Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Развитие услуг питания на железнодорожном транспорте из опыта прошлого Мантрова Александра Вячеславовна, ст. преподаватель, mantrova84@mail.ru, Московский государственный университет путей сообщения, Гуманитарный институт, кафедра «Сервис и туризм» г. Москва
Революционный переворот в обслуживании пассажиров вносят, прибывшие в Англию австралийцы Феликс Спирс и Кристофер Понд. Английскому обществу они предложили высокий уровень обслуживания, невиданный до этого ассортимент блюд, отвечающий разнообразным вкусовым предпочтениям. К обслуживанию пассажиров они стали готовить специально обученных официантов. Достижения технического прогресса уже в те времена широко использовались предпринимателями. В 1873 году на железной дороге была введена новая услуга по предоставлению питания для пассажиров, которую можно было заказать, не выходя из вагонов, в пути следования поезда между станциями. Это услуга по доставке корзин с готовыми ланчами. Кондуктор телеграфировал на следующую станцию, и по прибытию к поезду доставлялся заказ. Спустя некоторое время с помощью телеграммы на определенные станции стали передавать заказы и на горячие обеды [4]. Новым этапом сервисного обслуживания пассажиров явилось создание первого вагона-ресторана, представленного Джорджем Мортимером Пулльманом в конце XIX века. Вагон-ресторан представлял собой специально оборудованный железнодорожный вагон, предназначенный для обеспечения горячим питанием пассажиров в пути следования, в котором изысканная кухня соответствовала известным ресторанам Delmonico [2]. Джордж Пулльман не только строил вагоны, но и владел вагонами-ресторанами и спальными вагонами на некоторых линиях, в них были повара, официанты, проводники, разносчики и прочий обслуживающий персонал. В поездах с первоклассными вагонами-ресторанами блюда и напитки подавались в посуде из тонкого фарфора, которая поздней стала коллекционной. Изысканная кухня и постоянно меняющийся пейзаж за окном превращали вагоны-рестораны в фешенебельное место отдыха [3]. В современное время во всем мире, в странах Западной Европы, в США, Индии, Канаде, Австралии и даже в Африканских странах также существует множество частных железнодорожных компаний и корпораций, которые занимаются оказанием сопутствующих услуг во время следования подвижного состава: производством рационов питания и оказанием кейтеринговых услуг. Услуга предоставления питания пассажирам на железнодорожном транспорте в России появляется с открытием железнодорожных вокзалов в 1837 году (Царскосельского и Императорского). В 1838 году открывается Павловский вокзал, привлекавший не только пассажиров, но и всю элиту города. Задолго до отправления поезда на привокзальной площади звучала классическая музыка именитых композиторов. Публику привлекали и Павловский парк, и отличная кухня открывшегося в здании вокзала ресторана, владельцем которого в то время был француз Кулон. 26 мая 1838 года, всего через несколько дней после торжественного открытия, газета «Северная пчела» опубликовала статью «Павловский воксал», написанную поэтом Н.В. Кукольником для М.И. Глинки в виде открытого письма другу: «Для меня железная дорога -- очарование, магическое наслаждение. В особенности была приятна вчерашняя поездка в Павловский воксал, вчера же впервые открытый для публики…Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров. Стол в воксале очень хорош уже теперь. Великолепная зала, расположенная архитектором Штакиршнейдером, строителем воксала, украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливыми фонтанами – вся уставлена столами и снабжена двумя роскошными буфетами, направо две бильярдные залы, налево залы для желающих за обедом некоторого удаления от прочих посетителей. На хорах музыка, внизу песни тирольцев». История предоставления питания в пути следования в России начинается с вагона-столовой, входящего в состав Императорского поезда. Обслуживание пассажиров в этом поезде осуществлялось в зависимости от классности вагонов. Комфорт, уют и аппетит обеспечивала пассажирам поездная прислуга. Кондукторы, официанты и поездной персонал высоко оплачивался и дорожил своей репутацией. Официант с колокольчиком созывал пассажиров в вагон-ресторан. Повара подбирались первоклассные, и кормили пассажиров на славу. Фирменное блюдо того времени в вагоне-ресторане -- солянка по-министерски. Первое десятилетие вагоны-рестораны, как и весь подвижной состав, закупались в Англии, а с 1846 года началось отечественное вагоностроение в Санкт-Петербурге. В годы Советской власти вагоностроением в СССР занималось несколько заводов, а также поставлялись пассажирские и товарные вагоны из-за границы. Вагоны-рестораны строились по программе кооперации стран СЭВ в Германской Демократической Республике на предприятии Waggonbau Ammendorf. С 1932 года был начат выпуск вагонов-ресторанов Егоровским заводом [2]. Разработкой и техническим совершенствованием современных вагонов-ресторанов занимаются сегодня целые конструкторские бюро, состоящие