Главная
страница 1страница 2страница 3
АНПО "Школьная лига"
Управление инновационной политики и специальных проектов

Правительства Пензенской области


Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Пензенский институт развития образования»




Межрегиональный семинар-стажировка

«Школа и инновации»

Материалы для групповой работы

Пенза


2012
СОДЕРЖАНИЕ
– Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений г. Пензы – участников Школьной Лиги РОСНАНО и Пензенской Лиги Новых школ:

ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одарённых детей»,

МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы,

МБОУ гимназия № 44 г. Пензы,

– Школа как технопарк;

– Рекомендации для подготовки репортажа;

– Материалы о ЗАО НПП «МедИнж» и технопарке «Яблочков»;

– Выпуски журнала «InНоватор».

В современном обществе актуальной является задача формирования инновационной экономики, основным ресурсом которой является инновационная деятельность, новые технологии производства и новое знание, что порождает необходимость воспитания нового поколения учёных, исследователей и рабочих для высокотехнологических отраслей. Привлечение молодёжи в научно-техническую сферу, повышения престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров, от изобретателей до инноваторов становятся сегодня важными приоритетами социально-экономической политики.

Это, в свою очередь, требует инновационных изменений в образовании, его ориентации не только и не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, но и овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно.

Для эффективного использования создаваемой в Пензенской области инновационной инфраструктуры в регионе в рамках пилотного проекта «Малый инновационный лифт Пензенской области» ведётся целенаправленная подготовка подрастающего поколения к занятиям инновационной деятельностью.

Базовой частью проекта является комплексная межведомственная программа вовлечения детей и молодёжи в инновационную деятельность «1000-list-nick». Цель программы – создание механизмов и условий для развития творчества и инновационной активности детей и молодёжи региона.

Одним из модулей программы является «Пензенская Лига Новых школ». Входящие в её состав ОУ реализуют образовательные программы нового поколения, ориентированные на обновление экономики и общества в эпоху высоких наукоёмких технологий и инновационной экономики.
Уважаемые коллеги, 29 ноября 2012 г. в рамках семинара Вы познакомитесь с опытом школ–участниц Пензенской Лиги Новых школ и Школьной Лиги РОСНАНО (ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одарённых детей», МАОУ многопрофильная гимназия № 13  г. Пензы, МБОУ Гимназия № 44 г. Пензы), посетите объекты инновационной инфраструктуры г. Пензы (НПО «МедИнж», Технопарк «Яблочков»).

Опираясь на предложенную информацию, на свои впечатления от увиденного и услышанного, напишите репортаж (фоторепортаж), в котором постарайтесь отразить следующие проблемы:



  • естественнонаучное образование в общеобразовательной школе;

  • создание педагогических условий для становления внутренней познавательной мотивации учащихся;

  • педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся;

  • дистанционное сетевое образование и другие формы сетевой активности учащихся и педагогов;

  • организация работы учащихся на базе школьных лабораторий, конструкторских бюро, проведение экспедиций, путешествий;

  • взаимодействие школы и инновационного бизнеса.

В репортаже выскажите своё мнение по отношению к размышлениям А.Н.Юшкова и М.М.Эпштейна «Школа как Технопарк».

Репортаж оформите в виде компьютерной презентации или стендового доклада.



Школа как технопарк

(Приглашение к размышлению и обсуждению)
Летняя школа «Наноград» (и ее «дочерние» проекты – пензенский «TeenГрад» и намечающиеся другие) - это пространство совместного понимания, что такое «высокие технологии», как они создаются, для чего они нужны и какое к ним отношение имеют все собравшиеся на Летней школе. Разобраться в этом - очень актуально как для школьников, так и для их учителей.

Важно, что знакомство с высокими технологиями в «Нанограде» происходит не только на уровне лекций о них, но и через прямой контакт с представителями науки и индустрии, через пусть краткое, но глубокое погружение в реальную работу с высокими технологиями, через организацию всей жизнедеятельности в форматах, свойственных инфраструктуре высоких технологий.

