Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
Сценарий урока «Великая Отечественная война» (9 и11 классы) Материал также может быть использован для проведения внеклассного мероприятия ко дню Победы. «Человек должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом»
- раскрыть цели германского командования в войне против СССР; - указать на справедливый всенародный характер Великой Отечественной войны; - рассмотреть события на советско-германском фронте в контексте хода Второй мировой войны; - показать массовый героизм в годы Великой Отечественной войны. Содержание данного урока отобрано в соответствии с целями и задачами урока, позволяет изучить проблемы первого этапа войны, внимательно рассмотреть коренной перелом в ходе войны (причины и последствия), акцентировать внимание на участии земляков и их вкладе в Победу. Развивающие: продолжить формирование специальных умений и навыков: анализа первоисточников (исторического документа, исторической карты), осуществления учащимися самостоятельного целеполагания, способствовать активизации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся, формирование положительной мотивации к изучению предмета, развитие аналитического мышления, пространственного воображения, грамотной устной речи.
Формирование ключевых метапредметных компетенций: Учебных: анализа первоисточников, грамотной устной речи. Коммуникативных: уметь работать в группах, отстаивать собственную точку зрения, приобретать опыт межличностного общения, Толерантных: уметь разрешать проблемные ситуации неконфликтными способами. Социальных: развивать навыки социоконструкции и социализации учащихся. Тип урока: урок-конкурс Оборудование: презентация «Великая Отечественная война», карта «Великая Отечественная война», портреты героев- земляков, выставка книг про войну, карточки с заданиями для групп. План урока:
Подготовка к уроку. Урок проводится в форме конкурса по обобщению знаний по истории Великой Отечественной войны. Класс делится на 3 группы. Каждая команда получает задание прочитать рассказ С.П. Алексеева «Брестская крепость», подготовить сообщение о героях-земляках, вопрос-стих, а также придумать название команды и свое приветствие.
Ход урока: Учитель: О прошлом во имя будущего. Задумайтесь над этими словами. Сегодня на уроке мы будем обобщать и повторять знания по истории Великой Отечественной войны. В конце урока, подводя итоги, объясните, как же вы поняли смысл этого выражения: «О прошлом во имя будущего». Проводить урок помогут ученики 11 класса, которые будут членами жюри. Итак, представьте, пожалуйста, свою команду (название, девиз, эмблема).
Каждая команда подготовила по два вопроса для соперников, которые и задает по очереди (правильный ответ – 1 балл). Если команда не ответила, то право ответа переходит другой команде. (8,12 слайды)
В этом конкурсе участвуют капитаны. Им необходимо установить соответствие между событиями и датами, когда они произошли. (правильный ответ – 5 баллов, команда которая первой справится с заданием начисляется дополнительный 1 балл. (3-4 слайды) Сравнение Сталинградской и Курской битв (26 слайд) 3.Конкурс «Стихами о войне». Каждая команда задает соперникам вопрос в стихотворной форме. (правильный ответ – 1 балл). 4.Конкурс «Узнай событие». Ребятам предлагаются небольшие фрагменты, просмотрев, они должны определить событие времен Великой Отечественной войны, котором идет речь в данном слайде (правильный ответ – 1 балл). (Слайды 8,11,19,23,35,37) 5. Конкурс «Домашнее задание». (Мужество и стойкость советских людей) Ребятам предлагают вопросы по произведению С.П.Алексеева «Брестская крепость» 22 июня 1941 года — это один из самых трагических дней в истории России. 90 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке — от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге (работа по карте). Одними из первых приняли на себя удар защитники Брестской крепости. Учитель. Грохот предательского обстрела Бреста донёсся до каждого города и деревни нашей страны. Запричитала, застонала вся наша земля. Заголосила раненая Родина. И встали, поднялись на защиту её сыновья и дочери. Как вы думаете, в каком из прочитанных вами произведений наиболее точно отражены эти события? Ученик. Мне кажется, что это рассказ С.