Главная
страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11страница 12

Рогачев Денис Игоревич

Заведующий кафедрой спортивного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, правовой консультант РФС, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, доцент
О РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Постановка проблемы

Уже семь лет МВД России готовит проект Федерального закона «Об обеспечении безопасности при проведении спортивных и иных массовых мероприятий». Мы понимаем сложности, с которыми разработчики столкнулись, но тянуть дальше с регулированием поведения болельщиков нельзя. Количество правонарушений зрителей на стадионах за последний год увеличилось вдвое, к сожалению, памятны наглые и оскорбительные акции, наносящие ущерб имиджу российского спорта и всей страны в целом.

Перед нами несколько сценариев будущего, и на сегодняшний момент спортивное сообщество все чаще видит выход в адаптации успешного английского опыта борьбы с насилием и хулиганством на соревнованиях.

Можно выделить следующие основные правонарушения на стадионах:

1) пронос и использование пиротехники;

2) состояние алкогольного опьянения;

3) бросание предметов;

4) выбегание на поле;

5) скандирование, демонстрирование оскорбительной, расистской и иной запрещенной информации, в том числе символики;

6) драка;

7) повреждение или уничтожение имущества (вандализм).

В настоящий момент лишь за использование (а не за пронос на стадион) пиротехники на стадионе установлена административная и в особом случае - уголовная ответственность. Так, например, 13 пункт Требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 1052) запрещает применение пиротехнических изделий на сценических площадках, стадионах и иных спортивных сооружениях.

Статья 20.4. КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности» устанавливает, что нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, а нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. В Уголовном кодексе РФ (ст.218) установлена ответственность за нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.

Необходимо закрыть пробел, выявленный практикой – когда ни за пронос запрещенных предметов, ни за бросание предметов на поле или на трибуны, ни за выбегание на поле, ни за явно расистское «уханье» и унижающие игроков речевки юридической ответственности нет вообще, а за иные нарушения (применение пиротехники, драки, вандализм и т.д.) ответственность незначительна и не способствует предупреждению нарушений.



Путь развития России

Предлагаются следующие способы минимизации противоправного поведения на стадионах



  1. Ввести новое административное наказание – «административный запрет посещать места проведения спортивных мероприятий в дни проведения официальных спортивных мероприятий» и сделать его доминирующим наказанием по новому административному составу – «Нарушение правил поведения зрителей официальных спортивных мероприятий», ввести уголовную ответственность за нарушение наложенного ранее указанного административного запрета (доминирующими санкциями в таком случае должны быть штрафы и ограничение свободы).

  2. Ввести «черные списки» правонарушителей, которым запрещено посещать матчи, а их ведение поручить, например, МВД России. При этом организаторы соревнований имеют доступ к базе данных, собирая и используя вместе с государством соответствующие персональные данные, включая фото нарушителей.

  3. Включить зрителей в перечень субъектов спорта (ст.5 Закона о спорте)

  4. Потребовать от всех объектов спорта с числом зрительских мест более определенного (например, более 3000 человек) иметь систему СКУД (система контроля управления допуска) с персонификацией зрителя по билету, а также качественную и современную систему видеонаблюдения за проходом на стадион и за трибунами;

  5. Обязать законом полицию по просьбе организаторов помогать не допускать на соревнование лиц, нарушающих правила поведения на стадионе, а также лиц из «черного списка», выводить их со стадиона.

  6. Права и обязанности зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий должны устанавливаться законодательством Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта, а также Правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и субсидиарно применяемыми правилами, утверждаемыми организатором соревнований.

  7. Организаторы соревнования должны обеспечивать меры безопасности в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

  8. Обеспечение мероприятий по безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий должно осуществляться за счет средств организаторов спортивного мероприятия и (или) собственников (пользователей) объекта спорта, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (например, в случае крупнейших международных соревнований за счет средств федерального бюджета РФ).

Юридическим обоснованием введения ограничений, предусматривающих недопущение на официальные спортивные мероприятия определенных категорий лиц, являются:

1) часть 3 статьи 55 Конституции РФ (предусматривающая возможность федеральным законом ограничивать права граждан в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц);

2) подпункты «c» и «d» пункта 4 статьи 3 «Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей» (Страсбург, 19.08.1985, ратифицирована в РСФСР 12.02.1991, вступила в силу 01.04.1991) согласно которым страны вправе принимать законодательные меры, направленные на обеспечение строго контроля за продажей билетов, недопущение на спортивные мероприятия известных или потенциальных зачинщиков беспорядков.

В последующем, с учетом накопленного опыта применения предлагаемых мер, можно будет расширить сферу применения рассматриваемых правил и ограничений:

1) в случае необходимости распространить ограничения на посещение объектов спорта отдельными категориями лиц на неофициальные спортивные мероприятия;

2) ввести новые виды наказаний: временный запрет на выезд из РФ в зарубежные страны на период проведения там соответствующих международных спортивных соревнований; запрет на нахождение вблизи от объектов спорта во время проведения там спортивных мероприятий; ввести домашний арест в день проведения соответствующего спортивного мероприятия174 и иные санкции).

В подготовленном МВД законопроекте, к сожалению, отсутствует определение прав и обязанностей распорядителей (стюардов), в том числе нет права досматривать (без участия полиции) зрителей и их вещи при проходе на объекты спорта. Это тоже проблема, требующая скорейшего решения. Представляется, что стадион - не менее опасный и уязвимый для террористических атак объект социальной инфраструктуры, чем, например, аэропорт или вокзал.

Таким образом, нужно незамедлительно создать эффективную законодательную модель регулирования поведения зрителей – для повышения уровня комфортности и безопасности нахождения на стадионах страны, а соответственно и повышения популярности футбола и спорта в целом.

Можно в итоге кратко сформулировать предлагаемые меры.

1. Персонификация ответственности за правонарушения на стадионах посредством улучшения видео- и иного контроля за стадионом.

2. Значимое усиление административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении установленного порядка проведения соревнования.

3. Четкое регулирование поведения зрителей с определением зон ответственности полиции, организатора соревнования и нанятых им распорядителей.

Эти меры послужат улучшению «климата боления», цивилизованной организации посещения соревнований, увеличению интереса к спорту.

