Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2Министерство экономического развития и торговлиРоссийской ФедерацииГосударственный университет -Высшая школа экономикиФакультет Прикладной политологии Программа дисциплины«Художественный образ как средство политического воздействия» для направления 030200 - Политология подготовки бакалавра (030200.62) Авторы программы: кандидат филологических наук, доцент М.И. Дзялошинская
Москва, 2006 Пояснительная записка Требования к студентам:
Цели данного курса:
В конечном счете «сверхзадачей» курса является стимулирование интереса будущих политологов к комплексу художественных произведений – как с точки зрения обогащения профессиональных навыков, так и в контексте общекультурного роста. Курс нацеливает студентов вырабатывать определенную культуру работы над текстами различной сложности. Место и роль данного курса: Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы:
Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля Текущий контроль:
Промежуточный контроль:
Итоговый контроль - зачет. Итоговая оценка складывается: 10% - активность на семинарах, участие в обсуждении докладов; 20% - подготовка доклада; 35% - домашнее задание; 35% - зачет.
Искусство как семиотическая система. Специфика художественной коммуникации и информации. Понятия «язык искусства», «художественный текст», «художественный материал», «художественное содержание», «художественная форма», «художественный образ». Художественный язык как упорядоченное в чувственно-конкретной форме художественное сообщение, высказывание. Произведение искусства как сложно построенный смысл (текст), системное единство элементов художественного языка как смысловых (содержание произведения искусства и его выражение в художественном языке). Проблема целостности художественного произведения. Моделирующая функция языка искусства. Художественная модель мира как реализация творческого замысла (идеи) художника. Специфика языка различных видов искусства. Язык живописи, архитектуры, кино, театра, музыки, литературы. Проблема взаимодействия искусств. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Художественный образ в искусстве Образность как отличительная черта художественного мышления. Художественный образ как эстетический знак. Специфические черты образа: синтетичность, целостность, принадлежность сознанию, содержательность; роль культурной памяти в порождении и интерпретации образа. Художественный образ и символ. Механизм интерпретации художественного образа как культурного феномена. Использование различных научных методов анализа художественного образа в отдельных видах искусства (герменевтика, семиотика). Текст и контекст в анализе художественного образа. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Искусство и социум 3.1. Место искусства в социально-культурной жизни общества (генезис, эволюция). Взаимодействие искусства с другими формами общественного сознания (теоретический и исторический аспекты). «Религиозные корни» дерева «европейской культуры» по С. Булгакову; специфика религиозного и художественного образа; эстетизация символов веры в мировых религиях и художественный канон по А. Лосеву как «количественно-структурная модель мира». Традиция взаимодействия этического и эстетического начал в искусстве: вечные темы и их интерпретация в системе художественных образов. Дихотомия политических и художественных аспектов жизни социума: проблема свободы творчества в различные исторические эпохи, значение «государственных муз» по Г. Плеханову; аллюзия как средства художественного осмысления политической практики и как средство воздействия на нее. Антиномичность логического и образного способов постижения действительного как основа соотношения искусства и науки в истории общества: тенденция изучения данной антиномии от Аристотеля до В. Соловьева, современные представления о проблеме; естественнонаучные и социологические аспекты изучения художественного творчества в ХХ веке. Формирование основных функций искусства в жизни общества. Содержание основных и дополнительных функций искусства. Актуализация гедонистической, дидактической и коммуникативной функций искусства в современном мире: причины, конкретные художественные образцы, значение.