П.Алексеева "Брестская крепость". Учитель. Зачитайте отрывок, который доказывает вашу точку зрения. Учитель. Дома вы разбивали этот рассказ на три смысловые части. Прочитайте первую часть. Из этой части мы узнаём, где происходят события, какие трудности испытывают защитники Брестской крепости. Обратимся ко второй части. Учитель. Для чего пулемётчик достал воду? Ученик. Пулемётчик, рискуя жизнью, доставал эту воду, чтобы залить её в пулемёт. Учитель. Удалось ли ему сразу по назначению использовать эту воду? Ученик. Нет, т.к. он увидел ссохшиеся губы бойцов и предложил воду им. Учитель. Почему бойцы отказались? Ученик. Они вспомнили про раненых. Учитель. Досталась ли вода раненым? Ученик. Нет, т.к. раненые решили, что она нужна детям, но и те от неё отказались. Учитель. Почему же вода вновь оказалась у пулемётчика? Зачитайте этот отрывок. В чём же была сила защитников Брестской крепости? Ученик. Их сила была в сплочённости, т.к. все защищали свою Родину. Учитель. Этот рассказ о стойкости, мужестве советского народа. Все люди защищали свою Родину от мала до велика. Подтверждение этой мысли можно найти и в песне "Священная война", которая была создана в первые годы войны. Послушайте первый куплет этой песни стоя. Почему же эта война была названа народной? Ученик. Весь народ поднялся на защиту своей Родины. Учитель. А как вы понимаете "священная" война? Ученик. Это значит важная, святая. Учитель. Давайте посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова. Священный, -ая, -ое. 1. В религии: человек, обладающий святостью, божественный. 2. Чрезвычайно почётный и исключительный по важности, святой. Святой долг. Учитель. Какое же значение подходит больше? Да, действительно, эта война исключительна по важности, т.к. если бы наш народ не одержал победу, то оказался бы в рабстве у фашистских захватчиков. Вернёмся к тем суровым годам Великой Отечественной войны. Отражая вероломное и внезапное нападение гитлеровских захватчиков на Советский Союз, защитники Брестской крепости проявили выдающуюся воинскую доблесть, массовый героизм и мужество. Указом Президиума Верховного Совета Брестской крепости присвоено почётное звание "Крепость-герой".
Команды выбирают карточки, на которых написаны названия сражений. Необходимо ответить на вопросы, посвященные этим битвам. Московская битва. 1.Как назывался немецкий план захвата Москвы? ( «Тайфун») 2.Какое событие произошло в Москве 7ноября 1941г? ( На Красной площади состоялся военный парад). 3.В чем значение победы советских войск под Москвой? (Крах блиц-крига). 4.27 января в газете «Правда» был опубликован очерк Петра Лидова «Таня». Назовите подлинное имя героини этого очерка, героини партизанки. ( Зоя Космодемьянская).
Берлинская операция.
(правильный ответ – 4 балла). Учитель: Миллионы людей более чем ста национальностей защищали свою Родину – СССР. Победа в этой войне сложилась из личных подвигов и подвига всего народа. Самого высокого звания – Герой Советского Союза – были удостоены 11635 человек. Самый старший из них – простой крестьянин Матвей Кузьмин, который в 84 года повторил подвиг Ивана Сусанина. Среди Героев – 76 женщин и 4 подростка-пионера, которым было по 14 лет. Миллионы советских людей получили различные награды. Среди жителей нашей станицы были люди, которыми можно и нужно гордиться. Вашим домашним заданием было подготовить небольшое сообщение о героях-земляках. 7. Конкурс «Герои войны». Ответить на вопросы о героях войны ( слайды 24,28,30,32,34,36) Каждая команда подготовила сообщение о военных подвигах Магомедзагида Абдулманапова, Магомеда Гаджиева, Ахмет-хана Султана. (Критерий – 3 балла). Учитель: Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. 4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. 4 года напряженного труда в тылу. 4 года мужества и героизма на фронте. Труден был путь к Победе, Великой Победе. Итак, как вы понимаете слова «О прошлом во имя будущего»? (Каждая команда дает свой ответ).
