Главная
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9


Обыск не должен ограничиваться только пределами комнаты, где живет подросток: орудия убийства, похищенное имущество, другие предметы, имеющие отношение к делу, могут быть им спрятаны среди вещей других членов семьи, в местах общего пользования и в подсобных помещениях. В связи с этим целесообразен и обыск рабочего места подростка, где, в частности, могут быть обнаружены заготовки самодельного оружия, других орудий преступления, орудий взлома.

В ходе обыска по месту жительства или работы подростка осуществляется и его личный обыск, в результате которого может быть обнаружено оружие, деньги, похищенные у потерпевшего предметы, особо заманчивые для подростка (часы, авторучка, брелок и т. п.), записная книжка с адресами и телефонами и т. д.

В ходе обыска одновременно решается задача сбора сведений о личности подростка, условиях его жизни и воспитания, круге интересов, о чем может быть получена достаточно полная информация из общей обстановки места обыска. Соответствующие данные в зависимости от их объема и характера фиксируются в протоколе обыска или осмотра помещения.

Одновременно с обыском может быть произведено освидетельствование подозреваемого (обвиняемого) для установления наличия и характера особых примет, сообщенных очевидцами или установленных по следам на месте происшествия (татуировок, травм, связанных с событием преступления, частиц веществ, однородных с имеющимися на месте происшествия). Освидетельствование производится по правилам ст. ст.181, 182 УПК РФ.

Допрос несовершеннолетнего.

Специфика допроса несовершеннолетнего свидетеля, обвиняемого или подозреваемого заключается в том, что несовершеннолетний является качественно иным субъектом допроса. Для несовершеннолетнего характерно внимание к отдельным деталям при затруднительности передачи общей картины, нежелание или неумение индивидуализировать роль каждого участника преступления, чувство стыда и стеснения при даче показаний об обстановке в семье, о моментах интимного характера и т. д., склонность к изображению собой «бывалого человека», и в то же время податливость к внушению со стороны следователя и других лиц, незнание смысла ряда юридических терминов и нежелание показать это. Подросток быстро утомляется при допросе, в изложении события имеют место скачки, его легко сбить вопросами и репликами. Его позиция при допросе обычно диктуется не анализом ситуации и доказательств, а эмоциональными моментами (реакция на поведение следователя, страх перед родителями или соучастниками, нежелание «выдать» товарища.

В силу этого организация и тактика допроса несовершеннолетнего имеет ряд существенных особенностей.

При явке или доставлении подростка на первый допрос необходимо убедиться в личности допрашиваемого (по документам или с помощью лиц, знающих несовершеннолетнего, вызванного на допрос). В противном случае возможно, что подросток, при котором в большинстве случаев не оказывается документов, сообщает данные не о себе, а о другом человеке.

При определении продолжительности допроса должна приниматься во внимание повышенная утомляемость подростка. Обнаружив ее признаки (рассеянное внимание, безучастность и т. д.), целесообразно сделать перерыв, отметив это в протоколе.

В ходе допроса следователь должен пресекать попытки развязного поведения подростка, употребления жаргона, нецензурных выражений. Тон и манера ведения допроса со стороны следователя должны избираться с учетом возраста и поведения допрашиваемого, но не переходить в подлаживание к нему. К подросткам в возрасте 14-15 лет тактически допустимо в некоторых случаях обращение на «ты», к подросткам более старшего возраста целесообразно обращаться на «вы». Недопустимо использовать приемы допроса, основанные на различных обещаниях или угрозах привлечь родителей к ответственности и т. п. Является обязательным и разъяснение подростку смысла юридических терминов, имеющихся в статье закона, по которой квалифицированы вменяемые ему в вину действия.