«Агитация за счастье» и проблема истинности и фальши в советском искусстве. Образцы литературного соцреализма в творчестве («Железный поток» А. Серафимовича, «Поднятая целина» М. Шолохова и «Разгром» А. Фадеева). Историко-революционная тема в картинах И. Бродского, Б. Иогансона, в операх И. Дзержинского, Т. Хренникова, С. Прокофьева, в балетах Б. Асафьева, А. Крейна, в кантатах и ораториях Ю. Шапорина, М. Коваля, С. Прокофьева. Образ революционных вождей в изобразительном искусстве, литературе и кинематографе. Киноленты С. Юткевича, Г. Козинцева, Л. Трауберга, посвященные революционной тематике. «Сталинский ампир» в архитектуре середины 1930 — начале 1950-х гг. Высотные здания Москвы и программа монументального оформления станций метрополитена как символическое выражение в архитектурных формах принципов советского социалистического строя. Попытка навязать искусству метод упрощенно-идеализированного отражения современной действительности, создание лучезарно-светлого, лишенного противоречий образа социалистического общества. «Волга-Волга» и «Веселые ребята» (реж. Г. Александров, комп. И. Дунаевский) — ярчайшие примеры «идеологических» музыкальных кинокомедий 1930-х гг. Исключительная роль жанра песни в системе массовой пропаганды. Песенное творчество И. Дунаевского, М. Блантера, А. Александрова, В. Захарова, В. Соловьева-Седого и др. Тема становления «нового человека» и нового чувства жизни в работах ведущих мастеров отечественного искусства 1930–1950-х гг.: М. Сарьяна, С.В. Герасимова, А. Дейнеки, Ю. Пименова, В. Мухиной, А. Пластова, П. Корина, В. Лебедева, А. Самохвалова, К. Рудакова, Г. Верейского, В Конашевича, С. Чуйкова, Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Мясковского и многих других. Великая Отечественная война и ее отражение в литературе (А. Фадеев, К. Симонов, М. Шолохов, О. Берггольц, Н. Тихонов, М. Алигер, П. Антокольский, В. Инбер, Л. Леонов, И. Эренбург, А. Толстой, Вс. Вишневский), в музыке (Д. Шостакович, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, Д. Кабалевский, А. Александров), в кинематографе (И. Пырьев, Ю. Райзман, Л. Арнштам, Ф. Эрмлер, М. Роом, С.А. Герасимов). Карикатура и графика военных лет. Полотна о войне и героизме (П. Корин, С.В. Герасимов, А. Пластов). Политическая «оттепель» конца 1950–1960-х гг. и ее значение для искусства. Дискуссии о реализме: борьба за преодоление догматизма и расширение трактовки художественно-эстетических принципов реалистического искусства. «Возвращенная литература» (Е. Замятин, М. Зощенко, М. Булгаков, С. Есенин, А. Ахматова, М. Цветаева, В. Хлебников, Б. Пастернак, А. Платонов). Идеологическое расслоение искусства на апологетическое и социально-критическое. «Суровый стиль» в живописи 1960-х гг. (В. Попков, В. Иванов, Д. Жилинский, Г. Нисский, В. Никонов, Т. Салахов, А. Тюленев, З. Аршакуни, Г. Егошин, Е. Моисеенко и др.). Осмысление судеб народа в эпоху глобальных социальных сдвигов (А. Твардовский, А. Солженицын, Ю. Бондарев, А. Чаковский, И. Стаднюк, В. Астафьев, В. Тендряков, В. Быков, П. Проскурин, Ф. Абрамов, Ю. Трифонов, А. Рыбаков, В. Шукшин). Социальные, нравственные и психологические конфликты в драматургии (А. Арбузов, А. Володин, В. Розов и др.) и кино (М. Хуциев, В. Шукшин, А. Герман, Н. Михалков, К. Муратова, С. Соловьев, Э. Рязанов и др.). Андеграунд как проявление нонконформизма и противостояния официальной политике государства в области искусства. Участники так называемых «Бульдозерной» и «Газа-Невской» выставок середины 1970-х. Литературный «Самиздат». Феномен бардовской песни (А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др.).