из высококвалифицированных специалистов, инженеров и ведущих научных сотрудников. В разное время вагоны-рестораны принадлежали различным ведомствам, в послевоенный советский период они принадлежали Министерству путей сообщения СССР и передавались в эксплуатацию Министерству торговли СССР на правах аренды. Взаимоотношения между этими министерствами определялись Основными условиями на эксплуатацию вагонов-ресторанов [1]. Сегодня советская система питания в поездах разрушена. Еще совсем недавно на всех крупных узловых станциях размещались базы снабжения поездов, а также собственные крупные комбинаты питания. Сейчас восстанавливать старую систему не имеет смысла, надо двигаться к мировому опыту. В настоящее время вагоны-рестораны принадлежат дочерней компании ОАО «РЖД» -- ОАО «Федеральная пассажирская компания» (далее ОАО «ФПК») и также передается частным фирмам на правах аренды. В аренде сейчас находится примерно 70% вагонов-ресторанов, остальные пассажирские поезда обслуживает ОАО «ФПК». Сегодня в вагонах-ресторанах используется традиционная форма обслуживания пассажиров питанием. Официанты доставляют блюда по заказу пассажира в вагоны-люкс (СВ) и купейные вагоны. Официантами вагонов-ресторанов осуществляется разносная торговля по всему подвижному составу пассажирских поездов, по заказам пассажиров доставляются горячие блюда, кулинарная продукция и покупные штучные товары в вагоны с плацкартой из имеющегося в наличии ассортимента. По желанию пассажиров в вагонах-ресторанах готовая кулинарная продукция и покупные товары отпускаются на вынос в соответствующей упаковке. Ассортимент блюд в вагонах-ресторанах фирменных поездов очень разнообразен, состоит из заказных и фирменных блюд, а также обеденной продукции, широкого ассортимента холодных закусок, прохладительных и горячих напитков, кисломолочной продукции, сладких блюд и десертов из фруктов, соков. Жесткая конкуренция между обслуживающими компаниями позволяет повышать уровень обслуживания пассажиров в современных поездах, заставляет фирмы-арендаторы искать новые формы обслуживания предоставления услуг. Пионерами этого рынка стали московская компания «Транссервис» и компания «Вагрес» из Санкт-Петербурга. Сегодня на рынке трэвел-кейтеринга работают ООО «Андрэ», ЗАО «Окдайл», «Транслайн», ООО «Севертрансресторан» и др. Ряд услуг, предоставляемых пассажирам в вагонах-ресторанах поездов дальнего следования, теперь можно заказать через Интернет. Новый вид сервиса предложила пассажирам одна из компаний. Теперь, зайдя на сайт компании «Андре» в Интернете, можно выбрать из списка понравившуюся услугу: от традиционных завтрака, обеда или ужина (меню и карту вин можно изучить прямо на сайте) до более изысканных и оплатить ее. Можно заказать даже такие услуги, как букет цветов или шампанское с доставкой прямо в купе. По желанию «интернет-клиента» туда же поднесут чайник горячего чая с шоколадом или вазу с фруктами. Сейчас этот вид сервиса доступен только в пяти поездах. Передача в аренду вагонов-ресторанов специализированным компаниям позволяет повысить уровень качества питания и сервиса, который они предлагают пассажирам в поездах. Для создания комфортных условий пассажирам вагонов-ресторанов создается уютная атмосфера, удобная планировка вагонов-ресторанов, единство стилевого и цветового решения, современное внутреннее оборудование. В условиях бурного развития рынка и постоянного усиления конкуренции железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации. Железная дорога по-прежнему является удобным средством сообщения для транспортировки любых категорий пассажиров. Будущему железнодорожного транспорта, повышению качества и уровню обслуживания пассажиров на железнодорожных вокзалах, вагонах-ресторанах уделяется особое внимание. Литература
Смотрите также: Развитие услуг питания на железнодорожном транспорте из опыта прошлого Мантрова Александра Вячеславовна
68.19kb.
1 стр.
Н. А. Коваленко Основы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте
707.76kb.
5 стр.
О ведомственном пожарном надзоре на железнодорожном транспорте
137.08kb.
1 стр.
Медико санитарные последствия крупных производственных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте
72.66kb.
1 стр.
Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития
127.62kb.
1 стр.
Инструкция о порядке расследования и учета нарушений безопасности движения на промышленном железнодорожном транспорте
462.16kb.
3 стр.
Развитие логистического бизнеса на железнодорожном транспорте
68.69kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Правила технической эксплуатации безопасность движения на железнодорожном транспорте» для специальности 190701. 65 «Организация перевозок и управление на транспорте железнодорожный»
170.11kb.
1 стр.
Инструкция по организации системы технического обслуживания устройств проводной связи на железнодорожном транспорте
4108.1kb.
10 стр.
Организация
53.86kb.
1 стр.
Управления качеством подвижного состава
42.58kb.
1 стр.
Правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте 69.6kb.
1 стр.
|