Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2007-2008 уч. г.
Авторы-составители: И.Л. Андреев, И.В. Козленко, С.И. Козленко
Под ред. С.И. Козленко
Предлагаемые методические рекомендации адресованы специалистам органов управления образования, центров дополнительного образования, институтов системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, научным сотрудникам и преподавателям высших учебных заведений, учителям и методистам – всем тем, кто является организатором региональных олимпиад школьников по обществознанию.

Рекомендации состоят из двух частей:

- в первой раскрываются принципиальные подходы к отбору содержания и методике проведения регионального этапа олимпиады;

- во второй части даны примерные вопросы и задания, рекомендуемые для применения в ходе проведения регионального этапа олимпиады по истории 2007-2008 уч. г.

* * *

Олимпиадные задания в своей основе должны опираться на продолжающие действовать обязательные минимумы содержания и уровня подготовленности учащихся по истории, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56) и действующего школьного стандарта по истории (принят 5 марта 2004 г.).



Важную роль для школьного исторического образования и для олимпиад учащихся по истории, которые являются его составной частью, играют результаты Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук (июнь 2007 г.) и особенно встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с делегатами этой конференции, которая прошла 21.06.2007 г. в Ново-Огарево.

Пристальное внимание в ходе этих событий было уделено развитию таких черт школьного исторического образования, как:

1. Рассмотрение исторического материала с позиций национальных и государственных интересов России, ориентируясь на развитие патриотизма школьника, неотделимого от гражданских и нравственных составляющих личности человека.

2. Стремление к взвешенному подходу в раскрытии достижений и негативных явлений и процессов в истории России. Раскрытие прежде всего тех страниц истории, которые в обобщенном виде можно назвать «Победы России».

Акцентирование внимания учащихся на то, как Россия, россияне выходили из тяжелых ситуаций в жизни страны, консолидируясь, преодолевая противоречия внутри общества.

3. Обращение к истории России как полиэтнической, поликонфессиональной и поликультурной страны.

4. Акцент на личностный аспект общественного развития, на внимание к роли человека, мотивам его деятельности, стремление дать ученику возможность через личностное восприятие оценить те или иные поступки людей в прошлом, применить нравственную оценку при опоре на понимание исторических условий, в которых эти поступки совершались.

5. Отказ от рассмотрения фактического материала в качестве самоцели. Внимание к деятельностному, продуктивному подходу в раскрытии исторических событий, чтобы, как подчеркнул В.В. Путин, педагог, не навязывая точку зрения, смог бы «… помочь ученику или студенту составить свое собственное представление о тех или других событиях на основе добросовестного изложения фактического материала».



Основные подходы к проведению олимпиады учащихся по истории

Формирующийся подход к олимпиадам школьников по истории характеризуется следующими чертами:



  1. сочетанием разнообразных целей:

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению обществознания;

- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию обществоведческого образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействие обмену опытом учебной работы по обществознанию между педагогами;

- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо выделим цель – отбор учащихся-победителей для создания им льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2) формированием вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – межрегиональных (Федеральных округов) – Всероссийских с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3) поиском органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;

4) использованием олимпиад для оценки успешности усвоения учащимися курса истории. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиады все в большей степени играют роль информационного канала, через который, кроме прочего, осуществляется предъявление вузами своих критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.

Опыт проведения совместных олимпиад по истории вузами и институтами повышения квалификации работников образования, центрами дополнительного образования показал перспективность подхода, в котором применяется:

- совместное составление заданий специалистами по содержанию научных дисциплин, отраженных в школьном предмете и методистами, учителями, знающими дидактические и психологические аспекты изучение этого предмета школьниками;

- формирование системы заданий, позволяющей в любом варианте проведения олимпиады проверить знания по различным хронологическим этапам и содержательным аспектам курса;

- реализация возможности проверки соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, понимания и умений по предмету, вынесенному на соревнование, через разнообразные типы заданий.

При этом логика проведения олимпиад по истории заставляет отказываться от применения закрытых тестовых заданий как менее продуктивных для проверки знаний олимпиадного характера, и все в большей степени от этапа к этапу проведения состязания предоставлять конкурсантам вопросы, позволяющие проверить креативные способности учащихся;

- сочетание заданий письменных (от краткого ответа до сочинений-эссе) и устного собеседования жюри с участником олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников;

- немаловажным для объективности итогов олимпиады является коллегиальность оценивания работы школьников;

- оповещение о прошедшей олимпиаде (хроника проведения, в т.ч. видео; итоги; задания, ответы к ним и комментарии; аналитические материалы) в Интернете, специальных изданиях, в профессиональных журналах, через курсовую систему повышения квалификации учителей, совещания и конференции педагогов и т.д.