Сазонов Всеволод Евгеньевич

Председатель коллегии адвокатов «Сазонов, Маркин и партнеры», член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, кандидат юридических наук
СПОРТ КАК СФЕРА ПРИЛОЖЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Государственно-частное (муниципально-частное) партнерство, в нашей авторской концепции, – это комплексный финансово-правовой, гражданско-правовой и экономический механизм; реализуемая в публичных интересах, направленная на достижение синергетическо-системного и мультипликативного175 эффектов и сопряженная с разграничением между партнерами ответственности по управлению рисками и проектируемых затрат и доходов долгосрочная сложноструктурная функционально-субсидиарная консолидация финансовых, имущественных, организационно-управленческих, образовательно-компетентностных, научно-инновационных и других материальных и нематериальных ресурсов органа публичной власти (органа государственной власти или органа местного самоуправления – государственного/муниципального партнера) и частного хозяйствующего субъекта (частный партнер либо группа частных партнеров) в целях в совместной реализации проекта (комплекса проектов) по созданию, реновации/модернизации (в том числе на основе качественно-стоимостной оптимизации) или эксплуатации финансовоёмких публично-инфраструктурных или публично-сервисных объектов или систем.

Нижеследующие элементы обычно характеризуют ГЧП:

– относительная длительность партнерских отношений, включая сотрудничество, между государственным и частным партнером по различным аспектам запланированного проекта;

– метод финансирования проекта, в частности, со стороны частного сектора, иногда через комплекс договоренностей между различными субъектами. Государственное финансирование иногда выступает важнейшим элементом партнерства, иногда финансовое участие государства сведено к минимуму;

– важную роль играет трейдер, который принимает участие на разных этапах реализации проекта (проектирование, строительство, реализация, финансирование). Государственный партнер концентрируется прежде всего на определении целей с точки зрения реализации, охраны и защиты публичных интересов, качества предоставляемых услуг, ценовой политики и осуществляет контроль за соблюдением этих целей;

– распределение рисков между государственным и частным партнерами. При этом ГЧП не обязательно подразумевает, что именно частный партнер берет на себя все риски или даже самую большую долю рисков, связанных с операцией. Точное распределение рисков определяется в каждом конкретном случае в зависимости от возможностей заинтересованных сторон для оценки, мониторинга и управления ими176.

В Практическом руководстве Европейской экономической комиссии по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства выделены следующие «ключевые особенности» государственно-частного партнерства:

– долгосрочность обеспечения и предоставления услуг (иногда сроком до 30 лет);

– передача рисков частному сектору;

– многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами177.

Спорт является областью общественных отношений, где активно задействуются и динамично развиваются проекты государственно-частного партнерства178.

Государственно-частное партнерство, надлежащим образом организованное и управляемое, действительно может быть экономически эффективным средством привлечения дополнительного финансирования от частного сектора в строительство, модернизацию и эксплуатацию спортивной инфраструктуры. Расходы на обеспечение эксплуатации и развития спортивной инфраструктуры могут быть неприемлемо для бюджета высокими, зачастую публичные власти, особенно если речь идет о муниципальных образованиях, не имеют достаточных финансовых возможностей для удовлетворения спроса общества в этом отношении. Государственно-частные партнерства являются довольно выгодным вариантом в качестве основы финансового обеспечения спортивной инфраструктуры еще и потому, что на настоящий момент многие спортивные сооружения эксплуатируются именно на коммерческой основе.

Частные инвестиции, управленческие, интеллектуальные и иные потенциалы частных субъектов по контрактам государственно-частного партнерства в области спорта могут привлекаться на следующие проекты:

1) проектирование, строительство, модернизация, владение, содержание объекта в надлежащем состоянии, управление и т.д. (сочетание и наполнение зависят от формы ГЧП (контракт жизненного цикла, концессия и др.) и конкретной схемы этой формы ГЧП) следующими объектами:

– отдельные спортивные сооружения капитального строительства (спортивные арены, стадионы, треки, футбольные, хоккейные поля, бассейны, треки и т.д.), многофункциональные спортивно-развлекательные комплексы, иные спортивные объекты (трассы и т.д.);

– национальная спортивная инфраструктура в целом или отдельные ее сегменты;

– обеспечивающая спортивные мероприятия транспортная, коммунальная и иная инфраструктура;

– предприятия спортивной промышленности;

2) предоставление публичных услуг в области спорта;

3) проведение крупных спортивных мероприятий;

4) обеспечение безопасности спортивных мероприятий, реализация мер антитеррористической защиты во время проведения таких мероприятий;

5) создание низовой, дворовой спортивной инфраструктуры для детей и подростков;

6) реализация образовательных проектов государственно-частного партнерства (в области строительства и обслуживания спортивных школ, спортивных учебных центров), создание спортивных объектов образовательных организаций.

Объектами государственно-частного партнерства преимущественно выступают крупные государственные профильные или многофункциональные спортивные комплексы.

Но до сих пор такой вид сотрудничества не является обычной практикой для строительства спортивных сооружений и объектов спортивной инфраструктуры. Для правительства существуют потенциальные возможности избегать первоначальных капитальных затрат и некоторых рисков при строительстве дорогостоящих спортивных сооружений путем их распределения совместно с частным сектором, который, в свою очередь, также будет являться будущим получателем дальнейших доходов, которые указанные сооружения будут приносить. Однако необходимо отметить, что в то же время государственно-частные партнерства такого рода давали неоднозначные результаты в плане оправдания ожиданий, главным образом поскольку зачастую они были ненадлежащим образом организованы, а также по той причине, что в некоторых случаях договорные обязательства основывались на некорректном анализе ожидаемых затрат и доходов. Расходы и различные выгоды, получаемые от сотрудничества в виде государственно-частного партнерства, для обеспечения финансирования либо финансирования и эксплуатации спортивных сооружений, должны систематически исследоваться и анализироваться соответствующими органами государственной власти всегда, когда планируется привлечение инвестиций в значительном объеме для удовлетворения спроса населения на объекты спортивной инфраструктуры.179

Примеров эффективного задействования механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах достаточно много.

По оценкам американских экспертов, за 15 лет к 2000 году правительство США и правительства штатов вложили свыше 10 миллиардов долларов в спортивные комплексы, используемые профессиональными спортивными командами, чтобы получить совокупности материальных и нематериальных выгод. Однако зачастую после выполнения финансовых обязательств в очень существенных размерах общины получали новые требования к увеличению финансирования. Если эти растущие потребности не удовлетворялись, спортивные команды зачастую перемещались в другие города. Налогоплательщики и любители спорта в результате остались с долговыми обязательствами, отсутствием обещанных спортивно-инфраструктурных объектов. Именно поэтому актуализировался вопрос о привлечении частных инвестиций в капиталоемкие проекты в области спорта, наиболее крупными из которых, очевидно, являлись объекты спортивной инфраструктуры – многофункциональные спортивные арены, стадионы, бассейны, трамплины и т.д.180

