Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2012/2013 уч.г
Составитель: Панова Е. А., канд. пед. наук, доцент
кафедры гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
I. Организационные аспекты обучения
«Изобразительному искусству»
В 2012/2013 уч.г. образовательные учреждения реализуют два стандарта по изобразительному искусству: ГОС общего образования (2004 г.) и ФГОС НОО. В текущем учебном году продолжается поэтапный переход
2-х классов на ФГОС по изобразительному искусству. Занятия по изобразительному искусству в
3-9 классах будут проводиться в соответствии с требованиями ГОС общего образования.
При составлении рабочих программ для 1-9 классов используются авторские программы по изобразительному искусству. Если авторские программы не обеспечивают в полном объеме выполнение Государственных стандартов по изобразительному искусству, то учителя при составлении рабочих программ могут:
1) использовать примерные программы по изобразительному искусству;
2) самостоятельно вносить необходимые изменения в авторские программы, вводя недостающие темы.
В 2012/2013 уч.г. для составления рабочих программ рекомендуется использовать как в начальной школе, так и в основной следующие авторские программы и УМК: Неменского Б. М., Ломова С. П./Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я., обеспечивающие преемственность на начальной и основной ступенях обучения.
II. Выполнение требований ФГОС в 1-2 классах
Образовательный процесс по изобразительному искусству в 1-2 классах должен обеспечить выполнение требований ФГОС по данному учебному предмету. Примерная программа рекомендует ввести в учебный план образовательного учреждения предмет «ИЗО» и выделить на его изучение 35 часов в год. Для реализации требований ФГОС по изобразительному искусству в 1 и 2 классах общеобразовательным учреждениям необходимо выбрать авторскую программу и УМК, не позднее 2010-2012 г. выпуска. Если авторская программа по изобразительному искусству отсутствует, то при разработке рабочих программ для 1-2-х классов следует опираться на примерные программы по изобразительному искусству.
Обращаем внимание учителей ИЗО, что не все темы по изобразительному искусству можно выполнять с использованием компьютерной графики (ИКТ). Необходимо учесть, какое практическое задание будет делать ученик на уроке. Графическую, декоративную или оформительскую работу можно выполнить с помощью компьютерной графики. Но если тема урока посвящена цветоведению и заложено использование живописных материалов (акварельных или гуашевых красок), то применение компьютера необоснованно.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885 федеральный перечень учебников, рекомендованных/допущенных к использованию в учебном процессе на 2012/2013 учебный год на начальной ступени обучения, предоставляет широкий выбор разных авторских линий по изобразительному искусству (смотри таблицу 1). Не допускается использование устаревших учебников, не получивших грифа Министерства образования и науки.
Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2012/2013 уч.г.
Таблица 1
393
|
Копцева Т. А., Копцев В. П.,
Копцев Е. В.
|
Изобразительное искусство
|
1-2
|
Ассоциация ХХI век
|
405
|
Кузин В. С., Кубышкина Э. И.
|
Изобразительное искусство
|
1-2
|
Дрофа
|
409
|
Куревина О. А., Ковалевская Е. Д.
|
Изобразительное искусство
|
1-2
|
Баласс
|
413
|
Неменская Л. А.
|
Изобразительное искусство
|
1
|
Просвещение
|
414
|
Коротеева Е. И.
|
Изобразительное искусство
|
2
|
Просвещение
|
421
|
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А.
|
Изобразительное искусство
|
1-2
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
429
|
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.
|
Изобразительное искусство
|
1-2
|
Просвещение
|
Планируемые результаты обучения во 2 классе
ФГОС общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: личностные, метапредметные, предметные, которые представлены в примерной программе по изобразительному искусству.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства:
-
уметь высказывать свое мнение от восприятия произведений искусства;
-
уметь применять творческие способности к рисованию с натуры, по памяти и по представлению;
-
уметь использовать разнообразные художественные материалы в собственной художественно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства:
-
уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; участвовать в обсуждении произведений искусства;
-
учиться работать в паре, группе, коллективе;
-
уметь работать по образцу, выбирать материалы и средства изображения;
-
уметь оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства:
-
уметь воспринимать и создавать художественные образы, различать виды пластических искусств,
-
уметь различать и передавать в художественно-творческой деятельности свое отношение к природе, человеку, обществу;
-
уметь использовать различные художественные материалы, средства изобразительного искусства и компьютерной графики.
