Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Факультет менеджмента

Кафедра государственного и муниципального управления




Синопсис курсовой работы

на тему: «Инклюзивное образование: анализ и проектирование условий реализации в Российской практике образования»




Выполнила:

Баранова О. Ю.

Группа: № 2411

Санкт-Петербург

2013

В последние годы, все чаще в научной и популярной литературе, а так же в других источниках информации появляются словосочетание «инклюзивное образование». Телевидение транслирует социальные рекламы пропагандирующие обучение детей с особыми образовательными потребностями в среде типично развивающихся сверстников.



Вопросы, связанные с инклюзивным образованием являются предметом для обсуждения представителей различных социальных слоев населения.

В связи с этим особую значимость представляет собой попытка анализа понятия «инклюзивное образование», его значения и роли в модели Российского образования.

В статье 2 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» принятого в декабре 2012 года инклюзивное образование определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»1.

Пункт 1 статьи 5 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:



  1. создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»2.

Определения инклюзивного образования, которые приводят исследователи в литературе условно можно разделить на две группы. Первая группа это определения характеризующие «инклюзивное образование» как процесс, вторая группа как форму организации процесса обучения.

Примером определения условно отнесенного к первой группе может служить определение, приведенное в статье Зиганшина Г.Т., Зиганшина Д.М. «К вопросу инклюзивного образования»:

«Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ООП»3.

Другое определение, которое условно можно отнести ко второй группе, приведено в сборнике материалов изданных международной организацией ЮНИСЕФ в 2011 году.

«Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку»4.

Автор данной работы придерживается мнения, что инклюзивное образование необходимо рассматривать в совокупности описанных выше подходов. Инклюзивное образование с одной стороны является процессом преобразования системы образования, направленного на создание и обеспечения равных прав и возможностей в получение образования для всех детей, с другой стороны инклюзивное образование является результатом этого процесса.

Егоров Пантелеймон Романович в своей статье пишет: «…инклюзивное образование не является разовым проектом. Основная ошибка заключается в том, что решения, приемлемые в одном культурном контексте, впоследствии используются в совершенно другой культурной среде»5.

Одним из важных факторов, определяющих условия реализации «инклюзивного образования» является культурно-исторический контекст, сложившийся в каждой конкретной стране.

В данной работе будет сделана попытка анализа и систематизации изменений отношения государства и общества к людям с ограниченными возможностями здоровья в разных странах, а так же попытка выявления предпосылок инклюзивного образования и их характерные особенностей, специфических для разных государств.

Структура работы включает в себя две главы. В первой главе будет проведен сравнительный анализ культурно-исторических моделей описания и интеграции «особых людей» с социумом. Во второй главе предполагается рассмотреть институциональные, политические и правовые факторы, способствующие активному внедрению идеи «инклюзивного образования» в Российскую систему образования, проанализировать отношение ключевых стейкхолдеров к инклюзивному образованию.



Цель работы: анализ и проектирование условий реализации инклюзивного образования в российской практике образования

Задачи:

  1. Провести сравнительной анализ культурно-исторических моделей описания и практик включения лиц с особыми возможностями здоровья в социум.

  2. Провести анализ особенностей социального заказа в отношении инклюзивного образования в современном Российском обществе.

  3. Проанализировать интересы, ожидания, опасения основных участников инклюзивного образования.

  4. Проанализировать условия реализации инклюзивного образования в российской практике образования

Объект исследования: инклюзивное образование

Предмет исследования: условия реализации инклюзивного образования в российской практике образования.

В результате выполнения данной работы предполагается достижение следующих результатов:



  • Систематизация Российского и зарубежного опыта в отношении практики инклюзивного образования

  • Выявление ключевых проблем при реализации инклюзивного образования в России

  • Описание основных направлений работы для создания условий реализации инклюзивного образования в России.

Ретроспективный анализ истории отношения общества и государства к инвалидам в данной работе предполагается провести на основе литературных источников, посвященных исследованию исторического развития стран, а так же истории становления и развития практики образования людей с ограниченными возможностями здоровья. К данным источникам относятся:

  • Басова А. Г. История сурдопедагогики/А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. –М., 1984.

  • Белявским Б.В. Образование инвалидов в России: история вопроса, статистика.

  • Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. – СПБ.: Лики России, 2003.

