Главная
страница 1
Министерство образования и науки Украины

ПРОЕКТ

На изготовление игрушек для пальчикового театра Творческий проект, выполненный учителем трудового обучения С. И. Семеновой

Проект содержит краткую информацию из истории кукол, изображение игрушек для пальчикового театра, эскиз и чертёж игрушек из ткани, а так же технологию их изготовления. Проект будет полезным учителям трудового обучения, учащимся, руководителям кружков, факультативов, а так же тем, кто любит изготавливать изделия своими руками.




h:\семёнова\изображение0009к2.jpgh:\семёнова\изображение0009к1.jpg

Днепропетровск 2013 г.



1. Организационно-подготовительный этап
1.1. Осознание проблемной области и выявление конкретной потребности.

Каждый год в школах нашего района проходят предметные олимпиады. На олимпиаде по трудовому обучению ученики демонстрируют свои таланты по изготовлению изделий декоративно - прикладного искусства. Для того чтобы произвести на жюри большое впечатление, ученики должны позаботиться не только о творческом проекте, но и о домашнем задании. Поэтому перед каждым участником олимпиады стоит задача - создать оригинальный проект.


1.2. Цели и задачи проекта.

В этом году для девочек 9 класса нужно подготовить проект на изготовление игрушек для пальчикового театра на тему украинской народной сказки. Для того чтобы создать какие-либо интересные игрушки, нужно потратить много времени, сил и, конечно, немало денег. Моя задача состоит в том, чтобы создать своими руками недорогие, красивые игрушки для пальчикового театра. Цель моего проекта: совершенствовать навыки в технике вышивальных швов, изучить технологию пошива пальчиковых игрушек, стимулировать интерес к украинским традициям.


1.3. Исследования и анализ проблемы.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Еще существует игра-драматизация, это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый.

Объединить эти два вида игры помогают пальчиковые игрушки.

Такие игры очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру.

Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например, сказка Теремок, стали жить лягушка-квакушка и зайчик - побегайчик вдвоем, потом втроем, и т.д.), для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа - слева», «рядом».

А еще маленькие фигурки пальчикового театра создадут вам компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге. Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша.


1.4. Историко-техническая справка об объекте проектирования.

История простой куклы исчисляется тысячелетиями. Во все времена она занимала важное место в жизни человека, была проводником между миром людей и миром духов. На Руси она ведет начало от богини судьбы и плодородия Макоши. Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, - оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи. Кукла — оберег внешне чем-то похожа на обычную, хоть ее и изготавливали из сена, свежескошенной травы, ветоши и дерева. Одна и та же кукла могла выполнять различные роли в играх детей тех времен. В какой-то степени куклы всегда были артистами, ведь они «выступали» во время обрядов и праздников. Люди не могли брать на себя роль божества, и эту роль играли куклы — на Украине куклы Коляда, Купала, Масленица участвовали в праздниках, связанных со сменой времен года.


1.5.Выбор варианта проекта.

Вариант №1



Деревянные пальчиковые игрушки

Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами.

Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не соскакивая с него и не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.

Вот так смотрятся на руке деревянные курочки.
Вариант № 2

Вязанные пальчиковые игрушки







Вариант № 4

Пальчиковые игрушки из бумаги и картона



c:\documents and settings\пользователь\мои документы\мои рисунки\2013-02-18\изображение.jpg
1.6. Дизайн - анализ.

Анализ и синтез идей и выбор оптимального варианта

Чтобы выбрать самый приемлемый для работы вариант, необходимо сравнить все четыре варианта по разным показателям качества и остановиться на самом лучшем.



Показатели качества

Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант №3

Вариант № 4

Использование отходов

-

+

+

-

Затраты на материалы

+

-

+

+

Сложность, трудоем. операций

+

-

-

-

Функциональность

-

+

+

+

Экологическая безопасность изделия

-

+

+

+

Проведенный анализ моделей игрушек для пальчикового театра помог остановить выбор на варианте № 3. Самый простой вариант сшить пальчиковую игрушку из ткани. Модель точно соответствует ранее определенным мною задачам и ограничениям.

В данном варианте максимально использованы лоскутные обрезки ткани из ненужных изделий, вследствие чего не надо покупать ткань, а значит, затраты на изделия минимальные. Одновременно с экономическими задачами успешно реализуются заложенные в проект экологические задачи утилизации отходов швейного производства.


II Конструкторский этап

Для выполнения проекта, я выбрала сказку «Колобок». Из главных героев сказки буду шить зайчика и медведя.



