Главная
страница 1
Схема конспекта урока
Предмет русский язык

Класс 7

Тема урока Грамматика: синтаксис, морфология
Цели:

образовательные:

обобщить и закрепить знания по теме «Грамматика»;

повторить грамматические категории частей речи;

закрепить навык различения частей речи и членов предложения;

закрепить навык синтаксического разбора;

закрепить навык орфографического и пунктуационного повтора;

повторить типологическую и стилистическую характеристику текста;

формировать навык создания текста по заданному началу.



развивающие:

развитие навыка лингвистического анализа текста;

развитие творческих способностей учащихся;

актуализация навыка причинно-следственной связи при работе с опорной схемой;

развитие навыка объединения различных областей в единое лингвистическое пространство.

воспитательные:

формирование правильного отношения к семье, ее членам;

формирование ответственного отношения к своим обязанностям перед семьей;

формирование понятия «значимость семьи для человека и общества».



Тип урока: урок комплексного повторения
Оборудование:

  1. интерактивная доска;

  2. карточки с текстом для орфографического и пунктуационного анализа;

  3. опорные схемы для самостоятельной работы;

  4. учебник Русский язык. 7 класс. / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М. :Просвещение

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.


1-ый этап. Организационный момент.

Цель и содержание: приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку




Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Настраиваются на урок



Здравствуйте, дети, садитесь. Меня зовут Евгения Александровна. А с вами я буду знакомиться в ходе урока.

Проверьте, все ли готово к уроку. Итак, мы начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа







2-ой этап. Введение в тему урока

Цель и содержание:



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Зачитывает статью в словаре.

Желающие говорят о своей семье (3-4 уч-ся)


Что семья для меня?

Это дом мой родной,

Это бухта спокойствия,

Остров любви.

Это мама родная,

Бабуля, отец

И дочурка моя,

Словно солнышка свет

Ребята, а что для вас значит слово «семья»?

Скажите несколько строк о вашей семье.

Один из вас найдет в словаре лексическое значение слова «семья»

Слайд 1




3-ий этап. Объявление темы и целей урока

Цель и содержание:Фронтальная беседа


(10 мин.)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях выполняют письменно, объясняют устно

Отвечают на вопросы

Отвечают

В работе над обобщением грамматических знаний и умений нам поможет тема «Семья




Запишите в рабочих тетрадях предложение

Семья- это очаг, он согреет и зажжёт в твоём сердце светлый огонь.

Разберите предложение по членам предложения и укажите части речи

Какой раздел русского языка изучает члены предложения Что изучает синтаксис? Чем предложение отличается от словосочетания? Из чего состоит грамматическая основа? Какие предложения бывают по цели высказывания? По количеству грамматических основ, на какие виды делятся предложения? По наличию второстепенных членов предложение каким бывает? Какой раздел русского языка изучает части речи? А какие бывают части речи?

Итак, какова тема нашего урока?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Пишу на доске

- повторить

- обобщить

Возникает вопрос, как связана тема нашего урока с нашим разговором о семье



Оценивание

Экспресс-опрос, при этом составление таблицы на доске


Подвела учеников к целеполаганию

4-ый этап. Практическая часть



Цель и содержание:


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа в группах, защита выполненного задания.

Ответы детей Вывод – этим ты расстраиваешь своих близких, родных тебе людей)

Списывают 4 предложение, разбирают его по членам предложения и указывают части речи

Взаимопроверка. На доске ключ


Не описаны герои


Работа в группах

дети зачитывают свои тексты, выясняем, какую роль играют глаголы, существительные, прилагательные, наречия с точки зрения изобразительной задачи)


Переходим к следующему этапу нашего урока.

Применить наши теоретические знания поможет работа с текстом по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

А) Слово учителя об авторе картины

Федор Павлович Решетников – известный русский художник, с юных лет увлекался рисованием. Мысль написать картину «Опять двойка!» (1952г) родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома и решил написать об этом картину.


Да, невесело приходить домой с двойкой! Почему?

Б) Работа над грамматической и синтаксической характеристикой текста.

Давайте познакомимся с текстом, написанным по картине «Опять двойка!», точнее, с его началом, и вместе поработаем над этой частью

Спишите четвертое предложение, разобрав его по членам и указав все части речи.


Ребята, кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил 1? 2?

Как вы считаете, можно ли этот текст считать описанием картины?

А почему?

В)Работа над составлением собственного текста по заданному началу и его анализ.

Итак, следующее задание – творческое.

Основную часть рассказа вам предстоит составить самим.

Давайте подумаем, какой она будет.
Но прежде вспомним, какие типы речи вам известны ( повествование, описание, рассуждение)
Пишем текст по опорным слова. (4-5 предложений)

Г) Орфографический и пунктуационный повтор.

Последней задачей по работе с текстом станет выполнение орфографических и пунктуационных заданий (ведь морфология немыслима без орфографии, а синтаксис – без пунктуации)

Перед вами листочки с заключительной частью текста

Ваша задача – вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Дополнительное задание: выделить деепричастие и причастие



Слайд 2


Слайд 3

Приложение 1

Оценивание

Слайд 4,5

Слайд 6

Приложение 2


Оценивание



5-ый этап. Итоговый контроль

Цель и содержание:


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выполняют задания теста

Самопроверка



Подводя итоги, проверим свои знания

7 слайд

Приложение3

8 слайд

Оценивание



6-ый этап. Информация о домашнем задании.

