Главная
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7
Тема 5. Историческая мысль конца XIX –в начале XX вв.

Об особенностях русского исторического процесса.

(4 часа)

Занятия 1 (2часа)

План

  1. Сборник «Вехи» - фокус общественно-политической и философской мысли. Авторы «Вех» и их оппоненты об особенностях российской истории.

а) роль революции в развитии человеческого общества;

б) роль интеллигенции в русской истории: происхождение и сущность интеллигенции, интеллигенция и государство, интеллигенция и народ, интеллигенция и революция.



  1. Н.П. Павлов-Сильванский о феодализме в России.

  2. Труды А.С. Лаппо-Данилевского.


Источники и литература.
Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей. 1909-1910. М., 1991 или др. издания.

Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988.

Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории.

Цамутали А.Н. Борьба направлений в историографии в период империализма. Л., 1986.

Калибанов А.С. Лаппо-Данилевский – историк и мыслитель. Кн.:А.С. Лаппо-Данилевский. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990.

Греков Б.Д. Н.П. Павлов-Сильванский о феодализме в России.

Цели и задачи.

Показать, как различными авторами, историками и философами, публицистами решалась основная проблема, стоявшая перед исторической и общественной мыслью конца XIX – начала XX вв. – каким путем пойдет Россия, что общего в историческом развитии России и Запада, а что особенного, специфическое для нашей страны. Становление советской исторической мысли.



Методические рекомендации.

Сборник «Вехи» поднял настолько острые и болезненные проблемы русской жизни, что вызвал в свое время массу откликов и дискуссий. Вопросы, затронутые в нем, актуальны и сегодня, многие проблемы российской действительности, на которые указывали авторы, не решены до сих пор. Изучая «Вехи» в курсе историографии, нам особенно важно выделить одну проблему, затронутую в сборнике – особенности российской истории, общественный прогресс и социальная революция в России. Здесь важно обратить внимание на понятия «социальной» «политической» революции, которые выделяют авторы, так как деление не принято в советской историографии.

Сборник «Вехи» посвящен изучению и осмыслению опыта революции 1905-1907 гг., однако, поднимаемые в нем проблемы много глубже – как развивается человеческое общество, неизбежна ли социальная революция, каковы исторические закономерности. Авторы рассматривают роль революций в общественном прогрессе, причины, вызывающие социальные и политические революции вообще и в России, в частности.

С основной темой – революции – связана и другая тема сборника, тема интеллигенции как виновника деструктивного характера русской революции. В статье Бердяева Н.А. рассмотрены основные черты русской интеллигенции, дана характеристика её сознания. Надо обратить внимание на то, какое понятие «интеллигенция» фигурирует у автора. Рассматривая мировоззрение интеллигенции, Бердяев Н.А. дает специфические черты русского общественного самосознания.

Особое внимание в статье Бердяева Н.А. надо уделить даваемой им критике марксизма, анализу его эволюции и его восприятия в России.

В статье Струве П.Б. особенно важны его выводы о перспективах развития России в связи с кризисом мирового социализма и необходимостью его преодоления. В свое время его предостережения не были услышаны, тем более важны они в настоящее время.

В статье Франка С.Л. интересны выводы о типе русского интеллигента, в статье Изгоева А.С. – наблюдения о студенчестве в России.

В сборнике «Интеллигенция в России» наибольший интерес с точки зрения историографии представляют статьи выдающихся историков – П.Н. Милюкова, И. Тугана-Барановского. В статье М.И. Тугана-Барановского очень хорошо показаны особенности исторического развития России по сравнению с Западом. Автор считает и весьма убедительно доказывает, что отличие социальной структуры и хозяйственного развития России и Запада привело к совершенно иному культурному развитию нашей страны, своеобразной общественной среде. Студентам желательно сформулировать собственную точку зрения на эту проблем. Согласны ли вы с доводами автора? Следует обратить особое внимание на то, что Турган-Барановский различает понятия «образованный класс» и «интеллигенция». Интересными и довольно спорными моментами в этой статье являются выводы о причинах социальной ориентированности русской интеллигенции, об отличии классовой борьбы на Западе и в России.

Следует обратить внимание на проблему интеллигенции и культуры, связь социализма как учения с культурными традициями каждого класса в обществе.

В статье Франка С.Л. следует обратить внимание на представленный автором тип русского интеллигента. В статье Изгоева А.С. содержатся оригинальные мнения о русском западном студенчестве, их сравнение.



Занятие 2 (2часа)

Становление Советской историографии.

План

  1. Формирование новых учебных заведений по подготовке историков-марксистов.