Массовое общество и проблемы культуры. Социально-психологические характеристики массового общества, признаки и противоречия массовой культуры (упрощенчество, деиндивидуализация, инфантилизм, агрессивность, импульсивность, категоричность, легковерность как результаты «демократизации»). Массовое искусство потребительского общества. Жанры, культурные коды, архетипы массового искусства. Современные средства массовой информации и коммуникации как субъекты массового искусства. Постмодернизм в искусстве. Художественные выражение постмодернизма в отдельных видах искусства; постмодернизм в современной России. 3.4. Современная художественная жизнь в ХХ — начале XXI вв. Массовая культура и кич. Элитарная культура. Влияние пост-модернизма на теорию и практику современной художественной жизни (кино, театр, живопись и др.). Виртуальная организация художественной жизни. Контркультура и субкультура в системе современной художественной жизни. Восприятие и интерпретация явлений художественной жизни, понимание ее роли и места в современной культуре и социокультурной коммуникации. Традиционализм и авангардизм. Художественные союзы, объединения, группировки: организационные формы, концепции, функционирование. Творческие мастерские. Личность художника и творческий процесс. Художественные учебные заведения: образовательные программы и выставки студенческих проектов. Молодежные творческие конкурсы.
Диалектика культурно-исторического и типологического рассмотрения произведения искусства. Художественный контекст и контекст культуры. Описание, анализ и интерпретация. Методики и алгоритмы анализа. Разновидности методологических принципов анализа произведения искусства: эстетический, искусствоведческий, культурологический, структурно-семиотический, психоаналитический и др. Основные методы интерпретации художественного произведения. Герменевтический метод интерпретации. Искусство как текст. Проблема понимания художественного текста. Комплексность восприятия художественного текста и вербализация результатов восприятия—понимания. Семиотический метод интерпретации. Язык искусства как формосмысл. Структура знака. Структура и моделирование. Синтагматика, семантика, прагматика как разделы семиотики. Коммуникативные аспекты произведения искусства. Культурологический метод интерпретации. Историко-культурные смыслы художественного произведения. Политический анализ произведений искусства. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Методология анализа литературного произведения Специфика словесного художественного творчества (литературы) в системе искусств. Понятие «художественная литература», его историческая изменчивость; переходные формы словесных текстов. Литературное произведение в системе культуры. Литературное произведение как объект восприятия и анализа Описание, анализ, интерпретация как формы понимания литературного произведения. Содержательность художественной формы в литературном произведении Литературное произведение как высказывание (художественная коммуникация и творческий процесс). Основные особенности литературного произведения как высказывания. Проблема автора. Художественная концепция автора. Автор и герой. Историческое движение художественных форм и историческая поэтика. Сюжет и композиция как конструктивно-содержательные уровни художественного высказывания. Понятие события, мотива, мотивировки. Связь сюжетно-композиционного уровня с другими уровнями литературного произведения. Основные принципы анализа сюжетно-композиционной структуры литературного произведения. Художественный мир литературного произведения. Моделирующий характер мира произведения («художественная реальность»). Язык как «мир» и «мир» как язык. Значимости художественного мира и способы их организации. Художественное время и художественное пространство («хронотоп»). Ценностно-моделирующий характер категорий времени и пространства. Формы времени и их семантика в художественном произведении (фольклорное время, специфика времени в эпосе, лирике и драме). Автор, герой и время. Художественное пространство: понятие границы и основные пространственные оппозиции. Типы художественного пространства, специфика их организации и их семантика/функция в художественном произведении. Понятие действия и события в литературном произведении. Персонажный уровень поэтического мира (общая характеристика, состав персонажей, формы обращения, костюм, тело, поведение, жесты, этикет) и его семантика/функция. Проблема имени; имя и образ в литературе. Предметный уровень поэтического мира (природа, вещь, свет, звук, цвет, запах, форма, фактура, движение): специфика социо-физических характеристик и свойств, их семантика/функция в художественном тексте. Роль детали в структуре художественного целого. Поэтика заглавий. Автор — текст — читатель. Проблема восприятия художественного произведения и литературная коммуникация. Факт искусства и пути его познания. Анализ текста как основа адекватной интерпретации его смысла. Текст — контекст — подтекст; интертекстуальность и интермедиальность. Код — сообщение; уровни интерпретации и аналитическая деятельность филолога. Основные подходы к анализу литературных произведений и явлений; принципы и методы анализа («целостный» анализ, «имманентный» анализ, анализ поэтики и т. д.). Литературная герменевтика. Основные принципы культурологии и семиотики в анализе литературного произведения. Принцип историзма. Значение историко-литературных и общекультурных знаний при анализе текста. Современные интерпретационные стратегии. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. Политический анализ и литературные «портреты времени» Образы эпохи, страны, режима в перечисленных произведениях. Основная литература:
Тема 6. Политические и политико-психологические аспекты проблем «личность-организация», «личность-государство» Взгляд на взаимоотношения личности, организации и государства в перечисленных произведениях. Основная литература:
Тема 7. Политические портретные галереи в художественных текстах Образы лидера, героя, деспота, функционера в перечисленных произведениях. Основная литература:
Тема 8. Технология массовых движений, организаций, акций Участники и идеологии массовых движений в перечисленных произведениях. Основная литература:
Тема 9. Политический радикализм в художественной литературе Сознание террориста, маргинала, аутсайдера, революционера. Проблема маргинального пространства. Основная литература:
Тема 10. Политические элиты, законы их функционирования «Портреты» внутриэлитной жизни в перечисленных произведениях. Основная литература:
Тема 11. Политический анализ и жанр исторического романа Исторический роман – портрет эпохи. Правда и вымысел в описании исторических личностей. Основная литература:
Тема 12. Элементы политического анализа в жанрах сказки, притчи, фэнтэзи Политический подтекст фантастических романов. Фантастика как жанр политического прогнозирования. Основная литература:
Тема 13. Приемы литературно-политического анализа Образы и метафоры. Аналогия и гротеск. Психологические модели, модели политического мира. Фразы.
Отдельный сюжет внутри романа. Основная литература:
Тема 14. От путевых заметок к политическому анализу Взгляд со стороны как технология политического анализа. Основная литература:
Тема 15. Русская политическая публицистика Политическая рефлексия как способ постижения реальности. Возможности жанра. Основная литература:
Тема 16. Утопии и антиутопии как формы политического анализа. От реальности к мечте и обратно. Политический пессимизм или трезвый анализ? Основная литература:
Тема 17. Идеологизация жанров. Социалистический реализм. Роман как средство идеологического воздействия. Основная литература:
Тема 18. Политические взгляды автора и их отражение в содержании литературного произведения Зарубежные писатели на политической сцене Российские писатели на политической сцене. Основная литература: Произведения Э. Хэмингуэя, Х.-Л. Борхеса, К. Гамсуна, И. Бунина, М. Горького, В. Набокова, А. Солженицына, В. Распутина, Ю. Полякова, А. Проханова, Э. Лимонова по выбору студентов. Тема 19. Экранные искусства и политика Базовые представления о происхождении и единицах языка кино. Эволюция кино в аспекте совершенствования технических средств создания художественного образа. Кино, телевидение, видео — детища технического прогресса ХХ века. Общность и различие в технологии производства (фотомеханические и электронные технологии) и принципах художественного творчества. Экранное творчество как средство массовой коммуникации и как художественная деятельность. Жанровая система экранных искусств. Кино игровое (психологическая драма, мелодрама, комедия, приключенческий фильм, фантастика, киносатира, вестерн, детектив, киноэпопея, мюзикл, фильм-опера, фильм-балет и др.), документальное (репортаж, кинонаблюдение, кинопортрет, киноочерк, кинохроника). Видеофильм, видеоклип, документальная видезапись. Телевидение и его жанры (информационная, развлекательная передача, телесериал, жанры кинодокументалистики и др.). Место мультипликации (графической и объемной) в кругу экранных искусств: особое искусство, пользующееся кинематографической техникой. Экранный образ. Объективный и субъективный содержательный планы (фиксация видимого и авторская оценка). «Прозаический» и «поэтический» кинематограф. Специфика восприятия экранных искусств: эффект присутствия, отождествления. Многослойная смысловая структура экранного произведения. Возможность прочтения отдельных слоев содержания. Семиотика кино, ее достижения и методы. Прочтение экранного «текста». Выявление структуры «кода», или «языка», киноискусства. Раскрытие культурных и политических смыслов экранных образов. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 20. Политический театр Формирование театра как вида искусства. Новые тенденции в театральном искусстве ХХ в. Историческое многообразие театральных форм и видов. Многообразие жанровых театральных форм: трагедия, комедия, фарс, мелодрама, опера, балет, оперетта, мюзикл и т. д. Камерные формы театра и массовые театральные действа. Сценическая образность. Жизненный материал театрального искусства. Жизненная правда и театральная условность. Театр как «вторая реальность». Язык театра. Семантика элементов сценического языка. Театральная речь (литературный текст и его смыслы). Текст и подтекст (взаимодействие литературного текста с другими элементами театрального комплекса). Язык актерской пластики (жизнеподобные и символические пластические формы). Мизансцена как основа структурирования сценического действия и создания его смысловых ячеек. Семантические возможности сценографии и музыкального ряда. Режиссура как средство создания театральной формы. Организация сценического действия, мизансценирование и созидание художественного комплекса спектакля. Режиссерский замысел и его воплощение. Многоаспектность театрального произведения: литературная основа, сценическое действие, художественное и музыкальное оформление, актерское и режиссерское мастерство. Спонтанная целостность восприятия. Неполнота охвата художественной информации в акте единичного восприятия. Проблема понимания художественного смысла разнородных элементов сценического языка (литературного, музыкального, пластического, изобразительного и др.). Интерпретация театрального произведения через аналитическое рассмотрение отдельных художественных средств и компонентов спектакля, выявление их семантики и семантических связей. Интерпретация критическая, культурологическая, герменевтическая, семиотическая.
Дополнительная литература:
Тема 21. Политика и изобразительное искусство Трансформация визуальных представлений о мире и человеке в художественной культуре. Изобразительное искусство ХХ века: тенденции, течения, персоналии. Новые видовые и жанровые образования, полемические характеристики их с позиций искусствоведения. Отражение зримых образов реальности (документальная конкретность и условная схематичность изображения). Предметный мир изобразительного произведения. Персонажи и события. Сюжет и особенности его воплощения в изобразительном искусстве (одномоментный ракурс событий, симультанный образ действия, последовательное повествование по принципу «стоп-кадр»). Аллегория и символ как средства расширения содержательных возможностей изобразительного искусства. Визуализация невидимого: воплощение душевных состояний и абстрактных идей. Нефигуративные образы изобразительного искусства. Выразительные свойства фигуративных образов, основанные на соединении сходства и несходства. Тема, мотив и идея произведения изобразительного искусства. Содержательные аспекты материала и формы. Эмоционально-семантическое восприятие свойств материалов изобразительного искусства. Произведение как значимая форма, имеющая определенную духовно-ценностную организацию. Виды живописи: монументальная, декоративная, театрально-декорационная, миниатюра. Виды графики: уникальная и печатная графика. Виды скульптуры: круглая скульптура и рельеф (барельеф и горельеф). Жанры и жанровые модификации скульптуры (исторический и бытовой портрет, мемориальная, культовая, декоративная, «ландшафтная» скульптура и т. д.), живописи (бытовой, мифологический, исторический жанры, икона, портрет, натюрморт, пейзаж, марина, книжная миниатюра и т. д.), графики (станковая, книжная, прикладная графика, плакат). Различие исходных позиций для интерпретации произведения. Интерпретация произведения с позиций современной культуры. Проникновение в замысел художника и культуру эпохи и страны, породившей данное произведение искусства. Критическая оценка и полититологическое исследование.