Мы имеем ввиду, что летняя школа «Наноград» во многом строится по модели технопарка – современной инфраструктуры, создаваемой для поддержки появления новых идей и их практической реализации.

И в этом смысле, мы считаем, что можем говорить о «Нанограде» как пространстве современного образования, так и о технопарке как модели современной школы.

Остановимся на этом чуть подробнее.
Технопарк – среда, создаваемая специально с целью поддержки процесса перевода научного знания, результатов научного труда в продукт промышленного производства, в товар. Чаще всего технопарки создаются для поддержки высоких технологий, в которых высока доля добавленной стоимости в виде интеллектуального труда. И это условие принципиально влияет на то, как устроен технопарк. Интеллектуальное производство обычно строится не тем же способом, идет не тем же путем, что индустриальное, и требует особых условий осуществления. Для появления и реализации новых идей требуется особым образом организованная среда. И технопарк - это способ организации такого пути производства, по существу, это не только здание или комплекс сооружений, это способ организации инновационного процесса - превращения нового знания в новый продукт.

Перечислим основные виды деятельности, которые объединяются в особых пространствах – технопарках – для поддержки инноваций как реализованных идей:

- Исследовательская деятельность (в том числе - междисциплинарная); экспертиза перспективных разработок,

- Изобретательская деятельность и проектирование, разработка прототипов и технологий,

- Производство,

- Маркетинг, сбыт, управление,

- Поддержка коммерциализации разработок.
И что немаловажно, кроме объединения на одном пространстве всего этого цикла работ – от идеи до продажи продукта, в технопарке серьезное внимание уделяется созданию творческой среды для работы и досуга (в которой стимулируется порождение новых идей и их осуществление) – пространства для встреч, общения, творческой деятельности, кафе, библиотека и пр. и пр.
В этом смысле летняя школа «Наноград» и является таким технопарком, в котором увязаны друг с другом различные деятельности и пространства: обучение и исследования (во время занятий Академии), моделирование и конструирование (в Мастерских и лабораториях), производство и взаимодействие с бизнесом (во время работы Корпорации), здоровый образ жизни и творческий досуг (организуемый Фестивальным центром).
Какое отношение все это может иметь к учебному процессу в общеобразовательной школе? Почему мы отчасти связываем модель «Нанограда» и школу?
Вероятно, можно согласиться с тем, что современная школа строится во многом по модели фабричного производства: разделение труда, ведущее к специализированной деятельности; каждую такую деятельность «обслуживает» свое «отраслевое» знание. В школе соответственно каждой отрасли появляются специализированные учебные предметы. Основной смысл работы школы – просвещение необразованных, базовый способ работы – передача учащимся уже открытого другими знания.
Если же принять за реальность, что в современной экономике все большее влияние приобретают отрасли, где приоритетом являются экономика знаний, продуцирование новых идей и продуктов на их основе, то становится понятным, почему сегодня все более актуальным становится введение в школе в качестве основных способов ее работы исследовательской и проектной деятельности. Именно с их помощью можно научить школьников не только воспринимать информацию, но и самим порождать новые идеи, новые продукты на их основе, проявляя собственную инициативу воплощать свои идеи на практике.

Обучение порождению нового знания вряд ли возможно без включения участников в реальный процесс творчества, улучшения жизни вокруг себя, то есть в процесс инноваций.

Наиболее естественным пространством, где такой опыт может формироваться и развиваться, является технопарк – среда, которая объединяет научное творчество; экспериментальное моделирование; реальное производство; атмосферу, способствующую порождению новых идей.

И этой логике, вероятно, культурным прототипом современной школы (или как минимум естественно-научного образования в ней) является не фабрика, а именно ТЕХНОПАРК.

А поскольку Наноград строит свою работу по модели технопарка, то надеемся, что может быть участники летней школы (учителя и ученики) смогут постепенно перенести модель технопарка и на свои школы.
А.Н.Юшков

М.М.Эпштейн

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пензенской области «Губернский лицей-интернат для одаренных детей»
«Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества», - данное положение определяет основное содержание Федеральной программы «Одаренные дети». Деятельность ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей» связана с реализацией данного федерального нормативного документа.

