Главная
страница 1

§ 57. От хоровода до царя.

В русском языке слова хоровод, корогод, карагод, харагод ещё не забыты, хотя хороводы сегодня уже нигде не водят, и значения этих слов чаще всего объясняют только со значением хор – пение и вод – водить. Все эти слова сложные, их составные восходят к глубокой древности. Хоровод – старинный народный танец с медленным движением участников танца по кругу, с особыми хороводными песнями и танцами. В словаре В.И. Даля даётся следующее определение:



Хоровод. м. или харагод и карагод, южн. круг, танок, улица, собрание сельских девок и молодёжи общего пола, на вольном воздухе, для пляски с песнями, хороводные песни, особые, протяжные, и хороводная пляска, медленная, более ходьба, нередко с подражанием в движеньях словам песни. ……. Хороводник, охотник ходить по хороводам; - ница, девка коновод в хороводах, которая заводит, начинает. II – ник, - ница, коновод, зачинщик, затейник; выдумщик. Обратим внимание на последнее значение слова хороводник.

У болгар хоро народный танец в круге с пением песен под народные музыкальные инструменты (волынка и др.). Название танца не включает второго слова, как в русском.

У древних греков первоначально танец, музыка и поэзия были не разными видами искусств, а единым целым, и это единое искусство называлось хорея (χορος-хор, χορεια-пляска, χορευω-пляшу в хороводе). Здесь танец так же назывался одним простым словом. Но это не значит, что в древности указанное второе слово было неизвестно, его употребляли в других областях деятельности. Вот яркий пример из глубокой древности, из вымершего ликийского языка Малой Азии: xūta-wata – предводитель. В литовском языке слово vādas означает вождь. В русском языке слова водить, предводитель, воевода и другие с корнем – вод - не нуждаются в комментариях. Слова воевода, коновод или кукловод имеют ту же структуру слова, что и хоровод, но это конкретные лица, а хоровод – сегодня обозначает действо. Примеры с болгарскими, сербскими и греческими танцами показывают, что для их обозначения и характеристики достаточно одного слова, добавление слова –вод, -водник уже обозначают конкретное лицо. Очевидно, что на ранней стадии существования хороводного действа, хоровод означало лицо, организующее танцы и песни. Вообще хоровод, хорея, хоро, коло – очень древние танцы, достаточно посмотреть, хотя бы по телевизору, танцы народов, сохранивших традиционный уклад жизни. В них видны первоначальные элементы поздних хороводов и наличие организаторов этих танцев. Такие танцы дошли до нас из первобытного общества, и суть этих танцев у разных народов более или менее едина. Они достаточно хорошо изучены этнографами.

В Этимологическом словаре М. Фасмера находим следующее:



Хоровод. Обычно связывают с хор и водить. В этом случае трудно объяснить диал. корогод. …. Существующие этимологии форм к- неудовлетворительны.

Корогод <хоровод>, диал.; ю.-в.-р., рязан. … коровод, олонецк. …; короюд, вятск. …; укр. коровод, блр. корогод … . Это слово представляется тождественным слову хоровод, которое, вероятно, происходит от греч. χορος (см. хор) и водить, но в таком случае остаются загадочными к и г. Поэтому некоторые учёные рассматривают форму корогод как более стар.(Булич,ИОРЯС 9, 3, 427; Брандт, РФВ 22, 126; Соболевский у Зеленина, ИОРЯС 10, 2, 454 и сл.) но убедительная этимология последней формы ещё не получена …..

Совершенно не понятно сомнение М. Фасмера относительно первой части слова карагод (кoрoгод), это всё то же общеславянское слово коло (круг). У южных славян хоровод с таким же исполнением и значением называется коло (круг). Здесь нужно только учесть известную редукцию р/л, а так же переход коро- в кара- в диалектной акающей языковой среде. Область распространения изменений он в этой статье и указал. Правы те учёные, которые рассматривали слово корогод как старинное. Относительно второй части слова можно произвести археологические словарные раскопки. Первое, в чём усомнимся – в происхождении слова - год от корня вод. Корогод в просторечии звучит корогот (карагот). Является ли оглушение конечного звонкого д результатом исторического развития языка или т является изначально глухим звуком? Диалектное ли это слово от слова хоровод или это самостоятельное слово? Предположим, что слово – год восходит к другому, может быть к такому же древнему корню. Нынешнее звучание, написание и понимание слово получило в ходе исторического развития русской речи. Один и тот же хоровод не было необходимости называть двумя разными словами. Одно из них должно было исчезнуть. Но оно не исчезло, оно изменило свою форму, превратилось в диалектную форму доминирующего слова, с сохранением в народном произношении характерной второй части слова карагот. С учётом выше и ниже изложенного следует обратить внимание на происхождение слов: гетман, hejtman (чеш.), hetman (польск.) – полководец.

