Главная
страница 1
Урок по истории Древнего мира (5класс) учителя истории И.Н. Колязиной.

Тема урока : Восстание рабов под предводительством Спартака.

74-71 год до н. э.
Цель урока : Знакомство учеников с одним из самых великих восстаний в истории Древнего Рима, формирование умений самостоятельно размышлять, работать с раздаточным материалом, свободно высказывать свое мнение, работать в группах.


Характер задания: Класс по добровольному согласию делится на три группы:

1-ая группа – Аналитическая служба (аналитики)

2-ая группа – Служба спасения (спасатели)

3-тья группа - Экспертная служба (эксперты)



Каждому ученику раздается папка, в которой находятся документы, необходимые для работы (раздаточный материал):

- «Личное дело Спартака» (раздается всем ученикам )

- вопросы специально для аналитиков

-………………………для спасателей

-………………………для экспертов

каждая группа должна ответить на 3 вопроса

- иллюстрации к теме.


Ход урока: 1 –ая часть - Повторение

Прежде чем приступить к работе, учитель предлагает ответить на вопросы по пройденному материалу, которые непосредственно касаются новой темы.

1) В результате каких событий в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов?

2) На какие группы мы можем разделить всех рабов Древнего Рима?

3) Рабам какой группы жилось тяжелее и почему? Постановка этого вопроса является отправной точкой для начала работы над новой темой.



Учитель объявляет тему и цели урока.
2-ая часть. Знакомство с личным делом Спартака.

Учитель сообщает тему урока, объясняет в какой форме будет проходить урок, знакомит с раздаточным материалом и ставит цель расследования.

На столах исследователей разложены карточки, для каждой группы свой цвет. Учитель объясняет, что эти карточки предназначены для активно работающих детей и правильно отвечающих на вопрос. От количества карточек зависит оценка ученика.

Цель: Провести расследование обстоятельств восстания рабов под предводительством Спартака и найти причины, по которым восстание было проиграно.

Учитель предлагает вскрыть документы, находящиеся в файле, зачитывает «личное дело раба Спартака».
Уроженец Фракии, в результате боевых действий был взят в плен римлянами, стал рабом. Поднял восстание в городе Капуя. Вместе с ним решились на побег и борьбу только 70 человек. Лагерь разбил на горе Везувий. Совершил дерзкий спуск, поставив римских легионеров в недоумение и ужас. Население разных слоев, разных национальностей, говоривших на разных языках, поддержало Спартака. Он сумел превратить отряд в хорошо выученную армию.

Неуверенный в своих силах, несмотря на первые победы, отправился на север к Альпам. Выиграл несколько битв. Спустя время изменил свой план продвижения и резко повернул на юг к острову Сицилия. Вступил в контакт с пиратами, был ими обманут. Пробивался с боями через заградительные легионы Помпея и Лукулла.

Был ранен, бился с остатками своей армии против римлян, пока не погиб. Треть рабов смогла освободиться. Еще 2 года остатки армии Спартак держали весь Рим в страхе

В ходе своего выступления допустил ряд ошибок, столкнулся с рядом проблем, которые решили исход восстания. Храбро боролся, погиб как герой.


3-тья часть. Расследование (задается первая группа вопросов всем службам).

Учитель задает вопрос аналитикам: - «Как вы думаете, рабы какой группы решились на побег и на восстание и почему именно они? (ответ- это гладиаторы)

Почему решились на побег только 70 человек?



Почему возглавил побег именно Спартак, какими качествами он должен отличаться от других?» (ответ)

Вопрос спасателям: - Как спастись отряду восставших, которые находились на вершине горы Везувий, если склон горы был окружен отрядами легионеров, а другая сторона горы представляла неприступную, поросшую диким виноградом, отвесную стену? (ответ)
Вопрос экспертам: - Почему отряд восставших превратился в многотысячную обученную армию, представляющую опасность для Рима. Как Спартак смог этого добиться? (ответ)
Расследование продолжается на основе «личного дела Спартака».
Вторая группа вопросов.
Аналитикам: - Не желая продолжать сражение с Римской армией, Спартак пошел на север Апеннинского полуострова к Альпам. На что он надеялся и чего хотел? (ответ)
Вопрос спасателям: - При продвижении к Альпам путь рабам преградила армия Рима, другой отряд легионеров догонял Спартака сзади. Какой тактический маневр можно предложить Спартаку, чтобы он смог не только спасти свою армию, но и выиграть сражение? (Сражение было выиграно.) (ответ)
Вопрос экспертам: - Прервав свой путь к Альпам, Спартак повернул на юг, к острову Сицилия. Как вы думаете, что повлияло на изменение его планов, зачем он пошел на Сицилию. Какие мысли не давали покоя Спартаку, какие цели он преследовал? (ответ)

Третья группа вопросов:
Еще раз просматриваем «Личное дело Спартака».
Вопрос аналитикам: - Какую ошибку допустил Спартак при сделке с пиратами, которые должны были за золото предоставить восставшим лодки для переправы на остров через пролив, в котором постоянно бурлили волны и дул шквальный ветер? (ответ)
Вопрос спасателям: - Что нужно было сделать Спартаку, чтобы в очередной раз спасти свою уже поредевшую армию? Будет ли удачной эта попытка? (ответ)
Вопрос экспертам : - В битве с римскими полководцами Крассом и Помпеем Спартак погиб вместе с большим числом своих соратников, только треть его армии смогла вырваться из ловушки. Почему в последнем своем сражении Спартак проиграл? (ответ)
В конце урока, когда на все вопросы даны ответы. Учитель предлагает подвести итог и ответить, достигнута ли цель урока.

Вывод: Восстание было жестоко подавлено из-за ряда причин , которые в ходе расследования выявили дети . Долгое время (более двух лет) беглые рабы угрожали самому существованию Римского государства.


Смотрите также:
Урок по истории Древнего мира (5класс) учителя истории И. Н. Колязиной. Тема урока : Восстание рабов под предводительством Спартака. 74-71 год до н э
39.02kb.
1 стр.
Восстание Спартака
70.71kb.
1 стр.
Урок 1 Введение. Средневековье как период Всемирной истории
738.84kb.
4 стр.
Урок по истории древнего мира в 5 классе. Тема урока: Первый властелин единого Китая. Слайды 1
53.78kb.
1 стр.
Разработка урока истории в 5 классе по теме: «Военные походы фараонов». (История Древнего мира, раздел Древний восток, общая тема Древний Египет). Ряписова Юлия Владимировна учитель истории Муниципальное учреждение
88.25kb.
1 стр.
Восстание Спартака
48.07kb.
1 стр.
Урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима»
125.9kb.
1 стр.
№ Урока Дата проведения Тема раздела, урока Тип обучения Педагогическая технология Тип урока Объект и форма контроля
205.42kb.
1 стр.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Повторительно-обобщающий урок. Форма урока : урок-соревнование
92.63kb.
1 стр.
Лист вопросов по Истории Древнего Мира для учеников 6-х классов § 24
10.37kb.
1 стр.
Урок по истории России 7 класс Тема урока: Провела учитель истории Семёновской основной школы Борисова Н. Я
200.84kb.
1 стр.
Урок истории в 11 классе. Тема урока- исследования «Судьба человека» (2 часа) Сценарий урока разработан учителем истории
129.48kb.
1 стр.