В связи с этим приоритетными задачами в организации работы образовательного учреждения являются следующие:



  1. Особое внимание уделяется бережному отношению к одаренному ребенку, реализация целостного подхода в условиях школы полного дня;

  2. Создание условий в обучении, воспитании, проживании, социализации для развития одаренности.

На основании сложившейся системы работы в лицее сформировался комплексный календарь массовых мероприятий, содержание которого определяется организацией и проведением ряда олимпиад и научно-практических конференций регионального уровня:



    • Губернская естественно-математическая олимпиада «Весенниада»

    • Открытая школьная олимпиада по физике и биологии, математике и химии

    • Олимпиада «Шаги познания физики»

    • Межрегиональная олимпиада по математике «САММАТ»

    • Турнир имени М.В.Ломоносова

    • Олимпиада и научно-практическая конференция по нанотехнологиям

    • Московская олимпиада по физике

    • Олимпиада Московского физико-технического института

Многие из названных мероприятий организованы учителями лицея, в организации и проведении ряда других олимпиад лицей является региональной площадкой, что подтверждается заключенными договорами (с Самарским техническим университетом, Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова и др.)

Одаренные дети нуждаются не только в целенаправленном учебном воздействии, но и в создании вариативной и индивидуализированной образовательной среды. В 2011-2012 учебном году учащимся предоставлена возможность выбора факультативных занятий (более чем 10 вариантов по каждому профилю обучения). Сотрудничество с вузами позволяет привлекать к обучению лучших преподавателей. Ряд курсов реализует обучение по вузовским программам (курс нанотехнологий, гистологии, микробиологии и др.)

Наиболее эффективной является индивидуальная форма занятий. В лицее сложилась определенная система по организации индивидуальных занятий: имеются по каждому профильному предмету, а также предусматривается проведение индивидуальных занятий по предмету по выбору учащегося.

Реализация в практике каникулярных форм обучения, направленных на создание условий для погружения в предмет. С данной целью создана целостная система обучения в каникулярное время:


  • сборы по подготовке к олимпиадам,

  • сборы по созданию исследовательских проектов,

  • летняя школа,

  • школа выходного дня.

Активно используются дистанционные формы обучения. Лицей проводит ставшую уже традиционной Губернскую естественно-математическую олимпиаду «Весенниада», областную олимпиаду по нанотехнологиям «Откроем вместе наномир», заочные туры которых проходят в дистанционном режиме, Дистанционную естественнонаучную олимпиаду. Также факультативные занятия в информационно-математических классах проводятся преподавателями из Израиля. Совместно с зарубежными коллегами разработана образовательная программа «Углубленное изучение информационных технологий в школе», неоднократно на базе лицея проводились семинары и курсы для учителей области с привлечением израильских преподавателей.

Каждый четвёртый лицеист является победителем или призером олимпиад, форумов, конкурсов различного уровня. Значительные результаты показали лицеисты в областных предметных олимпиадах. Ученица 9 химико-биологического класса Ушкина Ольга стала призером Всероссийской олимпиады по биологии. 8 учащихся награждены Премией Губернатора Пензенской области.

В целях создания условий эффективной подготовки учащихся к областным и всероссийским олимпиадам лицей выступил с предложением по организации естественнонаучного образовательного центра (ЕНОЦ). В ЕНОЦ обучение ведется по физике, математике, химии, биологии, информатике. Для занятий приглашаются учащиеся 8-11-х классов. В качестве наставников приглашены учителя не только Губернского лицея, но и педагоги из других школ, подготовившие победителей и призеров олимпиад и имеющие опыт работы с одаренными детьми. Кроме этого, с учащимися ЕНОЦ работают преподаватели вузов. Занятия проводятся как на базе лицея, так и в университетов.

Не первый год лицей проводит областные сборы по подготовке к олимпиадам. На данный момент обучение осуществляется по физике, математике, химии, биологии, информатике. В текущем учебном году структура сборов была реорганизована. Приглашены ведущие преподаватели, методисты предметных комиссий всероссийских олимпиад для проведения занятий с учащимися. Кроме этого, в рамках сборов проходит стажировка учителей региона по подготовке к олимпиадам различного уровня.

