Главная
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
Тема 1

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Понятие национальной экономики

Термин «национальная экономика» пошел в научный ар­сенал как синоним понятия «экономика суверенной страны», «экономика республики». В советский период экономика БССР была составной частью единого народнохозяйственно­го комплекса Советского Союза. С июля 1990 после распада СССР начала формироваться национальная экономическая система в рамках суверенного белорусского государства.

Современные ученые рассматривают национальную эко­номику как пространственно определенную, национально специфическую организацию жизни общества. Националь­ная экономика - это и отрасль науки, изучающая эконо­мический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике. Как наука национальная эко­номика имеет собственный объект, предмет и методологию исследования. Объектом исследования выступает экономи­ка страны в масштабе нации, государства. Предметом - со­циально-экономические процессы воспроизводства, зако­номерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, по­тенциалов, механизмов. Потенциал развития экономики определяется источниками, ресурсами, движущими силами и составляет сущностный аспект национальной экономики. Содержательный аспект раскрывается в анализе состояния, тенденций, механизмов хозяйственной деятельности и раз­работке вопросов макроэкономической политики. Анализ хозяйственной деятельности должен проводиться с учетом институциональной среды, включающей систему формаль- і ных (законодательно закрепленных) и неформальных (ба­зирующихся на обычаях, традициях, нормах поведения) ин­ститутов, в условиях которой ведется любая, в том числе и экономическая деятельность.

Методология исследования национальной экономики базируется на системном и структурно-функциональном , подходах. Главными принципами такого анализа являются:


  • комплексность - взаимоувязанное рассмотрение раз­личных аспектов экономической деятельности в рамках на­циональной экономической системы в целом;

  • сопоставимость - рассмотрение структурных показа­телей, рассчитанных для однотипных по масштабам струк­турных подразделений национальной экономики и одина­ковых периодов времени;

  • динамичность - рассмотрение всех явлений в динами­ке за определенный период с целью выявления тенденций развития.

Важнейшими условиями существования национальной экономики являются: суверенитет нации и государства; территориальная целостность; единство экономического пространства и социальной среды; наличие единой денеж­ной единицы и целостной финансовой системы; общность характера хозяйственных институтов; развитость внутрен­него рынка и т.д.

Национальная система выступает как сложная система, включающая в себя комплекс структурных, функционально­ресурсных, институциональных и других подсистем. В функционально-ресурсном плане - это совокупность потенци­алов: природно-ресурсного, трудового, производственного, научного, инновационного и др. В структурном плане - это совокупность субъектов хозяйствования: предприятий, орга­низаций, отраслей, хозяйственных комплексов, регионов, их взаимосвязей и отношений. В институциональном плане - это совокупность институтов рыночной экономики.



Национальная экономика - это структурированная в отраслевом и региональном пространстве экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институ­циональной системой, отвечающей складывающимся в этой стране экономическим, политическим и идеологическим условиям.

Для анализа процесса структуризации национальной экономической деятельности в региональном пространстве необходимо выделить факторы, влияющие на размещение экономических единиц по территориальным образовани­ям. К таким факторам относятся: геополитическое и эконо­мико-географическое значение территориальных образо­ваний; совокупность ресурсов, присущих тому или иному территориальному образованию; природпо-клпмагические условия, складывающиеся в том или ином территориаль­ном образовании; предпринимательский климат и инвести­ционную привлекательность региона. В рамках национальной экономики экономическая де­ятельность регулируется институциональной системой. Ин­ститутом принято называть правила и нормы, укоренивши­еся в обществе. Институты, получившие законодательную основу, называют формальными, а институты, базирующи­еся на неписаных законах, традициях, обычаях называют неформальными. Совокупность формальных и неформаль­ных институтов составляют институциональную среду, в условиях которой ведется любая деятельность, в том числе и экономическая. Институциональная система страны исторически обус­ловлена, она складывается в течение продолжительного пе­риода под влиянием политических, идеологических, эконо­мических факторов. Она отражает форму государственного правления, политический строй, менталитет народа, исто­рически сложившиеся принципы ведения хозяйства. Поэ­тому попытки переустройства институциональной системы без учета этих факторов могут привести к существенным нарушениям социальных устоев жизни общества. Инсти­туциональная система страны, по существу, предопределя­ет особенности поведенческих установок экономических агентов в процессе осуществления ими любого направления экономической деятельности. Национальную экономику как сложную систему можно представить в форме абстрактно-логической модели, от­ражающей наиболее значимые отношения и связи, способ организации и функционирования общества. Системная модель экономики может выступать в двух аспектах: по­зитивном и нормативном. В первом случае модель - это описание какого-то процесса в экономике, во втором - это образец для воспроизведения. Закономерности функцио­нирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы отражает бе­лорусская экономическая модель.