Из греческой мифологии известно прозвище Аполлона – Мусагет, то есть предводитель муз. Одной из функций Мусагета была организация хоровода для муз. Встав в круг музы танцевали и пели под звуки золотой арфы, на которой играл Мусагет. Наши русские корни вод, гот и греческий гет означают одно и то же явление. У подножия Парнаса и далеко вдали от него жили многочисленные племенные предводители, которых называли αρχηγετης (архегет) – греч. предводитель, вождь племени. Есть позднее греческое слово лавагет – воевода, которое восходит к очень древнему слову rawaketa, то есть rawaketa = лаогет (λαογετης) = вождь людей, вождь народа. Это гомеровское выражение. Корень -ket- (-γετ-) неожиданно выводит нас на одну из научных публикаций. В этой публикации исследователи В.М. Сергеев и В.Л. Цимбурский считали, что встречающийся на древних критских печатях знак 74 = кошачья голова имеет прямое отношение к хаттскому слову katte, имеющему значение – царь. В греческом языке кот = γαττος. Не имеем ли мы здесь исторические и диалектные различия древних родственных языков ket - kat – γετ - γατ, не отсюда ли дошло до нас слово коро-гот, в значении предводитель круга? Нужно согласиться, что слово гот такое же древнее, как и слова вод, а карагод самостоятельное, не диалектное слово. Не отсюда ли пришло к нам слова гетман? Мы выводим это слово из немецкого Hauptmann. Но забываем при этом, что мар, ман, мен, мор, мин и др. корни слов индоевропейского языка, означающего люди (или мужчины). Пути сохранения древних слов в современных языках длинны и извилисты. Объяснения прямого заимствования из другого языка легки и просты, но слишком часто сомнительны. Пример тому этимология слова карагод. Посмотрим на древнюю критскую печать из Кносса. В центре печати изображена не кошачья голова, как на других печатях, а целиком фигура кота, вокруг фигуры симметрично расположены четыре иероглифических знака. Если лувийский katte – царь, греческий ket1вождь, то естественно предположить, что кот на критской печати γατ (γετ) – царь (вождь).

Вокруг фигурки кота, начиная с верхнего знака против часовой стрелки (на оттиске – по часовой стрелке), идёт иероглифическая надпись A – PO – KO – MA = α - πο(ι) - κο - μα. (Огласовка автора). Это слово не даёт удовлетворительного толкования без учёта словарного указания о том, что αποικος = πολις. Если выдерживается хотя бы формальное равенство значений πολισμα = αποικομα, то легенда печати должна звучать – ЦАРЬ (князь? вождь?) СТРАНЫ. Если мы правы, то это ещё один прорыв в тайну критского иероглифического письма. Знак 74 – кошачья голова встречается на печати CMS. Bd IV. №156. В нашем переводе легенда этой печати звучит: 18-13 + 05-13 + 74 = ЦАРЬ, ВЛАДЫКА СПРАВЕДЛИВЫЙ (ИСТИНЫЙ)2.

Легендарные цари Крита Минос и Радамант по мифам и сказаниям греков были справедливейшими из людей, за свою справедливость после смерти они стали судьями подземного царства Аида. Определение справедливый встречается и на других критских печатях. Возможно, что традиции мифов, были закреплены традиционной формулой печатей, и оставили в памяти потомков представление о справедливых царях Крита.

Правы те исследователи, которые указывали на древность слова корогод. Слово – год < - гот < гет = гат (кат) в значении близком к значению слов водить, предводить > предводитель, вождь, царь существовало в середине II т.л. до н. э. в индоевропейской языковой среде Эгейского бассейна и в Малой Азии.






1 Царь Ауфата, небольшого средневекового государства в Эфиопии, назывался kat.

2 Подробнее В.А. Лагутин. «Говорит Крит», Чебоксары. Изд. «Руссика». 2001г. Стр. 44.


Смотрите также:
§ 57. От хоровода до царя
57.07kb.
1 стр.
6 июня. Среда 15. 00-16. 30 «Судьба Царя – судьба России»
27.77kb.
1 стр.
Тема судебник царя хамураппи 4 часа
1052.62kb.
5 стр.
Законы пирамид; Законы Ману; Законы царя Хаммурапи; Законы царя Соломона
92.25kb.
1 стр.
Краткое содержание по поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
37.33kb.
1 стр.
Андрей белянин: отстрел невест тайный сыск царя гороха IV отстрел невест
2596.45kb.
16 стр.
«Значение хоровода в народном музыкальном творчестве»
55.32kb.
1 стр.
Персидская держава царя царей
31.5kb.
1 стр.
1. поучение гераклеопольского царя своему сыну мерикара
455.35kb.
3 стр.
День единства народов Казахстана Наш веселый хоровод Действующие лица
31.81kb.
1 стр.
1574 г мая 30 Жалованная грамота царя Ивана Васильевича Якову
47.41kb.
1 стр.
Сценарий новогоднего квна для 9-11 классов
186.42kb.
1 стр.