  2. Возникновение и развитие историко-партийного направления в изучении российской исто­рии XX в.

  3. Роль М. Н. Покровского в становлении советской исторической науки.

  4. Особенности и основные этапы советской историографии.

  5. «Краткий курс истории Всесоюзной ком­мунистической партии (большевиков)» и роль И. В. Сталина в формировании советской концепции развития России в XX веке.

Источники и литература.

Краткий курс истории Всесоюзной ком­мунистической партии (большевиков). – М., 1938.

Покровский М.Н. историческая наука и борьба классов (историографические очерки, критические статьи и заметки). Вып. 1. – М., 1933.

Милюков П.Н.Величие и падение М.Н. Покровского (эпизод из истории науки в СССР) /Очерки истории исторической науки./П.Н. Милюков; Отв.ред., сост. и автор предисл. М.Г. Вандалковская: Ин-т Российской истории.- М.: Наука. 2002. С.505-525.

Сидоров А.В. Марксистская историографическая мысль 20-х гг. – М., 1998.

Соколов О.Д. М.Н. Покровский и советская историческая наука.- М.: «Мысль», 1970.

Маслов Н.Н. Краткий курс истории ВКП(б) энциклопедия культа личности Сталина// Суровая драма народа. М.: Политиздат, 1989.С. 334-352.

Изгнание науки: Российская историография в 20-х – начале 30-х годов ХХ века//Отечественная история № 3,1994. С.143-156.

Отчёт о русской исторической науке за 50 лет (1876-1926 гг.)//Отечественная история № 2, 1994.С.136-155.

Афанасьев Ю.Н. Феномен Советской историографии// Отечественная историография № 5, 1996.

Историография истории СССР. Эпоха социализма / Под. ред. академика И.И. Минца. М.: Высшая школа, 1982. Глава 2-3.

Прядеин В.С. Актуальные вопросы методологии историографических исследований.- Екатеринбург 1995.

Артизов А.Н. М.Н.Покровский Финал карьеры – успех или поражение?//Отечественная история. 1998, № 1-2.
Методические рекомендации

Раскрыть особенности формирования новых учебных заведений по подготовке историков-марксистов. Ин­ститут «красной профессуры». Комиссия по изучению истории партии (Истпарт). Факультеты общественных наук (ФОНы). Коммунистические университеты. Ин­ститут Маркса, Энгельса, Ленина.

Возникновение советской историографической традиции освеще­ния событий русской революции и гражданской войны 1917-1920 гг. Работы большевистских лидеров — участников революции и гражданской войны. В. И. Ленин. Л. Д. Троцкий. Н. И. Буха­рин. А. Г. Шляпников и др.

Показать организаторскую роль М.Н. Покровского в становление советской исторической науки.

Основные этапы в развитии советской исторической науки.

Журнал «Пролетарская революция». Роль И. В. Сталина в формировании советской концепции развития России в XX в. «Краткий курс истории всесоюзной ком­мунистической партии (большевиков)».


Тема 6. Изучение в отечественной исторической науке социально-экономической модернизации СССР

Занятие (2часа)

План

  1. Новая экономическая политика в трудах советских и постсоветских историков.

  2. Постановка в советской и постсоветской исторической науке проблем индустриализации СССР.

  3. Дискуссии в российской историографии и публицистике о проблемах коллективизации.

  4. Становление и развитие советского массового образования в российской исторической науке.

  5. Оценка российскими историками сталинской теории «обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму».


Источники и литература

Авторханов А. Технология власти.- М., 1991.

Бухарин, Н. И. Избранные произведения / Н. И. Бухарин. — М., 1988.

Гимпелъсон Е. Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

Гимпелъсон Е. Г. «Орабочивание» советского государственного аппарата: иллюзии и реальность // Отечественная история. 2000. № 5.

Гимпельсон Е. Г. Политическая система и НЭП: неадекват­ность реформ / Е. Г. Гимпельсон // Отечественная история. 1993, № 2.

Гордон Л.А., Клопов З.В. Что это было? Мышление о причинах, предпосылках и итогах, что случилось с нами в 30-40-е годы. М., 1989.

ГУЛАГ (Главное управление лагерей). 1918-1960 / сост. А. И. Ко-курин, Н. В. Петров; науч. ред. В. Н. Шостаковский. — М., 2002.

Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.

Волобуев В.П. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М., 1987.

Дзержинский Ф.Э. Положение промышленности СССР. Доклад на III Всесоюзном съезде советов 15 мая 1925 г. // Избранные произведения в 2 –х т., 3-е изд. М., 1977.

Иваницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начала 30-х годов), 1994.

