Главная
страница 1

Современные представления о предмете информатики


В настоящее время в мировом научном и образовательном сообществах существуют три основные точки зрения на предмет и область исследований информатики. В соответствии с первой из них информатика все еще квалифицируется как комплексная техническая дисциплина, изучающая методы и средства автоматизированной обработки и передачи информации при помощи современных средств информатизации и, в первую очередь, с помощью ЭВМ и телекоммуникационных сетей.

Что же касается зарубежной науки, то в США, Канаде и многих других англоязычных странах русскоязычному термину «Информатика» сегодня соответствует, как минимум, четыре англоязычных термина и четыре сформировавшиеся области знания: Information science, Computer science, Computer Science and Information Science и Computational Science. При этом в «Computer science», само содержание которого подчеркивает компьютерную ориентацию данной области научных исследований и прикладных разработок, основное внимание уделяется инструментально-техническим аспектам, а не изучению собственно информационных процессов, которыми занимается другая наука, получившая в этих странах название «Information science».

Существует также точка зрения, в рамках которой информатика рассматривается одновременно и как фундаментальная естественная наука, и как комплексная область практической деятельности. Эта точка зрения стала все больше распространяться в России, начиная с 1990 года, когда были опубликованы результаты исследований развития определений информатики и ее предметной области, проведенные в Институте проблем информатики РАН.

Таким образом, предметная область информатики так, как ее сегодня понимают различные российские ученые, гораздо многозначнее и шире, чем предметная область той дисциплины, которую в странах Запада принято обозначать термином «Computer science». Иначе говоря, термин «Информатика» обозначает сегодня предметную область, которая включает одновременно проблематику и «Computer science», и «Information science», но не только эти науки.

Еще одна точка зрения, которая в последние годы приобретает все больше сторонников, как в России, так и за рубежом, связана с работами российских ученых А.П. Ершова, Ю.И. Шемакина, Ю.А. Шрейдера и А.Д. Урсула, которые еще 20 лет назад рассматривали информатику как формирующуюся новую фундаментальную науку, которая будет иметь первостепенное значение не только для всего естествознания, но и для гуманитарных наук. Близкую точку зрения высказал в 1963 году американский ученый С. Горн.

Этот прогноз российских и американских ученых был основан на признании фундаментальности понятия информации, которая собственно и является важнейшим объектом изучения информатики как фундаментальной науки, востребованности возможностей информатики разными областями знания, а также на гипотезе, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе – и в искусственно созданных человеком технических системах. Автор данной работы является сторонником именно этой точки зрения.



Информатика
Информатика представляет собой науку о свойствах, законах, процессах, методах и средствах формирования, образования и распространения информации в природе и обществе, в том числе при помощи технических систем.
Объектом исследований информатики явлется информация, ее структура и свойства.

Основные подходы к определению понятия информации:

Сущность атрибутивного подхода заключается в том, что информация предполагается неотъемлемым свойством (атрибутом) материи, и поэтому она может проявлять себя во всех объектах, процессах и явлениях как живой, так и неживой природы.

Сторонники атрибутивного подхода: К.К.Колин, А.Д. Урсул.

Функциональный подход предполагает, что информация является результатом (функцией) деятельности человеческого сознания и поэтому в неживой природе она существовать не может. Правда, при этом допускается существование информации и в биологических объектах, которое трудно отрицать.

Сторонники атрибутивного подхода: Р.С.Гиляревский.


Предметом исследований информатики явлются свойства, закономерности, процессы, методы и средства формирования информации (данных и знаний), ее представления, количественной оценки, хранения, преобразования и распространения в природе и обществе, а также проблемы создания и использования для этих целей соответствующих систем.
Современная структура предметной области информатики как фундаментальной науки (по К.К.Колину)

  1. Теоретическая информатика.

  2. Техническая информатика.

  3. Социальная информатика

  4. Биологическая информатика.

  5. Физическая информатика.

Необходимо отметить, что здесь представлены все основные виды информационной среды, которые имеются в окружающем нас мире живой и неживой природы. При этом в неживой природе выделяются две основные сферы, в которых могут происходить информационные процессы:

  • Физиосфера (естественная природная среда);

  • Техносфера (искусственная природа, созданная человеком).

В составе живой природы различаются также две основные сферы:

  • Биосфера (естественная природная среда живых организмов и растений);

  • Социосфера (человеческое общество).



В 1976 году академик А.П. Ершов в своем предисловии к монографии «Информатика – вводный курс» ввел новый термин «Информационная технология», которым он обозначил всю сферу машинной обработки информации.


Смотрите также:
Современные представления о предмете информатики
36.4kb.
1 стр.
Современные представления
5424.19kb.
26 стр.
Программа «Информационные технологии в физико-математическом образовании»
47.39kb.
1 стр.
Программа утверждена на заседании Учёного совета эколого-биологического факультета
35.65kb.
1 стр.
Аналитический обзор по курсу «Современные проблемы информатики и вычислительной техники»
376.03kb.
1 стр.
К вопросу о правовом понятии «культурные ценности» Вопрос о содержании юридического понятия «культурные ценности»
40.61kb.
1 стр.
Докладчик: Пирогова С. В
43.17kb.
1 стр.
Исследование состояния проблемы 12
203.09kb.
1 стр.
I. общая физиология
159.99kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
2365.57kb.
16 стр.
Современные представления о переживании
221.31kb.
1 стр.
Информационная культура
106.94kb.
1 стр.