Главная
|
страница 1страница 2страница 3
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детская музыкальная школа № 2
г. Кандалакша
«Согласовано» Утверждаю
Методический Совет Директор МОУДОД –
МОУДОД-ДМШ № 2 ДМШ № 2 г. Кандалакша
Протокол № ____________ ___________________И.И.Посацкий «____»_________________2007 г. «_____»_____________200 г.
ПРОГРАММА
« МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
для детей 7 – 9 лет
срок реализации 4 года
Составитель:
Трунковская Ирина Марковна
преподаватель по классу
музыкальной литературы
г. Кандалакша 2007 г.
Примерные Календарные (поурочные) Планы
для работы по предмету «Музыкальная литература» в ДМШ
Планы составлены на основе документов:
1. «Музыкальная литература». Программа для детских музыкальных школ .
Министерство культуры СССР. Методический кабинет по учебным заведениям искусств Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР, (Москва, 1979г.)
2.«Методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и ДШИ». Министерство культуры РФ. Научно-методический центр по художественному образованию (Москва, 2002г.)
Планы дополнены и изменены в соответствии с обновленными учебными пособиями, требованиями времени и практическим опытом работы преподавателя, а также с учетом новых технических возможностей (в частности, компьютерных технологий).
Предлагаемые Планы по Музыкальной литературе рассчитаны на занятия с учащимися 5-летнего и 7-летнего курсов обучения в ДМШ, соответственно распределяясь по классам:
1 год обучения – 2кл. (5-летнее обучение), 4кл. (7-летнее обучение);
2 год обучения – 3кл. (5-летнее обучение), 5кл. (7-летнее обучение);
3 год обучения – 4кл. (5-летнее обучение), 6кл. (7-летнее обучение);
4 год обучения – 5кл. (5-летнее обучение), 7кл. (7-летнее обучение).
В работе по курсу «Музыкальная литература в ДМШ по предложенным Календарным Планам используются следующие основные учебные пособия по годам обучения:
Первый год обучения:
1). З.Е.Осовицкая, А.С. Казаринова «Музыкальная литература» 1-й год обучения. (Москва, «Музыка», 2001г.);
2). Я.Е. Островская, Л.А. Фролова «Музыкальная литература», Рабочая тетрадь по музыкальной литературе (Санкт - Петербург, «Валерии СПД», 1998г.);
3). В.Владимиров, А.Лагутин «Музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1992г.);
Второй год обучения:
1). В. Н. Брянцева «Музыкальная литература зарубежных стран» (Москва, «Музыка», 2001г.);
2).И. А. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран»
( Москва, «Музыка», 1983г.);
Третий год обучения:
1). З. Осовицкая «Русская музыкальная литература» (Санкт – Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре, Санкт – Петербург, 1997г.);
2). И.А. Прохорова «Русская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1983г.);
3) «Русская музыкальная литература»
Четвертый год обучения:
1). И. А. Прохорова «Русская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1983г.);
2). И. А. Прохорова, Г.С. Скудина «Советская музыкальная литература» (Москва, «Музыка», 1999г.);
3).«Русская музыкальная литература»
4). – книги, альбомы о С.В. Рахманинове, Г.В. Свиридове и др. композиторах на уроках и при подготовке уч-ся рефератов ( материал, которого нет в учебниках).
Последовательность тем внутри Календарных Планов в течение какого-либо курса обучения может меняться в зависимости от разных обстоятельств, учитывая ситуацию в учебном процессе.
На уроках музыкальной литературы используются компьютерные технологии – компьютерная игра «Щелкунчик», «Музыкальные энциклопедии», диски DVD в формате MP3, информация из вкладышей к дискам, из серии альбомов о композиторах («Мир книги»), из рефератов, из Интернета, выполняются рисунки к музыке.
Учет знаний по предмету «Музыкальная литература»
Промежуточная и итоговая аттестация
В программе по музыкальной литературе указано, что в учебном плане предусмотрены уроки на повторение и контрольный опрос учащихся.
Контрольные уроки проводятся в конце каждой четверти, что часто совпадает с завершением очередной темы и является промежуточной аттестацией.
Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании музыкальной школы.