Вместе с тем при допросе подростка допустимы тактические приемы, основанные:

Ш на демонстрации допрашиваемому детального знания следователем условий его жизни и воспитания, связей, времяпрепровождения;

Ш на завязывании доверительной беседы по вопросам, относящимся к будущему подростка или входящим в круг его интересов (книги, кино, спорт, коллекционирование и т. д.);

Ш на последовательном уличении подростка во лжи постепенно предъявляемыми доказательствами;

Ш на разъяснении значения чистосердечного раскаяния и необходимости загладить причиненный вред.

Для уличения подростка во лжи – с учетом специфического для несовершеннолетних быстрого забывания выдуманных деталей – могут практиковаться повторные допросы по одному и тому же кругу вопросов, при этом внимание следователя сосредоточивается на существенных противоречиях между ранее данными показаниями и показаниями по тому же факту, полученными в ходе повторного допроса.

Высокой степенью эффективности обладает допрос на месте происшествия, т. к. подросток значительно легче узнает детали, нежели мысленно воспроизводит их.

С учетом того, что подросток стремиться в ходе свободного рассказа уйти или исказить вопрос об индивидуальной роли своей и соучастников в преступлении, со стороны следователя целесообразно предусмотреть специальные вопросы для выяснения соответствующих обстоятельств. В частности должна учитываться возможность того, что подросток берет на себя чужую вину. В это связи при заявлении, что он являлся основным исполнителем преступления, ставятся детализирующие вопросы о характере и последовательности его действий, признаках и источниках получения орудия преступления, и полученные ответы сравниваются с действительной картиной преступления.

Следует иметь в виду, что свободный рассказ подростка дает обычно лишь отрывочную картину события, поэтому важное значение имеет вторая часть допроса, но в то же время с учетом ассоциативного характера мышления подростка нецелесообразно перебивать свободный рассказ вопросами.

Существенной особенностью допроса обвиняемого (подозреваемого) подростка являются широкие пределы его в части выяснения данных об условиях жизни и воспитания, а также о личности допрашиваемого. Выяснение этих вопросов обычно составляет вступительную часть допроса, «привязывается» к выяснению анкетных данных и служит одновременно средством установления контакта с допрашиваемым.

Сведения, сообщенные подростком, подлежат тщательной проверке. При этом нецелесообразно выяснять с его слов обстоятельства, порочащие родителей, педагогов и т. п., если они могут выяснены другим путем.

Одна из предпосылок результативности допроса несовершеннолетнего – правильное решение вопросов о круге участников допроса. В соответствии со ст. ст.51, 159 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего обвиняемого участвует защитник, а при допросе свидетеля в возрасте до 14 лет вызывается педагог. Участие педагога в допросе обвиняемого, подозреваемого или свидетеля, достигшего 14 лет, зависит от усмотрения следователя, как и участие законных представителей. При этом следует учитывать симпатии и антипатии подростка к конкретным педагогам, чувства, испытываемые к родителям, и возможное поведение последних на допросе.

При участии в допросе третьих лиц он ведется следователем, а все вопросы задаются с его согласия. Вопросы, отведенные следователем, фиксируются в протоколе; если у участников допроса имеются замечания по порядку его ведения, они сообщают об этом после того, как подросток подпишет протокол, и в его отсутствие.

Помимо своего значения как способа получения доказательств допрос несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых), а нередко и свидетелей является важным звеном предупредительно-воспитательной работы и при его правильном проведении нередко становится началом нравственного перелома в сознании и поведении подростка.

Применительно к протоколированию показаний несовершеннолетнего необходимо в максимальной степени сохранять особенности речи допрашиваемого несовершеннолетнего. Замена их стандартно-канцелярскими оборотами, выражениями, несвойственными подростку, существенно затрудняет в последствие оценку показаний несовершеннолетнего. Целесообразно применение для фиксации показаний несовершеннолетнего звукозаписи в качестве вспомогательного средства протоколирования.

Назначение и проведение экспертизы.

