Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5

Выплата дополнительного ежемесячного вознаграждения классным руководителям. За 6 лет на эти цели было направлено 2 млрд. руб., в том числе 1,2 млрд. руб. средств федерального бюджета и 0,8 млрд. руб. средств областного бюджета. В результате более 15 тыс. педагогов ежегодно получали доплату за классное руководство.

  • Оказание государственной поддержки всем видам образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы. За 2006-2011 годы финансирование данного направления за счет федерального и областного бюджетов, средств внебюджетных фондов составило 1,4 млрд. рублей. Денежные средства были направлены на обновление материально-технической и учебной базы образовательного процесса, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников.

    На базе учреждений начального и среднего профессионального образования были созданы 9 ресурсных центров, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики.

    • Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. За 2006-2011 годы на реализацию данного направления было направлено 948,4 млн. рублей средств федерального и областного бюджетов.

    • Поощрение лучших учителей, педагогов дополнительного образования, лучших воспитателей. На реализацию этого направления за 6 лет было направлено 211,8 млн. руб., в том числе 87,6 млн. руб. из федерального бюджета и 124,2 млн. руб. из средств областного бюджета. За время реализации данного направления премии Президента РФ получили 836 лучших педагогов (по 200 тыс. рублей каждый), гранты Губернатора - 1572 лучших учителей (по 100 тыс. рублей каждый), 270 воспитателей (по 50 тыс. рублей каждый), 120 педагогов дополнительного образования (по 50 тыс. рублей каждый).

    • Поддержка талантливой молодежи (за 6 лет – 54,65 млн. руб., в том числе 17,95 млн. руб. средств федерального бюджета и 36,7 млн. руб. областного бюджета). В 2011 году Премии Президента РФ по поддержке талантливой молодежи присуждены 93 нижегородцам-победителям федеральных конкурсов. Дополнительно для поддержки талантливой молодежи Правительством области установлены 15 видов именных стипендий для школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых региона.

    С 2009 года в рамках нацпроекта «Образование» реализуется новое направление - «Создание безбарьерной образовательной среды для детей-инвалидов». В период с 2009 по 2011 годы на базе ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» был создан ресурсный центр дистанционного образования со всем необходимым оборудованием, закуплено 298 комплектов аппаратно-программных средств для детей-инвалидов, 186 комплектов для педагогов, приобретен автомобиль для перевозки детей-инвалидов, организовано повышение квалификации педагогов. За три года (с 2009 по 2011 годы) на эти цели направлено из федерального и областного бюджетов 129,6 млн. рублей.

    За период с 2006 года по 2011 год на реализацию 9 областных целевых программ по образованию из областного бюджета направлено более 1,3 млрд. рублей, в том числе в 2011 году – 234,5 млн. рублей (без учета ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области»). Эти средства были направлены на совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение их пожарной безопасности, на воспитание молодежи.

    С целью решения проблемы общедоступности дошкольного образования помимо строительства новых дошкольных образовательных учреждений Правительством области предприняты ряд мер по увеличению количества мест в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим в 3 раза выросло в 2011 году по сравнению с 2010 годом финансирование областных целевых программ по образованию.

    2011 год стал годом начала реализации ОЦП «Увеличение количества мест в ДОУ за счет выполнения работ по ремонту и оснащению оборудованием не полностью используемых помещений на 2011-2012 годы». В результате в 114 детских садах в 37 муниципальных районах области было дополнительно создано 3 288 мест. Объем финансирования данной программы за 2011 год составил 167,4 млн. рублей, в том числе 130,1 млн. рублей за счет средств областного бюджета.

    Начиная с 2011 года, в рамках вновь разработанной ОЦП «Создание семейных детских садов в Нижегородской области на 2011-2013 годы» начала активно внедряться новая модель дошкольного образования – семейная группа. В итоге только в течении 2011 года было введено 42 семейных детских сада в 23 районах области (объем финансирования ОЦП за 2011 год составил 98,7 млн. рублей, в том числе 82,6 млн.рублей за счет средств областного бюджета; 16,1 млн. рублей – из местного бюджета).

    Помимо участия в нацпроекте и реализации областных целевых программ по образованию Правительством области утвержден «Комплекс мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2011 году», включающий в себя мероприятия по: приобретению учебного и компьютерного оборудования, транспортных средств, программного обеспечения, увеличению пропускной способности Интернет-трафика, пополнение библиотечных фондов образовательных учреждений области. На эти цели Правительством области за 2011 год привлечено 346 млн.рублей средств федерального бюджета и направлено 90,3 млн. руб. из областного бюджета.


    В результате в 2011 году для образовательных учреждений области:

    • Приобретено 5919 единиц компьютерного оборудования; 1586 единиц учебно-лабораторного и 22192 единицы учебно-производственного оборудования; 3212 единиц спортивного оборудования; 34 единицы оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся и 446 единиц - для школьных столовых; 796140 единиц библиотечных ресурсов.

    • Парк школьных автобусов за счет средств, выделенных на модернизацию системы общего образования, увеличился на 14 автобусов, и составил 544 единицы (за период 2006 - 2011 годы).

    • Увеличилась сеть образовательных учреждений повышенного статуса (всего таких учреждений в области - 66, в том числе 17 лицеев, 17 гимназий, 29 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 3 кадетских учреждения).

    • Развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений отразилось на результатах итоговой аттестации обучающихся. Значительно увеличилось число выпускников, получивших максимальный результат в целом - 125% к уровню 2010 года.

    2.2.3. Эффективная система социального обеспечения и социальной защиты

    Важнейшим направлением деятельности регионального Правительства в сфере социальной защиты за последние шесть лет была и остается поддержка незащищенных слоев населения.



    • С 2006-2011 годы в рамках реализации нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» Правительством области велась работа по обеспечению достойных жилищных условий для ветеранов и инвалидов боевых действий. В итоге за шесть лет получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий 4540 ветеранов ВОВ и инвалидов боевых действий, из них в 2011 году – 695 граждан;

    • С 2006 по 2010 год в рамках ОЦП «Дети – сироты» более 570 детей-сирот получили жилье. Объем финансирования по программе за 2006-2010 годы за счет средств областного бюджета составил 724,6 млн. рублей. Начиная с 2011 года, обеспечение жильем детей-сирот осуществляется в рамках вновь разработанной ОЦП «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области». В рамках данной программы в 2011 году заключены контракты на приобретение 659 жилых помещений для детей-сирот, что почти в 2 раза больше чем в 2010 году (354 жилых помещения). Кроме того, это наивысший показатель за шесть лет. Участниками программы стали дети-сироты всех муниципальных районов и городских округов области.

    • В рамках ОЦП «Ветераны боевых действий» была оказана материальная помощь на протезирование 22 инвалидам боевых действий; 1291 особо нуждающийся ветеран получил денежные выплаты на обучение, медицинскую помощь, ремонт жилых помещений; были временно трудоустроено 66 ветеранов боевых действий, проживающих в сельской местности; с целью повышения компьютерной грамотности инвалидов и ветеранов боевых действий на базе ГУ «Областной дом ветеранов» создан «Компьютерный класс»; для укрепления материально-технической базы ветеранских организаций в районах области была приобретена оргтехника. Объем финансирования по данной ОЦП из областного бюджета за шесть лет составил 25,7 млн.рублей, из них в 2011 году – 6,4 млн.рублей.

