Главная
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7

Вопросы:


  1. Основные концеп­ции здоровья и патологии

  2. Наследственные болезни.

  3. Экопатологии и стрессы

  4. Природноочаговые (эндемические) заболевания

  5. Вред курения. Пассивное курение

Лекция 10

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

1. Международные
Программа ООН по окружающей среде или ЮНЕП (англ. UNEP, United Nations Environment Programme)
Это созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы на общесистемном уровне. Программа учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 2997 от 15 декабря 1972 года (A/RES/2997(XXVII)). Основной целью ЮНЕП является организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы — «Окружающая среда в интересах развития».

Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения. Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несёт ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровне.

Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и наземных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничает с государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.

В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.

Всемирная метеорологическая организация совместно с ЮНЕП основали Межправительственную группу экспертов по изменению климата (IPCC) в 1988 году. ЮНЕП является также одним из соучредителей Глобального Экологического Фонда (GEF).

Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды.

ЮНЕП спонсирует программы развития солнечной энергии, делая значительные скидки на приобретение солнечных панелей, тем самым значительно снижая цену для потребителей и увеличивая количество желающих приобрести эти панели. Самый известный пример такого проекта — проводившаяся в Индии программа займов на приобретение солнечных панелей, которая помогла 100000 человек.[4] Успех этой программы привёл к проведению подобных проектов в других развивающихся странах — Тунисе, Марокко, Индонезии и Мексике.

ЮНЕП также спонсирует проект по охране болотистых местностей на Ближнем Востоке. В 2001 году специалисты ЮНЕП провели кампанию по защите болотистых местностей, опубликовав фотографии со спутника, показывающие что 90 процентов болотистых местностей уже были уничтожены. Программа ЮНЕП «поддержка экологического управления в болотистых местностях Ирака» стартовала в 2004 году с целью экологически качественного управления болотистой областью.


Европейское агентство по окружающей среде
Европейское агентство по окружающей среде (ЕАОС; EEA; European Environment Agency) – учреждение Европейского Союза, осуществляющее сбор, обработку и анализ информации о состоянии окружающей средына европейском континенте. Правовую базу деятельности Агентства составляет Регламент 1210/90 от 7 мая 1990 г. об учреждении Европейского агентства по окружающей среде и Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой, изменённый Регламентом 933/1999 от 29 апреля 1999 г.

Европейское агентство по окружающей среде является учреждением Европейского сообщества, Регламент 1210/90 выступает в качестве его устава. ЕАОС выполняет очень важную и уникальную работу, не случайно создание ЕАОС приветствовалось в Парижской хартии для новой Европы, подписанной государствами-участниками СБСЕ в ноябре 1990 года. «Де-факто» Агентство начало функционировать только с декабря 1993 года, штаб-квартира была определена в г. Копенгаген. ЕАОС выполняет следующие функции:

- обеспечение ЕС и государств-членов объективной экологической информацией; регистрация, сопоставление и оценка информации о состоянии окружающей среды; участие в информационном обмене и обеспечение сравнимости получаемой экологической информации на европейском уровне; обеспечение широкого распространения достоверной информации о состоянии окружающей среды и о результатах исследований в области экологии;

- координация Европейской сети информации и наблюдения за окружающей средой, содействие в инкорпорации её в международные системы мониторинга, содействие государствам-членам в становлении систем мониторинга окружающей среды и консультация государств-членов по данным вопросам;

- совершенствование методов оценки стоимости ущерба, превентивных и восстановительных мероприятий;

- участие в международном сотрудничестве.

Первоначально ст. 20 Регламента устанавливала возможность в ближайшем будущем наделить Агентство важными функциями по координации политики ЕС в отношении окружающей среды. В частности такими, как участие в контроле за имплементацией экологического законодательства ЕС, участие в создании системы экологической сертификации, а также проведение мероприятий направленных на совершенствование критериев оценки воздействия на окружающую среду, предусмотренных Директивой 85/337/ЕЭС. Как указывалось в преамбуле документа, Регламент должен был быть пересмотрен через два года после его принятия. Однако через два года после принятия Регламента 1210/90, ЕАОС ещё даже не приступило к деятельности. Пересмотр Регламента состоялся только в 1999 году, когда Советом был утверждён Регламент 933/1999 от 29 апреля 1999 г. изменяющий Регламент 1210/90. Согласно изменениям, Агентство лишь частично было наделено теми полномочиями, которые на него планировалось возложить в соответствии с прежней редакцией ст. 20. Новая редакция ст. 20 не содержит каких-либо положений о будущем расширении компетенции Агентства.

