Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Самарский государственный университет Утверждаю Ректор______________ И.А. Носков
Направление подготовки 011200.62 –Физика Профиль подготовки Физика конденсированного состояния Квалификация (степень) Бакалавр Самара 2011 г. Содержание 1. Общие положения 4 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 011200.62 –Физика, профиль «Физика конденсированного состояния» 7 2.1. Область профессиональной деятельности 7 2.2. Объекты профессиональной деятельности 7 2.3. Виды профессиональной деятельности 8 2.4. Задачи профессиональной деятельности 9
4.1. Учебный план подготовки бакалавра физики 13 4.2. Программы учебных дисциплин 14 4.3. Программы практик 14 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 011200.62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния» 15 5.1. Педагогические кадры 15 5.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса 15 5.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса 22 6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций выпускников 24 6.1.Профессионально-трудовая составляющая воспитательной среды 25 6.2. Гражданско-правовая составляющая воспитательной среды 26 6.3. Культурно-нравственная составляющая воспитательной среды 27 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 011200.62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния» 29 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 29 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата 30
1. Общие положения1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Самарским государственным университетом по направлению подготовки 011200.62 – Физика, профиль “Физика конденсированного состояния», представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы и других методических рекомендаций Учебно-методического объединения университетов РФ по образованию в области физики. ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. 1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 011200.62 – физика, профиль «Физика конденсированного состояния», реализуемой в Самарском государственном университете Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:
1.3. Общая характеристика ООП ВПО 1.3.1. Цель ООП ООП бакалавриата по направлению Физика, профиль «Физика конденсированного состояния» имеет своей целью развитие у студентов таких личностных качеств, как ответственность, толерантность, стремление к саморазвитию и раскрытию своего творческого потенциала, владение культурой мышления, стремление к воплощению в жизнь гуманистических идеалов, осознание социальной значимости профессии физика, способность принимать организационные решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних, формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) компетенций. Целью бакалавриата по направлению Физика, профиль «Физика конденсированного состояния» является также формирование профессиональных компетенций, таких как понимание сущности и социальной значимости профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности; владение основами теории фундаментальных разделов физики (прежде всего механики, молекулярной физики, электричества и магнетизма, оптики, атомной физики, физики атомного ядра и элементарных частиц, теоретической механики и механики сплошных сред, электродинамики и электродинамики сплошных сред, квантовой теории и физики конденсированного состояния, термодинамики, статистической физики, физической кинетики); владение методами математической физики, основными методами экспериментальных исследований. Бакалавр физики в условиях развития науки и техники должен быть готов к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей, способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; понимать основные возможности приобретения новых знаний с использованием современных научных методов и владение ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; 1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата Срок освоения программы бакалавриата составляет 4 (четыре) года при очной форме обучения. 1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата Общая трудоемкость программы бакалавриата, включая теоретическое обучение, сессии, практики, ИГА и каникулы, составляет 240 зачетных единиц (208 недель). 1.4 Требования к абитуриенту Абитуриент, поступающий на основную образовательную программу по направлению Физика, профиль «Физика конденсированного состояния», должен иметь документ государственного образца о полном среднем (общем или профессиональном) образовании и в соответствии с правилами приема в Самарский государственный университет представить сертификат о сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Правила приема ежегодно устанавливаются решением Ученого совета университета. Список вступительных испытаний и необходимых документов определяется Правилами приема в Самарский государственный университет. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 011200.62 –Физика, профиль «Физика конденсированного состояния»2.1. Область профессиональной деятельностиПрофессиональная деятельность бакалавров осуществляется в области физики и включает научно-исследовательскую, производственно-технологическую и педагогическую работу, связанную с использованием физики. 2.2. Объекты профессиональной деятельностиОбъектами профессиональной деятельности бакалавров являются: 1) объекты физики микро- и макромира: химические элементы, простые молекулы и сложные соединения, неорганические вещества, в том числе металлы и их сплавы, интерметаллиды, диэлектрики, как в твердом, так и в аморфном состоянии в зависимости от их химического, изотопного состава, температуры и давления. 2) вещества в различных агрегатных состояниях (неорганические и органические вещества и материалы на их основе). 3) физические процессы в физике микромира, в веществе конденсированного состояния, в технических устройствах (взаимодействие элементарных частиц с веществом, физико-механические свойства материалов в различных фазовых состояниях, электромагнитные поля и их взаимодействие с веществом). 2.3. Виды профессиональной деятельностиБакалавр по направлению подготовки 011200.62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния», готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность в научных, научно-педагогических и иных учреждениях; педагогическая деятельность в системе среднего общего и среднего специального образования; прикладная деятельность на производстве технических изделий, в учреждениях физического и экологического профилей; организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей. 2.4. Задачи профессиональной деятельностиБакалавр по направлению подготовки 011200.62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния», должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: выполнение вспомогательной профессиональной научной деятельности (теоретическое исследование и планирование экспериментов по исследованию материалов, процессов и устройств, объектов исследований, выбор технических средств и методов испытаний, проведение экспериментальных и теоретических исследований по заданной методике, теоретическая и математическая обработка результатов эксперимента, подготовка отчета о выполненной работе); педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях.