    • В рамках ОЦП «Старшее поколение» с 2006-2011 годы оказана материальная помощь на первоочередные нужды 1960 особо нуждающимся ветеранам ВОВ, приобретено оборудование, мебель и автотранспорт для 81 учреждения социальной защиты. Наибольший объем финансирования (19,1 млн.рублей) пришелся на 2011 год, средства направлялись на приобретение оборудования и автотранспорта в 30 учреждений социального обслуживания и оказание материальной помощи нуждающимся. Объем финансирования данной программы за 2006-2011 годы за счет средств областного бюджета составил 38,2 млн. рублей.

    • С целью обеспечения доступного и комфортного пребывания инвалидов в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения с 2010 года начала реализацию ОЦП «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (объем финансирования за счет средств областного бюджета в 2010-2011 годах составил 64,8 млн. рублей). В рамках программы были переоборудованы, оснащены первоочередными элементами доступности (пандусами, поручнями): 242 учреждений социальной защиты, 5 государственных учреждения здравоохранения, 10 центров занятости населения, 1 учреждение спорта, 46 учреждений образования, Нижегородская областная специализированная библиотека для слепых; приобретены 12 автомобилей для перевозки инвалидов, установлены видеотелефонные аппараты для 10 учреждений социальной защиты.

      • С 2007 по 2011 годы в рамках ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения» на территории Нижегородской области было построено и реконструировано 96 объектов соцзащиты, в том числе объекты инженерно-технического обеспечения к жилым домам и объектам соцзащиты; 2 жилых дома для ветеранов; Нижегородский центр для инвалидов; пристрой и спортивный зал к детскому дому–интернату в г.Н.Новгороде, центр реабилитации инвалидов в р.п. Пильна. На строительство и реконструкцию объектов социальной защиты и инженерно-технического обеспечения к жилым домам в рамках программы за 2007-2011 годы было направлено 704,9 млн. рублей средств областного бюджета.

      • Особенностью 2011 года стало создание служб «Социальное такси» для инвалидов в 12 муниципальных районах и «Мобильная бригада» в 33 муниципальных районах Нижегородской области.

    Государственная служба «Социальное такси» была создана в городах Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Борском, Кстовском, и Городцком районах Нижегородской области.

    Создание данной службы позволило создать условия для решения проблемы доступности государственных учреждений социальной сферы для большинства маломобильных инвалидов и пожилых граждан области.

    С октября 2011 года услугами службы «Социальное такси» воспользовалось 260 граждан.

    Результатом активной деятельности регионального Правительства в сфере социальной защиты стало значительное улучшение ряда стратегических показателей, в том числе:

    - количество центров предоставления мер социальной поддержки, действующих на территории области, увеличилось с 3 в 2005 году до 59 в 2011 году, как и было запланировано в Стратегии. В настоящее время в каждом районе области созданы центры и отделения предоставления мер социальной поддержки;
    - обеспеченность граждан пожилого возраста и инвалидов местами для предоставления гарантированных социальных услуг возросла с 113,6 мест на 10 тыс.жителей в 2005 году до 123,1 мест в 2011 году.
    2.2.4. Развитие торговли и инфраструктуры услуг для населения

    Благодаря активным действиям Правительства области по развитию торговли и инфраструктуры услуг для населения удалось сохранить положительную динамику ряда стратегических показателей, характеризующих данное направление.


    Быстрыми темпами шло развитие торговли и общественного питания:

    • с 2007 года по 2011 год почти на 43% выросло количество стационарных торговых площадей (кв.м) в расчете на 1000 жителей области;

    •  значительно увеличилось количество посадочных мест в учреждениях общественного питания с 173,6 тыс. мест в 2007 году до 204,2 тыс. мест в 2011 году.

    За 2006-2011 годы в области были реализованы следующие мероприятия по развитию инфраструктуры услуг для населения:




    • строительство торговых центров и торговых комплексов, открытие новых торговых площадей, предприятий общественного питания, рынков на территории области (за период 2006-2011 годы начали свою работу: торговые центры, комплексы «Карусель», «Лента», «Реал», «Ганза», «Касторама», «МЕГА», «Фантастика», новые кафе азиатско-европейской кухни – «Японамама», «Нью-Йорк пицца» и другие);

    • строительство трех современных комбинатов бытовых услуг типа «мультисервис» в отдаленных сельскохозяйственных районах области (в Сергачском, Тоншаевском и Шахунском районах), осуществляемое в рамках ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области». На строительство данных объектов за счет всех источников финансирования было направлено 36,5 млн. рублей, из них 33 млн. рублей - средства областного бюджета.

    Правительством области на протяжении шести последних лет ведется активная работа по повышению доступности, качества и расширению объема услуг телефонной, телекоммуникационной связи, в том числе мобильной связи в сельской местности.


    В результате с 2006 по 2011годы:


    • число пользователей Интернет выросло в 3,7 раза;

    • число абонентов кабельного телевидения – более чем в 3 раза;

    • доля населения, охваченного мобильной связью – в 1,6 раза.

    К 2011 году на территории Нижегородской области представлены крупнейшие операторы сотовой связи (ЗАО «НСС», ОАО «МТС», Билайн, Теле 2, ОАО «Мегафон» и др.), операторы кабельного телевидения (ЗАО «Компания «ЭР-Телеком»; ОАО «ВолгаТелеком» и др.) и Интернет-провайдеры (ОАО «ВолгаТелеком» НФ, ООО «Агентство деловой связи»).

    Сотрудничество Правительства области со всеми «игроками» телекоммуникационного рынка, работающими в регионе позволяет обеспечить растущие потребности населения Нижегородской области в качественных услугах связи. В частности, расширения области покрытия и уровня проникновения сотовой связи в сельской местности (благодаря строительству новых базовых станций), массовому внедрению сетей третьего поколения (3G, 3,5G) и, как следствие, – расширению спектра представляемых услуг на базе данных технологий (скоростной Интернет, видеотелефония, потоковое видео, электронная почта).
    С целью повышения качества регионального телевещания Правительством области прорабатывается вопрос о подготовке систем коллективного приема телевидения г.Н.Новгорода к принятию цифрового сигнала.

    С 2006 года деятельность регионального Правительства направлена на улучшение транспортного обслуживания населения, в частности на обновление подвижного состава пассажирских автопредприятий области.


    В течение 2006-2011 за счет средств областного бюджета было закуплено для ГП «Нижегородпассажиравтотранс» 850 автобусов большого класса. Кроме того, за счет привлеченных федеральных средств было приобретено 366 единиц подвижного состава, в том числе 22 троллейбуса.

    Проведенные мероприятия по обновлению парка подвижного состава крупных муниципальных образований в 2006-2011 годы позволило пассажирским предприятиям использовать на маршрутах в основном новые, более комфортабельные и экономически выгодные модели автобусов.

    В 2010 году начались строительно-монтажные работы на канатной дороге «Бор-Н.Новгород». Общая сумма вложений в ее строительство составила 800 млн.рублей за счет всех источников финансирования. В феврале 2012 года канатная дорога была пущена в эксплуатацию.
    2.2.5.Развитие инфраструктуры и услуг культуры, спорта и отдыха


    Для реализации такой важной стратегической цели, как воспитание интеллектуально развитых, здоровых и творческих людей, деятельность регионального Правительства в 2006-2011 годах была сосредоточена на развитии инфраструктуры культуры, спорта и отдыха.



