Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 Концепции всемирной и российской истории. Идеи Просвещения и российская историография. (4 часа)
Список источников и литературы. 1.Татищев В.Н. Записки. Письма. 1717-1750 гг. М., 1990. 2.Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., 1979. 3.Татищев В.Н. История Российская. М.; Л., 1963. 4.Ломоносов Михайло: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждение потомков. Стихи и проза о нём/Сост. Г.Е. Павлова, А.С. Орлов.- М.: «Современник»,1989. 5.Ломоносов М.В. «Для пользы общества…». М., 1990. 6.Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – М., 1984. 7.Радищев А.Н. Слово о Ломоносове// Путешествие из Петербурга в Москву. – М.: Художественная литература, 1984. 8.Андреев А.И. Труды В.Н. Татищева по истории России. // Татищев В.Н. Собр. соч. в 8 т. Т.1. М., 1962. 9.Кузьмин А.Г. Татищев.-М.: Мол. Гвардия, 1981. 10.Лебедев Евгений Михаил Васильевич Ломоносов. - Ростов на Дону: Изд-во «Феникс»,1997. 11.Фруменков Г.Г. Ломоносов – историк нашей Родины. Архангельск, 1970. 12.Юхт А.И. В.Н. Татищев о реформах Петра I./Общество и государство феодальной России. Сборник статей, посвященный 70 летию академика Л.В. Черепнина.-М.: «Наука», 1975. 13.Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в. – М., 1957. 14.Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: Учебное пособие. – М.: Издательство «Культура», 1993. 15.Историография истории России до 1917 г.: Учебник для вузов. В. 2 томах / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. Цели и задачи Показать начало становления дворянской историографии в России, победу рационалистических принципов в изложении исторического материала. Методические рекомендации Раскрыть влияние идеологии просветителей на развитие истории исторической мысли. Важным этапом в развитии исторической мысли нового времени стал век Просвещения (XVIII в.). Творцами Просвещения были выдающиеся философы, историки, писатели, публицисты. Именно в их работах формулировались основные идеи просветительства, вырабатывалась новая система ценностей. Просветители доказывали, что общество должно быть перестроено согласно требованиям разума, в соответствии с естественными и неотъемлемыми правами человека. Осмысливая причины несовершенства и пороков общественного строя, размышляя о путях его переустройства, просветители обращались историческому прошлому, стремились в истории найти ответы на волнующие их вопросы. XVIII в. стал веком резкого возрастания общественного интереса к истории. Именно в это время было положено начало фундаментальных исторических собраний, издание которых продолжалось в последующие века. Широкому читателю были адресованы многочисленные популярные сочинения по истории, занимавшие значительное место в книжной продукции. Надо помнить, что в XVIII в. открыл новую главу не только в истории нашей Родины, но знаменовался и началом развития отечественной исторической науки. В этот период молодая русская историческая мысль, в первую очередь, выполняет потребности абсолютистского государства в историческом обосновании власти монарха. Значительный вклад в развитие истории исторической мысли внёс Василий Никитич Татищев (1686-1750), младший современник Петра Великого. Он был одним из талантливых людей, выдвинутых Петровской эпохой. В.Н. Татищев занимал ответственные посты на государственной службе (последняя его должность — астраханский губернатор). Изъездил всю Россию и основательно ознакомился с ее экономикой, управлением, этнографией и условиями народной жизни. В начале 1720 года он был командирован на Урал для устройства горных заводов. Дело было ответственное и хлопотливое. Тем не менее, Татищев сумел найти время для сбора исторических и географических материалов. Он нашел еще список «Нестеровой летописи» и, сверяя его со своей копией, обнаружил значительную «разность», что побудило его продолжить поиски древнерусских источников. Основным трудом В.Н. Татищева была «История российская с самых древнейших времен». Несмотря на то, что «История…» долгое время не могла проложить себе путь к широкому читателю, такие виднейшие историки XVIII в. как М.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер, М.М. Щербатов, А.Я. Шлёцер, широко пользовались этой публикацией. В основе исторической концепции Татищева лежала идея общественного договора. Автор считал образование государства длительным процессом. В.Н.Татищев один из первых, кто дал периодизацию истории России, выделив четыре периода. Необходимо раскрыть содержание каждого этапа. Обращаясь к опыту мировой истории, Татищев старался доказать, что как превращение демократии в аристократию, так и превращение республики в монархию способствовало росту могущества и славы государств. Для России, считал он, характерно не просто монархическое правление, а правление «самовластных государей». Монгольское иго и другие малопривлекательные черты периода феодальной раздробленности Татищевым выводились из ослабления власти самодержавных государей и из замены самодержавия аристократией. Особо он отмечал правление Ивана III, который «совершенную монархию восстановил» и ввел закон о передаче престола одному сыну. Татищев был первым историком русского крестьянства и сложнейшей проблемы закрепощения. В «Историю» Татищева вошли и крестьянские войны. Автор полностью принимал оценку восставших крестьян и холопов, которую давали официальные документы. Велика роль Татищева как источниковеда и археографа. Большой его заслугой является то, что он заново открыл и подготовил к публикации «Русскую Правду». «Судебник» Ивана Грозного. Татищевым был подготовлен специальный сборник «Собрание законов древних русских». Законы он снабдил комментарием, свидетельствующим об обширных познаниях составителя. Татищевская историческая концепция служила идеологической опорой самодержавного строя. С различными отклонениями эта концепция держалась до конца XIX в. В историографии ее обычно именуют дворянской (дворянско-абсолютистской) концепцией. В это же время жил и творил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.), отличавшийся необычной многосторонностью дарования. Историческими исследованиями Ломоносов стал заниматься в 40-е гг. и продолжал их до конца жизни. Основные исторические труды Ломоносова: «Замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского», «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.», «Краткий российский летописец с родословием». Есть у него и небольшие работы о Петре Великом. С Ломоносова фактически началась борьба антинорманистов с норманистами, которая не прекращалась ни в XVIII, XIX вв., ни в XX веке. Крупным представителем историографии этого периода был Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790 гг.), аристократ по происхождению, общественному положению и, что особенно важно, по убеждениям, что сказывалось на его исторических работах. М.