Сингапурский Центр спортивных состязаний (Singapore Sports Hub) явился результатом контракта ГЧП на проектирование, постройку, финансирование и управление (модель DBFO) в течение 25 лет. В Южно-Африканской Республике для готовившегося чемпионата мира по футболу ФИФА 2010 года существенной проблемой на 2006 год являлось несоответствие спортивной и обеспечивающей транспортной инфраструктур необходимым требованиям. Решение этого комплекса проблем было возложено на частных субъектов в рамках контрактов ГЧП. В частности, именно по этой форме был реализован проект строительства 80-километровой скоростной железной дороги The Gautrain, связавшей Йоханнесбург со столицей страны Преторией и также с международным аэропортом. Этот проект стоимостью свыше 1 млрд. долларов США был реализован в форме концессии на четыре года строительства и 15 лет частного управления консорциумом международных и местных частных партнеров, возглавляемых Консорциумом Bombela. В ЮАР на основе контрактов государственно-частного партнерства был построен и / или модернизирован ряд спортивных арен, задействованных в Чемпионате мира по футболу ФИФА 2010 г.181

О необходимости реализации схем ГЧП для модернизации и развития национальной спортивной инфраструктуры во Франции, необходимости реализации проектов государственно-частного партнерства, в том числе через применение спектра мер налогового стимулирования привлечения частных инвестиций в строительство спортивных арен, говорилось в представленном в 2010 году докладе французской Комиссии по крупным зрелищным комплексам «Arenas 2015»182.

Активно реализует проекты ГЧП Всемирный спортивный альянс (World Sports Alliance – WSA).


Соловьев Андрей Александрович

Судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, мастер спорта России
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ В СПОРТИВНЫХ КОДЕКСАХ
Если сравнить уровень развития института спортивного страхования (как добровольного, так и обязательного) в России с западными странами (в первую очередь США, Великобританией, Францией, Германией), то результат, к сожалению, окажется не в пользу нашей страны.

Применительно к обязательному страхованию, в России на спортсменов (причем исключительно профессиональных) в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» распространяется обязательное социальное страхование, страховщиком по которому является Фонд социального страхования Российской Федерации.

Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. № 13-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации введена новая глава 54.1. «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров». В соответствии со статьей 348.2 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции указанного выше федерального закона работодатель обязан обеспечить страхование жизни и здоровья спортсмена, а также медицинское страхование в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования с указанием условий этих видов страхования. Реализация данного правового предписания осуществляется путем заключения работодателями договоров страхования со страховыми организациями.

Однако нормативно не детализированы критерии страховой защиты с учетом дифференциации рисков в различных видах спорта, а также правовые механизмы, обеспечивающие обязательность страхования спортсменов.

Интересно, что базовым Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплена лишь обязанность Олимпийского комитета России по страхованию членов олимпийской делегации Российской Федерации на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.

С другой стороны, институт обязательного страхования в области спорта давно известен зарубежным странам, содержится в систематизированных нормативных правовых актах и весьма успешно применяется для защиты интересов как физических, так и юридических лиц.

Приведем в качестве первого примера Францию - страну, чья правовая система относится к романо-германской правовой семье и во многом сходна с российской.

В Спортивном кодексе Франции183, помимо значительного числа отдельных правовых предписаний, присутствует целая глава, посвященная вопросам обязательного страхования гражданской ответственности в области спорта184.

При этом обязанность по страхованию отнесена Кодексом к числу обязанностей, связанных со спортивной деятельностью.

Спортивные ассоциации, общества и федерации для осуществления своей деятельности на территории Франции заключают договоры обязательного страхования их гражданской ответственности, ответственности их наемных или добровольных служащих и ответственности спортсменов.

Такие договоры заключаются на случай причинения ущерба при осуществлении деятельности:

1) спортивными ассоциациями, обществами и федерациями, организаторами спортивных мероприятий, пользователями спортивных объектов;

2) их сотрудниками, как получающими вознаграждение, так и работающими на безвозмездной основе, а также любыми иными физическими лицами, которые оказывают содействие в организации спортивных мероприятий, в том числе с участием наземных моторных транспортных средств;

3) лицами, имеющими лицензию и регулярно занимающимися спортом.

Договоры страхования не могут противоречить императивным положениям, установленным Кодексом. Остальные условия договоров определяются сторонами по их усмотрению.

Факт заключения указанных договоров подтверждается предъявлением соответствующего свидетельства служащим министерства по делам спорта, уполномоченным выполнять контрольные функции.

Этот документ является доказательством наличия страховых обязательств. Он должен включать в себя следующие сведения:

1) ссылки на законодательные нормы и положения правил страхования;

2) наименование страховой организации (организаций);

3) номер договора страхования;

4) срок действия договора страхования;

5) имя и адрес лица, заключившего договор;

6) перечень страховых рисков и страховых случаев, размеры страховых сумм и страховых выплат.

Страховщик также обязан предоставить по требованию любого заинтересованного лица в соответствии с договором (страхователя, застрахованного лица, выгодоприобретателя) документ, содержащий указанные выше сведения.

Аналогичные гарантии касаются также деятельности спортивных арбитров и судей.

Кроме того, обязательное заключение договора страхования предусмотрено для занятия отдельными, в первую очередь экстремальными, видами спортивной деятельности (например, непрофессиональной подводной рыбалкой, рафтингом185, каньонингом186, парашютным спортом, спелеологией, морским серфингом).

Для лиц, эксплуатирующих (использующих) спортивные объекты, установлена обязанность по заключению договоров страхования гражданской ответственности спортивных руководителей, преподавателей, тренеров, всех работников пользователя, а также лиц, имеющих постоянный или временный допуск на спортивный объект для занятия преподаваемыми там дисциплинами.

Компетентные органы власти могут запретить открытие или вынести постановление о временном или окончательном закрытии спортивного объекта в случае невыполнения обязательств по страхованию.

Предусмотрена также обязанность организаторов спортивных мероприятий (за исключением государства и организаций, подлежащих обязательному страхованию по иным основаниям) по страхованию как собственной гражданской ответственности, так и ответственности лиц, оказывающих содействие в проведении данного спортивного мероприятия, а также участников этого мероприятия.

Кодексом установлена ответственность за правонарушения в области обязательного страхования в рассматриваемой сфере. В частности, шестью месяцами тюремного заключения и штрафом в 7 500 евро наказывается:

– незаключение руководителем спортивной организации договора обязательного страхования в случаях, установленных законом;

– использование спортивных объектов без заключения договора обязательного страхования в случаях, установленных законом;

– организация спортивного мероприятия без заключения договора обязательного страхования в случаях, установленных законом.

Для удобства страхователей Кодексом установлено, что признанные спортивные федерации могут заключить коллективные договоры страхования, которые также включают страхование входящих в их состав членов. Эти договоры должны заключаться с соблюдением норм законодательства о конкуренции.