    Спорт
    За шесть прошедших лет показатели, характеризующие развитие спорта, имеют устойчивую положительную динамику (график 4):

    • в 2,3 раза выросла доля жителей Нижегородской области, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, с 8,4% в 2005 году до 19,4% в 2011 году;

    • значительно увеличилось число детей школьного возраста, посещающих спортивные клубы и секции. В 2011 году 107,3 тысячи школьников занимались спортом, что составляет 70% от их числа (в 2005 году - 40%).

    Это явилось результатом работы Правительства области по улучшению материальной базы спорта и повышению доступности занятий.

    В период с 2007 по 2011 год в рамках ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» на территории Нижегородской области было построено и реконструировано 32 спортивных объекта, в том числе построено и оснащено необходимым оборудованием 18 ФОКов (в 2007 году – в г.Сергаче, в 2008 году – в г.Лысково, г.Перевоз, г.Первомайск, г.Кулебаки, г.Семенове, в 2009 году – в г.Богородске, г.Балахне, г.Бор, г.Дзержинск, г.Шахунье, г.Урень, в р.п. Воротынец и Шатки, в 2010 году – в г.Арзамас и г.Н.Новгороде, в 2011 году – в г.Володарск и р.п.Сокольское), построен спортивный корпус училища олимпийского резерва, стадионы, хоккейные и футбольные поля, реконструирован Дворец спорта «Нагорный».

    На строительство спортивных объектов с 2007 по 2011 годы за счет всех источников финансирования было направлено 8,9 млрд.рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 7,8 млрд. рублей (в 2005 году из областного бюджета направлено всего 6,5 млн.рублей).

    Кроме того, в рамках государственно-частного партнерства в 2011 году были введены в эксплуатацию еще 3 ФОКа (в г.Лукоянов, г.Павлово, р.п.Красные Баки).

    ФОКи стали местом активного семейного отдыха, широко используются трудовыми коллективами предприятий. Во всех ФОКах созданы группы для пенсионеров – в общей сложности 3,5 тыс.пожилых людей занимаются в комплексах. Также в ФОКах занимаются более 1,2 тыс.людей с ограниченными возможностями. По сравнению с 2010 годом, количество инвалидов, посещающих комплексы, увеличилось вдвое.

    В абсолютном большинстве районов, где работают ФОКи, особенно интенсивно заметен рост числа занимающихся физкультурой и споротом, что стало важнейшим фактором, повлиявшим на показатели подростковой преступности. Так в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 33% снизилось количество административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

    Существенную поддержку получает профессиональный спорт. В 2010-2011 годах разработан проект строительства регионального тренировочного центра (комплекса трпамплинов). Строительство такого комплекса позволит проводить в Н.Новгороде соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью российского и международного уровней.

    Нижегородская область вошла в число регионов, на территории которых будет проводиться Чемпионат мира по футболу 2018 года. В Н.Новгороде планируется строительство футбольного стадиона (вместимостью 45 тыс.болельщиков) и другой инфраструктуры для проведения игр чемпионата.



    Культура

    Нижегородская область является одним из крупнейших культурных центров России, с богатейшей историей и культурным наследием.

    Подтверждением высокого уровня развития профессионального искусства Нижегородской области в 2006-2011годах является организация крупных творческих проектов, завоевавших признание не только в России, но и на международном уровне: Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень»; фестиваль международной благотворительной программы «Новые имена», международная научная конференция «Болдинские чтения» и другие.
    Знаковым событием за последние годы стало празднование 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2010 году. В рамках подготовки к празднованию юбилея Великой Победы в различных районах области были обновлены музейные экспозиции, организованы конкурсы, научно-практические конференции и семинары, выставки и другие культурно-развлекательные мероприятия. Объем финансирования праздничных торжеств за счет средств областного бюджета составил 12,2 млн.рублей.

    По инициативе Губернатора области 2011 год был объявлен годом гражданина Минина. В 2011 году была начата подготовка к празднованию 400-летия подвига Нижегородского ополчения (запланировано восстановление Зачатьевской башни Нижегородского Кремля). Основные торжественные мероприятия пройдут в Нижегородской области осенью 2012 года.


    В течение последних шести лет деятельность областного Правительства была направлена на развитие культурного потенциала региона за счет укрепления материально-технической базы объектов культуры, стимулирование творческой деятельности, сохранение памятников истории, архитектуры и культуры.

    На укрепление материально-технической базы направлены:



    • ОЦП «Развитие культуры Нижегородской области» за 2006-2011 годы: для сельских библиотек были приобретены компьютерная и оргтехника, мультимедийное оборудование, телевизоры, музыкальные центры; на их базе открыты информационно–компьютерные центры; проведены реставрационные работы музейных экспозиций.

    Проводились реставрационные работы ряда объектов культуры (музей быта, Нижегородский Кремль, Казанская церковь, Соборная мечеть в г.Н.Новгороде и др.).

    Объем финансирования программы за счет средств областного бюджета за 6 лет составил 41 млн.рублей.



    • Начиная с 2011 года охрана объектов культурного наследия проводились в рамках одноименной ведомственной целевой программы. Всего за 2011 год проведены проектные и реставрационные работы 9 объектов культурного наследия на сумму 10,1 млн.рублей за счет средств областного бюджета.

    • На строительство и реконструкцию объектов культуры, проведение проектно-изыскательских работ в рамках реализации ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» за 2007-2011 годы было направлено за счет всех источников финансирования 1,6 млрд. рублей, в том числе около 1,5 млрд. рублей областного бюджета.

    Это позволило построить, реконструировать и отреставрировать 33 объекта культуры (9 домов и дворцов культуры, 3 клуба, 4 музея, Нижегородский цирк, планетарий и др.).


    Туризм

    Развитие культуры, сохранение и восстановление памятников истории, архитектуры способствовало привлечению туристов, в том числе иностранных, на территорию Нижегородской области.

    В 2011 году Нижегородскую область посетило 612 тыс. туристов, что на 85,75 тыс. человек больше, чем в 2005 году. Поток иностранных туристов увеличился с 43,7 тыс.человек в 2005 году до 62,2 тыс.человек в 2011 году. Данные показатели значительно превысили параметры, заданные Стратегией развития области.

    Реализация мероприятий по формированию в Нижегородской области конкурентоспособной туриндустрии осуществлялась в рамках ОЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма» (объем финансирования из областного бюджета за 2006-2011 годы составил 192 млн.рублей, в том числе за 2011 год – 35,1 млн.рублей). Основные мероприятия программы направлены на государственную поддержку субъектов туристской индустрии и освещение туристского потенциала Нижегородской области в целях увеличения потока туристов в область как российских, так и зарубежных.