Дополнительная литература:
Тема 22. Музыка и политика Понятие музыкального образа. Музыкальный тематизм как носитель музыкальных образов. Тематический и нетематический материал. Приемы развития тематического материала: повтор, вариация, развитие, преобразование, контраст. Тематические и интонационные связи, производный тематизм. Взаимопроникновение функциональных типов тематизма. Музыкальная тема. Классификация музыкальных тем. Диалектика функций музыкальной темы. Основные музыкальные роды и жанры. Понятие музыкальной формы. Культурные коды музыки. Философско-эстетические основания музыкального творчества (научная традиция и опыт композиторов). Понятие музыкального языка. Символизм музыкального языка. Исторические и региональные особенности осмысления музыкального звучания. Понятие «музыкального словаря эпохи». Связь звукового текста с культурным содержанием эпохи. Стиль и жанр в музыке. Музыкальные жанры и их семантические возможности. Музыкальный стиль как семантический комплекс. Национальные и исторические стили в музыкальном искусстве. Индивидуальный композиторский или исполнительский стиль. «Чистый» стиль и полистилистичность. Виды аналитического рассмотрения музыкального произведения. Типолого-стилевой, жанровый, формальный, эстетический, комплексный, или системный, анализ. Значимость системного подхода к анализу произведения и восприятие его как многоуровневой системы. Специфика интерпретации как истолкования художественного образа. Интерпретация и творчество. Виды интерпретации музыкального произведения. Исполнительская и слушательская интерпретации. Искусство исполнительской интерпретации. Значение вторичного творческого воссоздания. Авторский текст и его переосмысление в процессе исполнения. Исполнительский стиль и художественная индивидуальность исполнителя. Слушательская интерпретация. Восприятие музыкального произведения как художественное сотворчество. Многообразие методов интерпретации музыкального произведения. Музыкальная герменевтика. Музыкальная семиотика. Культурологическая интерпретация музыкального произведения. Специфика и задачи эстетической, искусствоведческой, критической интерпретации музыкальных произведений. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 23. Политика в архитектуре Архитектура как вид искусства: специфика формирования, соотношение художественного и утилитарного. Архитектурный стиль и направление. Понятие архитектурной школы. Градостроительство. Ландшафтная архитектура. Основные архитектурные термины. Основные направления в архитектуре второй половины ХХ века: интернациональный стиль, хай-тек, постмодернизм. Организация и оформление пространственной среды для жизни и деятельности людей — создание «второй природы». Связь с утилитарными формами практической деятельности. Бифункциональность: переплетение духовного и материального, эстетического и утилитарного, художественного и нехудожественного. Функциональная сторона. Соответствие бытовым потребностям человека. Критерий удобства и целесообразности. Художественная сторона. Критерий красоты и совершенства. Знаково-символический аспект архитектонических произведений. Семантика деталей и художественных приемов. Преимущественно неизобразительный характер художественного образа в сфере архитектонических искусств. Ассоциативная передача мыслей и чувств человека. Введение изобразительных приемов в архитектонические искусства. Приемы метафоризации архитектонического образа. Воплощение целостных культурных моделей мироздания. «Прочтение» языка архитектонических искусств. Зависимость от культурного содержания эпохи, особенностей национального и исторического типа мышления. Врожденные способы восприятия структурных закономерностей мира и ценностные «фильтры». Выражение абстрактных идей, общих настроений и душевных состояний. Жанровые системы в архитектонических искусствах. Историческая, национальная и индивидуальная стилистика. Основная литература
Дополнительная литература:
Темы для домашнего задания
Вопросы для зачета
Авторы программы: ________________________ И.Г. Шаблинский _________________________ М.И. Дзялошинская Приложение Учебно-методическое обеспечение дисциплины Смотрите также: Программа дисциплины «Художественный образ как средство политического воздействия»
502.11kb.
2 стр.
Программа дисциплины «сми как фактор политического процесса в России»
176.25kb.
1 стр.
Манипулятивное убеждение как вид речевого воздействия
46.04kb.
1 стр.
№ урока Раздел Тема Планируемый и контрольный результат Основные термины и понятия Кол -во часов
207.41kb.
1 стр.
Бумажные и электронные деньги
258.2kb.
1 стр.
Системно-аналитическая арт-терапия как интегративная стратегия психологической помощи
93.24kb.
1 стр.
Музыка как средство развития ребенка
81.35kb.
1 стр.
Программа государственного экзамена по специальности 0603 «финансы» для студентов 2 курса Современного открытого колледжа
91.25kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины «Оценка регулирующего воздействия»
216.21kb.
1 стр.
Билет №9 Художественный образ в литературе
247.38kb.
1 стр.
Оргкомитет республиканской научно-творческой конференции студентов, преподавателей и специалистов «Художественный образ Великой Отечественной войны»
183.83kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену сост. Селиверстов Г. М 68.46kb.
1 стр.
|