Лицей входит в состав Школьной Лиги Роснано. Претворять в жизнь идеи по развитию нанотехнологий в школе лицеистам помогает система занятий с преподавателями факультета естественных наук, нанотехнологий и радиоэлектроники ПГУ. Лицеисты активно участвуют в научных мероприятиях в области нанотехнологий (молодежная образовательная школа-семинар «Индустрия микро- и наносистем», научно-практические конференции и др.). Преподаватели лицея участвуют во всех мероприятиях, проводимых Лигой: посещают семинары, работают в рамках научно-практических конференций и т.д.

Команда лицея успешно выступила на Фестивале инноваций и высоких технологий, завоевав призовые места. Каждый год учащиеся лицея учатся и отдыхают в Летней школе, организованной Школьной Лигой.

Лицей является ресурсным центром областного образовательного проекта «Школа Архимеда». Несколько десятков учащихся стали учениками этой школы, что позволило лицею получить Сертификат Школы Архимеда. Лицеисты побеждали в конкурсах, проводимых в рамках данного проекта. Также лицей выступил с инициативой проведения дистанционной олимпиады по математике «Школа Архимеда». Олимпиада организована для учащихся 5-8-х классов для привлечения младших школьников к олимпиадному движению.

С учетом функционирования лицея как школы полного дня особым образом организована работа во внеурочное время. Данная часть образовательно-воспитательного процесса предполагает проведение



  • кружковой работы

  • наличие системы спецкурсов по выбору

  • организацию олимпиад по профильным предметам

  • организацию проектной деятельности (работа под руководством преподавателей вузов)

  • погружение в предмет (каникулярное время)

  • организацию ученической научно-практической конференции

  • организацию конкурсов, игр

  • образовательные экскурсии (НИИ ФИ, МедИнтелл, ПГУ, РГГУ, Технопарк «Яблочков», Центр молодежного инновационного творчества)

  • организацию Дней науки


Инновационная деятельность

Научно-исследовательская, практическая деятельность
Работа учащихся в электронном правительстве

Учащиеся информационно-математического класса Гордон П. и Поздняков С. более полугода работают в ООО «Оператор электронного правительства». Учащиеся выполняют заказ, связанный с разработкой и размещением на портале определенных программ. Данные программы позволяют производить документооборот в государственных структурах. Привычные бумажные носители с запуском проекта заменятся электронной версией.

Работа в рамках данного проекта стала возможной, т.к. это связано с применением на практике знаний и навыков, полученных на уроках информатики, а также на занятиях элективных курсов в классе информационной направленности. Именно курс «Компьютерные науки», который связан с изучением программирования Java, позволил результативно участвовать в реализации указанного проекта.
Проект «Заповедный чай»

«фитосбор степной»

Руководитель Крылова О.А.

Цель проекта: разработать фитосбор на основе степных лекарственных растений.

Задачи:

1.изучить биоразнообразие растений степной ассоциации памятника природы «Ольшанские склоны»,

2. выявить виды лекарственных растений изучаемой степной ассоциации,

3. интродуцировать некоторые виды лекарственных растений на территории лицея-интерната,

4. собрать сырье и изготовить фитосбор,

5. изучить влияние фитосбора на здоровье учащихся лицея-интерната



Актуальность проекта

Сохранение здоровья подрастающего поколения – приоритетное направление политики современной России. Одним из средств сохранения здоровья может являться использование богатых биологически активными веществами фитосборов. Важно отметить, что фитосборы с использованием степных лекарственных растений отличаются более широким спектром и повышенной концентрацией физиологически активных компонентов.



Этапы реализации проекта

С июня 2011 года в ходе работы Летней школы и организации специализированных полевых практик идет работа по изучению биоразнообразия растений степной ассоциации памятника природы «Ольшанские склоны», что позволило выявить следующие лекарственные растения: эфедру двуколоскокую, полынь равнинную, чабрец Маршала и др. Поскольку сбор лекарственных растений на территории памятника природы ограничен, а для редких видов запрещен, на территории лицея-интерната был создан коллекционный участок с целью интродукции степных видов растений.