Формирование УУД и характеристика деятельности обучающихся
ФГОС НОО направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на уроках изобразительного искусства. В помощь учителям ИЗО предлагается использовать сравнительную таблицу, которая характеризует художественно-творческую деятельность школьников на уроках по изобразительному искусству и показывает, какие виды УУД при этой деятельности формируются.
Таблица 2
№
|
Характеристика
деятельности обучающихся
(должны научиться)
|
Виды УУД:
познавательные (П),
личностные (Л), коммуникативные (К), регулятивные (Р)
|
-
|
воспринимать произведения искусства;
|
анализ, синтез, сравнение (П),
личностное переживание (Л)
|
-
|
выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства (устно/письменно);
|
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
|
-
|
участвовать в обсуждении произведений искусства
|
планирование способов взаимодействия (К), личностное переживание (Л), выражение своих мыслей (К), формулирование и аргументация своего мнения (К)
|
-
|
понимать условность художественного образа
|
анализ, синтез, сравнение (П)
|
-
|
понимать общее и особенное в произведениях искусства и фотографиях;
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
|
-
|
выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла;
|
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
|
-
|
владеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
|
моделирование и преобразование объекта (П)
|
-
|
создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
наблюдать природу, различные её состояния в разное время суток;
|
поиск и выделение необходимой информации (П)
|
-
|
использовать элементарные правила перспективы для изображения природы, пейзажа, сюжетных сцен;
|
выполнение действий по алгоритму (П), использование знаково-символических средств (П)
|
-
|
использовать контраст, композиционный центр, выделять главное;
|
использование знаково-символических средств (П)
|
-
|
изображать растения, животных, человека, сказочных и фантастических существ,
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
использовать различные средства живописи, основные и составные, теплые и холодные цвета;
|
использование знаково-символических средств (П)
|
-
|
владеть на практике основами цветоведения;
|
выполнение действий по алгоритму (П)
|
-
|
передавать внешний облик человека, изображать портреты персонажей сказок, мифов…
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром;
|
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
|
-
|
владеть приемами работы различными графическими материалами;
|
выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)
|
-
|
изображать графическими средствами реальные и фантастические образы;
|
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)
|
-
|
создавать средствами компьютерной графики образы природы, человека, животного (в программе Paint);
|
использование знаково-символических средств (П), моделирование и преобразование объекта (П)
|
-
|
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и изображать предметы различной формы;
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
|
-
|
использовать декоративные элементы, узоры для украшения реальных и фантастических образов;
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
понимать смысл знаков и символов декоративно-прикладного искусства;
|
извлечение необходимой информации (П)
|
-
|
моделировать с помощью трансформации природных форм; использовать стилизацию природных форм для создания орнамента;
|
моделирование и преобразование объекта (П), самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
изображать в объеме выразительные образы человека;
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
понимать роль изобразительных искусств в жизни человека, роль художника в театре;
|
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
|
-
|
давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам в природе и жизни человека;
|
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
|
-
|
создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа и постройки;
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
видеть и понимать многообразие видов и жанров в искусстве, группировать и соотносить их по характеру;
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
|
-
|
Конструирование предметов быта, зданий, транспорта, посуды, одежды, садово - паркового искусства, зоопарка, детской площадки;
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
моделировать маску, костюм, макеты…
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
узнавать характерные черты ярких культур мира (Др. Греция, Япония, Индия, средневековая Европа);
|
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р)
|
-
|
осознавать героизм и нравственность подвига защитников Отечества;
|
нравственно-эстетическое оценивание (Л), оценка (Р), построение логической цепи рассуждений (П)
|
-
|
различать произведения народных промыслов России и художественных ремесел;
|
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П)
|
-
|
создавать эскизы и модели игрушек
|
самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)
|
-
|
называть ведущие художественные музеи России и региона.