Статья 19 Регламента 1210/90 указывает, что в работе Европейского агентства по окружающей среде могут участвовать не только государства-члены, но и другие государства, разделяющие подход Сообщества и государств-членов к задачам Агентства. Такое участие является предметом специального соглашения.

Регламент 1210/90 по существу ввёл два инструмента экологической политики Сообщества: информационный инструмент экологической политики ЕС – Европейское агентство по окружающей среде, и общую для Сообщества систему мониторингаокружающейсреды – Европейскую сеть информации и наблюдения за окружающей средой. Сеть, согласно ст. 4 Регламента, включает в себя важнейшие элементы национальных информационных сетей государств-членов, национальные опорные пункты по сбору информации, тематические центры обработки информации в государствах-членах. Возглавляет и координирует Сеть, учреждённую Регламентом 1210/90, Европейское агентство по окружающей среде. (См. также Европейский Союз; Право Европейского Союза)

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК, англ. Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC)
В настоящее время деятельность человека ведется в таких масштабах, что она начинает вмешиваться в комплексные природные системы такие,как глобальный климат.Многие специалисты утверждают, что изменение климата создает риск серьезного или даже необратимого ущерба и что отсутствие полной научной определенности не должно использоваться как оправдание для отсрочки принятия мер.

Другие считают, что этот риск преодолим и не оправдывает крупных подвижек в методах инвестиций финансовых и людских ресурсов.Вследствие того,что изменение климата является столь сложной и актуальной проблемой,политики нуждаются в объективном источнике информации о причинах изменения климата,его потенциальном воздействии на окружающую среду и социально-экономическую сферу и о возможных вариантах мер реагирования. Признавая это, Всемирная Метеорологическая Организация (ВМО) и Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) учредили в 1988 г. Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК). Роль группы экспертов состоит в оценке на всесторонней, объективной, открытой и транспарентной основе наилучшей имеющейся научно-технической и социально-экономической информации об изменении климата, полученной со всего мира. Эти оценки основываются на информации,содержащейся в прошедшей внешнее рецензирование литературе и, где это необходимо, задокументированной в технической литературе и традиционной практике. Они почерпнуты из работ сотен экспертов из всех регионов мира.Доклады МГЭИК ставят перед собой цель обеспечить сбалансированное представление существующих точек зрения,актуальных для политики, но не предписывая при этом самой политики. Со времени своего создания МГЭИК выпустила серию публикаций, которые стали широко цитироваться политиками, учеными,другими экспертами и учащимися.

МГЭИК представляет собой межправительственный орган, открытый для всех стран-членов ЮНЕП и ВМО. Группа экспертов собирается на пленарные заседания примерно один раз в год. На этих заседаниях принимаются решения о структуре, принципах, процедурах и программе работы МГЭИК,а также избираются председатель и Бюро МГЭИК.

На них также согласуется круг вопросов, охватываемых докладами МГЭИК, и принимаются сами доклады. Пленарные заседания проводятся на шести официальных языках Организации Объединенных Наций и,как правило, проходят при участии сотен представителей правительств и участвующих организаций.МГЭИК,председатель и Бюро МГЭИК опираются в своей работе на Секретариат МГЭИК.

В своей структуре МГЭИК имеет три рабочие группы и целевую группу по национальным кадастрам парниковых газов. Рабочая группа I оценивает научные аспекты климатической системы и изменения климата. Рабочая группа II рассматривает вопросы уязвимости социальноэкономических и природных систем к изменению климата,отрицательные и положительные последствия изменения климата и варианты адаптации к ним. Рабочая группа III оценивает варианты ограничения выбросов парниковых газов и другие пути смягчения воздействий на изменение климата.Каждая рабочая группа и целевая группа имеет двух сопредседателей: одного — из развитого, а другого — из развивающегося мира, и группу технической поддержки.

Деятельность МГЭИК, включая транспортные расходы экспертов из развивающихся стран и стран с экономикой на переходном этапе, финансируется за счет добровольных взносов правительств.ВМО,ЮНЕП и Рамочная конвенция ООН об изменении климата обеспечивают дополнительную поддержку.


Основной продукцией МГЭИК являются доклады об оценках, специальные доклады, методологические доклады и технические документы.Каждый доклад МГЭИК включает резюме для политиков, публикуемое на всех официальных языках ООН. Эти резюме отражают современный уровень знаний по конкретному вопросу и составлены так, чтобы быть понятными для неспециалистов. Доклады об оценках состоят из нескольких томов и содержат всестороннюю научно-техническую и социально-экономическую информацию об изменении климата, его причинах,о возможных последствиях и связанных с этим мерах реагирования.