2.1. Характеристика используемых материалов и инструментов.

1. Выбор материалов.



Для выбранных героев сказки лучше всего использовать хлопчатобумажные ткани: ситец, бязь, ватин. Эти ткани не дорогостоящие, достаточно прочные, средней осыпаемости, гигроскопичны, легко стираются и быстро сохнут, мягкие на ощупь, не скользят, легко утюжатся, с ними просто и быстро работать. Все основные детали верха - лоскуты, оставшиеся после раскроя. Туловище игрушки можно кроить из устаревших вещей.

2. Выбор инструментов.

Для выполнения проекта понадобятся следующие инструменты:


  1. ножницы,

  2. утюг,

  3. распылитель воды,

  4. утюжильный стол,

  5. набор ручных игл,

  6. наперсток,

  7. сантиметровая лента,

  8. мелок портновский,

  9. булавки портновские,

  10. бумага для лекал,

  11. линейка,

  12. карандаш простой.

Все эти инструменты имеются в наличии и готовы к работе.

2.2. Графическая часть проекта.

1. Игрушка «Зайчик»

№ 1. Зайчик - основная деталь корпуса.



2. Деталь: голова - 2 шт.
h:\семёнова\изображение0019к1.jpg
3. Деталь: уши - 2шт.

h:\семёнова\изображение0019к2.jpg
№ 4. Деталь: нижняя часть лица - 1 шт.


5. Деталь: руки - 2 шт.

h:\семёнова\изображение0019к3.jpg

6. Деталь: шаровары - 2 шт.



h:\семёнова\изображение0020к6.jpg

7. Деталь: хвост 1 шт.


h:\семёнова\изображение0019к5.jpg


2. Игрушка «Медведь»

№ 1. Медведь - основная деталь корпуса.


№ 2. Деталь: голова - 2 шт.


№ 3. Деталь: мордочка - 1 шт.



№ 4. Деталь: руки - 2 шт.

№ 5. Деталь: шаровары - 2 шт.



h:\семёнова\изображение0019к4.jpg
Для начала на листе бумаги рисуем будущих кукол - делаем выкройки.

По ним и дальше будем шить кукол.



III Технологическая часть проекта.

3.1. Организация рабочего места и соблюдение правил безопасности.

Изготавливая выбранный комплект, необходимо правильно организовать рабочее место. При этом следует учитывать следующие факторы:



  • освещенность;

  • оборудование рабочего места;

  • знание правил безопасности.

Раскрой ткани выполняется на раскройном столе. Свет должен падать слева, спереди или сверху, освещение при этом естественное и искусственное. В процессе изготовления необходимо соблюдать правила безопасности:

  • при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

  • при работе с электроутюгом.

Для изготовления игрушек мне понадобится:

  • разноцветные кусочки ткани, желательно разной фактуры;

  • флизелин (для проклейки тонких и маленьких деталей);

  • нитки мулине (вышивать мордочки животных).

3.2. Раскрой изделия.

Перед раскроем следует провести усадку ткани и удаление заминов. Также следует просмотреть ткань на наличие дефектов.

Все выкройки тщательно вырезаем, и обводим на кусочке ткани. Туловище каждой куклы состоит из двух одинаковых частей.

Во время раскроя надо учитывать направление долевой нити. Парные детали вырезать, сложив ткань лицо с лицом. Все разметки выполнять с изнаночной стороны.

Все детали кроя по контуру обводят хорошо отточенным мелом и вырезают с учетом припусков на швы.

Выкройки ушей, глаз, носиков и прочего обвести на кусочках ткани других цветов, или вышить эти части нитками мулине. Вырезаем все детали из ткани.

Если ткань у вас очень тонкая, то вырезанную часть надо проклеить флизелином.

После раскроя при помощи копировальной бумаги переводятся контурные линии рисунка вышивки (для лица), линии настрачивания аппликаций.

На передней части туловища наших героев вышиваем мордочки, уши, носики,

глазки.


Теперь вручную сшиваем полностью готовые переднюю и заднюю детали петельным швом.

IV Заключительный этап проекта.

4.1. Экономическая часть проекта.

1. Стоимость материала.




№ п/п

Наименование материала

Цена 1 метра (в гр.)

Расход

Стоимость (в гр.)

Реальные траты (в гр.)

1.

Основная ткань для корпуса.

20

30 см.

6

Имеется в наличии

2.

Ткань разноцветная для отделки игрушек

20

20 см.