М. Щербатов выступал за развитие дворянского самоуправления и сословного суда, за замкнутость высшего сословия, против петровского «Табеля о рангах», открывавшего доступ в дворянство не дворянам. М.М. Щербатов был против любой попытки ограничения крепостнической эксплуатации и предоставления крестьянам права собственности на землю. В брошюре «О повреждении нравов в России» Щербатов клеймил массовые злоупотребления властей, беззаконие и произвол, фаворитизм и угодничество. В тоже время, критикуя политику правящей верхушки, он оставался на позициях господствующего класса. Основным трудом М.М. Щербатова стала «История Российская от древнейших времен». Начал он эту работу в 60-е гг. и продолжал до конца жизни. Труд был доведен до начала царствования Михаила Романова. Раскрыть отличительную щербатовскую трактовку причин монгольского завоевания от взглядов В.Н. Татищева и М.В. Ломоносова. В работах Щербатова ярко выражено господствующее в просветительской историографии противоречие, заключающееся в том, что, декларируя необходимость раскрытия закономерных причин кризисных исторических событий, он на деле нередко соединил эти причины к замыслам и деятельности великой личности. Щербатов ввел в научный оборот немало важнейших актовых источников. Он начал разработку археографических приемов их публикации, включая сведения о месте хранения документов, сохранности, данные по их датировке. Многие высказанные М.М. Щербатовым мысли, рассказы об исторических событиях, введенные им в научный оборот источники, использовались позднейшими историками. Особенно значительным было влияние «Истории» М.М. Щербатова на «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В XVIII в. были написаны первые работы историографического характера. Основателем этого жанра с полным основанием можно считать генерал-майора Ивана Никитича Болтина (1735-1792 гг.). Особый интерес Болтин проявлял к истории России. В 1783-1792 гг. в Париже был опубликован шеститомный труд Леклерка, посвященный истории древней и новой России. Леклерк был врачом и прожил десять лет в России. В ответ на эту публикацию Болтин подготовил два пространных тома «Примечаний на «Историю древния и нынешния России господина Леклерка» сочиненные генерал-майором Иваном Болтинным». В 1788 г. «Примечания» были опубликованы. Другой капитальный труд Болтина — двухтомная работа «Критические примечания генерал-майора Болтина на первый и второй тома «Истории» князя Щербатова» был написан в конце жизни и увидел свет лишь после его смерти. Поскольку основные произведения Болтина представляли собой собрание примечаний на чужие труды, они разделены на сотни разрозненных параграфов, подчиненных структуре критикуемых книг. Охватывают они огромный круг вопросов истории России и свидетельствуют об осведомленности автора в проблемах истории, политики, этнографии, статистики. Для социально-политических воззрений И.Н. Болтина, прежде всего, характерно его отношение к проблеме крепостничества. И.Н. Болтин старался сгладить впечатление от пороков крепостничества, говоря, что жестокие поборы помещиков не следует «приводить в пример», т.к. они наблюдаются редко. «Облегчение» крестьянам должно, по его мнению, заключаться не в отмене крепостного права, а в частичных улучшениях их быта. И.Н. Болтин, стал первым историком, определившим этапы развития крепостного права: сначала прикрепление крестьян к земле, затем слияние крестьянства и холопства. Лучшей формой правления Болтин, как и Татищев, считал монархию. Правда, он не отрицал возможность «деспотичества» в монархиях. Круг вопросов, уровень их осмысления свидетельствуют о значении работ И.Н. Болтина Для становления и развития российской историографии. Высшим достижением русской просветительской мысли XVIII в. явилось творчество Александра Николаевича Радищева (1749—1802). В его напечатанном в 1790 г. «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», написанной в начале 1780-х годов и включенной затем в «Путешествие», в других произведениях 1770—80-х годов подвергались уничтожающей критике не только частные проявления крепостничества и самодержавия, но крепостничество и самодержавие в их совокупности. Автор «Путешествия» показывал несправедливость, экономическую несостоятельность, историческую неправомерность и незаконность крепостного права. А.Н. Радищев в работе представил исторические доводы, направленные против крепостничества. А.Н. Радищев, как и другие просветители, не признавал рабство и его разновидность — русское крепостничество — необходимой и закономерной ступенью общественного развития. Подводя общие итоги, необходимо констатировать, что развитие исторического знания в России XVII-XVIII вв. стало важным этапом на сложном пути превращения разрозненных, бессистемных исторических знаний в науку с конкретным предметом исследования, разнообразным кругом источников, специальными приемами и методами их критического анализа. Историки XVIII в. отказываясь от провиденциалистского объяснения истории, они всё чаще обращались к рационалистическому и прагматическому пониманию исторических закономерностей.