Белорусская модель характеризуется следующими чер­тами:

  • построение постиндустриального общества на базе ин­новационного развития экономики;

  • сильная и эффективная государственная власть, обес­печивающая политическую стабильность, безопасность, со­циальную справедливость и общественный порядок;

  • равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики - эффективность ведения хозяйства;

  • многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в ус­ловиях глобализации мирохозяйственных связей;

  • активизация интеграционных процессов со странами

СНГ и Россией, Евросоюза;

  • эффективная социальная политика государства, ин­вестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социаль­ная помощь.

Наряду с этим национальная экономика имеет и устой­чивые негативные аспекты:

  • несовершенную структуру экономики (воспроизводс­твенную, отраслевую, региональную, технологическую);

  • физически и морально устаревшие основные фонды и технологии;

  • несоответствие товарной структуры производства и потребления;

  • низкие качество и конкурентоспособность многих ви­дов продукции и услуг;

  • слабую обеспеченность топливно-энергетическими ре­сурсами;

  • недостаточно благоприятный инвестиционный климат И т.д.

Данные тенденции необходимо внимательно анализиро­вать и объективно оценивать при формировании потенциа­ла развития национальной экономики.

Внутрисистемные предпосылки направлены на обеспе­чение эффективности и конкурентоспособности националь­ной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, опти­мизацию ее структурных характеристик. Суть обновления состоит в том, чтобы создать структуру экономики, адек­ватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка и интегра­ции белорусской экономики в мировое хозяйство.

Накопленные белорусской экономикой структурные де­формации после распада СССР весьма многообразны. Они проявлялись:



  • в отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой про­мышленности и отставании производственной и социаль­ной инфраструктуры, несоответствии структуры спроса и предложения;

  • в технологической структуре производства, в мораль­но устаревшей материально-технической базе, не позволя­ющей рассчитывать на успешную деятельность в условиях рынка;

  • в техническом уровне и качестве выпускаемой продук­ции, в низкой конкурентоспособности большинства видов производимой продукции;

  • в размерной структуре производства - доминировании крупных и сверхкрупных предприятий;

  • в системе существовавших между предприятиями хо­зяйственных связей, которые устанавливались в централи­зованном порядке и без учета их влияния на издержки про­изводства и конечные результаты.

Указанные проблемы можно преодолеть на основе ак­тивного государственного регулирования. Важное место занимает при этом создание новой системы управления с учетом требований социального, экономического, эколо­гического принципов устойчивого развития. Ноосферная модель устойчивого развития - это модель управляемых взаимодействий общества, природы и человека в целях бо­лее гармоничного развития системы в целом. Эта модель строится на понимании того, что ириродосбережение и ее восстановление становится общепланетарной ценностью и главным условием выживания человечества в новом веке.
1.3. Основные макроэкономические показатели и пропорции
Ключевыми макроэкономическими показателями яв­ляются: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). В ежегодный Прогноз социально-экономического разви­тия Республики Беларусь включаются 16 важнейших па­раметров: ВВП, продукция промышленности, сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров (продовольственных и непродо­вольственных), объем внешней торговли (экспорта и им­порта), реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рента­бельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость ВВП, ввод в эксплуатации жилья.

