Главная
страница 1
ПЛАН – КОНСПЕКТ урока по литературному чтению в 4 классе.

Разработала: учитель начальных классов высшей квалификационной категории САМОХВАЛОВА Н.В. МБОУ СОШ №31 г.Новочеркасска.

Программа: Л.В.Занкова.

УМК: Н.А.Чуракова «Литературное чтение», издательство «Учебная литература» 2009 год.

Цели:


Воспитывающие:

- любовь к поэзии, желание узнавать прошлое своей Родины, пробуждать у учащихся желание в свободное время обращаться к книге.

Развивающие:

- развивать устную речь, логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять факты.

Обучающие:

- познакомить с жизнью и творчеством В.Д.Берестова;

- научить соотносить годы рождения поэтов на ленте времени с событиями, описанными в произведении;

- учить сопоставлять словесное и портретное описание героя, находить общее, делать выводы.

Методическое обеспечение:


  1. Учебник «Литературное чтение», автор Н.А.Чуракова, издательство «Учебная литература» 2009 год.

  2. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова.

  3. Презентация к уроку, посвящённая творчеству В.Д.Берестова.

Ход урока:

1.Вступительная беседа.

- Сегодня наш урок будет посвящён стихотворению нашего современника Валентина Берестова, который был подростком в годы Великой Отечественной войны, но не просто подростком, а юным поэтом. Конечно, то стихотворение, которое мы будем читать и анализировать написано уже взрослым Берестовым.

(СЛАЙД 1)

Отец поэта был учителем, сам сочинял стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит. Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи он записывал в тетрадь и хранил её в тайнике.

2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации.

- Стихотворение называется «Прогулки с Чуковским».

- Интересно, это тот самый Корней Иванович Чуковский?

(СЛАЙД 2).

Поэт, писатель, переводчик? Который написал «Мойдодыра»?

- А какие ещё произведения Чуковского вы можете назвать? (Ответы детей: «Телефон», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево»).

3. Первичное знакомство с произведением. Чтение учителем.

4. Работа с текстом, работа в парах.

-Прочтение стихотворения учащимися «про себя».

- Вдумайтесь в текст.

- Что интересного узнали? Не забывайте, нам нужно определить, тот ли это Чуковский?

(Узнали, что автору 14 лет, а Чуковскому 60).

Внешний вид Чуковского.

(СЛАЙД 3).

Портрет поэта.

Чтение хором второй строчки стихотворения.

Учитель: Вот описание К.И.Чуковского современником: « Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, большой нос, непослушная прядь, свисающая на лоб – это Корней Иванович Чуковский».

5.– Какие строки говорят о том, что время, описанное в стихотворении военное? (Ответы детей: «А войне всё не видно конца», «Он о сыне скорбит, я грущу без отца»).


  1. Работа в группах по 4-5 человек.

Сядьте по командам.

- Мы попробуем сейчас ответить на вопрос: « История, рассказанная в произведении действительная или вымышленная?» Нарисуйте отрезок. Это лента времени. Отметьте на нём точку. Это будет год, о котором ведётся речь в произведении. Теперь отметьте на ленте времени годы рождения героев.

- Сколько времени прошло до описываемого события? (У Чуковского 60 лет, у Берестова 14 лет). Сверьте свой ответ с доской. Верно?

(СЛАЙД 4).

На ленте времени указан год рождения Валентина Берестова (1928), год рождения Чуковского (1882).

- Посчитайте, в каком году Берестову было 14 лет, а Чуковскому 60? (Правильно, это 1942 год). Поэт очень точен: он указывает нам точный год (пусть и иносказательно), указывает месяц (май) («Май цветёт, а войне всё не видно конца»).

Учитель: Значит они действительно встречались. И не в Москве, а в Ташкенте (столице Узбекистана), где и Чуковский и Берестов были в эвакуации.


  1. Работа в группах с толковыми словарями по выяснению значения слова «эвакуация».

- Что такое эвакуация? Где вы слышали это слово? Когда? Зачитайте определение из словаря.

(СЛАЙД 5).

- Садитесь на места.

8. Физминутка.

«Зоркие глазки» (Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки).

«Стрельба глазками» (На доске с помощью стрелок указать направление).

«Колечки» - упражнение из кинезиологии. (Поочерёдно соединить с большим пальцем остальные на правой руке в прямом и обратном направлении, затем на левой руке, затем на обеих руках одновременно).

9.Повторное чтение стихотворения по рядам.

10.Учитель: Почему сначала рассказ в стихотворении ведётся от первого лица («Мне четырнадцать лет…», а в самом конце поэт говорит о своём герое в третьем лице: «Этот хилый мальчишка»?

Ответы детей.

- Сначала это воспоминания Берестова о своём трудном военном детстве. А в конце произведения Берестов делает выводы уже взрослого человека.

«О, поэзия! Души людей береди…» Берестов с чувством благодарности вспоминает своего учителя – учителя не только в поэтическом ремесле, но и в жизни.

Корней Иванович Чуковский не только помог развиться поэтическому таланту Берестова,

(- На чьих произведениях Чуковский учил Берестова писать стихи?)

Но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.

Сам Чуковский писал:» Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны, он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью».

(СЛАЙД 6).

10. Обобщение.

- Стихотворение В.Д.Берестова «Прогулки с Чуковским» действительно автобиографично, потому что… (Ответы детей)

11. (если останется время) познакомить учащихся ещё с одним стихотворением В.Д.Берестова, посвящённым К.И.Чуковскому, но оно носит совсем другой характер (шуточный)

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами, он отстал.

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном».

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых важных книг?



12. Итог урока.

- Спасибо за интересные ответы, за правильное выразительное чтение, за умение организовать работу в группе.


Смотрите также:
Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе "К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" Цели: провести анализ произведения, направленный на выявление смыслового ядра текста
91.61kb.
1 стр.
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
44.73kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3- б классе «В гостях у сказки». Учитель: Горбачева Наталья Викторовна
80.14kb.
1 стр.
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Умк «Школа 2100» Учитель: Балберова Е. В. Тема: Тайны шляпы Волшебника. Т. Янссон «Шляпа Волшебника. 2 -я часть
46.69kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе Б. Гбоу сош 1291 с углублённым изучением английского языка г. Москвы Учитель: Беляева С. В. Дата проведения: 08. 12. 12. Тема урока: В. В. Бианки
84.13kb.
1 стр.
Конспект урока по литературному чтению Тема. А. С. Пушкин «Зимний вечер». Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите
73.19kb.
1 стр.
Урок по литературному чтению в 3 классе
80.05kb.
1 стр.
Конспект урока по литературному чтению дмитрий наркисович мамин-сибиряк. «Аленушкины сказки»
25.69kb.
1 стр.
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению
613.38kb.
4 стр.
Урок по литературному чтению во 2 а классе Клявлинской сош №2, Самарской области
90.94kb.
1 стр.
Урок по литературному чтению в 3 классе по теме
38.18kb.
1 стр.
Тесты по литературному чтению в третьем классе
415.52kb.
3 стр.