Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Ярославский государственный университет им.П.Г.Демидова Факультет социально-политических наук Кафедра социально-политических теорий методические указанияк курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований» Ярославль 2000 Составитель Н.В.Досина
Методические указания рассчитаны на студентов III курса отделения политологии факультета социально-политических наук. Печатается по решению научно-методического совета факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова Рецензент: Кафедра социально-политических теорий Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова. Курс «Методология и методика социологических исследований» относится к числу прикладных, сопровождает курс «Общая (теоретическая) социология» и имеет целью ознакомление студентов с программой социологического исследования, формирования у студентов умений и навыков проведения социологического исследования и оформления по нему отчетных материалов.
Западе. Основные методологические принципы и особенности эмпирической социологии. Эмпиризм и его методологические последствия для развития мировой социологической науки. Раздел 2. Тема 3. ТИПЫ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Вопросы лекции: Общая классификация социологических исследований. Разведывательные, описательные и аналитические исследования. Сравнительный анализ и основные признаки. Зондажные исследования: специфика, основные разновидности и случаи применения. Идентификация типов и видов социологического исследования. Вторичный анализ социологической информации. Оперативные социологические исследования: специфика организации и проведения. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии и задания. 1. Как бы Вы определили научный статус методологии и методики социологических исследований? 2. Определите место изучаемой Вами дисциплины в структуре социологии 3. Что выступает объектом и предметом методологии и методики социологических исследований? 4. В чем заключаются различия между методологией и методикой социологических исследований и социологической теорией? 5. Какова главная функция методологии в социологическом исследовании? 6. Можно ли определить «метод» как «путь исследования»? Обоснуйте Ваш ответ. 7. Какова основная функция метода в социологическом исследовании? 8. От каких факторов зависит выбор метода (методов) в социологическом иcследовании? 9. Классифицируйте нижеприведенный перечень методов: метод анализа, абстрагирования, биографический, восхождения от абстрактного к конкретному, генетический, группировки, дедукции, идеализации, индексирования, индукции, документальный, выборочный, дисперсионный, метод корреляционного анализа, монографический, наблюдения, обобщения, ограничения, опроса, парных сравнений ранжирования, регрессионный, социометрии, сравнительно-исторический, социального проектирования, типологизации, таксономии, факторного анализа, шкалирования, эксперимента, экспертный, используемых в процессе социологических исследований по следующим основаниям: а) стадиям исследования, б) масштабу применения и «радиусу действия», в) уровню знания, г) форме получаемого знания. 10. Каково главное назначение техники социологического знания? 11. Что общего и в чем различия между методом и техникой исследования? 12. Тождественны ли понятия «исследовательская процедура» и «процедура исследования»? 13. Что такое эмпиризм? 14. Почему эмпиризм стал господствующим методологическим течением прежде всего в англо-американской социологии, в то время как в странах Европы всегда доминировали теоретические традиции? 15. В чем, на Ваш взгляд, состоит заслуга социологов-эмпириков в развитии и обогащении мировой социологической науки? 16. Каковы основные негативные последствия эмпиризма для социологической методологии? 17. Составьте развернутую схему классификации социсследований. 18. Дайте развернутую характеристику каждого типа и вида исследований с точки зрения его назначения, характера решаемых задач, особенностей организации, достоинств и ограничений. 19. Каково назначение зондажей, в чем их достоинство и недостатки? 20. Что такое общественные настроения? В чем состоит их специфика по сравнению с устойчивыми мнениями и установками? 21. Что такое вторичный анализ социологической информации? Чем он отличается от первичного анализа и для решения каких задач используется? 22. Каковы, на Ваш взгляд, основные цели и функции оперативных социологических исследований?
Список рекомендуемой литературы1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.-М., 1999.-596 с. 2. Аберкромби Н., Хилл Ст., Тернер.Б. Социологический словарь.-М., 1999.- 426с. 3. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Исторический очерк.-Л., 1964.-207 с. 4. Маккини Дж.Ч. Методология, процедуры и техника социологии/Беккер Г., Басков А.Современная социологическая теория в её преемственности и изменении.-М., 1961.-С.218-271. 5. Руденко Р.И. практикум по социологии.-М.,1999 6. Практикум по прикладной социологии. Под ред. Б.В.Князева, Н.И.Дряхлова, В.Я.Нечаева.-М., 1987 7. Назаров М.М. Политическая культура Российского общества 1991-1995 гг.: Опыт социологического исследования.-М., 1998.- 176 с. 8. Золотухина М.В. Мир американской семьи.-М., 1999.-320 с. 9. Вторичный анализ социологической информации/Краткий словарь по социологии.-М., 1988.-С.36-37 10. Сычева В.С. Метод вторичного анализа.//Социологические исследования.-1995.-№11-С.128-131 11. Рабочая книга социолога/Под ред.Г.В.Осипова, В.Н.Иванова.-М., 1983.-С.252-257; 383-390 12. Ноэль М. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии.-М., 1993.-С.54-56; 65-73 13. Социальное настроение и ценностные ориентации российских женщин. Социологический мониторинг. Иваново, 2000.-40 с.