В ДМШ №2 г. Кандалакша применяются различные формы и методы проведения итоговых контрольных уроков по музыкальной литературе:
1) письменные ответы на вопросы тестов по основным разделам музыкальных знаний – из области биографии композиторов, их творчества, стилей и формы музыкальных произведений;
2) написание реферата о жизни и творческой деятельности какого – либо композитора с последующей беседой по этой теме;
3) устный опрос, занимательные формы: кроссворды, компьютерные игры.
4) Обязательным видом проверки музыкально - слуховых знаний на контрольном уроке является викторина по пройденному курсу – в основном, по произведениям последнего года обучения с включением наиболее популярных «жемчужин» мировой классики, изученных ранее.
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ тем
|
Наименование тем
Содержание тем, музыкальные примеры
| Кол-во час/ |
|
1.
|
Музыка как вид искусства
Знакомство с предметом «Музыкальная литература»
1) Искусство в нашей жизни. Мифы, легенды, сказания
2) Различные виды искусства, музыкальные жанры
3) Специфика музыкального искусства
( отсутствие наглядности, звуковая природа, музыкальные и немузыкальные звуки).
4) Слушание: К.В. Глюк «Орфей и Эвридика» (Хор фурий, Ария Орфея, «Мелодия»). Сюжет оперы
|
1
|
|
2.
| Выразительные свойства звуков:
1) Мелодия, гармония, лад, метр, ритм, динамика, темп
2) Человеческий голос как музыкальный инструмент, хоры, виды голосов
3) Слушание: Н.А. Римский-Корсаков «Садко» (Хор «Высота»,
Песни гостей: Индийского, Варяжского, Веденецкого). Сюжет оперы
|
1
|
|
3.
|
Фактура:
1) Одноголосная
2) Полифоническая
3) Гомофонно-гармоническая
4) Аккордовая
Слушание музыкальных примеров (учебник Островской, Л. Фроловой, гл.1)
|
1
|
|
4.
| Музыкальные инструменты
История создания инструментов с древних времен по книге Г. Абрамяна «Маленький упрямый барабан»
Виды инструментов:
1) Струнные смычковые
2) Струнные щипковые
3) Духовые
4) Ударные
5) Клавишные
|
1
|
|
5.
|
Клавишные инструменты:
1) Орган – клавишно-духовой инструмент. Устройство органа.
Слушание: И.С. Бах « Токката и фуга ре минор»
2) Клавесин – клавишно-щипковый инструмент. Разновидности клавесина.
Слушание: И.С. Бах Французская сюита до минор
|
1.
|
|
6.
| Клавишные инструменты
1) Фортепиано – клавишно – ударный инструмент (изобретен в 18 в. Бартоломео Кристофори).
2) Виды фортепиано – пианино и рояль. Устройство и отличие инструментов
Возможности инструментов: изменение динамики, связывание звуков педалью
Слушание: Л. Бетховен «К Элизе»,
Ф. Шопен «Ноктюрн» Ми бемоль мажор
3) Определение по слуху тембра пройденных клавишных инструментов
|
1
|
|
7.
|
Инструменты симфонического оркестра
-
Группы инструментов, их роль в оркестре
-
Скрипка – царица музыки.
-
Строение корпуса скрипки
-
Выразительные возможности скрипки
-
Великие скрипичные мастера
-
Иллюстрация преподавателя школы Мамедовой А.К.,
концертмейстера Гура Е. М.
|
1
|
|
8.
| Духовые инструменты –
а) Деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет;
б) Медные духовые инструменты: труба, альт.
1) Строение корпуса
2) Выразительные возможности
3) Иллюстрация учащихся и преподавателей: Власовой Т.Г., Дружининой Н.Н., Посацкого И. И.
|
1
|
|
9.
|
Контрольный урок по теме: «Музыкальные инструменты»
-
Устный опрос по изученным инструментам
-
Викторина – определение инструмента на слух
|
1
|
|
10.
|
Музыкальная сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»
-
Инструменты – персонажи сказки, их тембры: «Петя» - скрипка, «Птичка» – флейта, «Утка» – гобой, «Кошка» – кларнет, «Дедушка» – фагот, «Волк» – 3 валторны, «Охотники» – литавры
2)Слушание сказки, просмотр картинок
|
1
|
|
11.
|
Лейтмотивы персонажей сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк»
-
Характеристика лейтмотивов
-
Слушание в оркестровом исполнении и на фортепиано
-
Роль тембров инструментов в передаче образов сказки
|
1
|
|
12.
| Контрольный урок по сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк» -
Определение лейтмотивов в исполнении на фортепиано
-
Определение тембров инструментов
|
1
|
|
13.
|
Балет. История жанра. Балет в России.