3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООПВыпускник физического факультета Самарского государственного университета по направлению подготовки Физика, профиль «Физика конденсированного состояния», с квалификацией «бакалавр» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (ОК-1); способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2); способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3); способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-4); способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-5); способностью добиваться намеченной цели (ОК-6); способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-7); способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации (ОК-8); способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-9); способностью критически переосмысливать свой социальный опыт (ОК-10); способностью следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни (ОК-11); способностью овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); способностью к письменной и устной коммуникации на родном языке (ОК-13); способностью получить и использовать в своей деятельности знание иностранного языка (ОК-14); способностью получить организационно-управленческие навыки (ОК-15); способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников (ОК-16); способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыков работы в компьютерных сетях; умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ОК-17); способностью применить основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-18); способностью применить средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-19); способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-20); способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-21). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональные: способностью использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач (ПК-1); способностью применять на практике базовые профессиональные навыки (ПК-2); научно-исследовательская деятельность: способностью эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование (ПК-3); способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-4); научно-инновационная деятельность: способностью применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов физических исследований (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-5); способностью пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки) (ПК-6); способностью формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, правовых, этических и природоохранных аспектов (ПК-7); организационно-управленческая деятельность: способностью понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований (ПК-8); способностью понимать и применять на практике методы управления в сфере природопользования (ПК-9); педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность: способностью понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований (ПК-10). Выпускник должен обладать следующими профессиональными профильными (профиль «Физика конденсированного состояния») компетенциями (ПРК): способностью учитывать тенденции развития современной физики конденсированного состояния, техники и технологии в своей профессиональной деятельности (ПРК 1); способностью использовать фундаментальные законы основных профессиональных дисциплин физики конденсированного состояния в профессиональной деятельности (ПРК 2); способностью к самостоятельной работе и обучению (ПРК 3); способностью к фиксированию и классификации данных, владеть навыками работы на современной учебно-научной и серийной аппаратуре при проведении физических экспериментов (ПРК 4); способностью владеть стратегией и тактикой современного использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности (ПРК 5); способностью применить знания, освоенные методы и методики экспериментальных исследований в практической работе (ПРК 6); способностью сформулировать задачи прикладных исследований в области физики конденсированного состояния (ПРК 7); способностью демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к области физики конденсированного состояния (ПРК 8). 4. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 011200.62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния»4.1. Учебный план подготовки бакалавра физикиУчебный план подготовки бакалавра физики, профиль «Физика конденсированного состояния», составлен по циклам учебных дисциплин и разделам, содержит базовую и вариативную части, включает перечень дисциплин, их трудоемкость и последовательность изучения. Базовая часть, представленная в учебных циклах Б.1-Б.3, и содержание раздела Б.4 ООП ФГОС подготовки бакалавров физики являются общими, независимо от избранного студентами профиля подготовки или желания выпускника начать трудовую деятельность после получения диплома бакалавра по избранному им разделу физики. Вариативная часть цикла Б.3 сформирована по профилю «Физика конденсированного состояния» в соответствии с реализуемыми на физическом факультете СамГУ профилями подготовки бакалавров, перечень которых для направления подготовки 011200 – физика утвержден Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию РФ и приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337: 1.