Как ломали нэп: стенограммы пленумов ЦК ВКП(б). 1928—1929 гг.: в 5 т. — М.: Междунар. фонд «Демократия», Материк, 2000.

Крестьянские истории: российская деревня 20-х годов в письмах и документах. — М.: РОССПЭН, 2001.

Крестьянское движение в Поволжье. 1919—1922 гг.: документы и материалы / под ред. В. Данилова и Т. Шанина. — М.: РОССПЭН, 2002.

Кооперативно-колхозное строительство в СССР, 1923-1927: Документы и материалы. М., 1991.

Лацис О.Р. Перелом: опыт прочтения несекретных документов. М., 1990.

Лельчук В.С. Социалистическая индустрия СССР и её освещение в советской историографии. М., 1976.

Ленин В. И. Неизвестные документы. 1891—1922 гг. М., 1999.

Ленин В. И. О продовольственном налоге (Значение новой политики и её условия) // Полн. Собр. соч. Т.43. С. 205-245.

Ленин В. И. Странички из дневника // Полн. Собр.соч.Т.45. С. 363-368.

Ленин В. И. О кооперации // Полн. Собр.соч.Т.45. С. 369-377.

Лубянка — Старая площадь: Секретные документы ЦК КПСС и КГБ о репрессиях 1937-1990 гг. в СССР / сост. В. Н. Бредихин. — М., 2005.

Лубянка: Сталин и ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД. Январь 1922 -декабрь 1936 / сост. В. Н. Хаустов, В. П. Наумов, Н. С. Плотникова. М., 2003.

Лукин, Ю. Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР (20-80-е годы). М., 1992.

May В. Реформы и догмы. 1914—1929: очерки истории становле­ния хозяйственной системы советского тоталитаризма. М., 1993.

Медведев Ж. Неизвестный Сталин. М., 2002.

Медведев Р. А. О Сталине и сталинизме. М., 1990.

Новопашин Ю. С. XIV съезд ВКПб): современный взгляд // Вопросы истории. 2001, № 7.

НЭП: приобретения и потери. — М., 1994.

Опыт Российских модернизаций XVIII-XX века/Ответственный редактор академик В.В. Алексеев. М., 2000.

Орлов И. Б. Современная отечественная историография НЭПа: достижения, проблематика, перспективы / Отече­ственная история. 1999. № 1.

От нэпа к административно-командной системе (историография проблемы): аналитический обзор. М., 1991.

Павлова И. В. Сталинизм: становление механизма власти. Новосибирск. 1993.

Панарин А.А.Эволюция кооперации на Дону и Северном Кавказе в 1921-1929 гг.- Армавир, 2004.

Соскин В. Л. Интеллигенция Советской России (1917 — конец 1930-х гг.). Историографический аспект// Интелли­генция. Общество. Власть. Опыт взаимоотношений (1917 — конец 1930-х гг.). Новосибирск, 1995.

Сталин И. В. Речи на предвыборных собраниях избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы. М., 1950.

Стецура, Ю.А. Революционный пафос и трагизм поколения 20-30-х годов: [монография]. Екатеринбург; Пермь, 1995.

Стецура Ю.А. Стецура, Ю.А. Молодежь в постреволюционном преобразовании России в 20-30-е годы : [монография]. – М.: Социум, 1998.

Стецура Ю.А. НЭП – важнейший этап постреволюционной модернизации России//НЭП и становление гражданского общества в России:1920-е годы и современность. (Материалы Всероссийской научной конференции, г. Славянск –на- Кубани, 17-20 октября 2001 г.)/отв.ред. В.Е. Щетнёв и А.В. Баранов.- Краснодар. 2001.

Трагедия советской деревни: коллективизация и раскулачива­ние: документы и материалы. 1927-1939: в 5 т. — М.: РОССПЭН, 1999-2002.
Методические рекомендации

Раскрыть особенности оценок НЭПа в советской и постсоветской исторической литературе. Оценка исторической роли НЭПа в ленинском теоретическом наследии и её влияние на становление советской исторической концепции новой экономической политики.

Постановка в исторической науке 30-х – 50-х годов проблем реконструкции народного хозяйства СССР. Показать этапы становления советской исторической концепции построения социалистического общества в CCCP в 30- 80 – х. годах. Значение индустриализации в советской и постсоветской исторической литературе.

Советская историческая наука о «ленинском плане коллективизации». Причины, предпосылки, основные направления и результаты коллективизации в исторической советской и постсоветской литературе. Изучение политики государства в проведении ликвидации кулачества как класс.

Особенности советской модернизации в постсоветской исторической литературе.

Дискуссии о понятии «культурная революция».