    С целью развития туриндустрии в Нижегородской области в период с 2006 по 2011 годы региональным Правительством:


    • осуществлялась государственная поддержка предприятий туриндустрии в форме возмещения процентной ставки по кредитам, направленным на развитие материальной базы туриндустрии (например, за 2011 год поддержку получили 18 инвестиционных проектов в сфере туризма, на возмещение по кредитам предприятий туриндустрии направлены средства областного бюджета в объеме 17 млн.руб.);

    • организовано участие в различных международных и региональных выставках («Интурмаркет», «MITT», «MITF», «Отдых» (г.Москва); «Top Resa» (г.Париж); «WTM» (г.Лондон), «FITUR-2011» (г.Мадрид), «Индустрия туризма» (г.Казань), «Курорты. Туризм. Отдых» (г.Н.Новгород);

    • изданы рекламно-информационные материалы, размещена информация в сети Интернет и специализированных печатных изданиях;

    • сформированы экспозиции действующих музейно-туристских комплексов, природных парков;

    • велось строительство таких объектов, как:

    - музейно-туристский комплекс «Золотая Хохлома» в г.Семенове (введен в 2009 году);

    - музейно-туристский комплекс «Город мастеров» в г.Городце (введен в 2009 году);

    -музейно-туристский комплекс «Град-Китеж» в селе Владимирское Воскресенского района (ввод запланирован на 2013 год);

    • в 2009 году была пущена в эксплуатацию первая зеленая стоянка для круизных судов «Лукоморье» в Балахнинском районе.

    На строительство и реконструкцию объектов туризма, проведение проектно-изыскательских работ в рамках реализации ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» за 2007-2011 годы было направлено за счет всех источников финансирования 205 млн. рублей, в том числе 182,7 млн. рублей из областного бюджета.
    На территории Нижегородской области создается туристский кластер. Поддержка проекта создания данного кластера включена в ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы" с запланированным объемом финансирования из федерального бюджета 80 млн. рублей, в том числе на создание:

    - комплекса обеспечивающей инфраструктуры (системы водоснабжения, связи, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, транспортная инфраструктура)

    - туристской инфраструктуры (коллективные средства размещения, объекты торговли, досуга, развлечения и питания).
    Софинансирование объектов инфраструктуры для туристского кластера из областного бюджета предусмотрено в рамках ОЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма Нижегородской области" в объеме 15 млн. рублей на 2012-2016 годы.

    2.2.6. Физическая и экологическая безопасность
    Физическая безопасность

    Одним из важнейших направлений, характеризующих качество жизни населения, является обеспечение физической безопасности жителей области.

    На обеспечение безопасности населения были направлены следующие мероприятия, проводимые Правительством области в 2006-2011 годах:


    • В 2009-2011 годах в рамках ОЦП «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Нижегородской области» перечислена материальная помощь освободившимся из воспитательных колоний сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей; оказывалась помощь при трудоустройстве граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; созданы автоматизированные рабочие места, приобретен автотранспорт и современные средства связи для участковых уполномоченных милиции. Общий объем финансирования за три года по программе составил 14,2 млн.рублей.

    • Реализация ОЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» позволила мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия Правительства области, правоохранительных органов на формирование и закрепление в общественном сознании системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни. Кроме того, в рамках реализации программы приобретался автотранспорт, оргтехника, камеры видеонаблюдения, лабораторное оборудование и специальная техника, племенные собаки для ГУВД. Объем финансирования программы из областного бюджета за 2006-2011 годы составил 14,2 млн. рублей.

    • В рамках ОЦП «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» приобреталось реабилитационное оборудование для социально-реабилитационных центров, автотранспорт, организовано временное трудоустройство несовершеннолетних граждан. В 52 районах области закуплена и установлена автоматизированная система учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Объем финансирования программы из областного бюджета за период 2007-2011 годы составил 13,4 млн.рублей.

    • Проводилась работа по реконструкции существующей комплексной системы оповещения населения Нижегородской области в рамках одноименной программы путем закупки и монтажа аппаратуры оповещения нового поколения, способной оповестить до 90 % населения Нижегородской области за время, не превышающее 7-10 минут. Объем средств областного бюджета, направленный на эти цели составил в 2010-2011 годы 5,5 млн. руб.

    • С 2010 года по 2011 год на территории области действует ОЦП «Дома для участковых уполномоченных милиции», в рамках которой построено 110 индивидуальных жилых домов для участковых. Именно столько участковых уполномоченных милиции получат жилье на территории обслуживаемого ими участка, что позволит более оперативно реагировать на правонарушения, усилить контроль за обстановкой на своей территории и снизить уровень преступности.

    Результатом активной работы регионального Правительства по реализации мероприятий в 2006-2011 годах в рамках данного направления стала позитивная динамика основных показателей физической безопасности:

    • уровень преступности снизился: с 282,6 ед. в 2005 году до 197,4 ед. в 2011 году (число зарегистрированных преступлений на 10 тыс. человек);

    • снизилось количество преступлений против личности, в расчете на 100 тыс. человек: с 277,8 ед. в 2005 году до 270,6 ед. в 2011 году;

    • снизилась доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений: с 4,1% в 2005 году до 2,5% в 2011 году;

    • сократилось число дорожно-транспортных происшествий на 10 тыс. транспортных средств, с 62,8 в 2005 году до 53,4 в 2011 году (стоит отметить, что это самый низкий показатель за последние шесть лет);

    • снизился показатель смертности населения трудоспособного возраста в результате ДТП, на 100 тыс. населения: с 31,4 в 2005 году до 28,4 в 2011 году.
    Экологическая безопасность

    С целью обеспечения экологической безопасности нижегородцев региональным Правительством проводятся мероприятия по охране и мониторингу загрязнений окружающей среды.



    • С целью создания и развития современной инфраструктуры для сбора, вывоза и утилизации отходов региональным Правительством с 2009 года реализуется ОЦП «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области».

    На финансирование данной программы в 2009-2011 годах было направлено 42,62 млн.рублей средств из областного бюджета.

    По итогам трех лет реализации программы (с 2009-2011 годы) был разработан 41 проект рекультивации свалок, в том числе проект рекультивации самого крупного в области объекта размещения отходов «Игумново». В 2010-2011 годах проведена рекультивация Балахнинской свалки ТБО, выполнен первый этап рекультивации Чкаловской городской свалки, рекультивирован участок № 1 Варнавинской свалки.

    Крупнейшим инвестиционным проектом, который стартовал в 2011 году, является строительство полигона на площади 70 га для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района. Инвестором для реализации данного проекта является ООО «МАГ Групп». Общий объем инвестиций по проекту составляет более 2 млрд. руб. (средства инвестора).


    • В 2011 году в рамках реализации ОЦП «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области» проводились и были завершены берегоукрепление 1 очереди р.п.Сокольское на Горьковском водохранилище и участка № 2 на р. Волга в районе г. Балахна. В результате, общая площадь защищаемой территории г.Балахна и р.п. Сокольское от негативного воздействия вод составила 6030 тыс.кв. метров, а сумма предотвращаемого ущерба - 3506 млн.руб.

    • В рамках ОЦП «Эпизоотическое благополучие» проведены мероприятия по локализации и ликвидации очагов инфекционных заболеваний животных, по предупреждению заболеваний общих для человека и животных (диагностические исследования и профилактические прививки), на общую сумму 46,28 млн.рублей за 2007-2011 годы.

    • В рамках реализации ОЦП «Охрана, защита и воспроизводство лесов в Нижегородской области» была приобретена необходимая противопожарная техника и средства пожаротушения, большое внимание уделялось развитию системы авиапатрулирования, осуществлена посадка леса. Объем финансирования данной программы за счет средств областного бюджета с начала ее реализации (2009-2011 годы) составил 50,41 млн. рублей.

