Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Факультет ___ИСТОРИЧЕСКИЙ_____
Кафедра ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ_____

ПРОГРАММА

дисциплины


ЭТНОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Квалификация (степень): Бакалавр

Составитель:

кандидат исторических наук, доцент

Ашихмин И.Л.


2012 год

Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «ЭТНОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования _46 от 17.01.2011 _ по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Протокол № __11___ от ___3 июня__2012 г.

Зав. кафедрой______________________ Т.Н.Гелла

(подпись)

Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета исторического факультета (для дисциплин блока ОПД)

Протокол №_____ от ____ __________2012 г.

Председатель научно – методического совета _______________

(подпись)

Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно –

методического совета университета ________ для дисциплин блоков ГСЭ, ЕН)


АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Дисциплина “Этнология и социальная антропология” относится к профессиональному циклу ООП, его базовой части.

Полноценное высшее образование невозможно без всеобъемлющей гуманитарной подготовки. Важное место в системе такого образования занимает этнология и социальная антропология. Данный курс призван раскрыть как главные и общие закономерности исторического развития народов мира, так и их наиболее важные этнические особенности. Исходя из принципов научности и историзма, программа учитывает, что основу знаний по этнологии и социальной антропологии должно составлять изучение фактического материала. Поэтому в ней большое место отводится вопросам этногенеза и этнической истории народов, их этническому сознанию и самосознанию, хозяйству, материальной и духовной культуре, особенностям быта, семейных и общественных отношений. Наконец, программа выделяет самые значительные частные проблемы и детали, позволяющие дать наиболее точную этническую характеристику отдельным народам и народностям. Особое внимание в программе уделяется народам России, характеристике которых посвящен отдельный раздел.

Цель дисциплины “Этнология и социальная антропология” – познакомить студентов с понятийным аппаратом этнологической науки, ее главными исследовательскими методами, научными концепциями, наиболее авторитетными гипотезами, историей этнологической науки, а также дать студентам представление о современном этническом составе населения мира и основных этапах его становления, об особенностях традиционной культуры народов мира. Этот курс позволит будущим историкам получить необходимые для них знания по этнологии, понять ее связь с другими историческими дисциплинами.

Задачами курса “Этнология и социальная антропология” являются:

– проанализировать роль этнического фактора в мировой истории, этнических процессов (интеграционных, ассимиляционных, центробежных и др.), межэтнических конфликтов и путей их возможного разрешения, основных тенденций этносоциального и этнодемографического развития в мире.

– познакомить студентов с основными этнологическми источниками и методами исследований, дать характеристику теоретико-методологических и источниковедческих проблем этнологической науки, изучить типы и разновидности источников, ознакомить с основными приемами поиска, сбора, переработки и интерпретации информации.

– сформировать представление об основных этапах становления этнографической науки и показать ее современный уровень развития в России и за рубежом.

– сформировать целостное представление о современных народах мира. В ее основе – классификации народов, основанные на критерии их культурной близости, а не государственной принадлежности.

– выработать у студентов умения интегрировать этнографическую информацию со знаниями по истории, географии, обществознанию, литературе, сопоставлять и сравнивать этнографические факты, выделять этнические особенности материальной и духовной культуры народов, обосновывать собственную точку зрения на современные этнические процессы.

– сформировать у студентов навыки владения научной терминологией, как этнологической, так и общеисторической, работы с географическими и историческими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками).

– воспитать у студентов чувства гражданской ответственности, патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к обычаям и традициям народов, входящих в состав Российской Федерации, а также сформировать толерантного отношения к представителям разных культур, рас и конфессий.


Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина “Этнология и социальная антропология” относится к базовой части профессионального цикла ООП. До изучения данной дисциплины студенты знакомятся с ней лишь частично в школьных курсах всеобщей истории, истории России, географии, а также курсе «История мировых цивилизаций» (11 класс). В результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов должны быть сформированы компетенции в рамках школьного образовательного стандарта. Студенты овладевают знаниями по таким дисциплинам, как «Иностранный язык», «Культурология», «Археология», «Первобытное общество», «История России» и «История древнего мира» В результате освоения материалов по этим дисциплинам студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);


Требования к результатам освоения дисциплины:

Студент по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с квалификацией бакалавр по итогам изучения курса дополнительно к выше указанным должен обладать следующими новыми общекультурными компетенциями (ОК):

способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2) (начальный уровень);

готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (OK-14);

способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16) (начальные навыки).

Студент дополнительно к выше указанным должен обладать следующими новыми профессиональными компетенциями (ПК):

способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5) (начальные навыки);

способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10) (начальные навыки);

способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13) (начальные навыки).


В результате изучения дисциплины студент должен:

  • овладеть понятийным аппаратам курса “Этнология и социальная антропология”;

  • усвоить специфику различных классификаций народов мира;

  • углубить знания о материальной и духовной культуре народов мира;

  • уметь сопоставлять этнологическую информацию, учитывая хозяйственно-культурные типы народов и их социально-экономическое развитие;

  • иметь разносторонние представления об этно-культурных особенностях народов Российской федерации и зарубежных стран;

  • овладеть навыками работы с этнографическими, лингвистическими картами и социально-антропологическими схемами и таблицами;

  • уметь творчески мыслить, овладеть методами работы с исторической научной, справочной и учебной литературой

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).




Виды учебной работы

Всего часов 72=2 кр







1 семестр

2 семестр

Аудиторные занятия (всего)

36

18

18

В том числе:










Лекции

14

8

6

Практические занятия










Семинары

22

10

12

Лабораторные занятия










Самостоятельная работа (всего)

36

18

18

В том числе:










Курсовая работа (проект)










Расчетно – графические работы

2




2

Реферат

18

10

8

Другие виды самостоятельной работы

18

8

10

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)






экзамен

Общая трудоемкость:

72

36

36


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа курса «Этнология и социальная антропология» включает 9 тем, список литературы и перечень примерных вопросов к экзаменам.
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОЛОГИЮ и СОЦИАЛЬНУЮ АНТРОПОЛОГИЮ

Происхождение и содержание терминов этнология и этнография. Проблема категории этнос. Характерные черты этноса: устойчивость, внутреннее единство, этническое сознание и самосознание, язык, национальная материальная и духовная культура, национальный характер. Общность территории и природно-климатические факторы формирования этноса. Отличия этнической общности от политической и конфессиональной.

Объекты этнографического исследования. Этносы и этносоциальные организмы. Типы этносоциальных организмов: племя, народность, нация. Соотношение категорий «нация» и «народ». Нация как социально-исторический феномен. Сущностные признаки, необходимые и достаточные условия ее формирования. Структура этноса: этническое ядро, периферия и диаспора. Иерархия этнических общностей: этнографическая группа (субэтнос), этнос, мегаэтнос. Межэтническая общность. Причины многообразия форм этнических общностей. Этнические меньшинства, проблема их определения. Этнос и этничность. Примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский подходы к пониманию этнической общности. Концепции этноса в системе общественных наук.

Предмет и предметная область этнологии, основные критерии ее выделения. Главные этнические свойства ее объекта. Роль традиционно-бытовой культуры в определении предмета этнологии, временные параметры предметной области этнологии. Этнические процессы. Изменение представлений о предмете этнологии на разных этапах истории науки.

Место и значение этнологии в системе исторических наук. Сходство и отличие этнологии и гражданской истории. Этнология и культурная антропология. Связь этнологии с другими гуманитарными науками. Связь этнологии с точными и естественными науками. Пограничные дисциплины. Этнология и ее субдисциплины. Этносоциология. Проблема этничности. Этническая психология. Проблема национального самосознания. Этноэкономика. Этнолингвистика. Этнодемография. Этногеография.

