Главная
страница 1
Раздел 5 История педагогики и образования
Семинар 1. Воспитание и школа в античном мире Средиземноморья
План

  1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

  2. Спартанская и Афинская системы воспитания.

  3. Просвещение в эпоху эллинизма (III – I вв. до н.э.).

  4. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

  5. Зарождение христианской традиции воспитания.

  6. Христианское воспитание в первые века нашей эры.

Литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

Методические указания

  1. Составьте тезаурус по теме.

  2. Определите общее и различное в идеалах и практике воспитания и обучения в Спарте и Афинах.


Семинар 2. Педагогические идеи В.Ратке и Я.А.Коменского
План

  1. Эпоха, мировоззрение и краткие биографии В.Ратке и Я.А.Коменского.

  2. Общедидактические принципы В.Ратке и Я.А.Коменского.

  3. Возрастная периодизация, система школ и содержание образования в педагогической системе Я.А.Коменского.

  4. Элементы стихийного материализма, гуманизм и демократизм в мировоззрении Я.А.Коменского.

  5. Нравственное воспитание в педагогической системе Я.А.Коменского.

  6. Учебные книги Я.А.Коменского, их краткая характеристика.

  7. Требования к учителю.

  8. Концепция природообразного воспитания Я.А.Коменского.

Литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

  2. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика» / В.Г.Торосян. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с. – (Учебник для вузов).

  3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с. – (Б-ка учителя).

Методические указания

Напишите аннотацию к руководству по дошкольному воспитанию «Материнская школа» Я.А.Коменского.



Семинар 3. Проблемы воспитания и обучения в педагогических теориях

(Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци)
План

  1. Эпоха, мировоззрение и краткая биография Д.Локка, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци.

  2. Воспитание джентльмена в педагогической концепции философа и педагога Д.Локка.

  3. Теория естественного и свободного воспитания в педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо.

  4. Воспитание женщин в педагогической программе Ж.-Ж. Руссо.

  5. Педагогические идеи и практический опыт в организации воспитательно-образовательных учреждений (Нейгоф, Станц, Бургдорф, Ивердон).

  6. Теория элементарного и развивающего обучения в педагогической концепции И.Г.Песталоцци.

  7. Связь обучения с производительным трудом в педагогическом опыте И.Г.Песталоцци.

Литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

  2. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с. – (Б-ка учителя).

Методические указания

На основе педагогического романа «Эмиль или О воспитании» проанализируйте концепцию естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Особое внимание обратите на свободное, физическое и трудовое воспитание.


Семинар 4. Педагогические взгляды М.В.Ломоносова
План

  1. Эпоха, мировоззрение и краткая биография М.В.Ломоносова.

  2. Развитие школьного дела в России первой половины 18-го века.

  3. Народная педагогика и М.В.Ломоносов.

  4. Теория и практика образования в трудах М.В.Ломоносова.

  5. Дидактические идеи в педагогической теории М.В.Ломоносова.

  6. Становление педагогики высшей школы в России и М.В.Ломоносов.

  7. М.В.Ломоносов о педагогической этике.

Литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

  2. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А.Соловков. – М.: Педагогика, 1985. – 480 с.

Методические указания

  1. В интересах каких сословий учреждались учебные заведения в России во второй половине XVIII века?

  2. Расскажите об этих учебных заведениях.


Семинар 5. Педагогическая система К.Д.Ушинского
План

  1. Эпоха, мировоззрение и краткая биография К.Д.Ушинского.

  2. К.Д.Ушинский о народности в общественном воспитании.

  3. К.Д.Ушинский о воспитательной роли труда как фактора правильного психического развития ребёнка и его воспитания.

  4. Дидактические взгляды К.Д.Ушинского.

  5. Человек как предмет воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского.

  6. К.Д.Ушинский о проблемах начального обучения детей.

  7. Учение К.Д.Ушинского о родном языке.

  8. Классическое учение К.Д.Ушинского об уроке.

  9. К.Д.Ушинский о педагогической этике, требования к учителю-воспитателю.

  10. К.Д.Ушинский о пользе педагогической литературы.

Литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

  2. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Сост. и авт. ввод. очерков С.Ф.Егоров. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 432 с.

Методические указания

  1. При подготовке к семинару изучите К.Д.Ушинского «Родное слово», «О народности в общественном воспитании», «О пользе педагогической литературы».

  2. Проанализируйте педагогические взгляды К.Д.Ушинского и его последователей во второй половине XIX века.


Семинар 6. Становление и развитие советской педагогики П.П.Блонский, А.С.Макаренко
План

  1. Эпоха, мировоззрение и краткие биографии П.П.Блонского и А.С. Макаренко.