    В результате за 2006-2011 годы улучшились значения ряда стратегических показателей, характеризующих состояние окружающей среды:

    - доля уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ выросла: с 59,1% в 2005 году до 69% в 2011 году;

    - доля сточных вод без очистки в общем объеме водоотведения снизилась: с 40,8% в 2005 году до 32% в 2011 году.
    2.3.Цель «Эффективная исполнительная власть»

    Согласно Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, эффективность деятельности регионального Правительства – один из наиболее значимых факторов, определяющих конкурентоспособность области.

    Основными направлениями повышения эффективности исполнительной власти являются:


    • Управление по целям и результатам;

    • Эффективная организационная структура и деловые процессы;

    • Квалифицированный персонал.

    В 2006-2011 годах Правительством области была сформирована система управления по целям и результатам:

    • создана единая система стратегического планирования: проведены согласование и увязка с региональной Стратегией программ развития отраслей экономики и социальной сферы, программ развития территорий;

    • внедрена система контрольных показателей: за каждым органом исполнительной власти Нижегородской области закреплены индикаторы с целевыми значениями, что позволяет определить ответственность и оценить эффективность работы каждого органа исполнительной власти по решению поставленных стратегических задач;

    • проводится ежегодный анализ реализации Стратегии и выполнения индикаторов.

    Важным этапом формирования системы управления эффективностью органов власти стал переход к бюджетированию, ориентированному на результат, начавшийся в 2006 году в рамках реализации областной Программы реформирования региональных финансов. В итоге:

    • была внедрена система стандартизации предоставляемых бюджетных услуг, система контроля за результатами деятельности субъектов бюджетного планирования и бюджетных учреждений Нижегородской области;

    • повышена эффективность использования бюджетных ресурсов, благодаря увязке расходов с конкретными результатами.

    Проводимая Правительством области бюджетная политика в 2006-2011 годах привела к значительному улучшению стратегических показателей:

    • доходы консолидированного бюджета в ВРП увеличились с 13,6% в 2005 году до 17,4% в 2011 году;

    • доходы консолидированного бюджета на душу населения выросли в 3,2 раза (с 11,9 тыс. рублей в 2005 году до 37,9 тыс. рублей в 2011 году).

    В 2011 году объем доходов, поступивших в консолидированный бюджет области, составил 125 млрд. рублей, что в 3 раза выше, чем в 2005 году.
    Для решения стратегических задач в 2006-2011 годах Правительство области активно привлекало федеральные средства. За шесть лет в рамках федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы в область было привлечено 31,4  млрд. рублей из федерального бюджета.

    Эти средства направлялись преимущественно на:

    - строительство и реконструкцию дорожного хозяйства, воздушного и водного транспорта (10,9 млрд. рублей),

    - развитие промышленности (9,8 млрд. рублей),

    - поддержку региональной социальной сферы: образование, здравоохранение, спорт, культура, социальная защита (4 млрд. рублей),

    - жилищную политику, коммунальное хозяйство и имущественные отношения (3 млн. рублей),

    - правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, развитие информационных технологий и государственных органов (более 2,2 млрд. рублей),

    - сельское хозяйство (1,5 млрд. рублей).

    Основная часть (22,1 млрд. рублей или 70%) этих средств было направлено на строительство крупных, социально значимых для Нижегородской области объектов, в том числе на:

    - строительство 2-ой и 3-ей очереди Южного обхода г.Н.Новгорода – 3 млрд. рублей;

    - строительство метро и совмещенного моста с автодорожными подходами – 1,8 млрд. рублей;

    - строительство автомобильного обхода городов Балахны и Заволжья – 1,2 млрд. рублей;

    - строительство мостового перехода через р.Оку с обходом г.Мурома – 1,6 млрд. рублей;

    - реконструкция мостовых переходов через реки Алатырь, Эльтма, Водопрь и Сережа – 1,2 млрд. рублей;

    - реконструкция аэропорта – 451 млн. рублей;

    - реконструкция Городецкого гидроузла – 385 млн. рублей.

    Региональным Правительством в 2006-2011 годах была проведена работа по оптимизации состава и реформированию государственных предприятий (приватизации, реорганизации, финансовому оздоровлению). Кроме этого, усилен контроль за хозяйственной деятельностью государственных предприятий и использованием ими государственного имущества.

    Для повышения эффективности деятельности госструктур и для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов власти в 2006-2011 годах Правительством области активно внедрялись информационные технологии.

    В феврале 2007 года был создан Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг Нижегородской области (http://www.gu.nnov.ru/). На портале размещена информация о порядке предоставления более 300 госуслуг, представлены бланки заявлений на получение услуг и образцы их заполнения, внедрен on-line сервис, позволяющий узнать размер ежемесячной денежной компенсации и жилищной субсидии, размещена база федеральных и нижегородских нормативных правовых актов. Благодаря проведенной Правительством области работе:


    • доля государственных услуг, предоставляемых в электронном виде с использованием сети Интернет, выросла с 1,6% в 2009 году до 41% в 2011 году;

    • число пользователей единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг увеличилось с 130 тыс. человек в 2007 году до 1,3 миллиона человек в 2011 году.

    В 2010 году Правительство Нижегородской области получило награду и диплом Совета при Президенте России по развитию информационного общества в РФ в номинации «Управление развитием и использованием ИКТ» конкурса «Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий – 2010».
    Качество работы региональных органов исполнительной власти, во многом, зависит от формирования и развития кадрового потенциала.

    В 2006-2011 годах Правительством области была реализована ОЦП «Реформирование и развитие государственной гражданской службы Нижегородской области» (с объемом финансирования из средств областного бюджета 6,1 млн. рублей).

    Главная цель программы - повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации кадров государственной гражданской службы. В результате, увеличилась доля госслужащих, охваченных системой обучения и повышения квалификации, с 10% в 2005 году до 23% в 2011 году.

    2.4. Реализация фокусных направлений (направления главного удара Правительства Нижегородской области)
    2.4.1. Обеспечение лидерства в области автомобилестроения и производства автокомпонентов.

    В 2006-2011 гг. Правительство области проводило целенаправленную работу по развитию стратегического фокусного направления «Обеспечение лидерства в области автомобилестроения и производства автокомпонентов».



    • В 2006-2011 годах в Нижегородской области осуществлялась реализация крупных инвестиционных проектов:

    - модернизация и развитие текущего поколения Газели; организация производства Maxus (объем инвестиций – 130 млн. долл.); модернизация семейства ГАЗ-3307;

    - в 2008 г. началась реализация проекта «Освоение производства перспективных двигателей» на ОАО «Заволжский моторный завод» (объем инвестиций – 360 млн.рублей).



    • С 2009 года в условиях мирового финансового кризиса Правительством области обеспечивается поддержание платежеспособного спроса на продукцию, произведенную на территории области, и стабилизация финансового состояния отечественных автопроизводителей:

    - благодаря усилиям Правительства Нижегородской области автомобили, автобусы и спецтехника производства нижегородских автомобилестроительных предприятий вошли в перечень закупаемой продукции федеральными органами исполнительной власти; в рамках данного направления в Нижегородской области было закуплено автотранспортных средств на общую сумму 690 млн.рублей.

