Главная
страница 1
Подготовлено Павловой Галиной Васильевной, заместителем директора по УВР

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Череповец


Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе

(методические рекомендации).
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:



  1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  2. усиление мотивации учения;

  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  5. демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

          усвоить базовые знания по предмету;

          систематизировать усвоенные знания;

          сформировать навыки самоконтроля;

          сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

          оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока:

Этапы урока

Содержание

Цели

Условия достижения положительных результатов

Организационный

демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе

Проверка домашнего задания

демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения (могут быть подготовлены и учащимися), вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом заданию

выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;

устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися



Актуализация опорных знаний и способов действий

вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий

формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности учащихся по принятию цели

Формирование новых понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала

демонстрация нового учебного материала

применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения,

систематизация новых знаний



Применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

выполнение тренировочных заданий

использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями

Контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

организация контроля и самоконтроля

использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях


Мультимедийные технологии могут быть использованы:


  • Для анонсирования темы

(на слайдах представлена тема урока, кратко изложены его ключевые моменты (в виде плана, в виде вопросов, на которые необходимо ответить в ходе урока, в виде ключевых слов)

  • Как сопровождение объяснения учителя

специально для конкретных уроков создаются мультимедийные презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.
Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран) или путем синхронного вывода на экраны рабочих мест учеников одного и того же кадра. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

  • Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Кроме того такие пособия удобно использовать и в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал, либо взять его на дом. И, наоборот, учащиеся которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.
Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю "панели управления".
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.

  • Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора  или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. Кроме того вывод вопросов теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии" (и, разумеется, без необходимости вручную переписывать их с экрана монитора). При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Таким образом можно выделить следующие типы и виды учебных презентаций

  • Конспект урока. Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет, в данном случае, явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник.

  • Слайд-шоу. Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи (Может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя. Как правило, сопровождается музыкальными фрагментами). Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.

  • «Только текст». Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний.

  • Анимированные схемы. В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера.

  • «Опорные сигналы». Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова. Естественно, что в данном случае потребуется эффективное владение простейшими графическими редакторами (рисование).

  • «Заполняем таблицу». Вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, синхронистические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. Заполнение таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.

  • «Анализируем картины». Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение (или их малое число). В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения.

  • «Тестирование». Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.

  • «Рабочая тетрадь». «Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т.ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе.

  • «Своя игра». Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд при этом визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда, в зависимости от «стоимости» выбранного задания, происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Следующий элемент навигации – слайд с правильным ответом.


Преимущества использования мультимедийных презентаций:
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Можно выделить следующие особенности данной технологии

  1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;

  2. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты;

  3. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

  4. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

  5. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  6. Повышение производительности урока.

  7. Установление межпредметных связей с другими предметами.

  8. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

  9. Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.

  10. Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.


Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций
На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психологические особенности учащихся данного класса

  • Цели и результаты обучения

  • Структуру познавательного пространства

  • Местоположение учащихся

  • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока

  • Цветовую гамму оформления учебного материала

Очень важно при работе с мультимедийными презентациями на уроках учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.



При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • Информация на экране должна быть структурирована;




  • Компоновать объекты рекомендуется:

  • близко друг от друга, так как чем ближе в зрительном поле объекты друг к другу (при прочих равных условиях), тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы;

  • по сходству процессов, так как чем больше сходство и целостность образов, тем с большей вероятностью они организуются;

  • с учетом свойств продолжения, так как, чем больше элементы в зрительном поле оказываются в местах, соответствующих продолжению закономерной последовательности (функционируют как части знакомых контуров), тем с большей вероятностью они организуются в целостные единые образы;

  • таким образом, чтобы они образовывали замкнутые цепи, так как чем больше элементы зрительного поля образуют замкнутые цепи, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы;

  • не перегружая визуальную информацию деталями, яркими и контрастными цветами;

  • выделяя учебный материал, предназначенный для запоминания цветом, размером шрифта, местоположением и т .п .