Глобальный финансово-экономический кризис, разра­зившийся в IV квартале 2008 и проявляющийся в течение всего 2009 года, который выразился в резком снижении де­ловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества, привел к негативным тенденциям в экономике Беларуси. Вместе с тем сохранение в республике макроэкономической стабильности в условиях влияния пос­ледствий мирового финансово-экономического кризиса с вы­ходом на объем валового внутреннего продукта по результату 2009 года на уровне 100,2 процента к итогу 2008 года следует рассматривать позитивно.

Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595 определены важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год (табл. 1).



Таблица 1

Важнейшие показатели

2010 год в процентах к 2009 году (в сопоста­вимых ценах)

Валовой внутренний продукт

111-113

Продукция промышленности

110- 112

Продукция сельского хозяйства

110 - 111

Инвестиции в основной капитал

123 - 125

Производство потребительских товаров - всего

114-115

в том числе:




продовольственных

114-115

непродовольственных

114 - 115

Объем внешней торговли товарами и услугами

124-125

(по методологии платежного баланса) - всего




в том числе:




экспорта

127 - 128

импорта

120-121

сальдо (млн долларов США)

(-4600) - (-4700)

Реальные денежные доходы населения

114- 115

Розничный товарооборот

114-115

Платные услуги населению

113-114

Производительность труда

109 - 111

Рентабельность реализованной продукции,




работ и услуг в промышленности (в процентах)

10

Энергоемкость валового внутреннего продукта

1

(снижение в процентах)

8-10

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источ­




ников финансирования (млн кв. метров)

6,96

Численность занятых в экономике




(тыс. человек)

4740

Основные макропоказатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС). Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных показателей, приме­няемая для описания и анализа макроэкономических про­цессов. Ключевым показателем системы является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использова­ния доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

В счетах системы отражаются экономические операции, происходящие между институциональными единицами в рамках каждого из видов экономической деятельности. Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей. Как и все счета, он состоит из двух частей: в части «ресур­сы» показываются выпуск, импорт товаров и услуг, налоги на продукты и субсидии на продукты, в части «использова­ние» - объемы использования товаров и услуг на потребле­ние (промежуточное и конечное), накопление основного и оборотного капитала, экспорт товаров и услуг. Счет произ­водства отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства, а также в отраслевом разрезе. Счет образования доходов является составной частью счетов первичного распределения доходов. Счет распределения первичных доходов характеризует распределение доходов, полученных от производственной деятельности и от собс­твенности, между резидентами (институциональными еди­ницами или секторами). Счет вторичного распределения доходов отражает преобразование валового национального дохода в располагаемый доход в результате поступлений и передач текущих трансфертов. Счет использования рас­полагаемого дохода показывает, как домашние хозяйства, государственные учреждения и некоммерческие организа­ции, обслуживающие домашние хозяйства, распределяют свой располагаемый доход между расходами на конечное потребление и сбережением. Счет операций с капиталом отражает финансирование валового накопления основно­го капитала и изменения запасов материальных оборот­ных средств, включая перераспределение богатства между секторами экономики и «остальным миром» в виде калитальных трансфертов. Счет остального мира отражает все операции между институциональными единицами данной страны (резидентами) и институциональными единицами других стран (нерезидентами), которые произошли в тече­ние отчетного периода.

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции - количественное соотношение между различными подразде­лениями и сферами общественного производства, отрасля­ми, регионами.



Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций: воспроизводственная, отраслевая, технологическая, реги­ональная, институциональная, социальная. Показатель воспроизводственной структуры отражает на макроуровне соотношение между стадиями воспроизводства ВВП (про­изводством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.). Они дают представление о степени социальной ориентации, преодо­ления избыточной ресурсоемкое™, динамике потребления, инвестиционных возможностях общества и экспортной на­правленности. Отраслевая структура показывает динами­ку межотраслевых пропорций, роста отраслей, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения. Выделяют межотраслевые пропорции - между взаимосвязанными отраслями (промышленностью и сельским хозяйством, до­бывающей и обрабатывающей промышленностью, живот­новодством и растениеводством и др.), а также внутриот­раслевые - между производствами внутри одной отрасли (например, выпуском чугуна и стали в металлургии, трак­торов и комбайнов в сельскохозяйственном машинострое­нии). Технологическая структура конкретизирует соотно­шение между традиционными и новейшими технологиями, показывает объем внедрения наукоемких высоких техноло­гий. Региональная структура (территориальная) отражает пропорции в размещении и развитии производства и соци­альной инфраструктуры в границах определенных террито­рий. Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством. Социальная структура отражает совокупность социальных групп, их от­носительную динамику, а также структуру форм собствен­ности.

Выделяют следующие устойчивые тенденции изменения пропорций, присущих большинству национальных эконо- м и к:



  • опережающее развитие наукоемких отраслей;

  • снижение удельного веса промышленности, что обус­ловлено опережающим ростом сферы услуг и повышением эффективности производства;

  • ускорение развития обрабатывающей промышленнос­ти по сравнению с добывающей;

  • расширение участия страны в международном разде­лении труда, что выражается в более быстром развитии вне­шнеторгового оборота по сравнению с ростом производства внутри страны.

Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансиро- ианности применяется государственное регулирование.
1.4. Типы национальных хозяйственных систем
Понятие «национальная экономика» тесно связано с термином «экономическая система», так как оно конкре­тизирует данный тип экономической системы, отражает ее специфические черты, обусловленные географическим положением страны, уровнем экономического развития, ее участием в международном разделении труда, культурны­ми, историческими традициями и другими факторами.

Система означает сложную и взаимосвязанную совокуп­ность элементов, классификация которых зависит от крите­рия анализа. Типологизация национальных экономических систем может быть различной:



  1. но уровню социально-экономического и технологи­ческого развития - высокоразвитые, развивающиеся и сла­боразвитые национальные экономики;

  2. по структуре хозяйства - аграрные, индустриальные, постиндустриальные общества;

  3. по размерам территории страны - малые страны, сред­ние страны, крупные и крупнейшие страны;

  • по региональному признаку - страны азиатско-тихоо­кеанского региона, европейские страны, африканские и т.д.;

  • по национальному признаку - экономика Австрии, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Японии и т.д.;

  • по степени включенности в мировую экономику - за­крытого и открытого типа;

  • по степени зрелости различают формирующиеся, зре­лые или развитые;

  • по типу и границам государственного вмешательства в экономику - свободная или либеральная, административ­но-командная, смешанная;

  • по механизму координации - традиционная, рыноч­ная и командная(плановая).

Подобная типологизация систем позволяет выявить ос­новные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность форм и механизмов фун­кционирования систем. Каждый из видов экономической системы, реализуясь в конкретных условиях, приобретает свои особенности. Так складываются современные модели экономических систем. Под социально-экономической мо­делью понимают комплекс хозяйственных институтов, оп­ределяющих принципы, направления деятельности, дееспо­собность экономической и социальной систем в конкретных условиях страны и региона.

Факторами формирования модельных различий явля­ются:

  1. уровень развития национальной экономики;

  2. степень и характер государственного регулирования экономики;

  3. выбор национальных экономических приоритетов;

  4. особенности менталитета народа;

  5. формы взаимодействия государства и бизнеса;

  6. механизмы согласования интересов различных групп и слоев общества;

  7. источники и масштабы финансирования экономики;

  8. уровень развития и формы организации рыночной среды и т.д.

Критериями дифференциации моделей могут выступать и макроэкономические показатели: объем, структура и дина­мика ВВП; размер ВВП на душу населения; индекс потреби­тельских цен; уровень производительности труда и др.