Понятие и классификация этнологических источников. Основные этнографические источники. Артефакты и мемораты. Нарративные (письменные) источники. Полевые наблюдения. Вещественные памятники и предметы, изобразительные материалы. Устный фольклор. Архивные и музейные собрания, частные коллекции. Периодические издания как этнографический источник. Источники аналитической информации по этнологии: энциклопедические словари, этнографические атласы, тематические указатели литературы, e-data. Использование в качестве этнографических источников материалов и выводов пограничных с этнологией наук.

Общенаучные и специальные методы в этнографических исследованиях. Исторический, структурно-функциональный и системный методы. Сравнительно-исторический метод и метод типологического анализа. Комплексный метод совокупных характеристик. Метод моделирования. Методы поиска и сбора информации. Полевые исследования. Маршрутные и стационарные экспедиции. Анкетирование и интервьюирование. Выборочный метод. Методы переработки информации. Типизация. Группировка. Классификация, типологизация. Картографирование. Статистические методы сбора и переработки информации. Проблемы интерпретации полученных результатов.

Функции этнологии: теоретико-познавательная, прогностическая, практико-преобразовательная, просветительская.

Общие и частные задачи этнологии. Основные проблемы этнологии: этногенез, этническая история и этнические процессы (их характер и типы). Соотношение этноса и культуры, этнических и этносоциальных процессов. НТР, урбанизация и их воздействие на этнические процессы. Изучение современных народов и прогнозирование этнических и этносоциальных процессов. Проблемы прикладной этнологии в сфере внешней и внутренней политики, экономики, культуры и образования.

Тема 2. ИСТОРИЯ ЭТНОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Проблема периодизации истории науки о народах в отечественной и зарубежной этнологии. Основные наименования науки о народах в историографии: этнография, народоведение, этнология, культурная и социальная антропология. Современное состояние изучения истории этнологии.

Истоки этнографической науки. Зачатки этнографии в античном мире. Этнографические сведения и концепции в сочинениях Геродота, Страбона, Тацита, Цезаря и других авторов древности. Библия как этнографический источник.

Этнографические знания в средние века. Византийские авторы Прокопий, Иордан, Маврикий, Константин. Этнографические сведения в русских летописях. Средневековые путешествия. Ибн-Фадлан. Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло, ибн-Баттута. Русские путешественники XII-XV веков. А.Никитин и его труд об Индии. Космографии.

Великие географические открытия и накопление этнографических материалов. Появление периодических изданий по этнографии. “Ethnographia Mundi” И.Зоммера. Первые попытки антропологической классификации народов. Ф.Бернье. Роль русских путешественников в изучении народов европейского Севера, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока в XVI-XVII вв.

Колониальная политика европейских государств и расширение этнологических знаний в XVIII - начале XIX века. Путешествия Дж. Кука и Ж.Ф.Лаперуза. Этнологические проблемы в трудах Дж.Вико, Вольтера, И.Г.Гердера, Ж.Кондорсе, Ш.Монтескье, Р.Фергюссона. Зарождение сравнительно-исторического метода исследования. Рост национального самосознания и возникновение научного интереса к культуре и быту крестьян. Зарождение родиноведения. Изучение фольклора европейских народов. «Мифологическая школа». М.Мюллер. Ш.Перро. Братья В. и Я.Гримм.

Роль В.Н.Татищева и М.В.Ломоносова в развитие этнологических знаний в XVIII веке в России. Исследования С.П.Крашенинникова, Г.-Ф.Миллера, И.И.Лепехина. Сводные труды по этнографии России в XVIII в. И.Г.Георги. Русские кругосветные путешествия в начале XIX в. Вклад русских мореплавателей в изучение народов Тихого океана.

Становление этнологии как науки. Этнология в середине и второй половине XIX века. Попытки создания классификации народов, периодизации истории их культуры. Введение в науку терминов "этнография" и "этнология". Первые научные этнографические и антропологические общества и Европе и Америке. Появление периодических изданий по этнографии. Возникновение учебных центров по подготовке этнологов. Формирование понятийного аппарата.