    - в рамках программы утилизации транспортных средств из областного бюджета за период март 2010 года–декабрь 2011 года реализовано 5111 автомобилей; дилерским центрам произведена компенсация в размере 417 млн. руб.

    Результатом реализации программы утилизации стало значительное увеличение производства всей основной продукции автопрома Нижегородской области.
    В 2010 году:

    - Группой ГАЗ подписаны соглашения об организации сборочного производства с иностранными партнерами выпуска новых автомобилей с компаниями Дженерал Моторс и Даймлер;



    - Горьковский автомобильный завод продолжил совершенствование семейства автомобилей «Газель». В феврале 2010 года был выпущен «ГАЗель-БИЗНЕС» – модернизированный автомобиль с улучшенными потребительскими характеристиками, принципиально новым уровнем качества, надежности, безопасности, комфорта и сниженной стоимостью.


    • 2011 год ознаменовался целым рядом событий, важнейших для развития стратегического фокуса.

    - В июне 2011 года в Дзержинске открылся первый в России завод корпорации «Либхерр» - предприятия по производству и сборке строительной техники, ключевых авиакомпонентов для систем управления полетом, а также производству металлоконструкций и комплектующих для различных видов техники. Объем инвестиций в реализацию проекта составит 11 млрд. рублей. Ежегодный размер налоговых отчислений составит 300 млн. рублей. Будет создано более шестисот новых рабочих мест.
    - В октябре 2011 года заключено Соглашение между Правительством Нижегородской области, Группой ГАЗ и ее основным акционером - «Русские машины» о комплексном развитии автомобильного кластера на территории Нижегородской области. С 2011 по 2015 годы «Русские машины» и «Группа ГАЗ» планируют направить на развитие проектов регионального автомобильного кластера более 7 млрд. рублей. В 2007 году была разработана Подпрограмма развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Нижегородской области на 2007-2010 годы. В рамках реализации Подрограммы велась работа по формированию кластера автокомпонентов. С этой целью: получено согласие представителей «Группы ГАЗ» о готовности возглавить работу по созданию автомобильного кластера; сформирован реестр предприятий-производителей автокомпонентов с указанием уровня конкурентоспособности и систем качества; создана Ассоциация автопроизводителей Нижегородской области, деятельность которой будет способствовать консолидации усилий ведущих автопроизводителей с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках; разработана Концепция создания автомобильного кластера на территории Нижегородской области.
    - В ноябре 2011 года в Кстовском районе в Волжском индустриальном парке состоялось открытие производства автокомпонентов компании «Валео». На предприятии будут выпускаться замки дверные, фары и задние фонари, стеклоочистители. Объем инвестиций составит в 2011-2012 гг. 8 млн. евро. Количество создаваемых рабочих мест до конца 2012 г. – 150.
    - Группа ГАЗ начала реализацию в Нижегородской области нескольких стратегических инвестиционных проектов в сотрудничестве с международными партнерами: VOLKSWAGEN Group Rus, General Motors и Daimler, «BOSAL» и «Bulten».
    - Правительство Нижегородской области, "Автокомпонент" и испанская компания Zanini подписали трехстороннее соглашение о создании совместного производства автокомпонентов в Нижнем Новгороде. Инвестиции в производство автокомпонентов на первом этапе составят 2 млн. евро. Объем производства составит 300 тыс. изделий в год.
    В результате, в 2011 году показатели, характеризующие развитие автомобилестроения и производства автокомпонентов, значительно превысили показатели, определенные в Стратегии развития Нижегородской области:

    - Значение показателя «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций в производстве автомобилей и автокомпонентов» в 2011 году составил 105 млрд.рублей, что в 1,4 раза выше, чем запланировано в региональной Стратегии.

    - Индекс производства по полному кругу организаций в производстве автомобилей и автокомпонентов составил в 2011 году 117,2% к 2010 году (предполагалось 108,5%).
    Стабилизация ситуации на предприятиях Группы ГАЗ повлияла на улучшение экономического положения предприятий-смежников, обеспечила загрузку их производств.
    2.4.2. Создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса (ТМС)

    Одним из стратегических направлений развития экономики Нижегородской области является производство и дистрибуция товаров массового спроса. Деятельность Правительства Нижегородской области в 2006-2011 годах по данному направлению включала в себя следующие меры:



    • поддержку отраслей, специализирующихся на производстве товаров массового спроса;

    • развитие сырьевой базы;

    • развитие инфраструктуры дистрибуции товаров массового спроса.

    В 2006-2011 годах среди региональных мер Правительства Нижегородской области, направленных на поддержку отраслей, специализирующихся на производстве товаров массового спроса, особое значение имели: стимулирование инвестиционной активности предприятий, повышение качества выпускаемой продукции, повышение доли продовольственных товаров местного производства.

    В рамках реализации «Программы развития промышленности Нижегородской области на 2009-2013 годы» оказывалась государственная поддержка предприятиям легкой промышленности, реализующим проекты, направленные на техническое перевооружение и пополнение оборотных средств, в виде возмещения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков. Из средств областного бюджета на эти цели за период реализации программы (с 2009 по 2011 год) направлено 58,6 млн. рублей. Всего поддержку за этот период получило 21 предприятие, в том числе в 2011 году - 13 предприятий на сумму 24,8 млн.рублей за счет средств областного бюджета. Среди них, ОАО «Богородская обувная фабрика», ОАО «Богородский завод хромовых кож», ЗАО-р «Русь», НШ ЗАО «Восход» и многие другие. В итоге, предприятия легкой промышленности получили возможность закупить новое оборудование, пополнить оборотные средства, увеличить ассортимент и объемы производства.

    Объем отгруженных товаров в производстве непродовольственных товаров массового спроса увеличился в 2,5 раза - с 7,4 млрд. рублей в 2005 году до 18,2 млрд. рублей в 2011 году.

    Инвестиции в развитие пищевой и перерабатывающей промышленности за 6 лет составили 15,3 млрд. рублей, в том числе за 2011 год – 1,8 млрд. рублей.

    Инвестиции за 2006-2011 годы были направлены на реализацию следующих проектов:


    • запуск новых заводов:

    - по производству пастеризованных яйцепродуктов ЗАО ПКФ «РусАгроГрупп» и по розливу питьевой воды и безалкогольных напитков в Кулебакском районе;

    • проведена реконструкция и модернизация:

    - ЗАО "Юроп Фудс "Галина Бланка" (г.Бор) пущен в эксплуатацию цех по производству макаронных изделий;

    - ОАО "Молоко" (г. Шахунья) пущены в эксплуатацию линии по производству ультрапастеризованного молока;

    - пивоваренного завода – филиал «Волга» ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен» (г.Н.Новгород);

    - Бутурлинского молочного завода (Бутурлинского района);

    - Павловского молочного завода (Павловский район);

    - ОАО "Княгининское сухое молоко" (Княгининский район) и др.

    Наращиванию объемов производства важнейших видов продовольственных товаров способствовали внедрение технологического оборудования современного уровня и меры по улучшению качества и расширению ассортимента продукции для всех категорий населения.

    В итоге, объем отгруженных товаров собственного производства в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табака, вырос практически втрое: с 25,8 млрд.рублей в 2005 году до 74,8 млрд.рублей в 2011 году.