Специфическим видом экспертизы для дел с участием несовершеннолетних является судебно-медицинская экспертиза установления возраста. Она обязательна при отсутствии документов, подтверждающих возраст, и невозможности их получить. Если же документы отсутствуют у несовершеннолетнего и его семьи, но в принципе могут быть восстановлены, планируется производство соответствующих следственных действий, а не экспертиза. Документы о возрасте при их расхождении с другими материалами дела, так же как и любое другое доказательство, подвергаются проверке.

Экспертиза по установлению возраста способна установить год рождения (в этом случае за месяц и число рождения принимается 31 декабря) или указать возраст в пределах «от - до» (в этом случае за установленный принимается минимальный возраст).

Другой специфический вид экспертизы по делам, связанным с участием несовершеннолетних, - судебно-психологическая, цель которой – исследование степени развития подростка. Необходимость назначения такой экспертизы возникает в случаях, когда имеются данные о том, что подросток развит слабее, чем это присуще данному возрасту в норме, и поэтому, возможно, не осознавал в полной мере значения своих действий (ст.392 УПК РФ).

В этих случаях экспертное исследование включает в себя изучение документальных материалов о развитии и поведении подростка, а равно обследование его личности. Такое исследование может быть совмещено с психиатрической экспертизой, если эксперты обладают специальными познаниями в области возрастных характеристик развития личности, или может быть назначена самостоятельная экспертиза, поручаемая специалистам в области педагогики или психологии.

Перед экспертами ставятся вопросы:

Ш имеется ли отклонение в интеллектуальном развитии подростка по сравнению с нормальным для данного возраста, и если да, то с чем оно связано и не вызвано ли психическим заболеванием;

Ш норме какого возраста соответствует фактическое развитие подростка и можно ли, исходя из данных психологии, сделать вывод, что подросток не полностью понимал значение своих действий.

Производство других видов экспертизы по делам несовершеннолетних не имеет существенных особенностей. Вместе с тем при осуществлении обвиняемым (подозреваемым) его прав, связанных с производством экспертиз, должно быть обеспечено присутствие защитника или законного представителя.

Изучение личности несовершеннолетнего и условий его жизни.

Характерным для дел несовершеннолетних является широкий объем следственных действий, связанных с изучением личности, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. С этой целью производятся допросы лиц, участвовавших в воспитании подростка или лично осведомленных об обстановке, в которой он находился, и его поведении. С учетом того, что многие из них заинтересованы в определенном освещении причин случившегося, их допрос должен строиться на выяснении фактической основы оценочных суждений, и должен быть достаточно широк сам круг допрашиваемых. Обязательно запрашиваются инспекции по делам несовершеннолетних, административные органы, народный суд об имеющихся материалах в отношении подростка и его родителей. Запрашиваются характеристики на подростка с места жительства, учебы, работы, а в случае необходимости запрашиваются характеристики на потерпевшего и родителей обвиняемого. В совокупности все это позволяет получить достаточно полную информацию о личности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого).

Особенности предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними (в том числе умышленных убийств)

Осуществление следователем профилактической работы по делам несовершеннолетних имеет свои специфические особенности с учетом того, что к виновным могут быть применены меры воспитательного характера. В этих случаях предупредительная работа осуществляется в полном объеме, вносятся представления о применении мер воздействия к лицам, ответственным за воспитание подростков, проводится беседа с самим несовершеннолетним с целью пресечения сформировавшегося у него мнения о своей безнаказанности, организуется наблюдение за его поведением.

Практически по любому делу, связанного с участием несовершеннолетнего, в поле зрения следствия, кроме обвиняемого, попадают другие подростки с девиантным поведением. В таких случаях о них обязательно доводится инспекции по делам несовершеннолетних, полученная информация передается также в органы милиции и в другие органы для проведения работы по предотвращению формированию преступных групп.

Представления, вносимые по делу несовершеннолетнего, должны охватывать весь комплекс конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления. При этом обязательно указываются лица, по вине которых эти обстоятельства возникли или не были своевременно устранены. В случае необходимости в отношении этих лиц ставится вопрос о привлечении их к установленной ответственности. При установлении фактов служебных упущений со стороны работников милиции, органов народного образования, в результате которых не были использованы имевшиеся возможности по пресечению перехода подростка на преступный путь, эти факты доводятся до сведения вышестоящих соответствующих органов, средств массовой информации и широкой общественности.

