Главная
страница 1
Министерство образования Российской Федерации

Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова

Факультет социально-политических наук

Кафедра социально-политических теорий




методические указания



к курсу «Методология и методика

конкретных социологических исследований»

Ярославль 2000

Составитель Н.В.Досина
Методология и методика конкретных социологических исследований. Методические указания к изучению курса/ Сост. Н.В.Досина; Яросл.гос.ун-т, Ярославль, 2001, 14 с.
Методические указания к изучению курса «Методология и методика конкретных социологических исследований» составлены в соответствии с программой курса и охватывают все его основные темы. Включенные «Указания» вопросы для самоконтроля призваны активизировать занятия, усилить интерес студентов к прикладной социологии, способствовать лучшему усвоению курса.

Методические указания рассчитаны на студентов III курса отделения политологии факультета социально-политических наук.


Печатается по решению научно-методического совета факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова
Рецензент:

Кафедра социально-политических теорий Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова.

Курс «Методология и методика социологических исследований» относится к числу прикладных, сопровождает курс «Общая (теоретическая) социология» и имеет целью ознакомление студентов с программой социологического исследования, формирования у студентов умений и навыков проведения социологического исследования и оформления по нему отчетных материалов.

Курс состоит из шести разделов, четырнадцати тем, на каждую из которых отводится два-три часа (всего 54 часа). В процессе работы студентов над курсом предполагается выполнение ими практических задач, аудиторных и домашних практических заданий.

Форма итоговой аттестации – экзамен.

Раздел 1.
Тема 1.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ.
Вопросы лекции:
Предмет и задачи курса «Методология и методика социологических исследований». Содержание и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «техника», «процедура» исследования. Взаимосвязь методологии, методики, техники и процедуры в социологическом исследовании: построение структурно-функциональной модели.
Тема 2.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ
Вопросы лекции:
Возникновение и историческая эволюция эмпирической социологии

Западе. Основные методологические принципы и особенности эмпирической социологии. Эмпиризм и его методологические последствия для развития мировой социологической науки.


Раздел 2.
Тема 3.

ТИПЫ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Вопросы лекции:
Общая классификация социологических исследований. Разведывательные, описательные и аналитические исследования. Сравнительный анализ и основные признаки. Зондажные исследования: специфика, основные разновидности и случаи применения. Идентификация типов и видов социологического исследования. Вторичный анализ социологической информации. Оперативные социологические исследования: специфика организации и проведения.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания.
1. Как бы Вы определили научный статус методологии и методики социологических исследований?

2. Определите место изучаемой Вами дисциплины в структуре социологии

3. Что выступает объектом и предметом методологии и методики социологических исследований?

4. В чем заключаются различия между методологией и методикой социологических исследований и социологической теорией?

5. Какова главная функция методологии в социологическом исследовании?

6. Можно ли определить «метод» как «путь исследования»? Обоснуйте Ваш ответ.

7. Какова основная функция метода в социологическом исследовании?

8. От каких факторов зависит выбор метода (методов) в социологическом иcследовании?

9. Классифицируйте нижеприведенный перечень методов: метод анализа, абстрагирования, биографический, восхождения от абстрактного к конкретному, генетический, группировки, дедукции, идеализации, индексирования, индукции, документальный, выборочный, дисперсионный, метод корреляционного анализа, монографический, наблюдения, обобщения, ограничения, опроса, парных сравнений ранжирования, регрессионный, социометрии, сравнительно-исторический, социального проектирования, типологизации, таксономии, факторного анализа, шкалирования, эксперимента, экспертный, используемых в процессе социологических исследований по следующим основаниям: а) стадиям исследования,

б) масштабу применения и «радиусу действия»,

в) уровню знания,

г) форме получаемого знания.

10. Каково главное назначение техники социологического знания?

11. Что общего и в чем различия между методом и техникой исследования?

12. Тождественны ли понятия «исследовательская процедура» и «процедура исследования»?

13. Что такое эмпиризм?

14. Почему эмпиризм стал господствующим методологическим течением прежде всего в англо-американской социологии, в то время как в странах Европы всегда доминировали теоретические традиции?

15. В чем, на Ваш взгляд, состоит заслуга социологов-эмпириков в развитии и обогащении мировой социологической науки?

16. Каковы основные негативные последствия эмпиризма для социологической методологии?

17. Составьте развернутую схему классификации социсследований.

18. Дайте развернутую характеристику каждого типа и вида исследований с точки зрения его назначения, характера решаемых задач, особенностей организации, достоинств и ограничений.

19. Каково назначение зондажей, в чем их достоинство и недостатки?

20. Что такое общественные настроения? В чем состоит их специфика по сравнению с устойчивыми мнениями и установками?

21. Что такое вторичный анализ социологической информации? Чем он отличается от первичного анализа и для решения каких задач используется?