❐ Первый доклад об оценках МГЭИК был выпущен в 1990 г. и подтвердил научную основу озабоченности, связанной с изменением климата. Это привело к решению Генеральной ассамблеи ООН о подготовке Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).

Конвенция вступила в силу в марте 1994 г.

❐ Второй доклад об оценках «Изменение климата, 1995 г.» был представлен на рассмотрение Второй конференции Сторон РКИК ООН и использовался в качестве исходного материала для переговоров о Киотском протоколе к Конвенции. Он состоит из докладов трех рабочих групп и синтеза научно-технической информации, связанной с толкованием cтатьи 2 (цели) РКИК ООН.

❐ Третий доклад об оценках «Изменение климата, 2001 г.» состоит также из докладов трех рабочих групп под заголовками «Научная основа», «Последствия, адаптация и уязвимость» и «Смягчение воздействий», а также обобщенного доклада, в котором рассматривается ряд политически актуальных научно-технических вопросов.

2. Неправительственные
ЗЕЛЕНОЕ ДВИЖЕНИЕ (ЗЕЛЕНЫЕ) – общее название групп, течений, неправительственных и политических организаций, занимающихся борьбой с разрушением окружающей среды и добивающихся большей гармонии во взаимоотношениях между человеком и природой. Зеленый цвет, который используется участниками движения в качестве общей эмблемы, служит символом природы, надежды и обновления.

Исследователи, изучающие Зеленое движение, выделяют в нем, по крайней мере, три различных направления: традиционная (неполитическая) защита природы («консерващионизм»); прагматическая защита окружающей среды («энвайронментализм»); политическая и социальная экология. При этом, «энвайронменталисты», по общему правилу, не ставят под сомнения рамки действия, предоставляемые существующими общественными институтами, а сторонники политической и социальной экологии стремятся (в различных формах и различными методами) к изменению сложившихся отношений и моделей. Зеленое, или экологическое движение в его современном виде сложилось в 1970-х.


Зарождение и история движения
Реальной основой для появления Зеленых стал нараставший в условиях развитого индустриального общества кризис во взаимоотношениях между человеческим обществом и окружающей его природной средой. Стремительный рост производства, особенно усилившийся в 1950–1960-х диктовался, в первую очередь, интересами «экономики ради экономики» (извлечения прибыли) или же политическими соображениями (увеличением могущества государств).

В основе всеобщей гонки лежали «производство ради производства» и «потребление ради потребления». Результатом этого курса стали опасное для жизни и здоровья людей загрязнение воды, воздуха и почвы промышленными и бытовыми отходами, истребление многих естественных ресурсов, возникновение ряда эффектов, угрожающих поддержанию экологического равновесия («парниковый эффект», изменение глобального климата, сокращение озонового слоя, катастрофическая эрозия почв и др.), разрушение природного и биологического разнообразия как основы жизни на планете.

Последствия экологических проблем вызывали все большее недовольство среди самых широких слоев населения, в особенности тех, кто не имел возможности компенсировать их за счет своих высоких доходов. Уже в 1960-х отдельные исследователи и публицисты в различных странах мира стали обращать внимание на ненормальность сложившегося положения вещей. В США, Западной Европе, Японии и других развитых индустриальных обществах в конце десятилетия появились первые инициативы и объединения граждан, недовольных разрушением среды их обитания (сооружение вредных для здоровья предприятий, электростанций, транспортных объектов и т.д.). Столкнувшись с нежеланием фирм, корпораций и государственной бюрократией учесть их требования, участники инициатив постепенно приходили к мысли о необходимости оказать давление на процесс принятия решений в обществе.