  2. Концепция трудовой школы в трактовке П.П.Блонского.

  3. Педагогика прямого и параллельного действия в педагогической системе А.С.Макаренко.

  4. Стадии формирования коллектива в учении А.С.Макаренко.

  5. Дисциплина, режим, поощрения и наказания в колонии им. А.М. Горького и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского.

  6. А.С.Макаренко о связи обучения с производительным трудом.

  7. А.С.Макаренко о семейном воспитании.

Литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

  2. Хрестоматия по педагогике / Под общей ред. Т.А.Ярковой. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007. – 240 с.

  3. Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 томах. – М., 1983 – 1985.

Методические указания

  1. Дайте характеристику А.С.Макаренко как практика и теоретика педагогики.

  2. Обоснуйте отношение А.С.Макаренко к педологии.


Семинар 7. Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского
План

  1. Эпоха, мировоззрение и краткая биография В.А.Сухомлинского.

  2. В.А.Сухомлинский о воспитательной роли коллектива.

  3. В.А.Сухомлинский о педагогике, которая должна стать наукой для всех.

  4. Учение В.А.Сухомлинского о выработке трудолюбия как элементе духовной интеллектуальной жизни.

  5. Нравственное воспитание в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

  6. Эстетическое воспитание в педагогической системе В.А. Сухомлинского. («Через красивое – к человечному»)

  7. Требования к учителю-воспитателю в педагогической системе В.А. Сухомлинского.

  8. Умственное воспитание и вопросы методики обучения.

  9. Гуманистическая направленность педагогических взглядов В.А. Сухомлинского.

Литература

  1. Сухомлинский В.А. О воспитании./ Сост. и авт. вступ. очерков С.Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.

  2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб. - воспитат. работы в сел. сред. школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 393 с.

  3. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

Методические указания

При подготовке к семинару прочтите книгу В.А.Сухомлинского «Школа радости» и дайте оценку педагогической деятельности В.А.Сухомлинского.


Семинар 8. Альтернативные типы школ в России на рубеже ХХ – ХХI веков и проект «школы будущего»
План

  1. Характер проблем российского образования в современных условиях.

  2. Характеристика средних школ нового типа (возникли после 1987 г.): гимназии, лицеи, колледжи.

  3. Характеристика частных и воскресных школ.

  4. Защита проекта «школа будущего».

Литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

  2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

  3. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 031300 «Социальная педагогика», 033400 «Педагогика» / В.Г.Торосян. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 351 с. – (Учебник для вузов).


Смотрите также:
Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред академика рао а. И. Пискунова. 2-е изд., испр и дополн. М.: Тц «Сфера», 2001. 512 с
67.69kb.
1 стр.
Практикум для вузов Москва владос губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. М.: Гуман центр владос, 2003. 112 с
1956.82kb.
10 стр.
Учебное пособие для высших и средних проф учеб заведений культуры и искусств / Г. А. Алтухова. 2-е изд., испр и доп М. Изд-во мгуки : Профиздат, 2002. 101 с
226.54kb.
1 стр.
Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр и доп. М.: Наука, 1989. 576с. Иродов И. Е. Механика. Основные законы. 5-е изд., испр. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 320с
222.55kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов вузов Б63 / под ред. Н. И. Ковалевской. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2009. 256 с
402.45kb.
3 стр.
Книга для чтения с учащимися: Пособие для учителей /под ред. Э. П. Козлова М.: Иосо рао "Филология", 2001- 10 п л
3389.9kb.
18 стр.
Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів / За ред. М. С. Корольчука. К.: Ельга, Ніка-Центр, 2007. 400 с
53.15kb.
1 стр.
Учебное пособие Для студентов факультетов физической культуры высших педагогических учебных заведений
5656.6kb.
25 стр.
Руководство по развитию талантов / Под ред академика рао б. М. Бим-Бада. М.: Изд-во урао, 2003. 152 с., ил. 16 с. Азаров Ю. П. Подозреваемый. Трансцендентальный роман. М.: Изд-во «Вагриус», 2002. 480 с
25.16kb.
1 стр.
Учебное пособие для студентов педагогических вузов /под ред. Пономаревой И. Н. М.: Академия, 2003. 272 с
72.2kb.
1 стр.
Учебное пособие для студ мед училищ/ В. Н. Ярыгин, И. Н. Волков, В. И. Васильева и др.; Под ред. В. Н. Ярыгина. М.: Владос, 2001. 464 с
364.66kb.
1 стр.
Практикум по логике для студентов высших учебных заведений второе издание, переработанное и дополненное
2042.86kb.
10 стр.