  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов,




  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.




  • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.




  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.



  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.



  • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле.




  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.




  • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.




  • Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации. Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано. Такой прием используется в начальной школе, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия. Дублирование печатного текста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.




  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер, В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Наличие мультимедийной коллекции Microsoft Office звуковых эффектов отнюдь не означает обязательное их применение. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру, в случае проведения мультимедийной обучающей игры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.




  • Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколько будет рационально использовать на уроке звуковое сопровождение. Какова будет роль учителя в ходе звукового сопровождения? Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение до минимума.




  • Периодически должны варьироваться яркость цвета и /или громкость звука




  • Значительно усилить обучающий эффект может использование видеоинформации и анимации. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.




  • Важную роль в организации зрительной информации играет контраст предметов по отношению к фону. Существует две разновидности контраста: прямой и обратный. При прямом контрасте предметы и их изображения темнее, а при обратном - светлее фона. В презентациях целесообразно использовать оба вида, как порознь в разных кадрах, так и вместе в рамках одной картинки. Вместе с тем, в большинстве существующих электронных ресурсов, размещенных в глобальных телекоммуникационных средах, доминирует именно обратный контраст. Предпочтительной же является работа в прямом контрасте. В этих условиях увеличение яркости ведет к улучшению видимости, а при обратном – к ухудшению, но цифры, буквы и знаки, предъявляемые в обратном контрасте, опознаются точнее и быстрее, чем в прямом даже при меньших размерах. Чем больше относительные размеры частей изображения и выше его яркость, тем меньший должен быть контраст, тем лучше видимость. Всегда следует помнить, что комфортность восприятия информации с экрана достигается при равномерном распределении яркости в поле зрения.Соотношение цветов в цветовой палитре информационного ресурса может формировать и определенный психологический настрой. Преобладание темных цветов может привести к развитию угнетенного психологического состояния, пассивности. Преобладание ярких цветов, наоборот, – перевозбуждению, причем общее перевозбуждение организма часто граничит с быстрым развитием утомления зрительного анализатора, что, безусловно, следует учитывать при стремлении к соблюдению требований эргономики и здоровьесбережения.




  • Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам. Кроме того, значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека (например, красный цвет – прерывание, экстренная информация, опасность, желтый – внимание и слежение, зеленый – разрешающий и т .д.). Для смыслового противопоставления объектов (данных ) рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов (красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный ). Но очень важно не злоупотреблять контрастными цветами, поскольку это часто приводит к появлению психологических послеобразов и цветовых гомогенных полей. Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.




  • На эстетико-эргономические показатели презентации и комфортность восприятия зрительной информации существенное влияние оказывает степень засоренности поля главного объекта. Рекомендуется размещать в поле главного объекта не более трех объектов. Увеличение числа второстепенных объектов может привести к рассеиванию внимания и, как следствие, к выпадению главного объекта из области, к слиянию второстепенных объектов с фоном.




  • Для повышения наглядности учебного материала рекомендуется использование таблиц и схем. При создании презентации рекомендуется использование таблиц при необходимости:

  • повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;

  • осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.);

  • осуществить группировку множества объектов;

  • произвести систематизацию объектов;

  • классифицировать и связать компоненты в рамках изучаемой темы.

При разработке таблиц для презентаций рекомендуется соблюдать следующие основные правила:

• в таблице должно быть минимальное количество комментирующего материала;

• верхние, нижние и боковые поля таблицы должны иметь отступы;

• цветовая палитра таблицы не должна приводить к пестроте;

• количество выбранных ячеек таблицы должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста и т .п .