22. Каковы, на Ваш взгляд, основные цели и функции оперативных социологических исследований?
Темы докладов и сообщений.


  1. К истории математизации социологической науки: становление количественных методов и процедур в социологии.

  2. Современная эмпирическая социология Запада: основные тенденции и направления развития.

  3. Критика эмпиризма в современной западной социологии.



Список рекомендуемой литературы


1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.-М., 1999.-596 с.

2. Аберкромби Н., Хилл Ст., Тернер.Б. Социологический словарь.-М., 1999.- 426с.

3. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Исторический очерк.-Л., 1964.-207 с.

4. Маккини Дж.Ч. Методология, процедуры и техника социологии/Беккер Г., Басков А.Современная социологическая теория в её преемственности и изменении.-М., 1961.-С.218-271.

5. Руденко Р.И. практикум по социологии.-М.,1999

6. Практикум по прикладной социологии. Под ред. Б.В.Князева, Н.И.Дряхлова, В.Я.Нечаева.-М., 1987

7. Назаров М.М. Политическая культура Российского общества 1991-1995 гг.: Опыт социологического исследования.-М., 1998.- 176 с.

8. Золотухина М.В. Мир американской семьи.-М., 1999.-320 с.

9. Вторичный анализ социологической информации/Краткий словарь по социологии.-М., 1988.-С.36-37

10. Сычева В.С. Метод вторичного анализа.//Социологические исследования.-1995.-№11-С.128-131

11. Рабочая книга социолога/Под ред.Г.В.Осипова, В.Н.Иванова.-М., 1983.-С.252-257; 383-390

12. Ноэль М. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии.-М., 1993.-С.54-56; 65-73

13. Социальное настроение и ценностные ориентации российских женщин. Социологический мониторинг. Иваново, 2000.-40 с.

Раздел III.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема 4.

ПРОЦЕСС СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы лекции.
Структура социологического исследования и общая логика его развертывания.. Подготовительный этап исследования: основные задачи и процедуры. Полевой этап исследования, его организация и проведение. Подготовка социологической информации к математической обработке. Содержание заключительного этапа социологического исследования. Основные и вспомогательные документы исследования.
Тема 5.

ПРОГРАММАСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ И ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ
Вопросы лекции.
Назначение и функции программы социологического исследования.. Возможные последствия «беспрограммных» исследований. Теоретико-методологический раздел программы: структурные элементы и их взаимосвязь. Основные процедуры методического раздела программы. Стратегический и рабочий план исследования.. Общие нормативные требования к социологическим программам.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания.
1. Из каких основных этапов складывается социологическое исследование? Сравните разные подходы к этому вопросу, имеющиеся в специальной литературе.

2. По каким критериям осуществляется структурирование социологического исследования? По каким признакам отдельные его этапы отличаются друг от друга?

3. Почему на подготовительный этап исследования тратится обычно до трети и более всего времени?

4. Какие задачи решаются на организационно-подготовительной стадии исследования?

5. Какие юридические документы должны быть подготовлены для проведения исследования?

6. Какие процедуры включает в себя этап подготовки социологической информации к математической обработке?

7. Что включает в себя процедура проверки информационного массива на полноту и качество?

8. Что предполагает «первичная» и «вторичная обработка социологических данных?

9. Назовите основные и вспомогательные документы социологического исследования.

10. Ниже в алфавитном порядке перечислены основные аналитические, методические и организационно-технические процедуры социологического исследования. Упорядочите их в соответствии с основными исследования. Дополните список недостающими процедурами:

- апробация методического инструментария,

- верификация гипотез исследования.

- внедрение результатов исследования,

- выписка и типологизация ответов на открытые вопросы анкеты,

- кодировка и шифровка первичных социологических данных,

- обработка социологической информации,

- оформление юридических докумеитов исследователя,

- перенос социологической информации на машинные носители,

- проведение полевых работ,

- разработка инструментария исследования,

- разработка плана и графика проведения исследования,

- расчет временных затрат на исследования,

- согласование основных направлений исследования с заказчиком,

- составление инструкции для анкетера (интервьюера),

- составление научного отчета,

- утверждение задания на исследование,

- формулирование выводов и рекомендаций по результатам исследований.

11. Что такое проблемная ситуация? Чем данное понятие отличается от понятий «социальная проблема» и «проблема исследования»?

12. Каковы методы обнаружения социальных проблем?

13. Каковы основные этапы и правила перевода проблемной ситуации в исследовательскую проблему?

14. Опишите проблемную ситуацию, сформулируйте научную и практическую проблемы Вашего исследования.

15. Что такое объект исследования?

16. Чем отличается теоретический объект исследования от эмпирического объекта?

17. Определите объект и предмет Вашего исследования.

