Главная
страница 1
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2012/2013 уч.г

Составитель: Панова Е. А., канд. пед. наук, доцент
кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

I. Организационные аспекты обучения
«Изобразительному искусству»

В 2012/2013 уч.г. образовательные учреждения реализуют два стандарта по изобразительному искусству: ГОС общего образования (2004 г.) и ФГОС НОО. В текущем учебном году продолжается поэтапный переход 2-х классов на ФГОС по изобразительному искусству. Занятия по изобразительному искусству в 3-9 классах будут проводиться в соответствии с требованиями ГОС общего образования.

При составлении рабочих программ для 1-9 классов используются авторские программы по изобразительному искусству. Если авторские программы не обеспечивают в полном объеме выполнение Государственных стандартов по изобразительному искусству, то учителя при составлении рабочих программ могут:

1) использовать примерные программы по изобразительному искусству;

2) самостоятельно вносить необходимые изменения в авторские программы, вводя недостающие темы.

В 2012/2013 уч.г. для составления рабочих программ рекомендуется использовать как в начальной школе, так и в основной следующие авторские программы и УМК: Неменского Б. М., Ломова С. П./Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я., обеспечивающие преемственность на начальной и основной ступенях обучения.
II. Выполнение требований ФГОС в 1-2 классах
Образовательный процесс по изобразительному искусству в 1-2 классах должен обеспечить выполнение требований ФГОС по данному учебному предмету. Примерная программа рекомендует ввести в учебный план образовательного учреждения предмет «ИЗО» и выделить на его изучение 35 часов в год. Для реализации требований ФГОС по изобразительному искусству в 1 и 2 классах общеобразовательным учреждениям необходимо выбрать авторскую программу и УМК, не позднее 2010-2012 г. выпуска. Если авторская программа по изобразительному искусству отсутствует, то при разработке рабочих программ для 1-2-х классов следует опираться на примерные программы по изобразительному искусству.

Обращаем внимание учителей ИЗО, что не все темы по изобразительному искусству можно выполнять с использованием компьютерной графики (ИКТ). Необходимо учесть, какое практическое задание будет делать ученик на уроке. Графическую, декоративную или оформительскую работу можно выполнить с помощью компьютерной графики. Но если тема урока посвящена цветоведению и заложено использование живописных материалов (акварельных или гуашевых красок), то применение компьютера необоснованно.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885 федеральный перечень учебников, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе на 2012/2013 учебный год на начальной ступени обучения, предоставляет широкий выбор разных авторских линий по изобразительному искусству (смотри таблицу 1). Не допускается использование устаревших учебников, не получивших грифа Министерства образования и науки.
Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2012/2013 уч.г.

Таблица 1




393

Копцева Т. А., Копцев В. П.,
Копцев Е. В.

Изобразительное искусство

1-2

Ассоциация ХХI век

405

Кузин В. С., Кубышкина Э. И.

Изобразительное искусство

1-2

Дрофа

409

Куревина О. А., Ковалевская Е. Д.

Изобразительное искусство

1-2

Баласс

413

Неменская Л. А.

Изобразительное искусство

1

Просвещение

414

Коротеева Е. И.

Изобразительное искусство

2

Просвещение

421

Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А.

Изобразительное искусство

1-2

ВЕНТАНА-ГРАФ

429

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.

Изобразительное искусство

1-2

Просвещение


Планируемые результаты обучения во 2 классе

ФГОС общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: личностные, метапредметные, предметные, которые представлены в примерной программе по изобразительному искусству.



Личностные результаты освоения изобразительного искусства:

  • уметь высказывать свое мнение от восприятия произведений искусства;

  • уметь применять творческие способности к рисованию с натуры, по памяти и по представлению;

  • уметь использовать разнообразные художественные материалы в собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства:

  • уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; участвовать в обсуждении произведений искусства;

  • учиться работать в паре, группе, коллективе;

  • уметь работать по образцу, выбирать материалы и средства изображения;

  • уметь оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства:

  • уметь воспринимать и создавать художественные образы, различать виды пластических искусств,

  • уметь различать и передавать в художественно-творческой деятельности свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • уметь использовать различные художественные материалы, средства изобразительного искусства и компьютерной графики.


Формирование УУД и характеристика деятельности обучающихся

ФГОС НОО направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на уроках изобразительного искусства. В помощь учителям ИЗО предлагается использовать сравнительную таблицу, которая характеризует художественно-творческую деятельность школьников на уроках по изобразительному искусству и показывает, какие виды УУД при этой деятельности формируются.