Цель и содержание: дать информацию о домашнем задании и комментарий по его выполнению


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Запись в дневниках

Дома вместе с родителями составьте небольшой текст-сочинение (не менее 100 слов) на тему «Идеальная семья» (тезис «идеальная семья это…»)

9 слайд




7-ой этап. Подведение итогов уроков. Выставление оценок.

Цель и содержание: анализ оценка и коррекция знаний учащегося


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети называют – счастливые, несчастные, дружные, спортивные, многодетные, разрушенные войной


Дети составляют
Учиться,

любить,


заботиться,

радовать близких,

добрые отношения,

взаимопонимание в семье,

ответственность.


Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Давайте вспомним, какие цели были поставлены в начале урока. Достигнуты ли они?


В завершении урока хотелось бы вернуться к теме нашего разговора - «Семья»

Мы с вами знаем, что семьи бывают разные. Какие?

Составьте рейтинговую лексическую цепочку значимых ценностей для вашего понятия семья
Дома при написании сочинения можете воспользоваться этими словами как опорными

Выставление оценок

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом
Спасибо за работу на уроке.



Осознание завершенности учебной деятельности

10 слайд


11 слайд

Приложение 1
(1)Холодная зима в городе. (2)Дует ветер, но в маленькой квартирке тепло и уютно. (3)В углу гостиной тихо тикают ходики. (4)Обеденный стол накрыт белой скатертью, вокруг него стоят стулья с обитыми теплой кожей спинками. (5)С другой стороны стола к нему придвинута низенькая скамеечка. (6)На деревянном полу, что некогда был покрыт лаком, лежит клубнично-красный ковер с узорами по краям. (7)В более темном углу едва виднеется еле различимый контур цветка в горшке. (8)Над ним, совсем рядом с открытой дверью, ведущей в чью-то комнату, висит календарь. (9)Казалось бы, недостает только счастливой семьи, попивающей горячий чай с конфетами. (10)И эта семья есть… но она совсем не счастливая.


Приложение 2
(1)На картин… показана маленькая трагедия обычной семьи. (2) Мальчик снова получил плохую оценку.

(3)Получать двойки всегда обидно. (4)Но возвращаясь домой после школы представлять себе огорчен… лица родителей еще обиднее.

(5) Мы понимаем что герой сожале..т раскаива..т…ся. в своем поступк…. (6)А это значит, что он осознает, что так поступать нельзя, что это надо исправить.

(7) Хочется надеят…ся, что после такой оплошност… мальчик обдумает свое поведение и будет относиться к своим обязанностям более серьезно.

(8)Эта картина учит нас, что нельзя прогуливать. (9)Нельзя поддаваться искушению отдохнуть, если у тебя есть дело, а «сделал дело – гуляй смело».

Приложение 3

Тест по теме «Грамматика: морфология и синтаксис»




  1. Что изучается в разделе «Морфология»:

А) звуки

Б) нормы произношения слов

В) слово как часть речи

Г) предложение как единица языка

Д) знаки препинания


  1. Какую синтаксическую задачу выполняет прилагательное в предложении:

А) называет признак предмета, распространяет предложение;

Б) называет признак действия, распространяет предложение;

В) называет признак предмета по действию;

Г) называет предмет.




  1. Какая часть речи не относится к самостоятельным частям речи:

А) наречие

Б) союз


В) числительное

Г) местоимение

4. Предложения по цели высказывания бывают:

А) побудительные

Б) невосклицательные

В) простые



Г) распространённые


Смотрите также:
Конспекта урока Предмет русский язык Класс 7 Тема урока Грамматика: синтаксис, морфология Цели: образовательные
112.31kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.
Конспект урока тема урока: Координатная плоскость Класс: 6 Цели урока: Цели урока. Образовательные
102.99kb.
1 стр.
Урок игра с применением интерактивной доски 2010г. Класс 5 а 2010/2011г. Предмет: история Тема урока: «Путешествие в Древнюю Грецию» Цели урока: образовательные
71.28kb.
1 стр.
Методическая разработка урока Предмет: физика Учитель: Черникова О. А. Класс: 11 Тема урока: Линзы
54.22kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «Гимназия №33» Класс: 10 «б» Предмет: история план-конспект урока тема урока: Могла ли Русь оставаться языческой?
33.43kb.
1 стр.
Русский язык и литература Класс : 5 класс Тема урока : Джанни Родари «Сказки по телефону» Цель урока : познакомить учащихся с творчеством итальянского писателя
110.66kb.
1 стр.
Дата № урока время Ф. И. О. учителя предмет класс Тема урока, мероприятия 02. 04. 2013 2 50 30 Яковлева И. В. англ язык 9а
40.43kb.
1 стр.
Конспект урока. Школа №12 класс 6 предмет: английский язык учитель: Александрова Марина Олеговна тема урока: Достопримечательности Лондона Тип урока: комбинированный
33.36kb.
1 стр.
География 11 класс. Тема урока: «Япония» Цель урока: формирование представлений о Японии Образовательные
95.88kb.
1 стр.
Урок Предмет : биология Класс : 7 Тема урока: Многообразие моллюсков. Тип урока : изучение многообразия моллюсков. Продолжительность урока : 45 мин
48.08kb.
1 стр.
План урока дидактической игры: «Модель сезона» 6 класс Тема урока: «Моделирование прямой юбки»
50.81kb.
1 стр.