    С целью создания благоприятных условий для эффективной деятельности местных производителей, стимулирования продвижения их продукции на региональном и российском рынках с 2009 года на территории Нижегородской области реализуется ОЦП «Покупай Нижегородское». Объем финансирования ОЦП из областного бюджета в 2009-2011 годах составил 5,54 млн. рублей. Основные направления реализации программы – развитие ярмарочной торговли на территории области, работа по улучшению взаимодействия местных производителей и торговых организаций.

    В результате реализации программных мероприятий продукция нижегородских производителей заняла достойное место на прилавках розничной торговой сети Нижегородской области.

    Сотрудничество с торговыми сетевыми компаниями позволило нижегородским предприятиям представить свою продукцию в республиках Чувашия, Мордовия и Марий-Эл, Кировской, Рязанской, Саратовской, Волгоградской и других областях. Продукция Нижегородского масложирового комбината и Сормовской кондитерской фабрики реализуется в магазинах «Лента» в 22 городах России.

    Благодаря мерам регионального Правительства, в 2006-2011 годах удалось увеличить не только объем производства товаров массового спроса, но и долю продовольственных товаров местного производства на рынке Нижегородской области: с 30-40% в 2005 году до 62% в 2011 году, как и было предусмотрено в Стратегии развития Нижегородской области.

    Производство товаров массового спроса непосредственно связано с уровнем развития сырьевой базы.

    В 2006-2011 годах Правительство Нижегородской области уделяло особое внимание поддержке сельскохозяйственных предприятий, в том числе в рамках ОЦП «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области». За период реализации программы с 2008 по 2011 год на поддержку сельхозпроизводителей было направлено порядка 6,1 млрд. руб. областных средств. Основной формой поддержки стало субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений, элитных сортов семян, содержание маточного поголовья скота, расширение и модернизацию производства.

    В 2010 году Нижегородская область оказалась в числе регионов, сильно пострадавших от засухи и пожаров. Правительством области были приняты оперативные меры поддержки сельхозпроизводителям: увеличены объёмы финансирования по действующим программам, выделены безвозмездные субсидии на покрытие прямого ущерба и закупку семенного материала (872 млн. рублей).
    Основными направлениями развития дистрибуции товаров массового спроса являются: расширение инфраструктуры розничной торговли, развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

    За последние шесть лет на территории Нижегородской области активно велось строительство крупных торговых центров и торговых комплексов. В Н.Новгороде в настоящее время работают порядка 90 крупных торговых центров и комплексов (например, «Фантастика», «Муравей», «Этажи», «Шоколад», «Республика», «Ганза», «Верхнее-Печерский», «Сормовский привоз» и пр.), ещё порядка 20 торговых центров расположены в крупных городах области ««МЕГА молл», «Зеркало», «Рояль» и пр.).

    В регион пришли и успешно развиваются магазины крупных торговых сетевых компаний, также в области появились собственные торговые сети, как продовольственные, так и непродовольственные. Это значительно изменило существующие форматы торговли, как для покупателей, так и для продавцов. Изменился и облик городов и районных центров, однозначно торговля стала более цивилизованной.

    В результате розничный товарооборот в Нижегородской области за 2006-2011 годы увеличился в 3 раза и составил в 2011 году 421,5 млрд. рублей.

    С 2006-2011 годы внимание регионального Правительства уделялось вопросам, связанным с созданием на территории области логистических комплексов:

    - компанией «Алиди» в июле 2010 года была введена в эксплуатацию 2-ая очередь логистического комплекса класса А в Кстовском районе.

    - в 2011 году создано 2 крупных логистических комплекса по хранению, фасовке и реализации овощной продукции (компания «Агротрейд» - «Нижегородская картофельная система» и ООО «Стэк» производительностью более 100 тыс. тонн).
    С 2010 года реализуется ОЦП «Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы». Мероприятия программы, реализуемые в 2011 году, были направлены на сокращение административных барьеров входа на товарные рынки области, упрощение входа на рынки новых участников, повышения информационной прозрачности деятельности органов власти, с целью формирования благоприятного климата для ведения предпринимательской деятельности и создания благоприятной конкурентной среды в регионе.

    2.4.3. Развитие научно-образовательного комплекса и инноваций

    Одним из приоритетных направлений экономической политики, реализуемой Правительством области, является развитие в регионе потенциала научно-образовательного комплекса и инноваций.

    Нижегородская область является одним из ведущих центров науки и высоких технологий Российской Федерации и обладает высоким уровнем развития научно-технического и инновационного потенциала.

    Об этом свидетельствует оценка независимых экспертов – Нижегородская область занимает 4 место в Российской Федерации по инновационному потенциалу после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области (данные независимого рейтингового агентства Эксперт РА).

    Стимулирование инноваций со стороны Правительства области является важным направлением модернизации и технологического обновления экономики.

    Среди региональных мер, направленных на инновационное развитие промышленности, наиболее эффективными являются меры финансовой поддержки субъектов инновационной деятельности, это:




    • налоговые льготы (по налогу на прибыль, по налогу на имущество).




    • субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на инновационное развитие предприятий (реализацию инновационных проектов).

    Господдержка за счет областного бюджета составила около 235 млн.рублей (в том числе компенсация - 84,2 млн.рублей, налоговые льготы – более 150 млн.рублей). В результате объем инвестиций, привлеченных для реализации приоритетных инновационных проектов Нижегородской области в 2006-2011 годах превысил 7 млрд.рублей.


    За шесть последних лет государственную поддержку из областного бюджета по инновационным проектам получили такие предприятия, как:


    • ОАО «Русполимет» - «Новые промышленные технологии точной штамповки и прокатки колец авиационного и наземного применения» (г.Кулебаки);

    • ЗАО «Хемкор» - «Организация производства труб из поливинилхлорида (ПВХ) мощностью 23,4 тыс.тонн в год» (г,Дзержинск);

    • ОАО «ЗМЗ» - освоение производства перспективных двигателей (г.Заволжье);

    • ООО «Производственное предприятие «Ока-медик» - «Освоение и производство новых видов изделий медицинского назначения» (г.Навашино);

    • ООО «Корунд» - «Организация производства эмалей и красок мощностью 25 тысяч тонн в год», «Организация нового производства сложных полиэфиров (корундинолов) – лаков мощностью 30 тысяч тонн в год» (г.Дзержинск);

    • ОАО АНПП «Темп-Авиа» - «Увеличение мощности производства акселерометров, датчиков линейных ускорений и угловых скоростей собственной разработки»; «Разработка и производство инновационной продукции: авиационных пилотажно-навигационных приборов» (г.Арзамас);

    • НОАО «Гидромаш», проект «Внедрение инновационной технологии механической обработки деталей звеньев подкосов для агрегатов авиационной техники» (г.Н.Новгород).

    • В 2011 году государственную поддержку получили 5 предприятий, реализующих приоритетные инновационные проекты, на сумму более 10 млн.рублей.

    Для стимулирования фундаментальных и прикладных разработок Правительство области широко использовало систему поощрения:




    • ежегодно присуждалось порядка 20 грантов Нижегородской области в сфере науки и техники, в 2011 году выдано 50 грантов;




    • в 2010 году Правительством области и Российским фондом фундаментальных исследований проведен конкурс проектов фундаментальных исследований по математике, физике и астрономии, химии, информационным технологиям и вычислительным системам. В 2011 году из 226 поданных заявок победителями стали 111 проектов. Объем финансирования конкурса за счет средств областного бюджетов составил 30 млн. рублей;




    • с 2010 года проводится конкурс инновационных проектов по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий. В 2011 году победителям конкурса стали: 20 малых инновационных организаций по программе «Старт» и 20 проектов молодых ученых по программе «У.М.Н.И.К.», (для выплаты грантов из областного бюджета выделено 12 млн. рублей).