1.Становление и развитие новых концептуальных подходов в осмыслении истории: а) Сентиментализм; б) Романтизм. 2. Н.М. Карамзин и его вклад в развитие сентиментализма в России. а) Биография Н.М. Карамзина и его идейно-политические взгляды. 3. Основные идеи «Истории государства Российского»: структура, цели, источники. 4. Основные историографические факты в научном творчестве Н.М. Карамзина: а) Происхождение государства. Роль варягов в истории Руси. б) Монголо-татарское завоевание и его последствия. в) Карамзин Н.М. о роли государства в истории России (Иван III, Василий III, Иван IV). г) Понятие единодержавия и самодержавия в российской истории. д) Оценка Ивана Грозного и его эпохи. е) Годунов и Смутное время. 5. Вклад в развитие исторической науки А.С. Пушкина. 6. исторические взгляды декабристов. Список источников и литературы. 1.Карамзин Н.М. История Государства Российского./Репринтное воспроизведение издания пятого, выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П.М. Строева.- М.: Книга. 1988. 2.Карамзин Н.М. История Государства Российского. - М.: Изд.- во: Эксмо, 2002. 3.Карамзин Н.М. Письма русского путешественника; Повести.- М.:Правда,1980. 4.Карамзин Н.М. Об истории государства Российского./Сост. А.И. Уткин; Отв. Ред., авт. Очерка о Н.М. Карамзине и примеч. С.О. Шмидт.- М.: Просвещение, 1990. 5. Мемуары декабристов. Южное общество. М.: МГУ, 1982. 6. Мемуары декабристов. Северное общество. М.: Мысль, 1981 7. Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург. Собрание сочинений. В 10 – ти томах. Т. 6. – М., 1976. С.333-359. 8. Пушкин А.С. Александр Радищев. Собрание сочинений. В 10 – ти томах. Т. 6. – М., 1976. С.188-198. 9.Пушкин А.С. Набросок предисловия к трагедии «Борис Годунов». Собрание сочинений. В 10 – ти томах. Т. 6. – М., 1976. С.265-270. 10 Пушкин А.С. О втором томе «Истории русского народа « Н.А. Полевого. Собрание сочинений. В 10 – ти томах. Т. 6. – М., 1976. С.281-284. 11. Пушкин А.С. Песнь о полку Игореве. Собрание сочинений. В 10 – ти томах. Т. 6. – М., 1976. С.272-281. 12. Пушкин А.С. История Пугачева. Исторические статьи и материалы. Воспоминания и дневники. Собрание сочинений. В 10 – ти томах. Т. 7. – М., 1976. 13. Пушкин А.С. История Петра I. Собрание сочинений. В 10 – ти томах. Т. 8. – М., 1977. 14.Лотман Ю.М. Колумб русской истории./Н.М. Карамзин. История Государства Российского. Репринтное воспроизведение пятого изд. 1842-1844 гг. Книга 4. Сопроводительные статьи. М., 1988. 15.Козлов В.П. Н.М. Карамзин – историк. /Н.М. Карамзин. История Государства Российского. Репринтное воспроизведение пятого изд. 1842-1844 гг. Книга 4. Сопроводительные статьи. М., 1988. 16.Козлов В.П. «История Государства Российского» Н.М. Карамзина в оценках современников. М., 1989. 17.Общественная мысль в России в XIX в. Л., 1986. (статьи Козлова В.) Карамзин о Годунове. 18.Козлов В.П. Полемика вокруг «Истории Государства Российского» Карамзина в русском обществе 10-20-х гг. XIX в. // История СССР, № 5, 1984. 19.Соловьев С.М. История России с древнейших времен в 15 кн. М., 1960. (Т.1, с. 5, 6, 14, 17, 18, 27, 28, 49, 295, 297, 304-324, 693-698; Т.2, с. 319-349, 663-665, 691-697; Т.3, с. 357-363, 371-388; Т.4, с. 325-336, 696, 702, 703). 20.Карамзин как историк//Бестужев Рюмин К. Биографии и характеристики (Летопись России).-М.: Век, 1997. 21.Сборник материалов по истории исторической науки в СССР. М., 1990. (ст. Каченовского М.П., Полевого Н.А., Муравьева Н.М.). 22.Ключевский В.О. Лекции по русской историографии. Н.М. Карамзин. Соч. в 9 томах. Т.7. М., 1989. 23.Ключевский В.О. «Неопубликованные произведения». М., 1983. 24.Эйдельман Н. Последний летописец. М., 1983. 25.Мирзоев, Е.Б. «Республиканец в душе» (К вопросу о политических взглядах Н.М. Карамзина)// Вестник МГУ.- сер 8.- история.-2005.№6.-С.64- 26.Черепнин Л.В. Русская историография до XIX в. – М., 1957. 27. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: Учебное пособие. – М.: Издательство «Культура», 1993. 28. Вернадский Г. Русская историография.М.:АГРАФ,1988. 29. Историография истории России до 1917 г.: Учебник для вузов. В. 2 томах / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