Помимо обязательного страхования, Кодексом определены меры, направленные на развитие добровольного страхования участников спортивных правоотношений.

Так, спортивные ассоциации и федерации обязаны доводить до сведения своих членов информацию о пользе заключения договора личного страхования, покрывающего физический вред, который могут нанести занятия спортом.

В качестве второго примера хотелось бы привести модель обязательного страхования в сфере спорта, реализованную в США, на примере Титула 5 «Развлечения и спорт» Обновленного свода законов штата Аризона.

Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и уверенно лидирует на мировом рынке страхования по всем возможным показателям. В США работает около 9 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний, занимающихся страхованием жизни и здоровья. Активы всех страховых компаний составляют около 2,5 трлн. долл.187

Система правового регулирования различных аспектов спортивной деятельности в штате Аризона вызывает интерес по следующим причинам:

– Аризона - это один из тех штатов, где совокупный объем нормативно-правового материала, регулирующего отношения в сфере спорта, очень велик;

– наличие в штате Аризона многоэлементного законодательства в области спортивных отношений. Так, применительно к вопросам страхования, Титул 5 «Развлечения и спорт» Обновленного свода законов штата Аризона (условно именуемый «Спортивным кодексом» Аризоны)188 дополняет Секция 20-252 «Определение понятия «страхование от несчастных случаев» Титула 20 «Страхование» Обновленного свода законов штата Аризона189, которая также касается вопросов страхования при организации спортивных мероприятий;

– высокий уровень развития спорта в штате Аризона. Благодаря спортивной деятельности в трех публичных университетах штата (Аризонский университет, Университет штата Аризона (Университет Феникса) и Университет Северной Аризоны) и нескольких колледжах, спортивные состязания и спортивная деятельность очень распространены и развиты в этом штате;

– специфичные географические и административно-территориальные особенности штата Аризона. Значительная часть территории штата приходится на горы, плато и пустыни, то есть нельзя сказать о слишком уж благоприятных условиях для массового занятия спортом. При этом из-за большой площади Аризоны и разного уровня возвышенностей штат обладает большим разнообразием климатических условий, что опять же делает опыт этого штата интересным для российского исследователя.

Кроме того, для лучшего понимания рассматриваемой проблематики хотелось бы кратко остановиться на ключевых особенностях «Спортивного кодекса» Аризоны190:

– это комплексный межотраслевой нормативный правовой акт, включающий в себя как нормы материального, так и процессуального права из различных отраслей

– гражданского, административного и административно-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права, собственно узкоспециальные нормы, регламентирующие общественные отношения в области спорта, нормы экологического права, коммерческого, страхового, информационного права, правового регулирования спортивного вещания и маркетинга;

– в строгом смысле слова, «Спортивный кодекс» Аризоны – это не вполне кодекс, во всяком случае его совершенно нельзя отнести к классическим спортивным кодексам, одним из примеров каковых является указанный выше Спортивный кодекс Франции, и вообще к кодексам. Специфика «Спортивного кодекса» Аризоны полностью является следствием специфики кодификации по модели США, определяется общими особенностями систематизации законодательства в этой стране.

По существу, рассматриваемый акт являет собой не продукт кодификации, в ее классическом теоретико-правовом понимании и толковании, а продукт создания сводов законодательства как одной из форм систематизации законодательства, реализуемой, как указывает С.В. Кодан191, с целью объединения действующих в стране нормативных правовых актов в единый комплексный правовой документ с четко определенной структурой;

– специфика «Спортивного кодекса» Аризоны определяется также тем, что регулированию подвергаются лишь отдельные (и надо признать, немногочисленные) сегменты области спортивных отношений.

Парадоксально, но, в строгом смысле слова, «Спортивный кодекс» Аризоны не вполне является спортивным, поскольку он не совсем относится к спорту в устоявшемся в России и других европейских странах понимании термина «спорт».

Акцент в «Спортивном кодексе» Аризоны сделан именно на массовый любительский спорт, массовый спортивный и связанный со спортом досуг либо же на ориентированный на массовую аудиторию развлекательный профессиональный спорт – спортивный интертеймент, сопряженный уже с шоу-бизнесом, с досуговой индустрией.

Вопросы обязательного страхования в области спорта нашли отражение в «Спортивном кодексе» Аризоны.

В частности, предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья участников соревнований по боксу, боям без правил, рукопашному бою и иным боевым искусствам.

Обязательным условием получения лицензии промоутером или организатором матча по указанным выше дисциплинам является представление в Комиссию по боксу штата Аризона копии соответствующего договора страхования.

При этом страхование здоровья спортсмена по медицинскому, хирургическому и больничному уходу в случае получения на соревнованиях травм, должно осуществляться на сумму не менее 20 тыс. долларов при вычете и выплате самим боксером страховщику в качестве страховой премии лишь двадцати пяти долларов.

Страхование жизни спортсмена осуществляется на сумму не менее 50 тыс. долларов, выплачиваемых в случае его гибели от травм, полученных во время соревнований.

При этом обязанность по заключению договоров страхования и выплате основной части страховой премии возлагается на промоутеров.

«Спортивным кодексом» Аризоны также предусмотрено обязательное страхование ответственности владельцев земельных участков, на которых возводятся спортивные сооружения, а также лиц, осуществляющих строительство.

Поскольку в России еще не до конца реализованы все положительные качества системы обязательного страхования, считаем, что изучение зарубежного опыта в данной сфере представляет не только теоретический интерес, но может также иметь важное практическое значение.

Филиппов Юрий Михайлович

Помощник судьи Арбитражного суда Московской области, кандидат исторических наук
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ СПОРТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В последние годы по мере утверждения спортивного права как отдельной области научного изучения, академической дисциплины и также как особой специализации юристов-практиков, все большее значение приобретают практические вопросы разрешения споров, возникающих из спортивных правоотношений. Специалистами в области спортивного права неоднократно затрагивались такие существенные аспекты темы, как систематизация законодательства о физической культуре и спорте192, возможность создания в РФ спортивного арбитражного суда и развития медиативных процедур урегулирования спортивных споров193.

В этой связи представляется весьма интересным актуальный британский опыт урегулирования споров, возникающих из спортивных правоотношений, заключающийся в гибком сочетании различных по степени принудительности и силе воздействия на стороны процедур – от проведения консультаций со сторонами и добровольной медиации до спортивного арбитражного разбирательства. При этом общими принципами, характерными для предлагаемой модели, являются: добровольность участия в процедуре урегулирования спора (непосредственно при возникновении спорной ситуации или на стадии подписания договора со спортсменом), обязательство сторон исполнить принимаемое решение, выбор сторонами предпочтительной процедуры урегулирования спора и степени конфиденциальности, разрешение спора без участия органов власти и необходимости обращения в государственный суд. Такая вариативность представляется нам безусловным преимуществом британской модели урегулирования спортивных споров, принимая во внимание то обстоятельство, что конфликты в данной области касаются, как правило, спора о факте, а не о праве, могут быть основаны не только на нарушении права, но также на таких сложно регулируемых основаниях, как личные отношения, физическая форма спортсмена, ее субъективная оценка тренером и т.д194.