1) Виды хореографии::
Классические танцы – аллегро, адажио; характерные танцы – национальные и народные в обработке
2) Музыка в балете
-
Строение балета. Увертюра, антракты, апофеоз, действия, картины, сцены, сольные номера (вариации, па-де-де, па-де-труа, па-де-катр)
-
Сюита, дивертисмент
|
1
|
|
14.
| П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» -
История создания, либретто, строение балета
-
Слушание музыки: увертюра, 1д. 1к. Марш, Танец Щелкунчика, Колыбельная, танец бабушек и дедушек, ночь в зале, рост елки, сцена сражения. 1д.2к. Танец снежных хлопьев
|
1
|
|
15.
| П.И. Чайковский балет «Щелкунчик» -
2д. В «Стране Сластей». Дивертисмент – танцевальная сюита:
испанский танец («Шоколад»), арабский танец («Кофе»),
китайский танец («Чай»), русский танец («Трепак»),
французский «Танец пастушков»,
«Вальс цветов», Адажио – па-де-де, Танец феи Драже
|
1
|
|
16.
|
Контрольный урок по балету П.И. Чайковского «Щелкунчик»
1) Опрос по сюжету и выразительным средствам музыки
-
Викторина по музыке балета
|
1
|
|
17.
| Опера. Специфика жанра -
История рождения оперы
-
Опера – сериа, опера - буффа
-
Опера в России
-
Строение оперы, вокальные номера, оркестровые номера
|
1
|
|
18.
|
М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»
История создания, сюжет, либретто, строение оперы
Слушание музыки:
-
Увертюра,
-
Интродукция – 1-я Песнь Баяна.
1действие:
-
Каватина Людмилы,
-
Сцена похищения Людмилы (целотонная гамма),
-
Ансамбль «Какое чудное мгновенье»
|
1
|
|
19.
| М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила» 2действие:
1) Рондо Фарлрфа (форма рондо)
-
Ария Руслана
3действие:
-
Сцена с Головой
-
Персидский хор
4действие:
1) Ария Людмилы
-
Марш Черномора
|
1
|
|
20.
| Опера «Руслан и Людмила» -
Восточные танцы: турецкий, арабский, лезгинка (кавказский)
-
Сцена сражения Руслана и Черномора
5 действие:
-
Хор « Ах, ты, свет, Людмила»
-
Заключительный хор
|
1
|
|
21.
|
Контрольный урок по опере «Руслан и Людмила»
-
Устный опрос по сюжету оперы
-
Викторина из фрагментов оперы
|
1
|
|
22.
| Эдвард Григ -
Биография норвежского композитора, его роль в мировой музыке
-
История создания музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», сюжет
|
1
|
|
23.
| Э. Григ «Пер Гюнт» -
Слушание музыки с анализом выразительных средств:
1 сюита - Утро, Смерть Озе, Танец Анитры, В пещере горного короля
-
2-я сюита - Возвращение Пер Гюнта, Песня Сольвейг
|
1
|
|
24.
|
Контрольный урок по музыке к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»
-
Опрос по сюжету
-
Викторина из фрагментов музыкальных произведений
|
1
|
|
25.
| Жанры в музыке -
Песня – жанр вокальной музыки, сплав музыки и слова. Песни – народные: обрядовые («Во поле береза стояла»), исторические («Как за речкою да за Дарьею»), профессиональные (Ф. Шуберт «Форель») Куплетная форма.
-
Марш – инструментальный жанр, сопровождающий шествие (П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»). Четкий ритм, четный размер.