Широкое внимание к экологическим проблемам вызвали кампании в рамках «Европейского года охраны природы» (1970), конференция ООН по проблемам окружающей среды в Стокгольме (1972), а также доклады ученых, составленные по заказу «Римского клуба» – международной группы политиков, представителей науки и предпринимателей. Первый из них – работа исследователей Массачусетского технологического института Джея Форрестера, Донеллы и Денниса Медоуз и др. Пределы роста (1971–1972) – доказывал: если существующие тенденции индустриализации, загрязнения среды обитания, производства продуктов питания и истощения ресурсов, а также роста численности населения мира останутся неизменными, то в течении ближайших ста лет в ограниченной по размерам планетарной системе Земли будут достигнуты пределы роста. Ученые утверждали, что эти тенденции можно изменить и создать условия экологической и экономической стабильности. При этом состояние глобального равновесия, по их мнению, должно было обеспечивать каждому человеку возможность удовлетворить основные материальные потребности и реализовать свой творческий потенциал. Исследователи предлагали серию рекомендаций, которые должны были привести к достижению такого желаемого состояния. Первое место среди них занимал так называемый «нулевой рост», то есть стратегия отказа от безудержного количественного роста производства и потребления. Второй доклад (группы М.Месаровича (США) – Э.Пестеля (ФРГ), 1974) исходил из более дифференцированного анализа состояния и предлагал различные рекомендации для отдельных регионов планеты. Благодаря разработкам экологов и прогнозистов, достоянием общественности стали такие идеи, как концепции прекращения количественного экономического роста либо перехода к росту «качественному и социальному» (т.е. в тех сферах, которые связаны с улучшением качества жизни, социальной областью, защитой среды), хозяйственной и политической децентрализации («маленькое – прекрасно»), новых, экологически чистых технологий.

Глубокая критика существующей системы производства, потребления и образа жизни в целом, с которой выступили приверженцы экологического подхода, привлекли к нему внимание «новых левых» – наследников молодежного протеста 1968. Многие из выводов и даже рекомендаций экологов были близки представителям бунтующего поколения с их отрицательным отношением к государственной бюрократии, концернам и потребительству. Нередко именно «новые левые» стояли у истоков экологических групп и инициатив. Большую известность и значительный авторитет среди зеленых приобрели такие обратившиеся к экологическим вопросам леворадикальные теоретики. Они обосновывали идею «создания широко разветвленной сети мелких и средних предприятий – производственных и ремесленных кооперативов, – контролируемых и поддерживаемых общиной, в которой они размещаются» и приспосабливающих свое производство и его форму к нуждам, действительно выражаемым населением.

Непосредственный толчок к оформлению и распространению Зеленого движения дала проблема ядерного оружия и атомной энергетики. Экономический бум в 1960-х сопровождался стремительным наращиванием АЭС; ядерные программы ведущих государств мира были еще больше расширены после нефтяного кризиса на Западе в 1973–1974. Эти темы рассматривались как сфера компетенции государственной военной и энергетической политики, а потому противостояние общественности ядерному развитию непосредственно сталкивало население и альтруистически настроенных энтузиастов с властями и вело к радикализации движения. Популярным стал лозунг: «Лучше быть активным, чем радиоактивным!».

В ходе противостояния с властями экологическое движение начало выходить за чисто местные рамки и разрабатывать начала собственного мировоззрения. Возникали региональные и даже национальные объединения гражданских инициатив в области защиты окружающей среды. К примеру, в ФРГ федеральный союз подобных групп и объединений возник в 1972; в конце 1970-х он выдвинул программу требований, нацеленную, в самых общих чертах, на создание нового, справедливого и гуманного общества.

Хотя в большинстве крупных конфликтов успех оказывался в итоге не на стороне экологического движения, деятельность антиядерных инициатив привела к активизации групп, занимающихся другими вопросами и темами защиты окружающей среды. Десятки или сотни тысяч людей приняли участие в выступлениях, направленных против крупных транспортных объектов: строительства аэропорта Нарита в Японии (конец 1970-х) расширения аэропорта во Франкфурте-на-Майне (ФРГ, начало 1980-х), сооружения туннеля Сомпор (на границе Франции и Испании, 1990-е) и др. Более того, обращение к ядерной и транспортной проблематике вынудило экологистов заниматься и вопросами военной политики; зеленые группы приняли самое активное участие в антивоенном и антимилитаристском движении (блокаде военной базы США в Гринэм-Коммон, Великобритания, в 1980-х гг., демонстрациях и маршах против размещения ракет средней дальности в ФРГ, Нидерландах и Бельгии в 1982–1983 и т.д.).

Произошло сближение экологического движения со сторонниками «альтернативного образа жизни» – группами и инициативами, которые занимали пустующее жилье и организовывали там жилищные сообщества, и коммуны, самоуправляющимися объединениями, производственными кооперативами, некоммерческими союзами взаимопомощи и др. Этот сектор объединял в 1970–1980-х сотни тысяч людей в развитых индустриальных странах, и в нем преобладали также экологические взгляды на необходимость гармонии с окружающей средой, децентрализации, использования чистых технологий. Со своей стороны, зеленые часто видели в «альтернативистах» путь к новому гармоничному обществу либо модель такого общества. Возникшие линии пересечения дали основание многим исследователям говорить о формировании общего «зеленого альтернативного движения».
Организация Гринпис
15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом была создана международная общественная природоохранная организация Гринпис (англ. Greenpeace — «зелёный мир»), основанная в городе Ванкувер (Канада).