Показать влияние сентиментализма и романтизма на развитие отечественной историографии и на примере исторической концепции Н.М. Карамзина раскрыть вершину достижений дворянской историографии. Методические рекомендации. В рамках просветительской идеологии в XVIII веке возникло и течение, которое отрицало решающую роль разума и возводило в основной критерий ценности чувство. Это течение получило наименование «сентиментализм» и было распространено в Англии, во Франции, в германских землях, в России и в других частях Европы. Иногда оно приобретало радикальный, а иногда консервативный характер. Выдающимся представителем сентиментализма в философии являлся Жан-Жак Руссо (1712—1778). В духе сентиментализма были написаны некоторые исторические работы западноевропейских ученых, но наиболее значительным историческим трудом, проникнутым духом сентиментализма, явилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Н. М. Карамзин (1766— 1826) получил основательное образование: домашнее и в пансионе при Московском университете. В 1780-е годы он вступил в новиковский кружок, где боготворили Руссо. «История Государства Российского» Н. М. Карамзина является произведение выдающимся памятником не только историографии, но и всей отечественной культуры, оно сыграло исключительную роль в осмыслении истории нашей страны. При рассмотрении исторической концепции «История государства Российского» следует не забывать, что взгляды Н.М. Карамзина изменялись по мере написания работы, углубленного изучения источников, работа отразила сложные идейные и нравственные искания историка. Оценка исторической роли самодержавия и характеристики российских монархов отличаются в первом последнем томах. Особенно примечательна в этом смысле оценка И. Грозного, на которую следует обратить особое внимание. Давая характеристику «Истории Государства Российского» необходимо помнить, какие цели ставил перед собой автор, учитывать то, что Карамзин был, прежде всего, писателем, создавал художественное изложение русской истории. При изучении поставленных вопросов, нужно показать, почему наибольшее внимание в труде Карамзин уделяет истории государства, а также событиям политической истории. При изучении историографических фактов нужно показать, как отразилась в работе Карамзина характерная для века Просвещения теория общественного договора. Необходимо обратить внимание также на те черты, которые, по мнению Карамзина, определяют своеобразие русской государственности. В ходе семинарских занятий раскрыть историографические факты: «О роли варягов в истории Руси». Интерпретацию Н.М. Карамзиным монголо-татарского завоевания и его последствия. О роли Иван III, Василий III, Иван IV в становлении Московского централизованного государства. Понятие единодержавия и самодержавия в российской истории. Показать взгляды Н.М. Карамзина на деятельность Бориса Годунова и Смутное время. Необходимо обратить внимание студентов на структуру работы. Весь текст «Истории Государства Российского» написан литературным языком и предназначался для широкого круга читателей. Для специалистов Н.М. Карамзин привёл «Примечания», которые представляют собой отдельный и чрезвычайно ценный труд, не потерявший своего значения для нашего времени, так как с тех пор некоторые из источников, использованных Карамзиным, были так или иначе утрачены или не разысканы. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.) ценил труд Карамзина и как воскрешение прошлого русского народа и за литературный стиль и за ученость автора. А.С. Пушкин был многогранный гений. У него был живой интерес к истории и проникновенное историческое чутье. Более того — он не только много занимался историей, но выступил и как автор двух примечательных исторических трудов — «История Пугачевского бунта» и «История Петра Великого». «История Пугачевского бунта» вышла в свет в 1834 году. Это — первый по времени научный труд, посвященный восстанию Пугачева. А.С. Пушкин интересовался с юности личностью и государственной деятельностью Петра I и приступил к написанию «Истории Петра Великого». Значение А.С. Пушкина для русской историографии заключается в том, что благодаря бессмертным произведениям возрос интерес к отечественной Русской истории. Великий поэт способствовал отказу от схематизма в трактовке событий и деятельности прошлого. Начало русской революционной историографии было положено А. Н. Радищевым. Декабристы, продолжая и развивая его идеи, проявляли значительный интерес к отечественной истории, а некоторые из них выступали и со специальными историческими исследованиями. Это были не только работы по истории военного дела и военного флота, естественно, привлекавшие внимание наиболее образованных и мыслящих офицеров, но и исследования, посвященные политической и экономической жизни России. Идеи декабристов об исторических судьбах родной страны содержатся не только и не столько в этих работах, сколько в статьях, письмах и политических документах, а также и в их показаниях на следствии. Значительный интерес, в частности, представляют «Мысли об «Истории Государства Российского» Карамзина», принадлежащие перу Никиты Муравьева (1795-1843). Решительное возражение декабристов вызвало утверждение Н. М. Карамзина, что история народа принадлежит царю. Н. М. Муравьев выдвинул противоположный тезис: история народа принадлежит народу. Из тезиса «История принадлежит народу» вытекала и тематика, которая должна привлекать историков. Н. А. Бестужев предпослал своей истории флота ряд общих соображений, относящихся к русской истории. Один из наиболее образованных и оригинально мыслящих представителей декабристского движения