического положения, и особенно экономического роста различных городов, что подтверждает гипотезу об основополагающей роли креативных индустрий в модернизации общества и его экономическом росте на современном этапе.

Автору удалось определить ряд факторов успешности городов, важнейшие из которых относятся к качеству жизни в них, высокому уровню развития культуры, толерантности и идентичности — характеристик, которые более других привлекают креативных профессионалов. Отдельная глава в книге посвящена теории «Трех Т» (Талант, Технологии и Толерантность), необходимых для успешного экономического развития города. Для каждого из необходимых компонентов среды развития четвертичного сектора были разработаны интегральные показатели, по которым в дальнейшем был проведен сравнительный анализ по регионам (метрополитенским ареалам) США.

Для оценки уровня развития технологий были применены: «Индекс высоких технологий» и «Инновационный индекс», вычисляемые ежегодно. Первый был разработан Институтом Милкена. Он базируется на двух факторах: (1) доля продукции высокотехнологичных предприятий региона от общенационального производства в этих отраслях; (2) доля высокотехнологичных компаний в ВРП данного региона по отношению к доле высокотехнологичных производств в ВВП США. Инновационный же индекс равен числу зарегистрированных патентов на душу населения. Талант населения регионов — их человеческий капитал — был рассчитан упрощенно: по доле людей, имеющих степень бакалавра и выше.

Самым сложным стал «Сводный индекс Толерантности», который был составлен из трех показателей: «Гей-индекса», индекса «Богемности» и индекса «Плавильного котла». Первый из них указывает на повышенную, либо пониженную долю гомосексуалистов в определенном регионе, второй — на долю людей артистических профессий, третий — на долю иммигрантов. Флорида отмечает прямую зависимость между количеством иммигрантов, гомосексуалистов и артистической богемы и долей творческих профессионалов в регионе. Он подчеркивает, что для этих людей крайне важна открытая, толерантная среда, которая принимает каждого вне зависимости от его национальности, сексуальной ориентации или вероисповедания. Эти же обстоятельства важны и для творческих профессионалов, которые в силу особенностей своей профессии могут иметь странный образ жизни или характер. Поэтому многие из опрошенных Флоридой представителей креативных отраслей назвали развитое гей-коммьюнити и культурную жизнь в качестве основных факторов при выборе места жительства.

Все эти показатели коррелируют с долей творческих профессионалов в общем числе занятых в экономике региона. На их базе был разработан «Интегральный коэффициент креативности», учитывающий все «Три Т» развития креативной экономики. Все коэффициенты были рассчитаны для всех метрополитенских ареалов США, что дало ряд интересных результатов. Были выявлены явные лидеры развития четвертичного сектора и ключевые причины успеха каждого из этих городов. Наиболее успешные из них сочетали все три условия развития креативных индустрий (Толерантность, Талант и Технологии). Примечательно, что среди лидеров постиндустриального развития почти нет крупнейших американских городов, которые были лидерами индустриальной эпохи, но теперь постепенно теряют свои позиции. Лишь Сан-Франциско и Бостон сохранили и даже укрепили свой статус, а среди других крупных центров развития креативных индустрий выделяются Сиэтл, Портленд, Остин, Ралей-Дюрэм и, конечно, «родина» пространственной кластеризации креативных индустрий — Голливуд. В книге представлены расчетные данные индексов креативности по всем городам США.[3]

Главный вывод книги заключается в том, что сейчас мир переходит от конкуренции фирм за рынки сбыта, через конкуренцию фирм за квалифицированную рабочую силу, к конкуренции городов за творческих профессионалов — основной ресурс и фактор производства постиндустриальной эпохи. А главный пафос книги таков: креативный класс набрался сил, и теперь должен самоидентифицироваться и взять власть-ответственность в свои руки.

Благодаря своей предсказательной силе, целостности и глубине рассмотрения вопросов развития городов книга Ричарда Флориды получила широкий резонанс. У нее появилась масса восторженных поклонников, но возникли также и оппоненты. Во многом благодаря критике Флориде удалось в дальнейшем серьезно усовершенствовать количественные и качественные методы своих исследований. Однако рассмотрим все по порядку: сначала дискуссии по поводу определения постиндустриального общества, затем полемику о географии креативности и характеристиках успешных городов и, наконец, обсуждение социально-политических последствий трансформации индустриального американского общества в постиндустриальное. По всем этим вопросам наиболее весомым и авторитетным оппонентом Ричарда Флориды выступил крупнейший американский урбанист Джоель Коткин.


следующая страница >>
Смотрите также:
Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы
366.03kb.
5 стр.
Трансформация учетной системы в условиях постиндустриального (информационного) общества постановка проблемы и ее связь с научно-практическими задачами
114.11kb.
1 стр.
Программа для аспирантов. Теоретические и методологические проблемы развития исторического знания в странах западной европы и США в 60-е 90-е годы XX века
83kb.
1 стр.
Общая характеристика хозяйства Северной Европы и отдельных его отраслей
157.15kb.
1 стр.
Семинара «Современные проблемы развития»
68.17kb.
1 стр.
«Экономическое и политическое развитие стран Европы и США в 30-е гг. XX в.»
60.96kb.
1 стр.
Актуальные проблемы и перспективы развития информационного общества
18.03kb.
1 стр.
Современная Политическая система и теория постиндустриального общества
319.71kb.
1 стр.
Лекция 16. Современные политико-правовые учения в Западной Европе и США
507.94kb.
5 стр.
Анонс проекта «дороже кубка» с 08 июня по 01июля 2012 года в четырех городах Украины пройдет Чемпионат Европы по футболу
58.67kb.
1 стр.
Теоретическая конференция 13 15 апреля 2006 г
14.66kb.
1 стр.
Тема8: Рождение индустриальной цивилизации и ее влияние на Беларусь
751.34kb.
3 стр.