Главная
страница 1


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

Декан географического факультета

____________________И.И.Пирожник

____________________

Регистрационный № УД-______/баз.
МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Учебная программа для специальности:

1-31 02 01 География

(направление 1 – 31 02 01-02 География

(научно-педагогическая деятельность))

2011 г.


В.М.Зайцев, доцент кафедры экономической георафии зарубежных стран географического факультета БГУ, кандидат георафических наук, доцент


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Д.Г. Решетников – доцент кафедры международного туризма факультета международных отношений БГУ, кандидат географических наук, доцент;

А.И.Зарубов – доцент кафедры географической экологии БГУ, кандидат географических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой экономической географии зарубежных стран
(протокол № __ от____________________);

Научно-методической комиссией географического факультета


(протокол № __ от____________________);

Ответственный за редакцию – В.М.Зайцев

Ответственный за выпуск – В.М.Зайцев

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Медицинская география» читается студентам 3 курса специализации «Демография» как вводная в основные научные понятия соответствующего направления социально-экономической географии.

Цель ее преподавания состоит в формировании у студентов научных основ медико-географических знаний, умений и навыков, необходимых для углубленного изучения других дисциплин данной специализации, а также научной и практической деятельности в этом направлении.

Задачи изучения дисциплины: освоение базового понятийно-терминологического аппарата, методологии и методики исследований медицинской географии; познание важнейших природных, экономических и социальных процессов, влияющих на заболеваемость населения; формирование навыков медико-географической оценки территории; пространственный анализ развития здравоохранения; установление общих и региональных закономерностей заболеваемости.

В ходе изучения дисциплины большое внимание уделяется работе студентов с медицинскими, физическими и экономическими картами, выполнению расчетно-аналитических и картографических заданий. Для наиболее сложных тем предусмотрено проведение практических занятий, контролируемой самостоятельной работы.

Выпускник должен:



знать:

  • понятийно-терминологический аппарат медицинской географии;

  • методологию и методику медико-географических исследований;

  • основные факторы, вызывающие болезни и летальные исходы;

  • общие и региональные закономерности развития здравоохранения и заболеваемости населения.

уметь:

  • применять методы медико-географических исследований;

  • выявлять территориальные предпосылки возникновения болезней и летальных исходов;

  • устанавливать общие и региональные закономерности развития здравоохранения и заболеваемости населения;

  • раскрывать проблемы и оценивать перспективы развития здравоохранения.

Количество часов всего – 36, из них аудиторных – 36, в том числе, лекционных – 30, практических – 6. Завершается изучение дисциплины зачетом.
II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N

п/п


Название разделов и тем

Всего

аудиторных



часов

в том числе

лекций

прак-тических

УСР

1.

Предмет, объект исследования и основные задачи медицинской географии

4

4

-

-

2.

Методология, методика и методы исследований медицинской географии

2

2

-

-

3.

История развития медицинской географии

2

2

-

-

4.

Эпидемиология и эпизоотология

4

4

-

-

5

Классификация болезней и патологических состояний

2

2

-

-

6

Факторы заболеваемости населения

8

6

2

-

7

Территориальные особенности развития мирового здравоохранения

2

2

-

-

8

География основных классов болезней

6

4

2

-

9

Географические особенности заболеваемости населения Республики Беларусь

6

4




2




Итого

36

30

4

2


III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Предмет, объект исследования и основные задачи медицинской

географии.
Медицинская география как социально-географическая наука. Предметная сущность медицинской географии. Социальный характер предмета исследования. Подходы к предмету науки Лермонта, Крайчира, Мак Глашана, Хутта, Шарма, Юзаца, А.А.Шошина, Е.И.Игнатьева, А.П.Авцына, А.А.Келлера и др. Соотношение медицинской географии и географии болезней. Основные разделы медицинской географии: медицинская экология, медицинское ландшафтоведение, медицинское страноведение, нозогеография, медицинская картография. Место медицинской географии в системе наук. Конструктивный характер медико-географических исследований. Основные теоретические, практические и информационные задачи медицинской географии. Связь медицинской географии с другими науками (медициной, экологией, географической патологией, гидрологией, климатологией, геоморфологией, почвоведением, биогеографией, геофизикой, геохимией, ландшафтоведением, географией населения, экономической географией, рекреационной географией и т.д.).
2. Методология, методика и методы исследований медицинской географии.
Философия и политическая экономия как методологическая основа медицинской географии. Особенности методологической базы и методов исследования. Основные методы исследований: картографический, сравнительный исторический, сравнительный географический, статистический, балансовый, экспертных оценок, математического моделирования, анкетный опрос, психологических измерений, физиологических измерений, индикационный, экстраполяции. Направления совершенствования методической базы медицинской географии.
3. История развития медицинской географии.
Появление медико-географической информации и развитие медицинской географии до начала XX столетия. Научные исследования Финке, Будена, Гирша, В.В.Дерикера, А.Решетникова, Д.Заболотного. Медицинская география в двадцатом и двадцать первом столетиях. Учение о природной очаговости трансмиссивных и инфекционных и паразитарных болезней Е.Н Павловского. Научные работы Н.А.Гайского, К.И.Скрябина, А.П.Виноградова, В.В.Докучаева, А.А.Шошина, А.П.Авцына, А.А.Келлера и др. Медико-географические исследования на территории Беларуси.