Таблица 2




Характеристика

деятельности обучающихся

(должны научиться)



Виды УУД:

познавательные (П),
личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)




воспринимать произведения искусства;

анализ, синтез, сравнение (П),

личностное переживание (Л)





выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);

выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



участвовать в обсуждении произведений искусства

планирование способов взаимодействия (К), личностное переживание (Л), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)



понимать условность художественного образа

анализ, синтез, сравнение (П)



понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



владеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;

моделирование и преобразование объекта (П)



создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;

поиск и выделение необходимой информации (П)



использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;

выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)



использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;

использование знаково-символических средств (П)



изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;

использование знаково-символических средств (П)



владеть на практике основами цветоведения;

выполнение действий по алгоритму (П)



передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



владеть приемами работы различными графическими материалами;

выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)



изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;

использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)



создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);

использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)



наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;

извлечение необходимой информации (П)



моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;

моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



изображать в объеме выразительные образы человека;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре;

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;

выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



Конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово - паркового искусства, зоопарка, детской площадки;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



моделировать маску, костюм, макеты…

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)



осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;

нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)



различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)



создавать эскизы и модели игрушек

самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)



называть ведущие художественные музеи России и региона.

выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)


III. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство»
в
3-9 классах
В 2012/2013 уч.г. общеобразовательные учреждения в 3-9 классах продолжают работать в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования (2004 г.) по изобразительному искусству и согласно рекомендациям, опубликованным в методических письмах 2005-2011 г.г. Для организации обучения школьников изобразительному искусству в 3-9 классах рекомендуем использовать ранее выбранную авторскую программу и УМК, сохранять преемственность обучения на начальной и основной ступенях (см. таблицы 3 и 4).
Выбор педагогического инструментария

В преддверии реализации ФГОС 2009 г. использование современных педагогических подходов (личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического) и технологий (проблемного и проектного обучения, «Образ и мысль», сотрудничества и др.) позволяет организовать творческую, художественно-эстетическую, исследовательскую и проектную деятельность школьников. В Государственном стандарте общего образования (2004 г.) также заложена мысль о проектной деятельности на уроках по изобразительному искусству в 5-9 классах, которая включает создание архитектурных и художественно-декоративных проектов, оформление школы, декораций к спектаклю, проект-макет оформления сцены; разработку обложки книги, рекламы, открытки, экслибриса, товарного знака, сайта, разворота журнала, эскизов костюмов.

Дифференциация, индивидуализация и вариативность обучения на уроках изобразительного искусства может быть заложена в практических заданиях разной сложности, в выборе школьниками художественных материалов при выполнении практических заданий и в самостоятельной трактовке сюжета при создании станковых композиций.
Учебники, допущенные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2012/2013 уч.г.

Таблица 3




158

Кузин В. С., Кубышкина Э. И.

Изобразительное искусство

3-4

Дрофа

160

Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С.

Изобразительное искусство

3

Просвещение

161

Неменская Л. А.

Изобразительное искусство

4

Просвещение

162

163


Савенкова Л. Г.,
Ермолинская Е. А.

Изобразительное искусство

3-4

ВЕНТАНА-ГРАФ

165

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. А.

Изобразительное искусство

3-4

Просвещение

327

Ломов С. П., Игнатьев С. Е.

Изобразительное искусство

5-6

Дрофа

329

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А.

Изобразительное искусство

5-7

Просвещение


Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2012/2013 уч.г.

Таблица 4




1112

Горяева Н. А., Островская О. В.

Изобразительное искусство

5

Просвещение

1113

Неменская Л. А.

Изобразительное искусство

6

Просвещение

1114

Питерских А. С., Гуров Г. Е.

Изобразительное искусство

7-8

Просвещение

1116

Ермолинская Е. А., Медведкова Е. С., Савенкова Л. Г.

Изобразительное искусство

5-8

ВЕНТАНА-ГРАФ

1124

Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В.

Изобразительное искусство

5-9

Дрофа

1129

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А.

Изобразительное искусство

5-9

Дрофа


IV. Преподавание изобразительного искусства
в специальных (коррекционных) классах VII вида

В 2012/2013 уч.г. продолжается переход специального (коррекционного) обучения VII вида на ФГОС НОО по изобразительному искусству во 2-х классах – 1 час в неделю (35 часов в год). Занятия по изобразительному искусству для специального (коррекционного) обучения VII вида в 3-8 классах проводятся в соответствии с Государственным стандартом общего образования 2004 г.