Коллекционный участок включил 5 видов: дрок красильный, лабазник вязолистный, чабрец Маршала, шалфей остепненый, эфедру двуколосковую.



Сбор сырья для создания фиточая осуществлялся как на коллекционном участке, так и на территории памятника природы «Ольшанские склоны». К сбору и пересадке не были взяты краснокнижные виды.
Исследовательская лаборатория нано- и микроэлектроники

Руководитель Вареник Ю.А.

Сегодня техническое оснащение исследований в микроэлектронике связано с огромными затратами на приобретение оборудования, значительную стоимость в котором занимает технологическое оборудование для получения низкоразмерных структур. В исследовательских целях требуется получать единичные образцы микроэлектронных структур из разнородных материалов. Применение в исследовательских целях промышленных технологических установок не эффективно в экономическом, энергетическом и технологическом отношениях. В связи с этим, для организации эффективных и экономичных исследовательских лабораторий микроэлектроники требуется производство лабораторных комплексов технологического и измерительного оборудования.

В настоящее время коллективом кафедры «Нано- и микроэлектроники» Пензенского государственного университета начаты работы по проектированию и изготовлению комплекса настольных установок для получения нано- и микроэлектронных структур. Первой из проекта будет создана настольная установка магнетронного напыления

Проект имеет высокий потенциал коммерциализации. Уже достигнуты договорённости с предприятием ФГУП «ПО СТАРТ» по развитию этого проекта для удовлетворения потребностей производства данного предприятия.



В проекте ученики лицея выполняют следующие задачи:

  1. Техническое обоснование применения и расчёт корректора коэффициента мощности автоматизированной системы (Чебан Олег)

  2. Расчёт выходных фильтров импульсного усилителя мощности (Костина Оксана, Шубин Роман)

  3. Анализ методом преобразований Фурье спектров выходного сигнала и токов в выходных фильтрах импульсного усилителя мощности (Жаренов Дмитрий)

В ходе исследований в рамках проекта выполнено:

  1. Подготовка учениками сообщений и статей на конференции: «Университетское образование. МКУО-2012

2. Участие в школе–семинаре «Индустрия микро-, наносистем» 1-2 декабря 2011г (посещение выставки, прослушивание научных докладов, участие в научных дискуссиях по материалам и методам нанотехнологий, посещение мастер-классов по методам исследования и создания материалов нано- и микроэлектроники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №44 г. Пензы.

Директор гимназии – Кистанов Александр Васильевич – «Почетный работник общего образования РФ», Победитель регионального, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года -2004», награжден знаком «Золотой пеликан», 2006г – победитель федерального конкурса «Лучший учитель РФ» в рамках ПНПО, 2007г – присужден статус «Духовного мецената и лауреата Международного Форума «Одаренные дети», победитель конкурса «Уставные документы муниципального общеобразовательного учреждения» (приказ УО №144 от 13.04.2007г), 2008г победитель регионального конкурсного отбора «Кадровый резерв – профессиональная команда страны», 2010г. – награжден почетным знаком «Достояние образования РФ», 2010г – награжден почетным знаком «За результаты достигнутые в области качества» в рамках участия во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров РФ».

Школьная лига РОСНАНО появилась совсем недавно, но она успела заинтересовать многие образовательные учреждения России. С тех пор, как наша гимназия стала участницей школьной лиги, многое изменилось в нашем сознании, в содержании деятельности нашего педагогического коллектива и учащихся. Самое главное, мы поняли, что нельзя выйти на новый уровень образования в период зарождения «наноэпохи» без настоящего приобщения коллектива к передовым идеям современной науки, без нового мышления и взаимодействия науки и практики. А эти изменения требуют внесения изменений в образовательную программу. Результатом участия в школьной лиге является повышение исследовательской культуры учеников. Заметны достижения учащихся по формированию метапредметной компетенции. В перспективе будем развивать проектную деятельность педагогов и учащихся, связанную с изучением перспективных научных исследований, использовать в практической деятельности междисциплинарные, межпредметные, надпредметные программы, уделять серьезное внимание исследованиям, экспериментам, практической деятельности учащихся на базе современного производства.