  • Презентации могут удовлетворить требованию наглядности не только на основе использования таблиц, но и за счет включения в них графиков, диаграмм, аппликаций, схематических рисунков. При разработке схем и блок-схем целесообразны к учету рекомендации, аналогичные табличным:

• в схеме или блок-схеме должно быть минимально количество комментирующего материала;

• верхние, нижние и боковые поля схемы или блок-схемы должны иметь отступы;

• цветовая палитра схемы или блок-схемы не должна приводить к пестроте;

• количество выбранных составных частей схемы или блок-схемы и их связей должно соответствовать содержанию и характеру выделенного фрагмента текста.

При создании презентаций рекомендуется схемы и блок-схемы дооформить с помощью:

• разнообразной палитры цветов;

• рисунков (здесь рисунок как элемент оформления схемы или блок-схемы);

• разнообразного набора шрифтов;

• разнообразных средств обрамления схем;

• установления определенного количества составных частей и связей схем;

• реализации эффекта движения схем (анимация).


  • При создании презентаций рекомендуется несколько приемов реализации эффекта анимации:

  • Прием типа "наложение ". Суть этого приема заключается в том, что автор, выбрав статичную иллюстрацию, разбивает ее на составные части, а затем описывает последовательность наложения этих частей друг на друга. Так реализуется эффект динамичного изображения и для рисунков. При этом объект, динамически изменяясь, не перемещается в пространстве. Динамические иллюстрации, полученные по такому принципу, уместно использовать в тех местах презентации, где необходимо проиллюстрировать в компактной и образной форме суть построения ряда объектов или процессов, изложить последовательность происходящего (или происходившего ) события или явления.

  • Прием типа "каширования ". Суть этого приема заключается в том, что заполненная текстом таблица сначала закрыта, а затем происходит постепенное ее раскрытие. Создается иллюзия движения непрозрачной бумаги по таблице, раскрывающей таблицу по частям. Объектами такой анимации могут быть схемы, блок -схемы или части линейного текста.

  • Прием типа "движения в пространстве". Отличие его от приема "наложения" заключается в том, что в этом случае в информационном ресурсе описывается последовательность действий, которые для иллюстрирования будет совершать на экране выбранный объект, передвигаясь по заранее заданной траектории (эффект мультипликации). Основу зрительного ряда составляют рисунки, репродукции картин, учебные картины и видеофрагменты. Рисунки и видеофрагменты обеспечивают особый эффект при сочетании красочности и анимации.


Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

  • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;

  • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

  • дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;

  • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Общие правила оформления презентации
Дизайн

Выберите готовый дизайн, но лучше создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.


Титульный лист

1. Название презентации.

2. Автор: ФИО, должность, место работы, год.

3. Логотип (по желанию).





Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
Заголовки

1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

2. В конце точка НИКОГДА не ставится (наверное, можно сделать исключение только для учеников начальной школы).

3. Анимация, как правило, не применяется.


Текст

1. Форматируется по ширине.

2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Пример 1.

Моя семья:



  • папа;

  • мама;

  • брат.

Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы!

Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее – маленькими.
5. На схемах текст лучше форматировать по центру.

6. В таблицах – по усмотрению автора.

7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка (см. пример):

8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).
Графика

1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.

2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».







Анимация

Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.


Список литературы

1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.

2. Пишется название источника (без кавычек).

3. Ставится тире и указывается место издания.

4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).

5. После запятой пишется год издания.


Пример:

1. Петров А.В. Экономика в школе. – М.: Просвещение, 2001.

2. Сидоров Т.В. Экономика транспорта. – Спб.: Аврора, 2000.

3. Щукина И.Г. Люди и машины. – Саратов: Лицей, 2006.


Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например:
http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&page=0

Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.


Оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий





Критерии оценки деятельности преподавателя



Методика использования ИКТ на этапах урока

- применяется адаптированная методика использования средств ИКТ,

- применяется авторская методика использования средств ИКТ,

- используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету








Методы использования средств ИКТ

- выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся,

- выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока,

- ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока








Организация учащихся при работе с использованием ИКТ

- использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся,

- ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся,

- ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении








Соблюдение санитарно – гигиенических требований

- соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера,

- соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе







Влияние использования ИКТ на результативность обучения

- использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока,

- использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала,

- использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения






Технологическая карта оценивания авторской разработки




Критерий

Макси-мальный

балл


Оценка и комментарий эксперта

Оценка

комментарий

1.