Создание эволюционной теории исторического развития природных явлений и возникновение эволюционистской школы в этнологии. И.Бахофен, Т.Вайц, Дж.Мак-Леннан. Э.Тейлор, Дж.Фрезер. Роль А.Бастиана в развитии этнографической науки. Л.Г.Морган. Сильные и слабые стороны эволюционистской теории. Накопление обширного фактического материала и рост критического отношения к эволюционизму в конце XIX в.

Этнография в России во второй половине XIX в. Собирание фольклорно-этнографического материала. К.М.Сементовский. Деятельность этнографического отделения Русского географического общества. К.М.Бэр, Н.И.Надеждин, К.Д.Кавелин. Влияние немецкого народоведния на русскую этнографию. Эволюционизм в России. М.Н. и Н.Н.Харузины. Буржуазно-либеральное и народническое направления в российской этнографии. Д.Н.Анучин, М.М.Ковалевский, Э.Ю.Петри. Роль русских исследователей в этнографическом изучении народов России и зарубежных стран. Н.Н.Миклухо-Маклай, Н.М.Пржевальский и Г.Н.Потанин. Этнокартографические исследования П.Кеппена и A.Ф.Риптиха.

Этнографическая наука в конце ХIХ - первой половине XX века. Начало нового этапа в развитии этнографической науки. Рост числа профессионально подготовленных этнографов. Роль этнографических музеев. Расширение и углубление полевых исследований. Увеличение объема этнологической литературы. Кризис эволюционизма и начало поиска новых путей в исследовании культуры.

Антропогеография Ф.Ратцеля. Диффузионизм. Школа "культурной морфологии" Л.Фробениуса. Кельнская школа "культурных кругов" Ф.Гребнера. Венская католическая "культурно-историческая" школа В.Шмидта. Разработка и развитие метода этнической картографии.

Английский диффузионизм. Совершенствование полевой работы. Полевые исследования кембриджской школы. У.Риверс.

"Социологическая школа" Э.Дюркгейма, ее влияние на этнологию.

Американская школа исторической этнологии. Ф.Боас, его вклад в развитие методов этнографической работы. К.Уисслер. Р.Лоуди.

Роль З.Фрейда и фрейдистской школы в развитии этнологии. Этнопсихологическое направление в США. А.Кардинер, Р.Линтон, Р.Бенедикт, М.Мид.

Английский функционализм. А.Р.Радклифф-Браун и Б.Малиновский. Утверждение культа полевой работы в британской социальной антропологии.

Возникновение этносоциологии. Р.Турнвальд и В.Мюльман.

Влияние этнографической периодики на развитие этнологии в России. ''Этнографическое обозрение" и «Живая старина». Влияние марксизма на русскую дореволюционную этнографию. Труды Н.И.Зибера. Зарождение функционализма в России. В.Н.Тенишев и его частное "Этнографическое бюро". Деятельность Д.К.Зеленина, Л.Я.Штернберга и В.Г.Богораза. Русско-американская Северо-Тихоокеанская экспедиция.

Начало советского периода в российской этнологии. Искоренение «буржуазной» этнологии и утверждение марксистской этнографии. Создание журнала «Этнография». Влияние тоталитарного режима на состояние этнографической науки. Новые цели и задачи исследований. Роль советских этнографов в проведении в жизнь национальной политики советского государства, осуществлении преобразований культуры и быта народов СССР. Основание института этнографии АН СССР (Институт этнологии и антропологии РАН). Советская этнография в первые послевоенные годы. Дискуссия о предмете и задачах этнографических исследований. Изменение приоритетов и расширение объектов этнографических исследований.

Современный этап в развитии этнологии. Рост интереса к этнографии во второй половине XX века. Расширение объемов и направлений исследований и выпуска этнографической литературы. Деятельность этнографических музеев и других этнографических учреждений .