М. С. Лунин (1787—1845) считал, что все неблагоприятное и вредное в русской истории было следствием самодержавной формы правления. Самодержавие, по его мнению,— величайшая несправедливость, так как оно противоречит законам природы. Общетеоретические представления декабристов, относящиеся к истории, были близки взглядам просветителей. В соответствии с революционным просветительством декабристы высказывались и о природе человека, и о его естественном праве. В духе революционного просветительства они судили о крепостничестве и о самодержавии и считали необходимым уничтожать подобные язвы. Декабристские идеи и критические высказывания об отечественной истории, и в частности о Карамзине, получили известность в среде дворянской интеллигенции и, возможно, среди представителей других сословий. Однако после 14 декабря 1825 г. правительство поставило под запрет распространение идей декабристов, и только вольная печать Герцена и Огарева нарушила этот запрет.
а) Роль географического фактора влияние их на условия развития России. б) Древняя Русь. Отношение С.М. Соловьева к Норманнской теории. в) Народ и государство. Особенности возникновения Московского государства. 3. Роль личности в истории. Оценка деятельности Ивана III, Ивана IV,Петра I 4. Характеристика крепостного права. 5.Классовая борьба. Московское восстание. С. Разин, Соловецкие восстания. 6. Роль христианства в истории страны. 7.Общая концепция исторического процесса. Список источников и литературы. 1.Соловьев С.М. История России с древнейших времен в 15 книгах/ответственный редактор доктор исторических наук Л.В. Черепнин.- М., 1966. 2.Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Сочинения в 18 книгах. М., 1988. 3.Соловьев С.М. Избранные труды, Записки,- М.: Изд-во Моск, ун-та, 1983. 4.Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории./ Сост. И вступ. Ст. с.С. Дмитриева; Комм. С.С. Дмитриева и Л.П. Дойникова.- М.: Правда,1989. 5.Соловьев С.М. Об истории Древней Руси / Сост. автор предисл. И примеч. А. И. Самсонов - 2-е изд. М.:Просвещение, 1993. 6.Ковальченко И.Д., Дмитриев С.С. Историк Соловьев. Его жизнь, труды, научное наследство – вступ. ст. к сочинениям С.М. Соловьева в 18 кн. Кн.1. М., 1988. 7.Ключевский В.О. Сочинения. Т.8. М., 1959. 8.Милюков П.Н. Соловьев С.М. (1820-1879)./ Очерки истории исторической науки./П.Н. Милюков; Отв. ред., сост. И автор предисл. М.Г. Вандалковская: Ин-т Российской истории.- М.: Наука. 2002. С. 391-394. 9.Щетинина Г.И. С.М. Соловьев. Факты биографии. История и историки. Историографический ежегодник, 1979. ., 1982. 10.Черепнин Л.В. С.М. Соловьев как историк. В кн.: Соловьев С.М. История России…, кн.1. М., 1959 или в кн.: Отечественные историки XVIII-XX вв. М., 1984. 11.Сахаров А.М. История России в трудах Соловьева С.М. / Вестник МГУ, сер. История, №3, 1971. 12.Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: Учебное пособие. – М.: Издательство «Культура», 1993. 13.Вернадский Г. Русская историография. М.:АГРАФ,1988. 14.Историография истории России до 1917 г.: Учебник для вузов. В. 2 томах / Под. ред. М.Ю. Лачаевой. Т.1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. Цели и задачи. Изучить показанную С.М. Соловьевым целостную картину исторического развития России, основанную на диалектическом подходе и гегелевских философско-исторических идеях. Методические рекомендации. Рассматривая труд С.М. Соловьева как высшее достижение исторической мысли XIX в. надо иметь ввиду, что создание его концепции базировалось на следующих теоретических идеях:
Конкретно-исторический путь России Соловьев С.М. раскрывал как путь общественного прогресса, выражавшийся в переходе от родового строя к государственному. Рассматривая вопрос 2, надо отметить, что Соловьев С.М. впервые поднял вопрос о сочетании природных, этнических и внешних факторах в развитии страны. Следует дать оценку роли этих факторов с точки зрения современных представлений об историческом развитии. Особенно следует обратить внимание на суть понятий «род», «государство», «народ» - какой смысл вкладывал в них Соловьева и что мы понимаем под этими терминами сейчас. При рассмотрении вопроса 5 нужно сделать акцент на том, как Соловьев рассматривал взаимодействие народа, государства и отдельных личности. Особый интерес имеет поднятая Соловьевым проблема возникновения крепостного права. Нужно внимательно разобраться в этом вопросов, чтобы дать аргументированную критику его теории закрепощения сословий. Какие факторы не учитывал Соловьев при возникновении крепостного права? Оригинально подходит Соловьев и к решению «норманнской проблемы». Желательно сравнить, как рассматривает этот вопрос Карамзин и что нового заключается в подходе Соловьева. Нужно объяснить, почему Соловьев так, а не иначе оценивает Ивана III и Ивана IV, исходя из его общей концепции развития страны. Из этих же положений Соловьев исходит при описании Петра I. Почему именно петровские реформы стоят в центре концепции Соловьева. Исторические взгляды поздних славянофилов. Цивилизационная концепция Н.Я. Данилевского Занятие 2 (2часа) План.