|
выражение своих мыслей (К), нравственно-эстетическое оценивание (Л)
|
III. Преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство»
в 3-9 классах
В 2012/2013 уч.г. общеобразовательные учреждения в
3-9 классах продолжают работать в соответствии с требованиями Государственного стандарта общего образования (2004 г.) по изобразительному искусству и согласно рекомендациям, опубликованным в методических письмах 2005-2011 г.г. Для организации обучения школьников изобразительному искусству в 3-9 классах рекомендуем использовать ранее выбранную авторскую программу и УМК, сохранять преемственность обучения на начальной и основной ступенях (см. таблицы 3 и 4).
Выбор педагогического инструментария
В преддверии реализации ФГОС 2009 г. использование современных педагогических подходов (личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического) и технологий (проблемного и проектного обучения, «Образ и мысль», сотрудничества и др.) позволяет организовать творческую, художественно-эстетическую, исследовательскую и проектную деятельность школьников. В Государственном стандарте общего образования (2004 г.) также заложена мысль о проектной деятельности на уроках по изобразительному искусству в 5-9 классах, которая включает создание архитектурных и художественно-декоративных проектов, оформление школы, декораций к спектаклю, проект-макет оформления сцены; разработку обложки книги, рекламы, открытки, экслибриса, товарного знака, сайта, разворота журнала, эскизов костюмов.
Дифференциация, индивидуализация и вариативность обучения на уроках изобразительного искусства может быть заложена в практических заданиях разной сложности, в выборе школьниками художественных материалов при выполнении практических заданий и в самостоятельной трактовке сюжета при создании станковых композиций.
Учебники, допущенные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2012/2013 уч.г.
Таблица 3
158
|
Кузин В. С., Кубышкина Э. И.
|
Изобразительное искусство
|
3-4
|
Дрофа
|
160
|
Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С.
|
Изобразительное искусство
|
3
|
Просвещение
|
161
|
Неменская Л. А.
|
Изобразительное искусство
|
4
|
Просвещение
|
162
163
|
Савенкова Л. Г.,
Ермолинская Е. А.
|
Изобразительное искусство
|
3-4
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
165
|
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. А.
|
Изобразительное искусство
|
3-4
|
Просвещение
|
327
|
Ломов С. П., Игнатьев С. Е.
|
Изобразительное искусство
|
5-6
|
Дрофа
|
329
|
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А.
|
Изобразительное искусство
|
5-7
|
Просвещение
|
Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ
к использованию в 2012/2013 уч.г.
Таблица 4
1112
|
Горяева Н. А., Островская О. В.
|
Изобразительное искусство
|
5
|
Просвещение
|
1113
|
Неменская Л. А.
|
Изобразительное искусство
|
6
|
Просвещение
|
1114
|
Питерских А. С., Гуров Г. Е.
|
Изобразительное искусство
|
7-8
|
Просвещение
|
1116
|
Ермолинская Е. А., Медведкова Е. С., Савенкова Л. Г.
|
Изобразительное искусство
|
5-8
|
ВЕНТАНА-ГРАФ
|
1124
|
Ломов С. П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В.
|
Изобразительное искусство
|
5-9
|
Дрофа
|
1129
|
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А.
|
Изобразительное искусство
|
5-9
|
Дрофа
|
IV. Преподавание изобразительного искусства
в специальных (коррекционных) классах VII вида
В 2012/2013 уч.г. продолжается переход специального (коррекционного) обучения VII вида на ФГОС НОО по изобразительному искусству во
2-х классах – 1 час в неделю (35 часов в год). Занятия по изобразительному искусству для специального (коррекционного) обучения VII вида в
3-8 классах проводятся в соответствии с Государственным стандартом общего образования 2004 г.