Рост внимания к родиноведению. Дискуссия о предмете и методах культурной антропологии и этнографии в современной западноевропейской науке.

Современные западно-европейская и американская школы. Релятивистское направление в американской социальной антропологии. Культурный релятивизм М.Херсковица. Возрождение эволюционизма. Л.Уайт. Неоэволюционизм. Дж. Стюарт и Дж.Мердок. Структурно-функциональное направление в британской социальной антропологии. Э.Эванс-Притчард. Французский структурализм. К.Леви-Строс. Интерпретативная антропология К.Гирца. Постмодернизм в культурно-социальной антропологии. Развитие герменевтической антропологии. В.Тёрнер.

Современная советская и российская этнографическая наука. Ю.П.Аверкиев, В.П.Алексеев, С.А.Арутюнов, Ю.В.Бромлей, Л.Н.Гумилев, Г.Е.Марков, В.А.Тишков, С.А.Токарев, Н.Н.Чебоксаров. Основные направления исследований. Разработка концепций «хозяйственно-культурных типов» и «историко-этнографических областей». Состояние этнографической литературы. Создание советскими этнографами "портретной галереи человечества" (издания "Народы мира" и "Страны и народы").

Современные этносоциологические и этнодемографические исследования, новые методы в этнологии. Задачи прикладной этнологии.

Этнографическое описание и эволюция его жанров в истории этнологии («реалистическое описание», «описание-исповедь», «импрессионистское описание», критическое, формальное и др.).

Научные и научно-популярные периодические этнографические издания. “Ethnologia Europaea”. “Demos”. “Anthropology today”, “Ethnohistory”. Международные этнологические организации. Международные конгрессы антропологических и этнологических наук.

Тема 3. КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ МИРА

Необходимость научной классификации народов мира. Этнографические признаки, лежащие в основе классификации народов.

Географическая классификация. Область применения. Основные трудности классификации. Главные этапы формирования современной этнической карты мира. Недостатки географической классификации.

Антропологическая классификация. Понятие "раса". Основные расовые признаки. Условность расовых границ. Отсутствие "чистых" рас. Закономерности расообразования. Возникновение больших рас. Промежуточные и малые (географические) расы. Межрасовое смешение. Антропологические типы, их неустойчивость и изменчивость. Несовпадение расовых и этнических ареалов. Роль антропологических данных в изучении этногенеза и этнической истории народов.

Языковая классификация. Ее принципы, цели и область применения. Типологическая генеалогическая классификация языков. Образование крупных языковых семей. Основные языковые семьи и их ареалы. Язык и этнос. Ностратическая и палеоевразийская гипотезы. Х.Педерсен. В.М.Иллич-Свитыч.

Хозяйственно-культурная классификация. Природная среда – необходимое условие и место возникновения и развития этноса. Производственная деятельность и формирование региональных форм хозяйства и культуры. Хозяйственно-культурные типы (ХКТ). Основные определяющие признаки ХКТ. Влияние географической среды на ХКТ. Традиции природоиспользования. Виды хозяйственно-культурных типологий. Корреляция ХКТ с основными эпохами социального развития человечества и со способами производства.

Этнографический принцип классификации народов по особенностям быта и культуры. Проблема совокупности культурных явлений как этнический феномен. Соотношение этнографического и хозяйственно-культурного принципов группировки народов.

Стадиально-типологическая классификация. Взаимосвязь характера этнических процессов и формы национальной консолидации. Объективные трудности и недостатки этнографического принципа классификации народов. Вопрос об этнографическом районировании (исторический и современный аспекты). Этнографические атласы.

Историко-этнографическая классификация человечества. Проблема общности исторических судеб народов. Трудности таксономии историко-этнографических общностей. Основные критерии выделения таких общностей. Историко-этнографические районы, области, провинции.

Классификация народов на основе этногенетического родства (единство происхождения). Проблема основных критериев для объединения этнических общностей разных типов (общее самосознание, язык, традиционный культурный и бытовой комплекс, социально-экономическое положение, антропологические особенности). Этногенетические пучки: деревья (ветви, стволы) и кусты.