И современной экономической литературе распростра­нен подход к анализу моделей по критерию «социальнос­ти», согласно которому выделяют либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую группы моде­лей. Эти группы рыночных моделей отличаются: структу­рой собственности; направленностью социальной политики; участием государства в перераспределительных процессах; границами государственного участия в экономике.

Из современных рыночных моделей выделяют следую­щие: американская, японская, различные европейские моде­ли. Американская модель экономики основывается на сво­бодном частном предпринимательстве, стремлении к личной выгоде и богатству. Для нее характерны высокая индивиду- ;ільная активность и ответственность. Государство подде­рживает на основе частичных льгот и пособий малообеспе­ченные слои населения. Японскую модель характеризуют такие признаки, как опора на национальные приоритеты, вы­сокий уровень дисциплины, производительности труда, го­сударственное программирование экономики. Среди наибо­лее известных европейских страновых моделей выделяют: германскую (модель социального рыночного хозяйства); французскую (модель государственного дирижизма); швед­скую (модель «государства благосостояния»).

Страны Европы постепенно движутся к созданию еди­ной общеевропейской модели по следующим направле­ниям: создание единого внутреннего рынка; формирование экономического и валютного союза; гармонизация финан­совой политики; сближение социальных моделей; обеспече­ние единых условий предпринимательской деятельности и поддержка конкурентной среды; принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.

Эффективность национальной модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью адекватно реагировать на различные социально-экономические вызовы, гибкос­тью. В конечном счете, наиболее полно эффективность мо­дели оценивается по показателям: роста ВВП, благосостоя­нием населения, конкурентоспособностью экономики.

Каждая страна при нерехрде к рынку должна строить свою собственную модель национальной экономики на базе опыта развитых стран, но без механического копирования, мешения различных черт. Главная задача построения сис­темной модели экономики состоит в выявлении основных институтов, компонентов, взаимосвязей, обеспечивающих эффективный тип хозяйствования.



Белорусская модель социально ориентированной экономики в ее завершенном виде, согласно НСУР, - это высокоэффективная экономика с развитым предприни­мательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателем в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизво­дительном труде. Она гарантирует высокий уровень бла­госостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах свобо­ды предпринимательства и добросовестной конкуренции, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновен­ности, обеспечения взаимоувязки благосостояния работни­ка и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и предпринимателями.

Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включа­ет специфические черты, отражающие историю страны, тра­диции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедли­вость. Она исключает такие составляющие как обвальную безработицу, резкую социальную дифференциацию населе­ния по доходам.




следующая страница >>
Смотрите также:
Тема 1 научные основы национальной экономики понятие национальной экономики Термин «национальная экономика»
2614.46kb.
11 стр.
Лекция Научные основы национальной экономики (4 ч.) Понятие национальной экономики. Предмет и задачи курса «Национальная экономика Беларуси»
585.11kb.
4 стр.
Учебная программа по учебной дисциплине: «Конкурентоспособность национальной экономики»
122.35kb.
1 стр.
Формирование кластерной политики как направление повышения конкурентоспособности национальной экономики
228.99kb.
1 стр.
Лекция Рост национальной экономики (2 ч.)
376.33kb.
3 стр.
Вопросы к экзамену по дисциплине «информационная безопасность»
38.88kb.
1 стр.
Лекция Формирование рыночной экономики (4 ч.)
629.11kb.
4 стр.
Азбука экономики
1364.48kb.
6 стр.
Тема 7: Структура экономики страны. Экономический рост и регуляторы национального хозяйства
80.73kb.
1 стр.
Программа дисциплины для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»
571.83kb.
3 стр.
Предмет макроэк анализа. Проблемы на уровне нац экономики
227.56kb.
1 стр.
Вопросы для тестирования к гак для специальности «Мировая экономика», специализация «Международные валютно-кредитные отношения»
177.92kb.
1 стр.