В специальных (коррекционных) классах VII вида рекомендуем использовать авторские программы Неменского Б. М., Ломова С. П./ Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я. Составляя рабочую программу для специальных (коррекционных) классов VII вида, необходимо учитывать психофизическое состояние здоровья учащихся. Исходя из этого, следует вносить соответствующие изменения в авторские программы, акцентируя внимание на рисовании с натуры и выполнении практических заданий по образцу.


V. Требования к оснащению образовательного процесса
Рекомендуем образовательным учреждениям обратить особое внимание на обеспечение занятий по изобразительному искусству. В число нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса по изобразительному искусству, входят «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования».

В соответствии с авторскими программами обеспечивается оснащение учебного процесса по изобразительному искусству.

К нему относятся:

- натурные объекты и муляжи, макеты,

- печатные пособия (энциклопедии, словари, журналы и книги по искусству),

- информационно-коммуникативные средства,

- экранно-звуковые пособия,

- технические средства обучения (компьютер, проектор, DVD и CD диски по живописи, графике, архитектуре, дизайну, народным промыслам, художественным музеям России и мира),

- учебно-практическое обеспечение (УМК, наглядные пособия),

- программно-методическое обеспечение (стандарты, примерные программы, авторские программы), художественные материалы.


VI. Цифровые образовательные ресурсы
Для поиска дополнительной информации и подготовки к занятиям по изобразительному искусству рекомендуем обратиться к следующим сайтам:
  1. "Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/

  2. "Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/


  3. "История изобразительного искусства" – информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников разных стран, характеристика стилей. Информация о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др. http://www.arthistory.ru/
  4. "Всеобщая история искусств" – энциклопедия. Материалы по истории Древнего мира. http://artyx.ru/

  5. "Живопись.ру" – энциклопедия живописи. Картинная галерея, биографии русских художников. http://jivopis.ru/

  6. "Art-каталог" – собрание живописи и графики. Галерея картин известных художников, биографии. http://www.art-catalog.ru/

  7. "Автопортрет в мировой живописи" – автопортреты и портреты художников разных стран. http://izoselfportrait.narod.ru/

  8. "Импрессионизм" – история импрессионизма. Список художников-импрессионистов, биографии и картины художников. О собраниях картин импрессионистов в крупных музеях мира. Словарь специальных терминов. http://www.impressionism.ru/

  9. "История архитектуры" – описание архитектуры Древнего мира, античной и средневековой архитектуры. Характеристика архитектурных стилей. http://www.arhitekto.ru/

  10. "Музеи Европы" – информация о европейских музеях изобразительных искусств, биографии художников, картины. http://www.nearyou.ru/

  11. "Плакаты.ру" – собрание отечественных плакатов: агитационных, военных, социальных, рекламных, кино плакатов начиная с конца XIX века. Тематические галереи с поиском, предпросмотром, в большом разрешении. http://www.plakaty.ru/

  12. Справочник по изобразительному искусству. Краткие биографии и картины известных художников XV-XX в. http://artclassic.edu.ru/

  13. "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера". Галерея картин известных художников с комментариями. http://www.kulturamira.ru/

  14. Товарищество передвижных художественных выставок. История создания товарищества. Биографии художников-передвижников и их работы. http://tphv.ru/

  15. "График" – об искусстве графики. История искусства графики, уроки рисунка, работы современных художников. Форум. http://graphic.org.ru/

  16. Архитектурные стили – http://gigart.ru/Architectural_styles.html; http://pages.marsu.ru/architectura/



VII. Нормативно-правовые и методические документы
Документы, определяющие нормативно-правовую базу преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях перехода с Государственного стандарта общего образования 2004 г. на ФГОС ООО:

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 уч.г.».

  • Стандарт по изобразительному искусству//Вестник образования России, 2004. – №12; 13.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. – 2010. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. (Стандарты второго поколения). – Режим доступа. – http://standart.edu.ru.

  • Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  • Примерные программы основного общего образования. Искусство.
    5-9 классы – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2011/2012 уч. г. – Режим доступа. – http//www.iro.yar.ru





Смотрите также:
Методическое письмо о преподавании учебного предмета
573.87kb.
3 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
186.41kb.
1 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
528.68kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
523.72kb.
4 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013 уч г
419.04kb.
2 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Физическая культура»
858.43kb.
3 стр.
О преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных учреждениях кемеровской области в 2012-2013 учебном году
453.17kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
733.46kb.
5 стр.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании географии в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области
708.53kb.
3 стр.
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании учебного предмета
578.81kb.
3 стр.
О преподавании «Музыки» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
684.67kb.
5 стр.
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента
223.71kb.
1 стр.