4. Эпидемиология и эпизоотология.
Эпидемиология как наука об инфекционных (заразных) болезнях человека. Инфекции (инфекционные болезни) и инвазии (паразитарные болезни). Общая и частная эпидемиология. Эпизоотология как наука об инфекционных (заразных) болезнях животных. Общая и частная эпизоотология. Формы эпидемического процесса: пандемия, эпидемия, спорадическая (единичная) заболеваемость. Заносные и эндемичные болезни. Методы эпидемиологических исследований: исторические; статистические; эпидемиологического наблюдения и обследования; эпидемиологического эксперимента. Особенности возбудителей болезней и их взаимоотношения с организмом хозяина. Свойства возбудителя (вирулентность): инфекционность, патогенность, токсичность. Восприимчивость и чувствительность как реакции макроорганизма на инфекции и инвазии. Периоды заболевания: инкубационный, продромальный, выраженной болезни, выздоровления. Первичные и вторичные носители заболевания. Клинические формы заболеваний: выраженное; бессистемное. Понятие об иммунитете. Иммунореактивность, неспецифический, специфический, врожденный и приобретенный иммунитет. Факторы эпидемического процесса: возбудитель; внешняя среда (механизм передачи); восприимчивость. Эпидеметрические величины. Эпидемиологические параметры.
5. Классификация болезней и патологических состояний.
Болезни эндогенные и экзогенные. Классификации болезней А.П.Авцына, А.Г.Воронова, Ю.П.Лисицина, Юзаца, Хенлона. Болезни эндогенного происхождения: наследственные; связанные с повреждением плода в утробе матери. Болезни экзогенного происхождения: связанные с действием факторов природной среды (геофизических, геохимических, особенностями пищевых режимов, вызванные контактами с ядовитыми растениями и животными и аллергенами растительного и животного происхождения, вызванные живыми возбудителями или их токсическими продуктами, связанные со стихийными силами природы); обусловленные действием техногенных факторов (физических, химических, связанных с аллергенами техногенного происхождения, обусловленных употреблением в пищусинтетических продуктов и продуктов, содержащих вредные примеси техногенного происхождения, вызванные применением лекарственных средств, травматизм, связанный с антропогенной деятельностью).

6. Факторы заболеваемости населения.
Образ жизни, наследственность, качество медико-санитарной помощи как факторы, влияющие на здоровье населения. Модели здоровья. Классификация факторов риска окружающей среды. Природные абиотические (климато-метеорологические, геоморфологические, геологические, геофизические, почвенные, гидрографические) и биотические факторы (фауна, флора, микрофлора, биологические компоненты, биоценозы), их связь с заболеваемостью населения. Влияние на заболеваемость социально-зкономических (демографические, территориальная организация общества, хозяйственное использование земель, физическое, химическое и биологическое загрязнение среды, санитарно-гигиенический и эпидемический статус, стрессоры, медицинская обеспеченность, социальное благополучие) и комплексных (общественно-политические, исторические, зональные, ландшафтные) факторов. Параметры и критерии влияния факторов риска окружающей среды на здоровье населения.

7. Территориальные особенности развития мирового здравоохранения.
Основные показатели, характеризующие развитие здравоохранения: обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом, коечный фонд лечебных учреждений, затраты на развитие здравоохранения. Системы здравоохранения развитых и развивающихся стран. Особенности развития системы здравоохранения в странах Центральной и Восточной Европы. Перспективы развития здравоохранения.
8.География основных классов болезней.
Зональность и азональность медико-географических явлений (полярная и тропическая медицина, язва пустынь, горная болезнь таежный энцефалит, убиквитарные болезни, завозные инфекции, профессиональные болезни, «болезни цивилизации»). Представление об очагах болезней. Пространственная структура очагов. Антропогенное влияние на очаги. Региональные и типологические единицы районирования очаговой территории. Географические особенности распространения сердечно-сосудистых, онкологических, неврологических и инфекционных заболеваний.
9. Географические особенности заболеваемости населения Республики Беларусь.
Современное состояние и перспективы развития системы здравоохранения в стране. Динамика и структура заболеваемости населения. Территориальные особенности распространения сердечно-сосудистых, онкологических, неврологических и инфекционных заболеваний, болезней дыхательных путей, опорно-двигательной системы и желудочно-кишечного тракта.

IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Литература

Основная




1.

Воронов А.Г., Медицинская география / А.Г.Воронов. – М.: изд-во МГУ, 1981. – 161 с.

2.
3.


Медицинская география и здоровье / Под ред. А.А.Келлера. – Л.: Наука, 1989. – 245 с.

Медицинская география: переходный период. Материалы IX Конференции по медицинской географии / Под ред. А.А.Келлера. – СПб.: изд-во РГО, 1995. – 218 с.



4.
5.



Келлер А.А., Медицинская экология / А.А.Келлер, В.И.Кувакин – СПб.: «Петроградский и К.», 1999. – 256 с.

Руководство по медицинской географии / Под ред. А.А.Келлера, О.П.Щепина, А.В.Чаклина. – СПб.: Гиппократ, 1993. – 352 с.






Дополнительная







6.

Агаджанян Н.А., Изучение влияния факторов окружающей среды на здоровье населения / Н.А.Агаджанян, Ю.В.Вороненко, Н.И.Марценюк. Киев: КМИ, 1989. – 279 с.

7.

Агаджанян Н.А., Экология человека. Избранные лекции / Н.А.Агаджанян, В.И.Торшин. – М.: КРУК, 1994. – 243 с.

8.

Айриян А.П., О социально-экологической очаговости болезней человека / А.П.Айриян. – Ереван:Айстан, 1985. – 128 с.










9. Белов С.И., Медицинская география в Белоруссии / С.И.Белов, Н.С.Ра-




тобыльский. - Мн.:Беларусь, 1977. – 159 с.




10.

Келлер А.А. Геоэкологические проблемы и медицинская география // Геоэкология: глобальные проблемы. – М., 1990. – С. 30-36.

11.



Келлер А.А. Геогигиена (экологические проблемы) и медицинская география. // Известия РГО. – Т. 126, вып. 2. С. 64-73.

12.

Королев А.А., Медицинская экология / А.А.Королев, Н.В.Богданов, Ал.А.Королев и др. – М.:Академия, 2003. – 192 с.

13.

Реферативный журнал ВИНИТИ «Медицинская география».

14.

Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010. – Мн.:Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. – 582 с.

15.

Чаклин А.В., Медицинская география / А.В.Чаклин. – М.:Знание, 1977. - 75 с.

16.

www.wbo.int/ru - сайт Всемирной организации здравоохранения.













ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ




Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)

География населения


экономической географии зарубежных стран

нет
















ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на _____/_____ учебный год


№№

пп


Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № ____ от ________ 200_ г.)

Заведующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________ _______________ __________________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

Вопросы

к экзамену по дисциплине «Рекреационная география»


1.Основные этапы зарождения и развития туризма. Подходы к определению туризма.

2.Типологии туризма по географическим, социальным и психологическим критериям.

3.Соотношение биологического и социального в ключевых понятиях время препровождения (труд, досуг, рекреация, отдых, туризм).

4.Сущность и соотношение понятий досуг, рекреация, отдых и туризм.

5.Основные задачи и направления исследований географии туризма.

6.Место и роль географии туризма в системе наук.

7.Туризм как объект междисциплинарных исследований. «Ромашка Джафари».

8.Зарождение географических исследований туризма. Научные идеи И.Коля, А.Геттнера, К.Хассерта.

9.Становление географии туризма как науки. Научные идеи И.Страднера, К.Шпютца, Г.Вегенера, А.Мариотти.

10.Довоенный период развития географии туризма. Научные идеи С.Лещицкого, Р.Глюкманна, А.Грюнталя, Х.Позера, Ж.Мьежа.

11.Послевоенный период развития географии туризма. Основные направления деятельности МСОТО и АИЕСТ. Научные идеи А.Коха, П.Деферта, С.Девиса, К.Мак-Мерри, В.Милета, М.Милеской, К.Либера.

12.Период расцвета географии туризма. Научные направления исследований во Франции и США.

13.Пространственные модели туристских путешествий П.Мариота, С.Кемпбелла, М.Клаусона.