Второстепенные и вспомогательные классификационные приемы. Группировка народов по конфессиональному признаку, уровню развития социальных отношений, формам семьи, видам оружия и орудий труда, жилищ и поселений, костюма и т.п.

Соотношение между антропологическим, языковым, историко-этнографическим и иными группировками человечества. Причины их несовпадения.


Тема 4. НАРОДЫ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ

Географическая среда. Основные этнокультурные области региона. Государства, границы и расселение этносов. Современная этническая структура населения Австралии и Океании. Этнодемографическая ситуация. Антропологическая, языковая, конфессиональная и хозяйственно-культурная характеристика народов Австралии и Океании. Значение этнографии Австралии и Океании для развития теоретической этнологии и истории первобытного общества.

Этногенез и этническая история. Вопрос о прародине народов Австралии и Океании. Проникновение древнейших людей из Юго-Восточной Азии в Австралию и на Тасманию. Заселение Новой Гвинеи. Основные этапы освоения человеком Океании. Проблема антропологического типа мигрантов. Численность и расселение аборигенов накануне европейской колонизации.

Колониальная экспансия европейских государств и США в Австралию и Океанию, основные этапы этого процесса и его этнодемографические последствия. Появление европейских и американских поселений в регионе. Истребление аборигенов. Трагическая судьба тасманийцев. Депопуляция Австралии, ее причины. Колонизация Новой Зеландии. Маорийские войны и их последствия.

Миссионерские "теократии" начала XIX века, установление конфессиональных барьеров и подрыв основ традиционной культуры. Освободительная борьба народов Океании, ее влияние на процессы этнической консолидации. Иммиграционные потоки из Азии и изменение в этнической структуре Океании. Складывание и развитие языков межплеменного общения. Этнокультурные и языковые проблемы современных независимых государств Океании. Пиджизированные языки (пиджины). Причины отсталости ее коренных народов.

Становление и развитие англоавстралийской и англоновозеландской наций. Характеристика основных этнических групп иммигрантов. Миграционные процессы. Метисация аборигенного населения. Процессы этнокультурной ассимиляции, консолидации и межэтнической интеграции.

Хозяйство и материальная культура. Охота и собирательство аборигенов Австралии и Тасмании. Объекты и способы охоты. Технологии земледельческого труда. Мотыжное земледелие тропического типа Меланезии. Традиционные культуры. Домашние животные Австралии и Океании. Рыболовство.

Орудия производства, охотничье и боевое оружие. Ремесла. Судостроение и мореплавание. Обмен у народов Австралии и Океании. Каменные и раковинные деньги в Микронезии.

Половозрастное разделение труда.

Поселения и жилища. Строительный материал и особенности конструкций жилищ в разных регионах Океании, Австралии и Новой Зеландии. Одежда, материал для ее изготовления. Тапа. Украшения.

Пища. Способы ее приготовления. Утварь.

Хозяйство и материальная культура англоавстралийцев и англоновозеландцев.

Семейный и общественный быт. Общественный строй народов Австралии и Океании. Племя, локальная группа, семья. Системы родства. Фратрии. Брачные классы и секции. Половозрастные группы. Обряды инициации. Родовая и сельская община. Парная семья. Полигиния. Мужские и женские тайные союзы Меланезии и Микронезии их социальные функции.

Формы собственности и социальное расслоение. Клановая аристократия. Патриархальное рабство. Органы власти и социального контроля. Вожди, старейшины, мужские дома. Бигмены. Межплеменные отношения. Военные конфликты.

Духовная культура. Религиозные верования и культы. Тотемизм. Тотемы, их природа и функции. Магия. Анимизм. Жрецы, колдуны и знахари. Культ предков. Вера в безличную силу "мана". Табу. «Карго-культы». Христианство у народов Океании.