Источники и литература. 1.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991; СПб., 1995. 2.Страхов Н.Н. Жизнь и труды Н.Я. Данилевского. // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995. С. 21-34. 3.Галактионов А.А. Органическая теория как методология социологической концепции Н.Я. Данилевского в книге «Россия и Европа». // Там же. С. 5-20. 4.Авдеева Л.Р. Русские мыслители: А.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов. М., 1992. 5.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. 6.Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки её кризиса. М., 1994. 7.Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления и развития. // Новая и новейшая история, 1994, №4-5. С. 33-50. 8.Нугманова Н.А. Н.Я. Данилевский о всемирно-историческом процессе: основные понятия и категории. // Вестник Московского университета. Серия 8, История, 1997, №2. С. 45-58. 9.Птицын А.Н. Славянский мир в историко-философской концепции Н.Я. Данилевского // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып.4, 1996. С. 37-42. 10.Птицын А.Н. Концепция «славянской цивилизации» Н.Я. Данилевского. Авторитет диссертации… кандидата исторических наук. Ставрополь,1999. 11.Хачатурян В.М. Н. Данилевский: европейская цивилизация и Россия. // Европейский альманах. М., 1992. С. 63-75. 12.Хачатурян В.М. Теория цивилизаций в русской исторической мысли. // Новая и новейшая история, 1995, №5. С. 8-18. 13.Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: Учебное пособие. – М.: Издательство «Культура», 1993.
а). Возникновение единодержавия на Руси в концепции ученого. б). Историк о «норманнском вопросе». в) Н.И. Костомаров о феодализме в Древней Руси, об общественной жизни в Новгородской и Псковской республиках.
Источники и литература. 1.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. В 3 кн. Репринт. воспроизведение издания 1873-1888 гг.- М.:А/О «Книга и бизнес», 1990-1992. 2.Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования. М.: Книга, 1989. 3.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI-XVII столетиях/Авт. Очерка и комментарии Б.Г. Литвак; Под общей редакцией Н.И. Павленко. - М.: Республика, 1992. 4.Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия//Исторические монографии и исследования. М.: «Чарли»,1994. 5.Костомаров Н.И Домашняя жизнь и нравы великорусского народа./Составление, предисловие, примечания С.Л. Николаева. М.: Экономика, 1993. 6.Костомаров Н.И. Мазепа. М., 1992. 7.Костомаров Н.И. Раскол. Смоленск, 1994. 8.Костомаров Н.И. Русская республика. Северорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. Смоленск, 1994. 9.Пинчук Ю.А. Исторические взгляды Н.И. Костомарова. Киев, 1984. 10.Замлинский В.А. Жизнь и творчество Н.И. Костомарова. // Вопросы истории, 1991, №1. 11.Киреева Р.А. Не мог жить и не писать: Николай Иванович Костомаров. // Историки России XVIII - нач. XX вв. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1996. 12.Коялович М.О. история русского самосознания по историческим памятникам научным сочинениям. Минск, 1997. 13.Милюков Н. И. Костомаров (1817-1885)./ Очерки истории исторической науки./П.Н. Милюков; Отв. ред., сост. И автор предисл. М.Г. Вандалковская: Институт Российской истории.- М.: Наука. 2002. С.394-401. 14.Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: Учебное пособие. – М.: Издательство «Культура», 1993. 15.Вернадский Г. Русская историография. М.:АГРАФ,1988. 16. Историография истории России до 1917 г.: Учебник для вузов. В. 2 томах / Под ред. М.Ю. Лачаевой. Т.2. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
При подготовке к данной теме следует учитывать, что Н.И. Костомаров, как и некоторые другие крупные русские историки, был отнесен советской историографией к разряду отверженных. Его работы якобы несли на себе печать национализма и реакционизма. Поэтому, отвечая на первый вопрос темы, на примере его биографии и знании указанных работ историка, следует ответить, был ли он националистом или скорее либералом. Отвечая на 2-5 вопросы темы, следует учитывать, что взгляды Костомарова по вынесенным проблемам существенно отличались от взглядов историков государственной школы (С.М. Соловьев), так и от взглядов В.О. Ключевского. При раскрытии вопросов это отличие нужно указать. При подготовке к 6 и 7 вопросам нужно вспомнить, как оценивали личности Ивана IV и Петра I Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский и какими увидел их Н.И. Костомаров. Вопрос о личности гетмана Мазепа и «измены» запорожцев Петру I подводит итог темы и отвечает на вопрос: был ли Костомаров украинским националистом и уделял больше внимания развитию государства и институтов власти или изучал историю жизни народных масс России и Украины?
