Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии Отделение востоковедения
Теория японского языка для направления/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра Автор программы: преподаватель М. М. Киреева e-mail: mkireeva@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Восточной филологии «___» _______ 2013 г. Зав. кафедрой Аникина В.В. _______________________________(подпись) Рекомендована секцией УМС «___»__________ 2013 г. Председатель Маслов А.А._______________________________ (подпись) Утверждена УС факультета ______________________ «___»_________2013 г. Ученый секретарь Макарова И.В.__________________________ (подпись) Москва, 2013
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Теория изучаемого восточного языка». Программа разработана в соответствии с:
Целями освоения дисциплины «Теория изучаемого восточного языка» являются: - формирование у студентов основных понятий о структуре японского языка, о его фонетике, лексике, морфологии и синтаксисе; - знакомство студентов с историей изучения японского языка и современным состоянием лингвистического знания о нем; - развитие у студентов навыков использования понятийного и методологического аппарата лингвистики при анализе японского языка.
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин «Основной восточный язык», обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Критериями оценивания освоения дисциплины являются: активность студентов на семинарских занятиях, качество выполнения аудиторных самостоятельных работ и выполнения домашнего задания. Оценка самостоятельной работы студентов формируется по результатам их участия в дискуссии на семинарах и на основе результатов тестов. Итоговый контроль по дисциплине представляет собой устный экзамен. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Тема 1. Происхождение, история развития японского языка Генеалогическая принадлежность японского языка. История развития японского языка. История письменности. Основные диалекты Японии. Основные функциональные стили. Японская лингвистическая традиция. Объем нагрузки: лекции – 4 часа, семинары – 4 часа. Тема 2. Фонология и морфонология японского языка. Система фонем японского языка. Структура слога и сочетаемость фонем. Чередование фонем. Основные сведения о просодии в японском языке: тоновые контуры и ударение. Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа. Тема 3. Основы морфологии японского языка. Виды морфем: корни и аффиксы. Классификация частей речи. Основные способы словообразования (словосложение, префиксация, аффиксация, сцепления). Именное словоизменение. Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа. Тема 4. Глагольное словоизменение. Семантические классы глаголов. Наклонения глаголов. Время в японском языке. Незаключительные суффиксы глаголов: залоги, адрессив, гоноратив и т.д. Объем нагрузки: лекции – 2 часов, семинары – 2 часов. Тема 5 Синтаксические служебные единицы. Вспомогательные глаголы. Вербализатор. Послелоги (эллипсис послелога). Показатели имен лиц. Показатели множественного числа. Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа. Тема 6 . Прочие части речи. Связки. Личные местоимения. Непредикативные прилагательные. Наречия. Идеофоны. Обособленные. Междометия, Аидзути. Классификация частиц. Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа. Тема 7. Типологическая характеристика синтаксиса японского языка. Японский язык как язык номинативно-аккузативного строя, как язык в зависимостным маркированием синтаксических связей, как язык с последовательным левым ветвлением. Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа. Тема 8. Особенности синтаксиса японского языка. Подлежащее. Прямое и непрямое дополнение. Топик. Конструкции с неканоническим оформлением членов предложения. Порядок слов и структура предложения. Японский язык как язык с развитым синтаксисом. Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа Тема 9. Полипредикативные конструкции. Основные классы полипредикативных конструкций. Сочинение предикатов. Конструкции с предикатными обстоятельствами (время, уступка, причина, условные конструкции). Относительные предложения. Конструкции с предикатными актантами. Объем нагрузки: лекции – 2 часа, семинары – 2 часа. Общий объем самостоятельной работы, включая подготовку домашнего задания – 28 часов.
9.1 Тематика заданий текущего контроляПримерные темы семинарских занятий: 1. Переходные и непереходные глаголы. 2. Особенности употребления условно-временных конструкций в японском языке. 3. Части речи: Идеофоны. Обособленные. Междометия, Аидзути. Классификация, особенности употребления. Примерные вопросы для подготовки домашнего задания
じどうしゃ(自動車)、こんやく(婚約)、しゅっぱつ(出発) При делении на фонемы использовать знаки международного фонетического алфавита (используются в лекции и учебнике). При делении на слоги использовать одну из систем транскрипции японского языка.При делении на моры использовать или знаки хираганы, или одну из систем транскрипции японского языка.
Использование терминологии, принятой в учебнике, обязательно! Например: 本を買います。→ 本(имя)を(послелог)買います(глагол)。 1)А: 林さんはそんな本を買わないでしょう。 В: いいえ、買いますよ。 2)したいことはたくさんある。しかし、人生は短い。 3)このケーキ、食べないなら、俺が食べちゃうぞ。
1. Японский язык - язык с последовательным левым ветвлением. Это означает, что… Например, … 2. В японском языке доминирующим является порядок слов SOV. Это означает, что… Например, … 9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к экзамену (итоговый контроль)
Результирующая оценка по дисциплине «Теория изучаемого восточного языка» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 24.06.2011 г. (протокол №26). Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий, активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оцениваются правильность выполнения самостоятельных работ, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Оценка за текущий контроль (домашняя работа) учитывает результаты выполнения студентом домашней работы - Отекущий. Результирующая оценка за итоговый контроль выставляется по следующей формуле:
При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом: k1 = 0,2 k2 = 0,2 k3 = 0,3 k4 =0,3 Способ округления накопленной оценки итогового контроля: в пользу студента.
11.1 Базовый учебникВ. М. Алпатов, П. М. Аркадьев, В. И. Подлесская. Теоретическая грамматика японского языка.[В 2-х книгах] М., 2008. 11.2 Дополнительная литератураВ.А. Плунгян. Общая морфология: Введение в проблематику. — М.2003. Я. Г. Тестелец. Введение в общий синтаксис. М., 2001. Makino S., Tsutsui M. (2009). A Dictionary of Basic Japanese Grammar. Tokyo. Makino S., Tsutsui M. (2009). A Dictionary of Intermediate Japanese Grammar. Tokyo. Makino S., Tsutsui M. (2009). A Dictionary of Advanced Japanese Grammar. Tokyo. Martin S. E. (1975). A Reference Grammar of Japanese. London.
Для проведения занятий по дисциплине используется ноутбук и проектор. Смотрите также: Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
156.26kb.
1 стр.
Программа дисциплины Теория японского языка для направления/ специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
153.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономический перевод для направления/специальности 032100. 62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра
200.78kb.
1 стр.
Программа дисциплины Продвинутый курс японского языка
229.82kb.
1 стр.
Программа дисциплины (факультатив) Стилистика и диалектология японского языка
162.57kb.
1 стр.
Программа дисциплины практикум чтения на классическом японском языке для направления 032100. 62 «Востоковедение и африканистика» подготовки бакалавра
121.46kb.
1 стр.
Программа дисциплины История западных цивилизаций для направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
520.3kb.
7 стр.
Программа дисциплины Классический китайский язык
242.93kb.
1 стр.
Программа дисциплины Методика написания курсовых работ для направления 032100. 62 «Востоковедение» подготовки бакалавра
769.83kb.
5 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100. 62 «Востоковедение, африканистика»
223.67kb.
1 стр.
-
1131.72kb.
9 стр.
- 1118.54kb.
7 стр.
|