В Великобритании разрешение спортивных споров на возмездной основе осуществляется компаниями, оказывающими информационные и юридические услуги в области физкультуры и спорта. Наиболее известной компанией в данной области является компания Sport Dispute Resolution Panel Limited, которая предлагает свои услуги по разрешению спортивных споров под торговой маркой Sport Resolutions UK. Практика своего рода аутсорсинга разрешения спортивных споров широко распространена в Великобритании и применяется ведущими спортивными организациями, включая Британскую олимпийскую ассоциацию, Британский национальный комитет Игр Британского Содружества, ассоциации отдельных видов спорта, таких как бобслей, легкая атлетика, Английская футбольная ассоциация195.

Создание компаний, подобных Sport Resolutions UK, имеет своей целью предложить спортивному сообществу доступную и понятную альтернативу процедуре апелляции внутри соответствующей спортивной федерации или организации (административной процедуре) и судебному разбирательству. Стандартные процедуры, применяемые для разрешения споров компаниями-посредниками, включают спортивный арбитраж, медиацию, создание независимых комиссий для выяснения обстоятельств спорного инцидента или проведения антидопинговых расследований, выработку экспертных рекомендаций.

Наиболее распространенными спорами, разрешаемыми с применением альтернативной процедуры, являются конфликты, связанные с отбором атлетов для соревнований и определением степени их готовности, коммерческими вопросами, соблюдением дисциплины, антидопинговыми расследованиями, защитой здоровья детей, занимающихся спортом. Таким образом, указанная модель урегулирования спортивных споров охватывает практически весь спектр проблем организации и управления физической культурой и спортом – от детского спорта до подготовки к соревнованиям, отбора спортсменов, регулирования взаимоотношений спортсменов со спортивными организациями, спонсорами и т.д. Соответственно, в зависимости от характера спора и его стадии, стороны могут выбрать наиболее гибкую процедуру его разрешения – консультацию эксперта, медиацию, спортивный арбитраж и т.д.

Неоспоримыми преимуществами обращения к независимой организации по разрешению спортивных споров являются независимость посредника и возможность сочетания нескольких процедур урегулирования спора. Так, например, представляется удачным сочетание медиации и спортивного арбитража (combined mediation/arbitration procedure). Стороны устанавливают срок, в течение которого проводится процедура медиации с привлечением одного или нескольких посредников, а в случае невозможности нахождения компромисса и заключения медиативного соглашения начинается арбитражная процедура с привлечением одного или нескольких арбитров. Решение спортивного арбитража в таком случае будет являться для каждой из сторон обязательным.

Медиатор и арбитры выбираются сторонами из списка действующих медиаторов и арбитров той организации, которая осуществляет посредничество в урегулировании спора. При этом стороны обладают действительно широкой дискрецией в выборе конкретного посредника. Так, Sport Resolutions UK на период до 2015 года привлечены 110 арбитров и 28 медиаторов, отбор и деятельность которых контролирует специальный комитет (Panel Appointment and Review Committee – PARC), не зависимый от руководства компании – PARC возглавляет неисполнительный директор в совете директоров Sport Resolutions UK. Все привлекаемые к работе арбитры и медиаторы обязаны выполнять требования особого Кодекса поведения, основанного на принципах незаинтересованности, объективности, конфиденциальности и законности. Между привлекаемыми к работе арбитрами и медиаторами и компанией возникают гражданско-правовые отношения, ответственность арбитров и медиаторов соответствует установленной за неисполнение обязательств. Соответственно, ненадлежащее исполнение указанными лицами своих обязательств перед компанией может стать предметом судебного разбирательства и, в случае если факт нарушения будет доказан в суде, последуют неблагоприятные гражданско-правовые последствия. Таким образом, предполагается, что арбитр или медиатор, привлеченный компанией-посредником для разрешения спортивного спора, заинтересован в том, чтобы действовать разумно и добросовестно, а его действия (бездействие) могут стать предметом рассмотрения в суде.

По общему правилу, предусмотрены три основания для обращения заинтересованных лиц к организации-посреднику при разрешении споров, возникающих из спортивных правоотношений:



  1. Такая возможность прямо предусмотрена регламентом соответствующей спортивной федерации. Так, например, право на обращение в Sport Resolutions UK признано более чем 100 спортивными федерациями Великобритании.

  2. Разрешение споров с участием такой организации предусмотрено в договоре.

  3. Стороны добровольно обращаются к посреднику.

Британские специалисты достаточно высоко оценивают эффективность разрешения споров при помощи описанной модели, указывая на то, что только в Sport Resolutions UK за десятилетие с 2000 по 2010 гг. были успешно разрешены 500 спорных ситуаций196.

Оценивая возможность имплементации данной модели в российских условиях, заметим, что наряду с характерными для Великобритании чертами (разрешение споров через коммерческое общество, отбор посредников коммерческой организацией, отсутствие государственного контроля), вышеописанная модель имеет ряд очевидных достоинств, к числу которых относятся: значительная гибкость при выборе процедуры урегулирования спора, независимость и ответственность посредников, возможность регулировать степень информационной прозрачности разбирательства.

Представляется, что вышеуказанные преимущества альтернативного урегулирования споров, возникающих из спортивных правоотношений, могут быть использованы для совершенствования механизмов разрешения аналогичных споров в России.
Шевченко Ольга Александровна

Доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, ответственный секретарь Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, доцент
К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
Актуальность вопросов совершенствования законодательства в сфере подготовки спортивного резерва обусловлена участием в крупнейших международных спортивных событиях, проводимых в Российской Федерации: Олимпийских играх, Чемпионате мира по футболу ФИФА 2018 г., а также необходимостью достижения Целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.

Спортивный резерв – это лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд (п. 15.2 ст. 2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – далее Закон о спорте).

Одной из главных причин невысоких результатов российских спортсменов на Олимпийских играх является снижение качества работы по подготовке спортивного резерва. Недостатками существующей в настоящее время системы работы с резервом сборных команд является отсутствие многолетнего планирования подготовки молодых спортсменов, устаревшая система отбора, отсутствие сформированного заказа на подготовку спортсменов высокого класса.

Вместе с тем, в настоящий период времени действующее законодательство адаптировано к правоотношениям по подготовке спортивного резерва.