а). Периодизация истории страны. Роль колонизации в истории России. б). Отношение В.О. Ключевского к «норманнской теории». в). Образование Киевского государства. г). Феодальная раздробленность и его характер.
а). Характеристика И. Грозного и его времени. б). Петр I и его роль в русской истории. Петровские реформы и их значение.
Список источников и литературы. 1.Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М., 1987. (или М., 1957) 2.Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трёх книгах. - Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2000. 3.Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве./Вступ. Статья и комментарии А.Н. Медушевского.- М.: Прометей, 1991. 4.Ключевский В.О.Исторические портреты. Деятели исторической мысли./ Сост., вступ. ст. и примеч. В.А. Александрова.-М.: Правда,1991. 5.Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М.: Рассвет, 1992. 6.Ключевский В.О. О русской истории: [Сборник]/сост., авт. В.И. Буганова.-М.:Просвещение,1993. 7.Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М., 1974. 8.Киреева Р.А. В.О. Ключевский как историк русской исторической науки. М., 1966. 9.Чумаченко Э.Г. В.О. Ключевский – источниковед. М., 1970. 10.Зимин А.А. Формирование исторических взглядов В.О. Ключевского в 60-е гг. XIX в. Т.69. М., 1961. 11.Черепнин Л.В. В.О. Ключевский. В кн.: Отечественные историки. М., 1984. 12.Павленко Н. Великий Ключевский.//Наука и жизнь.-1996.-№ 5-7. 13.Федотов Г. Россия Ключевского. // «Наше наследие», № 3, 1991. 14.Щербань Н.В. В.О. Ключевский о смуте. XVII в.//Отечественная история.-1997.-№ 3. С.96. 15.Щербань Н.В. Невостребованные традиции: В.О. Ключевский – педагог.// Отечественная история-1998.№ 6.- С.65. 16.Мащелков Е.Н. Личность и научное воззрение В.О. Ключевского: оценки и характеристики современников//Вестник МГУ.- сер.12.- политические науки- 2007.-№5.-С.53-66. 17.Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: 18.Учебное пособие. – М.: Издательство «Культура», 1993. 18.Вернадский Г. Русская историография. М.:АГРАФ,1988. 19.Историография истории России до 1917 г.: Учебник для вузов. В. 2 томах / Под ред. М.Ю. Лачаевой. Т.2. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
Показать совершенно новую концепцию русской истории, созданную Ключевским на идеях позитивизма и неокантианства, и ставшую «национальным образом России». Методические рекомендации. Изучая курс русской истории Ключевского, надо помнить, что на его концепцию оказали большое влияние несколько различных философских систем – позитивизм, неокантианство, а также работы социологической школы, «государственной школы». Эти направления в своих теоретических построениях зачастую противоречили друг другу. Этим объясняется некоторый эклектизм, присутствующий в разработанных Ключевским методологических вопросах. Одна из задач при анализе работ Ключевского – соотнесение тех или иных положений с выводами тех философских направлений, под воздействием которых был историк. Рассматривать труды Ключевского нужно как принципиально новую конструкцию русской истории, которая благодаря своему художественному воплощению стала национальным образом России в сознании не только его современников, но и многих поколений историков. Особое внимание при изучении работ Ключевского следует обратить на те вопросы, которые были им подняты впервые в науке: история классов и экономическая тема. Причем надо иметь в виду, что классовая тема Ключевского не стояла ни в какой связи с социализмом. Здесь нужно сравнить, как рассматривает «историю общественных классов» Ключевский, и как это делается в марксистской историографии. (Внимание Ключевского приковано в первую очередь к истории правящих классов.) Ключевский, в отличие от марксистов, рассматривает классы не с точки зрения их борьбы, а в первую очередь, их отношение к государству, к власти. Для учителя истории особое значение имеют яркие характеристики исторических деятелей, блестящие портреты Грозного, Алексея Михайловича, Петра I, которые одухотворяют русскую историю, отражают прошлое.