В гимназии действует ученическое самоуправление. Ребята с интересом участвовали во всех делах. Провели дидактическую игру «Детективное агентство» для учащихся 5-6 классов, игру «Журналист». Ведется работа по накоплению медиатеки (научно-популярная литература, видеоматериалы, электронные пособия и др.), готовится к открытию новая современная библиотека.

Учащиеся 9 - 10-х классов участвовали в апробации рабочей тетради «Увлекательный мир нанотехнологий». Приняли участие в конурсах: «А из нашего окна нанофабрика видна» (дипломы участников), «Я живу в нономире» (1 место – Сосновский Даниил, 3 место – Пальченков Валентин), «Увлекательный мир нанотехнологий» (1 место – Шмелькова Ксения, 2 место – Калмыкова Татьяна, 3 место – Петрухина Мария).

В учебном процессе используется современное лабораторное оборудование «L-микро». Современные технологии позволяют быстро, наглядно и качественно провести физические исследования. Система датчиков, моделирование через компьютер результатов эксперимента, полученных от датчиков, позволяет произвести анализ результатов с учетом погрешностей и сделать правильный вывод. Например, исследования параметров неравномерного движения; изучение кинематики вращательного движения; тепловые процессы и др.

Традиционными для гимназии стали проводимые «Фестиваль науки», интеллектуально-творческий марафон, Летняя школа для одаренных детей, конкурс проектов по технологии (технический труд).

Ежегодно в гимназии организуется работа Летней школы для одаренных детей. Работа которой состоит из загородной смены (на базе детского лагеря «Юность» и гимназической смены). В рамках Летней школы стартовал пилотный проект, который победил в гимназическом конкурсе методических идей «Есть идея!» «Глубокое погружение в краткосрочную проектную деятельность». В первый день ребятам кураторы предложили «Ярмарку идей» - темы проектов, которые детям были интересны для дальнейшего изучения и проведения исследований. В течение следующих четырех дней работали «Города мастеров», в которых учащиеся создавали проекты для дальнейшей защиты на празднике «Фейерверк успеха». Все проекты были интегрированные. Например, «Экспериментальная проверка законов Фарадея», «Исследование физико-химических свойств тел», «Исследование физико-химических свойств воды» и др.


В гимназии работает конструкторское бюро. Основные принципы деятельности - комплексность, предполагающая интеграцию учебной, научной, опытно-конструкторской и воспитательной работы;


Направления деятельности школьного конструкторского бюро




Разработка физических приборов

Направление «Общая робототехника»

Технология + информатика


следующая страница >>
Смотрите также:
Анпо "Школьная лига" Управление инновационной политики и специальных проектов
404.47kb.
3 стр.
Ао «биосинтез» ООО фирма
294.81kb.
1 стр.
Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края
154.09kb.
1 стр.
Конкурсная документация по проведению конкурса на право получения субъектами инновационной деятельности субсидий из областного бюджета Новосибирской области на подготовку специалистов в сфере инновационной деятельности
169.81kb.
1 стр.
Управление риском инновационной деятельности объектов высокотехнологичных отраслей
367.85kb.
2 стр.
Школьная Лига Чувашии «Три копейки»
39.21kb.
1 стр.
Инновационной политики
310.55kb.
1 стр.
Управление портфелем проектов
146.64kb.
1 стр.
Закон города москвы о научно-технической и инновационной деятельности в городе москве
94.94kb.
1 стр.
Программа курса «Политическое управление»
241.35kb.
1 стр.
Предполагаемое содержание конкурса проектов, июль 2012, с реализацией проектов в 2013 году
46.76kb.
1 стр.
Инновационной, промышленной политики и транспорта липецкой области
26.54kb.
1 стр.