В своем содержании олимпиада ориентируется на историю России, что не исключает возможности обращения к зарубежной истории в контексте истории отечественной.
Отражение регионального компонента школьного курса истории в заданиях олимпиады
Особенностью проведения олимпиад на уровнях: от школьной до региональной является включение в состав заданий, ориентированных на региональный компонент курса.

Формирование региональной составляющей образования выражается, как в создании региональных образовательных программ, набора учебных дисциплин, так и в выделении регионального компонента федеральных учебных предметов.

Под региональным компонентом истории понимается педагогически отобранный исторический материал в контексте базового содержания предмета «история», раскрывающий типичное и особенное в исторической ретороспективе конкретного региона.

Современный подход к региональному компоненту курса истории состоит в:

- определении специфических целей использования регионального компонента, детализирующих или конкретизирующих общие цели исторического образования;

- систематичности опоры на региональный компонент в процессе обучения истории, ориентированного на достижение этих целей;

- применении педагогически обоснованных принципов и механизмов использования регионального компонента;

- определении наиболее эффективных организационных форм изучения регионального компонента, развивающих самостоятельную работу учащихся;

- внимании к межпредметным связям регионального компонента обществознания с региональными компонентами других предметов базисного учебного плана, прежде всего обществознания, географии, литературы.

Включение в курс истории регионального компонента позволяет уточнить и конкретизировать цели исторического образования, создавая дополнительные возможности в решении воспитательных, адаптационных, информационных задач курса.

Основные структурные единицы регионального компонента истории составляют:

- конкретные факты локального развития региона в ретроспективе, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федеральных курсов, а также в качестве объектов применения теоретических знаний, полученных в ходе их изучения;

- общие процессы, закономерности развития российского общества и региона, проявление региональных особенностей в данном социуме при рассмотрении общих тенденций истории России;

- дополнительные вопросы и темы, вводимые в содержание курса, отражающие уникальность данного региона.

Отбор содержания регионального компонента целесообразно подчинить ряду принципов.

Первым в этом ряду является принцип органичности включения содержания регионального компонента в базовый федеральный курс. Под этим принципом понимается соответствие регионального компонента общему содержанию курса, его теоретическому уровню, доступности для учащихся, целям и задачам, которые стоят перед историей как школьным предметом.

Вторым принципом является принцип типичности отображаемого регионального содержания. Этот принцип означает раскрытие на региональном материале тех процессов жизни социума, которые являются типичными для России в целом или сходными для всего мирового сообщества.

Неотделимым от принципа типичности является принцип третий – специфичности отображаемого регионального содержания. Принцип отражает раскрытие особенностей развития региона как проявления многообразия жизни России и мира.

Четвертый принцип – комплексность в раскрытии регионального содержания. Принцип отражает сущность курса через многофакторный подход в раскрытии содержания истории. Применение этого принципа в отборе регионального компонента нацеливает на поиск учебного материала, отражающего все содержательные линии исторического образования в школе. Локализация учебного материала при применении этого принципа направлена на одновременное раскрытие на конкретном содержании механизмов развития общества как системы, проявляемых в разных его подсистемах.

Одним из важнейших принципов отбора содержания регионального компонента истории является пятый принцип – сочетания регионального и субрегионального исторического материала (город, район, поселок, село, улица…).

Важно учитывать и механизмы отбора содержания регионального компонента. Слово «механизм», в одном из значений, определяется как совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление. Опираясь на это определение, здесь под механизмами понимаются пути реализации принципов отбора.

Принципы отбора, таким образом, реализуются через следующие, органично связанные между собой, механизмы:

- Механизм актуализации. Он состоит в отборе учебного материала, значимого для понимания истории развития региона и субрегиона, сущностных характеристик его жизни.

- Механизм локализации. Его действие означает вычленение материалов, раскрывающих связь глобального и регионального, общефедерального и регионального, регионального и субрегионального.



  • Механизм реализации личностно-ориентированного подхода. Этот механизм заключается в определении содержания, лично значимого для конкретных учащихся.