Внесены изменения в Закон о спорте, предусматривающие утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки. В этих целях предусматривается утвердить по каждому виду спорта (кроме военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта) федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки.

Новая глава 4 закона о спорте направлена на совершенствование спортивной подготовки в РФ. В указанной главе определяются права и обязанности лиц, проходящих спортивную подготовку, права и обязанности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также права общероссийских и региональных спортивных федераций при осуществлении общественного контроля за соблюдением такими организациями требований федеральных стандартов спортивной подготовки.

Минэкономразвития России письмом от 7 декабря 2011 г. № 27536-АЛ/Д04 согласовало Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва, разработанный Минспортом России. Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва позволит структурировать систему подготовки спортивного резерва на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном); создать прозрачную систему государственной финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по базовым видам спорта; обеспечить необходимые условия для постоянного притока одаренных спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 18.05.2011 № 391 «Об утверждении Правил оказания адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации» установило порядок и условия оказания такой финансовой поддержки путем предоставления субсидий.

Таким образом, сегодня можно с уверенностью сказать, что нормативная правовая база в сфере подготовки спортивного резерва состоялась.

Спортивная подготовка предусматривает ряд этапов (от спортивно-оздоровительного до высшего спортивного мастерства), каждый из которых (за исключением спортивно-оздоровительного этапа) реализуется в соответствии с программами спортивной подготовки.

Спортивная подготовка осуществляется физкультурно-спортивными организациями и образовательными учреждениями дополнительного образования детей, уставами которых предусматривается такая деятельность, на основании государственного (муниципального) задания или договора оказания услуг по спортивной подготовке.

Вместе с тем, нерешенным остается ряд проблем.

В частности, в закон о спорте включен термин «тренировочный» процесс вместо «учебно-тренировочного». Вместе с тем, такое решение приводит к ряду несоответствий. Во-первых, данный процесс является не только тренировочным, но и учебным, поскольку направлен на получение знаний, умений и навыков по избранному виду спорта; во-вторых, тренеры-преподаватели являются педагогическими работниками; в-третьих, законодательство в сфере физической культуры и спорта предусматривает подготовку спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности в соответствии с учебно-тренировочными программами, без которых данная деятельность недопустима.

Исключение образовательной составляющей из спортивной деятельности может привести к лишению спортивных тренеров льгот и преимуществ, предусмотренных Трудовым кодексом РФ для педагогических работников. Так, в частности, в Законе о спорте в новой редакции регламентируется, что спортивно-оздоровительный этап реализуется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Что касается остальных этапов спортивной подготовки, то их реализация не предполагает наличие образовательной лицензии в организациях их осуществляющих. Получается, что работники этих организаций – тренеры-преподаватели – лишатся всех льгот и досрочной пенсии по старости, ранее для них предусмотренных трудовым законодательством и законодательством об образовании. Теперь тренеры не будут являться педагогическими работниками, что негативно отразится на их правовом статусе.

Таким образом, целесообразно вернуться к употреблению термина «учебно-тренировочный процесс» и «учебно-тренировочная программа по видам спорта» при подготовке спортивного резерва.

На сегодняшний день организационную структуру системы подготовки спортивного резерва составляют учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, учреждения среднего профессионального образования – училища олимпийского резерва (УОР), государственные учреждения - школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), а также создаваемые федеральные и региональные центры спортивной подготовки (ЦСП).

Школы высшего спортивного мастерства - основное звено подготовки высококвалифицированных спортсменов-кандидатов в спортивные сборные команды страны. Вместе с тем статус данных учреждений не определен.

Такая неопределенность правового статуса ШВСМ и центров олимпийской (спортивной) подготовки обусловлена тем, что нормативные правовые акты не устанавливают правовые основы их деятельности. Также данные учреждения не являются образовательными учреждениями, поскольку они не соответствуют критериям, установленным Законом РФ «Об образовании».

Таким образом, в настоящее время продолжают существовать пробелы в нормативном правовом регулировании деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и лиц, проходящих и осуществляющих спортивную подготовку, что негативно отражается на ее качестве.

Итак, необходимость модернизации законодательства в сфере подготовки спортивного резерва видится в следующем:

1) урегулировать правовой статус школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ) и центров спортивной подготовки (ЦСП);

2) в законодательстве о спорте и образовании регламентировать взаимосвязь образовательной деятельности с системой спортивной подготовки;

3) вернуться к употреблению термина «учебно-тренировочный процесс» и «учебно-тренировочная программа по видам спорта» при подготовке спортивного резерва.

Законодательство в области физической культуры и спорта достаточно развито, но при этом не устанавливает специальных норм по регулированию правового статуса тренеров и спортивных врачей.

Все это необходимо учитывать и в связи с подготовкой и проведением XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.



Научное издание



Шестая международная

научно-практическая конференция

«Спортивное право России: перспективы развития»:

материалы конференции
Под общ. ред. д.ю.н., проф. К.Н. Гусова,

сост. к.ю.н., доц. Д.И. Рогачев, к.ю.н., доц. О.А. Шевченко

Издается в редакции авторов

Подписано в печать 20.09.2012.

Формат 60х90/16

Гарнитура «Arial». Бумага офсетная № 1.

Усл. печ. л. 8.


Тираж 200 экз. Заказ № 3675.

Отпечатано в цифровой типографии «Буки Веди»

на оборудовании Konica Minolta

ООО «Ваш полиграфический партнер»

ул. Ильменский пр-д., д. 1, корп. 6

Тел.: (495) 926-63-96,



www.bukivedi.com, info@bukivedi.com


1 См.: Алексеев С.В. Предпосылки становления физкультурно-спортивного права в Российской Федерации // Право и жизнь. 2001. № 37; Он же. Физкультурно-спортивное право как новая комплексная отрасль российского права // Право и жизнь. 2001. № 38; Он же. О формировании физкультурно-спортивного права в России // Стенограмма заседания «Круглого стола экспертов» по теме «Законодательство и спорт: правовые вопросы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации». М.: ВНИИФК, 2001. С. 9.

2 См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005, 2007, 2012; Он же. Международное спортивное право: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008; Он же. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

3 В Российской Федерации некоторые карточные игры продолжают иметь статус вида спорта, например, бридж. На основании приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 08.08.2005 г. № 475 Лига спортивного бриджа имеет государственную аккредитацию по виду спорта «спортивный бридж» // СПС «Консультант Плюс».

4 ; ; .

5 The raw elements of the structure advocated in this paper owe much to the present system employed by the Australian Olympic Committee which is world’s best practice and, yet, in the author’s view, admittedly as an Australian, that structure draws its essence from a rational consideration of the objectives considered below.