-
Танец – жанр инструментальной музыки, сплав ритмичной музыки и движения
( Й. Брамс «Венгерский танец №5, Э. Григ «Норвежский танец»)
|
1
|
|
26.
| Народные танцы Характерные черты ритмов, мелодики разных народов. Слушание музыки: -
«Камаринская» – русский народный танец
-
«Бульба» – белорусский народный танец
-
«Трепак» – русский народный танец
-
«Гопак» – украинский народный танец
-
«Лезгинка» – танец лезгин из Дагестана (инструмент зурна)
|
1
|
|
27.
|
Народные песни в творчестве русских композиторов
-
М.И. Глинка Вариации для ф-но «Среди долины ровныя»
-
П.И. Чайковский Струнный квартет №1, 2 часть («Сидел Ваня»)
-
Н.А. Римский-Корсаков хор «Высота» из оперы «Садко», сб. «100 русских народных песен», «Со вьюном я хожу»
-
М.П. Мусоргский опера «Хованщина», 3д., песня Марфы
|
1
|
|
28.
| Музыкальная форма
Анализ пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского
(с использованием авторских стихотворных текстов к пьесам цикла И.М. Трунковской в исполнении Е. Камочкиной)
-
Период – законченная простая одночастная форма Строение периода: мотив, фраза, предложение. Виды периодов – повторного, неповторного строения, модулирующий. («Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы»)
-
Простая 2-х частная форма (А-В) («Старинная французская песенка» - с включением- репризой во 2-й части, «Шарманщик поет»)
«Детский альбом» П.И. Чайковского
-
Сложная 2-х частная форма («Неаполитанская песенка»)
-
Простая 3-х частная форма (А-В-А) («Зимнее утро», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Нянина сказка», «Сладкая греза», «Немецкая песенка»)
-
Сложная 3-х частная форма («Вальс»)
-
Вариационная форма «Русская песня», «Камаринская» – тема и 3 вариации
|
1
|
|
29.
|
«Детский альбом» П,И, Чайковского как музыкальная повесть
-
Единство сюжетной линии 24 пьес цикла
-
Музыкальный язык пьес – выразительные средства
-
Анализ формы всего цикла в целом и отдельных пьес
-
Викторина по 24 пьесам «Детского альбома»
|
1
|
|
30.
|
Музыкальная форма
1) Циклические формы
Сюита: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига
Слушание: И.С. Бах «Французская сюита» до минор
-
Сонатно-симфонический цикл, строение 1 части «форма сонатного аллегро»
Слушание: Й. Гайдн Соната Ре мажор 1 и 2 части
|
1
|
|
31.
|
Музыкальная форма
1)Вариационные формы: старинные, строгие (классические), свободные (романтические), двойные, тройные
Слушание: В. Моцарт Соната Ля мажор, 1 часть ( вариации)
2) Форма рондо
Слушание: Й. Гайдн 3 часть Сонаты Ре мажор (рондо)
|
1
|
|
32.
|
Контрольный урок по пройденному курсу за 1-й год обучения
-
Опрос по теоретическому материалу
-
Викторина
|
1
|
|
33.
|
|
|
|
|
|
|
|
Второй год обучения
«Зарубежная музыкальная литература»
|
|
1.
|
Музыка в Древнем мире и в Средние века
-
Древняя Греция. Пифийские игры
-
Буквенная нотации,
-
Григорианский хорал. Невмы. Одноголосные песнопения
4) Изобретение нотации Гвидо д Ареццо в 11веке.
5) Трубадуры (Франция), мейстерзингеры (Германия)
6) Многоголосие (развитие полифонии). Имитация
|
|
|
2.
|
Музыка 17 века
1) Опера (Я. Пери «Дафна» 1597г.). К. Монтеверди, Ж.Б. Люли, Г. Шютц,
Г. Перселл
2) Оратория и кантата
3) Инструментальная музыка:
Скрипка - А. Корелли, орган - Д. Букстехуде, клавесин – Ф. Куперен
|
|
|
3.
|
И.С. Бах. Значение И.С. Баха как величайшего полифониста, музыкального мыслителя. Стиль барокко.
1)Жизненный и творческий путь И.С. Баха.