Основная цель «Гринпис» — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания общественности и властей.

Организация существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.

«Гринпис» известен своими громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания СМИ к экологическим проблемам. Свидетельствование — один из принципов организации. «Гринпис» стремится побывать на месте экологического преступления и предоставить людям независимую и достоверную информацию.

В конце 1960-х годов у США были планы на подземные ядерные испытания в тектонически неустойчивом районе близ острова Амчитка в Аляске. Из-за землетрясения 1964 на Аляске эти планы вызывали обеспокоенность повторения землетрясения или даже возможность вызвать цунами. Противники ядерных испытаний проводили протесты на границе США и Канады. Протесты не остановили США в планах на испытания ядерного оружия.

Хотя ни землетрясения, ни цунами так и не случилось. Протесты возросли, когда США объявили, что собираются взорвать ещё одну бомбу, но уже в пять раз мощнее, чем первая.

Ирвинг Стоу организовал благотворительный концерт, который состоялся 16 октября 1970 г. в Пасифик Колизиум в Ванкувере. Концерт создал финансовую основу для первой кампании Гринпис.

Активисты Гринпис проводят акции протеста против использования нефтяных продуктов, так как при их использовании в атмосферу выбрасывается много токсичных веществ.[источник не указан 566 дней] Некоторые радикально настроенные активисты Гринпис предпринимают попытки проникновения на танкеры, транспортирующие нефть.

Одной из крупнейших побед гринписовцев в данной кампании можно назвать отказ от затопления нефтяной платформы Брент Спар (англ. Brent Spar) британской компании Shell в 1995 году, так как она содержала много токсичных веществ.[источник не указан 566 дней] Нескольким активистам удалось подобраться на плоту к платформе и приковать себя к ней. Бурная реакция СМИ и общественности привела к осуждению соседними государствами затопления, падению котировок Shell и попыткам бойкота этой компании.[источник не указан 566 дней] Несмотря на это Парламент Великобритании разрешил компании Shell данную процедуру, но руководство компании всё же приняло решение отменить затопление и поступить так, как и рекомендовали им активисты: разобрали платформу по частям на берегу.

Гражданские инициативные группы, занимавшиеся вопросами атомной энергетики и связанным с ней риском (угрозы аварии, опасность хранения, захоронения и переработки отходов) вырвались на ведущее место в экологическом движении. В течении 1970–1980-х годов они организовали во многих странах мощные антиядерные выступления. Наибольший резонанс получили конфликты вокруг сооружения АЭС в Вюле (на стыке территорий ФРГ, Франции и Швейцарии, 1975), Брокдорфе (ФРГ, 1976–1981), завода по переработке ядерных отходов в Ваккерсдорфе (ФРГ, вторая половина 1980-х гг.), атомных станций и фабрик во Франции, Великобритании и т.д. В ходе акций, участие в которых принимали подчас сотни тысяч людей) широко использовались такие формы, как демонстрации, блокады дорог и объектов, захваты стройплощадок; происходили столкновения с полицией.


Зеленые партии.
Первоначально большинство зеленых было настроено скептически по отношению к властным институтам, рассматривая их как объект для давления и рассчитывая таким путем способствовать принятию ими своих требований. Однако трудности, с которыми сталкивались радикальные выступления, с одной стороны, и далеко идущее разочарование участников движения во всех существующих политических партиях, с другой, навело на мысль о создании собственных политических организаций, защищающих интересы движения. Не веря первоначально в возможность экологических перемен и изменения общества «сверху», с помощью государственного законодательства и правительственной технократии, многие зеленые постепенно все больше надеялись на то, что с помощью своих партий или списков кандидатов можно будет придать движению дополнительную, парламентскую опору, в качестве дополнения к основному, «внепарламентскому действию».