6 See for example A R Cycling A-G v UCI, CAS 2004/4/77, 31/1/2005 p. 65.

7 See for example Sport: Law & Practice, Lewin & Taylor, Tottel, 2008 p. 349.

8 See for example, Lewis & Taylor op cit, p. 346 et seq.

9 See Lewis & Taylor, supra.

10 Stuart v Simpson & Australian Canoeing Inc. CAS 2012/4/2758, 20/4/2012, Sydney.

11 See www.ausport.gov.au.

12 See L. Silance (1977), «Sports Law», IOA. 16th Congress, Athens, p.76.

13 See I. Drosos (1992), «Constitution and Sports«, In the Proceedings of the Hellenic Centre for Research on Sports Law (H.C.R.S.L) Conference 17.1.1991, in: «International Sports Law Review Pandektis I: 1, p. 134, D. Panagiotopoulos (1994) The Law of International Sports Relations and Institutions (in Greek), Ant. N. Sakkoulas: Athens p. 20.et seq., Article 19 (9) of the Constitution, see Ε. Venizelos (1993), «Constitution and Sports», in: Proceedings of the International Conference: The Institution of the Olympic Games, Olympia 3-7 September 1991, H.C.R.S.L: Athens, pp. 269-271, Panagiotopoulos (1993), «Issues on Scientific Determination And Application of Sports Law», In: Proceedings 1st International Congress on Sports Law, Dec 11-13, Athens 1992, H.C.R.S.L.: Athens, pp. 65-77, I: 1993 p. 109-116. Κ. Remelis (1993), «The Meaning and Nature of Sports Disputes» in: Proceedings 1st International Congress on Sports Law, Op. cit, 171-175, H. V. Staveren, «The line Between Sports Regulations and the Law». In: Council of Europe-CDDS Seminar, CDDS (94) 34, Malta 1994, 18-19 May.

14 Part of this chapter (in the form of a paper) was announced in 11th IASL Congress in Johannesburg 28-30 Nov. 2005, South Africa and published in: International Sports Law Review Pandektis (Pand/ISLR), Vol .7:1-2, pp.1-7.

15 A. Cassese (2001), International Law, Oxford University Press, pp 7- 27, J. Dugard, International Law, A South African perspective, 2000, Juta & Co, Ltd, pp5-10, 26, 133-145. 376, Ian Brownlie, Principles of Public International Law, 1998, Oxford University Press, pp 31-45.

16 Legality of the Threat or Use of Nuclear Weapons Case I.C.J. Rep. 1966.

17 Reparation for Injuries Suffered in the Service of the United Nations Case, I.C.J.Rep. 1949.

18 Ph. Sands, P. Klein, Bowett´s Law of International Institutions, 2001, London, Sweet and Maxwell, pp 285, 292, 472, 474.

19 Custom one of the main sources of International Law.

20 Sands, Klein, 508,509.

21 Cassese, pp 71-72.

22 Ibid, 78.

23 Ibid, 78.

24 In 1931 the Italian Court of Cassation delivered a seminal decision in Istituto Internazionale di Agricoltura v. Profili. Mr. Profili, an employee of the International Institute for Agriculture, the organization that was the predecessor of the FAO and headquartered in Rome, was dismissed by the organization. He sued the IIA before a court of Rome. The IIA challenged the jurisdiction of the Italian courts, and the case was brought before the Court of Cassation. The Court held that the Organization had international legal personality, as the states establishing the organization had intended to be absolutely autonomous vis-à-vis each and every member state. Consequently it was empowered to organize its own structure and legal order autonomously and without any interference from sovereign states. Therefore the Italian courts lacked jurisdiction over employment relations with the organization.

25 Cassese, pp 80- 81.

26 Ibid 81.

27 On September 1948, the UN mediator, Count Folke Bernadotte, and the UN observer, Colonel André Serot, were assassinated while on official mission in Israel. Israel declared itself to be ready to make reparation for its failure to protect the two UN agents and to punish their killers.

28 Sh. Bassiouni, International Criminal Law, 1999, New York, Transnational Publishers pp 456, 678.

29 Cassese, pp. 90, 93.

30 Fitzmaurice, “The general principles of International Law Considered from the standpoint of the Rule of Law” in Hague Recueil 5, 1957, pp 70-80, J. G. Starke, “ Monism and Dualism in the Theory of International Law” In British Year Book (1936), p 74.

31 As a counterbalance to these two contrasting opinions, there has been also the opinion put forward, that international law can additionally derive from various other sources; according to these theories even private bodies can set binding rules which extend to the international field of their activities. Typical example of that theory is the lex mercatoria as a foundation of international commercial practice. For the special nature of this autonomous legal order see also Ch. Pampoukis (1996), Lex mercatoria (in Greek), Ant. N. Sakkoulas, p. 17 ff.

32 Cassese, pp 162-165.

33 Kelsen, The Principles of International Law, Rinehart 1952, pp 45-50.

34 States like Greece, the Netherlands, and Spain adopt an automatic incorporation system. In addition, in Greece, according to the Hellenic Constitution, customary international rules and treaties override national law. In Spain provision is made not only for the supremacy of the international treaties but also for the obligation of the national authorities to construe national legislation on human rights in the light of international instruments.

35 Brierly, 167, Dugard, 175, 178, Cassese, 223, 224.

36 D. J Harris, Cases and Materials on International Law, 2000, London, Sweet & Maxwell, pp 24- 43, 143-144; Asylum Case, Columbia v. Peru, I.C.J. Rep. 1950, p.226.

37 Considering all the above, the notion expressed by J. Nafziger in International Sports Law, 2nd edition, New York 2004, p 49, that «lex sportiva is the product of only a few hundred arbitral decisions within a limited range of disputes (…) It is still more of a lex ferenda than a mature lex specialis» seems unjustified. For the obvious existence of lex sportiva in the international sports domain compare Panagiotopoulos, Sport Institutions and Sports Law, p 40 f., in: D. Panagiotopoulos (ed. 2005), Sports Law – Implementation and the Olympic Games, Sakkoulas: Athens.

38 See, for a detailed analysis of this case, Part V of this book.

39 See art. 6 of the European Convention for the Protection of Human Rights.

40 Whether this new species of international law belongs to the same species, as the EU legal system will be the subject of another study.

41 This «supranational» character of sports law has substantial similarity to the legal order of the former European Community and after December 2009 European Union, which stands between the national legal orders of the member States and the international legal order, borrowing elements from both of them, while at the same time it remains independent from them.