  • Механизм дидактической целесообразности. Региональный компонент истории помогает преодолевать затруднения учащихся на пути к требуемому уровню их подготовленности. Среди этих требований есть те, при достижении которых использование регионального компонента наиболее эффективно.



Варианты заданий для регионального этапа олимпиады школьников по истории (пояснительная записка к вариантам заданий)

Данные олимпиадные задания являются примерными. Степень их использования, способы применения целиком в руках предметных комиссий и жюри регионального этапа олимпиады.

Приведенные ниже олимпиадные задания сформулированы и скомпонованы на основе подходов к проведению олимпиад по истории, сформулированных в данных рекомендациях.

Задания снабжены предполагаемыми ответами учащихся и системой их оценивания, которые, как и сами задания, носят рекомендательный характер.

Особенно важно учитывать необходимость экспертной проверки заданий, поскольку ответы учащихся могут отличаться от предполагаемых ответов, которые даны в эталонах. Дискуссионный характер значительной части тем предмета, наличие разнообразных учебно-методических комплексов по истории в школе, которые по-разному трактуют те или иные исторические события, возможность и даже необходимость субъективных креативных оценок учащихся – все это делает необходимым создание условий для принятия от них ответов отличных от эталонных без снижения оценок, если эти ответы не антинаучны, выражены логично на основе исторических знаний, отражают личностную позицию участника олимпиады.

Рекомендации по проведению в рамках регионального этапа олимпиады по истории сочинения-эссе, которое учащимся предполагается не только написать, но и его защитить в устной беседе с жюри и оппонентами из числа конкурсантов, сделали необходимым включение в данные материалы краткой памятки об этом виде олимпиадного задания.


Краткая памятка по характеристике, написанию и защите сочинений-эссе
Характеристика сочинения-эссе

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.

3. Небольшой объем.

4. Свободная композиция.

5. Непринужденность повествования.

6. Парадоксальность.

7. Внутреннее смысловое единство.

8. Открытость.

Выбор темы сочинения-эссе

Выбирая тему, выпускник должен быть уверен в том, что он:

1) имеет неплохие знания по данной теме;

2) ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор);

3) может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);

4) владеет терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5) сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Алгоритм работы над сочинением-эссе:

1) ознакомление с предложенными темами;

2) определение смысла предложенных высказываний;

3) осмысление проблемы в контексте исторической науки;

4) формулирование своего отношения к высказыванию;

5) определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;

6) отбор фактов, примеров из истории, которые убедительно обосновывают собственную позицию.

Эссе по истории находится в контексте задания, если:

1) оно соответствует теме, к которой отнесена конкретная проблема;

2) автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении исторического курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;

3) ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней;

4) использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.

Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе:

1) краткая информация об авторе высказывания;

2) имена его предшественников, последователей или научных противников;

3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

5) ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.



Критерии оценивания сочинения-эссе

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).

3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.



РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

1. Самостоятельность суждений.

2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.

3. Точность вопросов, связь с главной темой.


Характеристика заданий регионального этапа олимпиады по истории 2007-2008 уч. г.

Задания носят рекомендательный характер, как и вся логика проведения олимпиады. Однако, целесообразно учитывать, что заключительный тур Всероссийской олимпиады выстраивается в приведенной в рекомендациях логике и на базе типов заданий, которые применены в предлагаемых материалах.



Первую часть олимпиады целесообразно провести в письменном виде. Задания, включенные в варианты для 9, 10, 11 классов содержат:

- охват различных хронологических периодов отечественной истории (при этом особое внимание уделяется истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.);

- обращение к различным сторонам жизни России: политической истории, истории культуры, истории повседневности, социальной истории, обращение к персоналиям и т.д. Отметим отдельно вопросы истории государственных символов России, которые уже традиционно входят в олимпиадные задания разного уровня;

- внимание к понятийному аппарату, без знания которого невозможно изучать историю;

- включение разнообразных заданий на знание хронологии с акцентом на проверку умений ориентироваться в знаниях о времени событий, а не на контроле памяти учащихся;

- обращение к отрывкам из документов, с проведением элементарной их, как внешней, так и внутренней критики;

- использование заданий при опоре на иллюстративный ряд;

- введение исторических познавательных задач.

Часть заданий требует небольших развернутых тестов.