К созданию новых политических группировок примкнули и различные политики как левого, так и правого толка, которые надеялись выдвинуться и добиться успеха с помощью популярных экологических лозунгов. Так в различных странах стали появляться зеленые или «альтернативные» списки кандидатов и зеленые партии. Первая, местная партия такого рода возникла в 1973 в США. До конца 1970-х были созданы партии и списки зеленых и экологистов в ФРГ, Бельгии, Франции, Великобритании, Нидерландах, Италии, в последующие годы – Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и других европейских странах, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и т.д. Движения, выступившие под флагом экологии, смогли добиться существенных успехов на выборах. Они провели кандидатов в парламенты Италии (1976), Швейцарии (1979), Бельгии (1981), ФРГ и Португалии (1983), Люксембурга и Австралии (1984), Австрии, Испании и Нидерландов (1986), Финляндии и Норвегии (1987), Швеции (1988), Греции и Ирландии (1989), Новой Зеландии (1993), Дании (1994), Франции и Канады (1997), Исландии (1999), Японии и других стран. После падения «берлинской стены» в 1989 и образования многопартийных систем в странах бывшего «Советского блока» зеленые партии появились также в государствах бывшего СССР и Восточной Европы.

Формируется международное объединение политических организаций зеленых. После выборов в Европейский парламент 1979 была учреждена Европейская координация экологических и радикальных партий. В 1983–1984 она была преобразована в Координацию Европейских зеленых. Наконец, в июне 1993 образовалась Европейская федерация зеленых партий, в которую вошли экологисты не только из Западной Европы, но и из бывших стран Восточного блока и СССР, в том числе из государств, не входящих в Европейский Союз (включая Украину, Россию и Грузию).

Национальные партии зеленых имели различную историю и сложные, часто противоречивые отношения с массовым экологическим движением. Их политический спектр колебался от лево-социалистических до консервативных. В целом, в политическом крыле зеленых сформировались следующие основные течения: «фундаменталисты», «экосоциалисты» и сторонники «реальной политики». Первые отстаивали «чистоту» экологических принципов, уверяли, что «природа не знает компромиссов» и, подобно «энвайронменталистам», делали упор, прежде всего, на проблемах окружающей среды, а не социального устройства. «Экосоциалисты», включившие в свои ряды многих бывших участников движения «новых левых», выступали против капитализма и «реального социализма» советского толка, за модель свободного социализма, основанного на децентрализации, прямой демократии, самоуправлении и гармонии между людьми и между человеком и природой. Наконец, «реальные политики» – преимущественно приверженцы окрашенных в зеленый цвет социал-демократических или социал-либеральных идей – добивались постепенных экологических реформ в рамках существующей рыночной экономики и представительной демократии.

Соотношение сил между различными течениями в отдельных партиях колебалось. Первые документы зеленых представляли собой набор требований, выдвинутых экологическими, антивоенными, «альтернативными» и иными гражданскими инициативами, и формулировались более широко и обобщенно. Позднее, включившись в парламентскую политику, зеленые дополнили, уточили и детализировали свои программы. Как правило, они содержали обещания свернуть ядерную энергетику и принять другие меры, направленные на защиту окружающей среды, гарантировать и развивать демократические и гражданские права, а также демократизировать существующие политические институты, расширять систему социальных гарантий, обеспечить преимущественное развитие кооперативного, самоуправляющегося, «альтернативного» сектора экономики и внедрение новых, экологически чистых технологий, проведение политики мира и разоружения. Некоторые, более левые зеленые партии (к примеру, западногерманская, в которой до конца 1980-х преобладало влияние «экосоциалистов» и «фундаменталистов»), осторожно ставили вопрос о распространении «новых форм общественной собственности», отличной от огосударствления в СССР, и о поощрении прямой демократии и самоуправления. Однако участие в парламентских институтах и стремление многих зеленых доказать свою пригодность к управлению государством диктовало свою логику: в 1990-х почти во всех экологических партиях взяли верх сторонники «реальной политики». Если прежде зеленые часто определяли себя как «принципиально новую» силу или даже как «антипартийную партию», то теперь они все больше становились такими же, как все другие.

Это позволило зеленым войти в правительства ряда стран, как правило, в коалиции с социал-демократами и другими левыми организациями, иногда – в составе более широкой коалиции: Франции (1992–1993, 1997–2002), Финляндии (1995–2002), Италии (1996–2001), ФРГ (с 1998), Бельгии (с 1999). Опыт пребывания у власти оказался для зеленых достаточно противоречивым: им удалось закрепиться на политической арене и подчас даже проникнуть в государственный истэблишмент, но это было достигнуто ценой отказа от многих ключевых и основополагающих принципов движения. К примеру, они нигде не смогли добиться отказа от атомной энергетики, не настаивают на том, чтобы прекратить сокращение социальных расходов и приватизацию, стали терпимо относиться к НАТО и Европейскому Союзу (хотя продолжают настаивать на демократизации институтов последнего) и даже поддерживать проведение военных операций за рубежом (к примеру, в 1999 в Югославии).