  • Бондаренко Н. И. Инвалид как понятие в историко-философском контексте //Адаптивная физическая культура.- 2007.;

  • Вернадский Г. В. Русская история: учебник / Г. В. Вернадскиц. – М.: Аграф, 1997.;

  • Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права / М. Ф. Владимирский-Буданов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.;

  • Горсей Дж. Записки о России. XVI-XVII вв./ под ред. В. Л. Янина. –М.:Изд-во МГУ, 1990;

  • Гумилев Л. Н. От Руси к России / Л. Н. Гумилев. –М., 1992,;

  • Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей / а. И. Дьячков. –М., 1957.;

  • Ерошкин Н. П. История государственных учреждений в дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. –М., 1997.,;

  • Замский Х. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. –М.:НПО «Образование», 1995,;

  • Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.;

  • Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. Пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2010.;

  • Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. Пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2013.

  • Политическая история России: хрестоматия. –М., 1995.,;

  • Сизова А. И. История развития московской школы для слепых детей / А. И. Сизова. –М.: Логос ВОС, 1996,;

  • Рожков В. Очерки по истории Римско-католической церкуи. –М.:Духовная библиотека, 1998.;

  • Феоктистова В. А. Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практика обучения слепых и слабовидящих детей. – Л., 1973.;

  • Ястребицкая А. л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. – М.: Интерпракс, 1995.;

Помимо ретроспективного исторического анализа в работе предполагается рассмотреть современную ситуацию в сфере инклюзивного образования, опираясь, в том числе, на следующие литературные источники:

  • Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.;

  • Голуюева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, преспективы, опыт / Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011.;

  • Егоров П. Р. Теоретические подходы к образованию людей с особыми образовательными возможностями;

  • Екжанова Е. А. Основы интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. в. Резникова. –М.:Дрофа, 2008.;

  • Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ), 2011 г.;

  • Кузнецова Л.В. Построение «культуры включения» – профилактика рисков инклюзивного образования / Л. В. Кузнецова// Инклюзивное образование / под ред. Т.Н. Гусева. – М.:, Центр «Школьная книга». - 1997.;

  • Ратнер Ф. Л., Юсупов А. И.. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/– М.:ВЛАДОС, 2007.;

  • Романов П. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования. Механизмы реализации. / П. Романов, Е. Ярская-Смирнова. – М.:Московский общественный научный фонд, ЦСПГИ, 2008.;

  • Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.;

  • Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под. Ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. – М.:ФОРУМ, 2012.;

  • Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты / Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. – М.: Социально - технологический институт, 2012;

  • Соколова В. Р. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении / В. Р. Соколова. – Волгоград: Учитель, 2012.;



1 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf


2 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [электронный ресурс] Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf

3 Зиганшина Г.Т., Зиганшина Д.М.  К вопросу инклюзивного образования [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/129219463753950439/Default.aspx



4 Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unicef.ru/upload/iblock/0e3/0e3a04e9ec4da4d557101b523fec451e.pdf

5 Егоров П.Р. Обеспечение инклюзивного образования в республике САХА (Якутия) // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – C. 202-203


Смотрите также:
«Инклюзивное образование: анализ и проектирование условий реализации в Российской практике образования»
84.96kb.
1 стр.
Инклюзивное образование
19.05kb.
1 стр.
Что такое инклюзивное образование?
62.65kb.
1 стр.
Анализ учебно-воспитательного процесса системы образования муниципального образования Ясненский район за 2012 год
399.5kb.
2 стр.
Российской академии образования санкт-петербургская юридическая академия
2224.04kb.
10 стр.
Экология тесно связана с современным процессом образования. Экологическое образование развивается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности
60.93kb.
1 стр.
Создание организационно-педагогических условий введения фгТ в доу буторина наталья николаевна, старший воспитатель мбдоу №45 «Добрая фея»
115.06kb.
1 стр.
Детский фонд ООН (юнисеф) Инклюзивное образование в России: опыт реализации. Москва 2011
1792.66kb.
17 стр.
Инклюзивное образование в Германии
115.21kb.
1 стр.
Образование: начальное профессиональное образование
223.71kb.
1 стр.
Программа Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология» 20 – 22 июня 2011 года Москва
494.54kb.
4 стр.
В настоящее время идеология и стратегия комплексной модернизации образования в РФ и Псковской области на ближайший период определяется национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»
773.92kb.
4 стр.