Критика историками сталинской концепции построения государственного социализма в СССР. Причины формирования административно-командной системы. Роль Гулага в социально-экономической модернизации СССР

Тема 6. Отечественная историография второй мировой и Великой Отечественной войн

Занятие (2часа)

План


  1. Российско-германские отношения (август 1939- июнь 1941). Пакт Риббентропа - Молотова в советской, постсоветской и зарубежной исторической литературе.

  2. Начало, причины и первые неудачи Великой Отечественной войне в исторической литературе.

  3. Вооруженные силы СССР в годы Великой Отечественной войны. Проблемы потерь.

  4. Второй фронт и его вклад в разгром фашистской Германии. Значение Ленд-Лиза в истории Второй мировой и Великой Отечественной войны.

  5. Вклад И.В. Сталина в руководство страной и вооруженными силами годы Великой отечественной войны в советской и постсоветской литературе. Приказ 227 в оценке историков.


Источники и литература

1941 год: в 2 кн. / сост. Л. Е. Решин [и др.]; науч. ред. В. П. На­умов. М., 1998.

Ванников Б. Л. Записки наркома / Б. Л. Ванников // Знамя. — 1988. — № 1-2.

Вклад заключенных ГУЛАГа в победу в ВОВ // Новая и новейшая история. 1996. М 5.

Сталин И. В. Речи на предвыборных собраниях избирателей

Сталинского избирательного округа г. Москвы. М., 1950. С. 12, 13-15, 16-22. Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза - Изд. 5-е. М., 1947.

Булганин Н. А. Тридцать лет Советских Вооруженных Сил. М., 1948.

Буллок, А. Гитлер и Сталин: жизнь великих диктаторов: в 2 т.: пер. с англ. / 3-е изд., испр., доп. Смоленск, 2000.

Великая Отечественная война (Историография): сб. обзоров. — М.: Ин-т науч. информации по общественным наукам РАН, 1995.

Великой Отечественной войне: 1941-1945 (краткий очерк). М., 1953.

Великая Отечественная война в контексте истории XX века. Материалы международной научно-практической конферен­ции. Краснодар, 2005.

Великая Отечественная война Советского Союза: 1941-1945. Краткая история. М., 1965.

Ворошилов К. Е. Сталин и Вооруженные Силы СССР. М., 1950.

Голиков С. Выдающиеся победы Советской Ар­мии в Великой Отечественной войне. М., 1952.

Горбатов А. В. В годы войны. М., 1965.

Горькое К. А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941-1945): цифры, документы. М., 2002.

Ермолов А. Ю. Перестройка танковой промышленности СССР. 1941— 1942 годы // Отечественная история. 2004. № 3.

Зима, В. Ф. Менталитет народов России в войне 1941—1945 годов. М., 2000.

Журавлев, П. А Двести встреч со Сталиным: По страницам воспоми­наний его современников: в 2 кн. / П. А. Журавлев. — М.: Троица, 2004.

Г. К. Жуков в битве под Москвой: сб. док. — М., 1994.

Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 3 т. 10-е изд. дополн. по рукописи автора. М, 1990. С. 304.

История Великой Отечественной войны Советского Сою­за: 1941-1945. М., 1960-1965. Т. 1-6.

Иванов А. Г. Внешняя политика СССР в канун второй мировой войны: новые документы и интерпретации

Каланчева Т. М. Историография Великой Отечест­венной войны: опыт прошлого и взгляд в будущее. М.2005.

Кринко Е. Ф. Коллаборационизм в СССР в годы Великой Оте­чественной войны и его изучение в российской историографии // Вопросы истории. 2004. № 11.

Куманев Г. А. Подвиг и подлог: Страницы Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 гг. М., 2000.

Куманев Г. А. Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства: встречи, беседы, интервью, документы. М., 1999.

Людские потери в Великой Отечественной войне: сб. ст. — СПб., 1995.

Лубянка в дни битвы за Москву: По рассекреченным документам ФСБ РФ: маскировка Кремля. Эвакуация тела Ленина. Минирова­ние важнейших объектов и организация подполья. Донесения воен­ной контрразведки и зафронтовых групп. Письма солдат РККА и вер­махта. — М., 2002.

Медведев Р. А. И.В. Сталин в первые дни Великой Отече­ственной войны //Новая и новейшая история. 2002, № 2.

Мерцалов А. Сталинизм и война. М., 1998.

Минц И. И. Великая Отечественная война Советского Союза. M., 1947.

Мировые войны XX века: в 4 кн. / редкол.: В. А. Золотарев [и др.]; рук. проекта О. А. Ржешевский. — М., 2002. — Кн. 4: Вто­рая мировая война: документы и материалы / отв. ред. Е. Н. Куль­ков; сост. Ю. А. Никифоров.