4

Имеется в наличии

3.

Тесьма отделочная

4

10 см.

0,45

0,45

4.

Нитки мулине

3

0,1 мотка

1,50

1,50

5.

Нитки швейные х/б №50

4

0,5 катушки

2

2

Итого: 13,95 гр. 3,95 гр.

2. Оплата труда, из расчета, что зарплата составляет 922 гр.:


Опр = t x 4,3 гр./год; t = 9 год.

Опр = 9 х 4,3 = 38,7 гр.



  1. Налог на зарплату составляет 13 %:
    Н = Опр х 13 % = 38,7 • 13 : 100 = 5 гр.

  2. Амортизационные перечисления на инструменты и оборудование составляет 10 % от стоимости оборудования, разделенные на время эксплуатации оборудования. А*=0,01 гр.

  3. Затрата на аренду помещения.

Поскольку игрушки шились в школьной мастерской, плата за аренду помещения не учитывается.

  1. Общая себестоимость изготовления изделия по пунктам 1-5:
    С = Вмат + Опр + П + А.

С = 3,95+38,7+5+0,01=47,66 гр.

Из расчетов видно, что себестоимость игрушек составляет 47,66 гр. Учитывая использование для пошива обрезного лоскута, который в данном варианте ничего не стоит, и ткани из устаревших изделий. Поскольку игрушки сделаны ручным способом, поэтому наиболее высоким показателем есть оплата труда.

Ясно, что данный проект экономически выгоден.

4.2.Планирование возможных путей реализации продукции.

Игрушки для пальчикового театра нравятся многим ученикам, учителям и родителям. Прежде всего это игры в домашних условиях - спектакль игрушек. Пальчиковые игрушки многие хотели бы приобрести в качестве подарка для своих детей. Реализация его на школьных ярмарках реальна. Можно реализовывать, изготавливая на заказ.


4.3. Экологическое обоснование.

В современном производстве экономические и экологические задачи должны решаться комплексно, как единое целое.

Чем экономнее будут расходоваться материалы, тем меньше потребуется природного сырья и, соответственно, меньше будет разрушаться природная сфера. Изготовление швейных изделий можно выполнять безотходно, решая проблему использования лоскута и обрезков ткани таким способом, чтобы они приносили прибыль, как в варианте игрушки для пальчикового театра, и не загрязняли природную среду. Внедрение проекта позволит сократить бытовые отходы, что явится нашим вкладом в борьбу за чистоту жилища и окружающей среды.

Выводы

Работая над проектом, я:



  • узнала много интересных моментов из истории игрушек;

  • познакомилась с разнообразными моделями пальчиковых игрушек;

  • пошила игрушки, которые задумала;

  • моя работа очень понравилась родителям, ученикам, учителям. В магазинах продаются разные игрушки, но таких нет нигде. Потому что в них вложен труд, любовь и фантазия. Мне понравилась работа над проектом, есть желание создать еще что-то яркое и красивое.


Литература

  1. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Материалы международного семинара. - СПб., 2001. - С. 109-123.

  2. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: учеб. Пособие. -М., 1990.-С 158-164.

  3. http://www.znaika-club.com.ua/academvl 192714311/

  4. www.samodelki.com.ua

  5. Технология. 5-11 классы: предметные недели в школе / авт.-сост. Е. Д. Володина,
    В. Ю. Суслина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 156 с: ил.


Смотрите также:
Проект на изготовление игрушек для пальчикового театра
145.67kb.
1 стр.
Урок защита творческого проекта по созданию домашнего мини театра теней
271kb.
1 стр.
Консультации для родителей. Какие игрушки необходимы детям
52.66kb.
1 стр.
Особенности рынка современных игрушек Е. О. Смирнова
57.61kb.
1 стр.
Игрушки из реальной жизни
57.52kb.
1 стр.
Какие игрушки необходимы детям
147.66kb.
1 стр.
Какие игрушки нужны детям?
167.13kb.
1 стр.
Какие игрушки необходимы детям
63.21kb.
1 стр.
Родина кукольного театра
171.33kb.
1 стр.
Изготовление составляющих для дорожного турникета
11.07kb.
1 стр.
Мир на сцене томского драматического театра Цель: выявить, насколько значимо театральное искусство для людей нашего времени. Задачи: рассмотреть «внутренний мир»
72.01kb.
1 стр.
Задача 1 оценка условий посещения театра, то есть оценка места оказания услуг потребителю
61.43kb.
1 стр.