Учитель: Прошли годы. Заживают раны, нанесенные войной. А человек живет памятью. Я уверена, что ваша подготовка к уроку, сам урок дали вам серьезную возможность прикоснуться к истории Великой Отечественной войны, о которой мы не имеем права забывать во имя нашего светлого будущего и будущего последующих поколений. Слава Вам, павшие! Слава, бессмертные! Вечную память поет Вам народ. Доблестно жившие и сокрушившие, Слава о Вас никогда не умрет. Учитель: Ребята, обратите внимание на слова из «Реквиема» Р.Рождественского: «Помните! Помните о тех, кто уже не придет никогда! Помните, пожалуйста, помните!». Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли» Подведение итогов конкурса. Подведение итогов урока. Сценарий внеклассного мероприятия,посвящённого 68 - летию Победы.Дед и внук листают старый альбом Внук: Я никогда не видывал войны, И ужаса её не представляю, Но деда своего спросить хочу О том, как воевали вы, солдаты. Дед: Да, дорогой, прошло много лет, как закончилась война, но эхо её до сих пор звучит в моей душе. Грозный сорок первый... Он изменил наши судьбы, он разрушил светлые мечты юности. Мы прямо с выпускного ушли из детства в эшелон войны (на фронт). Чтец: (за кулисами): Июнь. Клонился к вечеру закат, И тёплой ночи разливалось море . И раздавался звонкий смех ребят. Не знающих, не ведающих горя. Июнь. Тогда ещё не знали мы, Со школьных вечеров домой шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая? Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли, Повзрослели они до поры. За окошком чуть-чуть помаячили, И ушли за солдатом солдат. До свидания, мальчики! Мальчики! Постарайтесь вернуться назад. Кружатся в вальсе пары уже в военной форме (под музыку «Прощание славянки»). Две пары замирают в глубине сцены: Солдат: Ветер Девушка: Вьюга Солдат: Снега. Девушка: И метель. Солдат: Ночь морозная смотрит в окно. Девушка: Я б хотела к тебе прилететь, Не видала тебя уж давно... Не грусти, не печалься, родной, Пусть огонь не погаснет в груди - Я в холодной землянке с тобой, И победа нас ждёт впереди. Солдат Если я не вернусь, дорогая, Нежным письмам твоим не внемля, Не подумай, что это другая, Это значит... сырая земля... Вторая пара: Солдат: Ты рядом, и всё прекрасно: И дождь, и холодный ветер. Девушка: Спасибо тебе, мой ясный, За то, что ты есть на свете. Солдат: Спасибо за эти губы, Спасибо за эти руки, Девушка: Спасибо тебе, любимый, За то, что ты есть на свете. Солдат: Ты рядом, а ведь могли бы Друг друга совсем не встретить.... Девушка: Единственный мой, спасибо,
За то, что ты есть на свете. Солдат: Единственная моя, спасибо за то, что ты есть на свете! Дед: И шли солдаты, шли на запад. Мы шли и знали, что враг беспощаден и силён. Заняли мы позицию у Дубосеково. Вырыли окопы. Ощущение тревожное. Кругом гудит земля. Чуть свет появились самолёты немецкие. Выглянули мы из окопа - слева в полный рост идут немцы. И вот подошли они к нам близко. Вот тут-то мы по ним и врезали из всех стволов. И тогда справа заурчали моторы - танки. Вот они какие танки, огромные, страшные. Казалось, человек перед ними - муравей. Нет пушек, только винтовки. И так начался бой. Мы подпускали танки поближе и метали в них гранаты. Первую атаку отбили. Уже были убитые, раненые. (Слайды Курской битвой)