Значительное количество баллов, которые можно получить за задания, позволяет дифференцировать, как оценки за отдельные вопросы, так и разводить рейтинг различных участников олимпиады.



Вторую часть олимпиады целесообразно провести в виде написания учащимися сочинения-эссе на выбор по одной теме из списка, который им предложит предметная комиссия.

Затем важно провести защиту написанного сочинения-эссе в ходе беседы учащегося с членами жюри и другими участниками конкурса. Таким образом, вторая часть этапа олимпиады является письменно-устной.

Составители не вводили шкалы оценок для сочинения-эссе, предполагая, что это целесообразно сделать региональным предметным комиссиям в зависимости от общей структуры, количества заданий олимпиады, которые будут ими избраны.

Составители данных материалов, по понятной причине, были лишены возможности подготовить вопросы и задания по региональному компоненту курса отечественной истории. Предполагается, что и количество, и место таких заданий, разработку их возьмет на себя предметная комиссия региона.


9 класс
1. (3 балла). По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
а) 1589, 1721, 1918 гг.

б) 1772, 1791, 1812, 1829, 1878 гг.



в) Антон Фрязин, Петр Фрязин, Марк Фрязин, Алевиз Новый.

2. (9 баллов). Из предложенных изображений выберите три, связанных между собой.

Запишите их номера в таблицу. Кратко обоснуйте свой выбор.





3. (9 баллов). Журналист, пишущий на исторические темы, изложил основные факты из жизни императрицы Елизаветы Петровны. Однако некоторые эпизоды имеют отношение не к Елизавете, а к двум другим российским императрицам XVIII в. В статье 7 предложений. Они пронумерованы. В заголовки второй и третьей колонок приведенной таблицы впишите имена этих деятелей. Порядковые номера предложений впишите в соответствующие колонки таблицы.


  1. По инициативе одного из главных лиц в ее правительстве П.И. Шувалова создается комиссия по разработке нового свода законов – Уложения.

  2. Именно в ее правление, по сути, было покончено с наследием средневековья – принятый новый таможенный тариф уничтожил внутренние сборы.

  3. «Рабочая сила императрицы выходила за пределы обыкновенного. Вставая рано утро, она около двух часов занималась чтением, писала и пр. Затем начинались занятия государственными делами».

  4. «Она образовала себе двор, на котором отражалось тогдашнее переходное время в России: некоторые русские обычаи еще оставались, но немецкие уже преобладали».

  5. Такие качества, как крайняя осторожность, сдержанность и внимание были приобретены ею в те времена, когда ее безопасность и свобода постоянно висели на волоске.

  6. Фавориты и фаворитки встречались во все времена и при всех государях, но именно в ее правление фаворитизм становится официальным государственным учреждением, и фавориты оказывают прежде невиданное воздействие на течение государственных дел.

  7. Русская история не знает подобного случая, когда бы простая деревенская девушка вдруг стала императрицей огромного государства.



Елизавета Петровна
















4. (12 баллов). Определите авторов приведенных ниже поэтических отрывков и исторических деятелей, о которых в них идет речь.

Запишите напротив буквы, обозначающей поэтический отрывок, порядковый номер автора и исторического деятеля из приведенного списка. Вы не должны использовать имена всех поэтов и всех исторических деятелей!
Поэты Исторические деятели

1. В.В. Маяковский I. М.И. Кутузов

2. А.С. Пушкин II. Наполеон I

3. Н.А. Некрасов III. Н.Н. Раевский

4. В.А. Жуковский IV. В.К. Кюхельбекер

5. М.Ю. Лермонтов V. М.Б. Барклай де Толли

6. В.Я. Брюсов VI. Вильгельм II


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян»
3759.99kb.
21 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по теме «Путешествие по Иркутской губернии. Архитектура 17-19вв.»
362.2kb.
1 стр.
«Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы в детской библиотеке»
359.43kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей рекомендации
612.21kb.
4 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению дня здоровья
225.93kb.
1 стр.
Методические рекомендации по разработке воспитательного мероприятия для воспитателей доу
1132.98kb.
8 стр.
Методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы
145.39kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению экспертизы раздела "архитектурно строительные решения" технико экономических обоснований
248.54kb.
1 стр.
Методические рекомендации в помощь проведению мероприятий, посвященных Году российской истории Омск 2012 (571. 13)
698.17kb.
3 стр.
Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы под общей редакцией В. А. Пучкова
2344.29kb.
15 стр.