Фундаментальная физика 2.Медицинская физика 3.Физика земли и планет 4.Физика конденсированного состояния вещества 5. Физика атомного ядра и частиц Учебный план с календарным графиком учебного процесса по направлению подготовки 011200 – физика с профилем «Физика конденсированного состояния» прилагаются (Приложение 1). 4.2. Программы учебных дисциплин– прилагаются (Приложение 2) 4.3. Программы практик- прилагаются (Приложение 3) 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 011200.62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния»5.1. Педагогические кадрыК реализации ООП привлечены преподаватели, квалификация которых полностью удовлетворяет требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Физика». По циклу гуманитарных, социальных и экономических дисциплин доктора и кандидаты наук составляют 67%, математического и естественнонаучного цикла 94%, профессионального цикла – 97%. Доля преподавателей со степенями и званиями от общего числа преподавателей, ведущих занятия по данной ООП составляет 85%, что соответствует лицензионным требованиям. К образовательному процессу привлекается 7 % преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений: Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (г. Самара), Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ – Прогресс» (г. Самара), ОАО Волгабурмаш (г. Самара), Института проблем химической физики РАН (г. Черноголовка), Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова РАН (г. Гатчина), Центрального института черной металлургии им. И.П. Бардина (г. Москва). 5.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процессаОсновная образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией и материалами (учебно-методическими комплексами) по всем учебным дисциплинам программы, содержание которых представлено в сети Интернет и локальной сети университета. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Во все учебно-методические комплексы включены специальные разделы, содержащие рекомендации для самостоятельной работы студентов. Реализация основной образовательной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, сформированным по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся по основной образовательной программе обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла, входящей в образовательную программу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет). Из имеющейся учебной литературы 60 % наименований имеют гриф Минобразования (Минобрнауки) России и других органов исполнительной власти, профильных УМО. Доля новых поступлений по циклу ОПД (учебная литература, изданная за последние 5 лет) составляет 65 % от общего книжного фонда по данному циклу дисциплин. Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Для обучающихся обеспечены возможности оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам: электронным каталогам и библиотекам, словарям, электронным версиям литературных и научных журналов Библиотечные фонды включают следующие ведущие отечественные и зарубежные журналы:
Студенты в процессе обучения могут воспользоваться профильными научными журналами как в традиционной форме на бумажном или электронном носителе, так и в виде полнотекстовых статей из баз данных научных журналов, к которым у СамГУ имеется доступ по сети Интернет:
Опубликованные в СамГУ учебные пособия, авторами и составителями которых являются штатные преподаватели кафедр физического, механико-математического и других факультетов, предназначены для обеспечения самостоятельной подготовки студентов по ряду сложных разделов курсов базовой и вариативной части учебного плана. Базовый блок дисциплин
Вариативный блок дисциплин
Электронные версии ряда учебных пособий размещены на сайте медиацентра СамГУ (http://media.ssu.samara.ru/lectures/fizika/). Электронные версии ряда учебных дисциплин базовой и вариативной части ООП (в т.ч. конспекты лекций, тренировочные и тестовые задания, задания для самостоятельной работы, УМК дисциплины) размещены на сайте Отдела дистанционных образовательных технологий СамГУ (http://dls.ssu.samara.ru/moodle/). 