2. По каким критериям осуществляется структурирование социологического исследования? По каким признакам отдельные его этапы отличаются друг от друга? 3. Почему на подготовительный этап исследования тратится обычно до трети и более всего времени? 4. Какие задачи решаются на организационно-подготовительной стадии исследования? 5. Какие юридические документы должны быть подготовлены для проведения исследования? 6. Какие процедуры включает в себя этап подготовки социологической информации к математической обработке? 7. Что включает в себя процедура проверки информационного массива на полноту и качество? 8. Что предполагает «первичная» и «вторичная обработка социологических данных? 9. Назовите основные и вспомогательные документы социологического исследования. 10. Ниже в алфавитном порядке перечислены основные аналитические, методические и организационно-технические процедуры социологического исследования. Упорядочите их в соответствии с основными исследования. Дополните список недостающими процедурами: - апробация методического инструментария, - верификация гипотез исследования. - внедрение результатов исследования, - выписка и типологизация ответов на открытые вопросы анкеты, - кодировка и шифровка первичных социологических данных, - обработка социологической информации, - оформление юридических докумеитов исследователя, - перенос социологической информации на машинные носители, - проведение полевых работ, - разработка инструментария исследования, - разработка плана и графика проведения исследования, - расчет временных затрат на исследования, - согласование основных направлений исследования с заказчиком, - составление инструкции для анкетера (интервьюера), - составление научного отчета, - утверждение задания на исследование, - формулирование выводов и рекомендаций по результатам исследований. 11. Что такое проблемная ситуация? Чем данное понятие отличается от понятий «социальная проблема» и «проблема исследования»? 12. Каковы методы обнаружения социальных проблем? 13. Каковы основные этапы и правила перевода проблемной ситуации в исследовательскую проблему? 14. Опишите проблемную ситуацию, сформулируйте научную и практическую проблемы Вашего исследования. 15. Что такое объект исследования? 16. Чем отличается теоретический объект исследования от эмпирического объекта? 17. Определите объект и предмет Вашего исследования. 18. Произведите классификацию целей исследования. 19. Каковы основные требования к постановке целей в программе социологического исследования? 20. Сформулируйте цель Вашего исследования, а также его основные и вспомогательные задачи. 21. Зачем нужен анализ основных понятий в программе социологического исследования? 22. Что такое теоретическая интерпретация понятий и зачем она нужна? 23. Что такое операционализация понятий и каковы функции данной аналитической процедуры в исследовании? Примерная тематика для разработки программ социологического исследования. 1. Материальное положение современного студенчества. 2. Отношение студентов к предпринимателям и предпринимательской деятельности. 3. Взаимосвязь учебы и спорта у студентов ЯрГУ. 4. Отношение студентов к своей будущей профессии. 5. Изучение мнений студентов по вопросам современной политической жизни в России. 6. Студенты и политика. 7. Изучение социально-психологического климата в студенческом коллективе 8. Социальные проблемы студенческого общежития. 9. Отношение студентов к учебному курсу «Х»
2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.-М., 1988.- С.32-35. 3. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М., 1999. 4. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998.
Вопросы лекцииВиды эксперимента и методы отбора экспериментальных групп. Планирование и логика осуществления эксперимента. Линейный эксперимент. Параллельный эксперимент. Практические задания. Задание 1. На предприятии, где Вы работаете социологом, зафиксирована повышенная текучесть кадров, но четкого представления о её источниках и каналах никто не имеет. Вам поручили исследовать этот процесс. Ознакомившись с социологической литературой, Вы узнали, что существует несколько видов текучести кадров: а) неизбежная текучесть (естественный отток, вызванный смертью, инвалидностью, уходом на пенсию и т.п.); б) общественно-необходимая текучесть (служба в армии, направление на учебу); в) общественно-допустимая (смена работы по семейным обстоятельствам, смена профессии, профессиональный рост и т.д.); г) нежелательная текучесть, доступная управленческому воздействию (по причине конфликтов, разрешимых силами коллектива, нарушения процесса адаптации работников с малым стажем и др.). Решите практическую задачу. Где и какими методами можно получить информацию о каждом виде текучести кадров? Задание 2. При изучении эффективности научной работы студентов была выдвинута гипотеза о том, что личность научного руководителя, его профессиональные знания и опыт оказывают решающее воздействие на качество студенческих научных работ и на процесс творческого формирования будущих специалистов. а) Возможно ли использование метода опроса для подтверждения или опровержения данной гипотезы? Обоснуйте свое мнение. б) Какие виды опроса могут быть использованы с наибольшей эффективностью в данной ситуации? Обоснуйте их применение. в) Какого рода информация может быть получена при использовании опросных методов в данном случае? Задание 3. Сравните три опросных метода по указанным ниже показателям. Данные занесите в таблицу. Сравнение функциональных возможностей опросных методов по различным показателям
Задание 4. В левом столбце в алфавитном порядке перечислены основные методы социологического исследования. В правом - в таком же порядке – различные объекты изучения. Какие из объектов наилучшим образом исследуются каждым из перечисленных методов? МЕТОДЫ ОБЪЕКТЫ Анкетный опрос Газетные тексты и сообщенияАнализ документов Индивидуальные особенности сознания Интервью Латентные, скрытые свойства объектов Контент-анализ (интеллект, творчество, знания, способности) Наблюдение Межличностные, внутригрупповые Прессовый опрос отношения Социометрия Причинно-следственные связи Тестирование явлениями и процессами Эксперимент Протоколы, отчеты, письма Факты поведения людей (действия, поступки) Факты сознания (мнения, настроения, оценки, интересы) Ценностные ориентации, мотивы, установки Читательские (зрительские и т.п.) аудитории Домашнее задание: план социологического эксперимента. Список рекомендуемой литературы. 1. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998 2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999 3. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М., 1999 4. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.-М., 1998.-С.212-147.; 94-105. 5. Методы сбора информации в социологическом исследовании.-Кн.2.-М., 1990.-С.39-46; 150-167.