14.Пространственные модели туристских путешествий Ж.Мносека, Т.Гриера и Ж.Волла.

15.Модели туристских отбытий – прибытий Ж.Турота, Ж.О.Ж.Лундгрена, Д.Ж.Пирса.

16.Структурные модели туризма С.Ж.Бритона, Ж.Каза, Т.Хиллса, О.Лундгрена.

17.Пространственные модели развития туризма С.С.Плога, Р.В.Батлера.

18.Пространственные модели развития туризма Е.Гормсена, Ж.М.Миосека, М.Оппермана.

19.Зарождение отечественной рекреационной географии. Концепция территориальной рекреационной системы.

20.Концепция поляризованного ландшафта Б.Б.Родомана.

21.Концепция территориального рекреационно-хозяйственного комплекса.

22.Графическая «средовая» модель рекреационной системы.

23.Рекреационная география как социально-географическая наука. Предмет и объект исследований.

24.Методология, методика и методы исследований рекреационной географии.

25.Задачи рекреационной географии, взаимодействие в их решении с другими науками.

26.Свободное время населения, его структура и функции.

27.Рекреация и рекреационная деятельность, их основные общественные функции.

28.Типологии рекреационной деятельности.

29.Территориальная рекреационная система как объект изучения рекреационной географии. Структура ТРС и свойства ее подсистем.

30.Понятие о циклах и комбинировании рекреационной деятельности. Подходы к их изучению.

31.Рекреационные потребности населения. Рекреационный спрос.

32.Факторы формирования рекреационных потребностей.

33.Методы изучения рекреационных потребностей. Рекреационная избирательность.

34.Условия рекреационной деятельности и рекреационные ресурсы. Основные рекреационные фонды.

35.Типология рекреационных ресурсов, их особенности и основные характеристики.

36.Рекреационное землепользование, его типы и особенности.

37.Рекреационные ландшафты, их типология.

38.Принципы формирования рекреационных ландшафтов.

39.Методы формирования рекреационных ландшафтов.

40.Понятие о рекреационно-географическом процессе и среде реализации рекреационной деятельности.

41.Понятие функции места. Функциональное зонирование территории для целей рекреации.

42.Рекреационное районирование: критерии и таксономические единицы.

43.Туристско-рекреационное районирование Республики Беларусь. Центральный рекреационный район.

44.Туристско-рекреационное районирование Республики Беларусь. Северный рекреационный район.

45.Туристско-рекреационное районирование Республики Беларусь. Восточный рекреационный район.

46.Туристско-рекреационное районирование Республики Беларусь. Юго-Восточный рекреационный район.

47.Туристско-рекреационное районирование Республики Беларусь. Западный рекреационный район.

48.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Центральный район России.

49.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Северо-Западный район России.

50.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Северо-Кавказский район России.

51.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Приволжский район России.

52.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Уральский район России.

53.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Дальний Восток России.

54.Туристскр-рекреационное районирование СНГ. Страны Закавказья.

55.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Казахстан.

56.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Украина.

57.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Страны Средней Азии.

58.Туристско-рекреационное районирование СНГ. Сибирский регион.

59.Типы, функции и современные тенденции развития туристских центров.

60.Структура и географические особенности развития делового туризма.

61.Структура и географические особенности развития сельского туризма.

62.Структура и географические особенности развития экологического туризма.

63.Структура и географические особенности развития спортивного туризма.

64.Структура и географические особенности развития религиозного туризма.






Смотрите также:
Учебная программа для специальности: 1-31 02 01 География Направление 1-31 02 01- 02 География
291.92kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-31 02 01 География направление 1 31 02 01-02 География
171.25kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности: 1-31. 02. 01 География. Направление 1-31. 02. 01-01 Гидрометеорология 2009 г. Составители
144.85kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1-31 02 01 География. Направление 1-31 02 01-01 Гидрометеорология 2010 г. Составители
177.79kb.
1 стр.
Программа по предмету география Класс 10
453.27kb.
3 стр.
Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения Общая география
823.42kb.
5 стр.
Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс
612.57kb.
4 стр.
Программа итоговогой государственной аттестации по специальности 050103. 65 «География
1760.8kb.
9 стр.
Метаданные электронного образовательного ресурса
21.45kb.
1 стр.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват учреждений. 6-11 кл. Т. П. Герасимова. Начальный курс географии М., Дрофа, 2004 г
487.9kb.
3 стр.
Методическое пособие для практических занятий студентов по специальности "География"
364.84kb.
6 стр.
География туризма и гостеприимства «География международного туризма Зарубежные страны»
131.69kb.
1 стр.