5.3. Материально-техническое обеспечение учебного процессаФизический факультет СамГУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Учебно-лабораторная база физического факультета включает лекционные (поточные и групповые) аудитории; лаборатории общих практикумов по механике, теплоте и молекулярной физике, электричеству и магнетизму, оптике, атомной физике, ядерной физике и физике элементарных частиц, астрономии, методике преподавания физики, демонстрационный кабинет; а также лаборатории практикумов по дисциплинам вариативной части учебного плана и дисциплинам соответствующих профилей, такие, например, как, лаборатория новых информационных и вычислительных технологий. Имеющаяся материальная база обеспечивает: проведение лекций – различной аппаратурой для демонстрации иллюстративного материала; проведение семинарских занятий – компьютерами для выполнения вычислений и использования информационных систем, занятия по иностранному языку – лингафонными кабинетами. При использовании электронных изданий каждый обучающийся во время самостоятельной подготовки обеспечен рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Для обработки результатов измерений и их графического представления, расширения коммуникационных возможностей обучающиеся имеют возможность работать в компьютерных классах с соответствующим программным обеспечением и выходом в Интернет. При изучении специальных дисциплин ООП бакалавриата и выполнении выпускной квалификационной работы обучающимся предоставляется возможность использования научного оборудования университета, а также возможность пользования электронными изданиями через сеть Интернет в компьютерных классах и через персональные компьютеры кафедр из расчета не менее шести часов в неделю на каждого обучающегося бакалавриата. ООП по направлению физика реализуется с широким привлечением современной вычислительной техники и средств телекоммуникации. Специальное программное обеспечение установлено в 5 компьютерных классах, оснащенных компьютерами класса Pentium, каждый из которых имеет выход в Интернет. По преподаваемым дисциплинам имеется программное обеспечение, включая
6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных компетенций выпускниковВоспитательная среда Самарского государственного университета в целом и физического факультета в частности складывается из мероприятий, которые ориентированы на: - формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности выпускника; - воспитание нравственных качеств, формирование ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры; - развитие умений и навыков управления коллективом и сотрудничества с коллективом и его членами в различных формах студенческого самоуправления; - сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета, формирование у студентов корпоративной культуры и патриотического сознания; - укрепление и совершенствование физического состояния, воспитание стремления к здоровому образу жизни, нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению. Воспитательная среда включает в себя три составляющие:
6.1.Профессионально-трудовая составляющая воспитательной среды- специально организованный и контролируемый процесс приобщения студентов к профессиональному труду в ходе становления их в качестве субъектов этой деятельности, увязанный с овладением квалификацией и воспитанием профессиональной этики. Задачи:
Основные формы реализации:
6.2. Гражданско-правовая составляющая воспитательной среды— интеграция гражданского, правового, патриотического, интернационального, политического, семейного воспитания. Задачи:
Основные формы реализации:
6.3. Культурно-нравственная составляющая воспитательной средывключает в себя духовное, нравственное, эстетическое, экологические и физическое воспитание. Задачи;
Основные формы реализации:
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 011200.62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния»В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 011200 Физика и Типовым положением о вузе оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положение о вузе. 7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестацииВ соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 011200.62 Физика, профиль «Фундаментальная физика» для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям ООП по направлению подготовки 011200.62 Физика, профиль «Фундаментальная физика» в вузе созданы следующие фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: 1. Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств (см. приложение). 2. Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости по дисплинам ООП (заданий для контрольных работ, вопросов для коллоквиумов, тематики докладов, рефератов и т.п.). 3. Методические рекомендации для преподавателей по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации по дисциплинам ООП (в форме зачетов, экзаменов, курсовых работ и т.п.) и практикам. 4. Программы проведения практических занятий по дисциплинам учебного плана. 5. Вопросы и задания для контрольных работ по дисциплинам учебного плана (см. приложение). 6. Вопросы для проведения коллоквиумов по дисциплинам учебного плана. 7. Темы рефератов по дисциплинам учебного плана. 8. Вопросы к экзаменам по дисциплинам учебного плана. 9. Контрольные тесты по дисциплинам учебного плана. 10. Примерная тематика выпускных квалификационных работ (по профилям).