Деятельность зеленых партий на современном этапе истории
Сегодняшнее экологическое движение в мире весьма многолико. Хотя волна гражданских инициатив 1970–1980-х пошла на спад в условиях экономических и социальных проблем и поворота к неолиберализму в конце 20 в., по-прежнему существует множество весьма активных групп, союзов, неправительственных организаций и ассоциаций, которые в разной форме занимаются проблемами, связанными с окружающей средой. Их важность и актуальность была еще раз подтверждена катастрофой на Чернобыльской АЭС (1986), после которой намечалась новая активизация массовых выступлений зеленых. Некоторые акции и кампании носят временный, преходящий характер и проводятся лишь до тех пор, пока есть надежда предотвратить осуществление очередного энергетического или транспортного проекта, вредного для природы и живущих в округе людей; когда сооружение завершается или же его удается отменить, данное конкретное движение прекращается. В других случаях, оно может продолжаться годами, превращаясь подчас в своеобразную местную «гражданскую войну».Так, с 1980-х и до настоящего времени продолжается конфликт вокруг места захоронения ядерных отходов в Горлебене (на севере Германии). Противостояние в этом районе усилилось после того, как туда стали доставляться транспорты с радиоактивными отходами и оборудованием с французской АЭС Ля Аг. Каждый раз, когда такой транспорт («Кастор») отправляется в Горлебен, десятки тысяч человек пытаются блокировать его продвижение вдоль всего пути перевозки: экологические гражданские инициативы организуют марши и кампании протеста, активисты и сочувствующие со всей страны преграждают своими телами дороги и железнодорожную магистраль, члены радикальных групп выводят из строя транспортные пути, крестьяне перегораживают трассу тракторами и т.д. Происходят столкновения с полицией. Кампания гражданского неповиновения всякий раз рассчитана на то, чтобы, нанося материальный ущерб, сделать транспортировку отходов как можно более дорогой и в перспективе – невыгодной.

Продолжают активную деятельность «энвайронменталисты» – «Гринпис», неправительственные экологические организации. Методы их действий самые разнообразные – от прямого действия до лоббирования тех или иных решений властей.

Разочарование многих экологистов результатами политики зеленых партий привело во многих случаях к тому, что активисты и теоретики, озабоченные будущим планеты, все активнее пытаются искать новые ответы на наболевшие вопросы, которые касаются взаимоотношения между человеческим обществом и природой. Предлагаются и обсуждаются самые различные идеи. К примеру, оформилось течение «экоанархистов», или «либертарного муниципализма». Его признанными лидерами считаются американские экологисты М.Букчин и Джанет Биль. «Либертарные муниципалисты» выступают за преодоление современного индустриального общества и переход к системе самоуправляющихся городов-коммун, пользующихся чистой и «освободительной технологией». Им удалось создать собственную международную сеть и провести ряд интернациональных форумов; в ряде стран возникли организации этого направления (часто они именуются «левыми зелеными» или «Демократической альтернативой»).

Среди части зеленых получили развитие концепции так называемой «глубинной экологии», которые отстаивают решительный разрыв со всей современной цивилизацией. Философской основой таких взглядов служат представления о месте человека как биологического вида в планетарной экосистеме и о необходимости преодолеть представления о центральной роли людей среди живых существ («антропоцентризма»). Некоторые из последователей «глубинной экологии» призывают подчинить общество биологическим законам или даже склоняются к своеобразным формам экологически мотивированного фашизма. Другие («примитивисты») предлагают вернуться к первобытной, дотехнической цивилизации, напоминающей общества древних племен охотников и собирателей.