ГлаваVIII. Особенности методики расследования умышленных убийств, совершенных в состоянии аффекта (ст.107 УК РФ).

Преступления этого вида совершаются под влиянием внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного противоправным или аморальным поведением самого потерпевшего, которое может выражаться в насилии, издевательствах, тяжких оскорблениях или иных противоправных действиях (бездействии) со стороны потерпевшего, а равно обусловлено длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей по вине потерпевшего.

Данный вид умышленного убийства предусматривает решение вопроса о степени виновности лица, совершившего преступление, в зависимости от наличия смягчающих обстоятельств. Основанием смягчения ответственности в таких случаях является, в первую очередь, виктимное поведение самого потерпевшего и вызванное им состояние сильного душевного волнения у виновного - физиологический аффект, который характеризуется эмоциональной вспышкой высокой степени, что затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков лицом, совершившим убийство.

Учитывая, что противоправные действия виновного могут быть вызваны не только состоянием физиологического аффекта, но и состоянием патологического аффекта, который представляет собой временное расстройство психики с глубоким помрачением сознания и влечет признание лица, совершившего преступление, невменяемым, в ходе расследования в числе необходимых следственных действий обязательно назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы для решения вопросов о том, можно ли рассматривать состояние лица в момент совершения преступления как аффективное, и совершено ли деяние в состоянии физиологического или патологического аффекта.

Таким образом, при том, что данное преступление, будучи отнесено к общему для него роду умышленных убийств, имеет общий для них объект посягательства - человеческую жизнь, тем не менее по объективной и субъективной стороне оно отличается от других видов умышленных убийств.

Поэтому методика расследования преступлений данного вида предполагает осуществление следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление и объективной и субъективной стороны состава преступления и с этой позиции в ходе следствия должны быть получены ответы на вопросы, являлось ли противоправным или аморальным поведение самого потерпевшего, имела ли место провокация со стороны потерпевшего, вызвавшая состояние сильного душевного волнения у виновного: насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, иные противоправные действия, либо существовала длительная психотравмирующая ситуация, вызвавшая ответные действия со стороны виновного лица, и т. д.

Учитывая, что диспозиция статьи предусматривает внезапность наступления сильного душевного волнения, подлежат выяснению и такие обстоятельства объективной стороны как длительность времени, прошедшего с момента провокационного поведения потерпевшего до момента совершения убийства, носило ли противоправное поведение потерпевшего кратковременный характер, либо выражалось в систематическом, длительном, противоправном или аморальном поведении и др.

По этим и другим вопросам интересующая следователя информация может быть получена как в ходе проведения допросов свидетелей, очевидцев, подозреваемого и иных лиц, так и путем проведения оперативно-розыскных действий, осуществляемых силами работников милиции.

Поскольку субъективная сторона указанного преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла, при этом умысел всегда внезапно возникший, подлежа выяснению обстоятельства, указывающие на наличие неприязненных, враждебных отношений между потерпевшим, относящихся к более раннему времени.

Признав предварительное следствие законченным, а полученные фактические данные достаточными для привлечения к ответственности и передачи материалов в суд, следователь приступает к ознакомлению с материалами уголовного дела всех участников процесса, имеющих на это право, после чего составляется обвинительное заключение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная работа не может в полной мере осветить весь комплекс проблем и вопросов, стоящих перед следователем в процессе расследования преступления, в силу их объемности, многозначности, сложности и индивидуальности для каждого конкретного уголовного дела.