Общая характеристика представляемого материала

1.1.

Оригинальность (отличительные особенности) предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебно-методических материалов.

3







1.2.

Качество методического сопровождения (подробные методические рекомендации для учителей, а также детально описанный сценарий мультимедийного урока.

3







1.3.

Новое качество учебного процесса, которое может быть обеспечено данной разработкой

1.3.1

Ориентация образовательного процесса на новые результаты обучения (компетенции, общеучебные умения, обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира, межпредметные связи и т.д.)

3







1.3.2

Формирование новых видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, организация информации и др.), имеющихся в разработке.

3







1.3.3

Ориентация на разнообразие форм познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную) работу учащихся.

3







1.3.4

Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению

3







1.3.5

Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся

3







1.3.6

Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся

3







1.3.7

Возможность использования элементов разработки в разных моделях урока

3







1.4.

Качество обратной связи в ходе образовательного процесса

1.4.1

Эффективность контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых)

3







1.4.2

Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи

3







2.

Качество мультимедийного сопровождения

2.1.

Соответствие представленной разработки поставленным учебным целям и задачам.

3







2.2.

Работоспособность элементов разработки

3







2.3.

Цветовая гамма

3







2.4.

Обоснованность дизайна

3







2.5.

Качество навигации

3







2.6.

Оценка качества цифровых источников

2.6.1

Оценка визуального ряда представленных материалов.

3







2.6.2

Целесообразность использования динамических таблиц, рисунков, анимаций.

3







3.

Воспитательное значение разработки

3.1.

Разнообразие форм и методов мотивации учащихся

3







3.2.

Соответствие представленной разработки поставленным воспитательным целям и задачам.

3







Дополнительные баллы по усмотрению эксперта










Общая сумма баллов и общий комментарий эксперта






Предъявляемые критерии оцениваются экспертом по следующей шкале:

0 баллов – данный признак разработки полностью отсутствует;

1 балл – слабо отражён;

2 балла – в основном присутствует;

3 балла – данный признак гармонично вписывается в общую концепцию разработки.лл - слабо итерийяемые критерии оцениваются экспертом по следующей шкале: 0 баллов - данный


Подготовили: Аствацатуров Г.О., Гряда Н.Н., Погодин В.Н. («Сеть творческих учителей»)
Использовались материалы:

    1. Ивановой И.А., учителя информатики ГОУ СОШ № 1301 с углубленным изучением экономики, Москва

    2. Материалы сайта «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/, в частности Александра Драхлера, Георгия Аствацатурова





Смотрите также:
Использование мультимедиа-технологий в учебном процессе (методические рекомендации). Мультимедиа
291.1kb.
1 стр.
Информационные технологии в развитии образовательной информационной среды гжели
85.4kb.
1 стр.
«Создание мультимедиа проекта»
93.41kb.
1 стр.
В последнее время термин «мультимедиа» стал еще более многозначным
340.29kb.
1 стр.
Образовательная программа «Мир мультимедиа технологий»
260.25kb.
1 стр.
Теория и практика мультимедиа. Звук, интерактивность
67.7kb.
1 стр.
Вузовская педагогика использование электронных образовательных технологий в учебном процессе
23.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
356.77kb.
1 стр.
2 Что может звук? 2 3D-звук 4 Creative или Aureal? 6 Применение звука 7
344.57kb.
1 стр.
Учебный план студента 3 курса института искусств нгпу специальность: 050602 Изобразительное искусство
151.68kb.
1 стр.
Использование сервиса web 0 в учебном процессе а. М. Гирфанова мкоу
49.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации по применению ингибиторов коррозии в процессе предстерилизационной очистки
159.79kb.
1 стр.