Положительные знания у народов Океании. Народное творчество. Мифология. Фольклор. Музыка и музыкальные инструменты. Песни, танцы. Пляски корробори. Гавайские танцы хула. Изобразительное и прикладное искусство. Татуировка.

Влияние европейцев на хозяйство и материальную культуру, общественную и духовную жизнь народов Австралии и Океании. Детрибализация австралийских аборигенов. Резервации. "Внешние поселения" и миссионерские станции.

Современные межэтнические отношения в Австралии и Океании.


Тема 5. НАРОДЫ ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ

Географическое положение, климат, флора, фауна основных регионов Зарубежной Азии. Государства. Политические граница. Этнический состав и размещение населения. Этнодемографические характеристики. Географическая, и языковая классификация народов зарубежной Азии. Расы народов Азии. Реликтовые, смешанные и контактные группы. Основные хозяйственно-культурные типы и их современная динамика.

Этнополитическая ситуация в Азии. Конфликты на межэтнической и конфессиональной почве, пути их преодоления.

Этногенез и этническая история народов зарубежной Азии.

Дискуссия об Азии как о возможной прародине человечества. Стадии антропогенеза в Азии. Первичные центры доместикации растений и животных. Зарождение производящего хозяйства. Неолитическая революция и этногенез. Миграции и изменение этнического состава населения в "доцивилизационную" эпоху. Переселение монголоидов в юго-восточную Азию.

Азия как один из центров возникновения древнейших цивилизаций. Этнокультурные процессы в древнем мире. Расселение семитоязычных народов. Роль арамейского языка. Миграции арьев, дравидов и мунда. Этногенетические процессы в Закавказье. Этногенез древних китайцев (хуася).

Изменение этнической картины Азии в эпоху «Восточноазиатского переселения народов» III – VI вв. Перемещения тюркоязычных народов. Влияние тюркского каганата на этнические процессы в Азии. Арабские завоевания и исламизация населения Азии. Монгольские завоевания и их влияние на этнические процессы в ХIII - ХVII вв. Изменение антропологического типа народов Центральной Азии.

Проникновение европейцев в Азию. Колонизация континента и изменение этнической картины Азии. Присоединение Казахстана, Средней Азии и Закавказья к России. Ассимиляторская и переселенческая политика Турции в ХVII - XIX вв. Формирование современных народов Азии.

Национально-государственное размежевание после второй мировой войны. Новейшее этнокультурное развитие народов зарубежной Азии. Проблемы формирования современных этнических и политических общностей. Процессы консолидации и ассимиляции. Роль миграций. Этнополитическая интеграция. Этноразделительные процессы. Хуацяо.

Положение национальных меньшинств. Этнические противоречия, их особенности в различных регионах Азии.



следующая страница >>
Смотрите также:
Программа дисциплины этнология и социальная антропология направление подготовки: 050100. 62 Педагогическое образование
1080.17kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины «этнология стран америки и океании» Направление подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
246.02kb.
1 стр.
Программа дисциплины этнология и социальная антропология направление подготовки: 030600. 62 История
1080.08kb.
6 стр.
Педагогическое образование Профиль: Художественное образование Выпускник по направлению подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
930.87kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины «История искусств», «История изобразительного искусства Блок дисциплин (ПД) Направление 071500. 62 «Народная художественная культура», 072500 «Дизайн», 050100 «Педагогическое образование»
378.39kb.
2 стр.
Программа вступительного испытания по литературе для поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
210.6kb.
1 стр.
Программа вступительного испытания по истории для поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
552.01kb.
3 стр.
Программа вступительных испытаний по дошкольной педагогике по направлению подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
168.95kb.
1 стр.
Литература программа вступительного экзамена для абитуриентов направлений подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
379.9kb.
1 стр.
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»
1540.36kb.
12 стр.
Рабочая программа учебной исследовательской практики 2011-2012 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
553.12kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной археологической практики 2010-2011 учебный год Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»
299.64kb.
1 стр.