Методика расследования отдельных видов преступлений, в т. ч. и умышленных убийств, лишь схематично определяет круг сведений о фактических обстоятельствах дела и личности виновного, достаточных для того, чтобы обеспечить раскрытие преступления и решить вопрос о виновности лица, его совершившего. В остальном рамки следствия и пределы применения конкретных методических рекомендаций следователь определяет самостоятельно, опираясь на собственный опыт и исходя из интересов обеспечения полноты, объективности и всестороннего расследования уголовного дела, что требует от него высокого профессионализма, глубоких знаний и ответственности.

Преступление, оставшееся нераскрытым, может свидетельствовать как о некачественно проведенном, поверхностном расследовании, так и о низкой квалификации лица, осуществлявшего следствие. Причины, по которым преступление может остаться нераскрытым, а лицо, его совершившее, неустановленным, могут заключаться в том, что

- осмотр места происшествия произведен либо несвоевременно, с затягиванием времени на его проведение, либо поверхностно, без детального изучения обстановки места происшествия;

- дана неправильная оценка исходных данных при выдвижении версий, что могло способствовать уходу следствия в сторону от истины;

- по этой причине произошло выдвижение неправильной версии, уход в сторону от выдвижения наиболее вероятной версии происшедшего;

- игнорировались версии, выдвинутые другими участниками расследования,

- имело место некритическое отношение к ложной версии, выдвинутой подозреваемым, либо недоведение до конца отработки этой и других версий, в т. ч. о личности потерпевшего, обвиняемого или подозреваемого;

- осуществлялся поверхностный допрос свидетелей и иных лиц, причастных к расследуемому делу;

- имела место бездеятельность следователя и/или органов дознания, отсутствовала согласованная работа следователя и оперативно-розыскной службы.

На эти и другие недостатки в расследовании убийств не раз обращалось внимание со стороны Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, указывавших на необходимость улучшения качества следствия по делам этой категории. В частности, на места разослано совместное Письмо Генерального прокурора РФ и МВД РФ № 15-24-94, № 1/1026 от 09.03.1994г. «О серьезных недостатках в работе по установлению личности неопознанных и невостребованных трупов».

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 29.04.1996г. «О судебном приговоре» еще раз подчеркивалось, что исследование данных о личности обвиняемого входит в предмет доказывания по уголовному делу.

Устранение всех этих и других недостатков, допускаемых при расследовании уголовных дел, улучшение оснащенности следственного аппарата научно-техническими и коммуникативными средствами, повышение квалификационного уровня следователей могут способствовать коренному улучшению качества расследования и повышению раскрываемости не только умышленных убийств, но и в целом преступлений иных видов, что является одним из факторов, способствующих общему снижению уровня преступности в стране.

Список использованной литературы


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ. Коммент. изд. «Юр. литература»., М., 1994г.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Офиц. текст с текущими изм. и доп. Изд. «Инфра-М-Норма», 1999г.

3. Научо-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР /под общей ред. В. М. Лебедева/ - Изд. «СПАРК» М., 1995г.

4. Уголовный кодекс РФ. Коммент. с текущими изм. и доп. (под ред. Ген. прокурора РФ Скуратова Ю. И. и Председателя ВС РФ Лебедева В. М.) Изд. «Инфра-М-Норма», 1996г

5. Федеральный закон от 12.08.95г. № 144-ФЗ (в ред. 21.07.98г. с посл. изм. и доп.) «Об оперативно-розыскной деятельности»

6. Федеральный закон от 25.07.98г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.99г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст.105 УК РФ)»

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебном приговоре»

9. «Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие». Изд. «Спарк», М., 1997г.

10. «Руководство по расследованию преступлений». Изд. «Юр. литература», М., 1997г.

11. Сборник нормативных актов МВД РФ Изд. «Спарк», М., 1996г.

12. Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. Изд. «Спарк», М., 1996г.

13. «Назначение и производство криминалистических экспертиз. Пособие для следователя». Изд. «Юр. литература», М., 1976г.

14. Видонов Л. Г. «Криминалистические характеристики убийств и системы типовых версий о лицах, совершивших убийство без очевидцев» - Горький, 1978г.