    В 2010 году создан Совет по науке и инновационной политике при Губернаторе Нижегородской области, в который входит широкий круг представителей промышленных предприятий, научных организаций, органов исполнительной власти. Основная задача Совета – консолидация их интересов с целью проведения единой эффективной научно-технической, инновационной и промышленной политики на территории региона.

    Одним из основных направлений инновационного развития в области является создание инновационной инфраструктуры: технопарков и бизнес-инкубаторов в сфере высоких технологий, венчурных фондов и др.

    В 2006 году был создан Региональный венчурный фонд, осуществляющий инвестиции в малые предприятия в научно-технической сфере. В итоге фондом профинансированы две компании на общую сумму 80 млн.рублей.

    В 2007 году был создан Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор (ГУ НИБИ). Главной задачей ГУ НИБИ является «выращивание» новых компаний в научно-технической сфере. За весь период работы бизнес-инкубатора на стадию коммерциализации вышло 18 компаний.

    Нижегородская область принимает участие в федеральных программах по созданию на территории России сети технопарков: строительство Нижегородского технопарка информационных технологий в поселке Анкудиновка и технико-внедренческого Открытого парка в поселке Сатис Дивеевского района. Объем финансирования на их строительство за счет всех источников составил за период с 2007 по 2011 годы 2,2 млрд.рублей, в том числе за счет областного бюджета 1,14 млрд.рублей, из федерального бюджета более 1 млрд.рублей.

    В 2011 году принят региональный закон о государственной поддержке технопарков в Нижегородской области, направленный на создание благоприятных условий для развития НИОКР и их внедрения в производство, привлечение инвесторов в научно-технологическую сферу, развитие наукоемких производств.

    Благодаря комплексу мероприятий, проводимому региональным Правительством в 2006-2011 годах, в сфере науки и инноваций объем отгруженной инновационной продукции организациями области увеличился в 15 раз (с 6,1 млрд.рублей в 2005 году до 91,8 млрд.рублей в 2011 году).

    В настоящее время в Сарове при участии Правительства области идет формирование инновационного кластера. Администрацией г.Саров совместно с Росатомом разработана программа развития инновационного кластера до 2020 года. При Минэкономразвития России создана рабочая группа, в рамках которой проходят обсуждения программы. На реализацию проектов в рамках развития данного кластера по итогам конкурсного отбора будут привлечены средства федерального бюджета.

    Все эти элементы инновационной инфраструктуры предназначены для коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

    Инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных кадров. Для решения проблемы нехватки высококвалифицированных рабочих и специалистов, в области создается система многоуровневого непрерывного образования, которая включает в себя, в том числе, обучение в ресурсных центрах, развитие базовых кафедр и лабораторий в структуре ведущих образовательных учреждений высшего образования. В ресурсных центрах ежегодно выпускаются около 600 специалистов, востребованных промышленностью региона.

    Ресурсные центры созданы по отраслевому принципу:



    • На базе Выксунского политехнического колледжа создан мощный инновационный образовательный центр высокотехнологичных производств по подготовке рабочих и специалистов в металлургии и металлообработке;

    • На базе Нижегородского техникума электроники и связи создан полиструктурный комплекс подготовки кадров для радиоэлектронной| отрасли;

    • На базе Перевозского строительного колледжа - центр опережающей подготовки специалистов дорожной и строительной отраслей;

    • На базе Сормовского механического техникума создан ресурсный центр подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов машиностроительного профиля;

    • Создан современный инновационный Центр – инкубатор по подготовке и переподготовке кадров рабочих и специалистов для строительной отрасли, ЖКХ и сварочных производств на базе Нижегородского индустриального колледжа;

    • На базе Лукояновского сельскохозяйственного техникума и Шахунского агропромышленного техникума созданы два центра сельскохозяйственной направленности;

    • На базе ГБОУ СПО «Арзамасский индустриально-коммерческий техникум» создан ресурсный центр подготовки специалистов для промышленных предприятий;

    • В 2011 году на базе Саровского политехнического техникума создан ресурсный центр с программой «Модернизация системы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств ФГУП «РФ ЯЦ ВНИИЭФ»

    В этих образовательных учреждениях применяются coвременные тренажеры-имитаторы сложного технологического оборудования, позволяющие осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку рабочих и специалистов с использованием инновационных технологий и обеспечить выполнение обучающимися высокоточных работ при решении сложнейших производственных задач.

    III. Основные задачи на 2012 год


    • Реализация плана мероприятий по Стратегии развития Приволжского Федерального округа до 2020 года.

    • Реализация Плана по переходу к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности региональной экономики на период до 2012 года.

    • Реализация Среднесрочной программы экономического и социального развития Нижегородской области до 2015 года.

    • Реализация Комплексного инвестиционного плана на период до 2015 года.

    • Поддержка проектов, направленных на модернизацию и диверсификацию производства, в т.ч. в рамках планов модернизации моногородов, расположенных на территории Нижегородской области, а также программ развития производительных сил территорий региона.

    • Повышение инвестиционной привлекательности региона.

    • Работа с убыточными предприятиями и предприятиями, допускающими снижение финансовых показателей, имеющими задолженность по заработной плате и налоговым платежам.

    • Поддержка предприятий через формирование государственного спроса (государственный заказ, реализация государственных инфраструктурных проектов).

    • Повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества бюджетных услуг.

    • Реализация кластерной политики в Нижегородской области.



    ПРИЛОЖЕНИЯ


    1 Перечень ОЦП, финансируемых за счет средств областного бюджета в 2006-2011 годах в Нижегородской области, представлен в приложении 2.


  • << предыдущая страница  
    Смотрите также:
    Правительство Нижегородской области Министерство экономики информация о ходе реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года за 2006-2011 годы Апрель 2012
    929.53kb.
    5 стр.
    Правительство Нижегородской области Министерство экономики информация о ходе реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года за 2006-2010 годы Апрель 2011
    694.19kb.
    4 стр.
    Информация о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития
    196.57kb.
    1 стр.
    Мчс россии
    227.86kb.
    1 стр.
    Информация о ходе реализации Комплексного плана социально-экономического развития города Жанаозен Мангистауской области на 2012 2020 годы по итогам 1 полугодия 2012 года
    858.57kb.
    5 стр.
    Соглашение в сфере обязательного медицинского страхования
    82.43kb.
    1 стр.
    Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №12»
    1358.76kb.
    8 стр.
    Закон от 21 апреля 2003 г. N 28-з о наградах и премиях нижегородской области принят
    516.37kb.
    3 стр.
    Отчет о научно-исследовательской работе
    3648.52kb.
    28 стр.
    Отчет о научно-исследовательской работе
    2056.96kb.
    11 стр.
    Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных образовательных учреждений Нижегородской области
    24.33kb.
    1 стр.
    Информация о социально-экономическом развитии
    577.78kb.
    4 стр.