В специальных (коррекционных) классах VII вида рекомендуем использовать авторские программы Неменского Б. М., Ломова С. П./ Кузина В. С., Шпикаловой Т. Я. Составляя рабочую программу для специальных (коррекционных) классов VII вида, необходимо учитывать психофизическое состояние здоровья учащихся. Исходя из этого, следует вносить соответствующие изменения в авторские программы, акцентируя внимание на рисовании с натуры и выполнении практических заданий по образцу.
V. Требования к оснащению образовательного процесса
Рекомендуем образовательным учреждениям обратить особое внимание на обеспечение занятий по изобразительному искусству. В число нормативных документов, регулирующих организацию образовательного процесса по изобразительному искусству, входят «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования».
В соответствии с авторскими программами обеспечивается оснащение учебного процесса по изобразительному искусству.
К нему относятся:
- натурные объекты и муляжи, макеты,
- печатные пособия (энциклопедии, словари, журналы и книги по искусству),
- информационно-коммуникативные средства,
- экранно-звуковые пособия,
- технические средства обучения (компьютер, проектор, DVD и CD диски по живописи, графике, архитектуре, дизайну, народным промыслам, художественным музеям России и мира),
- учебно-практическое обеспечение (УМК, наглядные пособия),
- программно-методическое обеспечение (стандарты, примерные программы, авторские программы), художественные материалы.
VI. Цифровые образовательные ресурсы
Для поиска дополнительной информации и подготовки к занятиям по изобразительному искусству рекомендуем обратиться к следующим сайтам:
"Art project" – энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы. http://www.artprojekt.ru/
"Планета Small Bay" – арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/
-
"История изобразительного искусства" – информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников разных стран, характеристика стилей. Информация о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей и др. http://www.arthistory.ru/
"Всеобщая история искусств" – энциклопедия. Материалы по истории Древнего мира. http://artyx.ru/
"Живопись.ру" – энциклопедия живописи. Картинная галерея, биографии русских художников. http://jivopis.ru/
"Art-каталог" – собрание живописи и графики. Галерея картин известных художников, биографии. http://www.art-catalog.ru/
"Автопортрет в мировой живописи" – автопортреты и портреты художников разных стран. http://izoselfportrait.narod.ru/
"Импрессионизм" – история импрессионизма. Список художников-импрессионистов, биографии и картины художников. О собраниях картин импрессионистов в крупных музеях мира. Словарь специальных терминов. http://www.impressionism.ru/
"История архитектуры" – описание архитектуры Древнего мира, античной и средневековой архитектуры. Характеристика архитектурных стилей. http://www.arhitekto.ru/
"Музеи Европы" – информация о европейских музеях изобразительных искусств, биографии художников, картины. http://www.nearyou.ru/
"Плакаты.ру" – собрание отечественных плакатов: агитационных, военных, социальных, рекламных, кино плакатов начиная с конца XIX века. Тематические галереи с поиском, предпросмотром, в большом разрешении. http://www.plakaty.ru/
Справочник по изобразительному искусству. Краткие биографии и картины известных художников XV-XX в. http://artclassic.edu.ru/
"Шедевры Эрмитажа. Старые мастера". Галерея картин известных художников с комментариями. http://www.kulturamira.ru/
Товарищество передвижных художественных выставок. История создания товарищества. Биографии художников-передвижников и их работы. http://tphv.ru/
"График" – об искусстве графики. История искусства графики, уроки рисунка, работы современных художников. Форум. http://graphic.org.ru/
Архитектурные стили – http://gigart.ru/Architectural_styles.html; http://pages.marsu.ru/architectura/
VII. Нормативно-правовые и методические документы
Документы, определяющие нормативно-правовую базу преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях перехода с Государственного стандарта общего образования 2004 г. на ФГОС ООО:
-
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 уч.г.».
-
Стандарт по изобразительному искусству//Вестник образования России, 2004. – №12; 13.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. – 2010. – (Стандарты второго поколения).
-
Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. (Стандарты второго поколения). – Режим доступа. – http://standart.edu.ru.
-
Примерная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
-
Примерные программы основного общего образования. Искусство.
5-9 классы – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
-
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2011/2012 уч. г. – Режим доступа. – http//www.iro.yar.ru