15. Видонов Л. Г. «Предупреждение тяжких преступлений против личности» - Горький, 1983г.

16. Статистические данные ИЦ УВД Нижегородской области.

17. Соя-Серко Л. А. «Организация следственного действия» - М., 1974г.

18. Васильев А. Н. «Тактика отдельных следственных действий». Изд. «Юр. литература», М., 1981г.

19. «Взаимодействие следователей прокуратуры с работниками милиции при расследовании убийств и изнасилований» - М., 1971г.

20. Попов В. Н. «Осмотр места происшествия» - М., 1969г.

21. Селиванов Н. А., Теребилов В. Н. «Первоначальные следственные действия» - М., 1969г.

22. Иванов Г. И., Колпащиков Е. Г., Эделев Н. С. «Особенности расследования убийств при обнаружении трупов неопознанных лиц» - г. Н. Новгород, 1998г.

23. Орлов Ю. К. «Заключение эксперта и его оценка по уголовным делам» Изд. «Юрист» М., 1995г.

24. Звирбуль А. К. «Расследование убийств» - М.,1980г.

25. Муравьев В. М. «Правовые и организационно-тактические основы раскрытия умышленных убийств следственно-оперативными группами. Методическое пособие» - г. Н. Новгород, 1998г.

26. Образцов В. А. «К вопросу о методике расследования преступлений //Вопросы борьбы с преступностью. Вып.27 - М., 1977г.

27. Пантелеев И. Ф. «Методика расследования преступлений» - М., 1975г.

28. «Криминалистические экспертизы, выполняемые в органах внутренних дел. Справочное пособие» (под ред. Кожевникова И. Н., Статкуса В. Ф.). М., 1992г.

29. «Судебно-медицинская экспертиза объектов биологического происхождения на вещественных доказательствах» - г. Н. Новгород, 1996г.

30. «Экспертиза неопознанных трупов. Методическое пособие для работников правоохранительных органов и врачей» - г. Н. Новгород, 1998г.

31. Танасевич В. Г., Образцов В. А. «О криминалистической характеристике преступлений» //Вопросы борьбы с преступностью. Вып.25 - М., 1976

32. Танасевич В. Г. «Теоретические основы методики расследования преступления» //Советское государство и право, 1976г., № 6

33. Возгрин И. А. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений» - Л., 1976г.

34. «Криминалистика» (под ред. Пантелеева И. Ф., Селиванова Н. А.) Изд. «Юр. литература», М.,1988г.

35. «Криминалистика». Изд. «Юр. литература», М., 1986г.





1 Уголовный Кодекс Республики Казахстан А, 199?, стр. 38.

2 Уголовный Кодекс Республики Казахстан А, 199?, стр. 38.

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
I. Общее понятие, цели и задачи методики расследования преступлений
1607.62kb.
9 стр.
Шмонин А. В. Методика расследования преступлений
5890.01kb.
24 стр.
Приостановление предварительного расследования в уголовном процессе россии
284.26kb.
1 стр.
Понятие, предмет, метод, система, задачи и функции курса криминологии и профилактики преступлений
76.65kb.
1 стр.
Профессионально-психологические особенности профессии телохранителя
122.5kb.
1 стр.
Вопросы к зачету с/к «экологические преступления»
11.86kb.
1 стр.
Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых организованными преступными группами
213.78kb.
1 стр.
Семинара судей и инструкторов абфф г. Минск, 17-21. 07. 2010 г. I. Цели и задачи семинара
154.4kb.
1 стр.
Вопросы по истории математики
12.6kb.
1 стр.
Понятие убийства и анализ судебной практики по этой категории дел
75.83kb.
1 стр.
Пояснительная записка в курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводиться только общее понятие «цивилизация»
296.28kb.
1 стр.
Методика расследования преступлений против личности, совершаемых по мотиву национальной ненависти или вражды
437.44kb.
3 стр.