а). История Древней Руси в концепции Платонова. б). Золотая Орда и Северо-Восточная Русь. Привнесение в удельные порядки новых политических традиций.
а). О причинах возвышения Москвы. б).Великокняжеская власть и её стремление к единодержавию. 8. «Закрепощение сословий» и церковных структур в концепции Преснякова. а).Организация военно-служилой силы государства. Служилое землевладение и закрепощение крестьян. Источники и литература. Платонов С.Ф. Сочинения в 2 томах. Т.1. СПб., 1993. (можно использовать учебник по русской истории Платонова, который издавался разными издательствами в 1993-1995 гг.) Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Ростов – на – Дону: Изд-во « Феникс», 1997. Пресняков А.Е. Московское царство. // Российские самодержцы. М., 1990. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990. Пресняков А.Е. Лекции по русской истории. Т.2. Западная Русь и Литовско-Русское государство.М.,1939. Шапиро А.Л. Русская историография в период империализма. Л., 1962. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 года. М., 1993. Очерки истории исторической науки в СССР. Т.3. М., 1963. Старцев В.А. Значение и актуальность трудов С.Ф. Платонова. // Платонов С.Ф. Сочинения в 2 томах. Т.1. СПб., 1993. Брачев В.С. Жизнь и труды Платонова. // Платонов С.Ф. Сочинения в 2 томах. Т.1. СПб., 1993. Свердлов М.Б. А.Е. Пресняков (1870-1929). Жизнь и творчество. // Пресняков А.Е. Княжое право в древней Руси. Лекции по русской истории. М., 1993. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г.: Учебное пособие. – М.: Издательство «Культура», 1993. Вернадский Г. Русская историография. М.:АГРАФ,1988. Историография истории России до 1917 г.: Учебник для вузов. В. 2 томах / Под ред. М.Ю. Лачаевой. Т.2. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. Цели и задачи. Исследуя ряд работ профессоров С.- Петербургского (Ленинградского) университета, необходимо показать, что в творчестве этих ученых продолжаются традиции «государственников» середины – третьей четверти XIX века. Методические рекомендации. При подготовке к занятию следует иметь ввиду, что С.Ф. Платонов, продолжая традиции историков, представлявших «государственную» школу, большое внимание уделял не просто политике великих московских князей и государей. Уделяя внимание перераспределению земли (вотчины, служилое землевладение) в Русском государстве, он стремился доказать, что государство оказывало влияние на своих подданных опосредованно через наделение землей. Платонов сочетал признание определенной роли экономического фактора с основами государственной теории. А.Е. Пресняков, являясь учеником Платонова, продвигал дальше исследование истории Древней Руси и Руси Московской. Он не все принял от прежних «государственников», но также как и они отстаивал идею недоклассового вотчинного самодержавия и гипотезу о « закрепощении сословий».
Смотрите также: Тематический план учебной дисциплины «историография отечественной истории» Дневное отделение № п/п Тема Количество часов
1365.17kb.
7 стр.
Учебно-тематический план 1 год обучения. Тема Количество часов Дизайн интерьера и его роль в жизни человека 1 2
121.36kb.
1 стр.
Учебно-тематический план. № Тема и содержание Количество часов Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров
19.5kb.
1 стр.
Тематический план учебной дисциплины № Название темы Всего часов по дисциплине
181.97kb.
1 стр.
Тематический план № п/п Наименование раздела и темы Об щее коли че-ство часов Количество часов
508.6kb.
4 стр.
Тематический план дисциплины распределение часов курса дисциплины по темам и видам работ Очная форма обучения Наименование тем и разделов Всего часов
142.59kb.
1 стр.
Календарно-тематический план по учебной дисциплине составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины, утвержденной Календарно-тематический план разработала
215.94kb.
1 стр.
Тематический план изучения дисциплины п/№ Тема Лекции, час. Самостоятельная и индивидуальная работа, час Итого часов по теме
62.5kb.
1 стр.
Тематический план дисциплины Детская журналистика Распределение часов курса дисциплины по темам, видам работ и модулям Название тем и разделов Всего часов
58.31kb.
1 стр.
Учебно-тематический план программы по курсу «история казачества» (62 часа) № Тема занятия Количество часов
32.64kb.
1 стр.
Приложение Учебно-тематический план № Тема занятия Количество часов Теория Практика Экскурсии
205.06kb.
1 стр.
Тематический план семестр 7 № Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме 64.72kb.
1 стр.
|