18. Произведите классификацию целей исследования.

19. Каковы основные требования к постановке целей в программе социологического исследования?

20. Сформулируйте цель Вашего исследования, а также его основные и вспомогательные задачи.

21. Зачем нужен анализ основных понятий в программе социологического исследования?

22. Что такое теоретическая интерпретация понятий и зачем она нужна?

23. Что такое операционализация понятий и каковы функции данной аналитической процедуры в исследовании?


Примерная тематика для разработки программ социологического исследования.
1. Материальное положение современного студенчества.

2. Отношение студентов к предпринимателям и предпринимательской деятельности.

3. Взаимосвязь учебы и спорта у студентов ЯрГУ.

4. Отношение студентов к своей будущей профессии.

5. Изучение мнений студентов по вопросам современной политической жизни в России.

6. Студенты и политика.

7. Изучение социально-психологического климата в студенческом коллективе

8. Социальные проблемы студенческого общежития.

9. Отношение студентов к учебному курсу «Х»

Список рекомендуемой литературы.
1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.-М., 1988.- С.32-35.

3. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М., 1999.

4. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998.


Раздел IV.

МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Тема 6.

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ.
Вопросы лекции.
Социологический опрос: сфера применения, достоинства и недостатки. Проблема надежности опросных методов. Виды анкетных опросов: сравнительный анализ функциональных возможностей. Социологическое интервью: назначение, специфика и основные разновидности. Личное и телефонное интервью: сравнение функциональных возможностей и ограничений.
Тема 7.

МЕТОДЫ НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Вопросы лекции.
Метод наблюдения: сфера применения, достоинства и недостатки. Виды наблюдения и их специфика. Проблема надежности и достоверности результатов наблюдения. Анализ документов как метод сбора социологической информации. Выбор метода в социологическом исследовании.
Тема 8.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Вопросы лекции

Виды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп. Планирование и логика осуществления эксперимента. Линейный эксперимент. Параллельный эксперимент.


Практические задания.
Задание 1.
На предприятии, где Вы работаете социологом, зафиксирована повышенная текучесть кадров, но четкого представления о её источниках и каналах никто не имеет. Вам поручили исследовать этот процесс. Ознакомившись с социологической литературой, Вы узнали, что существует несколько видов текучести кадров:

а) неизбежная текучесть (естественный отток, вызванный смертью, инвалидностью, уходом на пенсию и т.п.);

б) общественно-необходимая текучесть (служба в армии, направление на учебу);

в) общественно-допустимая (смена работы по семейным обстоятельствам, смена профессии, профессиональный рост и т.д.);

г) нежелательная текучесть, доступная управленческому воздействию (по причине конфликтов, разрешимых силами коллектива, нарушения процесса адаптации работников с малым стажем и др.).

Решите практическую задачу. Где и какими методами можно получить информацию о каждом виде текучести кадров?


Задание 2.
При изучении эффективности научной работы студентов была выдвинута гипотеза о том, что личность научного руководителя, его профессиональные знания и опыт оказывают решающее воздействие на качество студенческих научных работ и на процесс творческого формирования будущих специалистов.

а) Возможно ли использование метода опроса для подтверждения или опровержения данной гипотезы? Обоснуйте свое мнение.

б) Какие виды опроса могут быть использованы с наибольшей эффективностью в данной ситуации? Обоснуйте их применение.

в) Какого рода информация может быть получена при использовании опросных методов в данном случае?


Задание 3.
Сравните три опросных метода по указанным ниже показателям. Данные занесите в таблицу.

Сравнение функциональных возможностей опросных методов по различным показателям


Показатели

Возможности методов (высокие, средние, низкие)

личное интервью

почтовый опрос

телефон-ное интервью

1

2

3

4

Оперативность исследования










Стоимость исследования










Обеспечение репрезентативности










Обеспечение аномимности










Устранение «эффекта 3-х лиц»










Преодоление ситуации «нет ответа»










Преодоление ситуации «отказ от сотрудничества»










Преодоление «проблемы встречи» с респондентами










Устранение влияния интервьюера










Охват объектов, расположенных на большом удалении друг от друга










Наличие «деликатных» вопросов










Наличие «острых» вопросов










Наличие «утомительных» и «скучных» вопросов










Обеспечение искренности ответов










Допустимая длина вопросника










Допустимая длина вопроса









Задание 4.