7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриатаИтоговая государственная аттестация (ИГА) бакалавра физики включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы. ИГА проводится с целью определения общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра физики и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы и итоговый государственный экзамен. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения профессиональных компетенций бакалавра физики, определяющих его подготовленность к решению профессиональных задач, установленных ФГОС, способствующих его устойчивости на рынке труда и продолжению образования в магистратуре. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Итоговая государственная аттестация проводится Государственной аттестационной комиссией (ГАК) во главе с председателем, утверждаемым Министерством образования и науки РФ. Состав ГАК утверждается приказом ректора вуза. В состав ГАК, как правило, вводятся работодатели. В результате подготовки, защиты выпускной квалификационной работы и сдачи государственного экзамена студент должен: знать, понимать и решать профессиональные задачи в области научно-исследовательской и производственной деятельности в соответствии с профилем подготовки; уметь использовать современные методы исследований теоретической и математической физики для решения профессиональных задач; самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательской и производственной деятельности по установленным формам; владеть приемами осмысления базовой и факультативной физической информации для решения научно-исследовательских и производственных задач в сфере профессиональной деятельности. 7.2.1. Требования к выпускной квалификационной работе. Выпускная квалификационная работа бакалавра, представляемая в виде рукописи, является итоговой оценкой деятельности студента. Предназначена для получения выпускником опыта постановки и проведения научного исследования. По форме представляет собой углубленную курсовую исследовательскую работу (расчетную или теоретическую) и должна отражать умение выпускника в составе научного коллектива решать поставленную научную проблему. Объем рукописи выпускной квалификационной работы составляет от 20 до 50 страниц машинописного текста через два интервала, шрифтом №14 (без приложений). Тема выпускной работы определяется выпускающей кафедрой, реализующей соответствующий профиль подготовки, и утверждается заведующим кафедрой. Защита выпускной работы проводится на заседании ГАК. Руководитель и рецензент утверждаются кафедрой. Рецензенты назначаются из числа научно-педагогических сотрудников или высококвалифицированных специалистов образовательных, производственных и других учреждений и организаций. В качестве рецензента может выступать представитель работодателей из соответствующих профильных отраслей. Порядок защиты ВКР устанавливается ученым советом факультета. Рекомендуется следующая процедура:
В своем отзыве руководитель ВКР обязан:
Рецензент в отзыве о ВКР оценивает:
Отзыв завершает вывод о соответствии работы основным требованиям, предъявляемым к ВКР данного уровня. Оценка за ВКР выставляется ГАК с учетом предложений рецензента и мнения руководителя. При оценке ВКР учитываются:
7.2.2. Требования к государственному экзамену «Физика» бакалавра физики. Цель итогового государственного экзамена в бакалавриате - проверка теоретической и практической подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности и возможному продолжению обучения в магистратуре. Экзамен проводится Государственной аттестационной комиссией в сроки, предусмотренные рабочими учебными планами по направлению. Порядок проведения и программа государственного экзамена «Физика» определены с учетом требований ФГОС и методических рекомендаций УМО по классическому университетскому образованию. Государственный выпускной экзамен «Физика» призван дать возможность установить уровень образованности, полноту знаний и навыков, приобретенных выпускником в рамках образовательной программы направления; уровень интеллектуальных способностей бакалавра, его творческие возможности для дальнейшего продолжения образования в магистратуре или производственной деятельности. В материалах, выносимых на государственный экзамен, представляются основные разделы дисциплин базовой и вариативной части цикла Б.3, причем в них прежде всего находят отражение фундаментальные составляющие этих дисциплин. Программа государственного экзамена утверждается Ученым советом факультета, а его продолжительность устанавливается ГАК по согласованию с вузом. Содержание разработанных фондов оценочных средств, позволяющих определить уровень освоения выпускником общекультурных и профессиональных компетенций, приведено в приложении. Смотрите также: Учебный план подготовки бакалавра физики 13 Программы учебных дисциплин 14 Программы практик 14 Фактическое ресурсное обеспечение ооп бакалавриата по направлению подготовки 011200. 62 Физика, профиль «Физика конденсированного состояния»
360.58kb.
1 стр.
Учебный план подготовки бакалавра Рабочие программы учебных дисциплин (модулей). Программы учебной и производственной практик. 6 Фактическое ресурсное обеспечение ооп бакалавриата по направлению подготовки «Технология изделий легкой
1146.09kb.
4 стр.
Основная образовательная программа 011200. 62 «Физика», профили «Кристаллофизика», «Физика конденсированного состояния вещества»
1163.66kb.
13 стр.
Рабочая программа дисциплины Интроскопия в биологии и медицине Направление подготовки Физика живых систем Профиль подготовки
109.7kb.
1 стр.
Аннотации к программам дисциплин (модулей) по направлению подготовки Физика Аннотация к программе дисциплины «Избранные вопросы теории конденсированного состояния вещества»
206.42kb.
1 стр.
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной программы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (профиль "Государственно-правовой") Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть
1626.79kb.
11 стр.
Направление: 011200. 62 Физика. Профиль: 011200. 62. 07 Биохимическая физика. Квалификация
92.81kb.
1 стр.
1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 032700 Филология
7655.67kb.
33 стр.
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки юриспруденция и гражданско-правовому профилю подготовки
209.78kb.
1 стр.
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»
258.53kb.
1 стр.
1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 011800 Радиофизика
4765.56kb.
25 стр.
1 Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 035700 Лингвистика 1251.29kb.
7 стр.
|