2. Основы прикладной социологии/Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998 3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999 4. Бутенко И.А. Социология: наука и искусство.- М., 2000 5. Березина Е.В. О точности прогноза результатов голосования//Социологические исслдедования.-1995.-№2.-С.96-104
2. Приведите примеры неполных и несбалансированных шкал. 3. Подумайте, что необходимо сделать для обеспечения максимального перечня ответов в номинальных шкалах? Например, при выяснении мотивов поведения или аргументации индивидуальных мнений респондентов. 4. Сформулируйте правило «непересекающихся оснований». Приведите примеры, свидетельствующие о нарушении данного нормативного требования в шкалах номинального, равнового и интервального типа. 5. Каковы основные методы контроля за соблюдением данного правила шкалирования и предупреждения возможных ошибок?
«Ломаные шкалы». Список рекомендуемой литературы. 1. Основы прикладной социологии/Под ред.Ф.Шереги.-М., 1998 2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.-М., 1999 3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.-Кн.1.-М., 1990.-С.68-80. 4. Бутенко И.А. Социология: наука и искусство.-М., 2000 Тема 11. МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИИ Вопросы лекции История и цель социометрии. Классификация малых групп. Индивид в группе (статус, роль). Социометрическая карточка. Социальные установки в социометрии. Информация о зародыше конфликта. Установка. Шкалы: самооценки, ранжирования объектов, парных сравнений, Богардуса, Терстоуна, Осгуда. Раздел VI. ОБРАБОТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ И АНАЛИЗ РЕЗУЛТЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тема 12. ОБРАБОТКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ. Вопросы лекции. Подготовка первичной социологической информации к обработке.. Обобщение и отображение результатов исследования. Тема 13. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Вопросы лекции. Многомерный анализ социологической информации. Интерпретация полученных данных. Тема 14. ОТЧЕТНОСТЬ Вопросы лекции. Виды отчетов. Использование данных в управленческой деятельности. Список рекомендуемой литературы. 1. Руденко Р.И. Практикум по социологии.-М.,1999. 2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М., 1999 3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии.-М., 1999 4. Мангейм Дж.Б., Рич Рич.К. Политология. Методы исследования.-М., 1997. 5. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство.-М., 2000 6. Основы прикладной социологии/Под ред. Ф.Шереги.-М., 1998 Смотрите также: Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований»
201.56kb.
1 стр.
Методические указания по курсу «Экспериментальная психология»
313.86kb.
1 стр.
Методические указания к курсу «История теоретической социологии»
193.41kb.
1 стр.
Методические указания и задания к курсу «Математические методы и модели в управлении»
388.09kb.
1 стр.
Методические указания к лабораторной работе по курсу «Механизация и технология животноводства»
189.46kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению практических заданий по курсу "Основы рекламы" Санкт-Петербург 2006
263.55kb.
1 стр.
Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов
440.5kb.
7 стр.
Методические указания по выполнению практических работ по курсу "Экология"
207.09kb.
1 стр.
Методические указания к практическим занятиям о пропорциях по курсу "рисунок" хдамг 2001
196.86kb.
1 стр.
Методические указания по управляемой самостоятельной работе студентов по дисциплине «Методология, теория и методы психологических исследований»
171.83kb.
1 стр.
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу Информатика Таганрог 2009
225.79kb.
1 стр.
Рабочая программа, методические указания и вопросы для самоконтроля по курсу "история экономики" орел -1998 337.87kb.
1 стр.
|