Вопросы:
1. Международные экологические движения. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)

2. Международные экологические движения. Европейское агентство по окружающей среде

3. Международные экологические движения. Межправительственная группа экспертов по изменению климата

4. Международная общественная природоохранная организация «Гринпис»

5. Зарождение и история "зеленых" движений

6. Становление и развитие "зеленых" партий

7. Деятельность зеленых партий на современном этапе истории
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
1. Актуальность, предмет и генезис экологии -

2. Возникновение и развитие представлений об экологии с античного периода до XIX века (Гераклит, Аристотель, Цезальпин, Рей, Турнефор, Бюффон, Гумбольт, Мальтус) - -

3. Развитие экологической науки в XIX-XX веках (Ламарк, Дарвин, Геккель Мебиус, Тенсли) - -

4. Вклад российских и советских ученых в развитие экологической науки (Ломоносов, Докучаев, Вернадский, Сухачев) -

5. Экологическая наука в новейшее время: международные экономические программы -

6. Общая экология как часть экологической науки -

7. Общие понятия о биоэкологии и геоэкологии, экологии человека и социальной экологии - -

8. Объекты, задачи и методы экологии -

9. Глобальные проблемы экологии -

10. Понятие о ноосфере - -

11. Воззрения Вернадского о ноосфере -

12. Строение биосферы и адаптации организмов -

13. Экологические факторы -

14. Проблемы народонаселения. Основные понятия, связанные с качеством окружающей среды -

15. Общие понятия о мониторинге - -

16. Разновидности мониторинга -

17. Общие понятия об экологическом нормировании -

18. Общие сведения о загрязнении. Объекты загрязнения. Источники загрязнения -

19. Ингридиенты загрязнения. Виды загрязнителей -

20. Природные и антропогенные виды загрязнения окружающей среды. Виды антропогенного загрязнения среды. Физическое и микробиологической загрязнение окружающей среды -

21. Загрязнение почв и космоса -

22. Загрязнение воздуха и водных бассейнов -

23. Последствия загрязнения окружающей среды -

24. Химические катастрофы -

25. Аварии на АЭС - -

26. Воздействие вооруженных конфликтов на экологию земли -

27. Масштабы экологической катастрофы на оккупированных территориях Азербайджана -

28. Аварии на транспорте и нефтегазовых промыслах и их воздействие на экологию планеты -

29. Крупнейшие нефтяные катастрофы последних 20 лет -

30. Нефтяные аварии в Каспийском море -

31. Природоохранные мероприятия и их классификация -

32. Безотходные и малоотходные технологии -

33. Ветроэнергетика и гелиоэнергетика -

34. Геоэнергетика как составная часть альтернативной энергетики -

35. Геотермальная энергетика и биоэнергетика - -

36. Альтернативная гидроэнергетика - -

37. Недостатки биоэтанола и биодизеля. Биотопливо второго поколения. Технология производства биотоплива -

38. Проблема парникового эффекта и пути сдержания его роста - -

39. Последствия изменения климата при парниковом эффекте -

40. Проблема кислотных дождей и причины их возникновения - -

41. Последствия выпадения кислотных дождей для экологии и экономики -

42. Пути разрешения проблемы кислотных дождей -

43. Проблема смога и защита от него -

44. Разрушение озонового слоя. Фреоны и их воздействие на озоновый экран планеты - -

45. Основные концепции здоровья и патологии -

46. Наследственные болезни -

47. Экопатологии и стрессы - -

48. Природноочаговые (эндемические) заболевания -

49. Вред курения. Пассивное курение -

50. Международные экологические движения. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) -

51. Международные экологические движения. Европейское агентство по окружающей среде -

52. Международные экологические движения. Межправительственная группа экспертов по изменению климата -

53. Международная общественная природоохранная организация «Гринпис» - -

54. Зарождение и история "зеленых" движений - -



55. Становление и развитие "зеленых" партий - -

56. Деятельность зеленых партий на современном этапе истории - -

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Актуальность, предмет и генезис экологии
1200.22kb.
7 стр.
I. Предмет экологии. Методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии Разделы экологии
158.98kb.
1 стр.
«Бюрократический социализм рухнул, потому что не позволял ценам говорить экономическую правду. Рыночная экономика погубит себя и окружающую среду, если мы не позволим ценам говорить экологическую правду»
1946.51kb.
7 стр.
Прикладная экология
57.31kb.
1 стр.
Предмет и задачи экологии
156.79kb.
1 стр.
Лекция план Экология и другие области научного знания, историческое развитие экологии; структура экологии и общей экологии
415.71kb.
3 стр.
«Роль женщины в современном мире»
482.01kb.
2 стр.
Актуальность программы. Обучение по программам в системе дополнительного образования является актуальным
349.37kb.
1 стр.
Лекция 1 Введение в предмет социальной экологии
1690.85kb.
8 стр.
Лабораторная работа №5 Компьютерное моделирование в экологии Краткие сведения
117.13kb.
1 стр.
Актуальность, гипотеза, объект, предмет
517.37kb.
2 стр.
Эволюционная теория пола В. А. Геодакян
215.29kb.
1 стр.