Дед: И тут новая волна танков пошла на нас. Где их столько набралось? Тут уж некогда было думать о жизни. Из окопа выскакиваешь, бежишь. Думаешь - помирать, так помирать, жить - так жить. Последнее, что я увидел - Гришка Конкин выскочил и бросил гранату. Тут меня ранило, и очнулся я уже в госпитале. Сценка: «Госпиталь» Лежат раненые, рядом медсестра перевязывает одного из солдат, а за кадром: Чтец: Привезли солдата в медсанбат Врач сказал: «Не доживёт в ночи» «Мне бы песню,- пршептал солдат, - Я до песен с давних пор охочий. Боль невыносима и остра, сто осколков раскрошили тело...» И сестра, усталая сестра до рассвета над солдатом пела. (Звучит песня) Дед: Война, мой дорогой, это не только кровь, страдания и смерть. На войне звучали и шутки, пелись весёлые песни. Они поднимали нам настроение. Чего только не происходило на войне с солдатом, а ж дух захватывало. И тогда песня приходила нам на помощь. (Сценка «Тишина после боя») Два бойца пишут письма (имитируют), а за кадром чтец читает письма в стихах, другой крутит самокрутку, третий играет на гармошке, двое разговаривают, один рассматривает фотографию, санитарка перевязывает раненого. Звучит песня «В землянке», на гармошке играет солдат,а один из солдат-кавказец просит исполнить «Лезгинку» и сам выходит в пляс. Девочки-радистки исполняют «Смуглянку» или «На солнечной поляночке». Чтец: Сколько горя принесла нам война, сколько похоронок получили наши мамы, поседели, постарели раньше времени. Выходит мама в чёрном: Мой сын погиб. Он был хорошим сыном, Красивым, добрым, умным, смельчаком. Сейчас метель гуляет по лощинам, Вдоль выбоин, где он упал ничком. Метель метёт и в рог охрипший дует. И в дымоходах воет, и вопит В развалинах. А мне она диктует Счета смертей, счета людских обид. Прощай, моё солнце. Прощай, моя совесть. Прощай, моя молодость, милый сыночек. Дед: А путь до победы был трудным и долгим. (голос из-за кулис)Два солнечных дивно скрещенных луча. Два счастья. Два светлых, два ярких букета, Завязанных крепкой тесьмой кумача. Чтец: В вечной памяти останутся: Великая Отечественная война. Афганская война. Чеченская Жертвы кровавого террора.
Чтец за кулисами: Весна и Победа. Дни песни и света. Вам всем, кто вынес ту войну В тылу и ль на полях сражений Принёс победную весну - Поклон и память поколений
Звучит «Дунайский вальс» Смотрите также: Методические рекомендации по проведению единых уроков, классных часов и внеклассных мероприятиях посвященных Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств
150.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации к проведению тематических уроков, посвящённых великой победе и содружеству независимых государств
312.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях Единого урока Памяти, посвященного Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!»
375.21kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях Единого урока Памяти, посвященного Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!»
382.27kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях Единого урока Памяти, посвященного Великой Победе 9 мая 1945 г и Содружеству Независимых Государств «Мы были вместе и победили!»
379.98kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвящённых празднованию
314.13kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги
1522.02kb.
7 стр.
Методические рекомендации по проведению в муниципальных и государственных образовательных учреждениях Единых уроков, посвященных 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
120.23kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению краевых уроков, посвященных 70-летию воздушной трассы «Аляска Сибирь»
329.19kb.
1 стр.
Отчет о проведенных мероприятиях, посвященных 67-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
110.49kb.
1 стр.
Рекомендации по проведению единого урока, посвященного Содружеству Независимых Государств в начальной школе (1 4 классы)
66.68kb.
1 стр.
Рекомендации по проведению «Урока Содружества Независимых Государств» или «Урока дружбы государств – участников Содружества Независимых Государств» 550.47kb.
3 стр.
|