Нюрнбергский процесс: сб. материалов: в 8 т. — М.: Юридичес­кая литература, 1999. — Т. 8 / отв. ред. Н. С. Лебедева.

Органы Государственной Безопасности в Великой Отечественной войне: сб. документов: в 3 т. / авт.-сост. В. П. Ямпольский [и др.]. — М.: Русь, 2003.

Овсяный И. Д. Тайна, в которой война рождалась (как им­периалисты подготовили и развязали вторую мировую войну). М., 1971.С. 287.

Ржешевский О. А. Сталин и Черчилль: Встречи. Беседы. Дискус­сии: документы, комментарии. 1941—1945 / О. А. Ржешевский. 2004.

Россия в XX веке: Война 1941-1945 годов: Современные подхо­ды / отв. ред. А. Н. Сахаров. — М., 2005.

Секреты Гитлера на столе у Сталина. Разведка и контрразведка о подготовке германской агрессии против СССР. — М., 1995.

Сенявская Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М., 1999.

Сенявская Е. С. Героические символы: реальность и мифология войны // Отечественная история. — 1995. -№5.

Советская историография. Под общей редакцией ака­демика Ю. Н. Афанасьева. М., 1996.

Советская повседневность и массовое сознание. 1939-1945. — М., 2003.

Стецура Ю.А. Сталинская концепция Великой Отечественной войны: взгляд сквозь годы//Мы выстояли и победили. Материалы Международной научной конференции, посвященной 60-летию Победы советского народа над фашисткой Германией и милитаристской Японией. Москва, 21-24 сентября 2005г. Под общей редакцией профессора В.С. Порохни. Смоленск,2006

Юбершер Г. 22 июня 1941 г. в современной историографии ФРГ. К вопросу о «превентивной войне» / Г. Юбершер // Новая и новейшая история. — 1999.

Якушевский, А. С. Фактор внезапности в нападении Германии на СССР / А. С. Якушевский // История СССР, 1991, № 3.

Януш С.В. Войсковые операции Советской Армии в битве за Кавказ. Ставрополь, 2005г.
Методические рекомендации

Раскрыть всю сложность и противоречивость советско-германских отношений накануне Второй мировой войны. Показать эволюцию оценок Пакта Риббентропа - Молотова в советской, постсоветской и зарубежной исторической литературе.

Проанализировать причины споров и дискуссий историков по вопросам о внезапности нападения фашисткой Германии на СССР в июне 1941г., о начальном этапе Великой Отечественной войне. Обсуждение степени подготовленности советского союза к войне и «превентивной», «вынужденной» войне Германии в отношении СССР.

Дискуссии о значительном вкладе второго фронта и Ленд-Лиза в разгром фашистской Германии. Расхождение точек зрения советских, постсоветских и западногерманских историков по этим вопросам.



И.В. Сталин и его вклад в разгром фашисткой Германии: мифы и реальность. Проблемы ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны. Обсуждение приказа № 227 в исторической литературе.



<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Тематический план учебной дисциплины «историография отечественной истории» Дневное отделение № п/п Тема Количество часов
1365.17kb.
7 стр.
Учебно-тематический план 1 год обучения. Тема Количество часов Дизайн интерьера и его роль в жизни человека 1 2
121.36kb.
1 стр.
Учебно-тематический план. № Тема и содержание Количество часов Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров
19.5kb.
1 стр.
Тематический план учебной дисциплины № Название темы Всего часов по дисциплине
181.97kb.
1 стр.
Тематический план № п/п Наименование раздела и темы Об щее коли че-ство часов Количество часов
508.6kb.
4 стр.
Тематический план дисциплины распределение часов курса дисциплины по темам и видам работ Очная форма обучения Наименование тем и разделов Всего часов
142.59kb.
1 стр.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной Календарно-тематический план разработала
215.94kb.
1 стр.
Тематический план изучения дисциплины п/№ Тема Лекции, час. Самостоятельная и индивидуальная работа, час Итого часов по теме
62.5kb.
1 стр.
Тематический план дисциплины Детская журналистика Распределение часов курса дисциплины по темам, видам работ и модулям Название тем и разделов Всего часов
58.31kb.
1 стр.
Учебно-тематический план программы по курсу «история казачества» (62 часа) № Тема занятия Количество часов
32.64kb.
1 стр.
Приложение Учебно-тематический план № Тема занятия Количество часов Теория Практика Экскурсии
205.06kb.
1 стр.
Тематический план семестр 7 № Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме
64.72kb.
1 стр.