Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5

I. Особенности реализации Стратегии в 2006-2011 годах


Шесть лет реализации Стратегии Нижегородской области совпали с периодами экономического подъема, глобального мирового кризиса, восстановительного и компенсационного роста в РФ (график 1). В таких условиях от Правительства Нижегородской области требовалось оперативное реагирование на изменение внешних факторов, принятие своевременных управленческих решений при четком сохранении ориентиров, заданных Стратегией, что и было обеспечено в полном объеме.

График 1. Динамика основных показателей экономического развития

Нижегородской области в 2006-2011 годах


Экономический подъем (2006 год-первая половина 2008 года) сопровождался ускоренным ростом всех важнейших показателей развития области: ИФО ВРП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота. Положительная динамика экономического развития отразилась на увеличении налогооблагаемой базы региона и доходов бюджета.

В этих условиях, приоритетом деятельности Правительства области стало:



  • привлечение инвестиций (объем инвестиций в основной капитал в 2006-2008 годах увеличивался в среднем на 26% ежегодно (в сопоставимых ценах);

  • широкомасштабная модернизация социальной сферы, реализация социальных проектов, стимулирование жилищного строительства.

Объем финансирования областных целевых программ (далее – ОЦП), подавляющее большинство из которых - социальные, в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился в 2,1 раза, в 2007 году по сравнению с 2006 годом - ещё в пять раз. При этом темпы роста расходов на областные целевые программы значительно превышали темпы роста доходов бюджета (доходы консолидированного бюджета выросли в 2006 году на 43,7% по сравнению с предыдущим годом, в 2007 году – на 35,7%).
Мировой кризис внес серьезные коррективы в развитие региона. Начиная со второй половины 2008 года темпы роста экономики замедлились: ИФО ВРП по итогам 2008 года составил 102,2% к предыдущему году, а в 2009 году сократился до 88,2%. Как следствие, сократились и поступления в консолидированный бюджет области. Однако социальная направленность регионального бюджета сохранилась. В 2008 году на реализацию ОЦП было выделено практически в 2 раза больше средств по сравнению с 2007 годом.

В период мирового кризиса внимание Правительства Нижегородской области сосредоточилось на выполнении первоочередных социальных обязательств и поддержке основных секторов экономики с целью сохранения рабочих мест, роста доходов населения.

В декабре 2008 года был принят План Правительства Нижегородской области по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе, реализация которого позволила сохранить экономический потенциал области и достичь в 2009 году более низкого, чем в Российской Федерации уровня инфляции. В данный период был создан и начал реализацию антикризисных мероприятий Координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике, действовали рабочие группы: по взаимодействию с системообразующими предприятиями, по контролю за своевременной выплатой заработной платы. Несмотря на вызванные кризисом сложности с наполнением бюджета, осуществлялись бюджетные инвестиции в социальные проекты: продолжалось строительство объектов спорта (ФОКи), образования (школы и детсады), здравоохранения.

Важнейшим итогом деятельности Правительства в кризисный период стал сравнительно низкий уровень безработицы (в среднем по РФ в 2009 году – 2,8%, в Нижегородской области – 1,98%) и рост заработной платы.

Благодаря оперативно реализованным мерам регионального Правительства, удалось погасить негативные процессы, и уже к 2010 году экономика Нижегородской области вышла на вектор восстановительного роста.

ИФО ВРП в 2010 году к уровню 2009 года составил 105,3%, индекс промышленного производства - 117,6%. Улучшилось финансовое состояние предприятий: 74,5% крупных и средних предприятий закончили 2010 год с прибылью, причем сальдированный финансовый результат увеличился в 2 раза по сравнению с 2009 годом.

На фоне высоких темпов роста инвестиций в основной капитал в 2007-2009 годах, в 2010 году отмечалось некоторое снижение темпов роста. Но даже на этом фоне объем инвестиций был больше уровня 2005 года в 1,6 раза (в сопоставимых ценах). По объему инвестиций в основной капитал Нижегородская область в 2010 году заняла 2 место в ПФО и 13 место – в РФ, тогда как в 2005 году – 4 и 18 места, соответственно.

В 2010 году деятельность Правительства области сконцентрировалась на восстановлении экономики региона, привлечении дополнительных инвестиций, повышении доступности кредитных ресурсов, реализации социальных проектов, минимизации последствий для жителей области и агропромышленного комплекса летней засухи.



В 2011 году продолжился компенсационный рост: по многим показателям экономика области превысила в сопоставимых оценках докризисный уровень.

По оценке ИФО ВРП в 2011 году составил 107,5%, превысив уровень докризисного 2007 года на 2 %, ИФО инвестиций в основной капитал составил 107% с приростом к уровню 2007 года в сопоставимой оценке на 8,7%.

Благодаря росту доходов бюджета, общее финансирование областных целевых программ было увеличено на 26,8%. При этом, акцент сделан на финансировании программ, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.

Значительно усилены в 2011 году:



  • Жилищная политика, проводимая региональным Правительством. Объем финансирования за счет средств областного бюджета по ОЦП в сфере жилищной политики увеличился в 36,5 раза по сравнению с 2010 годом;

  • Развитие здравоохранения. Финансирование ОЦП по здравоохранению за счет областного бюджета выросло в 4,8 раза, при этом на каждый 1 вложенный рубль из областного бюджета было привлечено 4,6 рубля федеральных средств;

  • Развитие образования. В связи со стартом в 2011 году программ по снижению дефицита мест в детсадах расходы областного бюджета на финансирование ОЦП в сфере образования выросли в 3 раза.

За период с 2006 по 2011 годы из областного бюджета на реализацию областных целевых программ было направлено более 78,9 млрд. руб., из них свыше 70,3 млрд. руб. – на создание благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области, одной из основных стратегических целей.

В том числе 48,8 млрд. рублей (2006-2011 годы) составили расходы на развитие социальной и инженерной инфраструктуры – широкомасштабную программу обновления социальной сферы, развития газификации, модернизации коммунального хозяйства, создания инновационной инфраструктуры, обеспечения инженерными сетями площадок под жилищное строительство, повышения транспортной доступности региона.
Итоги социально-экономического развития Нижегородской области показывают, что Правительство Нижегородской области в 2006-2011 годах оперативно и эффективно реагировало на меняющиеся внешние факторы, сохраняя, при этом, общую направленность деятельности на главную цель региональной Стратегии «Достижение и обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни».


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Правительство Нижегородской области Министерство экономики информация о ходе реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года за 2006-2011 годы Апрель 2012
929.53kb.
5 стр.
Правительство Нижегородской области Министерство экономики информация о ходе реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года за 2006-2010 годы Апрель 2011
694.19kb.
4 стр.
Информация о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития
196.57kb.
1 стр.
Мчс россии
227.86kb.
1 стр.
Информация о ходе реализации Комплексного плана социально-экономического развития города Жанаозен Мангистауской области на 2012 2020 годы по итогам 1 полугодия 2012 года
858.57kb.
5 стр.
Соглашение в сфере обязательного медицинского страхования
82.43kb.
1 стр.
Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №12»
1358.76kb.
8 стр.
Закон от 21 апреля 2003 г. N 28-з о наградах и премиях нижегородской области принят
516.37kb.
3 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
3648.52kb.
28 стр.
Отчет о научно-исследовательской работе
2056.96kb.
11 стр.
Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области Руководителям государственных образовательных учреждений Нижегородской области
24.33kb.
1 стр.
Информация о социально-экономическом развитии
577.78kb.
4 стр.