По книге «Ручеек из Тюрингии»
|
|
|
4.
|
3 периода в творчестве И.С. Баха:
1) Веймарский период (органное творчество, «Токката и фуга» ре минор)
2) Кетенский период (клавирный, «Хорошо темперированный клавир»)
3) Лейпцигский период (вокально- инструментальный, кантор церкви св. Фомы)
|
|
|
5.
|
Клавирное творчество И.С. Баха
-
Гомофония и полифония
-
Особенности полифонического языка: тема, имитация, противосложение, интерлюдия, каденция, каноническое проведение темы, удержанное противосложение
Инвенции И.С. Баха
-
Инвенции №1 (до мажор) и №8 (фа мажор) Анализ формы
-
Инвенция (Симфония) №15 (си минор) Анализ формы
|
|
|
6.
|
И.С. Бах «Хорошо темперированный клавир»
-
Принципы построения сборника
-
Прелюдия и фуга – полифонический цикл из 2-х пьес
-
Характеристика прелюдий и фуг
-
Прелюдия и фуга №2 до минор из тома №1. Анализ формы
|
|
|
7.
|
И.С. Бах «Французская сюита» до минор
-
Строение сюиты
-
Слушание музыки: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига
-
Характеристика танцев по темпу, характеру, национальному происхождению
|
|
|
8.
|
Органное творчество И.С. Баха
-
«Токката и фуга» ре минор.
-
Импровизационный характер произведения
-
Органная хоральная прелюдия фа минор
|
|
|
9.
|
Оркестровое и вокально-инструментальное творчество И.С, Баха
-
«Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 си минор.
-
«Ария на струне «Соль»» из Оркестровой сюиты №3 Ре мажор
-
Месса си минор, «Страсти по Матфею»
|
|
|
10.
|
Контрольный урок по творчеству И.С. Баха
-
Опрос по биографии и творчеству И.С. Баха
-
Викторина
|
|
|
11.
|
Формирование классического стиля в музыке
Йозеф Гайдн. Венские классики
-
Опера-сериа ( К.В. Глюк), опера-буффа ( Д.Б. Перголези)
-
Сонатно-симфонический стиль
-
Биография Й. Гайдна. Судьба сына каретника из деревушки Рорау, пение в соборе св. Стефана, Служба у князя Эстергази, 2 поездки в Лондон
|
|
|
12.
|
Й. Гайдн «Симфония с тремоло литавр» №103 ми бемоль мажор
1) 1 часть «форма сонатного аллегро», строение 1 части. Роль вступления
2) Разделы: Экспозиция, в ней главная, связующая, побочная и заключительная партии.
3) Разработка – развитие тем экспозиции
4) Реприза - повторение тем экспозиции с изменением в побочной партии.
Работа с цветными карточками: тональное соотношении главной и побочной партий в экспозиции: Т - Д, в репризе: Т – Т.
|
|
|
13.
|
Й. Гайдн «Симфония с тремоло литавр» №103
1) 1 часть – повторение пройденного
2) 2 часть – двойные вариации на 2 хорватские народные темы в до миноре и в до мажоре
3) 3 часть «Менуэт»
4) 4 часть симфонии Финал. «Золотой ход» валторн. Строение, образная сфера
|
|
|
следующая страница >> Смотрите также:
Программа для детских музыкальных школ. Министерство культуры СССР. Методический кабинет по учебным заведениям искусств Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры ссср,
433.79kb.
3 стр.
Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств москва 2006 одобрена
820.04kb.
5 стр.
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), М. 1988 г. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), М. 2003 г
22.47kb.
1 стр.
Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 1988 г. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств), Москва 2003 г
27.18kb.
1 стр.
Управления культуры и архивного дела Тамбовской области
109.84kb.
1 стр.
Министерство культуры московской области
138.34kb.
1 стр.
Примерная программа для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств. Мк РФ москва, 2004 год. «Декоративная композиция»
1463.93kb.
12 стр.
Техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР
365.75kb.
1 стр.
Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы
1102.18kb.
7 стр.
Заочная форма обучения по указанным направлениям
49.88kb.
1 стр.
Строительные нормы и правила
830.63kb.
6 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств
784.66kb.
4 стр.
|
|