В левом столбце в алфавитном порядке перечислены основные методы социологического исследования. В правом - в таком же порядке – различные объекты изучения. Какие из объектов наилучшим образом исследуются каждым из перечисленных методов?
МЕТОДЫ ОБЪЕКТЫ
Анкетный опрос Газетные тексты и сообщения

Анализ документов Индивидуальные особенности сознания

Интервью Латентные, скрытые свойства объектов

Контент-анализ (интеллект, творчество, знания, способности)

Наблюдение Межличностные, внутригрупповые

Прессовый опрос отношения

Социометрия Причинно-следственные связи

Тестирование явлениями и процессами

Эксперимент Протоколы, отчеты, письма


Факты поведения людей (действия, поступки)

Факты сознания (мнения, настроения, оценки, интересы)

Ценностные ориентации, мотивы, установки

Читательские (зрительские и т.п.) аудитории


Домашнее задание: план социологического эксперимента.
Список рекомендуемой литературы.
1. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999

3. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М., 1999

4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.-М., 1998.-С.212-147.; 94-105.

5. Методы сбора информации в социологическом исследовании.-Кн.2.-М., 1990.-С.39-46; 150-167.
Раздел V.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Тема 9.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЫБОРКИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИИ.
Вопросы лекции.
Предварительная стратегия определения объема выборки: опытные и опытно-расчетные методы. Экспериментальные стратегии определения объема выборки. Случайная (вероятностная) модель выборки. Целенаправленные выборки.

Практикум-тренинг
Список рекомендуемой литературы.
1. Рабочая книга социолога/Под ред. Г.В.Осипова, В.Н.Иванова.-М., 1983.-С.229-231.

2. Основы прикладной социологии/Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999

4. Бутенко И.А. Социология: наука и искусство.- М., 2000

5. Березина Е.В. О точности прогноза результатов голосования//Социологические исслдедования.-1995.-№2.-С.96-104
Тема 10.

ШКАЛИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ.
Вопросы лекции.
Типы и виды социологических шкал. Процессы конструирования социологических шкал на надежность измерения. Техника шкалирования. Способы проверки социологических шкал на надежность измерения.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии.
1. Что означает правило «единого принципа» применительно к процессу конструирования социологических шкал?

2. Приведите примеры неполных и несбалансированных шкал.

3. Подумайте, что необходимо сделать для обеспечения максимального перечня ответов в номинальных шкалах? Например, при выяснении мотивов поведения или аргументации индивидуальных мнений респондентов.

4. Сформулируйте правило «непересекающихся оснований». Приведите примеры, свидетельствующие о нарушении данного нормативного требования в шкалах номинального, равнового и интервального типа.

5. Каковы основные методы контроля за соблюдением данного правила шкалирования и предупреждения возможных ошибок?
Домашнее письменное задание.

«Ломаные шкалы».



Список рекомендуемой литературы.
1. Основы прикладной социологии/Под ред.Ф.Шереги.-М., 1998

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.-Кн.1.-М., 1990.-С.68-80.

4. Бутенко И.А. Социология: наука и искусство.-М., 2000


Тема 11.

МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИИ
Вопросы лекции
История и цель социометрии. Классификация малых групп. Индивид в группе (статус, роль). Социометрическая карточка. Социальные установки в социометрии. Информация о зародыше конфликта. Установка. Шкалы: самооценки, ранжирования объектов, парных сравнений, Богардуса, Терстоуна, Осгуда.
Раздел VI.

ОБРАБОТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ И АНАЛИЗ РЕЗУЛТЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Тема 12.

ОБРАБОТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ.
Вопросы лекции.
Подготовка первичной социологической информации к обработке.. Обобщение и отображение результатов исследования.
Тема 13.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Вопросы лекции.
Многомерный анализ социологической информации. Интерпретация полученных данных.
Тема 14.

ОТЧЕТНОСТЬ

Вопросы лекции.
Виды отчетов. Использование данных в управленческой деятельности.

Список рекомендуемой литературы.

1. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М.,1999.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М., 1999

3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии.-М., 1999

4. Мангейм Дж.Б., Рич Рич.К. Политология. Методы исследования.-М., 1997.

5. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство.-М., 2000



6. Основы прикладной социологии/Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998



Смотрите также:
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований»
201.56kb.
1 стр.
Методические указания по курсу «Экспериментальная психология»
313.86kb.
1 стр.
Методические указания к курсу «История теоретической социологии»
193.41kb.
1 стр.
Методические указания и задания к курсу «Математические методы и модели в управлении»
388.09kb.
1 стр.
Методические указания к лабораторной работе по курсу «Механизация и технология животноводства»
189.46kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению практических заданий по курсу "Основы рекламы" Санкт-Петербург 2006
263.55kb.
1 стр.
Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов
440.5kb.
7 стр.
Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"
207.09kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям о пропорциях по курсу "рисунок" хдамг 2001
196.86kb.
1 стр.
Методические указания по управляемой самостоятельной работе студентов по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований»
171.83kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу Информатика Таганрог 2009
225.79kb.
1 стр.
Рабочая программа, методические указания и вопросы для самоконтроля по курсу "история экономики" орел -1998
337.87kb.
1 стр.