Главная
страница 1

Урок музыки на тему: "Тайны симфонического оркестра"


Цель: сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем

Оборудование: ТСО, карточки, открытки, музыкальные инструменты, оркестровая партитура, таблица.

Ход урока


1. Повторение “Песенка о дружбе”, музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского.

Учитель: Кто нам аккомпанировал, когда мы пели?

Ученики: Много инструментов

Учитель: Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Давайте послушаем вальс П.И.Чайковского в исполнении симфонического оркестра.

А теперь, представим себе, что на сцену выходит симфонический оркестр. Музыканты занимают свои места. Музыка пока не звучит, но оркестр уже начался. Он начался давным-давно, и все в нем, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется правилам музыкальной игры. В оркестр входят от 25 до 100 музыкантов.

Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Дирижер и оркестр могут быть разные, но концертмейстер постоянный. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.

Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки (где еще в наше время встретишь черный фрак?), а женщины в красивых, строгих, черных платьях.

Учитель: Как вы думаете почему?

Ученики: (дают свои ответы)

Учитель: Да, если бы музыканты оркестра одевались “пестро”, каждый по-своему, то это отвлекало бы слушателей от музыки…

Но вот музыканты расселись. Когда к оркестру выйдет дирижер, ему не нужно будет отыскивать взглядом, где сидят скрипачи, а где трубачи, чтобы взмахом дирижерской палочки подавать им разные команды. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются? Давайте откроем с вами свои рабочие тетради, запишем число, классная работа и тему урока. (Схема расположения музыкантов оркестра висит на доске).

Оркестр делится на четыре группы. Давайте запишем сначала определение оркестра. (Оркестр – это коллектив музыкантов играющих на различных музыкальных инструментах)

1. Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас. Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара по струнам.

(Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на синтезаторе). Записываем в тетрадь.

2. Вторая группа – это духовые музыкальные инструменты. Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха. Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

К деревянным духовым инструментам относятся – флейта, кларнет, фагот, гобой.

К медным духовым инструментам относятся – валторна, труба, тромбон и туба.

( Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на синтезаторе).

Записываем в тетрадь.

3. В третью группу входят рояль, арфа и челеста.

(Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на синтезаторе). Записываем в тетрадь.

 4. К четвертой группе относятся ударные инструменты. Это – барабаны, литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны.

(Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на синтезаторе). Записываем в тетрадь.



Учитель: Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”. Наконец инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют входящего на сцену ДИРИЖЕРА - руководителя оркестра. (Записываем в тетрадь)

Он идет из глубины сцены. Через весь оркестр. В этом тоже есть особый смысл. Я не откуда-то со стороны, как бы говорит дирижер, я выхожу к вам из глубины оркестра, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов. Вот дирижер повернулся лицом к оркестру и поднял дирижерскую палочку. Напряженная тишина воцарилась в зале. Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира.

Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии. (Показываю оркестровую партитуру, и далее записываем в тетрадь все новые, выделенные слова)

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Нет, это не так. Когда МОЭСТРО (дирижер) смотрит на музыкантов, они чувствуют его взглядом, хотя и смотрят в ноты. И оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом

(Предлагаю посмотреть видеозапись оркестра)



Учитель: Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

Ученики: (дают свой ответ)

Учитель: Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Попробуем поиграть в оркестр и дирижера?

(Раздаю ученицам разные инструменты, и выбираем дирижера). Звучит фонограмма, ученицы играют на инструментах, управляет “оркестром” “дирижер”, по очереди.

Учитель: Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

(Предлагаю посмотреть ряд фотографий известных русских и зарубежных дирижеров)

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Оркестр – это…. Сколько групп составляет оркестр?

2. Дирижер – это…

3. Концертмейстер – это…

4. Партитура – это…

5. Назовите эти инструменты (раздаю карточки с изображением музыкальных инструментов ученицам)



Выставляются оценки за урок

Д/З: Читать записи в тетради. Составить кроссворд на тему “Оркестр”


Смотрите также:
Урок музыки на тему: "Тайны симфонического оркестра"
42.94kb.
1 стр.
"Принципы разработки фирменной дизайн-графики для оркестров классической музыки на примере проекта комплексного графического сопровождения симфонического оркестра Мариинского театра"
13.26kb.
1 стр.
Проект «Классическая музыка для дошкольников» Посещение концерта симфонического оркестра под управлением дирижера-клоуна Мелвина Тикса в Доме Музыки с детьми и родителями средней группы №3, 8
24.88kb.
1 стр.
Новый дирижер Филармонического оркестра Монте-Карло
33.41kb.
1 стр.
Справочник (с указанием состава оркестра, первого исполнения, партитур)
232.72kb.
1 стр.
1. Каким музыкальным термином называется музыка для симфонического оркестра и солирующего инструмента
63.81kb.
1 стр.
27 августа 2012 года в Большом концертном зале Белорусской государственной филармонии планируется концерт молодежного симфонического оркестра «I, Culture orchestra 2012»
13.19kb.
1 стр.
В мире красок симфонического оркестра
66.48kb.
1 стр.
Новости 06: 10 Фильм ‘Волшебное Рождество у Микки’ 06: 50
66.32kb.
1 стр.
Об ахшарумове д. В. — Пешковой е. П
63.1kb.
1 стр.
Количество символов = 7067
52.86kb.
1 стр.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. П. 2012 г. Урок музыки в 5-м классе по теме "
71.19kb.
1 стр.