42 Cf. .

43 Convention on the Recognition and Enforcement of Foreign Arbitral Awards, 1985, .

44 Swiss Private International Law Act (PILA) of December 18, 1987, SR 291.

45 Swiss Supreme Court Act of June 17, 2005, SR 117.110.

46 См.: Гинцбург Л.Я. Регулирование рабочего времени в СССР. - М.: Наука, 1966. - 304 c.; Иванкина Т.В. Общие и специальные вопросы правового регулирования рабочего времени в СССР. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук - Л., 1963. - 19 c. и др.; Коршунова Е.Н. Правовое регулирование рабочего времени рабочих и служащих в СССР. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1950. - 22 c.; Процевский А.И. Правовое регулирование рабочего времени рабочих и служащих в СССР. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1961. - 18 c.

47 Российская газета, № 67, 05.04.1995.

48 Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.С. Пашкова. М., 1994. С. 56.

49 Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6071

50 Глазырин В.В. Труд иностранцев в России. – М., 2008., С.39.

51 См. статьи 5, 6, 8, 26 ранее действовавшего Федерального закона от 29.04.1999 № 80-ФЗ  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

52 Имеется в виду Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ  «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», утративший силу с 30 марта 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

53 Подробнее см.: Соловьев А.А. Актуальные проблемы спортивного права: Кодификация законодательства о спорте. Спорт и вузы. – М., 2008. – 156 с.

54 Овчинникова Н.А. Правовое регулирование профессионального спорта в Российской Федерации (общеправовой анализ): Автореф. дис… канд. юрид. наук: 12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний. – Владимир, 2008. – С. 3.

55 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Курс лекций. – СПб., 1995. – С.183.

56 См., например: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. – М., 2007;
Лавренюк, А.В. Субъекты публичного права: Теоретико-правовое исследование: Автореф. дис... канд. юрид. наук. 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве / М., 2007.

57 Чантурия Л.Л. Введение в Общую часть гражданского права. - М., 2006. - С. 34.

58 Собрание законодательства РФ, 12.04.2010, № 15, ст. 1736.

59 Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.

60 См.: Регламент СОГАЗ-Чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги сезона 2011-2012 гг. .

61 См.: Валерий Карпин о нецелесообразности занятия вратарской позиции иностранным игроком .

62 О восстановлении лимита на легионеров в Италии см.: .

63 См.: .

64 См.: Прокопец М.А. Лимиты на легионеров. Анализ практики // Трудовые споры. – 2010. - № 6.

65 См.: Прокопец М.А. Лимиты на легионеров. Анализ практики // Трудовые споры. – 2010. - № 6.

66 См.: Статья 13 Устава ФИФА . .

67 См.: Статьи 15-18 Регламента по применению Устава ФИФА. .

68 Прудникова Т.А. Международно-правовое регулирование трудовой миграции: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - С. 82.

69 Прудникова Т.А. Международно-правовое регулирование трудовой миграции. // Вестник Московского университета МВД России. – М. 2007, № 1. - С. 136-137.

70 Рогавичене Л.И. Дискриминация на рынке труда современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2009. – С. 8.

71 В настоящий момент ограничение на участие иностранного голкипера на сезон 2010 г. в определенном количестве матчей за сезон отменено решением исполкома КХЛ, в то время как продолжает существовать лимит на одного иностранного голкипера в команде.

72 См.: Прокопец М.А. Лимиты на легионеров. Анализ практики // Трудовые споры. – 2010. - № 6.

73 Подробнее см.: Чубаров В.В. К теории и практике спортивного арбитража // СПС «КонсультантПлюс».

74 Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности. Учебное пособие // СПС «КонсультантПлюс».

75 Чубаров В.В. К теории и практике спортивного арбитража // СПС «КонсультантПлюс».

76 Джусойти А., Воскресенский Д. Российский футбол выходит на рекламное поле // .

77 Подробнее см.: Алексеев С.В. Принципы олимпийского права // СПС «КонсультантПлюс».

78 Чубаров В.В. К теории и практике спортивного арбитража // СПС «КонсультантПлюс».

79 Ярков В.В. Предисловие Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров. Научное исследование // СПС «КонсультантПлюс».

80 Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров. Научное исследование // СПС «КонсультантПлюс».

81 Там же.

82 Канунников А.Б., Шевелева А.А. Проблемы правового регулирования прекращения трудовых отношений с работниками профессионального спорта в российском трудовом праве // СПС «КонсультантПлюс».

83 Концепция подготовки спортсменов России к XXI Олимпийским зимним играм в Ванкувере (Канада) // СПС «КонсультантПлюс».

84 Пояснительная записка к Проекту Федерального закона «О защите интересов детей» // СПС «КонсультантПлюс».

85 СПС «КонсультантПлюс».

86 СПС «КонсультантПлюс».

87 Из материалов расширенного Экспертного совещания Центра развития ГЧП на площадке Ассоциации менеджеров России 9 ноября 2011 г. // .

88 Амиров И.М. Особенности юридической ответственности в сфере спорта: к постановке проблемы // СПС «КонсультантПлюс».

89 СПС «КонсультантПлюс».

90 Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ) // СПС «КонсультантПлюс».

91 Подробнее см.: Кинев А.Ю. Борьба с картелями и другими антиконкурентными соглашениями и согласованными действиями. Практика 2010 года. 100 антимонопольных дел, 500 решений, предписаний, постановлений антимонопольных и судебных органов. Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2011 года // СПС «КонсультантПлюс».

92 Соловьев А.А. Спортивное право Бразилии: анализ тенденций развития // СПС «КонсультантПлюс».

93 Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров. Научное исследование // СПС «КонсультантПлюс».

94 Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г. // СПС «КонсультантПлюс».

95 Поянительнительная записка к Проекту Федерального закона «О защите интересов детей» // СПС «КонсультантПлюс».

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Общероссийская общественная организация «ассоциация юристов россии»
79.19kb.
1 стр.
Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» Рязанское региональное отделение
71.11kb.
1 стр.
Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России»
37.23kb.
1 стр.
Общероссийская общественная организация «ассоциация юристов россии»
2017.9kb.
12 стр.
Общественная организация «ассоциация юристов россии» приморское региональное отделение
43.23kb.
1 стр.
Общероссийская общественная организация «федерация бобслея россии» выписка из постановления президиума
76.18kb.
1 стр.
Общие сведения о состоянии айкидо в Курской области в развитии айкидо в России активно участвуют Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Национальный Совет Айкидо России»
60.96kb.
1 стр.
Перечень общероссийских спортивных федераций
357.93kb.
1 стр.
Общероссийская общественная спортивная организация «Союз танцевального спорта России» Региональная спортивная общественная организация «Федерация танцевального
126.77kb.
1 стр.
Утверждено Советом Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»
46.68kb.
1 стр.
Решением Общего собрания Местной общественной организации «Ассоциация юристов Таганрога»
182.55kb.
1 стр.
Федеральная программа тренерского лицензирования
77.4kb.
1 стр.